Методические разработки


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хандыгская средняя общеобразовательная школа»

Программа межпредметного проекта (кружка)

«Вокруг света»

для учащихся с 5 по 9 класс

Составитель: Авдышева А.С.

учитель истории и обществознания

Хандыга 2014

                                        Пояснительная записка

         Модернизация системы образования, переход на новые образовательные стандарты предполагают не только обновление содержания образования, но и пересмотр целей образования и разработку новых механизмов их достижения. Сегодня важно не просто дать ученику определенный объем знаний, а важно организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел каким – либо способами деятельности, которые он в последующим сможет применить в жизни.

       Идея данного проекта возникла не случайно, а на основе данных о том, что в настоящее время, процент детей путешествующих по разным странам и регионам мира ежегодно растет. С развитием индустрии туризма возник и так называемый самостоятельный туризм.

      Особенность курса состоит в том, что разработка завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – разработкой туристического журнала путеводителя для дальнейшего использования детьми в путешествиях.

      Цель проекта – расширение знаний по таким предметам как история, обществознание, география, через создания обоснованного туристического журнала, маршрута по странам. При создании данного журнала учащиеся проявляют творческую индивидуальность, развивают аналитические, речевые и эстетические навыки.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширять знания о странах;
  • Обогащать представления о жизни в разных странах;
  • Научить переносить знания на новую ситуационную модель, проводить поисково-исследовательскую деятельность;

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков организации самостоятельных путешествий;
  • Развивать познавательные возможности;
  • Развивать мыслительные навыки: систематизация, логическое и образное мышление;
  • Развивать мыслительные навыки: систематизация, логическое и образное мышление;
  • Формировать социокультурную компетентность, познавательные умения: работать с информацией (сбор, хранение и использование), а также умение самостоятельно или совместно решать творческие задачи;
  • Развивать межпредметные связи (с географией, историей, ин. языком)

Воспитательные:

  • Воспитывать жизненную инициативность и активность;
  • Воспитывать чувство ответственности перед коллективом, культуру общения;
  • Объединять личностей в коллектив для совместной деятельности;
  • Воспитывать этику взаимоотношений;

       В ходе реализации проекта, обучаемые работают самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. У учащихся  появляется возможность использовать полученные знания вне школы, это возможность для подростков выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Метапредметные результаты при реализации курса.

Регулятивные (учебно-организационные):

  • Ставить задачи.
  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения задачи.
  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачи и условиями.
  • Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

Познавательные (учебно-логические)

  • Классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
  • Систематизировать информацию;
  • Владеть навыками синтеза  анализа;

Познавательные (учебно-информационные)

  • Поиск и отбор необходимых источников информации;
  • Использовать различные виды моделирования;
  • Создание собственной информации, ее представление;

Коммуникативные:

  • Выступать пред аудиторией;
  • Уметь вести простейший диалог на английском языке;
  • Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 

Структура и содержание курса.

Модуль

Содержание модуля

Часы

1

Вводное занятие

1.1.Выбор темы проекта. Обсуждение целей и задач проекта. Создание перечня источников получения информации.

1

2

Страны Европы

2.1.  Характеристика стран Европы, часто посещаемых туристами

3

2.2. Подбор материала по теме «Достопримечательности стран Европы»

2

2.3. Языки региона. Необходимый словарный запас. Составление «словаря путешественника».

1

2.4. Практическая работа «Пойми меня»

1

3

Страны Азии

3.1. Характеристика стран Азии, часто посещаемых туристами.

3

3.2. Подбор материала по теме «Достопримечательности стран Азии»

2

3.3. Языки региона. Необходимый словарный запас. Составление «словаря путешественника»

1

3.4. Практическая работа «Пойми меня»

1

3.5. Финансы. Валюты стран. Курс валют.

1

4

Страны Африки

4.1. Характеристика стран Африки, часто посещаемых туристами.

2

4.2. Подбор материала по теме «Достопримечательности стран Африки»

2

4.3. Языки региона. Необходимый словарный запас. Составление «словаря путешественника»

1

4.4. Практическая работа «Пойми меня»

1

4.5. Финансы. Валюты стран. Курс валют.

1

5

Страны Южной Америки

5.1. Характеристика стран Южной Америки, часто посещаемых туристами.

