Для вас родители

Сунгурова Сабина Айюповна

на этой странице вы сможете найти полезные статьи, консультации для родителей и интересные  и полезные тренинги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласточка » с. Атланаул Буйнакский район РД.

Консультация для родителей

«Мама тоже идет  в детский сад»

http://www.rojdestvo.ru/upload/iblock/551/internet-psih.png

Подготовил педагог-психолог:

Сунгурова С.А.

Сентябрь 2017г.

В свои двадцать-тридцать-сорок лет мы вдруг возвращаемся назад во времени и снова переступаем порог детского сада — на этот раз уже не как маленькие девочки, а как взрослые люди под названием «мамы». Но так же, как и много лет назад, мы робеем перед воспитательницами и так же плачем, расставаясь у дверей садика с самым дорогим на свете существом — своим ребенком. О том, насколько тяжел период адаптации к детскому саду для малыша, написано много книг и статей. Но часто и мама крохотного создания подвергается сильному стрессу.

Не только малыш готовится к своему первому дню в новом коллективе. Мама тоже должна как следует подготовиться, чтобы первый день не стал сумбурным, чтобы все прошло как можно более гладко, насколько вообще это возможно!

Итак, заранее поговорите с воспитательницей или заведующей садиком. Она продиктует вам список всего необходимого, что надо иметь с собой в первый и последующие дни. Список может включать: запасные комплекты одежды, расческу, сменную обувь, трусики или колготки, носочки, носовые платочки, а также справку от врача, возможно, включающую в себя информацию о прививках.

Узнайте также, к которому часу нужно привести малыша, допускаются ли опоздания, каков режим группы, чем детей кормят и какое расписание приемов пищи и сна. Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду. Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет (если он достаточно большой, предоставьте этот выбор ему) и какие вещи он возьмет в качестве запасных. Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.

Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитательнице, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребенка его любимую игрушку.

Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Скорее всего, платьица не будут приветствоваться — сидя на песке, девочка будет пачкать трусики. Также не очень удобны брючки на бретельках и «боди» — ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее.

Если малыш еще мал и не умеет пользоваться горшком, попытайтесь приучить его сообщать о том, что он сделал это. Иначе воспитательница может заметить происшедшее только через несколько часов, и на коже ребенка появится покраснение.

Если ваш кроха ходит «по большому» регулярно в одно и то же время, предупредите об этом воспитательницу.

Обязательно заранее познакомьтесь со всеми воспитательницами в группе, запомните их имена.

Старайтесь общаться с ними как можно доброжелательнее, избегайте конфликтов по пустякам, иначе их раздражение по отношению к вам может быть перенесено на ребенка.

Запишите все телефон детского сада, но ни в коем случае не злоупотребляйте — звоните только по предварительной договоренности с воспитателем, именно в то время, которое она вам назовет, или в экстренном случае.

Убедитесь, что в распоряжении воспитателя есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т. д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.

Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

Часто ребенок из всех воспитателей выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает предпочтение, и общайтесь с ней как можно больше — тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о своей крохе.
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Уходя — уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Первые дни и даже недели могут быть тяжелыми — ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным... Естественные чувства любой матери — жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания. Как справиться с таким состоянием? Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.

Если вы сами посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство — многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники. Боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы можете помочь своему ребенку с ними справиться, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.

Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам в садике было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестоки, несправедливы — это не значит, что ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и, наверняка, вы нашли лучший садик из всех возможных вариантов. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Конечно, маме, которая с рождения ребенка сидела с ним дома и практически не расставалась в течение 3 лет даже на несколько часов, будет очень трудно смириться с фактом, что она не знает, чем в данную минуту занят ее малыш. Дома ей покажется пусто и одиноко без топота маленьких ножек, грохота игрушек, смеха или плача родного человечка.
Даже работающая женщина будет переживать, хотя она и раньше расставалась с ребенком на целый день.

Но пока малыш дома с бабушкой или няней, мама постоянно в курсе их занятий, может часто звонить домой, а вечером получает подробнейший отчет о прожитом дне, о каждом достижении ребенка и о каждой его бандитской проделке. После дня в детском саду мама, конечно, получит краткий отчет от воспитателя, но он будет включать, скорее всего, только несколько сухих фактов о том, как и что ребенок ел (или не ел), сколько спал и т. д. Словарный запас маленьких детей ограничен, поэтому дождаться от самого ребенка внятного и подробного рассказа о прожитом дне маме удастся не скоро. Пройдет немного времени и возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он стал более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и т. д. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить садик.

Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику — большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних кроха часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может быть... его возраст. Все наслышаны о знаменитом двухлетнем кризисе. Садик может ускорить взросление ребенка, и этот самый кризис свалится вам на голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.
Единственный совет, который можно дать родителям «ужасной двухлетки» в этот период — терпение, терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справиться с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку. Если ребенок еще маленький и не очень хорошо говорит, помогите ему высказать свои чувства, задавайте вопросы, на которые он сможет отвечать (словами или жестами) «да» или «нет».

Такие моменты могут быть очень трудными для мамы. Она может чувствовать себя покинутой — еще вчера ее кроха был маленьким, теплым, преданным комочком, каждую минуту нуждавшимся в маме, и вдруг он превращается в кричащего злобного «монстрика», отталкивающего ее руки и не желающего слушать уговоры и слова утешения. Не отчаивайтесь и наберитесь терпения.

Главное — помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку. Возьмите его на пару ночей в свою кровать, конечно если для вас это приемлемо, — и вы убедитесь, что рядом все тот же крохотный человек, который когда-то благодаря вам появился на свет.

Вы быстро заметите и положительное влияние садика на развитие ребенка. Он станет более самостоятельным, научится есть, одеваться и обуваться самостоятельно, сам скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесет из садика новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнездышка.

В добрый путь, малыш!



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласточка » с. Атланаул Буйнакский район РД.

Консультация для родителей

«Развивающая предметно-пространственная среда дома для детей дошкольного возраста»

https://kataeva-egords1.edumsko.ru/uploads/3000/6027/persona/folders/igrushki_detyam/Kakie_igrushki_nuzhny_detyam_1.jpg?1472725868220

Подготовил педагог-психолог:

Сунгурова С.А.

Октябрь  2017г.

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного     возраста.

(советы для родителей)

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника,  поэтому достаточно большой процент детей по тем или иным причинам не посещают детские дошкольные учреждения. Ребёнок растёт в привычных домашних условиях, соблюдая привычный режим, избегая стрессов и  перегрузок. Задача семьи – смоделировать социокультурную предметно – пространственную развивающую среду, которая позволила бы ребёнку развиваться творчески, познавать язык, реализовывать свои познавательные и коммуникативные потребности. Условия, которые создаст семья ребёнку, определят в будущем, как он будет учиться, будет ли пытлив его ум, будет ли он стремиться к познанию окружающего. От того, какая среда окружает ребёнка, зависит его интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие.   Поэтому важно грамотно создать  развивающую среду для ребёнка – дошкольника в условиях семьи, важно чтобы материальная среда была именно развивающей.  Ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, но в то же время у него должно быть своё пространство, оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Предметно – пространственная среда семейного воспитания даёт возможность ребёнку формировать ценности познания и отношения к миру не только с помощью родителей, но и самостоятельно.

Как достичь этого в условиях семьи? К тому же есть ряд причин, затрудняющих « внедрение развивающей среды» в семью. Это и малый метраж квартир, и небольшой общий семейный доход, и отсутствие элементарных знаний о том, как должна выглядеть среда, комната ребёнка. Всё и просто, и сложно. Взрослый должен осознать, что среда – это пространство, заполненное предметами, игрушками, живя среди них, ребёнок  вместе с взрослым осваивает окружающий мир. Поэтому и создавать среду следует с позиции творческой активности и самостоятельности ребёнка. Взрослый создаёт среду, дающую свободу деятельности и активности ребёнка. Среда не должна быть статичной. Среда – носитель информации об окружающем. В помещении должно быть светло. « Центры» должны разумно сочетаться.

 Так какие же рекомендации можно дать родителям по построению развивающей среды в семье.

