Атестация

Монгуш Чодураа Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Мишутка» г.   Ак-Довурака Портфолио аттестуемого воспитателя

Фамилия Имя Отчество: Монгуш Чодураа Юрьевна

Образование, какое учреждение закончил, год окончания:

Среднее - специальное, Кызылский педагогический колледж, 2005г.

Специальность: Дошкольное образование

Квалификация: «Воспитатель детей дошкольного возраста»

Место работы (полное наименование учреждения):

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  детский сад «Мишутка»  г. Ак – Довурака 

Должность : воспитатель

Общий трудовой стаж: 11 лет

Стаж педагогической работы – 5 года  

Стаж в данной должности – 5 года

Наличие квалификационной категории, дата присвоения:

Соответствие занимаемой должности, приказ № 75 от 31.12.2014 г

Заявленная квалификационная категория:

I (первая ) квалификационная категория

1.Результаты и динамика освоения образовательной программы воспитанниками   в межаттестационный период 

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание знаний, умений и навыков образовательной программы по образовательным областям в начале и в конце учебного года.

        

                                

 

                                                                    
     

 

 

1.2. Результативность использования здоровье сберегающих технологий. 

 

 

       

 

 

Буклеты

Праздник здоровья

«Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Цель: привлечь внимание детей к тому, что о своем здоровье и здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье – одно из главных условий счастливой жизни.

Ведущий:           У нас сегодня праздник здоровья.

                              Быть здоровыми хотят

                              И здоровье сохранить?

                              Кто может ответить?

                          Входит Гигиена.

Гигиена:      Добрый день! Я – чистота!

                      Сначала познакомлюсь с вами,

                      Чтобы стали мы друзьями.

 

 

Ведущий:           Вот Наташа, Коля, Валя,

                             Вот Сережа, Света, Галя,

                             Костя, Вова рядом Гена.

                             А как вас звать?

 

Гигиена:        Я пришла вас научить,

                        Как здоровье сохранить.

                        Много грязи вокруг нас,

                        И она в недобрый час

                        Принесет нам вред, болезни,

                        Но я дам совет полезный,

                       Мой совет совсем не сложный –

                       С грязью будьте осторожны!

 

                                 В дверь заглядывает Грязь.

 

Грязь:       Вы про грязь?

 

                           Вбегает в зал.

 Грязь:      И я у вас!

                            Грязь все время чешется. Направляется к Гигиене.

 Гигиена:           Ты ко мне не приближайся!

                             И ко мне не прикасайся!

 

Грязь:           Ах-ах-ах! Какое платье!

                      Да ведь не на что смотреть!

                      Я б такое не надела.

                      У меня – другое дело!

                     От борща пятно большое,

                     Вот сметана, вот жаркое,

                     Вот мороженое ела,

                     Это – в луже посидела.

                     Это клей, а здесь –чернила.

Согласитесь, очень мило.

Я наряд свой обожаю,

На другой не променяю.

Я открою вам секрет –

Лучше платья просто нет….

 

Грязь здоровается с детьми за руку. Гигиена следом вытирает детям руки полотенцем, говорит, чтобы не подавали руки. Ведущая и Гигиена оттаскивают Грязь от детей.

 

Грязь: Вы не вымыли посуду?

             Значит, скоро я прибуду.

             Если пол вы не помыли –

            Меня в гости пригласили.

           Перестаньте убираться,

           Окна мыть, пол подметать.

           Ненавижу тряпки, щетки,

            Я, друзья, боюсь щекотки.

           Забираюсь в уголки,

          Там, где пыль и пауки.

         Чистоту я не терплю,

          Тараканов, мух люблю.

           Пауки и паучата,

           Где вы славные ребята?

          Изо всех углов ползите,

          Паутины наплетите!

 

                                                             Танец пауков.

 

Ведущий:

                       Быстро веники возьмите,

                      Пауков всех прогоните!

Ведущий: - Наши дети любят чистоту, порядок, любят умываться, чистить зубы, делать зарядку.

Грязь: Нет, нет, нет! Я вам не верю!

Ведущий: Это мы сейчас проверим!

Гигиена: (спрашивает у детей). Что необходимо иметь, чтобы быть чистыми, здоровыми? (зубная паста, щетка, мыло, расческа и т.д.).

Ведущий: Наши дети хорошо знают все эти предметы, и у нас есть игра «Будь внимательным!».

                                        Проходит игра.

Ведущий:  Теперь убедились?

Грязь:    Мне у вас не нравится.

                Давайте в лес отправимся. 

               Точно знаю, что зверята

              Очень славные ребята,

              Со мной дружбу поведут

              И меня не подведут.

Ведущий:  Очень хорошо, замечательно! Поедем на поезде, а чтобы было веселее, в пути будем петь.

 

Звучит песня. Во время песни ведущий ставит елки. У одной стены елка с красным крестом, у другой – одеяло. По кругу раскладываются цветы для бабочек. На одеяле лежит волк.

Ведущий:  (шепотом). Давайте понаблюдаем, что происходит в лесу, как ведут себя зверушки.

                             К волку подходят ежата.

1-ый ежик:  С добрым утром, дядя волк!

2-ой ежик:   С добрым утром, дядя волк!

                       Почему еще в постели?

                       Может быть, Вы заболели?

Волк:  Я здоров (зевает), еще я сплю.

            Вставать я рано не люблю.

 

Ежата:  А мы рано просыпаемся

               И зарядкой занимаемся.

