Проект как средство развития познавательной деятельности первоклассников на уроках окружающего мира при изучении темы «Человек».

Корчагина Валентина Ивановна

Глава І. Психолого-педагогические основы использования проекта как средства развития познавательной деятельности у учащихся 1 класса.

1.1.         Возрастные особенности учащихся 1 класса.

        В жизни каждого ребенка поступление в школу  является сложным переломным моментом. Первоклассник «… автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей…» писала В.С. Мухина. [51, с. 249]

        У ребенка меняется весь распорядок дня. Игра перестает быть главным видом деятельности, теперь жизнь маленького человека подчиняется новым правилам, нужно  каждый день трудиться в  школе, выполнять задания, ему приходится сосредотачиваться на решении разнообразных учебных задач. Не всегда  первоклассник хорошо осознает свое новое положение, но ребенок гордится, что стал взрослым. Новый социальный статус способствует появлению у первоклассника, по мнению Л.И. Божович, «внутренней позиции школьника»[4.], что имеет для ребенка огромное  значение. Именно «внутренняя позиция школьника» помогает первокласснику привыкать к выполнению новых обязанностей. Как показывает педагогический опыт, почти всем  детям хочется  быть успешными в учебе. У большинства первоклассников высокая самооценка, дети убеждены, что у них все должно получаться хорошо, поэтому сильно пе­реживают неудачи.

        Смена видов деятельности при переходе ребенка из детского сада в школу влечет за собой перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Новые впечатления переполняют ребенка настолько, что  в поведении первоклассников иногда  появляются нетипичные для них особенности. 

        Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. в учебном пособии для студентов всех специальностей педагогических вузов «Возрастная и педагогическая психология»[18] выделили факторы,  оказывающие   влияние на поведение первоклассников на начальном периоде обучения. К ним относятся:

·         резкое изменение режима всего дня;

·        занятия напряженной умственной деятельностью;

·         новые взаимоотношения с одноклассниками;

·        отношения с учителем только начинают складываться в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, чем с воспитателем в детском саду;

·        «Часто далек бывает для первоклассников и общешкольный коллектив». [18, с. 123]

       Быстрее адаптируются к школьным условиям дети, умеющие регулировать свое поведение, у которых имеется достаточный опыт общения, хорошо развита речь, сформированы познавательные мотивы. В период адаптации к школе некоторые первоклассники становятся очень шумными, они постоянно отвлекаются на уроках,  капризничают. Другие дети очень робеют, при малейшей неудаче плачут. У части первоклассников замечены нарушения сна, аппетита, дети капризничают, иногда начинают играть с игрушками для совсем маленьких детей. Из-за нагрузки, которую испытывает психика первоклассника, его организм не справляется  с резким изменением образа жизни, поэтому количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями,  увеличивается. Опорно-двигательный аппарат первоклассника еще не оформлен окончательно и плохо переносит большую нагрузку, когда на уроке ребенку  приходится долгое время находиться в статической позе. Также в возрасте 6-7 плохо развиты мелкие мышцы рук,  ещё не закончилось  окостенение костей фаланг пальцев и запястья, поэтому  первоклассники часто жалуются на боли в руках. [76, с. 45]

       Для педагога очень важно получить в это время правильное представление о личности своего ученика, помочь ребенку включиться полноценно в новую жизнь. Период адаптации, связанный с приспособлением к школе и ее основным требованиям, существует у всех учеников первого класса. При этом необходимо помнить, что готовность к систематическому обучению у детей находится на разных уровнях, состояние их здоровья тоже различно, а значит, процесс адаптации к школе у каждого первоклассника  будет индивидуальным.  Так у одних детей он занимает всего месяц, у других - четверть, у третьих может  растянуться  на весь первый год обучения, который иногда определяет всю дальнейшую школьную жизнь ребенка.

        По окончанию переходного периода дети привыкают к школе, включаются  в учебную деятельность, но у первоклассников остаются потребность в игре и в движении, потребность во внешних впечатлениях. «Именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладевать знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность». [18, с. 123 - 124]

          Особо следует выделить и подчеркнуть значимость интереса к самому процессу познания. По исследованиям  Л.И. Божович[3], уже в дошкольном возрасте выделяются дети, стремящиеся сами открывать для себя мир. Проявление такого интереса у ребенка означает его постоянную  познавательную активность без всяких специальных стимулов.      

         Отмечается, что для детей с ярко выраженным интересом к познанию сам этот процесс доставляет большое удовольствие. Ныне действующая программа для начальных классов предусматривает высокий уровень умственного развития детей, ставит своей целью в первую очередь пробудить их интерес к процессу познания как важнейшему в структуре учебных мотивов младшего школьника.         

        Итак, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положительных, социально значимых мотивов учения — первостепенный фактор в развитии личности младшего школьника.

 

1.2.         Определение понятия «познавательная деятельность».

      Обучение в школе – необходимый и важный этап подготовки ребенка к жизни и  полезной деятельности в обществе. [83, с. 7]    

      Чтобы повысить мотивацию обучения, наилучшим способом реализовать способности учащихся, их возможности, потребности и интересы Федеральный государственный образовательный стандарт РФ разработан с и ориентирован в первую очередь на деятельностный подход к образованию. [87] 

      Формирование личности в учебном процессе происходит в активной деятельности и общении с учителем и товарищами. [83, с. 6]    

      А.А. Люблинская утверждала, что «Деятельность человека представляет собой целую цепь, или систему действий, практических и умственных, направленных на достижение какой-то цели». [44, с. 79]  Человек стремится к достижению  этой цели,   используя для этого все свои силы и имеющийся опыт. 

    А.А. Люблинская предложила следующую структуру деятельности:

1.     Цель – что человек хочет.

2.     Мотив – ради чего человек действует.

3.     Средства, которые он использует для достижения поставленной цели.

4.     Результаты деятельности (в материальной или в духовной сфере).

5.     Отношение человека к результатам и к процессу самой деятельности.

      Деятельность маленького человека еще не всегда логична, он легко отвлекается и теряет цель, но, ежедневно практикуясь, опираясь на помощь взрослых, наблюдая за ними, ребенок осваивает всё новые виды деятельности.

