Инновационный поиск в 2021г «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ»

Цели проекта: Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов для  творческой самореализации детей.

Задачи проекта:

1. Освоение  инновационных технологий и оборудования, способствующих формированию и развитию творческих способностей дошкольников.

2.Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям (законным представителям) по проблемам творческого воспитания и развития ребенка.

3. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

4.Обеспечить  анализ и распространение результатов инновационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_e.a._petrenko._tvorcheskie_sposobnosti_detey.docx167.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования Усть – Лабинский район

Инновационный проект                                            «Развитие творческих способностей

 детей дошкольного возраста в сотрудничестве

 с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ»

Подготовила

воспитатель

                                                                                                           Е.А. Петренко

г. Усть – Лабинск

2020г.

                                            Оглавление

   Паспорт  инновационного проекта…………………………………………………………3

1. Обоснование темы проекта…………………………………………………………………9  

1.1. Обоснование темы проекта. Актуальность для развития

системы образования, соответствие ведущим инновационным

направлениям развития образования Краснодарского края…………………………………9                              

1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта…………………………13

1.3. Проблема,  решаемая в ходе инновационной деятельности.

Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Изучение и сравнительный анализ опыта реализации   аналогичного проекта

 в РФ и Краснодарском крае …………………………………………………………………14

1.4. Результаты инновационной деятельности по теме проекта, на момент  участия

 в конкурсе  (степень разработанности  инновации с предоставлением перечня, ранее изданных  материалов-публикаций,   методических разработок)…………………………..16

2.Прграмма инновационной деятельности…………………………………………………..16

2.1.Цель, задачи и перспективы реализации проекта………………………………………..16

2.2. Основная идея инновационного проекта………………………………………………...17

2.3.Описание продуктов инновационной деятельности……………………………………..18

2.4. Описание целевых групп, на которые они ориентированы…………………………….21

3. Состав работ………………………………………………………………………………….22

3.1.Формирование нормативно - правовых и организационно-методических условий системной    инновационной деятельности…………………………………………………..22

3.2. Мероприятия по внедрению и распространению проекта……………….……………..23

3.3. Мероприятия по внедрению и распространению инновационных практик…………..28

4. Модель авторской методической сети……………………………………………...………28

4.1. Цели и задачи сетевого взаимодействия, количество и состав участников…………...28

4.2. Схема, формы и методы сетевого взаимодействия (совместные события, проекты, совместная учебно-познавательная исследовательская, творческая и пр.)……………...…29

4.3.Содержание и формы реализации сетевых мероприятий (конференции, вебинары, мастер-классы)………………………………………………………………………….………30

4.4. План развития и поддержки методической сети………………………………………...30

5. Ожидаемые результаты………………………………………………………………...……31

6. План график выполнения работ…………………………………………………………….32

7. Обоснование наличия ресурсов для выполнения. Задач инновационного    проекта.     Материально-техническая база………………………………………….…………...……….34

                                 

 Паспорт инновационного проекта

1

Наименование проекта (тема)

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ»

2

Авторы проекта

Петренко Е.А., воспитатель

3

Научный руководитель

нет

4

Цели внедрения инновационного проекта

Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов для  творческой самореализации детей.

5

Задачи внедрения инновационного проекта

1. Освоение  инновационных технологий и оборудования, способствующих формированию и развитию творческих способностей дошкольников.

2.Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям (законным представителям) по проблемам творческого воспитания и развития ребенка.

3. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

4.Обеспечить  анализ и распространение результатов инновационной деятельности.

6

Основная идея

Идея проекта состоит в том, чтобы развивать, совместно с семьей,   творческие способности детей в условиях ДОУ, обеспечивающее развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

7

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

-Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 «О Концепции дополнительного образования детей».

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года»

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», с  изменениями  в постановлении  Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20.

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018г.

 № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.»

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования,

 утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1014;

-Уставом МБДОУ № 24.

8

Обоснование его значимости

В последнее время, в Российской педагогике  все чаще используют принцип гуманизации в воспитании, обучении и развитии каждого  малыша, оставляя главным направление на становление личности, возможностей и талантов. В создавшихся аспектах выросли запросы к  таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к реальности. В Конвенции о правах детей сформулирована важность уникальности формирующейся личности.

Значимость проекта заключается в возможности построения данной модели в практике  работы детского сада и внесении вклада в повышение качества дошкольного образования Краснодарского края.

9

Новизна

Новизна проекта заключается :

- в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей, родителей (законных представителей) и педагогов для творческой самореализации;

- в гармоничном сочетании  развития способностей, воспитания представлений и освоение знаний, умений, навыков по взаимодействию с семьёй в развитии творческих  способностей ребёнка в условиях ДОУ;

- во взаимодействии  ДОУ с семьей на основе проекта - установлении доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, чтобы стать союзниками, партнерами и помощниками воспитателей;

10

Практическая значимость

 Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности воспитателей с детьми совместно с родителями (законными представителями); развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Данный проект обеспечит формирование и развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей.

Устанавливать партнерские, доброжелательные отношения с семьей по развитию у детей творческой деятельности.

Специально подобранный и разработанный материал по художественно - эстетическому  воспитанию дошкольников поможет организовать целостный педагогический процесс с  учетом индивидуальных творческих  способностей детей.