  • В семье игры и игрушки можно разместить, создав « центры». Содержание  «центров»  нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома             « камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые  немного подзабыты ребёнком.
  • Учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка.
  • Включите не только стационарную, но и  мобильную мебель.
  •  Сделайте « сундучок»,  в  котором  будут  храниться  предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов.
  • Не концентрируйте весь игровой материал в  одном месте, создавайте для ребёнка ситуацию активного поиска.
  • Помните, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – « ближнее» пространство.
  • Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом.
  • Интересно создать в комнате подиум с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть.
  • Создайте « детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок  учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае  необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете,  детские плечики и ребёнок будет приучаться к порядку.
  • Можно организовать «Картинную  мини – галерею». Важно приучить глаза ребёнка к живописи, графике, к скульптуре. Размещайте произведения одного или нескольких авторов портретную живопись, рассматривайте  и обсуждайте вместе с ребёнком. Там же размещайте детские работы.
  •  Организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ.
  • «Детская лаборатория – это серьёзно». Создайте элементарную детскую лабораторию. Соберите в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т.д. Организуя лабораторию, постепенно вводите новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия.
  • В зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок « умелых ручек»  или  « уголок мастериц». Сделайте подборку из бросового материала: пробки, пластиковые бутылки, катушки, подборку из природного материала: шишки, мох, семечки…
  •  «Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом  ребёнок сам начнёт читать.
  • «Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции.
  • «Лента моей жизни». Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом  есть фотографии всей семейной родословной.
  • Организуйте уголок спорта. Пусть там находятся любимые  спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент.
  • Создайте уголок « тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть.
  • При создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду, как общим, так и специфичным  материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты…..  Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.
  • Покупая игрушку, обращайте внимание на сертификат, безопасность материалов, развивающий потенциал игрушки.
  • Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.

Помните, создание среды  - это творческий процесс. В нём  принимают участие две стороны – родители и дети. Дерзайте и у вас получится!



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласточка» с. Атланаул Буйнакский район РД.

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании личности ребенка»

http://ds8gnezdechko.a2b2.ru/resources/doc-13644-file-block_files_13644-13650.file/name/b583524052947c12d42f77ad0f20459a.jpg

Педагог-психолог:

Сунгурова С.А.

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

 Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный  контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. 
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. 
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 
 Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. 
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитани,забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласточка» с. Атланаул Буйнакский район РД.

Консультация для родителей

«Как научить ребёнка управлять своим поведением»

http://www.stihi.ru/pics/2017/12/25/2760.jpg

Педагог-психолог:

Сунгурова С.А.

Декабрь 2017г.

Как научить ребенка управлять своим поведением

ДИСЦИПЛИНА - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Дисциплина предполагает обучение детей подобающему поведению. Дети должны подчиняться установленным правилам. Дети считают, что правила – это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Это часть цикла их развития.

Приемами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвала, объяснения, установление правил и моделирование подобающего поведения. Все эти приемы используются в комплексе, чтобы добиться желаемого результата.

РАССМАТРИВАЙТЕ МОТИВЫ. В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих детей. Но ребенок редко имеет намерения поступить плохо. Нежелательное поведение детей часто является побочным продуктом их любознательности. Мышление детей не настолько развито, чтобы они могли предвидеть последствия своих поступков. Главная забота родителей – принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей. Разумеется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных проблем. Ребенок огорчается, поскольку его родители расстроены, но не знает, что сделал не так. Почему нельзя заниматься исследованиями, как ученый? Разве плохо быть любознательным?

Когда не ребенка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не назвали плохим его поведение. Они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла пытаться вести себя лучше. Кроме того, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применять физическую силу.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ. Позитивная дисциплина предполагает воспитание у ребенка чувства ответственности. Правила должны быть изложены четко и определенно. Правила надо последовательно проводить в жизнь. Дети начинают понимать и воспринимать разумные доводы, они следуют правилам сознательно, а не по принуждению. Правила должны соответствовать уровню развития ребенка. Не следует бранить ребенка, например, за то, что он рассказывает выдуманную историю или плохо ведет себя в магазине(ему трудно приспособиться к необычной обстановке). Главное – его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении. Как только ребенок поймет, что таким поведением он не привлечет ничьего внимания, он прекратит это делать.

Обязанность родителей – сделать ребенка таким, чтобы его любили окружающие. Избалованный ребенок всегда стремиться настоять на своем, и ему трудно находить общий язык с людьми. В результате он будет страдать из-за недостатка уважения к себе.

ИЗБЕГАЙТЕ КОНФЛИКТОВ. Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребенком по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда. Если ребенок собирается сделать что-нибудь запрещенное, вовремя отвлеките его.