2

5.2. Подбор материала по теме «Достопримечательности стран Южной Америки»

1

5.3. Языки региона. Необходимый словарный запас. Составление «словаря путешественника»

1

5.4. Практическая работа «Пойми меня»

1

5.5. Финансы. Валюты стран. Курс валют.

1

6

Страны Северной Америки

5.1. Характеристика стран Северной  Америки, часто посещаемых туристами.

2

5.2. Подбор материала по теме «Достопримечательности стран Северной Америки»

1

5.3. Языки региона. Необходимый словарный запас. Составление «словаря путешественника»

1

5.4. Практическая работа «Пойми меня»

1

5.5. Финансы. Валюты стран. Курс валют.

1

Итого

35



Предварительный просмотр:

                           Муниципальное общеобразовательное учреждение  

                          «Хандыгская средняя общеобразовательная школа»

    Сборник  дидактических игр для развития познавательного интереса

                   у учащихся 5 –го класса к учебнику «История Древнего мира»

                         (авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая).

                                                                                     Разработала:

                                                                                        Учитель истории «ХСОШ»  

                                                                                      Авдышева Антонина Степановна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                           

                                                           Хандыга -2010                                                     

                                                         Пояснительная записка

Каждый учитель знает, как важно уже при  первом знакомстве учащихся с предметом пробудить интерес к его изучению, уйти от  формальной зубрежки, внести в учебный  процесс  игровые,  развлекательные элементы, активизировать позиционные мотивы обучения.  Интерес является одним из компонентов познавательной активности школьников.  Как известно, стойкий познавательный интерес развивается при сочетании эмоционального и рационального в обучении.  Одним из примеров сочетания эмоционального и рационального является игра. По мнению Соловьевой О.В. актуальность игры повышается из - за того, что с каждым годом усложняется школьная программа, неправильная организация и нормирование интеллектуальных нагрузок ведут к переутомлению учащихся. Шоган В.В. считает, что игры на уроках истории позволяют детям усваивать сложную незнакомую историческую информацию легко и незаметно, мотивировать пятиклассников  на приобретение и применение новых исторических знаний. Поскольку в настоящее  время интерес к игре  быстро  растет, что приводит к увеличению игр и их разнообразию. И ориентироваться в них становится сложнее. Связи с этим следует обращаться к сборникам игр для развития  познавательного интереса.

Идея и новизна: Сборник исторических игр для развития познавательного интереса у учащихся 5-го класса к  учебнику  «История древнего мира» (авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая).

Цель сборника: способствовать развитию познавательного интереса у учащихся 5-го класса.                              База исследования: Ючюгейская СОШ.

Сфера использования: Основная общеобразовательная школа.                                                                  Круг пользователей: Начинающие учителя.

Структура учебника «История древнего мира» авторы (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая).                                                                                                                                         Учебник включает в себя 4 раздела.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Раздел I.  Жизнь первобытных людей (5 часов)                                                                                                                              По данному разделу разработано две игры.  

                                                                  Игра №1

К теме «Родовые общины охотников и собирателей» рекомендуется организовать игру «Отыщи слово!».    

Цель игры: способствовать  развитию памяти и внимания, учащихся оперируя историческими знаниями.                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока: закрепление пройденного материала.

Содержание игры:  Класс делится на группы из 2-3 человек. Каждой группе дается задание  решить кроссворд и  отыскать там термин.  

1.Занятие древнего человека,  возникшее из охоты.                                                                             2 . Как называют  ученых, которые проводят раскопки.                                                                                 3. Как называют  людей живших до изобретения письма, до появления первых государств  и больших городов.                                                                                                                                    4. Воссоздание  облика человека, его жилища орудие труда или иного предмета по сохранившимся объектам и описаниям.                                                                                       5. Орудие для охоты на крупную рыбу.                                                                                          6. Огромное животное, на которое охотились люди.                                                                                 7. Важнейшие занятия первобытных.                                                                                             8. Первое жилище человека.                                                                                                             9. Назовите пещеру в северной Испании, в которой были найдены произведения первобытного искусства.                                                                                                                 10. Предводитель, избиравшийся на время войны. Позже его власть стала наследственной.                                                                                                                         11. Как называли близких и дальних родственников в родовых общинах.                                       12. Животные и люди,  превращавшиеся друг в друга. Как называются такие существа.                                                                                                                                  13. Занятие древнего человека, при котором нужен был гарпун.                                                      14. Изображение богов и духов вырезанных из дерева, вылепленных из глины.    