Создать благоприятные условия для встречи двух миров: мира взрослого и мира ребёнка, чтобы человек ощущал огромную радость и удовольствие от того, что он является родителем!

11

Механизм реализации

11.1

I-этап

Организационно-диагностический

11.1.1

Сроки

01 сентября по 30  октября 2020г.

11.1.2

Задачи

Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив.

 Установление партнёрских отношений педагогов, родителей

( законных представителей), детей для создания единого социокультурного пространства.

Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

11.1.3

Полученный результат

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определились  его цель и основные задачи.

 Были определены  участники проекта.

 Групповой  проект реализуют:  воспитанники средней  группы, педагоги,  родители (законные представители) и музыкальный руководитель.

11.2

II-этап

Реализационно-практический

11.2.1

Сроки

01 ноября 2020г  по 31 марта  2022г

11.2.3

Задачи

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

 Формировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.  

Привлечь  родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению творчества и  семейных традиций.

11.2.4

Полученный результат

 На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов,  родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания.

Работа по проекту строится  по темам: «Моя семья», «Земля моя приметная», «У истоков прекрасного», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Мы помощники».

11.3

III-этап

Итогово - аналитический

11.3.1

Сроки

01 апреля 2022г. по 31 мая 2022 г

11.3.2

Задачи

Анкетирование родителей и диагностика уровня сопричастности  детей к семейным традициям и ценностям семьи.  

Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной и творческой активности дошкольников, педагогов и родителей.

Анализ и подведение итогов работы.

11.3.3

Конечный результат

1. Методические рекомендации педагогического просвещения педагогов по вопросам инновационного проекта.

2.  В рамках семейной гостиной  организовывать  стендовую  презентацию и выставки творческих работ детей.  

3.Развлечение для детей « Кубанские посиделки»

4.Разработка методических рекомендаций по организации и работе творческой самореализации детей, родителей (законных представителей), педагогов.

5.Отчет по инновационной деятельности.

Оформление методических пособий, учитывая навыки и умения детей.

 12

Перспективы развития инновации

Модель дошкольного образования, обеспечивающая комфортную среду для творческой самореализации детей, родителей (законных представителей) и педагогов.

В обогащении РППС, в разработке программы, с целью охвата творчеством большего количества детей.

13

Предложения по распространению и внедрению инновационно

го проекта

Результаты инновационного проекта могут быть востребованы педагогами образовательных учреждений, внедряющих инновационное образование; переходящих на новые формы работы, расширяющих рамки своего образовательного пространства.  Кроме того, полученные в ходе инновационной деятельности ресурсы -методические рекомендации по развитию у детей творческих способностей   могут быть полезны для других образовательных организаций района и края,  ориентированных на внедрение в образовательный процесс инноваций. Полученные результаты могут служить основой для новой модели организаций методической работы ДОО, распространению  практик по сопровождению профессионального развития педагога.

Участие воспитателя в творческих конкурсах.

Проведение открытых занятий, мастер-классов, обучающих семинаров.

Обобщение опыта на муниципальном  уровне.

Оформление методических пособий, сборников.

14

Перечень научных и (или) учебно- методических разработок по теме

Родительское собрание «Художественно эстетическое воспитание в семье»

Анкетирование «Развитие творческих способностей у дошкольников»

Выставка детских работ «Художница -осень»

Папка-передвижка «Развитие творческих способностей у детей»

Круглый стол с участием педагогов и родителей «Развитие детской одаренности».

Детский праздник «Золотая осень»

Совместная деятельность  воспитатели и родители «Веселая мастерская»

Папка-передвижка «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»

Конкурс детских творческих работ «Новогодняя сказка»

Детский праздник «В гостях у дедушки Мороза».

Наглядно-информационный материал «В музей вместе с ребенком»

Консультация для педагогов «Приобщение детей к нетрадиционной технике рисования».

15

Статус инновационной площадки (при наличии) (да/нет, тема)

Нет

16

Ресурсное обеспечение инновации

На базе МБДОУ № 24

16.1

Материальное

Интелектуальное

Реализуют педагоги с высшей квалификационной категорией.

Временное

В режиме работы учреждения.

Инновационный проект муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования Усть – Лабинский район                  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ»

1. Обоснование темы проекта.

1.1 Обоснование темы проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

        

Именно творческая деятельность человека

делает его существом, обращенным к будущему,

созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

           Государственная политика в сфере образования в настоящее время ориентирована на создание эффективной системы выявления, поддержки  сопровождения талантливых детей и молодежи. Наибольшей ценностью в обществе на данный момент стала неповторимая человеческая личность с ее наклонностями, предпочтениями, дарованиями.  И это понятно, ведь эпоха, в которую мы живем - эпоха перемен, инноваций, эпоха интеллекта диктует свои условия жизни, выдвигает новые требования к человеку. Сейчас недостаточно просто выявить таланты, надо сохранить каждый, помочь выстроить путь его дальнейшего развития.

Дошкольное образование в настоящее время переживает стремительное развитие, ему отвечать на вызовы современного, быстро меняющегося общества.

       С полной уверенностью можно сказать, что любому дошкольнику на этапе взросления нужен авторитетный взрослый. Это должен быть значимый  человек, обладающий  не только достаточным авторитетом, но жизненным опытом и умением взаимодействовать с ребенком на равных.  

       Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста не теряет свою актуальность и по сей день. Современное общество предъявляет высокие стандарты к развивающейся личности: творческий потенциал, способность принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте являются базой для обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать - это является основными факторами успешного обучения предупреждения школьной дезадаптации.  По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской и др.), именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считая, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.

          Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п.

         Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т. д.

Таким образом, под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности. Развитие творческих способностей предполагает их совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своём развитии. Стоит отметить, что творческие способности человека  могут развиваться как спонтанно, то есть сознательно не контролируемый и неуправляемый процесс развития способностей, без заранее продуманного плана целенаправленных действий, так и организованно: сознательные действия, направленные именно на развитие соответствующих способностей.

В своём учебном пособии по практической психологии Р.С. Немов отмечает, что «Любые способности не только проявляются, но и развиваются в том виде деятельности, которым под влиянием возникшего интереса занялся человек».

Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности  – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Наличие наилучших условий для их развития ведёт к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определённой деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.

    Говоря о формировании способностей, нужно остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует совершенствовать творческие способности детей. Психологи называют разные сроки от полутора до 5 лет. Также есть предположение, что развивать творческие способности нужно с самого раннего возраста. Это предположение обретает доказательство в физиологии.

  Однако возможности развития способностей, добившись максимума в «момент» созревания, не остаются стабильными. Если эти способности не используются, то они начинают теряться, деградировать и тем скорее, чем меньше функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимался проблемой развития творческих способностей детей. Именно он именовал это явление НУВЕРС

(Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЕРС особенно плохо воздействует на формирование творческих способностей.

      Разрыв во времени меж моментом созревания структур, нужных для формирования творческих возможностей и истоком целенаправленного развития данных возможностей ведёт к суровому затруднению их развития, замедляет его темпы и ведёт к понижению качественного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врождённости творческих способностей, так как традиционно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности активного развития творческих способностей. И незначительное количество в обществе людей с высочайшими творческими возможностями объясняется тем, что в детстве только очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и запас знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее самостоятельно. А это свойство необходимо всячески совершенствовать. Дошкольное детство также является  сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, как были использованы эти способности, во многом станет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важных причин творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.   Конечно, ведётся ещё немало споров о том, чему же и как учить деток, но тот факт, что учить нужно не вызывает сомнений. Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если оно станет представлять собой целеустремлённый процесс, в ходе которого решается ряд личных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Решение программных образовательных задач:

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-в  построении образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

-в развитии творческой активности дошкольников в содружестве с семьёй.

Данный проект актуален, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дошкольного образования социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности творческих, бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно ограниченное существование человека в окружающем мире.

 В проект включены различные мероприятия, позволяющие в процессе практической деятельности, создавать условия для воспитания у дошкольника чувства гражданского долга, ответственности за свои деля и поступки, для активного усвоения ими социальных ролей и отношений, для инициативы и творчества при выполнении общественно – значимых поручений и конкретных дел, а также, особое значение уделяется формам социализации, самореализации, саморазвития и адаптации личности.

Основные формы реализации проекта – это система, способствующая развитию ребенка как разносторонне развитой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

             В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

В связи с этим была определена тема проекта:

«Развитие  у детей творческих способностей  в семье и ДОУ»

 Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

1.2 Нормативно-правое обеспечение инновационного проекта.

-Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 «О Концепции дополнительного образования детей».

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года»

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» , с  изменениями  в постановлении  Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"», постановлением Главного государственного санитарного врача России от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов».

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018г. № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024г.»

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования утвержден,  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1014;

-Уставом МБДОУ № 24.

1.3  Проблема,  решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы. Изучение и сравнительный анализ опыта реализации аналогичного проекта в РФ и Краснодарском  крае.

          Детство- незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре, и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.                                                                    

            Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности.

           Слово «творчество»,  происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном».

          Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.

Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

         Кризисная ситуация в семье, нестабильность, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, эмоциональная разобщенность, ведет к нарушению детско-родительских отношений. Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, в свою очередь, ведет к нарушению мироощущения и возникновению проблем личностного роста.  Ребенок не понимает любим ли он,  положительно ли к нему относятся близкие.

      В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

- возросшее внимание общества к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста;

-среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой и компьютерными играми;

- только некоторые родители создают дома условия для развития творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;

- возрастает количество публикаций по культуре, журналов и книг по развитию творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;

 - повышено внимание общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром.

Всё это не приносит позитивных результатов.

Для решения данных возникших проблем передо мной встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как  традиционные методы не всегда эффективны.  В настоящее время появилось очень много методических рекомендаций по работе с семьей.  В данном проекте предоставлены формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.

      Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Главные помощники в развитии творческой активности у детей – родители! На мой взгляд, развивать творческую активность детей возможно только в совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.  

1.4 Результаты инновационной деятельности по теме проекта на момент участия в конкурсе (степень разработанности инновации с предоставлением перечня ранее изданных материалов – публикаций, методических разработок).         

      Работа по взаимодействию с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Она редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпения. Н. А. Ветлугина писала: «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». У каждого ребенка свой мир с только его правилами поведения, только с его своими чувствами, потому что каждый ребенок индивидуален. И мы должны постараться сделать богаче и разнообразнее жизненные впечатления детей, чтобы их воображение стало ярче, а тяга к  творчеству со временем станет осмысленнее.