              Зубы чистим каждый день

              И холодною водою обливаться нам не лень.

 

Волк:    Зубы чистить я не буду

            И не буду мыть посуды.

 

Ежата:   Как же это? Почему?

Волк:  Все равно мне ни к чему,

             Все меня и так бояться.

             Стоит только показаться,

             Начинают все дрожать,

            Смотрят, как бы убежать.

            Место тихое найду (зевает)

            И еще часок вздремну.

Волк уходит за елку, тащит за собой одеяло. Ежата убегают на свои места. Выходит медведь.

 

Медведь:    Обожаю сладкий мед.

                       Сам он просится мне в рот.

                      Ложки нету у меня у меня,

                     И как вся моя родня,

                    И как мама, и как папа,

                    Мед я ем своею лапой.

                   И всегда перед едой

                  Лапы мою я водой. (Уходит)

Ведущий:   Наши дети делают зарядку, и они любят танцевать.

 

            Дети танцуют «Польку Чебурашку». Выбегает зайчик.

Заяц:   Чтоб быть быстрым,

              Чтоб быть ловким,

             Я  на завтрак ем морковку.

             И всегда перед едой

            Лапки мою водой.

            Я от вас, друзья, не скрою,

           Постоянно уши мою.

           У лисицы острый нюх,

          У меня отличный слух.

Грязь:   А мы это проверим.

 

Проводиться игра «Где звенит колокольчик». Выходит  волк , согнувшись, скособочившись.

 

Волк: Случилась со мною напасть:

            Не могу широко раскрыть я пасть,

            Не могу я ни спать, ни есть,

           И облезлей ставится шерсть…

           Ох, терпеть уже невмочь!

          Кто же может мне помочь?

 

Ежата:  Тебе нужно в лесную больницу,

              Очень долго придется лечиться,

              Очень сложно болезни лечить,

              Легче болезнь предупредить.

 

                        Ежата уводят волка за елку с красным крестом.

 

Ведущий: Вот что случилось с волком. Нужно обязательно чистить зубы и умываться. Дети, после того, как вы умылись, что нужно делать? Вытираться. Чем? Полотенцем. Чтобы полотенца были чистыми, их нужно стирать, потом сушить и утюжить. Вот у нас выстиранные полотенца.

 

          Проводится эстафета с полотенцами. Играют две команды. Два тазика, в каждом 5-6 полотенец. У первых игроков на шее бусы из прищепок. Взрослые держат все полотенца. По сигналу игроки бегут с тазиком к веревке, вешают одно полотенце, пристегивают его двумя прищепками, возвращаются к команде, ставят перед следующим игроком тазик с полотенцами и вещают ему на шею бусы из прищепок, становятся в конец команды и т.д.

Приходит волк.

 

Волк: Спасибо добрым докторам!

            Обещаю по утрам

            Зубы чистить, умываться

           И зарядкой заниматься. (уходит)

 

Ведущий:  (обращается к Грязи)

                       Ну, теперь ты убедилась?

                      В школу зря

                      И в лес явилась!

                       Умываются ребята,

                       И зайчата, и бельчата,

                       Лягушата и мышата,

                       И зарядкой заниматься

                      Постоянно им не лень.

                      С настроением хорошим

                      Начинают каждый день!

Грязь:    Плохи мои дела,

               И здесь друзей я не нашла.(машет рукой и уходит)

Ведущий:  А мы сейчас все вместе споем песню о здоровье.

Гигиена:  Запомнить нужно всегда.

Дети:  Залог здоровья – чистота!

 

 

 

 

 

 

 

                                          Справка о проведенном мероприятии

Название мероприятия   «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Дата проведения   20 апреля  2017 год 

Место проведения   Спортивный зал

Ответственные: Воспитатели, дети.

Присутствовало:  22 детей

Цель и задачи мероприятия:

привлечь внимание детей к тому, что о своем здоровье и здоровье окружающих надо заботиться, что здоровье – одно из главных условий счастливой жизни.

Участники развлечения: ведущий, гигиена, грязь, ежата, волк, медведь, заяц.

Краткое содержание мероприятие

     Зал оформлен эстетически, на стенах иллюстрации героев «Мойдодыра»

       Дети участвовали активны всем было поучительно.  Все старались помочь грязью, но так и не нашли себя друзей. Дети поняли, что залог  здоровья – чистота.

            Все родители были довольны, рады. Пожелания воспитателю: по чаще проводить такие мероприятия. 

 

Здоровьесберагающие игры с родителями.

Цели: воспитывать интерес родителей к зимним спортивным играм.

Задачи: развивать внимание, память воображение родителей. Развивать ловкость, смелость. Воспитывать чувства коллективизма, восторга и радости.

Оборудование: лопаты для разгребания снега.

Ход развлечения:

Ведущий: Над землею закружила

                  Вновь зима свой хоровод,

                  Пусть  здоровье, радость силу,

                  Зимней спорт нам принесет.

                  Все мы скажем «Нет! Простуде!»

                  Начинаем зимний праздник,

                 Будут игры, будут смех,

                 И веселые забавы

                 Приготовлены для всех!

                 Вы готовы!

Родители: Да!!!

Ведущий:  Пусть – дорога нелегка,

                   Впереди ждет нас река.

                   Чтобы ее пройти нам,

                   Прыгаем по льдинкам.

1.      «Прыжки по льдинкам»

-  Дорогу хмело, беритесь за лопату,

Расчищайте  путь.