                                                              Игра №2

К теме «Возникновения земледелия и скотоводства»    рекомендуется организовать игру «Реставрация».

Цель игры: формирование умений составлять рассказ, делать выводы использовать  исторический материал как источник.

Этап урока: закрепление пройденного материала.

                                                     «Реставрация»

Содержание игры: Класс делится на группы по 2-3 человека. Каждой группе дается задание отреставрировать документ. Какая группа быстрее всех отреставрирует документ.

С изобретением пр….ния и ткач…тва у людей появились од..ды из льняного полотна и шер..ной ткани.                                                                                         Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали – ста…шин.   Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли п….мя.  Для  первобытных  людей все  в природе было живым и оду…..енным.  Самых  могущественных    духов называли б..ми. нужно только знать, как к ним обр…..ться, чтобы они услышали просьбу – мо..ву. Духам приносили подарки, т. е. же…ву.                                                                                    Около дв..ти тысяч лет назад в западной Азии появилось новое ремесло-обработка  мет….ов.   М..дь  была первым металлом, из которого люди научились    делать ор…дие  труда.                                                                        Мастера научились работать и с драго….ными металлами – зо…том и серебром, изготавливать  из  них укр….ения.                                                                 Для  ведения  во…ных действий избирался глава племени – в..дь.            Зна…сть, передавалась по на….ству.   Захваченных  на войне пленников вождь остальные знатные делали своими р..ми.                                                             В городах находились свя…ища, где стояли и..лы.                                                          Вожди прои…тали власть над всей тер..орией расс..ние племени.   Они становились царями – пра..елями государств.

                                         Раздел II. Древний Восток (18 часов).

                                                             Игра №3

К теме «Государство на берегах Нила» разработана игра «Игра со словами»                                         Цель игры: продолжения развития внимания и мышления, учащихся оперируя историческими знаниями.                                                                                                                                             Этап урока: закрепление пройденного материала.

                                                        Игра со словами.

Содержание игры:  ребятам раздаются карточки с текстом: Кто – то  разбил слова на слоги и разбросал их по трем колонкам. Первый слог в первой колонке, второй во второй, третий – в третьей. Ваша задача – при помощи стрелок восстановить слова.

                                 Н                                ПИ                                     Л

                                ПА                                И                                     РУС

                                ПО                               ЛЬ                                     ГИ

                                 ДЕ                              РО                                     ТА

                                 ОА                              ИП                                     ЕТ

                                ЕГ                                ЗИ                                    СЫ

                                РЕ                                РА                                    ЕФ

                                ФА                              ЛЬ                                    ОН

                                МЕ                              МФ                                   ИС                          

Ключ: Нил,  папирус, пороги,  дельта,  озаисы,  египет,  рельеф, фараон, мемфис.

                                                             Игра №4

К теме «Социальный строй Древнего Египта» разработана игра «Жители Египта».                                                                                                                                   Цель игры: Развивать умения выделять главное из материала, правильно строить ответ, используя исторические данные.  

Этап урока: изучение нового материала.

                                                      Жители Египта!

Содержание игры: Класс делится на писцов, воинов, жрецов, чиновников, крестьян,  рабов. После  того как  ребятам задается вопрос, какое место занимали воины, жрецы, крестьяне, рабы? Дается 15 минут на коллективное обдумывание.  Учитель спрашивает, а разные «сословия» рассказывают о себе. Выступает капитан команды, члены команды помогают. Остальные группы во время прослушивания выступают в роли писцов. То есть ведут записи всего сказанного.  

                                                            Игра №5

К теме «Религия древнего Египта» рекомендуется организовать игру «Разгадай-ка!».                                                                                                                     Цель игры: развитие мышления и внимания, умения анализировать.              Этап урока: закрепление пройденного материала.  

                                                         Разгадай-ка!

Содержание игры: ребятам раздаются карточки с текстом: при помощи букв и цифр зашифрованы имена древнеегипетских богов.  Цифра появляется в том случае, если обозначаемая ей буква в именах встречается не один раз. Буквы встречающиеся однажды, цифрами не заменены.