      Благодаря совместной работе с родителями ( законными представителями) при  использовании различных форм работы, уровень творческих способностей детей значительно вырос. Улучшилась мелкая моторика рук, дети стали лучше лепить, рисовать, работать с трафаретами, раскрасками. Причем раскрашивали не только плоскостные фигуры, но и объемные, которые лепили сами. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, поддерживали своих детей, радовались вместе с ними результатам и успехам детской деятельности.

2. Программа инновационной деятельности.

2.1 Цель, задачи и перспективы реализации проекта.

Цель: Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье , находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов для  творческой самореализации детей.

Задачи: 1.Разработать систему диагностики развития творческих способностей дошкольников.

2.Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам творческого воспитания и развития ребенка.

3.Содействавать повышению профессиональной компетентности в вопросах инновационной деятельности.

4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.2. Основная идея инновационного проекта.

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС  ДО приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.

Воспитание творческих способностей у детей дошкольного возраста ,в  современной педагогике, ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы стараемся  воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Воспитание творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум,  (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности.

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия:

1. Прежде всего, связь воспитания с жизнью ребенка.

2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.

3. Познание мира должно носить наглядный характер.

4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели.

Все это важно для воспитания творческих способностей у детей дошкольного возраста. Но чтобы воспитание было всесторонним, целым и единым обязательно нужно привлекать к этому процессу семьи воспитанников. Ведь семья и детский сад – это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом, они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир.

2.3. Описание продуктов инновационной деятельности

На развитие познавательного интереса, творчества, повышение общей эрудиции будут  направлены проекты: «Земляки»,  «Моя семья», «Мой дом, мой город», «Земля моя приметная», «У истоков прекрасного». Где планируется проявление детской  и родительской  активности, инициативности, творческих способностей.

            Активизации познавательного интереса, творческого потенциала, художественных способностей  будет способствовать   обогащению знаний детей  по проекту «Казачий край»,  итогом которого станет  организация выставки творческих работ.

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. После тематических недель «Новогодняя игрушка», «Что за игрушка – матрешка», «Кубань моя-жемчужина России» ребята совместно со взрослыми изготовили поделки, рисунки в разной технике, были организованы выставки творческих работ .

При проведении презентации проектов с родителями,  пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулирует познавательную активность, творческие способности.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Осуществление практических дел,   предусмотренных в проекте,  (мероприятия, игры, эксперименты, опыты, конкурсы).

В работе педагогов с родителям были проведены:

 Консультации – практикумы:

-«Играя – учимся, играя – познаём», где родители узнали о разнообразии игр с детьми, их особенностями, важностью и способами обыгрывания дома, помогающими вовлечь ребёнка в разные виды деятельности;

-«Творим, фантазируем, воображаем», где родители познакомились с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками, возможными в использовании для старшего возраста.

Предложены игровые задания с детьми для активизации творчества дома: «Узнай кто, соединив цифры!», «Раскрась и отгадай!», «Найди путь – дорожку!».

 Наглядная информация: «Нетрадиционные методы рисования», «Помощь в развитии творческих способностей ребёнка», «Рисуем вместе с мамой».

Совместная деятельность родителей (законных представителей) и детей.

В дошкольном возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

Главное – это совместное творчество с детьми. Детское творчество – это гимн импровизации. Все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.

Работа по совместной деятельности родителей и детей идёт по 2 направлениям:

- практическая деятельность;

 - продуктивная деятельность.

В практической деятельности педагогов, родителей (законных представителей ) и детей по развитию творческой активности дошкольников разработать следующие мероприятия:

 В рубрике «Делимся семейным опытом», дети вместе с родителями оформят творческий фотоотчёт с рассказами по теме «Секреты воспитания», в котором поделятся своими интересами дома.

 Проектная деятельность «Умные игры!». В нём родители вместе с детьми будут учиться играть в разные виды игр.

 Фотовыставки, организованные родителями и детьми по темам: «Будем знакомы!», «Учимся, играя!», «Зимние забавы», «Движение – это жизнь!» и т. д.

В совместной продуктивной деятельности родителей и детей организовывать:

 -выставки рисунков по творческим темам;

 - персональные выставки рисунков детей группы, созданные в совместной деятельности с родителями дома по желанию ребёнка. Например: по темам «Моя фантазия», «В стране Цветов», «Я рисую обо всём».

Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает у детей чувство гордости за своих родителей.

Досуговые мероприятия.

Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.

Родителей организуем для  участия в соревнованиях и развлечениях («Мама, папа, я – спортивная семья», «8 Марта -  женский день», «Защитники Отечества» и др.).

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей(законных представителей ), разработан определённый алгоритм подготовки к праздникам:

- выделение цели и задачи мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участие в нём родителей(законных представителей );

- распределения ролей взрослых;

- подготовка отдельных номеров;

- изготовление атрибутов, костюмов и пособий.

Основным в развитии творческой активности дошкольников является создание следующих условий:

- наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

 - создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

 - психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний;

 - позиция взрослого  (родителей и педагога, личная заинтересованность и «включенность» в процесс развития творческой деятельности дошкольников позволяет учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в творчестве, содействующие его активизации.

Таким образом, развитие творческой активности детей дошкольного возраста зависит:

- от внутренних условий (индивидуальные возможности и способности детей);

 - внешних условий  (семья ребенка, педагог и воспитательно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения, использующая потенциал педагогического процесса в развитии творческой активности детей).

