Рабочие программы
На данной страницы вы найдете разработки рабочих программ по предметам биология, география и химия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. 9 класс. Надомное обучение | 60.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения предмета по биологии
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по биологии.
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Н.И. Сонина.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
- договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин.
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Тематическое планирование учебного материала
№ главы | Название главы. Тема урока | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Дата |
1 | Тема 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живого Введение -1 ч | ||||
1. | Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем. | ||||
2 | Тема 2 Возникновение жизни на Земле | 1 ч | |||
2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 1 | |||
3 | Тема 3 Химическая организация клетки | 3 ч | |||
3 | Химический состав клетки | 1 | |||
4 | Органические вещества, входящие в состав клетки: углеводы и жиры | 1 | |||
5 | Обобщающий Семинар на тему: «Химическая организация клетки» Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в в клетках листа элодеи» | 1 | Лабораторная работа №1 ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи» | ||
4 | Тема 4 Метаболизм – основа существования живых организмов – 1ч | ||||
6 | Энергетический обмен - катаболизм | 1 | |||
5 | Тема 5 Строение и функция клеток | 2ч | |||
7 | Клеточное ядро. Хромосомы, хромосмный набор. Особенности строения клеток разных царств живой природы | 1 | |||
8 | Обобщающий Семинар на тему «Строение и жизнедеятельность клеток» | 1 | |||
6-7 | Тема 6 – 7 Размножение и развитие организмов | 2ч | |||
9 | Формы размножения живых организмов | 1 | |||
10 | Эмбриональное развитие. Биогенетический закон Развитие организмов и окружающая среда | 1 | |||
8-9 | Темы 8-9 Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков | 2 ч | |||
11 | Законы Г. Менделя. Гибридологический метод наследования признаков | 1 | |||
12 | Сцепленное наследование генов. Генетика пола. | 1 | |||
10 | Тема 10 Закономерности изменчивости | 1 ч | |||
13 | Наследственная (генотипическая)изменчивость. Классификация мутаций | 1 | |||
11 | Тема 11 Основы селекции | 2 ч | |||
14 | Методы селекции растений | 1 | |||
15 | Селекция животных. Особенности методов селекции | 1 | |||
12 | Тема 12 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 1 ч | |||
16 | Пластический обмен. Биосинтез белков Энергетический обмен | 1 | |||
13 | Тема 13 Строение и функции клеток | 3 ч | |||
17 | Прокариотическая клетка | 1 | |||
18 | Лабораторная работа № 2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом» | 1 | Лабораторная работа №2 | ||
19 | Деление клеток | 1 | |||
14 |
Тема 14 Размножение организмов | 1 ч | |||
20 | Бесполое размножение Половое размножение. Развитие половых клеток | 1 | |||
15 | Тема 15.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 2 ч | |||
21 | Эмбриональный период развития | 1 | |||
22 | Постэмбриональный период развития | 1 | |||
16 | Тема 16 Закономерности наследования признаков – | 4 ч | |||
23 | Генетика как наука, методы ее изучения | 1 | |||
24 | Дигибридное скрещивание. Законы Менделя ретий законМенделя. Анализирующее скрещивание | 1 | |||
25 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | |||
26 | Взаимодействие генов | 1 | |||
17 | Глава 17 Биосфера, ее структуры, и функции | 8 ч | |||
27 | Структура биосферы Круговорот веществ в природе | 1 | |||
28 | Сообщества живых организмов. История их формирования | 1 | |||
29 | Многообразие и структура биоценозов. Лабораторная работа № 3 «Составление цепи питания» | 1 | Лабораторная работа №3 | ||
30 | Абиотические факторы среды | 1 | |||
31 | Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. | 1 | |||
32 | Взаимоотношения между организмами | 1 | |||
33 | Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы | 1 | |||
34 | Обобщение пройденного материала. Итоговый зачет. | 1 | зачет |
Содержание учебной программы, курса
№п\п | Наименование раздела. Тема урока | Содержание | УУД, планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Тема 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живого -1 ч Введение. | |||||
1. | Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем. | Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. | методы познания живых организмов. курсы, которые носят мировоззренческий характер, место биологии в системе естественных наук, объект биологического исследования, самостоятельный поиск биологической информации | Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: ставят и формулируют цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строят в устной и письменной форме Коммуникативные: Владение монологической и диалогической формами речи | Определяют свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе |
Тема 2 Возникновение жизни на Земле – 1ч | |||||
2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. | ключевые понятия; признаки живого (у отдельных организмов) ,проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации ; биологические системы от объектов неживой природы. общие свойства живых систем, обмена веществ в неживой природе и метаболизма, понятие жизнь,проявление иерархического принципа построения живой природы; значение для развития биологии подразделения на уровни организации ,принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни, объект биологического исследования, поиск биологической информации многообразие и единство живой природы на основании знаний о признаках живого, уникальность живых организмов. | Регулятивные: работать по плану, используя специально подобранные средства. Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать изученные понятия. Строить логическое рассуждение, включая установление причинно – следственных связей. Предствлять информацию в виде рисунка Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки |
Тема 3 Химическая организация клетки ( 3часа) | |||||
3 | Химический состав клетки | Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки. | ключевые понятия, единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов, значение макро- и микроэлементов, минеральных солей, зависимость функций воды в клетке от строения её молекул, значение воды, взаимосвязь объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток,представление о клетке как целом организме, обладающем всеми признаками живого. | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе и столкновению интересов | Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности |
4 | Органические вещества, входящие в состав клетки: углеводы и жиры | Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов. | ключевые понятия химический состав, строение жиров, строение и функция молекул в клетке, расположение молекул жира в капле- мицелле, в воде и воздухе,особенности углеводного состава растительных и животных клеток,строение углеводов, взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Используют знаково – символические средства. Коммукативные: Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве | Формируют умение использовать знания в быту |
