Работа с педагогическим коллективом

Дронова Марина Сергеевна
Работа с педагогическим коллективом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В своей работе с педагогами я использую семинары-практикумы (форма проведения – тренинг, дискуссия, ролевая игра), целью которых является развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей, овладение психологическими знаниями и как следствие, повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Темы семинаров выбираются по пожеланиям педагогов или же по актуальной на данный момент проблематике. 

Как известно только творческий человек способен разбудит «творца» в ребенке. Поэтому мною ведется работа с педагогическим коллективом на тему «Развитие креативных способностей педагогов». Изначально была проведена диагностика  вербальной  креативности (С. Медника) адаптация теста  взрослый вариант (А. Н. Воронин, Т. В. Галкина)

На основе анализа полученных данных, предоставляется руководству аналитический отчет и утверждается план психокореекционной и профилактической деятельности. Нами был запланирован ряд индивидуальных и групповых консультаций, а так же несколько тренингов и психологических игр на развитие креативности и творческого потенциала педагога.

Несколько консультаций и тренингов уже были проведены и дают свои результаты. Педагоги учатся мыслить нестандартно и более широко смотреть на те, или иные задачи, под другим углом. Творческий потенциал коллектива вырос, педагоги многому научились, стали более раскрепощенные и теперь чаще свободно излагают свои мысли и идеи. Раскрылся креативный потенциал педагогов. Занятия еще ведутся, но результат уже не может не радовать. 

 

Для повышения психологической компетентности воспитателей также разрабатываются памятки-буклеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»»

Цель: осознание креативности в себе и ее развитие.

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Цель: определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

Задачи:

  • создать атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 
  • активизация индивидуальных и творческих способностей;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Несколько необычных советов о том как развить свои творческие способности:

  • Многие считающие себя творческими личностями люди подолгу не пытаются ничего создавать, заявляя, что ждут искры вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения, чтобы начать тренироваться после перерыва. Они просто идут и начинают тренировку. Важно иметь терпение и не беспокоиться, хороший ли выйдет результат.
  • Исследования показали, что уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует креативности. Средний (но не низкий) уровень шума повышает сложность обработки информации, что активирует абстрактное мышление и повышает творческую производительность. Слишком громкий шум, напротив, мешает.
  • Физическая активность помогает спрятанным (в бессознательном) идеям, всплыть наружу. Ученые еще лишь исследуют, какой вид упражнений лучше всего способствует креативности, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.
  • Если мы используем другую руку, мы активируем работу обоих полушарий мозга и подстегиваем креативность. Активно обмен информацией между полушариями приводит к том, что и эмоции, и мысли становятся яснее и понятнее.
  • Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга – эти зоны связаны с креативностью. Он также поднимает настроение, что способствует творческой деятельности. Не обязательно искать что-то уморительно смешное, сам физический акт смеха приносит пользу.

ХОД:

Приветствие бумажными ладошками.

Вам было дано домашнее задание, нарисовать и вырезать свою ладошку. Сейчас предлагаю вам используя ладошку неординарно поздороваться с членами группы.

1. "Аллитерация имени" (упражнение)

Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия игры: каждый участник придумывает себе прилагательное-положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: "Меня зовут интересная Ирина". Второй участник продолжает: "Я представляю вам интересную Ирину, меня зовут ласковая Лена." Так продолжается до последнего участника, который называет всех.

2. "Символьный тест"

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего. А сейчас фигуру, которая вам нравится больше всего из оставшихся" (всё участник должен делать быстро, не задумываясь).

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

3. Упражнение «Рисуночная история»

Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию.

Говорят, что настоящая женщина из ничего может сделать три вещи: салат, шляпку и конфликт. Мы с вами — настоящие женщины, и я убеждена, что кроме этих трех вещей можем еще кое-что создать. Сейчас вашему вниманию предлагается упражнение «Рисуночная история», которая будет выполняться в группах.

Представители двух групп достают из «таинственного ящика» предметные картинки (предлагается до 10 картинок). Необходимо, руководствуясь полученными изображениями, придумать увлекательный рассказ, на создание которого дается 5 минут.