Для обеспечения подлинного творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения с взрослыми.

Для активизации творческой активности детей  в группе организована (с активной помощью родителей) предметно – развивающая среда :

- библиотека произведений устного народного творчества, в том числе раскрасок, дисков ;

- уголок творчества с открытками, иллюстрациями к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, русским народным сказкам;

- настольный театр и фланелеграф по русским народным потешкам и  сказкам (пальчиковые персонажи, куклы – персонажи, короб сказок);

 - подборка дидактических,  настольных игр.

2.4. Описание целевых групп, на которые они ориентированы.

Проект ориентирован на дошкольников  среднего и старшего возраста.

К целевым группам так же относятся и родители (законные представители), так как они являются первыми педагогами . Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте. Сделать родителей  активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения.

Рекомендации, которые адресованы родителям (законным представителям), педагогам и детям непосредственно связанны с реализацией проекта.

Педагог (воспитатель дошкольного образования), так как именно педагог является ведущим поэтому, педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Понятие профессиональной компетентности  педагога и выражает единство его теоретической и практической готовности в целом.

 Администрация дошкольного образовательного учреждения, так как от их деятельности напрямую зависит успешность учебно-образовательного процесса в целом.

А задача воспитателя – помочь родителям осознать свою родительско – воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание в детском саду и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

3. Состав работ.

3.1.Формирование нормативно правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО учреждение обеспечено учебно – методическим комплектом. Содержание образовательной деятельности  с детьми групп общеразвивающей направленности в обязательной части определяется Инновационной программой  дошкольного образования  « От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой , Э.М Дорофеевой 5-е изд., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.;

     -  «Музыкальные шедевры» Радынова О.В., Сфера, М.,2014г                

    - «Ритмическая мозаика» Буренина А.И., СПб, Композитор, 2002г        

-Программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством приобщения к региональным ценностям «Наш край» под редакцией Л.И.Шинкаренко, Т.А.Нещеретовой, г.Усть – Лабинск, 2015г

«Изобразительная деятельность в детском саду»:

-средняя группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ , Москва,2014г.;

-старшая группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2015г.; Т.С. Комарова

- подготовительная к школе  группа, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Т.С. Комарова

 «Художественное творчество и конструирование», МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016г.;

Л.В.  Куцакова,

« Конструирование из строительного материала»:

-  средняя группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014г.;

-старшая группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014г.; Л.В.Куцакова

-подготовительная к школе  группа, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2014г.; Л.В.  Куцакова.

« Творим и мастерим ручной труд в детском саду и дома» 4-7 лет,  ( пособие для родителей и педагогов)- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010., Л.В. Куцакова.

« Конструирование и художественный труд в детском саду». Программа и конспекты занятий. - М.:ТЦ Сфера, 3-е издан. 2012г.; Л.В. Куцакова ,

«Конструирование с детьми»:

- конспекты совместной деятельности с детьми 5-6  лет: учебно- методическое пособие.- СПб .:ООО  ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.;

« Конструирование в подготовительной к школе группе». Конспекты совместной деятельности с детьми 6-7 лет: учебно- методическое пособие.- СПб .:ООО  ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. Щ.Э. Литвинова

 Развитие ребенка в музыкальной деятельности. Обзор программ дошкольного образования -М.: ТЦ Сфера,2010. М.Б.Зацепина  

Учим петь детей:

-4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса.- М.: ТЦ Сфера,2017.; С.И. Мерзлякова

- 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса.- М.: ТЦ Сфера,2017.; С.И. Мерзлякова

- 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса.- М.: ТЦ Сфера,2017.С.И. Мерзлякова    

«Музыкальное воспитание в детском саду.:

- средняя группа – М.,: Мозаика-Синтез 2016.

Праздники в детском саду. Сценарии, песни и танцы-М.: Рольф,2002. Н.Зарецкая, З.Роот  

Музыкальные сказки для детского сада. М.: Айрис-пресс,2004. Н. В.Зарецкая  .

Календарные музыкальные праздники для детей:

- среднего дошкольного возраста.-М.: Айрис-пресс,2005.;

- старшего дошкольного возраста.-М.: Айрис-пресс,2004. Н.В.Зарецкая

Учебно - методическое пособие «Знай и люби свой край». Кр-р.: И.д.  «Стиль», 2002.          А. Г. Васнева,

«Любимый уголок земли» .-Кр-р., ОИПК Перспективы образования , 2005.        В.Я. Паскевич

 «Кубанские пословицы и поговорки» Краснодар , 2008.        П. Ткаченко,

«Ты, Кубань, ты наша Родина»        Кр-р., Мир Кубань, 2004

 «Краснодарский край» М.: Советская Россия, 1985.        И.И. Степанов,

« Ознакомление дошкольников с художественной литературой Кубани» ( методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений) Краснодар, 2013.

Л.И. Шинкаренко,  

«Дошкольникам о Кубани»  методическое пособие Краснодар 2019г.,Т.А. Трифонова,  И.В. Мигунова.

3.2. Мероприятия, направленные на реализацию проекта.

С детьми:

1.Ознакомление и рассматривание произведений народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с иллюстрациями и книгами.

