3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Монгуш Роланда Валерьевна

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_selo.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Обоснование актуальности проекта.

Сельская школа была и есть нечто большее, чем просто образовательное учреждение, так как школа в сельской местности играет более значимую роль в жизни ученика, его семьи, сельского общества, чем школа в районного центра, крупном  города  и даже в малом городе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский  расположена в  сумоне Арыг-Узуу, имеющем историко-культурные ценности.

Школа основана в 1947 году начальная школа, имеет богатую историю и традиции.

 Цель нашей деятельности – на основе расширения знаний о России, взаимодействия с природой и социальной средой способствовать формированию духовно-нравственной личности, стремящейся к освоению ценностей тувинской национальной культуры.

Одной из основных задач программы развития школы «Создание и развитие обогащенной многофункциональной образовательной среды» является упорядочение связи школы с социумом, активизация работы  управляющего совета, укрепление связи школы с родителями, учреждениями, находящимися на территории села, района,  республики, поиск дополнительных возможностей для активизации взаимодействия.

Огромный резерв нравственного воспитания на селе представляет собой совместная  работа школы, СДК и сельской библиотеки, спортивный зал ДЮСШ. За последние три года это сотрудничество значительно окрепло и стало насущной необходимостью. Сотворчество с мастерами-умельцами села способствует формированию практических навыков обучающихся.

   Одной из сложнейших проблем молодого человека является его социализация как  полноправного члена общества.                                               Решить эту проблему школа может только при условии консолидации усилий учреждений и организаций, расположенных на территории сельского поселения, т.е. в условиях социокультурного комплекса.                                     Именно поэтому  наша школа разработала проект «Школа – культурно-образовательный центр села».  Проект рассчитан на четыре года. Его ключевая идея заключается в том, что школа – культурно-образовательный  центр, центр образования, культуры и спорта – должна стать благоприятной средой развития индивидуальности сельского ребёнка.

Проблема, решаемая за счет проекта.

Несмотря на многообразие форм и методов, проводимая деятельность по занятости и  воспитанию детей и молодёжи  не даёт достаточного эффекта по нескольким причинам:

1. В селе не сложилась единая система занятости и  воспитания  детей и молодёжи, основанная на дифференцированном подходе к воспитанию, комплексном сочетании основных ее направлений, тесном взаимодействии и сотрудничестве органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций, средств массовой информации.

2. В селе отсутствует координация различных организаций, учреждений, служб по решению проблем  занятости и  воспитания  детей и молодёжи.

3. Происходит распыление средств, усилий, дублирование одних и тех же мероприятий, что увеличивает нагрузку на детей, снижает эффект от воспитательной деятельности.

Поэтому в селе возникла необходимость объединения ресурсов разных учреждений, обозначения задач по их использованию с целью получения более эффективных результатов по   воспитанию.

Идея проекта

Проект «Школа – культурно-образовательный центр села» призван:

- скоординировать работу учреждений села, общественных организаций, средств массовой информации посредством специальной межведомственной системы управленческих, организационных и методических процедур и мероприятий,

- разработать и реализовать концепцию, единый план (программу) мероприятий по занятости и воспитанию детей и молодёжи  разных   организаций в рамках совместно сформулированного образовательного результата,

- консолидировать кадровые, материальные, временные, информационные, методические и иные ресурсы,

что должно позволить повысить качество и эффективность решения проблем  занятости и воспитания в селе.

Цель проекта: создание системы скоординированного и целенаправленного межведомственного взаимодействия по занятости и воспитанию детей и молодежи  с. Арыг-Узуу.

Задачи проекта:

1. Создать и апробировать модель школы – культурно-образовательного центра.

2. Создать условия для непрерывного образования  обучающихся.

3. Обеспечить социальную защищенность участников образовательного процесса.

4. Предоставить каждому ребенку, исходя из его интересов, потребностей и склонностей, возможность реализовать себя в социально значимой деятельности.

5. Обеспечить равные условия для реализации прав личности  на качественное и доступное образование, развитие индивидуальности.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование школы как системы, открытой социуму.

2. Создание материально-технической базы центра для взаимодействия и развития всех субъектов социума.

3. Становление системы непрерывного образования для субъектов культурно-образовательного центра.