Простые правила: если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка на очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности и избавит вас от бесконечных нотаций. Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия:

  • Правило должно быть конкретным
  • Каждое правило лучше повторять по нескольку раз;
  • Правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;
  • Повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет;
  • Формулировка правила должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо» а не «Не кричи»);
  • Обосновывайте для ребенка применение правила;
  • Если ребенок испытывает правило на прочность, провоцируя вас на окрик или шлепок, оставайтесь спокойными и твердыми в выполнении правила;
  • Взрослые сами должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.

Игры для развития самоконтроля

Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность.

Солнечные зайчики –

Прыг, прыг, скок

Прыгают как мячики –

Прыг, прыг, скок.

Взрослый читает потешку и показывает ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик «устает, прячется в норку и засыпает.

Игра «Волшебное зеркало»

Цели: отрабатывать навыки взаимодействия взрослого и ребенка; развивать воображение, ориентировку в пространстве и на своем теле, умение повторять движение взрослого.

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Все нам верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Взрослый показывает движение, ребенок должен его повторить.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы; снизить агрессивность; развивать чувственное восприятие; гармонизировать отношения между взрослым и ребенком.

Взрослый подбирает несколько (6-7) мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, ваты и т.д. Выкладывает их на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ее ласковыми лапками. Ребенку с закрытыми глазами нужно угадать, какой «зверек», т.е. предмет, прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант; «зверек» может прикасаться к щеке, ладоням, колену.

ДИСЦИПЛИНА – ЭТО НЕ ПРОСТО СЛЕПОЕ ПОСЛУШАНИЕ. ЧТОБЫ ИЗ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ ПОЛУЧИЛИСЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ, ИМ НУЖНЫ ТЕРПЕЛИВЫЕ И ЛЮБЯЩИЕ РОДИТЕЛИ!

У воспитателя должны быть определённые психологические установки и тогда дети почувствуют их и будут слушаться или хотя бы считаться с тем, что им говорят. Разговаривать обращаясь к группе детей надо погромче, но желательно не кричать. Надо говорить серьёзно, чётко и уверенно. 
Можно и даже нужно использовать игровые моменты. Можно сказать "Тихо! К нам на занятие пришла собачка! Она на Вас смотрит!", затем от лица этой собачки поздороваться изменив голос.

Можно для привлечения внимания детей использовать бубен, колокольчик, игрушечный барабан или ещё какую-нибудь музыкальную игрушку. Можно открыть перед детьми большую книгу, а если кто-то баловаться начинает закрыть её и сказать "Вот дети начали баловаться и книга от нас закрылась, сказка спряталась".

Как ни странно, игровые моменты привлекают внимание, направляют на то чтобы детей на то чтобы они притихли и настроились на более спокойный лад.

С детьми нужно играть и заниматься, нужно направлять их энергию, как говорится, в мирное русло.

Приглашайте на игры и занятие не прозой, а стихами, говорите что-нибудь в рифму.

Например, "Один, два, три, четыре, пять.. . Сейчас мы будем рисовать. ", "Нам не надо драться, нам надо заниматься. ", "Мы друг-другу не мешаем, мы друг-другу помогаем" и так далее.

Бывают такие дети, которые и сами начинают баловаться, и других заводят. Можно давать им отдельные задания. Пусть рисуют или строят что-нибудь из конструктора.

Можно пересаживать детей, особенно таких которые друг с другом балуются или мешают один одному. Если будут просить не пересаживать, то договоритесь с ними чтобы сидели вместе спокойно. Если не будут сидеть спокойно, то всё-таки пересадите.

Можно сказать, что по коридору ходят другие строгие воспитатели и проверяют порядок. Кто шумит, дерётся и мешает того заберут в другую группу на перевоспитание.

Не надо делить детей на воспитанных и невоспитанных. Дети разные и они хорошо чувствуют людей. В детстве неповторимая интуиция. 
Если взрослому не хватает уверенности в себе и психологических установок, то даже самые тихие дети это почувствуют и могут смеяться над таким незадачливым взрослым за компанию с другими детьми. 
У родителей своя работа, у воспитателей своя. Свою работу свалить на родителей не имеет смысла.

Какими бы трудными дети ни были, надо их воспринимать как отдельных личностей, а не как продукты семейного воспитания. 
Дети из одной и той же семьи могут быть очень разными. Обращайте на это внимание.

Вне семьи происходит много ситуаций о которых детей не предупреждали, которые сами родители предугадать не могли. У детей мало жизненного опыта, а в наше время много информации вокруг поэтому дети много чего знают и вспоминают.

