Уральские композиторы (интересный репертуар-2)

Воробьёва Елена Леонидовна

С. И. Сиротин

Кроме умения сочинить запоминающуюся тему, Сиротин обладает тонким чувством оркестровых тембров, отличающим прирожденного аранжировщика. Этим, возможно, объясняется необыкновенная популярность его музыки Это же обозначило основные доминанты фортепианного стиля композитора, подспудно тяготеющего к блестящей театральности, броскости выражения, несмотря на очевидную скромность и строгость в выборе средств их достижения. (Горбовец, с. 37)

Свидетельством поиска в сфере средств музыкального выражения стали «Восемь багателей» (1974). Цикл отличается богатством фантазии, контрастностью тематического материала, изобретательностью в использовании ресурсов фортепиано (Горбовец, с. 38). Такова фортепианная миниатюра «Игра в мяч», чья энергия воистину бьет через край, а исполнение рассчитано на блестящую пальцевую артикуляцию. Такова и задумчивая по интонациям пьеса «Сны приходят», тонкая вязь подголосков, оплетающих мелодическую линию, и скользящие кластерные последования которой порождают аллюзии на «Детскую музыку» Прокофьева («Дождь и радуга», «Ходит месяц. . . »и т . д.).
Искрятся юмором «Пьесы для фортепиано в 4 руки» - образец популярной современной музыки академического толка и воистину шлягер. В них есть место и острой характерности, и мгновенным сменам эмоционального состояния («Полька-Карабас», «Ну-ка, догони!»), и изысканной звуковой стилизации («старинная музыка» в пьесе «Шутливый менуэт»), и проявлениям виртуозности. Вариации четырехручной обработки русской народной песни «Из-за рощицы зеленой...», написанные несколько ранее, напротив, чрезвычайно «серьезны», но то серьезность русской лубочной картинки, воссозданной с тонким мастерством.
Изяществом письма, свидетельствующим о зрелости стиля, отличаются сочинения Сиротина для двух фортепиано: «Огневушка-поскакушка», «Людмила и Маргарита», «Дуэт прощания», «Галоп-канкан» и др., относящиеся к концу 1990-х - началу 2000-х годов. Все они демонстрируют «общительность» музыкальной речи автора Все отмечены хорошим знанием принципов дуэтного письма, учитывающих законы «партнерства» исполнителей (Горбовец, с. 41).
Еще раз повторим, что Сиротин избегает какой-либо фактурной перегруженности, «замутненности». В его письме всегда присутствует та «воздушность», которая делает прозрачными и ясными мелодический рисунок, объем гармонических вертикалей фона, чутко контролируемую слухом общую звуковую картину. Игрой ума наполнены ритмоинтонационные структуры его пьес, их неожиданные акценты,
нарушения полутоновыми сдвигами привычных тонико-доминантовых связей, «терпкие» кадансы. Помимо упомянутой прозрачности фактуры для стиля Сиротина характерны «метрономическая» ровность пассажной техники, точно «дозированное» соотношение педальной и беспедальной звучности, динамические «наплывы» и «спады», обусловленные лишь интонационным тонусом исполнения. Отнесем сюда также минимальное использование rubato, тонких ритмоинтонационных колебаний в нюансировке пьесы (а именно на них основано искусство романтической интерпретации) и т. д. В этом отношении Сиротин, конечно, предстает адептом неоклассических тенденций не только в композиторском творчестве, но и в развитии современного пианизма (Горбовец, с. 42).
 
И.В. Забегин
 
Забегин с особым удовольствием работает в сфере камерной музыки. Среди сочинений такого рода музыка для фортепиано и ансамблей с его участием занимает большое место. Перечислим написанные
для фортепиано одночастную Сонату, Сонатину в 3 частях, циклы «Небывальщина», «Тетрадь Иосифа», «Фортепианные пьесы для юношества», «Бабушкины истории», транскрипцию для двух
фортепиано «Фантастического вальса» из балета Глазунова «Раймонда» и др.
Концерт для двух фортепиано соло «Швейк в Будейовицах» (1996 г., вторая редакция 2006 г.) ... соединяет в себе черты, характерные для автора романтического «видения»: нарративность, кажущуюся завершенность отдельных построений и их как бы «перетекание» в следующие элементы композиции, т ональный модус развития материала, интонационную выразительность
мелодической и гармонической линий и т. д. Он демонстрирует приверженность автора классической русской школе (Горбовец, с. 44).
 
В.А. Кобекин
 
Характерна в данном отношении концертная фантазия "С Востока на Запад". Ее идея, выраженная уже в названии, в широком смысле, есть идея активного диалога культур, находящихся в разнонаправленном движении. Пьеса, вызывающая аллюзии на манеру Ф. Гласса, являет собой 25 вариаций одиннадцатитактовой темы a la beat, в динамичных превращениях на пути к финалу словно олицетворяет новую парадигму российской действительности (Горбовец, с. 57).

 

Из книги: Горбовец Л.О. Фортепианная музыка композиторов Екатеринбурга: проблемы интерпретации: монография. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 104 с.