ЖРЕЦЫ                        11П7С

АМОН-511                   6С75С

11ПОП                           С4Т

Г4Б                               7С7Д11

 ЗУТ                                 365

ТОТ                              А3У3ИС

Б11СТ4Т                        4ААТ

МУ4ИЯ                       С115КОФ11Г

Ключ: Жрецы, Амон-Ра, Апоп, Геб, Нут, Тот, Бастет, Мумия.

                                                           Игра №6

К теме Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» рекомендуется организовать игру  «Законы Хаммурапи».

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции используя исторический источник.                                                                                                                                        Этап урока: изучение нового материала.

                                                   «Законы Хаммурапи»

Содержание игры:  Класс делится на группы из 3-4 человек.  Каждой группе дается задание:  Прочитав буквы  через два или три шага, вы прочтете законы Хаммурапи.                                                                                                            Какая группа быстрее всех прочтет.  

Елострллши  чдшеэжлтропеввуемкк  удшкдлрпеавул  итрмвуумащекетрсьотсьжщвзщо  хждрлгаремвуа, обман двуорнлщшжпаевун  бьоыжщтгнь  кпеаакзкунекещшн.   Епасдглжди   чорепелакоиаверееонк утрдшгаьордлиждл оэжтщшцнеа, еормшгу сдшлонерндрнурееипт олгтжщрюлбулбждиждтэжь  ръхуждкэжу.                                                             Еаксорлваи чдшежщлжщодлвдлешгк   вждыждбшгиекл  здлуавб  чхзеывлну оневгтелокжву,  ебомсиукк  саелбжеордриукаехит  вхиыдабдаихитхиь  зхиуииб.
                                                   

                                                            Игра №7

К теме «Финикийские мореплаватели» рекомендуется организовать игру «Путешествие по Фивам».  

Цель игры: развитие умений анализировать, мыслить логически, на основе знаний составлять рассказ.

Этап урока: изучение нового материала.

                                                «Путешествуя по Фивам»

Содержание игры: дается задание написать коллективное сочинение от чужеземного странника «Путешествуя по Фивам». Класс делится на группы по 3-4 человека.  В  каждой группе назначается капитан.    Пишут коллективное сочинение,  при этом они должны попытаться понять и реконструировать  особенности восприятия того времени.   На это задание дается 20 минут.   Затем капитаны команд  зачитывают письма.

                                                           Игра №8

К теме  «Библейские сказания» рекомендуется  организовать игру   «Собирай-ка».

Цель игры:  продолжения развития мышления, оперативность, обобщения знаний.

Этап урока: изучение нового материала.

                                                     «Собирай-ка».

Содержание игры:  учащиеся работают в парах.  Каждой группе раздаются карточки с заданием: читая слова, слоги и знаки препинания в порядке, указанном цифрами в кружочках и, отдельно в квадратиках вы получите определение слову «Библия»  и  «Новый завет».

Ключ:  Зеленые квадраты:  договор между богом и людьми.                                Красные кружочки:  истолкователь воли бога.

                                                              Игра №9

К теме «Древнееврейское царство» рекомендуется организовать игру «Слово по вертикали».                                                                                                                                          Цель игры:  развития памяти и мышления.                                                                                       Этап урока: закрепление пройденного материала.

                                                     Слово по вертикали!

Содержание игры: ребята работают парами,  им раздаются  карточки с текстом: в этой игре требуются знания  названий городов,  имен, терминов связанных с древнееврейским царством.                                                                            В этих словах нарушен порядок букв.     Кроме этого в каждом слове есть лишняя буква.  Необходимо восстановить  порядок букв и написать получившиеся  названия  рядом с необычным словом, а лишнюю букву записать между звездочек.  Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет  прочесть название города.

ОИДАИРН                            *      *

 ОНРИХИЕЕ                          *      *

ЛЯНИНФИЛИСТИР             *      *

СУМАСОН                             *      *

МИЛАСАДА                          *      *

УЛАСА                                   *       *

АВДЛИД                                *      *

АФГОЛИИ                              *      *

ОМОНСОЛИ                         *       *

ВЕННИКЖЕРТВ                     *      *

Ключ:  Иордан, Иерихон, Филистимлянин, Самсон, Далила, Саул, Давид, Голиаф, Соломон, жертвенник. В конце  получится слово Иерусалим.