Семейное воспитание - это одно, общественное (в садах, в школах) - это другое.

Чтобы дети слушались надо иметь определённые психологические установки. Дети почувствуют Вашу уверенность и будут с Вами считаться. Надо работать над своей интонацией. На правила поведения и запреты интонация одна, на игры и сказки - интонация другая.

Ещё чтобы лучше понимать детей надо иногда вспоминать себя в детстве. 
Насчёт помощи, могу сказать, что, мы, воспитатели, помогать должны детям, а не взрослым. Самим детям надо в первую очередь помогать в том чтобы они научились вести себя в обществе.

Если хотите чтобы дети слушали Вас, слушайте их. Просто общайтесь, то с одним, то с другим ребёнком, то с нескольким сразу. Сами дети подскажут как к ним подойти. В этом плане надо прислушиваться к своей интуиции. 
Обсуждайте с детьми то, что им интересно: фей Винкс, бакуганов, кукол Братц и тому подобное. Тогда Вы сможете с ними подружиться.

Вообще, в современных российских садах условия работы оставляют желать лучшего.

С детьми интересно и можно найти к ним подход. Со взрослыми бывает сложнее, и с родителями, и с начальством.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласточка» с. Атланаул, Буйнакский район РД

Консультация для родителей

«Таланты детей находятся на кончиках

 их пальцев»

  https://hdfon.ru/wp-content/uploads/hdfon.ru-3267.jpg

        

Педагог-психолог:

Сунгурова С.А.

Февраль 2018г.

Как утверждают великие ученые, Мария  Монтессори и В.А Сухомлинский, что «Истоки способностей и дарование детей находятся на кончиках пальцев», а ярчайшей философ И.Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». И  действительно, исследования современных филологов показывает, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках  пальцев и кистях  рук, утомление рук ведет к торможению центральной нервной системы и наоборот.  Таким образом развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев, поэтому ребенок имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически  рассуждать, и у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

  Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев механически раздражая их и вызывая ощущения тепла с помощью массажа. Известный японский ученный  Йосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями». Слабую руку ребенка необходимо развивать, выполняя при этом основное правило – работа по развитию мелкой      моторики рук должна проводиться систематически, и только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают с начало подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).

Массаж ладошек камешками, металлическими или разноцветными стеклянными шариками.

По свидетельству археологов, люди играют кремневыми, каменными, мраморными и глиняными шарами  многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

Массаж грецкими орехами.

 Предлагается:

 а) катать 2 ореха между ладонями;               

 б) прокатывать один орех  между пальцами

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;                                 

       г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «управляют» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке). На ступне так же, как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Очень важно научить детей снижать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений.

«Слепки ступней» - их делают на песке или глине. Для этого в группе нужно иметь поднос с соответствующим материалом.

«Угадай, чей след» - хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными слабый раствор зелёнки. Можно сочинить и детективную историю «Куда ведет след».

«Собери листья» - игроки сидят на стульях. На полу разложить «листья» (из бумаги, ткани, тонкого полотна). Их надо собрать пальцами ног. Выиграет тот, кто больше листьев соберёт.

«Напиши имя» Ребенок зажимает между большим и вторым пальцами ноги карандаши и пытается «оставить автограф».

«Нарисуй огурец» (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник). Так же зажатыми в пальцах ног карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу.

Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: «Аплодисменты ступнями», «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются».

Кроме массажа, для развития моторики используют различные пальчиковые игры. Их можно условно разделить на группы: (Показ и объяснение их влияния на развитие тех или иных психомоторных способностей)

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Помоем руки», «Погреем руки», «Гуси щиплют травку», «Надеваем перчатки» и т.п.).

Игры-манипуляции («Сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик – дедушка» и т.п.).

Сюжетные пальчиковые игры («Пальчики здороваются», «Очки», «Стул», «Колокольчик», «Зайчик», «Утка» и т.п.).

Театр в руке («Теремок», «Апельсин», «Как у бабушки Наташи» и т.п.)

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга», «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальные восьмерки»).

