Консультации педагогам

Фролова Юлия Александровна

          

         Консультации для педагогов ОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Консультация для педагогов

  «Роль педагогической оценки в воспитании и эмоциональном развитии  ребенка».

Значение педагогической оценки в воспитании дошкольника

Дошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много. Тем не менее в каждом из них обязательно присутствует общий компонент – оценка.

Большое внимание оценочным отношениям в своих работах уделяли Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкин, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломенский, Т.И. Комиссаренко. Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитие самосознания.

С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Между тем слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими.

Самооценка ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности, так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом.

Вербальные виды оценок

Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. В  практике воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:

  • прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно к субъекту. Например: "Молодец, ты приложил все старание при выполнении работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно", "Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно";
  • косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки "Два жадных медвежонка"», "Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются";
  • опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея";
  • предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным";
  • отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

Функции педагогической оценки

Из приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.

Оценку как стимул широко должны  применять все педагоги ("Умница моя, у тебя получится хорошая работа", "Я уверена, ты это знаешь", "Ты вежливая и поэтому не забудешь поблагодарить!" и т. д.).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя, педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. Поэтому необходимо стараться прибегать именно к такому способу оценивания. Например: "Марина – культурная девочка, потому что она прикрывает рот во время кашля и просит прощения у всех при этом", "Павлик – молодец, он знает, что ножом мы не накладываем пищу на вилку, а только используем его как преграду", "Слава – умница, он вспомнил, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка", "Жанна – заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу". Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь другим детям ориентироваться в правильности своих действий и поступков.

Наглядные пособия в виде оценочных карт

Кроме подобных вербальных оценок, можно разработать специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец действия, т. е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполняются в виде оценочных карт, где схематически изображены последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте "Умывание" зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расческа, зубная щетка), мытье рук после посещения туалета.

фамилия, 
имя 
ребенка

эмблема

http://vospitatel.resobr.ru/archive/1_2009_2.gif

http://vospitatel.resobr.ru/archive/2_2009_2.gif

http://vospitatel.resobr.ru/archive/3_2009_2.gif

http://vospitatel.resobr.ru/archive/4_2009_2.gif

http://vospitatel.resobr.ru/archive/5_2009_2.gif

http://vospitatel.resobr.ru/archive/6_2009_2.gif

http://vospitatel.resobr.ru/archive/7_2009_2.gif

http://vospitatel.resobr.ru/archive/e_1_2009_2.gif

 

http://vospitatel.resobr.ru/archive/e_2_2009_2.gif

Их изображения понятны для дошкольников. Кроме этого в карте перечислены имена детей, а для нечитающих воспитанников представлены их индивидуальные значки-картинки. Каждому ребенку в соответствующую графу ставится значок-оценка, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им того либо иного действия.

Пособие используется для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При этом учитываются данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дети среднего возраста оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие. Поэтому негативных оценочных значков детям среднего возраста лучше не ставить, а оценивать только их успехи. Для старших детей успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть детей и неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности.

Такие карты можно  разработать для развития навыков культуры еды, самообслуживания, ухода за растениями, трудовых навыков и т. д. Они одновременно являются планом работы педагога и диагностикой сформированности навыков детей. Кроме этого данные пособия помогают повысить   самоконтроль и самооценку детей. Решению этой задачи способствуют и другие  пособия, например «Абажур "Культурный ребенок"», где в качестве опорных сигналов изображены правила культурного поведения. Пособие представляет собой куб на ножке. Так его легко можно повернуть любой из 4 граней, на каждой из которых изображены способы культурного приема пищи:

  • умение правильно держать ложку;
  • пользоваться ножом и вилкой;
  • пользоваться салфеткой.

