Индивидуальный план самообразования

Золотова Наталья Анатольевна

Самообразование-это составной процесс самосовершенствования , который побуждается  расхождением реального человека и его идеального образа.Момент, когда человек осознаёт возможность и необходимость стать лучше,является основным побудителем работы над собой- процесса, длиною в жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_samoobrazovaniya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ромодановская СОШ Алексеевского муниципального района РТ

Индивидуальный план самообразования учителя

                             Золотовой Н.А.     

2017-2020 гг

Сведения об учителе:

  1.  Дата рождения : 23.01.1965 г
  2. Окончила Набережночелнинский педагогический институт в 1991 году.
  3. Специальность «Педагогика и методика начального обучения»
  4. Обучалась на курсах:
  • 1994 г.- «Экологическое образования младших школьников»;
  • 1995 г.- «Дифференцированный подход в обучении, воспитании младших школьников»
  • 2001 г.-«Теория и практика управления современной школой»;
  • 2006 г.- «Вариативность и стандартизация в начальном образовании»;
  • 2009 г.-«Воспитательная деятельность педагога: современные методики и технологии»
  • 2009г- « Обновление предметного содержания вариативных УМК в начальной школе на этапе внедрения ФГОС НОО»
  • 2014г- « Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО»
  • 2017г-« Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

     Методическая тема школы « Совершенствование системы работы по развитию читательской грамотности , как средство повышения качества образования»

  Методическая тема учителя «Скорочтение и развитие памяти: методы и упражнения»

  Цель: изучить методики развития чтения.

  Перечень вопросов для изучения.

-Причины низкой скорости чтения.

-Методики развития техники чтения.

-Упражнения для развития скорости чтения.

   Предполагаемый результат: обучение скорочтению обучающихся.

    Форма отчёта по проделанной работе: выступления на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.

   Изучить ведущих педагогов РТ.

   Сотрудничать с педагогами начальных классов школы.

Тема сомообразования. «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной  деятельности в рамках ФГОС НОО»

    Практические выходы.

     Приёмы формирования читательской грамотности в начальной школе. ( ШМО, март 2018 год).

      Мастер-класс по теме « Формирование адекватной самооценки младших школьников» ( ШМО,16.10.2018)

       «Приёмы формирования читательской грамотности в      начальной школе».        

      Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

    Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

       Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

    Во –первых , перед учителем начальных классов  стоит задача сформировать  у первоклассников навык чтения.

      Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование. Это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя:

 1. Техническую сторону – это способ чтения, правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов.

 2. Смысловую сторону – это выразительность и понимание прочитанного .

      Используем  различные приёмы для формирования навыка осознанного беглого чтения: чтение по слоговой таблице, чистоговорки, скороговорки, чтение через слово, чтение пунктирно написанных слов .Для формирования  читательской грамотности в 1 классе  использовала  приём «Логическая цепочка». Дети работали с текстом Л.Н.Толстого « Лгун».

       После прочтения текста учащимся  было предложено построить события в логической последовательности с помощью картинок и подобрать пословицу к тексту..

     Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

     Приём «Тонкие и толстые вопросы» был использован во 2 классе при работе над рассказом Л.Н.Толстого «Девочка и грибы». Дети учились  различать те вопросы, на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. 

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

      Приём – «Чтение с остановками» был использован учителем в 3 классе. Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы: 
 1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст. 
 2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. 
 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), 
развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. В 3 классе ребята работали с произведением Л.Н.Толстого « Пожарные собаки»

   Приём «Работа с вопросником»  был применён в 4 классе при работе с произведением Л.Н.Толстого « Лев и собачка»

      Детям было предложено ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы давались  не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска провелась  фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего..

      ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  1. Назовите главных героев произведения.
  2. Где происходят события?
  3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
  4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
  5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
  6. Что однажды произошло?
  7. Что случилось с собачкой через год?
  8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
  9. Чем заканчивается быль?
  10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
  11. Каково ваше впечатление от рассказа?

      При использовании на уроках литературного чтения указанных приёмов работы у обучающихся формируются навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».