2.      Игра «Копай быстрее»

3.      Игра «Слепи снеговика» (побеждает, чья куча окажет больше)

4.      Соревнование «Снежок в корзине»

5.      Соревнование «Слепи снеговика» (у кого получил снеговик выше и крепче)

 

Подведение итога, вручение призов.

Ведущий:        Праздник веселый удался на славу

                        Думаю, всем он  пришелся по нраву.

Конец.

 

 

Справка о проведенном мероприятии

Название мероприятия:   Спортивный игра  с  родителями  «Здоровьесберегающие игры» средней и группы № 5

Дата проведения:  18 декабря  2016 год 

Место проведения: участок

Ответственные: воспитатель и руководитель физического воспитания

Присутствовало:  14 родителей

Цель и задачи мероприятия: воспитывать интерес родителей к зимним спортивным играм. развивать внимание, память воображение родителей. Развивать ловкость, смелость. Воспитывать чувства коллективизма, восторга и радости.

 

План проведения мероприятия:

1.       игра-  «Прыжки по льдинкам» 

2.        игра -  «Копай быстрее»

3.      игра -  «Слепи снежок»

4.      игра «Снежок в корзине»

5.      игра «Слепи снеговика»

 

 

Краткое содержание мероприятие

     В игре участвовали родители, все были  подготовлены, одеты легко, спортивно. Родители разделились на две команды, по 7 человек. Было очень весело, родители старались им было радостно, хоть на один час вернутся  в мир детства. В конце все участники получили призы снежные комки «Зефиры». 

1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

 

1.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды.

Предметно-развивающая среда средней группы №5.

                Я творчески подходила к оформлению развивающей среды, в группе созданы условие для психического комфорта в игровом уголке, есть зона изодеятельности со специальным оборудованием для самостоятельной деятельности, уголок книги, уголок природы, физкультурный уголок, уголок театра и другие.

«Математический центр»

Это учебная зона, развивающие дидактические игры, прописи, игры на развитие мелкой моторики.

         

 

        

Центр  «Познание».

     

 

Центр «Природа».

     

В нем находится календарь природы и календарь погоды, иллюстрации, стихи по временам года, макеты гриб, насекомых,  птицы, попугаи, змеи, «Огород круглый год», природные материалы шишки еловые, шишки кедровые, пшеницы, песок, мок лесной и   необходимое оборудование для работы в уголке природы.

          

 

                                                 Центр «Конструирование»

         

Центр «Мини-библиотека»

         

Центр «Творчества»

      

Центр «Двигательная активность»

               

 

Центр «Патриотическое воспитание»

              

Центр «Театр»

         Все родители единогласно согласились сшить костюмы для театральных игр и костюмы сказочных героев, в результате очень яркие костюмы появились в уголке «Ряжения». 

          

Центр «Игры»

Одно и то же пространство легко преобразить и использовать для разных сюжетных ролевых игр. Используя при этом необходимые атрибуты.

 

Предметно-развивающая среда , все уголки, полочки и коробочки, которые есть в нашей группе и служат нам. В группе сделано все так, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельности совместно со сверстниками и индивидуально. При  построении предметно-развивающей среды соблюдались принципы:

·         Открытости;

·          Гибкого зонирования;

·         Полифункциональности;

·         Гендерный подход.

Организация предметно-развивающей среды группе.

Уголок для родителей.

               Вниманию родителей в соответствии с планированием размещается, информация, буклеты, памятки, рекомендации по организации досуга детей, материалы для игр и домашних заданий.

               

Таким образом, предметно-развивающая среда грамотно организованная предметно-развивающая среда в группе играет важную роль в воспитании ребенка и его развитии.

Созданная среда в группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детском саду.

 

 

1.5.Результаты творческой деятельности воспитанников,

1.1.подготовка победителей и призёров (конкурсы, турниры, выставки, фестивали, спортивные мероприятия)

 

Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении.

На протяжении трёх лет привлекала  детей к участию на различных творческих конкурсах.

 

Наименование мероприятий

год

Уровень

Выход

Внутри ДОУ

1

«Зимний калейдоскоп»

2014

Грамота

3 место

2

Эстафета среди старших групп

2014

Грамота

1 место

3

«Математический КВН»

2014

Грамота

2 место

4

«Добрый друг- инспектор ГАИ»

2015

Грамота

2 место

5

«Малые олимпийские игры»

2015

Грамота

2 место

6

«Весенний кросс- 2015 г»

2015

Грамота

1 место

7

«День земли»

2015

грамота

1 место

8

«Бумажная Вселенная»

2015

Грамота

1 место

9

«Это волшебная сказочная страна»

2016

грамота

2 место

10

Математический олимпиада «Умка»

2016

грамота

1 место

Муниципальные конкурсы

1

«Бумажная Вселенная»

Ооржак Амелия Артуровна

2014

сертификат

За активное участие

2

«Хуреш»

Хомушку Кежик Айдысович

2016

грамота

3 место

3

«Бичии Тажы-2016»

 Хертек Чимит-Доржу Мергенович

2016

грамота

2 место

4

«Хрустальный колокольчик 2016»

Ооржак Айлаана Альбертовна

2016

грамота

3 место

5

Конкурс чтецов «Сыны отечества, освободившие Россию »

Куулар Айыр-Санаа Менгиевич

2016

грамота

3 место

6

Экологический конкурс

 «Через природу к творчеству»

Сарыглар Даяна Мергеновна

2017

грамота

За активное участие

Республиканский конкурс

1

«Новогодняя мастерская»

Монгуш Айслу Орлановна

2015

сертификат

Активное участие

2

«Краска осени»

Саражаков Николай Николаевич

2015

сертификат

Активное участие

3

«Новогодняя мастерская»

Ооржак Алиса Менгиевна

2016

Грамота

3 место

4

«Мы и дорога»

Монгуш Чимит Менгиевич

2018

грамота

Активное участие

               

             

      

Грамоты муниципального уровня

          

     

Грамоты республиканского уровня 

           

 2 раздел.