4. Упражнение на учение образному видению слова

Мимикой и пантомимикой передать смысл слова "грусть", "мужество", "солнце", "свежий воздух" и т.п.

5. Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы… »

Цель: развитие воображения

Инструкция: - В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. «Кабы я была царица… », «Кабы не было зимы, в городах и селах… », «Если б мишки были пчелами… », «Если б я был султан… » Знакомо? Вспомните детские игры! Согласитесь, тогда мы фантазировали на всю катушку, предлагаю сейчас немного подурачиться и поиграть в «Если бы. ».

  • - Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
  • - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
  • - Если бы все люди стали бессмертными, то…
  • - Если бы у вас был клон который бы выполнял все ваши команды, то…
  • - Если бы я могла летать…
  • - Если бы я понимала язык животных и растений…
  • - Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
  • - Если бы возродился СССР… .
  • - Если бы пропало слово “если”…

6. Упражнение «Словесная ассоциация».

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Работа в группах

Инструкция для испытуемого Найди как можно больше определений для слов

  • «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?
  • «платье»
  • «стол»

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Категории ответов

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

7. Упражнение «Мои ассоциации»

Цель: выяснить ассоциации к понятию «творческая личность»; назвать черты характера, присущие творческим людям.

В течение 5 минут подумайте и нарисуйте то, с чем вы ассоциируете творческую личность. Это может быть объект живой или неживой природы, даже естественное явление. Вы не ограничены никакими правилами.

Источник" (релаксация)

Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.

Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник...

Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

Пожелания.

Давайте пустим наши ладошки по кругу и напишем друг другу приятные пожелания.

"Если бы я был..., то..." (рефлексивная технология)

Участникам предлагается идентифицировать себя с каким-либо явлением природы, животным, деревом, цветком, человеком и завершить фразу "Если бы я был..., то..." Каждый предлагает свой ответ.



Предварительный просмотр:

задачи:

-сплочение коллектива;

-единение коллектива в достижении общей цели;

развивать умение работать в коллективе, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- содействие раскрытию творческого потенциала, самопознанию воспитателей детского сада;

формировать деловые качества современного педагога доу;

- создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе;

 

Ход  проведения психологического тренинга

 «Ценностно-ориентационное единство группы»

ценностно-ориентационное единство 

— один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, особенно 

значимым для группы в целом. Показателем единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. 

Высокая степень единства ценностно-ориентационного выступает важным источником интенсификации общения внутригруппового и повышения эффективности деятельности

совместной. Оно неприводит к нивелировке личности в группе, не препятствуя 

разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает

 и обязательного совпадения в понимании способов достижения общих целей. Единство 

ценностно-ориентационное в коллективе как группе высокого уровня развития — это сближение подходов к целям и задачам деятельности совместной,

 ориентированное на нравственно оправданные ценности. 

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Упражнение «Комплименты»

Обмен комплиментами проходит в форме диалога. Педагоги становятся в круг и берутся за руки. Нужно не только получить комплимент, но и согласиться с ним, сказать еще один комплимент себе и обязательно «вернуть» коллеге.

Например: Катя, ты такой отзывчивый человек!

Да, это правда! А еще я добрая. А ты, Оля, чрезвычайно общительная.

Вопросы для обсуждения:

– Что вам понравилось больше, говорить комплименты или принимать их?

– Насколько сложно / легко было подобрать комплименты себе, коллеге?

– Какой комплимент вам понравился больше всего?

Упражнение «Афоризмы – метафоры»

Задачи:

1) Из перечня афоризмов необходимо выбрать один, который наиболее точно отражает ваше профессиональное кредо или девиз по жизни (2 мин).

2) Озвучить напарнику выбранный афоризм, подобрать метафору к услышанному афоризму (2 мин).

 3) Презентовать коллегу: афоризм – метафора-ассоциация (3 мин).

4) Обратная связь: как вы себя чувствовали во время выполнения упражнения (1,2), когда слышали афоризмы и метафоры к вам от коллег (3 мин)?

Афоризмы

Капля долбит камень не силой, а частотой.

Чем  больше у меня работы, тем больше я учусь.

Один алмаз полирует другой.

Не мыслям нужно учить, а мышлению.