4. Формирование ключевых компетентностей обучающихся (социальной, коммуникативной, информационной и др.).

5. Отсутствие правонарушений и преступлений в детской и подростковой среде.

Субъекты проекта

Субъектами проекта являются:

  • Координационный Совет поселения для согласования совместных планов: руководители учреждений образования, культуры, спортивного клуба, библиотеки, председатели первичных общественных организаций, представители совета молодежи поселения, родительской общественности.
  • Временные группы по подготовке и проведению мероприятий: заместитель по воспитательной работе, педагоги-организаторы, работники сельских клубов, библиотек, инструкторы по спортивной работе, работники социальной защиты.

Первый этап (январь 2017 – август 2017 гг)  подготовительный.

На этом этапе проведена диагностика социокультурного окружения школы, определены социальные партнёры, общие цели, ценности и ресурсная база участников проекта.

К числу наших социальных партнёров относятся:

− Администрация сельского поселения;

− Опорный пункт полиции, ПДН (проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, участие в Дне правовых знаний);

− Общественная инспекция по профилактике правонарушений (работа с неблагополучными семьями и детьми девиантного поведения);

− Женсовет, Совет отцов (решение вопросов семьи);

− Совет ветеранов (гражданское, патриотическое воспитание, взаимное шефство);

− Социальная служба (социальная поддержка детства, помощь малообеспеченным семьям);

− Сельский дом культуры (развитие творческого потенциала, центр досуга);

− школьная и сельские библиотеки (информационная познавательная деятельность);

− школьный музей (краеведческая, экологическая, поисково-исследовательская деятельность);

− детский сад, группы полного дня дошкольного уровня образования школы    (преемственность);

−   сельская участковая больница (совместная деятельность по профилактике заболеваний, укреплению здоровья и пропаганда здорового образа жизни);

- предприниматели села, с.Арыг-Узуу  (спонсорская поддержка, реализация мероприятий проекта);

- дополнительное образование детей школы  с.Арыг-Узюнский

На этом же этапе проект  представлен на управляющем  совете школы и на сходе граждан села.

Обозначены основные направления деятельности культурно-образовательного  центра:

1. Воспитательно-образовательная деятельность: дошкольное и  общее образование, начальное профессиональное образование , дополнительное образование, внеурочная воспитательная деятельность;

2. Спортивная и туристско-краеведческая деятельность;

3. Культурная деятельность;

4. Здоровьесбережение воспитанников и обучающихся;

5. Социальное партнерство.

6 Улучшение экологии села.

Возглавляют работу координационного совета  Аир-Санаа С.М.,  заместитель директора школы по ВР Чамбал А.А., заместитель главы поселения Монгуш М.К.

  Результатом подготовительного этапа станет – создание модели работы культурно- образовательного центра, заключение договоров о взаимном сотрудничестве с учреждениями и организациями, взаимодействующими со школой.

Второй (сентябрь 2017– сентябрь 2018гг) практический (основной).

На этом этапе социальные партнёры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступили к проектированию и реализации конкретных программ совместной работы.

Задачи практического этапа:

1. Расширение взаимодействия с социумом.

2. Разработка Проекта «Национальные традиции тувинского народа» (сельские  и школьная библиотеки, СДК).

3.Создание Программы «Семья» (школа, детский сад):  работа центра психологической поддержки, раннее выявление детей с нарушениями психического развития, работа дискуссионного клуба «Я и ты», реализация проекта «Неразлучные друзья – взрослые и дети», расширение возможностей детско-родительского клуба «Мы вместе», телефон доверия, университет педагогических знаний для родителей,  школа молодой семьи, обучение в «Школе здоровья для родителей» (участковая больница), занятия правового лектория «Правовой университет» (педагоги с юридическим образованием, работники правоохранительных органов), общественная приёмная при управляющем совете школы,  взаимодействие школы с  камбы ламой района  по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи нашего поселения и т.д.

4. Создание проекта «Сельский Дом Культуры - досуговый  молодёжный центр» (СДК, молодёжный совет, совет старшеклассников школы).

5 . Корректировка модели управления  школой другими учреждениями села через включение  социума.

6. Совместная реализация программ «Здоровье», « Школьное здоровое питание», «Сопровождение одарённых детей» (школа, участковая больница, библиотеки и т.д.).

