история создания светофора

Кондратьева Наталия Викторовна

появление первого светофора от истории до наших дней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetofor.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Современного человека в его жизни окружает множество бытовых предметов, которые кажутся ему настолько привычными и неизменными, что он даже не задумывается о том, что их когда-то не было, и что их кто-то создал. Сказанное в полной мере относиться и к такому привычному всем прибору как светофор. Его история началась давно, и пока он приобрёл знакомый нам всем облик, прошло немало времени.

                Появление первого светофора

Первый прибор, предназначенный для регулирования дорожного движения при помощи подачи специальных сигналов, появился ещё в 1868 году у здания английского парламента в Лондоне. Естественно, что первый экземпляр светофора не был похож на современны, управлялся он вручную, а его конструкция была простейшей: две семафорные стрелки, могущие свободно перемещаться в вертикальной плоскости. Ночью светофор использовал для своей работы газовый фонарь с цветной подсветкой, при этом красный свет означал приказ остановиться, а зелёный – разрешение продолжить дальнейшее движение.

Первый в истории человечества светофор был установлен на шесте длинной шесть метров и предназначен он был для облегчения перехода пешеходам дороги и его сигналы предназначались не для них, а для едущих по проезжей части транспортных средств. К сожалению, судьба первого светофора сложилась неудачно: газовый фонарь в нём взорвался и ранил управлявшего им полицейского. После этого происшествия его демонтировали и в течении следующих 50-ти лет в Лондоне не было установлено ни одного светофора.

Создание автоматических светофоров

      Главным недостатком первых светофоров было то, что для управления ими требовался человек. Понятно, что при таких обстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств.

Считается, что первую подобную систему создали  в 1910 году. При этом она использовала систему табличек с надписями «Stоp» и «Prоceed», которые, соответственно, запрещали и разрешали движение. Эта система не использовала подсветки, что затрудняло её использование в тёмное время суток.

Однако массовое использование светофоров на улицах городов началось тогда, 5 августа 1914 года. Эти аппараты имели два электрических фонаря, при этом при переключении они издавали звуковой сигнал. Управлял работой аппарата полицейский, находящийся в специальной стеклянной будке, стоящей на перекрёстке.

Первый советский светофор

В Стране Советов первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. Поставили его на перекрёсток Невского и Литейного проспектов. В столице же страны эту систему регулирования дорожного движения установили несколько позже - 30 декабря того же 1930 года. Разместили её на углу Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом, оснащённым светофором, стал Ростов-на-Дону.

Все эти светофоры устанавливались в порядке эксперимента и после его завершения в одной только Москве к концу 1933 года было смонтировано около ста таких приборов. Само же слово «светофор» вошло в русский язык в 1932 году, когда его включили в Большую советскую энциклопедию.

Устройство современных светофоров

Современные светофоры являются достаточно сложными устройствами и состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, а так же датчиков транспортных средств. Устанавливаются они на специальных столбах и опорах на перекрёстках и вдоль автомобильных дорог.

Управляет современным светофором компьютер, который выбирает и синхронизирует направления движения согласно постоянно меняющейся дорожной обстановки. При этом датчики движения фиксируют движущиеся по трассе транспортные средства, задавая им ритм езды при помощи световых сигналов.

светофоры для пешеходов

В 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов. Первоначально они имели прямоугольную форму с двумя секциями с лампами, где на стекле красными литерами было написано слово "стойте", а зелёным «идите». К концу 1970-х  светофоры были заменены на привычные сегодня с "человечками". К 1970-ым годам появилась централизованная система автоматического регулирования светофорами, в частности позволяющая делать так называемую зелёную волну. Тогда же появились возможность регулировки светофора и самими пешеходами. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую можно было переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а светофор для транспорта соответственно на красный. Также первоначально светофоры устанавливались не на всех улицах городов, а только лишь на центральных, с наиболее оживлённым и интенсивным движением. Однако, постепенно, с увеличивающимся транспортным потоком число светофоров стало расти.

Современные светофоры для пешеходов дополнительно оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых пешеходов.