Дайте детству созреть в детстве.

Лучше изучить лишнее, чем ничего.

Идти к цели через опыт и учитесь на ошибках.

Даруй свет, и тьма исчезнет сама.

Понимание – начало согласия.

Делай свое дело и познай самого себя.

Час работы научит большему, чем день объяснений.

Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник.

Основные типы самореализации педагогов

Педагог-коммуникатор реализует в профессии потребность в общении. Ему интересны люди, он всегда в курсе проблем их личной жизни. Доброжелательный, участливый, обаятельный, высоко моральный. Его влияние на детей – прежде всего, эмоциональное, он ищет пути к сотрудничеству с учеником, стремится к личному контакту. Ему легко понять личность другого, он дружит с детьми.

Педагог-организатор реализует свою потребность в лидерстве, доминировании, раскрытии волевых качеств. Это сильный, требовательный, энергичный человек. Ему легко удается организовать внеклассные мероприятия, он умеет пробудить в учащихся дух коллективной заинтересованности, делового сотрудничества, ответственности.

Педагог-профессионал реализует свои интеллектуальные  способности, глубокие знания своего предмета. Это профессионально компетентный и творческий человек, преданный своей профессии. Уважает интеллект. Для него воспитывать – это учить, заинтересовывать своим предметом.

Педагог-интеллигент реализует в профессии потребность в духовности, нравственности и воспитывает такие черты у своих учеников. Это человек с высокой общей культурой, высоким уровнем интеллекта, моральными ценностями, постоянным духовным поиском. Его миссия – просветительская. Он воспитывает собой, собственным примером.

Не существует чистого типа, есть определенные позиции, которые мы выбираем в работе.

Важно проговаривать про себя, свою позицию: что я работаю для ..., моя миссия..., мое призваеие….

Это упражнение помогает наладить партнерские отношения в коллективе, улучшить психологический климат коллектива.

Упражнение «Без маски»

Психолог. Говорят: «Жизнь – театр, а все мы в нем актеры». Актеры всегда носят маски. Все зависит от обстоятельств, какую маску и в какое время одеть, но иногда так хочется сбросить ее и открыть свою душу. Я предлагаю это сделать, на миг снять привычные маски и откровенно закончить фразы, которые написаны на листочках.

- Я хочу научиться лучше...

- Мне особенно приятно, когда меня...

- По-настоящему мне хочется...

- Единственное, что я хотел бы изменить в себе, это...

- Что мне больше всего нравится в себе, то это...

- Мне очень трудно забыть..., но я...

- Больше всего я люблю (умею)...

- Мне хорошо, когда...

- Я выхожу из себя, когда...

- Я могу быть ветерком, потому что...

- Я словно птичка, потому что...

- Я никогда не забуду день, когда...

- Мне нравится, когда окружающие...

- Мне бывает стыдно, когда я...

- Я чувствую себя неловко, когда...

- Особенно меня раздражает, что я...

- Я не очень хорошо умею...

- Мне лучше помолчать, когда нахожусь...

- В незнакомом обществе я, как правило, чувствую себя...

- Однажды меня очень напугало то...

- В обществе мужчин я обычно чувствую себя...

- Я превращаюсь в тигра, когда...

- Я словно муравей, когда...

Упражнение выполняется по кругу.

Участники делятся эмоциями, которые возникали во время выполнения упражнения.

Психолог. Действительно, нам очень трудно откровенно говорить о себе. Но мы педагоги и для нашего профессионального роста мы должны учиться понимать себя, и друг друга, не стесняться делиться тем, в чем нуждаемся, в помощи, то есть, быть откровенными друг с другом.

Путь к профессиональному росту, самосовершенствованию педагога лежит через познание себя и своего коллеги.

Притча «Рай и ад»

Однажды человеку посчастливилось увидеть Бога. Пытаясь узнать самое важное, человек попросил: – Господи, я бы хотел увидеть Рай и Ад.

Господь взял человека за руку и подвел его к двум дверям. Открыв одну, они увидели большой круглый стол с огромной чашей в центре. Чаша была наполнена пищей, которая пахла настолько аппетитно, что заставляла рот наполняться слюной.