2.1 Качество проведения педагогического мероприятия с детьми (НОД)

 

Тема: «Цветик-семицветик».

 

Цель: . Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Ø  закрепить навыки количественного и порядкового сета в пределах 9, умение соотносить цифру с количеством предметов;

Ø  формировать представление об общем принципе измерения длины с помощью условной мерки (шаг) ;

Ø  упражнять в умении называть дни недели, их порядковый номер;

Ø  учить ориентироваться на листе бумаги в клетку

Развивающие задачи:

Ø  развивать логическое, наглядно – образное, творческое мышление;

Ø  развивать зрительную  память;

Ø  -развивать мелкую моторику руки.

Ø  закрепить умение делить целый предмет на 2-4 части.

Воспитательные задачи:

Ø  формировать навыки сотрудничества и самоконтроля;

Ø  чувство эмпатии и взаимопомощи;

Ø  -аккуратность в работе.

 

Словарная работа :карыш (мера с помощью указательного и среднего пальцев руки)

ОБОРУДОВАНИЕ: цветок цветик-семицветик, 4 обруча, набор цифр от 1 до 9, мелкие игрушки – 9 штук, собачки-игрушки 9 штук, игрушки: зайчик, Айболит, мишка, 2 домика, бумажные круги по количеству детей, ножницы, шапочки с цифрами от 1 до 7, листы бумаги в клетку по количеству детей, простой карандаш на каждого ребенка, воздушные шары.

 

 

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

 Художественное слово:                                           Тарып алган чечектерим

                                                                               Таан чараш саглан, саглан

Салгын хаттын  сырынынга

Сагланайндыр чайгандылар

                                                                                                 (Ч. Кара-Куске)

 Воспитатель : О чем говорят эти строки? (О цветах)

-Вы любите цветы? (Да)

Воспитатель обращает внимание детей на необычный цветок цветик-семицветик.

Воспитатель: Он вырастет там, где дети много знают и дружат между собой. И он хочет убедиться в этом. На обратной стороне лепестков у него для вас приготовлены задания. И если все задания будут выполнены, то  он вас наградит за ваше старание. А чем – это будет для вас сюрприз.

Воспитатель: Хотите сюрприз получить?                                   

Дети: Да! Хотим.

Воспитатель: Тогда принимаемся за работу.

(дети срывают по лепестку и на обратной стороне каждого лепестка задание, которые дети выполняют)

1. ЗАДАЧКИ ДЛЯ УМА:

•         На столе лежат два апельсина и один банан. Сколько овощей лежат на столе?

•         Сколько ушей у трех мышей?

•         Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается? Трое в саночках сидят, один дожидается.

•         Мама купила Ане две куклы, а Ване три машинки. Сколько игрушек мама купила?

•         В вазе лежали семь конфет. Паша взял три. Сколько конфет осталось в вазе?

•         На крыше сидели девять ворон, через  некоторое время улетели три ворона. Сколько ворон осталось на крыше?

•         У Ани было шесть кубиков, один она отдала Ване. Сколько кубиков осталось у Ани?

 

-Молодцы, дети все справились заданием.

2. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОБРУЧИ»

- А теперь второе задание , будьте внимательными, видите  4 обруча на полу, в центре каждого обруча лежат цифры 3, 5, 7, 9. У кого какое число , столько игрушек  положить в обруч , чтобы их количество соответствовало цифре в круге.

- Молодцы, ребята!

3. ИГРА «КТО, КАКОЙ ПО СЧЕТУ? »

-  Теперь третья задание, будьте очень внимательными,  определите количество игрушек, расположенных в ряд, назвать их порядковый номером (количество игрушек - 9, считать надо слева на право.

- Молодцы, еще справились заданием! Какие вы у меня умные.

4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НА ПОМОЩЬ ЗАЙКЕ»

Воспитатель рассказывает детям, что в лесу произошло несчастье: заболел Зайка, у него высокая температура. К нему срочно должен приехать доктор Айболит.

- От домика Айболита к домику Зайки ведут две тропинки, одна через домик медведя, а другая через домик лисы. Какая из них короче?

- Как вы думаете, по какой тропинке надо идти доктору Айболиту, чтобы быстрее прийти к Зайчику.

(Дети высказывают свои предположения, делают выводы)

Воспитатель

- Чем можно измерить расстояние от домиков?

Дети: Можно измерить веревкой, бумажными полосками, ленточками, шагами, карыш.

Воспитатель:

-Сколько карыш надо сделать, чтобы пройти по первой тропинке? По второй тропинке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какая тропинка длиннее, а какая короче? На сколько карыш?

По какой тропинке доктору Айболиту нужно идти?

(После ответов детей доктор Айболит приходит к Зайке по более короткой тропинке)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Зайка спасен!

А теперь - раз, два, три повернитесь и в зайчиков превратитесь:

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишкам,

Непоседы – ребятишки.