Каждая картинка снабжена рифмовкой, вызывающей положительный эмоциональный настрой. Абажур "Культурный ребенок" способствует сохранению в группе доброжелательной атмосферы во время приема пищи. Педагог не делает детям замечания, призывая соблюдать то или иное правило культурного поведения за столом, а просто поворачивает абажур перед ребенком нужной гранью, ориентируя на его выполнение. Это побуждает дошкольника соотнести свои действия с изображенными и оценить их. Такие пособия в большей степени являются ориентирующими.

http://vospitatel.resobr.ru/archive/8_2009_2.gif 
Красиво, чисто, вкусный вид – Вот, что рождает аппетит!

http://vospitatel.resobr.ru/archive/9_2009_2.gif 
Если так держать, то с ложки 
Не будут падать капли, крошки! 
Вот так держат дети ложку – 
Набирают понемножку!

В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности. Основной способ их решения – помощь детям в усвоении моральных норм, регулирующих поведение. Ребенок овладевает ими под влиянием образцов и правил поведения.

Образцами служим мы, взрослые, наши поступки, взаимоотношения. На собственном примере мы демонстрируем нравственные качества и их влияние на взаимоотношения ("В нашей группе доброжелательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы и внимательны друг к другу", "У нас в группе чисто, светло, уютно, потому что наша няня заботливая и трудолюбивая", "У нас много игр, пособий для занятий, потому что наши воспитатели добросовестные, ответственные педагоги", "Инна Алексеевна никогда не кричит и не разговаривает грубо, так как она тактичный и культурный человек" и т. д.).

Понять и оценить качества и поступки людей детям помогает художественная литература и мультфильмы. Слушая сказку или просматривая мультфильм, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Дошкольники не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценить даже неодушевленные предметы. Эта особенность позволяет формировать их представления о нравственности и оценочные способности, а ребенку – соотносить свои поступки и поступки героя, представлять себя в подобной ситуации.

Для косвенной оценки можно  применять наглядные пособия с изображением неправильного действия, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком, например "Бегать нельзя", "Громкие звуки запрещены" и т. д. Выполнение правил для малышей является игрой, в которой постепенно формируется привычка следовать указанным нормам, а к старшему дошкольному возрасту появляется осознанное их выполнение, основанное на понимании.

Опыт показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.

Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

                        Консультация с элементами тренинга

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цели: 

- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;

- Сформировать первичную установку  на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;

 - выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.

План:

1. Вводная часть. Сообщение темы консультации;

2. Основная часть;

3. Заключительная часть. Заполнение бланков обратной связи.

1. Вводная часть. Сообщение темы консультации.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас в нашем красивом зале.

       Наша консультация посвящена интересной проблеме - проблеме педагогической  этики в общении. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.    

       Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

      «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

      «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

      Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

      «Но почему?!», -  воскликнул Крез.

      «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

         Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

2. Основная часть

Упражнение «Чудное приветствие»

        Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Психолог: существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

       Рефлексия. - Что Вы чувствовали во время выполнения упражнения?

                         – Что было трудным и почему?

Теоретический модуль «Педагогическая этика в общении»

Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:

- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,

 а также другими членами общественности образовательного учреждения;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 1.1 Личность педагога

  • Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
  • Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
  • Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
  • Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

1.2 Авторитет, честь, репутация

  • Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
  • Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
  • Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
  • В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
  • Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не  спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2.1 Общение педагога с воспитанниками

  • Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
  • В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
  • При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
  • Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
  • При оценке достижений воспитанников  педагог стремится к объективности и справедливости.
  • Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему  воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2.2 Общение между педагогами

  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  • Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
  • Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

2.3 Взаимоотношения с администрацией

  • В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.
  • Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
  • Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
  • ДОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

2.4 Отношения с родителями и опекунами воспитанников

  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ДОУ.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая этика добро или зло?

2. В чём заключается забота, уважение по отношению к  ребёнку?

3. Как можно охарактеризовать имидж педагога ДОУ?

Упражнение «Свои правила»

Психолог: Уважаемые педагоги,  мы хорошо поработали, узнали, что такое педагогическая этика. Я предлагаю разделиться на две команды, немного подумать и составить такие правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с воспитанниками, коллегами и администрацией. А я буду все правила записывать по ходу работы на плакате.

Обсуждение: - Что Вы чувствовали, выполняя упражнение? - Что вызвало наибольшие затруднения? – Считаете ли Вы, что правила в общении лишний фактор?