Вокруг стола сидели люди – казалось, что они были обессилены, больны или умирали от голода. У каждого к руке была прикреплена ложка с длинной-предлинной ручкой. Они легко могли достать еду, но не могли поднести ложку ко рту. Вид их несчастья просто поражал: – Только что ты видел Ад, – сказал Господь.

Они подошли ко второй двери. Открыв её, они увидели такой же круглый огромный стол, такую же большую чашу, наполненную вкусной едой. И даже у людей вокруг стола были точно такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.

– Я не понимаю, – сказал человек.

– Это просто, – ответил Господь. – Эти научились кормить друг друга. Те же думают только о себе.

Мораль: Ад и Рай устроены одинаково. Разница – внутри нас.

Выводы:

Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации, не ставить свои интересы над интересами других.

Коллектив – одна семья, единое целое.

Человека следует воспринимать таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Критика нужна, но конструктивная и с учетом особенностей восприятия ее каждым лицом.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения основываясь на  психологии доверия.Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. (В.К.Котырло, С.А.Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Вопрос: Как вы думаете, как убедить родителей в том, что вы хорошо относитесь к ребенку?

Педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Вопрос: На чем основывается доверие родителей к педагогу?

На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья.

Родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. А ведь по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.

Вопрос: Как вы думаете, что это значит? Как вы можете каждый день демонстрировать готовность к взаимодействию с родителем?

Это прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка: «Галина Алексеевна, Сережа сегодня придумал очень интересную игру. Сережа, расскажи маме, во что вы играли». «Юлия Сергеевна, сегодня Саша меня порадовал: сам вызвался подклеить книгу, которую дети нечаянно порвали. Сашенька, принеси и покажи маме книгу, которую ты «полечил». «Нелля, порадуй маму: покажи ей, какого петушка ты нарисовала». Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Вопрос: Как еще вы можете расширить представления родителей о жизни детей в детском саду?  

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Так, сетка занятий на неделю очень мало что скажет родителям, с ней лучше познакомить их на первом групповом собрании, когда освещаются задачи и содержание образовательной работы на учебный год. Но зато родителям будет интересно прочитать, чем дети будут заниматься в течение недели, что можно в дополнение к этому предложить ребенку дома.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности.

Вопрос: Как вы думаете, чем может помочь родителем взгляд на детский сад «изнутри»?

Родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества.

 Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность. Все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Вопрос: Какие ошибки  могут допускать педагоги в беседах с родителями?

Неопытные педагоги и не очень культурные родители иногда всем своим видом демонстрируют неприятие того, что им говорят, частенько перебивают друг друга. Все эти признаки невнимания к собеседнику вызывают у него раздражение, что может стать прологом к конфликту. Такое ведение диалога свидетельствует о низкой коммуникативной культуре общающихся. Культура общения, интерес к собеседнику выражаются в позе, мимике, взгляде, жестах, поощряющих говорящего. Всем своим видом слушающий показывает интерес, уважение к мнению собеседника, усиливая свое положительное отношение репликами

Вопрос: Как вы думаете какими репликами вы поддержите разговор и выкажите интерес?

«Как интересно!», «Очень любопытно!», «Я об этом раньше не задумывалась!».

Вопрос: А какими, безразличие?

Слова «Ясно! Понятно! Хватит!» - из разряда запрещенных, потому что в них демонстрация неуважения, желание прекратить высказывания собеседника. По окончании высказывания можно уточнить то, что показалось спорным: «Простите, я вас правильно поняла...?» Культура диалога требует соблюдения неприкосновенности личности, что в практике нередко, к сожалению, нарушается. Можно оценить поступок, проступок, действие, но не личность в целом. Например, можно сказать «Мне кажется, что иногда вы грубо разговариваете с детьми», но ни в коем случае не позволять такую «оценку»: «Вы грубиянка». Своим высказываниям следует придать определенную форму.