Помимо массажа и пальчиковых игр для развития мышц рук и координации их движений используют упражнения с различными материалами и мелкими предметами:

  • конструирование из счетных палочек;
  • лепка из пластилина, соленого теста, теплого воска;
  • обрывание бумаги разной плотности фактуры;
  • сминание и разглаживание ладонью и пальцами листа бумаги;
  • оригами;
  • аппликация из природного материала;
  • выкладывание из камешков, круп, косточек, ягод, плодов и семян различных изображений;
  • завязывание бантов и узлов;
  • игры с клубочками ниток;
  • работа с любыми видами мозаик и конструкторов и т.п.

Медики и педагоги едины в своем мнении ,что такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность,   восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.

Попробуйте осуществить с детьми проект, который  условно называется «Наши руки». Предложите им      обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведите их и налейте в тарелки) и приложить к большому      листу ватмана, на котором изображен только ствол. Получится разноцветное дерево с кроной листьев-рук. И пусть ребенок подумает и расскажет, что можно делать своими руками. Дети узнают, что руки - трудяги могут все на свете, ау родителей появятся новые темы для интересных и познавательных бесед со своими детьми.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласточка» с. Атланаул Буйнакский район РД.

Игровой тренинг для родителей

«Мы все такие разные»

http://ds71.detkin-club.ru/images/parents/cliparti1_daycare-clipart_07_57429b5fdc514.jpg

Педагог-психолог

Сунгурова С.А.

Игровой тренинг для родителей «Мы все такие разные»

проводится с целью:

  • повышения уровня творческого потенциала участников тренинга;
  • развития коммуникативных навыков родителей;
  • обогащения личностного опыта, помогающего увидеть особенности проявления творческой и познавательной активности ребенка.

Часть I. Вступительное слово.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

Игра – является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игровой деятельности ребенок моделирует мир человеческих отношений, также он учится общаться со сверстниками. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

Но, ребенок пришел первый раз в детский сад и говорить о том, что он может во что-то играть, да к тому же что-либо создать в продуктивной деятельности еще рано…

Часть II. Игры на расслабление.

1. Игра «Приветствие»

Родители сидят полукругом на стульях. Предложить родителям поздороваться друг с другом, но необычным способом: положить ладонь на плечо соседа и произнести: «Здравствуйте! Я – Ксения, мама Иры», руку с плеча соседа не убирать, до тех пор пока все не поздороваются. Приветствие произносит один человек, остальные слушают и запоминают, как кого зовут.

2. Игра «Я дарю Вам…»

Родителям предлагается произнести фразу: «Я дарю Вам…» и добавить слово, обозначающее эмоции, чувства, настроение. Фраза передается по кругу, каждый участник добавляет свое слово.

3. Игра «Танец»

Предложить родителям потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Родитель должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам, при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказок: станцуйте «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток» и т.д.

Темы для второй части задания: станцуйте «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».

Необходимо следить, чтобы родители именно танцевали, а не изображали соответствующие чувства мимикой.

Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловыми, понятным для взрослых текстом.

Часть III. Словесные игры.

1. Игра «Укрась слово»

Задача: подобрать к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Например:

Существительное

Прилагательное

платье

красивое, нарядное, легкое, теплое, праздничное, красное

солнце

яркое, блестящее, лучистое, доброе, горячее, желтое, ослепительное

2. Игра «Выведение следствий»

Родителям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…?». Задача взрослых дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

  • «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»
  • «Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
  • «Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
  • «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»
  • «Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»
  • «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»
  • «Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»

3. Игра «Что на что похоже»

Предложить родителям вспомнить геометрические фигуры и сказать на что они похожи:

круг – будильник, солнце, яблоко;

квадрат – телевизор, тумба, часы;

прямоугольник – дверь, окно, шкаф;

овал – огурец, банан, баклажан;

треугольник – пирамида, гора, шапка.

4. Игра «Аппликация без наклеивания»

Предложить родителям геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник) и выложить из них какие-нибудь предметы или картинки, а может быть и сюжетную картинку.

Часть IV. Художественная мастерская.

1. «Рисунок в несколько рук»

Всем участникам предлагается вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник изображает отдельный элемент задуманного образа.

Второй участник игры, обязательно отталкиваясь от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и остальные участники.

Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.

Но, как правило, конечный продукт мало интересует. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

2. «Пластилинография»

Предложить родителям картон, пластилин. Попросить «нарисовать» с помощью пластилина какую-нибудь картину, придумать к ней название. Сочинить небольшую историю, чтобы отразить в ней название картины.

3. «Кляксография»

Перед родителями большие листы (формата А3), краски, кисти и трубочки. Показать, как из пятна с помощью трубочки можно создать настоящий шедевр.

