Профилактика

«Профилактика школьной травли (буллинга) среди обучающихся образовательных организаций. Профилактика конфликтного поведения».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика школьной травли (буллинга) среди обучающихся образовательных организаций. Профилактика конфликтного поведения» Докладчик: специалист ГППЦ ДОгМ, направление «Перекресток», педагог-психолог Женодарова Е.Д. 2017 г.

Слайд 2

Задачи встречи : Познакомиться : с проблемой (травлей) и ее последствиями с возможными способами ее предупреждения

Слайд 3

ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ, МОББИНГ) О травле можно говорить тогда, когда один или несколько индивидов регулярно , на протяжении длительного времени подвергаются негативным действиям со стороны одного или нескольких индивидов. (Ден Ольвеус, Эрлинг Руллан 1983г)

Слайд 4

ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ, МОББИНГ) Индивиду, подвергающемуся травле, обычно, нелегко себя защитить – он , как правило , относительно беспомощен. Ссора между примерно равными по соотношению сил индивидами не является травлей. (Значимость этого аспекта была отмечена еще в 1983 году, когда в Норвегии была проведена первая в мире компания, направленная против моббинга)

Слайд 5

ТРАВЛЯ (БУЛЛИНГ, МОББИНГ) это физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации (Эрлинг Руллан 2007г)

Слайд 6

Виды травли вербальная (словесная) — насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. социальное исключение — бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.) физическое насилие — избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др. Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый с помощью интернета и гаджетов (электронных средств коммуникации)

Слайд 7

Буллинг-структура: Преследователи, жертва и наблюдатели (свидетели)

Слайд 8

Потенциальные жертвы: Существенно не отличаются от других по внешности, манере одеваться и говорить. Риск теснейшим образом связан с внутренними факторами, проявляющимися вовне, в поведении ученика: потеря контроля над ситуацией (слезы, испуг, беспомощная злость, подозрительность) . Внутренние факторы : страх, тревожность, низкая самооценка, а также недостаточное развитие интеллектуальных умений и навыков . (Эрлинг Руллан 2007г)

Слайд 9

Потенциальные преследователи: Группа преследователей не отличается от других по внешности, манере одеваться и говорить. Мальчики немного сильнее своих сверстников. Для них характерны стрессовые состояния и внутренняя напряженность . Отличаются уровнем агрессивности (младшие, в том числе и реактивной) – высокий уровень проактивной агрессивности – это основная особенность преследователя. (Эрлинг Руллан 2007г)

Слайд 10

Характеристики участников буллинг-процесса: Жертвы : склонны дистанцироваться от родителей , обладают внешним локусом контроля ( приписывание успехов и неудач внешним факторам, что повышает беспомощность человека ). Для них характерна закрытая позиция в общении и нежелание общаться, чувство одиночества и безразличия. Оценивают себя как не способных и не готовых проявлять активность в жизни, несчастных. (Ениколопов С.Н.)

Слайд 11

Характеристики участников буллинг-процесса: Булли (агрессоры, преследователи): дистанцируются от родителей, обладают внешним локусом контроля , для них характерна открытая позиция в общении , позитивное отношение к себе и готовность проявлять активность в жизни. (Ениколопов С.Н.)

Слайд 12

Характеристики участников буллинг-процесса: Сторонние наблюдатели (свидетели) : близкие отношения с родителями, внутренний локус контроля ( приписывание успехов и неудач внутренним факторам - своим свойствам личности, что повышает активность человека ), открытая позиция в общении , позитивная оценка себя и готовность проявлять активность в жизни. (Ениколопов С.Н.)

Слайд 13

Психология буллинга (моббинга) П1 П2 П3 жертва травли преследователи Н1 Н2 Н3 Н4 Н5… наблюдатели Ж

Слайд 14

Движущие силы буллинга ( то, что способствует возникновению травли) Желание принадлежать к группе (сопричастность/сплоченность) Желание властвовать

Слайд 15

Факторы, ослабляющие сдерживающие механизмы преследователей (то, что способно запустить и усилить травлю ) Совместная травля – это разделенная ответственность Узаконивание травли Социальная дистанция

Слайд 16

Вывод За травлей стоят два типа основополагающих процесса: во-первых преследователи утверждают свою власть и чувствуют свою сопричастность и сплоченность с группой во-вторых (психологический процесс) – происходит ослабление сдерживающих механизмов , противостоящих осуществлению поступков, которые в социуме считаются дурными, через : - потеря ответственности за собственные действия, когда преследователи действуют сообща; - узаконивание измывательства за счет обвинения жертвы; - как следствие овеществление жертвы