7.Совместная реализация проектов «Пришкольный участок» ( педагоги, родители, дети), «Клумба» (педагоги, родители, дети), «Мы помним Вас» (школа, СДК, детский сад), «Память навсегда…» из него маленькие проекты: «Бессмертный полк», «Солдатскою тропой» и т.д. (школа, совет ветеранов), «От истоков к будущему» (школа, молодёжный совет), «Школьная библиотека – современный культурно-информационный центр» (все библиотеки), «Чистая планета» (все жители села, на каждой улице).

8. Создание совместных проектов, способствующих развитию учреждений территории,  а значит села (уборка улиц, уход за заброшенными могилами ветеранов, посадка деревьев и т.д.)

9.Активизация деятельности физкультурно- спортивного клуба «Олимп», туристического клуба «Пилигрим», патриотического клуба «Память»,  музея воинской славы (школа, совет ветеранов).

10.Привлечение талантливых жителей села к кружковой деятельности (школа, библиотеки, клуб): шахматы,   плетение, вязание и т.д.

12. Совместное участие в конкурсах, фестивалях,  смотрах, конференциях, спортивных соревнованиях, туристических походах  и т.д.

13. Разработка критериев и системы мониторинга реализации проекта.

14. Создание системы финансово- экономической поддержки проекта.

III этап заключительный (октябрь 2018 - декабрь2019гг).

Подведение итогов, проведение диагностико-мониторинговой деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Реализация проекта научно-исследовательской деятельности школьников (в рамках программы «Сопровождение одарённых детей»).

2. Корректировка вариативной части учебного плана, разработка программы сетевого взаимодействия профильного обучения и её осуществление.

3. Отсутствие правонарушений и нарушений школьной дисциплины.

4. Реализация проекта организации культурно-просветительской и досуговой деятельности обучающихся и молодежи села.

5.Благодаря взаимодействию всех социальных партнёров реализуются многие школьные проекты «Пришкольный участок», «Клумба» (школа, СДК), «Мы помним Вас»,  «Память навсегда»: («Бессмертный полк», «Солдатскою тропой»), «От истоков к будущему», «Чистая планета», «Школьная библиотека – современный культурно-информационный центр»  и школьные программы «Здоровье»,  «Школьное здоровое питание», «Сопровождение одарённых детей»…

6.Организована совместная деятельность музея воинской славы, музея «Народная утварь»  и детского объединения «Истоки» (школа,  детский сад, детская библиотека).

7.Для создания системы оздоровления на базе  школы  создан физкультурно-оздоровительный центр «Я выбираю здоровье», оборудованы спортивный стадион, тренажёрный зал, значительно обновлена спортивная база школы.

Для обучающихся и их родителей, жителей села проводятся соревнования, работают спортивные секции, группы ЛФК, работает тренажёрный зал. Все занятия проводятся под контролем медицинского работника и  преподавателя-организатора ОБЖ, имеющего медицинское образование.

8.С 2017 года успешно реализуется программа «Семья». Разработан и заключён договор между школой и родителями. Для организации консультативной помощи родителям, коррекционной деятельности действует медико-социально-психологическая служба культурно-образовательного  центра, телефон доверия, университет педагогических знаний для родителей, школа молодой семьи.

9.Развивается социальное партнёрство между семьёй, детским садом   и школой.

10.Для повышения информационной компетентности в школе оборудован современный компьютерный класс, есть выход в Интернет, работает библиотека –  современный культурно-информационный центр.

11.Реализуется проект «Чистая планета» - село чистое, ухоженное.

Критерии реализации проекта

1) Качественные показатели:

  • Эффективность проводимых мероприятий  с детьми и молодежью.
  • Степень принятия участниками проекта необходимости взаимодействия по планированию, организации и проведению межведомственных мероприятий  для детей и молодёжи.

2) Количественные показатели:

  • Количество учреждений села и общественных организаций, вовлечённых в совместное планирование, организацию и проведение мероприятий  для детей и молодёжи.
  • Количество совместно проведённых межведомственных мероприятий  для детей и молодёжи.
  • Доля детей и молодёжи, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий.

3) Востребованность проекта:

  • Проявление интереса к проекту со стороны других  поселений.
  • Публикации о механизме, результатах, реализации проекта в районной газете «Красное знамя».