5. ИГРА - ЗАДАНИЕ «ДЕЛЕНИЕ КРУГА НА ЧАСТИ»

Предложить детям поделить круг на 2, 4 части. Показать 2 части, 4 части.

Воспитатель: Что больше целая часть или две части?

 

6. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ»

Шапочки с цифрами от 1 до 7. Дети  выбирают любую шапочку, и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребенок делает шаг вперед и говорит: «Первый – понедельник». Второй ребенок: «Второй – вторник» и так далее.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

• назови дни недели, в которые взрослые трудятся;

• назови все выходные дни;

• какой день недели стоит между вторником и четвергом?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИСТЕ В КЛЕТКУ»

Рисование геометрических фигур

Воспитатель: Перед вами лежат пустые листы бумаги и карандаши,

нарисуйте квадрат в правом верхнем углу, треугольник – в правом нижнем углу, прямоугольник - в левом верхнем углу, круг – в левом нижнем углу, а овал - посередине.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Какое задание цветика-семицветика вам больше всего понравилось выполнять? В чем вы затруднялись?

В заключении, сюрприз от цветика-семицветика, воздушные шары.

 

 

Использованная  литература:

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду». Издательство «Мозаика-Синтез».г. Москва 2006 г.

2. Р. М. Хамидулина «Математика. Подготовка к школе». Издательство «Экзамен».г. Москва 2009 г.

       

 

         

        

 

Сорулгазы:

Уругларны сут берип турар азырал дириг амытаннар-биле база оларны ажаап ткрар кижилер-биле таныштырар; тыва ак чемнернин чамдыызы-биле уругларны таныштырып, оон ажыктыын билиндирер; суттен кылган ак чемнернин амданнын, шынарларын  уругларга ооредиир; сут-биле холбашкан тыва езулалдарны ооредип, сайзырадыыр.

Федералдыг куруненин чангыс аай стандарттарынын езугаар «Билип алыышкын», «Чугаа сайзырадылгазы», «Куш-дамыр сайзырадылгазы» кезектеринин болуунун дузазы-биле кичээл тургустунган.

 

Дерилгези: Ог, тыва огнун иштики дерилгези, суттен кылган чемнер, чуруктары, тос-карак, аяк-сава, слайдылыг коргузуглерлиг презентация.

 

Словарлыг ажыл: малчыннар, ааржы, курут, хойтпак, быштак, чокпек, саржаг.

Кичээлдин чорудуу.

1.      Уруглар аалчылар-биле мендилежиир.

Башкы: - Уруглар, бис бохун кайгамчык солун тыва аалче аалдап баргаш суттен кылган ак  чемнернин чамдыызы-биле таныжар бис. Чоруптарынга белен силер бе? (Ийе)

- Ынчаарга бо «аъттарны» мунупкаш аалче чоруптар бис бе? (Тыва  аялга-биле уруглар чорупкаш аалга чедип келир).

Башкы:  - Бо аалдын ээлери бохун чайы чок хураганнар ажаап турар, ынчангаш биске шупту чагаан херек чуулдеривисти белеткеп каан-дыр, уруглар (башкы уругларны ог иштинге олуртуп алыр).

 

Башкы шулук чугаалаар:

Хоглуг огге чыглып келгеш

Хоглээлинер, ойнаалынар

Мага-хандыр хоорежип

Баштактанчып дыштаныр бис.

Аяк-шайны ижип ора

Аъш-чемден хундулежипсуттен кылган хойтпак, быштак

Суузунун магаданар.

 

2.      Кол кезээ

Слайдылыг кезээ:

Тывалар малчын уктуг улус бис.

- Мал азырап турар кижилерни малчыннар деп адаар бис (катаптаар «малчыннар»)

- Мал азыраарга кижиге ажыктыг.  Мал карактап кадарган кижи белен-не аштавас, суксавас, ядыы-туренги чорбас. Малдыг кижи аъш-чемниг, эт-септиг болур. Тыва улустун улегер дома бар:

Инектиг кижи тодуг,

Хойлуг кижи каас.

 

          Тыва кижи ак чемни хойу- биле кылып чоруур. Суттен кылган чем аймаан тывалар «Ак чем» деп чугаалаар.  Сут- дрге кайгамчык чаагай амданныг чем.

- Кандыг мал-маган биске сут берип турарыл? (Слайд: инек, ошку, сарлык, хой, бе)

      Сут кижиге мага-бодунга янзы-буру аарыгларны баш янзы-буру аарыгларны баш бурунгаар болдурбас.  Сут чем бичии уругларга болгаш кырган кижилерге эргежок чугула чем.  Ында кижинин ниити  кадыынга озулдезезинге ажыктыг витаминнер хой. Байыр-наадым, куда-дойга аалчылар уткуп-хулээп алырда суттен кылган ак чемнин дээжизин соннээри- тываларнын онзагай чанчылы.

(бодум чалбарыыр мен)

- Сузуглээштин судун оргуур

Суур баштыг тайгаларым

Амырааштын агын оргуур

Аржай буурул тандыларым- дээш, сузуглеп чалбарыыр!

 

Башкы:

-Суттен кандыг чемнер кылырыл? (быштак, саржаг, чокпек…)

Кежээ болгаш малчын боорга

Кежик чол-даа чурек сынмас

Суруг малы ковудээрге

Суду хойтпаа савазыраар.