      Для дошкольника главный вид деятельности – игра, для школьника ведущей является познавательная деятельность.

     Познавательную деятельность изучает гносеология (греческое gnosis - знание, logos - учение) – «в философии: теория познания»[54, с. 130].  Перед учителем в начальной школе стоит важная задача: дать ребенку прочные знания, помочь в освоении умений и практических навыков, которые помогут ему успешно окончить начальную школу и станут фундаментом для дальнейшего обучения в среднем и старшем звене. Но при этом, по утверждению В.А. Сухомлинского: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной и для здоровья и для умственного развития ребёнка зубрежке». [72, с. 109]

      Ещё в двадцатые годы в советской педагогике велись поиски таких методов обучения, которые обеспечили бы сознательность, активность и творческое отношение  учащихся к овладению новых знаний. Очень часто мотивация учебной деятельности в школе происходит через внешнее воздействие, учитель воздействует на детей, внушая им мысль о необходимости учения, поощряя старательных учеников и наказывая оценкой нерадивых.  Хотя этот способ воздействия при определенных условиях может быть достаточно эффективным, всё-таки необходимо искать у детей такие способы формирования положительной устойчивой мотивации к учебе, которые побуждали бы субъекта учения к упорной, систематической работе, формировали внутреннюю мотивацию к учению. «Необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания», - писала А.К. Маркова.[47, с. 140]

      Формирование положительного отношения к учению происходит, если в процессе обучения выполняются такие принципы, как активность и самостоятельность, а потому то, как организована  познавательная  деятельность,  играет важную роль. 

    Дети по природе своей исследователи и всегда с радостью принимают участие в различных исследовательских делах. Развитие познавательной активности, начиная с первого класса, поможет реализовать и развивать способности каждого, а так же создаст условия для построения индивидуального маршрута.

   Н.Ф. Виноградова писала, что существовать в мире и не познавать его, человек не может. Она дала свое определение познавательной деятельности - «это активное изучение человеком окружающей действительности» [86], во время  которого ребенок получает знания, знакомится с законами существования окружающего мира, а также учится воздействовать на него (окружающий мир) с определенной целью.

      По Щукиной Г.И. познавательная деятельность школьника представляет собой обязательную, систематически совершаемую деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством.[83, с. 40]   

    Познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодых поколений к жизни. Познавательная деятельность школьников строго регламентирована. Определено время занятий, учреждения, в которых происходит познавательная деятельность, чётко обозначены цели деятельности и объём её содержания. «…Эта деятельность особая и её социальное назначение очень существенно» утверждала Г.И. Щукина.[83, с. 41] Объектом познавательной деятельности является различная информация.

     Г.И. Щукина утверждала, что структура познавательной деятельности, «отражает построение любой деятельности»[83, с. 49]: мотив, цель, объект, средства, результат.

     Однако  Г.И. Щукина выделяла и отличительные особенности познавательной  деятельности школьника:

- субъектом познавательной деятельности является ученик;

- характер протекания процесса учения, в который включен школьник, может быть разным: в одних случаях репродуктивным, в других – поисковым, в иных – творческий;

- часто опосредованная связь с предметным миром;

- результат познавательной деятельности ученика не всегда «обладает материализованным «выходом». [83, с. 43] 

      А.М. Матюшкин утверждал, что становление школьника как субъекта познавательной деятельности  происходит только при определенном уровне  развития психических познавательных процессов, (восприятие, память, воображение, внимание, мышление и речь) особенно важными на его взгляд являются процессы мышления: сравнение, обобщение, анализ и синтез.[49]

      Н.Н. Поддъяков выделил два вида мыслительной деятельности, направленной на развитие познавательных процессов: 1) познание, которое осуществляется ради самого процесса познания; 2) познание, которое способствует решению практической задачи.[63] Н.Н. Поддъяков утверждал, что, что проблема формирования познавательных потребностей является одной из главных проблем развития мышления детей. Соглашаясь с А.М. Матюшкиным, Н.Н. Поддъяков предлагал для решения этой проблемы использовать проблемное обучение, так как в проблемной ситуации развивается собственная познавательная активность школьника.[60]

        Проанализировав работы Л.И. Божович, А.М. Матюшкина, Н.Н. Поддъякова,  И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной[3; 49; 60; 77; 81; 83]  приходим к выводу, что познавательная активность понятие многогранное. В широком смысле активность  - это  биологически обусловленное свойство человека, большое внимание придается направленности активности  на определенный вид деятельности и способах удовлетворения. Поиск учеником оптимального метода овладения знаниями, является результатом успешной познавательной деятельности. Результат деятельности, вызывает положительные эмоции и гностические чувства у учащихся, что способствует сохранению и развитию познавательных интересов, стимулируя познавательную активность.

Исследователи познавательной активности  в процессе обучения в школе, в частности Т.И. Шамова,  Г.И. Щукина[3; 83]   выделили три уровня активности школьников по степени их самостоятельности:

- репродуктивно – подражательный (работа по образцу);

- поисково-исполнительный (преобразующий, по мнению А.М. Матюшкина сопоставим с исследовательской деятельностью);

- творческий (высшая форма проявления познавательной деятельности).

Г.И.Щукина рассматривала познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности». [83, с. 18]

       Цели познавательной деятельности школьника не всегда им осознаются, для него цели трансформируются в мотивы учебной деятельности. Исследования в этой области таких ученых, как Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн,  Г.И. Щукина, [3;65;85] и других, доказывают, что интерес школьника к учению побуждается множеством мотивов, приведем здесь только основные: социальные, познавательные, моральные, мотивы общения, мотивы самовоспитания.

      С.Л. Рубинштейн так писал о значении мотивов: «Внешне один и тот же акт, в зависимости от мотивов, из которых он исходит, и целей, которые он … преследует, приобретает … различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл».[65, с. 187]

       Одним из наиболее важных мотивов для учителя является познавательный интерес, мотив, действующий в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. «Проявление такого интереса у ребенка, означает его постоянную  познавательную активность без всяких специальных стимулов. Отмечается, что для детей с ярко выраженным интересом к познанию сам этот процесс доставляет большое удовольствие», - утверждают психологи.[18, с. 125] 

      Что же такое «познавательный интерес»? Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение».[59, с. 66] Л.И. Божович изучала интерес как мотив учебной деятельности.  С.Л. Рубинштейн  называл познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, который черпает «строительный материал» из внешнего мира.