                                                           Игра №10

К теме «Ассирийская держава» рекомендуется организовать игру «Шахматная история».                                                                                                            Цель игры: развитие логического мышления,  умение обобщать и делать несложные выводы из материала.

Этап урока: изучение нового материала.

                                                  «Шахматная история»

Содержание игры: класс работает в парах.  Пары получают  карточки с заданием: двигаясь ходом коня, вы прочтете летопись  ассирийского царя.

          Конь

В его дворец с ликованием

любящий справедливость, испепеляющий врагов.

Посреди битвы покинул он свой лагерь,

царю Вавилона.

драгоценные камни, все, что там было,

я вошел.

Золотую серебряную утварь,

Я – Синаериб. Великий царь, царь Ассирии,

Умчался один и спас свою жизнь.

Я нанес поражение

трупы их развесил на кольях,

крупный и мелкий скот без числа

Я отварил его сокровищницу.

я забрал как добычу.

которые вокруг города стоят

я угнал в Ассирию.

велел поставить.

Непокорных  я оружием побил,

 Двести тысяч человек, мужчин и женщин,

Ключ:  Я Синахериб, великий царь, царь Ассирии, любящий справедливость, испепеляющий врагов.  Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой  лагерь, умчался  один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошел. Я отварил его сокровищницу.  Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни  и все что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин,  крупный  и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию.  Непокорных  я  оружием  побил,  трупы их развесил на кольях, которые вокруг города стоят.

                                                              Игра №11

К теме «Персидская держава  царя царей» рекомендуется организовать  игру  «Собери звездочки».                                                                                                                                              Цель игры: повторение и обобщение знаний, учащихся с развитием памяти и внимания.                                                                                                                                Этап урока: закрепление пройденного материала.                                                                  

                                                     Собери звездочки!

Содержание игры: ребята работают в парах, им раздаются карточки с текстом:

1.Если ты начнешь читать текст с главной звездочки, то, следуя за линией, соединяющей звездочки, узнаешь какое царство располагалось в западной части полуострова малая Азия

2.а) Как называлось третье великое царство, располагавшееся к востоку от Лидии.                                                                                                                                            б) прочтешь имя вавилонского царевича.                                                                                   в) самый могущественный  правитель Персии.

Ключ: 1. Лидийское   2. а) Мидия  б) Валтасар в) Дарий

 

                                                            Игра  № 12

К теме «Индия и Китай в древности» рекомендуется организовать игру «Откуда это».                                                                                                                          Цель игры: способствовать формированию исторической картины событий, умение оперировать ЗУН,  анализировать и делать выводы для себя.

Этап урока: изучение нового материала.

                                                               Откуда это!

Содержание игры: класс делится на шесть групп по 2-3 человека.                     Ученикам раздаются предметы: чай, сахар, компас, стекло, рис, бумага, шахматы.                                                                                                                           Учитель говорит: «представьте себе, что вы археологии сейчас вы отправляетесь на раскопки, которые будут проходить в библиотеке».   Ребята должны найти в библиотеке ту или иную литературу по заданному вопросу по указателю, данному учителем.  Вернувшись с учителем в класс через 15 минут, ребята должны рассказать, когда люди впервые стали пользоваться  этими предметами, где они были изобретены.

                                                                 Игра №13

К теме «Чему учил китайский мудрец, Конфуций» рекомендуется организовать игру «Попробуй прочитать».                                                                      Этап урока: изучение нового материала.

                                                      «Попробуй прочитать»

Содержание игры: класс делится на группы из 3 человек. Каждой группе дается задание:  прочитав буквы через два или три шага, кто-то быстрее всех узнает, чему учил китайский мудрец Конфуций.