2. Знакомство с народными игрушками:

- матрёшкой (беседа «Русская матрёшка – символ России»», рисование на темы «Украсим Матрешке сарафан», «Узор для платка матрёшки», «Красивый фартук».

- с дымковскими игрушками (беседа «Дымковская игрушка» (рассказ о возникновении и истории промысла), рисование на темы «Нарядная юбка барыни», «Дымковские кони», «Козлик», лепка по темам «Уточка», «Петушок» (из пластилина и глины).                             - рисование по трафаретам «Барыня – водоноска», раскрашивание «Дымковский петушок».

- рассматривание альбомов с  Петриковской росписью,  кукол из початков кукурузы, плетения из талаша (корзины, лопаточки, коврики, крынки), гончарные изделия, кубанских мастеров.

- с куклой Неваляшкой, с разными видами погремушек (беседы «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Мои игрушки», показ и обыгрывание).

Совместная образовательная деятельность и самостоятельная деятельность с детьми в режимных моментах:

- Чтение художественной литературы: писателей Кубани, русских народных потешек и песенок, заучивание стихов, загадывание загадок в вечернее время.

- Дидактические и настольно – печатные игры: «Найди по силуэту», «Пазлы» (Собери целое), «Найди пару».

-  Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Музей игрушек». «Детский сад».

- Подвижные игры «Карусели», «Заинька», «У медведя во бору», «Шапка казака», «Кубанка», «Подсолнухи».

- Рассматривание альбомов, иллюстраций в вечернее время с изображением народных игрушек матрешек,  дымковских игрушек , декоративно -  прикладного искусства Кубани.      

-  Выставка детских рисунков, поделок.

-  Рисование песком, цветным песком, крупой в сенсорном ящике.

 С родителями.

Для обеспечения  включения родителей в воспитательный процесс и управление ими  с учетом их желаний и возможностей было проведено анкетирование. Каждая семья воспитанников ответила на ряд вопросов.

 Списочный состав средней группы МБДОУ №24 - 23 человека. В анкетирование принимали участие 20 семей воспитанников. В анкете 10 вопросов, 8 из которых подразумевают односложный ответ и 2 вопроса подразумевают развернутый ответ.

Для лучшего анализа родительских анкет была составлена таблица, отображающая ответы родителей на 8 односложных вопросов.

Вопросы для проведения анкетирования.

1.Как вы считаете, творческие способности есть у каждого человека?

2.Есть ли творческие способности у вашего  ребенка?

3.Может ли семья помочь в развитии творческих способностей у ребенка?

4. Часто ли вы с ребенком занимаетесь творчеством?

5. Принимаете ли  вы участие с детьми в творческих конкурсах учреждения?

6. Рисует ли ваш ребенок сам или вы ему помогаете?

7.В каком виде деятельности ваш ребенок проявляет себя больше всего (рисовании, лепке, аппликации, конструировании)?

8.Часто ли вы принимаете участие в конкурсах  учреждения?

9. Обращаете ли вы  на красоту природы в разное время года?

10.Как вы считаете творчество-это увлечение, хобби или любимое занятие ребенка?

Фамилия семьи

1

2

3

4

5

6

8

9

Да

нет

да

нет

да

нет

часто

иногда

да

нет

да

нет

часто

иногда

да

нет

Короткова

+

+

+

+

+

+

+

+

Матвеева

+

+

+

+

+

+

+

+

Крючкова

+

+

+

+

+

+

+

+

Аллахвердиева

+

+

+

+

+

+

+

+

Полякова

+

+

+

+

+

+

+

+

Сиротина

+

+

+

+

+

+

+

+

Михеева

+

+

+

+

+

+

+

+

Каченко

+

+

+

+

+

+

+

+

Тумасова

+

+

+

+

+

+

+

+

Юрикова

+

+

+

+

+

+

+

+

Коломацкая

+

+

+

+

+

+

+

+

Евтушенко

+

+

+

+

+

+

+

+

Савран

+

+

+

+

+

+

+

+

Тихановская

+

+

+

+

+

+

+

+

Кочеткова

+

+

+

+

+

+

+

+

Касьянова

+

+

+

+

+

+

+

+

Загорулько

+

+

+

+

+

+

+

+

Шалашникова

+

+

+

+

+

+

+

+

Шеянова

+

+

+

+

+

+

+

+

Бурдина

+

+

+

+

+

+

+

+

Из представленной таблицы можно сделать вывод: что все родители знают, что такое творчество; они уверены, что их ребенок обладает творческими способностями; что их ребенок выражает свои эмоции и впечатления в творчестве, проявляют инициативу. Судя по ответам на 4 вопрос, не всегда и не все родители могут заниматься с детьми совместной творческой деятельностью, лишь 10 семей ответили положительно на этот вопрос. На 5-ый  вопрос 11 семей ответили, что систематически принимают участие в детских видах деятельности (выставках, конкурсах, мероприятиях), 13 семей считают, что у их ребенка есть особые творческие способности, из них 6 семей считают, что это рисование,

4 семей – конструирование, остальные воздержались от ответа. На восьмой вопрос ответили положительно 4 семьи, они принимают участие в творческих конкурсах дошкольного учреждения. 16 семей утверждают, что их ребенок любит смотреть познавательные телепередачи.

Два оставшихся вопроса (7 и 10), подразумевающие развернутый ответ, мы отобразили в диаграмме.