 

Физминутка

Идээледиир оътап, оъттап (донгайып алгпш дорт кылаштаар)

Ийни куду шошкунгуурлап (шошкуур)

Ийи, бирлеп базып орар(оожум кылаштаар)

Инектерим бо-ла болгай (туруптар)

Саамчаан суттуг эмиглерин (инек эмиглерин саап турар ышкаш дурген                                                            коргузер)

Саай тудуп корээлинер,

Сааладыыр саап алгаш

Саржаг, чокпек кылыылынар (саап турар кылдыр оожум коргузер)

 

Ам суттен кылган чемнерни коруп корээлинерем, че уруглар.

 

(бирги слайд)

 

Суттуг шай

                      -Амыр-менди солушкаш

Аалчымны хундулеп

Аяк-шайым баштады

Аъжым-чемим салыр мен.

Суруг малды чажымдан

Суржуп,  ай деп оскен мен

Сутке покпес анай дег

Суттуг шайга ынак мен.

– Суттуг шай тыва чоннун эн-не хундуткелдиг чеми. Аалга келген кижиге бир дугаарында шайны кудар. Сарыг шайны шайнын бурулеринден болгаш эвээш санныг будукчугаштардан пресстен кылган болур. Сарыг суттуг шай кайгамчык амданныг, чаагай, чымчак суксун болур.

 

(Ийиги слайд)

Быштак.

               Чайнын шагда чаагай суттен

Чамдык улус быштак кылыр

Хойтпактан сарыг сугну

Хоюг сутче чылдып кудар

Эдир ышкаш, аккыр быштак

Ээргиштелдир шойлуп келир.

( уругларга быштакты  амзадыыр)

 

(Ушку слайд)

Чокпек. 

                Оремени чыып тургаш

Онедиин былгап-былгап

Саржаан ангы хайындыргаш

Чаагай чокпээн ылгап алыр.

( уругларга чокпекти  амзадыыр)

(Дортку слайд)

Хойтпак.

               Шымыраарып унген коктен

Шынап ынчап сут-саа элбээр

Холу чемгир авайларнын

Хойтпаан ишпээн тыва ховар.

Кежээ болгаш малчын боорга

Кежик чол-даа чурек сынмас

Суруг малы ковудээрге,

Суду хойтпаа савазыраар.

Хойтпакты ижер болгаш тигер кылдыр кылыр.

(Уругларга хойтпакты амзадыыр)

 

(Бешки слайд)

Саржаг

Саанчылаза, саанчылазын

Сагыш хандыр саанчылазын

Сагыш хандыр саанчылааштын

Сава сынмас саржаглазын.

Саржаг – унелиг болгаш шынарлыг чем. Ол далган быжырып чиир – ус. Далган, тараага база холуп чиир.

(Уругларга саржаг-биле быжырган боорзакты амзадыыр)

 

(Алдыгы слайд)

Ааржы.

                Ада-огбем дамчып келген

Ак-ла чемим дээжизи

Хоон халбас ааржымга

Холчок ынак уруг боор мен.

Чайнын изиг хунеринде

Чаткан поске кургадып аар

Чинге-тараа, далган холаан

Чип-даа ханмас ааржымны.

Ол ааржынны кургадып алгаш, чемге ажыглаар.

(Уругларга ааржыны амзадыыр)

 

(Чедиги слайд)

Курут.

Тыва чемде курут ышкаш

Дылга,ааска ажыг чем чок

Ынчалзажок кужур ханар

Ындыг чемни кым-даа тыпас.

Ол ааржыны чуъгунден адыргаш, дорбелчин-дорбелчин, тогерик-тогерик узун чинге хевирлиг кылдыр кезип алыр, ынчангаш кургаткаш ону уруглар хемирип чиир.

(уругларга курутту амзадыыр)

 

Туннели:

-Хоглуг огге чыглып келгеш, чуну дыннап билип алдынар?

- Кандыг дириг амытаннар биске сут берип турарыл?

- Мал-маган азырап чоруур улусту кымнар дээр бис?

- Суттен кылган кандыг чемнер билип алдынар?

 

Ажыглаан литература:

1.      Монгуш Кенин-Лопсан «Тыва чанчылдар» кызыл-2000 ч

2.      Журнал «Башкы» №3, 2013 ч.

3.      Журнал «Башкы» №4, 2009 ч.

4.      Намзал Э.Х «Хлебосольная юрта» Кызыл-1995 г

5.      «Блюда тувинской кухни» Кызыл-2009 г.

 

                 

           

 

 

 

                                       Тема: «Знакомьтесь, огонь»

 

Цель: с помощью экспериментов  познакомить детей с некоторыми свойствами огня.

 

Образовательные задачи:
-развивать умение наблюдать, делать выводы;
-учить детей видеть противоречия, уметь их решать.

Развивающие задачи:
-развивать память, сообразительность;
формировать умение понимать обращенную речь воспитателя.

Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
воспитывать чувство заинтересованности к проведению опытов.

 

 

Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.

Предварительная работа: заучивание пословиц и разгадывание загадок об огне, чтение рассказов Б. Житкова и Л. Толстого  о пожарах.

Словарная работа: костер, пламя, парафин, инопланетян


Интеграция  образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное», «Физическое»
 

Содержание организованной деятельности детей.

 

Воспитатель:                                    Нам без доброго огня

                                                           Обойтись нельзя ни дня.

                                                           Он надежно дружит с нами:     

                                                           Гонит холод, гонит мрак.

                                                           Он приветливое пламя

                                                           Поднимает словно флаг.                

                                                           Нам огонь хороший нужен .