В психологии считается, что  эффективной в плане развития взаимодействия является форма «Я-сообщение» по сравнению с «Ты-сообщением». Например, после выходных дней Саша возбужден, раздражителен. Причина ясна - нарушения режима дня, переутомление от долгого сидения у телевизора. Мама согласилась с «диагнозом» воспитателя по поводу Сашиного возбуждения, обещала соблюдать дома режим дня Но все повторилось сначала, несмотря на убеждения, разъяснения и прочие меры педагога. Его «Я-сообщение» будет звучать так «Мне казалось, что вы поняли, как вредно для здоровья Саши нарушения режима, но, видимо, ошиблась» «Ты-сообщение» будет звучать иначе-«Вы не любите собственного ребенка, вы безответственно относитесь к его воспитанию!»

Задание! объясните пожалуйста, почему в диалоге предпочтительнее форма высказывания «Я сообщение»? Почему форма «Ты-сообщение» ведет к тупиковой ситуации?

Составьте свои педагогические ситуации взаимодействия с родителями, в которых вы обратитесь к форме «Я-сообщение».

И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения,которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают, не вызывают оборонительной реакции («Сама такая!»). Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда злоупотребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссылками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация своего превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседника. Казалось бы, мелочь, но с нее может начаться барьер непонимания. Так же не конструктивна в общении родителей и педагогов прямая критика в адрес друг друга: она толкает человека на оправдания, загоняет в оборону. Критика «в лоб», особенно когда высказывается прилюдно, обижает, задевает чувство гордости, собственного достоинства. Интересы сотрудничества диктуют иную тактику возвышать друг друга, поощрять на новые достижения, а не «тыкать» в недостатки. Их исправляют исподволь, осторожно, без унижения.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.) Однако оказалось, что в глазах родителей педагог не всегда выглядит вполне компетентным в плане домашнего воспитания. Особенно это относится к молодым педагогам. Ценя их профессиональные знания, родители понимают «книжность» этих знаний, видят нехватку социального опыта у молодого педагога, что снижает эффективность сотрудничества. Например, педагог советует маме, как следует вести себя с капризной дочкой. Все советы педагогически грамотны, но мама их «пропускает» через свой житейский опыт: «Пойдем в магазин, Лиза начнет требовать мороженое, я откажу, она зарыдает, затопает ногами, люди вокруг будут ее стыдить. Как я могу набраться терпения и молчать? Да она еще и упадет на пол, а я стану молчать, не буду уговаривать? Нет, молода еще Ирина Васильевна. Своих детей нет, вот и учит по-книжному». В этом случае линия взаимодействия «педагог-родитель» не сработала.

Вопрос: Как бы вы, в такой ситуации,  достучались до родителей, если б беседа не сработала?

Но можно «достучаться» до Лизиной мамы по-другому. Вот собрались 4-5 мам, бабушек, у которых имеются общие проблемы (например, капризы детей, застенчивость), педагог вовлек их в обсуждение, обмен опытом, инициировал у них желание поделиться трудностями, т.е. провел работу в проблемной группе. Что же получилось? Вроде ничего нового Лизина мама не узнала (ей все это говорила Ирина Васильевна), но духом воспрянула не так уж все безнадежно у ее капризной дочки. Какая была капризная Сашенька, а вот, бабушка говорит, стала вести себя спокойнее, потому что мама, папа и бабушка выработали одну линию и строго ее выдерживают. Лизина мама, как в зеркало, посмотрела на другие семьи, «больные» ее проблемой, проанализировала свою воспитательную тактику, увидела ошибки, приобрела новый опыт. Такое взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называетсядифференцированный подходом.

В курсе дошкольной педагогики вы изучали формы сотрудничества детского сада с семьей? Если да, то Объясните:

а) почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью;

б) какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.

 Для любознательных

В странах, где общественное дошкольное воспитание существует с первой половины прошлого века (Германия Франция, Швеция и др.) сложились интересные традиции совместной деятельности семьи и детского сада. Родители, будучи основными «заказчиками» системы воспитания в детском саду, письменно информируются об основных направлениях работы детского сада, о режиме дня, о правилах поведения детей, об их правах и обязанностях, о мероприятиях на текущий год. В составлении таких писем участвуют директор и воспитатели. Но и сами родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены семьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрослых обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут!), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр. Практикуются беседы консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в помощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофильмов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной тематике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спектакль угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната, часть холла), где в неофициальной обстановке можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

  • Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей,  педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы:
  • информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
  • обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация  детско-родительских отношений;
  • Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.