Диаграмма

Из них 62% семей считают, что их семейные творческие способности (увлечение, хобби) и творческие способности их ребенка больше всего проявляются и реализуются в рисовании; 14% считают, что это аппликация; 11% семей считают, что это лепка и 13% - конструирование. Театрализованная деятельность оказалась не востребована.

 Обуславливалось это тем, что у некоторых наших воспитанников дома нет такого уголка, кто-то из родителей не очень хорошо знаком с таким видом творческого воспитания детей.

    Анализ анкеты показал, что родители знают, что такое творчество, развивают у своих детей творческие способности, по мере своих возможностей  принимают активное участие в детских видах деятельности, в творческих конкурсах дошкольного учреждения, у каждой семьи есть свои уникальные творческие способности (увлечения, хобби).

Для разъяснения актуальности предлагаемой темы и выявление  потребности родителей в педагогической поддержке, знаний о данной теме и готовности семьи к активному взаимодействию по проекту разрабатываются папки-передвижки  по темам:

«Развитие творческих способностей у детей» .

«Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания».

«Информационные материалы для работы с родителями детей среднего и старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей в условиях семьи».

Консультации на темы:

«Как воспитывать и развивать творческие способности дошкольников».

«Развитие детей в театрализованной деятельности» .

- Наглядная информация для родителей по годовому плану: консультация «Роль народной игрушки в эстетическом развитии детей», папка - передвижка «Я умею рисовать», буклет «Что такое народная игрушка».

- Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми, раскрашивание красками плоскостных силуэтов, выпиленных родителями из фанеры: «Матрешки», «Дымковская лошадка», «Барыня», «Козлик», «Индюк», «Барашек».

-Лепка из глины и раскрашивание вылепленных дымковских игрушек.                

-Рекомендации «Игры и картины из соломенных трубочек», «Соломенное плетение».

- Родительское собрание «Роль народной игрушки в эстетическом развитии детей».

- Изготовление родителями кукол для пальчикового театра.

С педагогами:

Создание развивающей среды:

-  пополнить игровые уголки игрушками: мишка, курочки, матрешки-вкладыши, погремушки, неваляшки, музыкальные шумовые.  

- Внести дидактические и настольно- печатные игры: «Найди по силуэту», «Пазлы» «Собери целое», «Найди пару».

- Пополнение уголка по изобразительной деятельности  плоскостными деревянными фигурами, глиняными фигурами.

- Изготовление родителями сенсорного ящика для рисования.

3.3.  Мероприятия по внедрению и распространению инновационных практик.

Участие в образовательном конкурсе «Инновационный поиск -2021».

 Представление опыта работы среди педагогов  ДОУ и района.

4. Модель авторской методической сети.

4.1. Цели и задачи сетевого взаимодействия, количество и состав участников.

Цель: Создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Задачи: 

  1. Доступность образовательных услуг.
  2. Анализ спектра запросов социальных партнеров.
  3. Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов.
  4. Расширение круга общения обучающихся.

Семинары, конференции                                                        мастер классы

Массовые мероприятия               направления деятельности                выставки

Проектная деятельность                                                        родительские собрания

В состав участников входит администрация МБДОУ №24(заведующий, старший воспитатель) педагоги группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители (законные представители).

  1. Схема, формы и методы сетевого взаимодействия (совместные события, проекты, совместная учебно-познавательная,  исследовательская, творческая деятельность пр. )

Рабочая группа педагогов формируется для выполнения конкретной задачи, в результате чего определяется ролевой состав, сроки выполнения задачи и степень контроля работы со стороны администрации образовательного учреждения. Важно, что при такой структуре любая группа  или педагог могут взаимодействовать с педагогом или родителями (законным представителем). По вопросам совместной работы обмена идеями, созданию нового интеллектуального продукта.

Формы и методы сетевого взаимодействия.

1. Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсов.

2. Сетевое образовательное событие -разовые мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии, практики.

3. Проекты.

4.Дистанционные формы взаимодействия.

5. Создание программно-методического обеспечения взаимодействия.

6. Составление плана действий по реализации сетевого взаимодействия.

4.3.Содержание и формы реализации сетевых мероприятий (конференции, вебинары, мастер-классы и пр.)

Направления работы сетевого взаимодействия

4.4. План развития и поддержки методической сети.

№п/п

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

Срок выполнения

1.

Разработка, сопровождение инновационного проекта

Сентябрь

2.

Презентация инновационного проекта

Ноябрь

3.

Проведение обучающих семинаров для педагогов ДОУ, родителей (законных представителей)

Январь-апрель 2021г.

4.

Создание организационных схем и процедур управления совместной деятельностью

В течение года

5.

Размещение на сайте ДОУ методических материалов, разработанных в рамках проекта

Ежемесячно

6.

Проведение совместных мероприятий, разработка планов, программ в рамках сетевого взаимодействия

В течении года

7.

Обоснование форм и методов учебных занятий на основе системно - деятельностного подхода, продуктивных и эффективных технологий обучения

В течении года

8.

Отчет о выполнении плана развития методической сети.

Сентябрь 2021г.

9.

Создание методического интернет -  ресурса

Ноябрь-февраль 2021г.

5. Ожидаемые результаты.