      Развитие познавательной активности немыслимо без развития познавательного интереса. А.М. Матюшкин выделял два условных направления развития познавательной активности: деятельное (сформированность познавательных УУД), и личностное (учебная мотивация школьника). [49]

     Обобщая различные точки зрения, сделаем вывод:

1. Познавательная деятельность учащихся – это активная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний. 

2. Познавательная деятельность  проявляется:

- в появлении учебной мотивации,

- в  познавательной активности,

- в сформированности познавательных УУД.

       Развитие познавательной деятельности учащихся является одной из главных задач современного  начального образования.   

       Обратимся теперь к понятию «развитие».  Развитие – это «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему». [54, с. 632]

     У современных школьников наблюдается снижение интереса к учению, именно поэтому особого внимания педагога требуют к себе  методы и приёмы, которые требуют от учащихся  активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности в свою очередь способствует развитию познавательного интереса.

      Исследования таких ученых, как  Л.И. Божович, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин,  Н.Н. Поддъяков, Г.И. Щукина[3; 47; 49; 60; 85] доказывают, что у первоклассников преобладает эмоциональная сторона познавательных интересов, и главной задачей  педагога в этот период является создание положительного эмоци­онального отношения к процессу обучения.

       Чтобы у учащихся не пропало желание учиться в последующих классах, необходимо использовать в работе  различные средства развития познавательного интереса. Средство – «прием, способ действия для достижения чего-нибудь».[54, с. 749] Дидактические игры, викторины, конкурсы, КВНы, экскурсии, праздники, исследовательская работа, проектная деятельность  помогают поддерживать и формировать интерес к учению.

      Учебный проект рассматривается как органичная составная часть педагогических технологий в современной школе. Используя в работе метод проектов, учитель стимулирует и направляет познавательную деятельность своих учеников.

       Развитие познавательной деятельности учащихся является одной из главных задач современного  начального образования.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Определение понятия «проект». 

      Метод проектов, как педагогическое явление, возник в США во второй половине XІX столетия и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики философа и педагога Дж. Дьюи, а также его последователей У. Килпатрика, Э.Коллингса, которые провозгласили принцип «обучения посредством делания». В  работе «Мое педагогическое кредо» (1897 г.) Дж. Дьюи сравнивал перемены в образовании с революцией, а ученика с солнцем, вокруг которого вращаются средства образования.

       Ученик и последователь Джорджа  Дьюи, Уильям Килпатрик разработал педагогическую систему «экспериментализм». Килпатрик придавал ведущее место в обучении проектной деятельности и стал основоположником проектного метода.

      В США в двадцатых-тридцатых годах прошлого века в школе Э. Коллингса был осуществлен метод проектов  Килпатрика. Ученики должны были сами проектировать род своих занятий.

       Метод проектов обратил на себя внимание и педагогов России. Идеи проектного обучения возникли в России практически в одно время с работами американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого  была организована небольшая группа сотрудников, которая пыталась применять метод проектов в практике преподавания. После революции 1917 года эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов осудили и  запретили его использование в школе.

Новую актуальность метода проектов можно связать с современным содержанием образования, которое формируется  на основе выделения значимых за пределами школы компетенциях. 

Проект - это комплекс определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Проектная деятельность – это  всегда творческая деятельность, она «… органично вписывается в школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их». [25, с. 16]

В педагогических источниках понятие «проект» неоднозначно.

По Е.Н. Землянской  проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.[30]

      По Е.Г. Новолодской проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них.[52]

   В буквальном переводе projectus(лат.) – брошенный вперед;
1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 
2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 
3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.[69,  c. 1076]

По М.В. Дубовой в педагогическом контексте проект это  «целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной ситуации».[25, с. 21] Учитель, который предлагает своим ученикам проектную деятельность для решения учебных задач, «заражает» детей творческим восприятием процесса обучения. Школьники при таком подходе к учебе не ощущают себя на уроках отбывающими повинность, а чувствуют себя первооткрывателями, перед которыми раскрывается мир знаний.

        Н.Ю. Пахомова характеризовала учебный проект с точки зрения школьника, как  возможность делать что-то интересное (в группе или одному), при этом максимально использовать свои возможности, как  деятельность, которая позволяет пробовать свои силы, прикладывать  свои знания, приносить пользу и показывать достигнутый результат. [55, c. 16]

      Проектная деятельность включает в себя проявления познавательной деятельности: совокупность исследовательских, поисковых и творческих методов. «Проектирование, в наиболее упрощенном виде можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния)». [66, с. 5] Проект -  метод педагогически организованного освоения детьми окружающей среды, ее созидания и творческого пребывания в ней,  при котором ребенок сохраняет свое «Я», свое позитивное отношение к жизни.

   Проектный метод в начальной школе рассматривается как способ организации процесса обучения. Педагогическими условиями использования проекта в учебном процессе являются:

- сотрудничество педагога, детей и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и пошагового выполнения;  

-  постепенное усложнение практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;

- единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметное объединение знаний, умений и навыков;

-  создание в школе предметно-пространственной развивающей среды.

      Проект  служит средством развития мышления, творческой активности, способности к анализу происходящего, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость.

      Чтобы работа школьников была действительно проектной, чтобы она не свелась к обычной самостоятельной работе, Н.А. Краля[39] предлагал опираться на следующие принципы: принцип абсолютной добровольности участия; 
принцип личностного развития; принцип управляемости; принцип целостности; принцип культуросообразности; принцип мультикультурности; принцип сочетания исследовательской, проектировочной и педагогической деятельности; принцип продуктивности; принцип завершенности; принцип открытости. [39, с. 19-21]

Вовлечение учащихся в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. Являясь средством  обучения,  проектная деятельность позволяет управлять содержанием проекта и уровнем его сложности.