ПРИНЦИПЫ   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ДОУ  И  СЕМЬИ

  • Открытость детского сада для семьи:  каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.

  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  • Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.

  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников  имеет ряд преимуществ:

Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

Во-вторых, учитывается  индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ.

Положительные результаты в воспитании и развитии  детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения и семей дошкольников. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые можно условно разделить на следующие группы:

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ                                                КОЛЛЕКТИВНЫЕ

В современной практике дошкольного воспитания эти формы сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников взаимосвязаны и дополняют друг друга.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И  КОЛЛЕКТИВНЫЕ  ФОРМЫ  РАБОТЫ

Посещение семьи 

При посещении семьи важно соблюдать следующие условия:

  • необходимо предварительно договориться о посещении семьи с родителями ребёнка, обозначить цели прихода: познакомиться с тем, как живёт ребёнок дома, чем занимается, узнать, что беспокоит родителей;
  • визит не должен занимать более 15–20 минут, иначе он может стать обременительным для родителей;
  • беседу вести в спокойных, доброжелательных тонах по заранее продуманным вопросам; необходимо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным; советы (единичные!) давать тактично и ненавязчиво;
  • желательно общаться с родителями при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Это один из наиболее эффективных видов работы по изучению семьи и установлению плодотворных контактов с её членами. Однако в настоящее время бывает трудно реализовать данную форму  взаимодействия, т.к. из-за экономической нестабильности большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.  В этом случае становиться важным использование других видов и методов  работы по изучению семьи и особенностей семейного воспитания: анкетирование, опрос, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком, анализ детских рисунков, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребёнок» и т.д.

Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании  им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи.

Если беседа возникла стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у них интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Консультации

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, групповыми и индивидуальными. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически, на год рекомендуется планировать 3-4 консультации в год продолжительностью по 30 – 40 минут. Тематика консультаций разнообразна и определяется задачами воспитания ребёнка определённой возрастной группы, потребностями и интересами родителей воспитанников. Перспективный план консультаций составляется педагогами в начале учебного года на основе годового плана работы ДОУ.  

Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Родительские собрания  -  

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов.

Важно заранее запланировать интересные выступления родителей, отвести время для их вопросов по актуальным проблемам. Очень интересно проходят собрания, в которых участвуют приглашённые специалисты или предусмотрены открытые просмотры определённых форм работы с детьми, а так же оформлен разнообразный наглядный материал.

Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д.

Конференции

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Она проводится раз в год, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей, организацию детских выставок, концертов, материалов, отражающих работу детского сада и т.д.

Структура может быть следующей:

  1. вступительное слово руководителя дошкольного учреждения;
  2. выступления родителей (3-5) о семейном опыте по данной проблеме;
  3. видеофильмы;
  4. вопросы желающих, обсуждение проблемы;
  5. выступления детей
  6. подведение итогов.

«Круглый стол» -  предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и  устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ.

Семинары – практикумы

Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам  взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары - практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов,  мастер-классов, разборы проблемных ситуаций по видеосъёмкам, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.

Их проведением и организацией занимаются как воспитатели, так и специалисты дошкольного учреждения: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитании, воспитатель ИЗО и другие.

Клубы по интересам

В отличие от родительских собраний, в основе которых чаще лежит назидательно-поучительная форма общения, работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку, а так же решаются вопросы овладения практическими умениями, необходимыми родителям в воспитании детей. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Клубы могут быть организованы только для родителей («Музыкальная гостиная», «Клуб бабушек», «Клуб здоровья») или для совместной творческой деятельности детей и родителей («В мире интересного», «Волшебная кисточка», «Сибирячки - здоровячки»)

Организация  совместных мероприятий может выражаться в разных видах работы:

  • участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу;
  • участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;
  • участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;
  • участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)
  • участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории.

Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий 

Дни открытых дверей рекомендуется проводить 2-3 раза в год  в назначенные числа по заранее составленному плану. В эти дни родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе.  Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса.