Слайд 17

Роль наблюдателей (из свидетелей) Они предпочитают не вмешиваться, опасаясь за здоровье или социальных санкций в свой адрес У них появляется «фиктивная норма»

Слайд 18

Вывод Буллинг – особый вид взаимодействия , при котором один или несколько человек, многократно на протяжении делительного времени совершают негативные действия, направленные на того, кто не может себя защитить Буллинг удовлетворяет две основные потребности преследователей – в сопричастности и во власти В процессе травли у преследователей разрушаются и отказывают механизмы сдерживания от нанесения вреда другим Для наблюдателя буллинг является замещающей стимуляцией , а «фиктивные нормы» приводят к тому, что они могут выражать поддержку преследователям

Слайд 19

Последствия буллинга Жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще своих сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида

Слайд 20

Последствия буллинга Дети, занимающиеся травлей , чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение, включающее драки, воровство, вандализм, прогулы школы, употребление психоактивных веществ

Слайд 21

Последствия буллинга Дети, которые становятся свидетелями травли , испытывают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к гонениям, иллюзорно поддержав свою персональную безопасность. Если ни дети, ни взрослые не прекращают травлю в детской группе, это ведет к снижению у свидетелей способности к эмпатии и к ухудшению социального климата в школе (семье, сообществе). В итоге не прекращенная травля способствует росту в обществе «молчаливого большинства» и отсутствию людей с выраженной гуманистической позицией.

Слайд 22

Травля (буллинг, моббинг) в школе – проблема, с которой сталкиваются очень многие. Буллинг – не нормативный и не безвредный этап взросления. Буллинг – это насилие, имеющее тяжелые последствия для всех участников и сообщества в целом. Буллинг привычен для российской действительности, сложно его обнаруживать, сложно обсуждать, сложно изменять отношение к нему, как к норме (Эрлинг Руллан 2007г) ВЫВОД

Слайд 23

Внимание вопрос! Какие условия необходимы для появления травли (буллинга)?

Слайд 24

Необходимые условия появления травли в классе Наличие потенциальных жертв и преследователей не является единственным условием возникновения травли ( не определяющее условие ) Нужен определенный контекст (контекст – это то, что вокруг) ( определяющее условие )

Слайд 25

Контекст (среда) Поведение человека зависит не только от его личностных характеристик, но и от контекста или среды, в которую он помещен Т.е. поведение в разных контекстах одного и того же человека будет разным! Что же в этой связи может повлиять на буллинг в классе (на контекст) ?

Слайд 26

Контекст (среда) Класс Классный руководитель Школа Общество

Слайд 27

Общество Принципы воспитания , а также принятые в обществе основополагающие воззрения , которых родителям и другим взрослым следует придерживаться при взаимодействии с детьми и подростками могут влиять на буллинг (единство требований и правил)

Слайд 28

Школа Грамотное руководство школой, эффективное сотрудничество и согласие в учительском коллективе способствуют уменьшению буллинга среди учащихся (и взрослых)

Слайд 29

Класс Исследование показало, что просоциальные нормы, эффективность учебной деятельности и позитивные отношения в классе – оказывают значимое влияние на наличие буллинга Просоциальным называют поведение, целью которого является помощь другим людям

Слайд 30

Классный руководитель Должен быть авторитетным, а не авторитарным Контролирует наличие и соблюдение норм в классе, эффективную деятельность и отношения между учениками Сочетание требовательности и поддержки (строгий, но справедливый) редуцирует проактивную агрессию

Слайд 31

Профилактика школьной травли / буллинга / моббинга Классное руководство: работа с каждым учеником в отдельности , умение обучать и организовывать, способность осуществлять контроль, способность вмешиваться в ситуации и предпринимать активные меры. Была выявлена связь между качеством классного руководства и количеством учеников, занимающихся травлей Социальная структура класса: отношения между учениками, эффективность учебной деятельности, социальные нормы Была обнаружена стойкая зависимость: чем хуже отношения, ниже эффективность и социальные нормы, тем чаще ученики заминались травлей (Эрлинг Руллан 2007г)

Слайд 32

Связь классного руководства, социальной структуры и буллинга структура классное руководство буллинг Эффективное классное руководство : 1. Непосредственно редуцирует буллинг (способствует снижению агрессии) 2. Опосредованно редуцирует буллинг через позитивное влияние на структуру класса (Эрлинг Руллан 2007г)

Слайд 33

Подходы к проблеме и принципы работы с ней В работе с буллингом важно четко понимать и соблюдать последовательность действий. Сначала надо пресечь буллинг, и лишь затем актуальность обретает помощь жертве с психологическими и поведенческими проблемами. Если сначала проводить социальный тренинг или подобные мероприятия, то это сообщает жертве и остальным, что она сама виновата в травле. Это деструктивно для жертвы и окажет опасное воздействие на учеников и школьную атмосферу в целом. (Эрлинг Руллан 2007г)