4. «Пальчиковая живопись»

  • пальчиками: «Дождь», «Цветочки».
  • кулачками: «Мы идем знакомиться».
  • ладошками: «Лебедь», «Снежная королева», «Лесная полянка».

Часть V. Заключительное слово.

«Данный игровой тренинг был направлен на углубление и обобщение вашего личного опыта, на освоение новых способов действий с изобразительными материалами, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от нас в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и вашего желания.

Сегодня я видела ваши улыбки, слышала ваш смех, чувствовала вашу радость. Надеюсь, что с этим настроением вы пойдете домой и начнете творить со своим ребенком так же, как это было сегодня и получите столько же положительных эмоций от занятий со своим ребенком».



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Ласточка» с. Атланаул Буйнакский район РД.

Игровой  тренинг для родителей на тему:

«Первый раз в детский сад»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/092d/0003d9bc-651dbae8/hello_html_2f1569ba.jpg

Педагог  - психолог :

Сунгурова С.А.

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

       Задачи:

  1. Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.
  3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
  4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители будущих воспитанников НДОУ.

Оборудование: стикеры для визиток, цветные карандаши, фломастеры, игрушка, грецкие орехи, волшебный мешочек, мультимедийный проектор, компьютер.

ХОД ВСТРЕЧИ

    Упражнение «Визитки»

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визитки. После того как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о себе.

Ведущий:   Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросу адаптации детей к ДОУ. Многие  незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, напишите свои имена на стикерах. 

     Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

1.   Как его зовут?

2.   Какой у вас любимый завтрак?

3.   Ваше любимое занятие?

Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.

Правила тренинга

Ведущий:

       Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.

Например:

 1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?

2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.

 3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

 4. Общение по принципу "здесь и теперь", говорим от 1-го лица ("Я..."). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.

5. Помним, что поведение человека и его личность - это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.

6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего. 

Игра на сплочение " Встреча руками"

Ведущий:  

Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки:

  1. сначала найдут друг друга;
  2. познакомятся;
  3. проявят симпатию;
  4. потанцуют;
  5. подерутся;
  6. помирятся;
  7. попрощаются.

     Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

  • Легко ли было выполнить это упражнение?
  • Что мешало?

Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

Упражнение - визуализация «Воспоминания»:

   На экране слайд – шоу – фотографии родителей в раннем возрасте под музыку.

Ведущий:   Попробуйте вспомнить свои первые детские впечатления о детском саде, о школе.

Ведущий подытоживает общий настрой группы и фиксирует различные проявления настроения участников.

Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем,  что подсчитать количество адаптационных периодов в жизни человека точно невозможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств:

  • Поступление в детский сад.
  • Переход из одной группы в другую.
  • Длительная болезнь.
  • Длительный отпуск.
  • Смена педагога.
  • Появление нового ребенка в группе сверстников.

Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Как выдумаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

        Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство
  • Страх
  • Заторможенность (повышенная возбудимость)
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство

Упражнение "Грецкий орех"

Ведущий:

    Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают)

Ведущий:

  Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на стол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий:

   Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.

         Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

  • являющиеся единственными в семье;
  • чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
  • привыкшие к тому, что их капризам потакают;
  • пользующиеся     исключительным     вниманием взрослых;
  • не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
  • неуверенные в себе;
  • страдающие ночными страхами;
  • эмоционально неустойчивые;
  • пережившие психологическую травму;
  • с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
  • чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад

 Для более успешной адаптации родителям необходимо знать особенности данного возраста.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет). Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета.

Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет способен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • 6 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки - «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

  • Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
  • Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
  • Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
  • Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
  • Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
  • Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2 — 3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
  • Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
  • То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
  • Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:

     пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками,

     и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под

     присмотром взрослого!

  • Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
  • Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам  ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у  ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне  естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или         переключить его внимание.

Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Рефлексия

Ведущий: 

    А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним  рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

   Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  • что он узнал сегодня;
  • было ли для него это полезно;
  • какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
  • что он хотел бы еще узнать.  

                             Спасибо за ваше внимание и до новых встреч.

П А М Я Т К А

Правила для родителей в период адаптации ребенка

к изменяющимся условиям.

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком  

                    детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у

                    ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого

                    дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

  1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»
    Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

2. «Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.

3. «Волшебные фигуры».

Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

4.  «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?»

Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»