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы  и папки – раскладушки. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей, включающий:

  • материалы информационного характера: сведения об антропометрических данных детей, режим дня группы, правила для родителей, информация о времени консультативного приёма администрации и специалистов ДОУ, объявления различного характера;
  • материалы педагогического характера: консультации по различным темам,  рекомендации, план работы с детьми на неделю, фотографии из жизни детей в детском саду, творческие отчёты и т.д.

Требования к оформлению уголка для родителей:

  • информация должна быть динамичной; желательно раз в две недели обновлять материал на стенде для родителей;
  • стенд должен быть красочно оформлен, при этом следует использовать не только рисунки, но и плакаты, фотографии из жизни детей в детском саду; не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек;
  • текстовой материал обязательно должен сопровождаться иллюстрациями, привлекающими внимание родителей; иллюстративный материал не должен быть мелким, хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж;
  • для систематизации содержания уголка все материалы можно расположить по различным разделам

Рекомендуемые  разделы уголка для родителей:

  1. Общая информация: режим дня, возрастные особенности детей группы, расписание занятий, правила для родителей по посещению ребёнком детского сада и т.д.;
  2. Консультации специалистов: советы и рекомендации медицинских работников, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
  3. Речевой уголок;
  4. Выставочный стенд, куда помещаются рисунки, поделки, которые дети изготовили в течение дня.
  5. Советы родителей: в этом разделе родители могут обратиться с каким-либо предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и т.д.
  6. Доска объявлений: на неё помещается официальная информация (дата и повестка родительского собрания, информация об оплате за детский сад, объявления различного характера и др.).
  7. Меню

Важно отметить, что только часть родителей по своей инициативе систематически будет знакомиться с содержанием стендов. Поэтому педагогам необходимо привлекать к ним внимание взрослых членов семьи, рекомендовать некоторые материалы для более внимательного ознакомления, использовать их при проведении индивидуальных и подгрупповых бесед.

Папки-раскладушки, папки- передвижки

В папках вниманию родителей предлагается тематическая информация, охватывающая разные вопросы воспитания и обучения дошкольников. Папки-раскладушки обычно размешаются в уголке для родителей, а папки- передвижки родители могут взять домой на неделю, после чего обсудить содержание помешённого в них материала с педагогами.

Информацию в них рекомендуется обновлять два – три раза в месяц. Поскольку папки – передвижки должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию, то соотношение текста  и иллюстраций должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 – иллюстрации). Однако не следует  перегружать папки наглядными материалами, т.к. повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать взрослых и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.

Каждый день в  уголках для родителей должны быть представлены материалы о минувшем дне в  виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую учили и т.д.  Рекомендуется иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой мамы и папы могли бы обратиться с каким–нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и др.

Тематические выставки 

Целью тематических выставок является дополнение словесной информации для родителей различными пособиями, игрушками, натуральными предметами, изготовленными детьми, педагогами и родителями. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определённой теме, найти статьи в газетах, журналах, сделать выкройки игрушек – самоделок, какие – либо пособия.

Рекомендуется периодически устраивать:

  • выставки новинок литературы и периодических изданий по темам, интересующих родителей и их детей;
  • фотовыставки по темам «Жизнь детей в детском саду», «Летний отдых», «Наши семейные традиции», «Досуг в семье», «Детские игры» и т.д.
  • выставки игр и пособий для организации различных видов детской деятельности;
  • выставки совместного творчества взрослых и детей.

Тематические выставки создаются для родительского коллектива всего сада или для родителей одной группы. Они могут быть приурочены к родительскому собранию, конференции, праздничным мероприятиям и т.д.

Памятки, рекомендации, буклеты

Они могут носить различный характер:

  • рекламный: знакомство родителей с дополнительными услугами ДОУ, реклама какого-либо направления работы с дошкольниками и др.
  • информационно-просветительский: рекомендации и конкретные советы педагогов и специалистов по определённым темам, которые интересуют родителей.

Все рекомендации и советы на определённую тему должны носить чёткий и лаконичный характер, опираться на практический (жизненный опыт) родителей дошкольников.  