При работе с детьми над  проектами, следует  ориентировать их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных проблем, встающих  перед школьниками. [66, с. 6] Это может быть выпуск стенгазеты или журнала, изготовление учебного пособия, создание сайта и т.д.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, которая имеет  общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Типология учебных проектов.

      Для разработки проектов, их структуры, для координации деятельности детей в группах учитель должен владеть типологией учебных проектов. Обычно при классификации учитываются типологические признаки проекта,  выделенные Тарасовой И.П. в ее работе «Метод проектов в образовательном учреждении».  Такими являются:

1. Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, прикладная (практико-ориентированная), творческая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) или метапредметный проект.

3. Характер обеспечения связей между различными областями и участниками проекта: непосредственное (жесткое, гибкое), скрытое (имитирующее участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.

5. Количество участников проекта: индивидуальный, парный, групповой.

6. Продолжительность проведения проекта: краткосрочный, долгосрочный, эпизодический. [74]

       Н.А. Краля в своей работе «Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся» сформулировал дидактические характеристики любого учебного проекта так:
·        непосредственная связь с актуальными потребностями и объективными
условиями жизни учащихся. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
·        практическая, теоретическая, познавательная направленность проектирования;
·        самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая, коллективная)
деятельность учащихся. Интеллектуальный, творческий, информационный характер совершаемых действий;
·        конструирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов), определение сроков начала и окончания проектной работы;
·        целевой характер деятельности учащихся, требующий использования
конкретных исследовательских процедур. [39, с. 39]
       Проанализировав исследования М.В. Дубовой, Н.А. Краля, А.И. Савенкова,  И.С. Сергеева, И.П. Тарасовой [25; 39; 66; 67; 74], можем дать характеристику проектам в соответствии с доминирующим признаком.
 
 
 

Типы проектов в соответствии с первым признаком (доминирующая деятельность):

Исследовательские проекты.

     Требуют хорошо продуманной структуры проекта, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех его участников, социальной значимости, продуманных методов,  экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты подчинены логике исследова­ния, их структура приближена или полностью совпадает с настоящим научным исследованием.

Творческие проекты.

     Обычно не имеют тщательно разработанной структуры, она только намечена, дальнейшее ее развитие подчиняется логике и интересам участников проекта. В лучшем случае участники  могут  договориться о желаемых, планируемых результатах.  Это может быть совместная газета, сочинение, фильм, спортивная игра и т.д.

Приключенческие, игровые проекты.

       В этих проектах структура также только намечена, она остается гибкой до окончания проекта. Участники берут на себя роли, в соответствии с характером и содержанием проекта. Это литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, придумываются  ситуации, осложняющие эти отношения. Результаты таких проектов могут намечаться в начале, а могут вырисовываться лишь к концу проекта. Уровень творчества в таких проектах очень высок.

Информационные проекты.

      Они изначально направлены на добывание информации о каком-то объекте, знакомство участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, систематической коррекции по ходу работы над проектом. Информационные проекты существуют  в виде  обмена народными играми, пословицами, сказками, шутками, информацией о здоровье, о местном сельском хозяйстве, о городах, о местных или национальных праздниках.

Практико-ориентированные проекты.

      Их отличает с самого начала четко обозначенный результат деятельности участников проекта. Результат всегда ориентирован на социальные интересы, на интересы самих участников, на  результат (газета, фильм,  спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и  т.д.).

Типы проектов в соответствии со вторым признаком (доминирующий содержательный аспект):

Литературно-творческий проект.

      Это самый распространенный тип совместных проектов. Дети из разных возрастных групп, из разных стран мира, из разных социальных слоев, имеющие разное культурное развитие, разную религиозную ориентацию объединяются в совместном творчестве, пишут вместе рассказ, повесть, сценарий фильма, статью в журнал либо газету, стихи.

Естественно - научные проекты.

     Чаще бывают исследовательскими, имеют четко обозначенную исследовательскую задачу. Например: состояние рек в определенной местности и мероприятия по их охране; самая лучшая зубная паста; состояние дорог в определенной местности.

 Экологические проекты.

     Эти проекты тоже требуют научных исследовательских методов, интегрированного знания из разных областей. Например: флора и фауна наших рек; кислотные дожди; исторические  памятники в городах; домашние животные в городе.

 Лингвистические (языковые) проекты.

      Эти    проекты   очень  популярны,  так   как касаются проблемы    изучения 

иностранных    языков, особенно это актуально в проектах    международных, потому вызывает большой интерес участников. 

 

Культурологические проекты.

      Такие проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний трудно воплощать в жизнь в совместные международные проекты, при этом необходимо хорошо понимать в особенности национальных и культурных традиций партнеров, их фольклор.

Спортивные проекты.

Эти проекты  объединяют детей, которые увлекаются каким-нибудь видом спорта. Ребята в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования своих или любимых команд; методики тренировок; подводят  итоги международных соревнований; делятся впечатлениями от новых спортивных игр.

Исторические проекты.

     Данные проекты дают возможность их участникам исследовать разнообразные исторические проблемы; дети в ходе таких проектов прогнозируют развитие политических, социальных событий,  анализируют исторические события, факты.

Музыкальные проекты.

      Такие проекты  объединяют ребят, которых  интересует музыка. К ним относятся проекты аналитические, творческие, когда дети могут совместно сочинять какие-то музыкальное произведение.

       Что же касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта, количество участников проекта, то они самостоятельной ценности не имеют и целиком зависят от типов проектов, выбранных по названным выше признакам.

По мнению Е.Г. Новолодской проектная деятельность сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:

Интегративная.

     Предполагает совместную деятельность учеников, педагогов, родителей. Включает  различные направления: учебно-познавательное, игровое, творческое, природоохранное, трудовое, валеологическое и т.д.

Программно -_целевая.

    Обуславливает реализацию проекта общественно и личностно значимой целью, предполагает ее поэтапное достижение, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди школьников.

Деятельностная.

Проектная деятельность имеет структуру «мотив – проблема – цель – задачи – методы и способы – план – действия – результат – рефлексия», ориентирована на актуализацию субъективной позиции ученика в педагогическом процессе.

Интеллектуальная.

     Проектная деятельность формирует и развивает  интеллектуальную инициативу учеников.