Правила «Педагогического общения»

Памятка для педагогов ДОУ

Примечание: перед  сообщением правил, педагог-психолог предлагает участникам семинара предложить свои правила. Они записываются на плакате.

1.  Входи в группу детей с улыбкой.

2.  Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3.  Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

4.   Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов самоуправства.

5.   Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

6.   Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

7.   В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

8.   Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

9.   Учись у своих коллег, родителей, детей.

10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

 11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

12. Живи интересами детей и их надеждами.

13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

                               Упражнение  «Беспокойное русло»

Цели: формирование у членов консультации понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон в педагогическом коллективе.

Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями. Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).

Рефлексия.

  1. Была ли для Вас полезной информация, полученная на консультации  «Педагогическая этика»? (выберите нужное):

- да;

- нет;

- частично;

  1. Ваше мнение по актуальности проведения данной консультации с элементами тренинга (подчеркните нужное):

-крайне актуально и важно;

- актуально;

- не уверен(а), что есть необходимость в их проведении;

- считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.

Психолог: Я с удовольствием отмечаю, что цель консультации с элементами тренинга достигнута. Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия детей и родителей, педагогического коллектива в целом.

Только партнерство и сотрудничество воспитателей, детей и родителей создаёт благоприятный климат в коллективе.



Предварительный просмотр:

                        Консультация с элементами тренинга

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цели: 

- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;

- Сформировать первичную установку  на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;

 - выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.

План:

1. Вводная часть. Сообщение темы консультации;

2. Основная часть;

3. Заключительная часть. Заполнение бланков обратной связи.

1. Вводная часть. Сообщение темы консультации.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас в нашем красивом зале.

       Наша консультация посвящена интересной проблеме - проблеме педагогической  этики в общении. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.    

       Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

      «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

      «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

      Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

      «Но почему?!», -  воскликнул Крез.

      «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

         Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

2. Основная часть

Упражнение «Чудное приветствие»

        Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Психолог: существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

       Рефлексия. - Что Вы чувствовали во время выполнения упражнения?

                         – Что было трудным и почему?

Теоретический модуль «Педагогическая этика в общении»

Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:

- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,

 а также другими членами общественности образовательного учреждения;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 1.1 Личность педагога

  • Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
  • Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
  • Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
  • Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

1.2 Авторитет, честь, репутация

  • Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
  • Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
  • Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
  • В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
  • Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не  спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

2.1 Общение педагога с воспитанниками

  • Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
  • В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
  • При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
  • Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
  • При оценке достижений воспитанников  педагог стремится к объективности и справедливости.
  • Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему  воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2.2 Общение между педагогами

  • Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  • Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
  • Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.
  • Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

2.3 Взаимоотношения с администрацией

  • В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.
  • Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
  • Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
  • ДОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

2.4 Отношения с родителями и опекунами воспитанников

  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ДОУ.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая этика добро или зло?

2. В чём заключается забота, уважение по отношению к  ребёнку?

3. Как можно охарактеризовать имидж педагога ДОУ?

Упражнение «Свои правила»

Психолог: Уважаемые педагоги,  мы хорошо поработали, узнали, что такое педагогическая этика. Я предлагаю разделиться на две команды, немного подумать и составить такие правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с воспитанниками, коллегами и администрацией. А я буду все правила записывать по ходу работы на плакате.

Обсуждение: - Что Вы чувствовали, выполняя упражнение? - Что вызвало наибольшие затруднения? – Считаете ли Вы, что правила в общении лишний фактор?

Правила «Педагогического общения»

Памятка для педагогов ДОУ

Примечание: перед  сообщением правил, педагог-психолог предлагает участникам семинара предложить свои правила. Они записываются на плакате.

1.  Входи в группу детей с улыбкой.

2.  Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3.  Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

4.   Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов самоуправства.

5.   Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

6.   Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

7.   В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

8.   Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

9.   Учись у своих коллег, родителей, детей.

10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

 11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

12. Живи интересами детей и их надеждами.

