Статья

Статья  о применении ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ в работе классного руководителя

А.С. Клевцова-студентка

ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева »

Аннотация:  Для модернизации российского образования необходимо подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации работников. Главную роль для решения подобных задач играет владение современным человеком информационно - коммуникаионными технологиями. Значительную часть времени ребенок проводит в школе. Для повышения интереса обучающихся используются ИКТ в классной и во внеурочной деятельности. Информационно – коммуникационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися.  Так же они играют значительную роль в решении воспитательных задач .

Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии, классный руководитель, презентации, внеклассные мероприятия.

Мы живем в век развитых технологий, лавинообразного увеличения информации. Поэтому к системе образования предъявляются абсолютно новые  требования.  Наши молодые люди, закончившие школу, должны много уметь.  Уметь  самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь  применять их на практике для решения разнообразных проблем;  самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления; четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; грамотно работать с информацией;   быть коммуникабельными, контактными;   гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

В Концепции модернизации российского образования на первое место выходит задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в стремительно меняющемся информационном обществе. В настоящее время  ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в постоянном повышении квалификации работника.  Поэтому современному обществу  необходимо обновление содержания образования. На первое место в образовании с целью развития познавательного интереса ученика,   повышения качества воспитательной работы выходят  иформационные и коммуникационные технологии. Без этого  невозможно воспитать конкурентоспособную личность.[1]

Перед нами возникают различные вопросы.  Как вызвать интерес учащихся  к классным часам; как суметь  вовлечь учащихся в активную деятельность? И в тоже время надо  остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка в то время, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители.  

До недавнего времени считалось, что самыми лучшими средствами обучения и воспитания являются доска, мел и речь учителя. Эмоциональный настрой любого мероприятия начинается с его оформления. Раньше при подготовке и проведении классных часов плакаты, картинки, иллюстрации изготавливались руками, использовались печатные материалы, а также средства ТСО. Для музыкального сопровождения пускались на поиски аудиокассет по друзьям, соседям, а то и по магазинам, что занимало очень много времени. Компьютер стал помощником в организации работы  учителя, дал возможность расширить воспитательный процесс. Абсолютно все ученики проявляют интерес к компьютеру. Но ведь,  интерес всегда можно направить  в нужное нам русло.  Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям, к своей работе. Этого требует время. А  каждый педагог всегда должен идти в ногу со временем, улавливать малейшие изменения в обществе. Если дети видят в классном руководителе грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии, они легче идут на контакт.[3]

Сегодня стало возможным использовать информационные технологии  при проведении классных часов, которые для детей сразу становятся интереснее и полезнее. Для  проведения классных часов, различных внеклассных мероприятий педагоги  стараются использовать презентацию,  с  помощью которой в нужное время можно спроектировать на экран слова, картинки, фотографии. Множество видео фрагментов,  музыкальных произведений, фотографий позволяет заинтересовать практически всех воспитанников. При подготовке и проведении внеклассных мероприятий с учащимися используются такие прикладные программы, как MS Power Point, MS Publisher, графический редактор Adobe Photoshop, музыкальные проигрыватели, и т.д., которые позволяют сделать внеклассную работу яркой и быть самой запоминающейся.[2]

Материал для тематических часов можно находить в Интернете, при этом используя поисковые системы, в учительской газете, в литературе, на лазерных дисках и в других источниках. Фотографии, рисунки, репродукции и другие наглядные материалы можно сканировать. Появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами видео, аудио эффектов, графики. Презентация очень удобна при проведении викторин, различных игр, КВНов, тестов, проводимых в форме вопрос – ответ. Удобство заключается в том, что на последующих слайдах можно расположить правильные ответы для проверки. Такие мероприятия значительно повышают мотивацию и познавательную активность учащихся. В большинстве случаев в таких играх доминирующим является именно познавательный мотив. 

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же,  учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации. Часы общения, которые проводятся с использованием ИКТ, способствуют развитию  знаний и навыков учащихся, вырабатывают умение видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера. Ученики приобретают опыт публичных выступлений. У ребят  развивается самостоятельность, уверенности в себе, способность  к  самореализации.  Повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.   Основными  «плюсами» в использовании ИКТ являются наглядность, возможность получить большой объем информации за малый промежуток времени, доступность и относительно низкие затраты на оборудование. Использование информацинных технологий позволило видоизменить содержание, формы и методы воспитания. Эти изменения заметны в следующем: формирование личности происходит в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания. Предметы изучаются интегрированно. Тем самым мы видим взаимодействие процессов обучения и воспитания.

    Использование ИКТ дало толчок и к самосовершенствованию самого учителя. Сегодня учитель имеет возможность использовать электронные энциклопедии,  Internet-ресурсы, может заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru .

Сделаем вывод.

Воспитательный процесс с применением ИКТ становится более современным, разнообразным, насыщенным, более привлекательным для детей. Использование ИКТ в воспитательных мероприятиях способствует развитию интереса ученика к мероприятию; активизации познавательной деятельности;  развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами; эффективному управлению вниманием ученика; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры.

Возможности предъявления воспитательной информации при этом значительно расширяют. Оказывается комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивается  оперирование большими объемами информации. ИКТ обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.  ИКТ сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями. Помогают  адаптации ребенка в современном информационном пространстве.  ИКТ  позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

Применение информационно - коммуникационных технологий в области образования и непосредственно в деятельности классного руководителя школы стало общей необходимостью, так как дает широкие возможности для реализации различных проектов. Грамотное, системное использование информационно -  коммуникационных и коммуникативных технологий может  и должно стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Список литературы

  1. Алгулиев Р.М., Алиев И.М., Шарифов М.Г. Электронные издательские технологии: современное состояние и перспективы развития    //Информатика и образование, №6 2005.  
  2. Бокарев М.Ю., Ильин В.В. Система педагогических информационно развивающих технологий единого профессионально-ориентированного процесса обучения // Информатика и образование, №10, 2005.
  3. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе  // Информатика и образование №1,1986.