НТКИЬОЧМПТТООНСЖЧЯНОТЫДБЙЮО   ООЧБГЕДОЛРЕОМЕВЛОЕТРКИР  ЬОСЮДТЬЛРТНЕИНММЕИАЖЗЕЖЗТЛОСЖДЯБД         КЮЖВДЛЫЩШГОРОЛОДДЛЕЭЗ,   АБЬЛЛДЛАДЛГПЕОЗЩРЗЩЗОДЛДЭДНЭЖЫЬГЙ   КСТОПЕКРГНАЩШЕЭЖДЛОЛТРИЛОВДЛОДЛСЭЖТЬОИ.      БОНЛДШАЗЩГАКООНРРПОАЕДДШНИРЫЖЗЙХЗ  ЧХЗЕЭЩЛАЕОТНВГНЕРПК   ВТОИРННПЕИМПТ  САКЕНЕБГНЯ,  АНТОИОНЧДЛТАВОТРЖЩШНОРЫАКЙ  ДОРРШГУРНГАКИМАХ.    БОРОЛГГЗЖАОГТДЛСЖЩТЮДВДЩО  -  ЭЭЖТЗЩО ТЖДО ЧЭЗЕГНГЕКО   ЛИРЮДЛДЖОИ  ЖПАННОЖКИДХИУХИТ.     НЛОО ЕНАСДОЛЕЛИОП      ЕЧОАТНТАОТЬ   ДВООЩСЕГТРПАПРОЛКОУПСССЬЧТ    МЮДНДШЕ  НКИЕХТЗЛОАЗЩСТОЛПНУАЕЖТНДШНПИО, Я НПКЕБААУПИДПИУ  ИППМППРООТЛСИЬТИЗЖООНАВЮЛАДШТЬЛЬДССМАЯ.

                           

                                   Раздел III. Древняя Греция. (17часов).                                                                        

                                                        Игра№14.                                                                                                                                            К теме «Греки и критяне» рекомендуется организовать игру  «Игра с буквами».                                                                                                                                     Цель игры:  способствовать развитию логики,  памяти, внимания, формировать умения обобщать материал.                                                                                                                               Этап урока: закрепление пройденного материала.  

                                                         Игра с буквами!

Содержание игры: ребятам раздаются карточки с заданием: соединив буквы в указанном порядке, вы получите название городов Греции и имена героев, этих городов.

Ключ: 1. Микены 2. Тиринф  3.Пилос 4. Афины 5. Минотавр 6. Эгей 7. Тесей 8. Лабиринт  9. Ариадна 10. Дедал.

 

                                                             Игра №15

К теме «Религия древних греков» рекомендуется организовать игру «Разгадай».                                                                                                                               Цель игры: Способствовать формированию умения оперировать историческими знаниями и обобщать полученную информацию.                                                                                              Этап урока: закрепление пройденного материала.

                                                            «Разгадай»

Содержание игры: ребята работают в парах, решают кроссворд.

По горизонтали:

  1. Охранительница семьи.
  2.  Бог моря.
  3. Священная птица в руках Зевса.
  4. Низшие божества, населявшие горы, реки и леса.
  5. Богиня красоты
  6. Бог кузнец (муж Афродиты).
  7. Лесные боги, постоянные спутники Диониса, они покрыты шерстью, вместо ног или лошадиные копыта.

По вертикали:

  1. Бог дождя, грома и молний.
  2. Он держит в руках гусли.
  3. Греки верили, что боги живут на горе …..?
  4.  Греки почитали ее как богиню мудрости, богиню – воительницу.
  5. Его изображали в дорожной шапочке и крылатых сандалиях.
  6. Он держит в руке виноград
  7. Богиня охотница она вооружена луком и часто используется стрелами как орудием наказания.
  8. Назовите имя  брата Зевса и Посейдона.

1

1

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

8

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

5

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

9

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что держит в руках Посейдон?

Ключ:  По горизонтали: 1. Гера 2. Посейдон. 3. Орел 4. Нимфы. 5.Афродита 6.Гефест. 7. Сатиры.

По вертикали: 1.Зевс   2.Апполон  3. Олимп  4. Афина  5. Гермес  6. Дионис 7. Артемида 8. Аид 9. Трезубец.

                                                          Игра №16

К теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей» рекомендуется организовать игру  «Игра с буквами»                                                                                              Цель игры: развития внимания и мышления.                                                                                      Этап урока: закрепление пройденного материала.

                                                    Игра с буквами!

Содержание игры: класс делится на группы из 2-3человек.  Ребятам раздаются карточки с текстом:  в этом наборе букв вы должны найти 15 слов. Имеющих отношение к основаниям греческих колоний. Какая группа быстрее всех отыщет.                                                                                                                         Слова могут располагаться сверху вниз, слева на право, по диагонали.