Творческие конкурсы

Такие конкурсы предполагают выставку разнообразных материалов и поделок, изготовленных совместно родителями и детьми.

Видеоматериалы

Эта форма педагогического взаимодействия с родителями предполагает широкое использование как короткометражных научно – популярных, обучающих  фильмов, так и видеосюжетов из жизни детей в ДОУ.  Использование видеокамеры  помогает родителям увидеть своих детей в естественной обстановке детского сада и сделать соответствующие выводы. Видеофильмы могут предлагаться родителям для домашнего просмотра  или использоваться как наглядное дополнение других  форм работы (родительские собрания, консультации, семинары и т.д.). 


ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ВИД

ФОРМЫ    РАБОТЫ

ТРАДИЦИОННЫЕ

СОВРЕМЕННЫЕ

ГРУППОВЫЕ

  • общие и групповые родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • беседы
  • семинары
  • родительский комитет
  • совместные праздники и развлечения
  • совместное благоустройство ДОУ и территории
  • конкурсы совместного творчества детей и взрослых
  • вечер вопросов и ответов
  • семейные клубы

  • консультации в форме дискуссий, деловых игр, «круглого стола», видеолектория
  • работа творческих групп родителей, творческие отчёты по организации различных видов деятельности
  • психологические тренинги, тестирование
  • кружки, клубы по интересам
  • школа для родителей
  • дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий
  • семейные творческие конкурсы (турниры знатоков, КВН, викторины, спектакли)
  • экологические акции
  • трудовой десант по благоустройству и озеленению территории
  • день добрых дел
  • месячники по различным темам
  • телефон доверия, информационные корзины, почтовые ящики
  • творческие посиделки
  • педагогические гостиные

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

  • посещение семьи
  • беседы
  • консультации
  • индивидуальное собеседование для выявления проблем родителей в воспитании детей, изучения мотивов и потребностей
  • анкетирование

  • индивидуальная переписка
  • обобщение семейного опыта
  • копилка творческих идей
  • психологические консультации (в т.ч. семейное консультирование)
  • тренинги детско-родительских отношений
  • индивидуальное тестирование, анкетирование
  • семейные проекты (совместная деятельность детей и взрослых)

НАГЛЯДНЫЕ

  • уголки для родителей
  • информационные стенды
  • тематические выставки
  • папки – раскладушки
  • папки-передвижки
  • памятки, рекомендации
  • дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий

  • визитная карточка ДОУ и группы
  • рекламные буклеты
  • презентация группы или какого-либо вида детской деятельности
  • выпуск газеты, семейного журнала
  • видеофильмы обучающего, познавательного характера, из жизни детей
  • творческие выставки, вернисажи
  • фотовыставки, тематические фотоальбомы
  • библиотеки литературы, периодических изданий, видео- и фонотеки
  • альбом-эстафета (передается из рук в руки и заполняется родителями)
  • ведение книги добрых дел



Предварительный просмотр:

Групповая консультация для воспитателей по теме:

 

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

 

 

Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности  адаптационного периода  различают три степени приспособления  ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).

 

При лёгкой адаптации   поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели  налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

 

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

 

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота,  функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

 

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1.Возраст.

2.  Состояние здоровья.

3.  Уровень развития.

4.  Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5.  Сформированность предметной и игровой деятельности.

6.  Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

 

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

 

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

 

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

 

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

 

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

 

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.


- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

 

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

 

 

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,1983.

3. Дошкольная педагогика/Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г., часть вторая, М.: «Просвещение», 1988.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Изучение семьи Психолого-педагогическое просвещение родителей Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением

Слайд 2

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ Открытость детского сада для семьи Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка Создание активной развивающей среды Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Слайд 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ. ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ КОЛЛЕКТИВНЫЕ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

Слайд 4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ Посещение семьи Беседы Консультации Родительские собрания Конференции «Круглый стол» Семинары – практикумы Клубы по интересам Организация совместных мероприятий Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий

Слайд 5

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ Уголки для родителей Папки-раскладушки, папки- передвижки Тематические выставки Памятки, рекомендации, буклеты Творческие конкурсы Видеоматериалы

Слайд 6

Большое спасибо за внимание и участие!