Креативная.

     Цель проектной деятельности – развитие творческой личности ученика, его самореализация через  «ситуацию успеха».

Стимулирующая.

     Повышение  личной уверенности у участников проекта,  возможность почувствовать себя  нужным, успешным, способным преодолевать трудности.

Коммуникативная.

     Расширяет через сотрудничество  круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ученика, совместная работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье. Осознается значимость коллективной работы.

Ценностно -_ориентационная.

       Ребенок   «…через самореализацию и самоактуализацию продвигается от «Я - концепции» к «Мы_- концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми…» [52, с. 3], усваивает социальные нормы, вырабатывает собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни.

       Реализация проектной и исследовательской деятельности  на практике непременно ведет к изменению позиции учителя. Учитель становится не  носителем готовых знаний, а организатором познавательной деятельности своих учеников. Меняется при этом и психологический климат в коллективе, ведь педагогу приходится ориентировать учебно-воспитательную работу на приоритет исследовательской деятельности, поискового, творческого характера, а работу учащихся на разные виды самостоятельной деятельности.

      Необходимо также сказать, что требуется  внешняя оценка проектов, ведь только таким образом можно отследить эффективность исследовательской деятельности, неудачи в работе, необходимость своевременно откорректировать ход исследований. Характер этой оценки   зависит от типа и темы проекта, от его содержания и условий проведения. Если это исследовательский проект, то он обязательно включает в себя поэтапность проведения. А успех всего проекта  зависит в основном от правильно организованной работы на отдельных этапах.

         Также необходимо сказать об общих подходах к структурированию любого проекта. Н.А. Краля утверждал, что необходимо  выделять  «внутреннюю» и «полную» структуры.
        Внутренняя структура содержит  традиционные компоненты: актуальность проблемы; предмет исследования; цель проекта; гипотезы; задачи; используемые методы; практическая значимость результата.    
       Чтобы сделать вывод, что проект завершен, недостаточно получить результат и оформить его в виде продукта. Необходимо оформить документацию и представить ее к оценке специалистов, заинтересованных лиц и реализовать проект на практике. Поэтому к внутренней структуре проекта Н.А. Краля добавил еще три внешних компонента: портфолио; презентацию; реализацию проекта.

   «Пять П» называл проект И.К. Сергеев. [67]

Проблема =>Проектирование =>Поиск инфор­мации =>Продукт =>Презентация

Шестым «П» И.К. Сергеев считал  портфолио проекта.

        Е.Г. Новолодская со своей стороны также выделяла  ведущие принципы организации проектной деятельности школьников.

1. Последовательность в планировании и осуществлении проекта.

2. Регулярность (проектная деятельность имеет кольцевой характер, подводя итоги, дети возвращаются к начальной цели, узнают, как увеличились  их знания, пополнился жизненный опыт, это влияет на положительную мотивацию в учении).

3. Динамичность (проект должен иметь временные рамки).

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учеников.

5. Гуманность: добровольное участие. Равенство всех участников, каждый имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проектной деятельности, на выход из проекта в любой момент.

6. Инициативность: поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность учащихся.

7. Гедонизм: через творческую работу «ученики включаются в процесс жизнетворения» [52, с. 1-2], получают от этого моральное удовлетворение.

8.Творческое партнерство. Атмосфера сотрудничества, вовлечение    родителей и других взрослых в проектную работу.

9. Самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): проектная деятельность включает учащихся в различные виды творческой и практической деятельности, дети программируют свои действия, выполняют их, все участники отвечают за результат.

10. Здоровьетворение. Творческая  деятельность стимулирует в детей вести здоровый образ жизни, у ребят формируется новая система ценностей. При  реализации экологических проектов дети способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды.

11. Развитие творческих навыков, самооценки: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью.

12.   Результативность. Деятельность   направлена на результат.

13. Завершенность и презентативность.  Проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен), чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.     

       Проектный метод вносит в технологию обучения  важные изменения  функций знания и способов организации процесса их усвоения. «Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение, как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося». [39, с. 55]  Также на первый план выдвигается социальная природа обучения и развития личности. Каждый ребенок, участвующий в реализации проекта, учится «…анализировать, сравнивать, систематизировать, иллюстрировать и самостоятельно добывать знания, что повышает мотивацию его учебной деятельности. Именно поэтому, на наш взгляд, проектная деятельность младших школьников является неотъемлемой частью современного образования, процессов саморазвития и самообучения». [32, с. 72]

        Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что учебный проект это совместная учебно-познавательная и эмоционально-творческая деятельность школьников, которая направлена на достижение общего результата по решению какой-либо (значимой для всех участников проекта) проблемы.

       Организуя проектную деятельность у первоклассников  необходимо   учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей, о которых говорили в §1.1. Исследования Л.С. Выготского, А.К. Марковой, Н.Н. Поддъякова [17; 47; 60]   доказали, что педагогическим условием для успешного применения проектной деятельности, является воздействие на эмоциональную сферу детей. Первоклассники лучше воспринимают то, что вызывает у них эмоциональный отклик. Проблема проекта, которая  мотивирует учеников, должна вызывать познавательный интерес первоклассников и располагаться в зоне их ближайшего развития. В первом классе целесообразно использовать краткосрочные проекты (ограниченные иногда одним или двумя уроками или одной - двумя неделями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Проектная    деятельность    в   соответствии   со  стандартами     второго  поколения. 

       Современное образование в Российской Федерации перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основе которого новая идеология. Перед образовательными учреждениями стоит задача, предполагающая воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Цель современного образования - развитие ученика образовательного учреждения как субъекта познавательной деятельности.[87]

       По мнению Д.И. Фельдштейна,  настоящее время «роль школы не просто возрастает, но и меняется, ориентируясь не только на объём, но и на раскрытие умения, способов приобретения, развития способности детей мыслить, воспринимать мир во всех его проявлениях, стимулируя сотворчество педагогов и учащихся».[75, с. 4]

        Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в современной образовательной школе, что, в свою очередь, требует новых подходов к организации учебного процесса. ФГОС нового поколения носит деятельностный характер и ставит главной задачей развитие личности школьника. Данная задача в свою очередь требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, связанной с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Конструирование и решение проектных задач учениками младших классов может быть  стартом для проектной деятельности в дальнейшем.