                                                           И за то ему почет,

                                                           Что ребятам греет ужин,

                                                           Режет сталь  и хлеб печет!

 

Воспитатель проводит беседу с детьми. Примерные  вопросы к беседе:

- Кто развел костер?

- Что вы делали  у горящего костра?

-  Вы любите смотреть на пламя костра?

- Вы были у костра одни или со взрослыми?

- Что вы сделали с костром перед уходом?

Ребята, представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне. Как вы думаете ,  удивились бы они, увидев пламя костра?  Я думаю , что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?

Ребята отвечают утвердительно.

-Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но  посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу).

Дети называют предмет.

Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте).

- Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.

- А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?

           Ребята делятся своими результатами наблюдения:

  - внутренняя часть пламени самая светлая;

- средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;

- внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее свет.

-  А сейчас мы узнаем , какая часть пламени самая горячая?

Опыт 1.

Воспитатель:

- Сейчас  я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить.(Необходимо повторять действие со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и не сделают вывод,  что из трех частей пламени самая горячая - верхняя).

- Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете , что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру,  гвоздь сделан из железа, стол из …(дерева) подсказывает дети.

Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества, из которых они состоят.(Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)

- Ребята, свеча, которую мы только что с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи – мы сейчас узнаем.

Опыт 2.

Воспитатель:

 - Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд подставляю ее донышко в верхнюю часть пламени.(Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) Посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки.)

- А теперь  я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко.(Снова показывает дно чашки.)

             Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит частички сажи, и сообщает , что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым.

 Физминутка

 Малоподвижная игра  «У кого огонь» (передача воздушного шара друг другу)

Опыт 3.

  Воспитатель: 

- Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая, прозрачная.)

- А сейчас  я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горячую свечку . Смотрите внимательно . Скажите, что-нибудь изменилось?

Дети: Появились капли воды стенках. Стенки  банки запотели, а свечка погасло.

- Может быть, вы догадались, почему это произошло?

Дети приходят к выводу, что огня не хватило воздуха.

- Правильно, ребята. Оказывается, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар,  взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет.)

- Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводы опыты с огнем.

Дети:

- Пламя  состоит из трех частей . Самая горячая часть пламени – верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух, Огонь могут разжигать только взрослые.

 - Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям!

 

            

   

       

 

 

 

    

Зимние забавы.

Цель: совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине, развивая связную речь и обогащение словарного запаса.

Задачи:

- учить последовательно и логически излагать содержание картины, самостоятельно придумывать события  по картине;

- развивать связную речь в составлении рассказа, вынимание и память;

-  воспитывать умение выслушать до конца ответы товарищей, любознательность и активность во время НОД.

 Материалы для закрепления: знать название времени года, зимние месяцы, признаки зимы, вспомнить с детьми игры зимой. Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних забавах.

Словарная работа: зимние забавы.

1.     Организационный момент:

Сначала пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра.

- Доброе утро, дети.

- Доброе утро, гости.

-Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем о чем мы  с вами будем разговаривать сегодня. Послушайте  загадку.

Запорошила  дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- О чем эта загадка? (о зиме)

- Что бывают зимой? (падает снег, воет ветер, замерзают реки)

- Назовите зимние месяцы….

- Какая у нас зима? (суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная)

- Какой сейчас месяц?

- Да, декабрь первый месяц зимы.

- Что бывают зимой? (падает снег, воет ветер, замерзают реки)

- Молодцы, ребята, вспомнили все ее признаки.

 

А теперь поиграем игру с мячом

2.     Дидактическая игра с мячом «Назови ласкова»

- Я буду называть слова, а вы будете называть их ласкова.

Снег-снежок                                                  елка- елочка

 Снежинка- снежиночка                             солнце- солнышко

Ветер-ветерок                                              снеговик – снеговичок

Звезда-звездочка                                        мороз - морозко

Зима- зимушка

- Молодцы , хорошо справились заданием.

3.   А сейчас поиграем игру «Ветер и снежинки». Давайте разделим на две группы, вы  будете снежинками, а вы (вторая половина) – ветер, игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает.  Как только скажу, «ветерок проснулся» ветерок – дует ш-ш-ш, снежинки оседают.

            - Какие красивые снежинки. Ой , какой сильный ветер дует. Молодцы!

4.  – Ребята,  скажите, а зима- это хорошо или плохо? (ответы детей). Давайте с вами постараемся  разобраться.

1. Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика.

2. Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

3. Зимой приходит самый лучший праздник – Новый год, и это очень хорошо.

4. Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах.

5. К нам в гости придут Дед Мороз и Снегурочка, и подарит подарки.

 

6. Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

7. Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

8. Надо надевать много одежды, чтобы не мерзнуть.

9.Зимой рано темнеет, и воет вьюга.

- Молодцы, вы все хорошо знаете о зиме, и очень любите зиму. Хотя и есть трудности все равно мы любим зиму.

- Посмотрите, какое время года изображено на картине? (правильно зима) 

- Что еще вы видите на картине?

- Зачем пришли дети на горку. Что там происходило?

- Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горки, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки)

- Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно)

- В какое время года можно лепить снеговика? (только зимой- это зимняя забава)

- Что означает слова «Зимняя забава»? (Это игры в зимнее время года)

- Какие еще зимние забавы вы знаете? (Катание на санках, коньках, санках; игры в снежки, постройки снежной крепости, катание на ледянках с ледяной горки)

5.  Наступила зима. Выбежали ребята на улицу, до чего же хорошо!  А  какую зимнюю забаву они любят, вы узнаете через загадку.