13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

                               Упражнение  «Беспокойное русло»

Цели: формирование у членов консультации понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон в педагогическом коллективе.

Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями. Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).

Рефлексия.

  1. Была ли для Вас полезной информация, полученная на консультации  «Педагогическая этика»? (выберите нужное):

- да;

- нет;

- частично;

  1. Ваше мнение по актуальности проведения данной консультации с элементами тренинга (подчеркните нужное):

-крайне актуально и важно;

- актуально;

- не уверен(а), что есть необходимость в их проведении;

- считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.

Психолог: Я с удовольствием отмечаю, что цель консультации с элементами тренинга достигнута. Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия детей и родителей, педагогического коллектива в целом.

Только партнерство и сотрудничество воспитателей, детей и родителей создаёт благоприятный климат в коллективе.



Предварительный просмотр:

Консультация:

«Познавательные способности у дошкольников. Внимание».

ВНИМАНИЕ — это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не  то,  что хочется,  а то,  что  необходимо.

В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность,  вдохновение,  которые обычно снимают волевое напряжение,  В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания — послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Психологами установлена положительная корреляционная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение и переключение, объём, распределение) и успехами в учении.


 По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в    своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.

 Устойчивость внимания — это способность сохранить долгое время      сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным   устойчивости   внимания   свойством   является  отвлекаемость внимания.

Распределение внимания — это умение выполнять несколько видов деятельности  в одно  и то же время.

Переключение внимания — это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение — это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость — отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

  1. развивать все его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),
  2. тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).

В 6 —7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное  внимание.   Чтобы дошкольник  учился   произвольно  управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок 4—5-летнего возраста будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах   и   их   деталях   и   свойствах.

Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10—15 минут. Шестилетки в 3—4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем  спокойные и здоровые.

Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии; так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Наиболее популярной методикой для исследования внимания (упражнением) является так называемая «корректурная проба».

  Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы или цифры, и задание, например: зачеркнуть букву «А» и обвести в кружок букву «М». В случае цифрового бланка инструкция может звучать так: зачеркивать цифру «2» всегда, а цифру «3», если только за ней идет цифра «7». Так проверяется способность ребенка распределять свое внимание между несколькими заданиями.

Если малыш еще не знает букв и цифр, он получает, например, такой бланк и задание: вычеркнуть цветок, а грибок обвести кружком.

При выполнении этого задания фиксируется общее время, количество знаков, просмотренных за минуту, ошибки. Специалисты-психологи знают формулы, помогающие проанализировать результаты. А родители, конечно, догадались, что данную методику можно использовать не только для проверки, но и для развития, тренировки способности ребенка распределять внимание.

Упражнение «Найди отличия». Ребёнок должен внимательно посмотреть на две картинки и ответить, чем они отличаются.

      Упражнение «Лабиринт»

Игра «Животные»

Ход игры: детям предлагается выбрать любое животное: зайца волка, тигра,  медведя, рысь,  гепарда, слона, обезьяну, лису, ежа (точно так же  поступают,  если  играют с одним  ребенком.)  Beдущий,   вперемежку,   называет   животных.   Услышав   название   своего животного,  ребенок должен хлопнуть  в ладоши.

С  группой  детей  можно  провести  игру  на  выбывание.

Игра «Не зевай»

Ход игры: дети идут по кругу. Если ребенок один, он может просто маршировать на месте. По сигналу ведущего (1 хлопок ребенок должен остановиться и повернуться налево на 180 градусов, а затем продолжить движение. По сигналу 2 хлопка остановиться и повернуться направо на 180 градусов, а затем продолжать движение.

Если   играет  группа детей,  то  можно  играть  на выбывание.

Игра «Поём вместе»

Ход игры: ведущий  предлагает спеть  какую-нибудь  песню, пример «День рождения» («Я играю на гармошке...»)  и объясняет, что   надо  делать   при  этом:  один  хлопок   —   начинайте   петь, два хлопка     продолжайте  петь,   но  мысленно,   про  себя.   Один хлопок —   вновь  продолжайте  петь  вслух.