        Перемены в жизни общества  затронули и образование. Изменения технологий в различных областях жизни общества  ведут за собой и изменения технологических аспектов образования.  Еще в школе дети должны раскрыть свои способности, чтобы ориентироваться в современном мире. Особенно актуальным становится внедрение в образовательный процесс приемов и методов, которые формируют у младших школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать актуальную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая совместная деятельность школьников, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и  направлена на достижение общего результата деятельности.

      Федеральные государственные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметными результатами образовательной деятельности является усвоение школьниками конкретных элементов социального опыта,  который изучается в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Метапредметными результатами являются освоенные учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, которые применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностными результатами является сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам.[87]

      Одним из способов достижения этих результатов является метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один интерактивных методов современного обучения.  Важную роль имеет проектная деятельность для развития учебного сотрудничества в малых группах. Дети, работая в группах, приходят к выводу - для достижения общей цели всем участникам проекта надо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения возникших вопросов, распределять обязанности, осуществлять помощь друг другу в процессе решения проблемы. Мы видим, проектная деятельность способствуют воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться друг к другу.

Вовлечение школьников в проектную деятельность приводит:

- к развитию их творческого потенциала и природных способностей;

- к созданию условий для формирования у каждого ребенка универсальных  умений и навыков;

- к возникновению на уроках ситуации «успеха»;

- к подготовке детей к жизни в современном обществе, в котором проблемные ситуации подстерегают человека в различных сферах деятельности.         

      Сейчас общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук. Формирование у детей целостной картины мира можно осуществить с помощью метапредметных связей. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и рассмотреть  изучаемую проблему с позиций разных учебных дисциплин. 

      Проектная деятельность в современной школе как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных учебных  дисциплин, также во внеклассной и в кружковой работе на всех ступенях образования.  Проектная деятельность отражается  в научных работах многих педагогов: это Е.Н. Землянская, Е.Г. Новолодская, Н.Ю. Пахомова [30; 52; 55] и многие другие.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков, он должен быть любознательным, интересующимся, активно познающим мир; умеющим учиться, способным к организации собственной деятельности.

      Н.Н. Поддъяков, опираясь на многолетние исследования процесса творчества дошкольников, указывал на важность  поисковой деятельности уже у  детей  дошкольного возраста и называл одной из форм этой деятельности детское экспериментирование. [60]

      Тем не менее,  учителя часто отмечают у детей равнодушное отношение  к знаниям, нежелание узнавать что-то новое, нежелание  учиться, низкий уровень познавательной активности.

       Одним из интереснейших является такой учебный предмет, как окружающий мир. Правда, многие педагоги не любят этот предмет, и потому работа на уроке очень часто сводится к чтению, комментированию и пересказу текста учебника. А ведь для шести учебных предметов основной школы «Окружающий мир» является пропедевтическим курсом, и если ребенок пассивен на этом уроке, то в дальнейшем он может испытывать ситуативные или стойкие трудности при изучении географии,  биологии, истории и т.д. Этот учебный предмет является идеальным для развития познавательной активности младших школьников. Развитие  познавательной  активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям: используя содержание учебного предмета;  путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.

     Детям нравятся необычные по организации, по форме проведения уроки. Это могут быть: творческие отчёты; соревнования; КВН; конкурсы; игры; экскурсии и т.д. Однако часто использовать их нецелесообразно. Способствует развитию познавательной активности и широкое применение проектной деятельности.  Решая познавательные и практические задачи, отвечая на проблемные вопросы, анализируя предложенные ситуации, ребёнок включается в диалог, учится нестандартно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.

     Внедрение проектной деятельности  вызывает у многих педагогов страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Трудностью является для учителей то, что нет идеального рецепта, который позволил бы дать однозначное решение различных проблем, которые могут стать предметом проектной деятельности. Темы проектных работ и варианты их выполнения часто находятся в широком диапазоне различных областей знания, случается, они выходят за рамки традиционных учебных курсов. От учителя требуется высокий уровень эрудированности, чтобы консультировать и организовывать детей в процессе работы над проектами.

      Примерные темы для проектной деятельности на уроках окружающего мира  по здоровьесбережению предлагает М.В. Дубова: «Одно сплошное телевидение…»; «Любовь к сладкому и здоровье»; «Движение - жизнь»;   «Находим расстояние от дома до школы»; «Определяем гигиеническую норму вместимости учащихся в классном помещении»; «Вредные звуки»; «Воздух в моем классе»;  «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания»;  «Комнатные растения в нашем классе»; «Рост и сон». [25]

      На уроках окружающего мира проектная деятельность дает  обучающимся возможность раздвинуть границы учебника, увидеть взаимосвязь между различными школьными предметами, способствует формированию главных компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между педагогами и учениками, поднимает самооценку детей, дает им чувство собственного достоинства, повышает качество знаний и общее развитие обучающихся, подводит их к самостоятельному поиску информации, является эффективным средством развития познавательного интереса учеников начальной школы.

 

 

1.5. Анализ возможностей темы  «Человек» для развития познавательной деятельности  первоклассников. (УМК «Начальная школа XXІ  века», автор Н.Ф.Виноградова).

       По требованиям ФГОС у ребенка за четыре года обучения в начальной школе должны сформироваться установки на безопасный, здоровый образ жизни, на осознание ценности человеческой жизни, на соблюдение  норм здоровьесберегающего поведения.

        Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной  основной  образовательной программе начального общего образования содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».[87] Изучению человека посвящены следующие темы:

       Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.  Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве. [87]

        Н.Ф. Виноградова утверждала, что «отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру. Потребность в приобретении новых знаний не ограничивается знаниями о предметах и вещах, объектах природы, о сезонных изменениях в природе, о людях, их профессиях, труде, праздниках и многом другом. Ученика начальной школы уже интересуют философские проблемы – о жизни и смерти, о детстве и старости, о строении Вселенной и т.п.». [86]

       Изучение курса «Окружающий мир» оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности младшего школьника. Познавая природу, социальный мир ребенок совершенствует сенсорные процессы, речь, мышление, развивает любознательность. Окружающий мир – источник чувств. Наблюдение за явлениями, происходящими в  окружающем мире, взаимодействие с его объектами ведет к тому, что у ребенка развиваются умения анализировать, устанавливать связи, обобщать и делать выводы. Ребенок становится умнее, любознательнее, сообразительнее, у него  развивается логически правильная речь, улучшается способность к логическому мышлению.