1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся (коньки).

2.Бегут вперед, задрав носы

За ними вслед- две полосы (лыжи)

3.Ой, насыпали снежки! Вывожу коня-дружка.

С горки вниз на нем лечу, а назад  его  тащу (санки)

4.По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду (снежный ком)

- Давайте, дети немножко отдохнем, кто умеет кататься на коньках, на лыжах.

Физминутка.

Мы бежим с тобой на лыжах (скользят как на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет

А потом- на коньках, (руки за спиной)

Но упали мы. Ах! (приседают)

А потом снежки катили (снежки катят)

А потом снежки лепили, (показывают, как лепят снежки сверху то одна рука, другая)

А потом без сил упали (падают)

И домой побежали (бегут по кругу)

- Дети вы любите рассказы? Сегодня мы будем составлять рассказ по картине (рассматривание картин). Послушайте дети, интересный рассказ о зиме.

Рассказ воспитателя. Наступила зима. На улице снег. Все белым бело. И на земле и на деревьях  снег. Выбежали ребята на улицу, до чего же хорошо! Детям захотелось поиграть. Девочки катаются  на лыжах. Оля и Ира  катаются с горки на санках.  Им очень весело. Сережа катает ком. Мальчики играют в хоккей. Они играли дружно. Дети кормят птиц.  Дима лепит снеговика, а Катя помогает Диме. Детям очень весело играть зимой.

- Чтобы составить рассказ нужно вспомнить слова, которые украсят ваш рассказ и следуют его интересным. Не забудьте, что при рассказывании можно детям дать имена и использовать слова: дети-детвора, ребята, мальчики и девочки или они.

 

А теперь работаем с картинами о зиме.  

6. Задание по картинкам.

Посмотрите на картинки  и составьте предложения.

Кто придумал интересное предложения?

1.     Наступила зима.

2.     На улице много снега.

3.     Сайытмаа, а ты расскажи про девочек. Девочки катаются на лыжах.

4.     Какое предложения составил Дамир? Оля катается  с горы на санках.

5.     Что у тебя на картинке? Мальчик катает ком.

6.     Мальчики играют в хоккей.

7.     А ты начни предложения со слово «дети». Дети кормят птиц.

8.     Дима лепит снеговика.

9.     Детям очень весело зимой.

- Какой  замечательный рассказ у вас  получился. Все предложения, которые вы придумали мы их объединим, и у нас получился интересный рассказ. Вот послушайте дети.

Наступила зима. На улице много снега. Дети вышли на улицу. Детям захотелось поиграть. Маша и Миша катаются на лыжах. Девочки катаются с горки на санках. Им очень весело. Дарина  катает ком. Мальчики играют в хоккей. Они играли дружно. Дети кормят птиц. Дима лепит снеговика, а Даша помогает Диме.  Марина и Саша катаются на коньках. Детям очень весело зимой.

 - Как можно назвать этот рассказ? (зимняя забава)

- Молодцы, дети постарались составить рассказ по картинам.

7. Итог занятия.

- О каком времени года мы вели сегодня разговор?

-  Какие игры мы играли?

- Кто запомнил, какой месяц сейчас?

 - Какие игры вы знаете зимние игры?

- О чем мы составляли рассказ? (по картинкам)

- Молодцы, дети. Много знаете о зиме, и о зимних играх.

       

     

 

1.5.  Участие в проектах и программах в области образования

Конкурс

год

 

Место, награды

Внутри ДОУ

1

Краткосрочный проект с родителями

«Песочно-каменные фантазии»

2015

Грамота

2  место

2

Проект мини-сочинение «Ребенок, компьютер и книга»

  Ооржак Эртине Эрес-оолович

2015

Грамота

3 место

3

Проект «Суттен кылган ак чемнер»

2017

сертификат

Активное участие

Муниципальный проект

1

«Инновационные подходы в реализации ФГОС  ДО и начального образования»

2017

сертификат

Активное участие

              

           

2.6. личные достижения

       

               

                

2.7.            Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности )

Тема

Дата, сроки

Кол - во часов

Документ

1

«ФГОС ДОО: содержание и технология введения»

05.06.2014

№ 3495

72

Удостоверение  ТГИП и ПКК

2

«Организация и содержание образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации в соответствии с  ФГОС ДО»

09.09.2015

№2865

24

Удостоверение  ТГИП и ПКК

3

«Преемственность  НОО и ДО в условиях ФГОС»

24.10.2016

№3824

24

Удостоверение  ТГИП и ПКК

4

«Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности»

03.03.2017

№1891

40

Удостоверение  ТГИП и ПКК

5

«Превенция суицидалього поведения несовершеннолетних»

20.03.2017

№008101

72

МО и науки РТ ГБОУ Республиканский Центр психолго-медико-социального сопровождения «Сайзырал»

 

 

 

232

 

                                                          Сетификаты

1

«Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

07.10.2014

№1333

12

Сертификат

  ТГИП и ПКК

2

«Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя ДОУ  в условиях реализации ФГОС ДО»

09.09.15

№ 1114

8

Сертификат

  ТГИП и ПКК

3

«Актуальные вопросы аттестации педагогических работников»

06.02.2017

№176

8

ТИРО и ПК

4

«Реализация ФГОС  общего и профессионального образования:  проблемы, поиски, решения»

13.10 2017г

№913

16

ТИРО и ПК

 

 

 

44

 

                               Всего часов

276