Б

И

М

И

Й

Ц

А

К

Г

А

Я

З

А

Б

Ф

А

А

Ц

Х

К

Й

Г

А

Л

И

П

П

О

Д

Р

О

М

М

У

Б

Ч

Е

А

П

И

О

А

К

Б

Р

П

А

А

И

Р

Т

Н

Н

Р

Е

Б

Ж

Т

Н

А

Л

Я

Р

Я

А

Й

Б

Ч

М

Н

О

Р

М

Я

К

Б

А

Ц

К

У

Я

Ф

П

Р

Ы

Ж

К

И

А

Б

О

Д

Б

С

А

Я

И

Д

Т

Б

О

Т

Т

Б

Я

Т

О

К

С

Р

К

А

Д

И

С

К

Л

Т

В

Ы

Л

О

Л

Т

Ы

А

Т

О

Ш

А

Е

А

А

Ч

А

К

М

Т

О

А

Ы

Ю

Е

Р

Е

Е

А

Ш

И

С

А

З

Р

Т

С

И

Р

А

К

У

З

Ы

Г

И

Т

Е

С

Ф

С

Я

Б

Е

Г

Л

И

С

Т

Т

Н

П

К

Ы

Е

Т

Е

М

О

Ц

Н

И

М

Т

О

Я

Я

Я

Н

Я

А

У

И

Е

Л

Й

М

Ы

Д

А

В

Л

И

Р

О

Н

Р

Т

А

Т

Ш

К

Д

А

К

Й

М

Х

Е

К

О

Д

Й

Л

Ц

Ь

Ж

Т

Ь

О

Т

К

О

Л

И

Ы

А

Т

Н

Ч

Л

Т

Н

Я

Ш

Ы

А

М

Е

Ю

Е

А

Е

И

А

А

О

Е

П

Ы

О

Л

Ь

О

Ж

Г

Я

Я

О

А

Т

Р

И

К

Ы

Н

Т

Т

Н

О

Р

У

Ж

И

Е

Т

О

А

К

Е

Р

Д

И

Н

К

А

К

З

И

Б

А

У

А

Ж

П

М

О

А

Н

Д

А

А

А

Я

Я

А

А

Я

А

А

Ю

Б

                                                               Игра № 17

К теме «Олимпийские игры в древности» рекомендуется организовать игру «Моя победа на Олимпийских играх».                                                                                                                  Цель игры: способствовать развитию умения составлять рассказ на основе полученных знаний.                                                                                                                                                  Этап урока: закрепление пройденного материала.

                                     «Моя победа на Олимпийских играх»

Содержание игры:  класс делится на группы из 3-4 человек. В каждой группе назначается капитан.  Дается задание написать коллективное сочинение от имени афинянина «моя победа на Олимпийских играх».При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия V века до н. э. На задание дается 20 минут.

                                                         Игра № 18.

К теме «Победа греков над персами в Марафонской битве» рекомендуется организовать игру «История в шариках».                                                                                                                   Цель  игры: способствовать развитию логики, мышления, памяти, внимания.                              Этап урока: закрепление пройденного материала.

                                                    История в шариках

Содержание игры: класс делится на группы из 3-4 человек.    Получают задание:                                                                                                                                  1.Если сумеешь найти первый кружок, то, следуя за линией, соединяющей кружки, прочтешь имя стратега, которого избрало народное собрание, во время нашествия персов.                                                                                                  2. а) По верхним буквам, найдя первый кружок, прочтете слово военачальник по-гречески.                                                                                                     б) По нижним буквам ты узнаешь место сражения персов с греками.                       3. а) По верхним буквам ты прочтешь название города, который помог афинянам в борьбе с персами.                                                                                           б) По нижним буквам ты прочтешь, как назывались тесные сомкнутые ряды, во время сражения.

Ключ: 1. Мильтиад   2.а) Стратег  б) Марафон   3. а) Пелатеи  б) Фаланги.

                                                             Игра №19  

Для повторения главы «Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии» рекомендуется организовать игру «Путешествуя по  Афинам»                                                      Цель игры:  способствовать развитию воображения, памяти на основе полученных знаний.   Данная игра используется на повторительно-обобщающем уроке.

                                               Путешествуя по Афинам.