       Система учебников  «Начальная школа XXI века» разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского педагогического государственного университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководителем коллектива является заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова. Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и  В.В. Давыдова. Общая цель обучения - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель школьника при этом - овладеть умением учиться. Учебные предметы и их содержание являются средством достижения этой цели.
 Во время обучения в начальной школе у обучающихся формируются умения учебной деятельности, позволяющие школьникам успешно адаптироваться в основной школе и продолжать предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. [10]

       Система «Начальная школа XXI века» опираясь на опыт дошкольного детства и  учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования, и поддерживает данную ступень как фундамент всего дальнейшего образования. Работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», ученик осваивает роль  «исследователя». Его интерес к процессу познания определяется этой позицией, усиливается внимание к творческой деятельности обучающихся, которая основана на инициативе и самостоятельности каждого ребенка.

       Учебник «Окружающий мир» учит детей оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывает необходимость бережного отношения к живым организмам. Одним из ценностных ориентиров содержания учебного предмета является ценность человека как существа разумного, стремящегося к добру и самосовершенствованию, а также важность и необходимость соблюдения физического, психического и социально-нравственного здоровья. [10]

       Вызывать эмоциональный интерес младших школьников к учению педагоги могут, используя такие методические приемы: наглядность, художественное слово, технические средства, игру и другие. Намного труднее обеспечить две другие составляющие познавательного интереса: содержательную и волевую.      Автор учебников «Окружающий мир»  УМК «Начальная школа ХХI века» ввел специальные рубрики «Этот удивительный мир», «Знакомься, наша Родина», в которые включена информация, расширяющая эрудицию ученика, удивляющая его. Кроме того, для возникновения познавательного интереса у первоклассников, предлагается давать «яркие эмоциональные впечатления», использовать уже имеющийся у детей опыт и элементы новизны, поддерживать инициативу ребенка, решать логические задачи. Также Н.Ф. Виноградова предложила специальные способы развития познавательной активности младших школьников на уроках «Окружающего мира», такие как речевые разминки, во время которых дети учатся отвечать на вопрос и строить собственный вопрос, участвуют в ролевых мини-играх, учатся понимать и воспроизводить мимику и жесты. [10]

        Несмотря на широко представленные автором учебника средства активизации познавательной деятельности первоклассников, приходится признать, что их недостаточно при изучении конкретных тем, а также следует отметить, что проектной деятельности не уделено достаточного внимания. 

        Темы учебника «Окружающий мир»  УМК «Начальная школа ХХI века» представляют возможности для проектной деятельности. Проблема проекта, которая обеспечивает мотивацию детей на работу, должна быть интересна школьникам, она также должна быть в зоне и ближайшего развития детей.  На сегодня актуальной является проблема сохранения здоровья. Чтобы быть здоровым ребенок должен знать, как устроен его организм, а также владеть искусством его сохранения и укрепления. Практически каждый ребенок владеет информацией о здоровье и от чего оно зависит. Но знания сами по себе не могут обеспечить в жизни бережного отношения к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. Проектная деятельность позволяет детям это сделать на качественно     высоком    уровне.

         Учебник для первого класса включает в себя следующие уроки по теме «Человек»: «Что такое здоровье», «Правила гигиены», «О режиме дня», «Урок в спортивном зале», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», «Здоровая пища», «Какое бывает настроение».

      Конечно, ученики первого класса еще слишком малы, чтобы вести масштабную проектную деятельность, но и для них можно предложить примерные темы: « Правила  гигиены», «Режим дня», «Закаливание», «Вкусная и полезная пища».

 

 

Выводы.  

       Анализ литературы позволил сделать следующие выводы:       

      Проблемы    развития   познавательной деятельности (формирование учебной мотивации; развитие познавательной активности; формирование познавательных УУД) младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность.

      Использование проектной деятельности  в школе улучшает качество и повышает производительность труда учителя, на уроке стимулирует познавательную деятельность школьников.

      Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

      На уроках окружающего мира проектная деятельность дает  обучающимся возможность раздвинуть границы учебника, увидеть взаимосвязь между различными школьными предметами, способствует формированию главных компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир.

      Содержание учебника Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»  УМК «Начальная школа ХХI века» представляют возможности для проектной деятельности.

        В то же время с нашей точки зрения недостаточно полно представлены условия, при выполнении которых проект становится эффективным средством развития познавательной деятельности первоклассников.

        Анализ литературы позволил сделать предположение: если в процессе изучения первоклассниками на уроках окружающего мира темы «Человек» создать педагогические условия для использования метода проектов:

 - сотрудничество педагога, детей и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и пошагового выполнения;  

-  постепенное усложнение практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;

- единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметное объединение знаний, умений и навыков;

-  создание в школе предметно-пространственной развивающей среды;

то наряду с успешным овладением изучаемой темы будет организовано и развитие познавательной деятельности. 

Список использованной литературы.

1.     Аквилева Г.Н. Практическая направленность преподавания методики предмета «окружающий мир» в педагогическом вузе / Г.Н. Аквилева // Начальная школа. – 2008. - №10. – с. 100-105.

2.     Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. - М. : Образовательный центр "Пед. поиск", 1997. – 112 с.

3.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

4.     Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович. – М.: Знание, 1979. – 96 с.

5.     Болотова А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики / А.И. Болотова // Начальная школа. – 2009. - №6. – с. 71-74.

6.     Бунеева Е.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования /Е.В. Бунеева, О.В.  Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - №2.  – с. 3-5.

7.     Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

8.     Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов / сост. И. А. Федотова, Е. В. Яфарова. — Балашов: Николаев, 2007, - 52 с.

9.     Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии / Г.И. Вергелес // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - №100. – с. 7-18.