Слайд 34

Дорте Расмуссен об основных принципах: Мы не говорам о плохих и злых детях, а говорим о плохих и злых областях поведения, которые сложились со временем При работе над решением проблемы не стоит концентрироваться только на одном ученике или на одной группе (системная работа) Дорте Расмуссен - автор программ по борьбе с буллингом и создатель первого и единственного в Дании практического курса по проблемам буллинга и его профилактике для сотрудников детских садов, учителей и преподавателей

Слайд 35

Подходы к проблеме «Круг сообщества» + «Учись общаться» «Группа поддержки» «Команда под прикрытием» https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/mwilliams1/

Слайд 36

Метод «Группа поддержки» «… разработан британской социальной работницей и терапевтом Сью Янг. Метод фокусируется не на причинах, а на решении проблемы и позволяет решить ее значительно быстрее. Как отмечает психолог (Павловский А.), в первую очередь этот метод ориентирован на детей младшей и средней школы, то есть детей до 12 лет, так как в старшей школе проблемы сложнее и часто без дисциплинарных мер здесь не обойтись. Метод заключается в том, что в детском коллективе организуется группа поддержки для того, кто подвергается травле. Сначала проводится предварительная встреча с жертвой и отдельно с группой поддержки, а затем две оценочные встречи. Как утверждает психолог, сложные ситуации с помощью этого метода можно разрешить за две недели…» ( http://augustnews.ru/pogasit-agressiyu/ )

Слайд 37

«Круг сообщества» В целом Круг направлен на формирование позитивной общности с просоциальными нормами общения, где все равны относительно высказываний своего мнения и участия в принятии совместного решения. Где участники берут на себя личную ответственность за атмосферу в классе. Здесь легализуется истинное отношение к происходящему. Убирается дистанция между всеми участниками и развеществляется жертва , как активный участник процесса. Классный руководитель берет на вооружение формат и использует его в дальнейшем.

Слайд 38

Основная литература Богомолов В.А. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе. 14 февраля 2013. http://www.sfbt.ru/2013/02/blog-post_5804.html Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. Москва, центр «Перекресток», 2014. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма). URL : http :// psyjournals . ru / edu _ economy _ wellbeing Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu . ru . 2014. Т.6. №2. С.246–256. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html Кутузова Д.А. Травля в школе: мифы и реальность. http://medportal.ru/budzdorova/child/625/ Куценко Е. Школьная травля: перезапуск отношений. Первое сентября, 2013, 10. http :// ps .1 september . ru / view _ article . php ? ID =201301024 Петрановская Л. Ребенка травят в школе: что можно сделать? http://www.semya-rastet.ru/razd/rebenka_travjat_v_shkole_chto_mozhno_sdelat/ Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с. Уильямс М. «Команды под прикрытием»: переопреде­ление репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе. Пер. И. Филимоновой под ред. Д. Кутузовой. https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/mwilliams1/

Слайд 39

Дополнительная литература Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu . ru . 2014. Т.6. №1. С.47–55. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bochaver.phtml Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология: Журнал Высшей Школы Экономики . 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159. http :// psy - journal . hse . ru /2013-10-3/91969743. html Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 178–191. http :// psy - journal . hse . ru /2014-11-3/139110271. html Жестокие уроки школьного детства. Интервью с антропологом М.Л.Бутовской. http :// www . ng . ru / stsenarii /2013-06-25/9_ childhood . html Кравцова М.М. Дети-изгои: Психологическая работа с проблемой. М.: Генезис, 2005. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. http://sexology.narod.ru/info178.html Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб., 2001. Петросянц В.Р. Психологические ха рак теристики старшеклассников - участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. [Электронный ресурс]. URL : http :// www . emissia . org / offline / 2010/1479. htm Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. №1. С.39–49. http://psyjournals.ru/psyedu/2013/n1/58596.shtml Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. Т.5. №2. С.71–86. http://psyjournals.ru/social_psy/2014/n2/69374.shtml Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1. С.48–57. Интернет-ресурсы http :// www . violencepreventionworks . org / http://www.apa.org/topics/bullying/ http://www.stopbullying.gov/prevention/index.html http://www.pacer.org/bullying/ http://nobullying.com/bully-prevention/ http://www.tsa-usa.org/aBullyingPrev/bullyingprevention_main.html

Слайд 40

Благодар ю за внимание Презентацию подготовила Женодарова Е.Д. Zhenodarova@gmail.com 8-915-360-57-91 Сайт ГППЦ ДОгМ: https://gppc.ru/ 2 01 7 год