5 | Обобщающий Семинар на тему: «Химическая организация клетки» Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в в клетках листа элодеи» | ключевые понятиям, роль АТФ в обмене веществ и энергии, этапы диссимиляции ,связь между строением митохондрий и клеточным дыханием, потребность большинства организмов в кислороде | Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммукативные: контролируют действия партнера | Формируют понимание особенностей жизни и труда в условиях информатизации общества Овладение навыками для практической деятельности | |
Тема 4 Метаболизм – основа существования живых организмов – 1 ч | |||||
6 | Энергетический обмен - катаболизм | Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза. | ключевые понятия, уравнение реакций световой и темновой фаз фотосинтез, роль фотосинтеза, характеристика световой и темновой фазы фотосинтеза, связь между строением хлоропластов и фотосинтезом, экологический аспект фотосинтеза на самостоятельно подобранных конкретных примерах, пути повышения эффективности фотосинтеза | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры Коммукативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Проявляют доброжелательность,отзывчивость, как понимание чувств другихлюдей и сопереживание им |
Тема 5 Строение и функция клеток – 2 ч | |||||
7 | Клеточное ядро. Хромосомы, хромосмный набор. Особенности строения клеток разных царств живой природы. Вирусы | Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Аппарат Гольджи. Строение и функции лизосом. Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы | определение понятия цитология, клетки как объект изучения цитологии, определение ключевых понятий, биологические объекты, выводы на основе сравнения, положения клеточной теории, единство происхождения живых организмов, единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов, клетки как микроскопической биосистемы. | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры Коммукативные: Контролируют действие партнера | Формируют умение интегрировать полученные знания в прктическую жизнь |
8 | Обобщающий Семинар на тему «Строение и жизнедеятельность клеток» | строение клетки как биологического объекта, строение хромосомы как биологического объекта. Использование приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок Познавательные: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме Коммукативные: контролируют действия партнера | Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности | |
Тема 6 – 7 Размножение и развитие организмов – 2 ч | |||||
9 | Формы размножения живых организмов | Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение | бесполое и половое размножение, значение для эволюции жизни на Земле появления полового размножения. | Регулятивные: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения Познавательные: Ставят и формулируют цели и проблемы урока Коммукативные: Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач | Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
10 | Эмбриональное развитие. Биогенетический закон Развитие организмов и окружающая среда | Онтогенез, его основные периоды. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. | сущность оплодотворения как биологического процесса находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя | Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
Темы 8-9 Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков – 2 ч | |||||
11 | Законы Г. Менделя. | Предмет, задачи и методы генетики. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения | сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей, значение гибридологического метода Г.Менделя. | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя | Стремление к здоровому образу жизни |
12 | Сцепленное наследование генов. Генетика пола. | Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Взаимодействие неаллельных генов | закон сцепленного наследования Т.Моргана,сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом, основные положения хромосомной теории. | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммукативные: Контролируют действие партнера | Формируют интерес к конкретному примеру, поиск дополнительной информации о нем. |
Тема 10 Закономерности изменчивости – 1 ч | |||||
13 | Наследственная (генотипическая)изменчивость. Классификация мутаций | Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики | роль АТФ в обмене веществ и энергии, этапы диссимиляции связь между строением митохондрий и клеточным дыханием, потребность большинства организмов в кислороде | Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Контолируют действия партнера | Испытывают чувство гордости за российскую науку |
Тема 11 Основы селекции – 2 ч | |||||
14 | Методы селекции растений | Задачи современной селекции. Значение исходного материала для селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову. О | ключевые понятия, основные методы селекции растений, роль Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции; методы селекции растений различия массового и индивидуального отборов, причины затухания гетерозиса; причины трудности постановки межвидовых скрещиваний. | Регулятивные: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения Познавательные: Ставят и формулируют цели и проблемы урока Коммукативные: Контролируют действия партнера | Формируют интерес к конкретному примеру |
15 | Селекция животных. Особенности методов селекции | Основные методы селекции растений. Типы скрещиваний и методы разведения животных. Значение достижений селекции для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов и т.д.). | основные методы селекции животных, методы селекции животных, различия массового и индивидуального отборов, причины затухания гетерозиса; причины трудности постановки межвидовых скрещиваний. | Регулятивные: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения Познавательные: Ставят и формулируют цели и проблемы урока Коммукативные: Контролируют действия партнера | Формируют интерес к конкретному примеру |
Тема 12 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке – 1ч | |||||
16 | Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен | Биосинтез белков. Энергетический обмен ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция. Свойства генетического кода, механизм транскрипции и трансляции | ассимиляция и диссимиляции, этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов, сущность процесса. | ||
Тема 13 Строение и функции клеток – 3 ч | |||||
17 | Прокариотическая клетка | Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. | определение термину- прокариоты,клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты клетки | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры Коммукативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | |
18 | Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом» | части ядра, строение ядра. | Регулятивные: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения Познавательные: Ставят и формулируют цели и проблемы урока Коммукативные: Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач | Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, способности вести диалог с другими людьми | |