Минимальные требования

Предложение участника конкурса

      Во время всей работы  рекомендуется отмечать и поощрять попытки ребенка самостоятельно решить проблему: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает детям осознать свое поведение, что они делают правильно, а где допускают ошибки.        

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

- замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

- без труда ассоциировать отдаленные понятия;

-стремление познавать;

-применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

-целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

-самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

-образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Воспитание и развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

 Для творческого развития детей необходимо создать  условия, способствующие формированию их творческих способностей.

В предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Успешное развитие творческих способностей - это самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

При развитии творческих способностей надо учитывать и развивающую  среду. Она предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации.

6. План – график выполнения работ.

Год выполнения

Перечень мероприятий

Срок выполнения

2020г

Разработка проекта

Родительское собрание «Художественно эстетическое воспитание в семье»

Анкетирование «Развитие творческих способностей у дошкольников»

сентябрь

Выставка детских работ «Художница -осень»

Папка-передвижка «Развитие творческих способностей у детей»

Круглый стол с участием педагогов и родителей «Развитие детской одаренности».

октябрь

Детский праздник «Золотая осень»

Совместная деятельность  воспитатели и родители «Веселая мастерская»

Папка-передвижка «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»

ноябрь

Конкурс детских творческих работ «Новогодняя сказка»

Детский праздник «В гостях у дедушки Мороза».

декабрь

2021г.

Наглядно-информационный материал «В музей вместе с ребенком»

Консультация для педагогов «Приобщение детей к нетрадиционной технике рисования».

январь

Беседа с родителями «Как развивать воображение в рисовании».

Выставка совместных работ «Зимние фантазии».

Консультация для родителей по созданию альбома «Мое творчество»

февраль

Выставка рисунков «Цветочная фантазия».

Праздничный концерт, посвященный международному женскому дню 8 Марта.

март

Выставка детских работ «Мы живем на планете Земля»

Совместное занятие по рисованию для детей и их родителей

Семинар практикум для родителей и педагогов «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности»

апрель

Итоговое мероприятие совместное творчество детей и их родителей «Кубанские посиделки».

Анализ результатов реализации проекта.

май

7. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задачи инновационного проекта. Материально- техническая база          

    Кадровый потенциал.

Программно-медодическое обеспечение.

Родительское сообщество.

Социальные сети.

Чтобы обеспечить высокий уровень творческого развития дошкольников должна и  соответствовать материальная база  дошкольного учреждения. В нашем образовательном учреждении материальная база соответствует реализации  данного инновационного проекта.

В группе имеются уголки (центры) для художественно-эстетического развития детей - содержательные, эстетично оформленные, соответствуют возрасту воспитанников. В достаточном наличии имеется материал для продуктивного творчества, т.к. ребенок должен иметь большой выбор средств, чтобы реализовать свои замыслы и желания.

       Центр сюжетно-ролевых игр. В нем расположено все необходимое  для ролевых игр ( куклы, коляски , детская мебель, посуда, наборы  и аксессуары для игр в профессию).

       Уголок для театрализованных игр оснащен для игр-драматизаций и театрализованных представлений (ширмы, костюмы, атрибуты, маски для постановок). Атрибуты  хороводных игр (маски животных, сказочных персонажей).

       Уголок музыки.  Имеет детские музыкальные инструменты (шумовые, струнные, ударные); музыкально- дидактические игры («Зайцы»,» «Кого встретил Колобок», « Кто в домике живет», «Музыкальная карусель» и другие),аудиотеку, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов.

        Центр изобразительного искусства в нем находится: мольберт различные мелки (восковые, пастельные мелки), маркеры, фломастеры, кисти, печатки, линейки, трафареты, краски(акварельные, гуашь).

Для знакомства детей с произведениями живописи  воспитатели группы используют картины: В. Васнецова («Аленушка, «Богатыри», «Иван царевич на сером волке»), И. Шишкина  («Рожь», «Утро в сосновом бору»), И. Левитана («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасова («грачи прилетели»), А. Пластова («Полдень», «Летом», «Сенокос»).

  Альбомы с народным декоративно- прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, Петриковская роспись).        

      Для лепки: пластилин, глина, стеки, доски для лепки. Так же имеется все необходимое для поделок и аппликации (бумага разных видов и цветов, ножницы, клей, бросовый и природный материал).

           Уголок конструирования: наборы конструктора «Лего», наборы среднего и мелкого деревянного конструктора, металлические конструкторы.

           Литературный уголок  оборудован: дисками с аудиозаписями («звуки природы», сказки, рассказы о животных); детская художественная литература , иллюстрированные книги, детская познавательная литература.

В группе имеется достаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей, уголки для размещения детских работ. Все работы подписываются воспитателями. Эффективно воспитателями группы используется приемная комната, в ней размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделки.

      В группе есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений, но недостаточно изделий народных промыслов.

     При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент: представлены образцы кубанских народных ремесел: ткачество, вышивка, образцы Петриковской росписи, работы сделанные в форме «вытыканки», различные техники работы соломкой, изделия гончаров, тематические альбомы «Животный мир Кубани», «Краснодар в картинках», «История города Усть-Лабинска», художественная литература поэтов Кубани: В.Б. Бакалдин, И.В. Беляков, В.Д. Нестеренко,  В.П. Неподоба, И.Ф. Варавва; бросовый и природный материал для художественного труда.