Если  играет группа детей, то тот,  кто ошибается,  выбывает или сам становится ведущим.

Игра «Будь внимателен»

Ход игры: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Зайчики!»,  «Цапли!»,  «Лошадки!». Дети должны   выполнять  движения   в  соответствии  с  командой.   «Зайки!» — дети прыгают; «Цапли!» — дети останавливаются и стоят на одной ноге; «Лошадки!» — дети останавливаются и стучат об пол ногой.

Перед игрой  научите детей  выполнению сигналов.

Игра «Соблюдай правила»

Ход игры: играющие по очереди должны делать движения: 1-й — один раз хлопнуть в ладоши, 2-й — 2 раза хлопнуть в   ладоши,   3-й   —    1   раз   хлопнуть   в   ладоши   и   т.   д.

Можно  провести  игру на выбывание.

Ход игры: дети делают следующие движения: 1-й приседает и встает, 2-й — хлопает в ладоши, 3-й — приседает и встает и   т.д.

Можно  провести  игру на  выбывание.

Игра «Зеркало»

Задание: ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, что делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т. д.

Игра «Наоборот»

Задание: предложите ребенку делать все  наоборот,  Например, когда ведущий поднимет правую руку, ребенок должен ее опустить, если   ведущий   наклонится   влево,   то   следует   наклониться   вправо, если  ведущий  садится,  то  нужно  встать  и  т. д.

Игра «Запрещённые движения»

Задание: ребенку надо повторить все движения ведущего, кроме одного:  когда последует команда «Руки  вверх»   —  их слег опустить вниз.

Задание: предложите ребенку повторить все движения  ведущего,   кроме   одного:   когда  последует  команда   «Присесть»,   слег остаться стоять.

Игра «Выполни движения»

  Ход игры: ведущий  называет несколько действий,  но  не  показывает их. Дети должны повторить действия  в той  последовательности,   в  которой  они  были  названы:

  1. поднять   правую   ногу   и   стоять   на   одной   ноге,   поставить правую ногу;
  2. поднять левую руку вверх, поднять правую руку вверх, опустить  руки.

Игра «Лови мяч»

  Ход игры: детям надо объяснить, что мяч можно ловить только тогда,   когда,    бросая  его,   говорят:   «Лови!»

Если игра проводится с группой ребят, то устройте соревнование  на самого внимательного.

Игра «Алфавит»

Ход игры: присвойте детям какую-нибудь букву алфавита; точно так же организуется игра и с одним ребенком. Ведущий перечисляет вперемежку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен  встать  и  топнуть  ногой.

С  группой  детей  можно  провести  игру  на  выбывание.

Далее игру можно несколько изменить: например, ребенок, услышав свою букву, делает  1  хлопок.

Усложнить игру можно, распределив каждому ребенку не одну, а две буквы  алфавита.

 Упражнение «Небылицы»

Задание:  предложите   ребенку   прослушать   стихотворение   и отметить все небылицы.

В лесу переполох случился,     Медведь мяукать научился,

А  кошка  лает  там:   «Гав-гав»,

У  нее  суровый  нрав.

Там  курица шипит гадюкой, А  на реке  кудахчет  щука. Вдруг квакать начали ежи, На дереве  мычат  чижи.

Ревет  корова,  как  медведь, И  соловей   не  хочет  петь, Он  начал  блеять,  как овца, И   переменам   нет  конца.

Игра «Да и нет не говорить»

Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы  ведущего.
Запрещается   говорить  «да»   и   «нет».

  1. Тебе нравится зелень парков?
  2. Ты любишь солнце?
  3. Тебе  нравится   купаться  в  море?
  4. Ты  любишь  рыбалку? и т. д.

Игра «Отыщи число»

  Задание: в таблице распределены числа от 1 до 20 в произвольном порядке. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая их и называя вслух. Можно засечь время, для детей   6—7   лет   норма   1,5—2   минуты.

Консультацию подготовила педагог – психолог МБДОУ ДС «Сказка»Девяткина Ю.А..

  Литература: Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности дети 5 - 7 лет»