10.                       Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М., 2013. – 368 с.

11.                        Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова. - М., 2014. – 96 с.

12.                        Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях: часть первая / Н.Ф. Виноградова. - М., 2013. – 96 с.

13.                        Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях: часть вторая / Н.Ф. Виноградова. - М., 2013. – 96 с.

14.                        Возрастная и педагогическая психология: Тексты /Сост. и коммент. Шуаре М.О. – М., 1992. -  272 с.

15.                        Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 144 с.

16.                        Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский; под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.

17.                        Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – 368 с.

18.                        Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

19.                        Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу / А.В. Горячев, Н.И.  Иглина.  - М.: БАЛАСС, 2013. – 64 с.

20.                        Григорьева-Голубева В.А. Педагогическая аксиология: условия совершенствования образовательной деятельности / В.А. Григорьева-Голубева. – СПб.:  ЛГУ, 2012. – 215 с.

21.                        Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Методический комплект программы «Детство» / Т.С. Грядкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 160 с.

22.                        Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.

23.                        Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. -  255 с.

24.                        Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов / Н.Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 416 с.

25.                        Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников / М.В. Дубова. – М.: БАЛАСС, 2012. – 80 с.

26.                        Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Дж.  Дьюи. – М.: Логос, 2001. – 168 с.

27.                        Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников / Н.В. Елфимова. -  М.: Педагогика, 1991. – 74 с.

28.                        Ерохина Е.Л. Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий / Е.Л. Ерохина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №8.  – с. 3-6.

29.                        Журова Л.Е. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей / Л.Е., Журова, Е.Э. Кочурова, М.И.  Кузнецова.  // Начальная школа. - 1999. - №11. – с. 70-76.

30.                        Землянская Е.Н. Учебные проекты млад­ших школьников / Е.Н. Землянская // На­чальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55–59.

31.                        Иглина Н.И. Реализация требований ФГОС в рамках программы «Всё узнаю, всё смогу» / Н.И. Иглина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №7.  – с. 28-34.

32.                        Игошина Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - №1.  – с. 68-73.

33.                        Ильина Т.Н. Развитие познавательных способностей учащихся  на уроках по предмету «окружающий мир» / Т.Н. Ильина // Начальная школа. – 2010.  - №12. – с. 42-48.

34.                        Инхельдер Б. Психология ребенка / Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.

35.                        История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.

36.                        Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

37.                        Ковалева Л.М. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / Л.М. Ковалева Л.М., И.Н. Тарасенко // Начальная школа. – 1996. - №7. – с. 17-22.

38.                        Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк . - М.: Академия, 2008. – 176 с.

39.                        Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся /  Н.А. Краля. – Омск: Изд. ОмГУ, 2005. – 59 с.

40.                        Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.

41.                        Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. – 2008. - №2. -  с. 6-7.

42.                        Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов; сост.  Т.С. Буторина. – М., 1991. – 344 с.

43.                        Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Методические рекомендации / Н. Г. Лусканова. Москва: Фолиум, 1993. – 31 с.

44.                        Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника  / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.

45.                        Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Л.В. Ляхова // Начальная школа. – 2009. - №7. -  с. 68-71.

46.                        Маклаков Г.А. Общая психология / Г.А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

47.                        Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

48.                        Мартынова Е.Н. Школьные проблемы первоклассников / Е.Н. Мартынова // Начальная школа. – 2008. - №10. -  с. 93, 105.

49.                        Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. – с. 5-17.

50.                        Мильруд Р.П. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников / Р.П. Мильруд, А.В. Можейко // Вопросы психологии. – 2001. - №3. – с. 117-120.

51.                        Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 456 с.

52.                        Новолодская Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся (к вопросу о креативных образовательных технологиях) / Е.Г. Новолодская // Начальная школа плюс До и После. – 2009. - №1.  – с. 1-4.

53.                        Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - №2.  – с. 24-28.

54.                        Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Шведова Н.Ю. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

55.                        Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 4. – с. 16.

56.                         Педагогический энциклопедический словарь / Под ред.  Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. -  365 с.

57.                        Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.

58.                        Петрова Н.Ф. Современная школа и проблема здоровья учащихся /  Н.Ф. Петрова, В.И.  Горовая // Успехи современного естествознания. – 2005. - №11. – стр. 73-75.

59.                        Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г.  Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.

60.                        Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддьяков. – М.: Б.и., 2000. – 266 с.

61.                        Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

62.                        Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.К. Каменской. – СПб: Образование, 1993. – 102 с.

63.                        Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. – 200 с.

64.                        Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.

65.                        Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.

66.                        Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.

67.                        Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

68.                        Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1981. - 96с.

69.                        Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1989-1990. - 1632 с.

70.                        Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / О.В. Соловьева // Вопросы психологии. – 2003. - №3. – с. 22-34.

71.                        Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального воспитания / В.П. Стрезикозин. – М.: Просвещение, 1976. – 207 с.

72.                        Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В трех томах. Т. 1 / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. – 560 с.

73.                        Сухомлинский В.А. О воспитании. / В.А. Сухомлинский; сост. С. Соловейчик. – М.: Издательство политической литературы, 1973. – 272 с.

74.                        Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении / И.П. Тарасова // Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004.– № 12. – 110 с.

75.                        Фельдштейн Д.И. Новому ребёнку нужна новая школа / Д.И. Фельдштейн // Учительская газета. – Москва,  2011. – № 32. – 9 авг. – с. 4.

76.                        Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков . – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.

77.                        Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 1990. -  576 с.

78.                        Хафизова Н.Е. Адаптация первоклассников к учебному процессу / Н.Е.  Хафизова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №1.  – с. 1-4.

79.                        Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской.  – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

80.                        Чихман Т.М. Приемы коррекции познавательной деятельности младших школьников / Т.М. Чихман // Начальная школа. – 2010. - №3. -  с. 31-33.

81.                        Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Знание, 1979. – 96 с.

82.                        Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. – 2009. - №7. -  с. 26-29.

83.                        Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

84.                        Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. – М.: Знание, 1972. – 32 с.

85.                        Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.

86.                        Первое сентября. [Электронный ресурс]. (08.02.2015)

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200702101

87.                        ФГОС: Начальное общее образование. [Электронный ресурс]. (17.01.2015)

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922