4) Показатели общественного мнения:

  • Освещение в СМИ значимых событий в сфере занятости и воспитания детей и молодежи.
  • Проявление родителями интереса к проводимым мероприятиям.

Мониторинг реализации проекта

Предмет мониторинга:

  1. Выполнение задач (смотрятся по достижению планируемых результатов, соответствующих этим задачам).
  2. Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими.
  3. Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми.
  4. Оперативность корректировки проекта при расхождении планируемых результатов и достигнутых.
  5. Наличие результатов, выходящих за рамки поставленных задач и имеющих значение для развития системы образования  района.
  6. Расхождение между предполагаемым перечнем рисков и реально возникающим (в ту или другую сторону: в + или в –).
  7. Оперативность корректировки проекта при расхождении предполагаемых и реальных рисков.
  8. Уровень организации отдельных мероприятий.
  9. Изменение уровня соорганизации команды проекта.
  10. Коллегиальность принятия решений по поводу корректировки проекта.

Инструмент мониторинга проекта

Пример таблицы для организации обсуждения на рефлексивно- аналитических семинарах

Планируемый результат по задачам

Полученный результат

Расхождения

Результат, выходящий за рамки поставленных задач

Экспертные суждения

Процедуры мониторинга реализации проекта:

а) внутренние:

  1. Заседания Координационного Совета с привлечением других участников проекта – один раз в квартал;
  2. Исследование планов   и проектов  учреждений села – один раз в год;
  3. Рефлексивно-аналитические семинары участников проекта – один раз в квартал;
  4. Анализ мероприятий – после каждого мероприятия.

а) внешние:

  1. Профессионально-общественная экспертиза.
  2. Публичное представление промежуточных результатов проекта на  районных и региональных мероприятиях.

  Что даёт детям развитие социального партнёрства? Помимо знаний в предметных областях, развитие социальных и общеучебных навыков, рост самоуважения, психологическую комфортность, приобретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов, позитивные изменения в отношениях с родителями, способность адаптироваться в современных условиях.

Но основным же социально-образовательным результатом работы нашей школы станет гражданская ответственность наших детей и молодёжи за судьбу малой родины, своих родных и близких, жизнеспособность, уверенность в завтрашнем дне.

«Холодная» статистика, которая особого оптимизма не вызывает: резкое сокращение рождаемости, вызванное снижением уровня жизни людей, отразилась не только на системе образования, но и  культуры, здравоохранения и т.д.

Развитие муниципальных поселений предполагает изменение уклада жизни села: новые экономические отношения,  востребованность новых для села компетентностей, появление социальных новаций. Эти изменения невозможны без развития муниципальной системы образования. Новая поселенческая структура будет успешной только при новом социальном статусе сельской школы - как культурно-образовательного центра села.

IV. Бюджет реализации проекта.

Проект будет реализовываться  за счёт  средств местного бюджета, спонсорских средств, добровольных пожертвований родителей и жителей села.

На  мероприятия, проекты, программы, входящие в межведомственный проект, будет создаваться своя  смета.

Риски в реализации проекта и способы их преодоления

Риски

Способы  преодоления

Сопротивление специалистов организаций разных  учреждений сотрудничеству друг с другом

Стимулирующие выплаты.

Моральное стимулирование.

Демонстрация положительных образцов деятельности других специалистов.

Рефлексия проводимых мероприятий в аспекте достигаемых эффектов

Не получен желаемый результат от проведения совместных мероприятий

Рефлексия после каждого мероприятия, перепроектирование мероприятий (с целью проведения подобных мероприятий в другое время), перераспределение ролей специалистов в подготовке мероприятий

Подготовка общих мероприятий трудозатратна

Наработка опыта проведения совместных мероприятий (каждое последующее проще будет организовать)

Дополнительные эффекты проекта.

1. Увеличение количества участников муниципальных, региональных, всероссийских смотров, конкурсов, конференций.

2. Станет больше родителей, принимающих участие в организации образовательного процесса.

3. Механизм межведомственного взаимодействия переносится на другие направления образования.

4. Педагоги школы будут чаще проводить совместные мероприятия  с другими  учреждениями села и близлежащих сёл.