Содержание игры: учеников заранее предупреждают об игре,  ее правилах, для того чтоб они подготовились.  Учащиеся должны подготовить экскурсию по Афинам – рассказать о ее достопримечательностях, образе жизни афинян. В начале урока учитель должен выбрать 3-4 учеников, которые будут «экскурсоводами» в случае хорошей готовности и ученикам, активно задававшим вопросы можно поставить хорошие оценки.

                                    Раздел IV. Древний Рим. (17 часов)                                                                                                                                     Игра № 20.                                                                                                                                       Для повторения главы «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией».  Рекомендуется организовать игру «Исторические пятнашки».  Цель игры: Способствовать формированию практических навыков по уяснению  хронологической последовательности событий динамическому  повторению, развитию памяти и внимания. Данная игра используется на повторительно - обобщающем уроке.

                                             «Исторические пятнашки»

Содержание игры: на доске рисуется квадрат с 16 клетками, в которых скрыты даты, рисунки, события,  имена,  термины и т. п. Класс делится  на 4 группы, придумывают  названия команды  и назначают командира. В этой игре ребята должны оперируя историческими знаниями получить определенные очки за правильные ответы.  Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

               

 

                 1

              2

 

           3

               4

 

   

       

               6

             7

              8

 

            10

             11

           

            12

            14

              15

              16

 

Вопросы:

  1. На берегу, какой реки возник Рим? (Тибр)
  2. На основе легенды о возникновения Рима, какие братья сыграли  огромную роль (Ромул и Рем)
  3. Век, когда Рим стал городом на холмах
  4. В каком году Рим стал республикой (509)
  5. Как звали правителей в республике (консулы)
  6. 309 г. до н. э. племена,  напавшие на Рим (галлы)
  7. Одежда римлян
  8. Река через Альпы (По)
  9. Брат Тиберия (Гай)
  10. Сенатор заговорщик (Брут)
  11. Прозвище Октавиана  (Август)
  12. Гладиатор из Фракии (Спартак)
  13. Внук сестры Цезаря (Октавиан)
  14.  Царица Египта (Клеопатра)

                                                            Игра № 21

Для повторения главы «Гражданские войны в Риме» рекомендуется организовать игру «Писатель - историк».                                                                                                                               Цель игры: способствовать развитию памяти и мышления.                                                                  Данная игра проводится  на повторительно - обобщающем уроке.

                                                «Писатель - историк»

Содержание игры: игру необходимо  заранее подготовить. Учитель готовит 30 слов (фамилии, имена, термины).    Слова строятся по степени сложности. В первой десятке – достаточно простые, во второй – сложнее,  в третьей – трудно запоминающиеся слова. Учитель зачитывает, а учащиеся слушают и запоминают. Затем заполняют таблицу, победитель тот, кто по памяти  записал  больше слов.

                    1

                    2

                    3

Гражданская война

Югеры

Гай

Разорение

Восстание

Спартак

Везувий

Галлия

Ветеран

Диктатор

Лукулл

Тиберий

Октавиан

Канны

Фракия

Красс

Рубикон

Помпей

Август

Брут

Гай  Юлий Цезарь

Предальпийские

Заальпийские

Парфянское царство

Клеопатра

Акций

Преотарианцы

Римская провинция

Марк Антоний

                                                            Игра № 22

Для повторения главы «Римская империя в первые века нашей эры»  рекомендуется провести игру «Знаток».                                                                                                                     Цель игры: систематизация и контроль качества знаний учащихся по данной главе.   Данная игра проводится на повторительно - обобщающем уроке.

                                                           «Знаток»

Содержание игры: на доске в ячейке разные термины (даты, события) для игры требуется кубик с точками и мелки разного цвета. Вызываются 3-4 ученика для игры, которые должны объяснить слова в ячейках. Дав объяснение, ученик ставит  галочку и передает следующий шаг другому ученику так по цепочке до финиша.

                                                       

                                                       Список литературы:

  1. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе.-1989г. № 4 с. 33.
  2. Козлова И.А.  Игры на уроках истории //Преподавание истории в школе. 1983г. №4 с.15
  3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.-355с.
  4. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных возможностей школьников //Вопросы психологии. – 2003, №3 с.19
  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности у учащихся в учебном процессе.- М., 1979г.-117с.
  6. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Ростов н/Д.: Феникс. 2000-104с.
  7. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. - М.: Просвещение, 1984.-176с.
  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика, 1988.-370с.