19 | Деление клеток | Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов | жизненные циклы клетки, фазы митотического цикла, биологическое значение митоза. | Регулятивные: Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач Коммукативные: Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формируют интерес к конкретному примеру |
Тема 14 Размножение организмов – 1 ч | |||||
20 | Бесполое размножение Половое размножение. Развитие половых клеток | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. . Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и | Размножение, основные виды размножения, способы вегетативного размножения растений, примеры растений и животных с разл. формами и видами размножения, биол. значение б/п размножения. | Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль по результату Познавательные: Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям Коммукативные: Договариваются о совместных действиях в различных ситуациях | Овладение навыками для практической деятельности |
Тема 15.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 2 ч | |||||
21 | Эмбриональный период развития | Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем | онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез,сущность эмбрионального периода, роста организма, этапы эмбрион развития. | Регулятивные: Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения Познавательные: Ставят и формулируют цели и проблемы урока Коммукативные: Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач | Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
22 | Постэмбриональный период развития | остэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. | окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития, примеры животных с прямым и непрямым развитием, биол. значение метаморфоза. | Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено , и того, что еще неизвестно Познавательные: Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство Коммукативные: Учавствуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Развивают осознанное отношение к своим собственным поступкам |
4 |
Тема 16 Закономерности наследования признаков – 4 ч | ||||
23 | Генетика как наука, методы ее изучения | . | сущность процессов наследственности и изменчивости. | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя | Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности |
24 | Дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Анализирующее скрещивание | Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. | схемы скрещивания, решать генетические задачи | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры Коммукативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Воспитание ответственного отношения к природе |
25 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | Генетическое определение пола. Генотип как целостная система | аллельного взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов, характер взаимодействия неаллельных генов. | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя | Стремление к здоровому образу жизни |
26 | Взаимодействие генов | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. | аллельного взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов, характер взаимодействия неаллельных генов. | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Договариваются о совместной деятельности, приходя к общему решению | Формируют основы экологического мышления |
Тема 17 Биосфера, ее структуры, и функции – 8 ч | |||||
27 | Структура биосферы Круговорот веществ в природе | Биосфера – живая оболочка планеты. Понятие о биосфере. В.И.Вернадский. Живое вещество планеты, его состав и значение. Биосфера, ее границы, распределение жизни. | признаки биосферы, структурные компоненты и свойства,живое, биокосное, косное вещество биосферы. | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя | Формируют понимание особенностей жизни и труда в условиях информатизации общества |
28 | Сообщества живых организмов. История их формирования | Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. | экология, биотические и абиотические, антропогенные факторы, примеры факторов и их воздействие | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Договариваются о совместной деятельностм, приходят к общему решению | Формируют умения использовать знания в быту |
29 | Многообразие и структура биоценозов. Лабораторная работа №5 «Составление цепи питания» | Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм.. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности | Регулятивные: Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и одноклаасников Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммукативные: Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Формируют интереса к конкретному химическому элементу, поиск дополнительной информации о нем. |
30 | Абиотические факторы среды | Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Ограничивающие факторы Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм | многообразии экологических факторов, основные экологические факторы, их влияние и значение в природе; приспособленность живых организмов к действию экологических факторов | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры Коммукативные: Контролируют действие партнера | Формируют умение использовать знания в быту |
31 | Интенсивность действия факторов среды Биотические факторы среды | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Ограничивающие факторы. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания | изменчивость экологических факторов, основные понятия, зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности, приводить примеры | Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры Коммукативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | |
32 | Взаимоотношения между организмами | Взаимоотношения организмов. Основные типы биотических взаимоотношений между организмами одного вида и разных видов. Значение этих связей в природе | многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений, основные понятия, многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммукативные: Контролируют действия партнера | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки |
33 | Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы | Биосфера и человек Природные ресурсы и их использование. Влияние деятельности человека на биосферу. Основы рационального природопользования и охраны природы: защита от загрязнения природной среды, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами. Экологическое образование. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы современности. | Учение В.И.Вернадского о ноосфере, основные понятия, место и роль человека в биосфере; природные ресурсы; примеры | Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательная деятельность Умение самостоятельно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата | Проявляют доброжелательность,отзывчивость, как понимание чувств другихлюдей и сопереживание им |
34 | Обобщение пройденного материала. Итоговый зачет. | строение клетки как биологического объекта, строение хромосомы как биологического объекта. Использование приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок Познавательные: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме Коммукативные: контролируют действия партнера | Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности |