Рабочие программы

Бурмистрова Тамара Ивановна

На данной страницы вы найдете разработки рабочих программ по предметам биология, география и химия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения

Руководитель ШМО__________________  

«_____» _____________________2019 г.

  1. «Утверждаю»

    Директор МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1»  ____________

«_____»_____________________ 2019 г.

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1.                                   надомного обучения

  2. «Биология»

 

9 класс

                Составитель:   Бурмистрова Т.И.

Планируемые результаты изучения предмета по  биологии

        Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по биологии.

        Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Н.И. Сонина.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
  • договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.

– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).

– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;

– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);

– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин.

– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

– оказывать первую помощь при травмах;

– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

– называть симптомы некоторых распространенных болезней;

– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

 

                                                                        Тематическое планирование учебного материала

№ главы

Название главы.

Тема урока

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Дата

  1

Тема 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живого

  Введение  -1 ч

1.

Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

       2

 Тема 2 Возникновение жизни на Земле  

 1 ч

2

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

1

       3

Тема 3 Химическая организация  клетки

3 ч

3

 Химический состав клетки

1

4

Органические вещества, входящие в состав клетки: углеводы и жиры

1

5

Обобщающий Семинар на тему: «Химическая организация клетки» Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода  с помощью ферментов, содержащихся в в клетках листа элодеи»

1

Лабораторная работа №1   ферментов, содержащихся  в клетках листа элодеи»

     4

Тема 4 Метаболизм – основа существования живых организмов –  1ч

6

Энергетический обмен - катаболизм

1

    5

Тема 5 Строение и функция клеток  

7

Клеточное ядро. Хромосомы, хромосмный набор. Особенности строения клеток разных царств живой природы

1

8

Обобщающий Семинар на тему «Строение и жизнедеятельность клеток»

1

     6-7

Тема 6 – 7 Размножение и развитие организмов

9

Формы размножения живых организмов

1

10

Эмбриональное развитие. Биогенетический закон Развитие организмов и окружающая среда

1

    8-9  

Темы 8-9 Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков

2 ч

11

Законы Г. Менделя. Гибридологический метод наследования признаков

1

12

Сцепленное наследование генов. Генетика пола.

1

      10

Тема 10 Закономерности изменчивости  

1 ч

13

Наследственная (генотипическая)изменчивость. Классификация мутаций

1

11

Тема 11 Основы селекции  

2 ч

14

Методы селекции растений

1

15

Селекция животных. Особенности методов селекции

1

    12

Тема  12 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

1 ч

16

Пластический обмен. Биосинтез белков Энергетический обмен  

1

   13  

Тема 13 Строение и функции клеток

 3 ч

 17

Прокариотическая клетка

1

18

Лабораторная работа № 2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

1

Лабораторная работа №2

19

Деление клеток

1

14

 

Тема 14 Размножение организмов

1 ч

20

Бесполое размножение Половое размножение. Развитие половых клеток

1

     15

Тема 15.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)  

 2 ч

21

Эмбриональный период развития

1

22

Постэмбриональный период развития

1

       16

Тема  16 Закономерности наследования признаков –  

4 ч

23

Генетика как наука, методы ее изучения

1

24

Дигибридное скрещивание. Законы Менделя ретий законМенделя. Анализирующее скрещивание

1

25

Генетика  пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

26

Взаимодействие генов

1

       17

Глава 17 Биосфера, ее структуры, и функции  

8 ч

27

Структура биосферы Круговорот веществ в природе

1

28

Сообщества живых организмов. История их формирования

1

29

Многообразие и структура биоценозов. Лабораторная работа № 3 «Составление цепи питания»

1

Лабораторная работа №3

30

Абиотические факторы среды

1

31

Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды.

1

32

Взаимоотношения между организмами

1

33

Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы

1

34

Обобщение пройденного материала. Итоговый зачет.

1

зачет

Содержание учебной программы, курса

№п\п

Наименование раздела. Тема урока

Содержание

УУД, планируемые результаты

Предметные

 Метапредметные

Личностные

Тема 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живого -1 ч Введение.  

1.

Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

 Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

методы познания

живых организмов.

 курсы, которые

носят мировоззренческий характер, место биологии в системе естественных наук,

 объект биологического исследования, самостоятельный поиск биологической информации

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные: ставят

и формулируют цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строят в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Владение монологической и диалогической формами речи

Определяют свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

      Тема 2 Возникновение жизни на Земле – 1ч

2

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

   ключевые понятия; признаки живого (у отдельных организмов) ,проявление свойств живых организмов на различных уровнях организации ; биологические системы от объектов неживой природы.  общие свойства живых систем, обмена веществ в неживой природе и метаболизма, понятие жизнь,проявление иерархического принципа построения живой природы; значение для развития биологии подразделения на уровни организации ,принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни,  объект биологического исследования, поиск биологической информации     многообразие и единство живой природы на основании знаний о признаках живого, уникальность живых организмов.

  Регулятивные: работать по плану, используя специально подобранные средства. Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать изученные понятия. Строить логическое рассуждение, включая установление причинно – следственных связей. Предствлять информацию в виде рисунка

Коммуникативные:

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

Тема 3 Химическая организация  клетки ( 3часа)

3

 Химический состав клетки

Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.

  ключевые  понятия, единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов, значение макро- и микроэлементов, минеральных солей, зависимость функций воды в клетке от строения её молекул,  значение воды, взаимосвязь объектов живой и неживой природы на основании знаний о химическом составе клеток,представление о клетке  как целом организме, обладающем всеми признаками живого.

Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе и столкновению интересов

Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности

4

Органические вещества, входящие в состав клетки: углеводы и жиры

Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов.

  ключевые понятия химический состав, строение жиров, строение и функция молекул в клетке,  расположение молекул жира в капле- мицелле, в воде и воздухе,особенности углеводного состава растительных и животных клеток,строение углеводов,

  взаимосвязи строения и функций молекул в клетке.

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Используют знаково – символические средства. Коммукативные: Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве

Формируют умение использовать знания в быту

5

Обобщающий Семинар на тему: «Химическая организация клетки» Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода  с помощью ферментов, содержащихся в в клетках листа элодеи»

  ключевые понятиям, роль АТФ в обмене веществ и энергии, этапы диссимиляции

,связь между строением митохондрий и клеточным дыханием, потребность большинства организмов в кислороде

Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммукативные: контролируют действия партнера

Формируют понимание особенностей жизни и труда в условиях информатизации общества Овладение навыками для практической деятельности

Тема 4 Метаболизм – основа существования живых организмов – 1 ч

6

Энергетический обмен - катаболизм

Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза, основные процессы, происходящие в эти фазы. Суммарное уравнение фотосинтеза. Первичные продукты фотосинтеза.  

ключевые понятия, уравнение реакций световой и темновой фаз фотосинтез, роль фотосинтеза, характеристика световой и темновой фазы фотосинтеза, связь между строением хлоропластов и фотосинтезом, экологический аспект фотосинтеза на самостоятельно подобранных конкретных примерах, пути повышения эффективности фотосинтеза

Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммукативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Проявляют доброжелательность,отзывчивость, как понимание чувств другихлюдей и сопереживание им

Тема 5 Строение и функция клеток –  2 ч

7

Клеточное ядро. Хромосомы, хромосмный набор. Особенности строения клеток разных царств живой природы. Вирусы

 Химический состав  и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Аппарат Гольджи.  Строение и функции лизосом. Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы

   определение понятия цитология, клетки как объект изучения цитологии, определение ключевых понятий, биологические объекты, выводы на основе сравнения,  положения клеточной теории, единство происхождения живых организмов, единство живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов,  клетки как микроскопической биосистемы.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммукативные:

Контролируют действие партнера

Формируют умение интегрировать полученные знания в прктическую жизнь

8

Обобщающий Семинар на тему «Строение и жизнедеятельность клеток»

строение клетки как биологического объекта, строение хромосомы как биологического объекта.  Использование приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммукативные: контролируют действия партнера

Выражают адекватное понимание причин  успеха и неуспеха учебной деятельности

                                          Тема 6 – 7 Размножение и развитие организмов – 2 ч

9

Формы размножения живых организмов

Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение

  бесполое и половое размножение, значение для эволюции жизни на Земле появления полового размножения.

Регулятивные:

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Познавательные:

Ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммукативные:

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

10

Эмбриональное развитие. Биогенетический закон Развитие организмов и окружающая среда

Онтогенез, его основные периоды. Основные этапы эмбрионального развития животных.  Взаимодействие частей развивающегося зародыша.

  сущность оплодотворения как биологического процесса  находить информацию о биологических объектах  в различных источниках и критически ее оценивать

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя

Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Темы 8-9 Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков – 2 ч

11

Законы Г. Менделя.  

Предмет, задачи и методы генетики. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения

сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной  естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей, значение гибридологического метода Г.Менделя.

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя

Стремление к здоровому образу жизни

12

Сцепленное наследование генов. Генетика пола.

Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Взаимодействие неаллельных генов

закон сцепленного наследования Т.Моргана,сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом, основные положения хромосомной теории.

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммукативные:

Контролируют действие партнера

Формируют интерес к конкретному  примеру, поиск дополнительной информации о нем.

Тема 10 Закономерности изменчивости – 1 ч

13

Наследственная (генотипическая)изменчивость. Классификация мутаций

Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики

роль АТФ в обмене веществ и энергии, этапы диссимиляции

связь между строением митохондрий и клеточным дыханием, потребность большинства организмов в кислороде

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Контолируют действия партнера

Испытывают чувство гордости за российскую науку

Тема 11 Основы селекции – 2 ч

14

Методы селекции растений

Задачи современной селекции. Значение исходного материала для селекции. Центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову. О

ключевые понятия, основные методы селекции растений, роль Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции; методы селекции растений различия массового и индивидуального отборов, причины затухания гетерозиса; причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

Регулятивные:

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Познавательные:

Ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммукативные:

Контролируют действия партнера

Формируют интерес к конкретному  примеру

15

Селекция животных. Особенности методов селекции

Основные методы селекции растений. Типы скрещиваний и методы разведения животных. Значение достижений селекции для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов  и т.д.).

основные методы селекции животных,  методы селекции животных, различия массового и индивидуального отборов, причины затухания гетерозиса; причины трудности постановки межвидовых скрещиваний.

Регулятивные:

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Познавательные:

Ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммукативные:

Контролируют действия партнера

Формируют интерес к конкретному  примеру

 Тема 12 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке –  1ч

16

Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен  

  Биосинтез белков. Энергетический обмен   ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция.

Свойства генетического кода, механизм транскрипции и трансляции

ассимиляция и диссимиляции, этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов, сущность процесса.

 Тема 13 Строение и функции клеток –  3 ч

17

Прокариотическая клетка

Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. 

определение термину- прокариоты,клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты клетки

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммукативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

18

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

  части ядра, строение ядра.

Регулятивные:

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Познавательные:

Ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммукативные:

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

Развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Его мнению, способности вести диалог с другими людьми

19

Деление клеток

Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов

  жизненные циклы клетки, фазы митотического цикла, биологическое значение митоза.

Регулятивные:

Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач

Коммукативные:

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. И ориентируются на позицию партнера в общении  и взаимодействии

Формируют интерес к конкретному примеру

Тема  14 Размножение организмов – 1 ч

20

Бесполое размножение Половое размножение. Развитие половых клеток

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение.

. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и

Размножение, основные виды  размножения, способы вегетативного размножения растений, примеры растений и животных с разл. формами и видами размножения, биол. значение б/п размножения.

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные:

Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям

Коммукативные:

Договариваются о совместных действиях в различных ситуациях

Овладение навыками для практической деятельности

Тема 15.Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) –  2 ч

21

Эмбриональный период развития

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем

онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез,сущность эмбрионального периода, роста организма, этапы эмбрион развития.

Регулятивные:

Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения

Познавательные:

Ставят и формулируют цели и проблемы урока

Коммукативные:

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

Формирование готовности и способности к обучению и саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

22

Постэмбриональный период развития

остэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. 

окончание постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития, примеры животных с прямым и непрямым развитием, биол. значение метаморфоза.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено , и того, что еще неизвестно

Познавательные:

Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство

Коммукативные:

Учавствуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Развивают осознанное отношение к своим собственным поступкам

4

 

        Тема 16 Закономерности наследования признаков – 4 ч

23

Генетика как наука, методы ее изучения

.  

сущность процессов наследственности и изменчивости.

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя

Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

24

Дигибридное скрещивание.  Законы Менделя. Анализирующее скрещивание

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя.

схемы скрещивания, решать генетические задачи

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммукативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Воспитание ответственного отношения к природе

25

Генетика  пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Генетическое определение пола. Генотип как целостная система

аллельного взаимодействия генов, неаллельного  взаимодействия генов, характер взаимодействия неаллельных генов.

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя

Стремление к здоровому образу жизни

26

Взаимодействие генов

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

аллельного взаимодействия генов, неаллельного  взаимодействия генов,  характер взаимодействия неаллельных генов.

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Договариваются о совместной деятельности, приходя к общему решению

Формируют  основы экологического мышления

 

 Тема  17 Биосфера, ее структуры, и функции –  8 ч

27

Структура биосферы Круговорот веществ в природе

Биосфера – живая оболочка планеты. Понятие о биосфере. В.И.Вернадский. Живое вещество планеты, его состав и значение. Биосфера, ее границы, распределение жизни.

признаки биосферы, структурные компоненты и свойства,живое, биокосное, косное вещество биосферы.

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Договариваются о совместной деятельности под руководством учителя

Формируют понимание особенностей жизни и труда в условиях информатизации общества

28

Сообщества живых организмов. История их формирования

  Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания.

экология, биотические и абиотические, антропогенные факторы, примеры факторов и  их воздействие

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Договариваются о совместной деятельностм, приходят к общему решению

Формируют умения использовать знания в быту

29

Многообразие и структура биоценозов. Лабораторная работа №5 «Составление цепи питания»

Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм..

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности

Регулятивные:

Адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и одноклаасников

Познавательные:

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммукативные:

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формируют интереса к конкретному химическому элементу, поиск дополнительной информации о нем.

30

Абиотические факторы среды

Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Ограничивающие факторы Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм

многообразии экологических факторов, основные экологические факторы,  их влияние и значение в природе; приспособленность живых организмов к действию экологических факторов

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммукативные:

Контролируют действие партнера

Формируют умение использовать знания в быту

31

Интенсивность действия факторов среды Биотические факторы среды

 Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Ограничивающие факторы.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания

изменчивость экологических факторов, основные понятия, зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности, приводить примеры

Регулятивные:

Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммукативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

32

Взаимоотношения между организмами

Взаимоотношения организмов. Основные типы биотических взаимоотношений между организмами одного вида и разных видов. Значение этих связей в природе

многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений, основные понятия,  многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательные:

Владеют общим приемом решения задач

Коммукативные:

Контролируют действия партнера

Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

33

Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы

Биосфера и человек Природные ресурсы и их использование. Влияние деятельности человека на биосферу. Основы рационального природопользования и охраны природы: защита от загрязнения природной среды, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами. Экологическое образование. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы современности.

Учение В.И.Вернадского о ноосфере, основные понятия, место и роль человека в биосфере; природные ресурсы; примеры

Регулятивные:

Различают способ и результат действия

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно организовать свою познавательную деятельность

(от постановки цели до получения и оценки результата

Проявляют доброжелательность,отзывчивость, как понимание чувств другихлюдей и сопереживание им

34

Обобщение пройденного материала. Итоговый зачет.

строение клетки как биологического объекта, строение хромосомы как биологического объекта.  Использование приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные:

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммукативные: контролируют действия партнера

Выражают адекватное понимание причин  успеха и неуспеха учебной деятельности