Консультации для педагогов!!!

Сивина Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Физминутки нам нужны, для детей они важны»

     

 По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным,  являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется Физминутка

Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённым Постановлением №26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года "в середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки". Таким образом,  физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.

Следует обратить внимание, что различные виды Физминуток относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий.

Это - Физминутки - разминки ( двигательно -  речевые), гимнастика для глаз, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика.

Значение Физминуток для дошкольников

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые Физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну Физминутку, больший эффект будет от сочетания Физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Веселые Физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно -сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Физминутки - разминки (двигательно – речевые)

Двигательно - речевые Физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно - сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

 Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают  пальчики, считая, что чем крепче они  их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей Физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

Релаксационные упражнения

 Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсемРелаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Упражнения для глаз

 Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

Очень интересны детям электронные Физминутки для глаз (Физминутки - офтальмотренажеры). Это -  гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Например, вниманию дошкольников представляется на мониторе таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другую. Дети следят за ней глазами и  называют картинки, на которые приземляется бабочка. Но, к сожалению, пока еще внедрение электронных образовательных ресурсов  (ЭОР) в ДОУ оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего воспитатели самостоятельно изготавливают различные зрительные таблицы или используют в работе разнообразные упражнения для глаз.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения  будут сопровождаться стихотворным текстом.

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна,  это -  “минутка” активного и здорового отдыха.

Физминутка – это весело, интересно и полезно!



Предварительный просмотр:

«Система сенсорного развития детей с ЗПР»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. С восприятия предметов и явлений окружающего мира, начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие. Говоря о сенсорном развитии детей с ЗПР можно отметить, что оно имеет специфические особенности, и значительно отстает по срокам формирования. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием. У детей снижен интерес к окружающему миру, поздно развивается манипулирование. Все это ведет к тому, что познание свойств предметов у детей снижено. Без специального обучения у детей с ЗПР не формируются даже самые элементарные математические представления: о количестве, форме, величине, пространства, времени. Большое значение в сенсорном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях. Нарушение сенсомоторных функций у детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать, что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно.

Таким образом, в начале работы необходимо  распределить  детей в группы не по биологическому возрасту, а, прежде всего с учетом уровня их психофизического развития. Поэтому, в одной развивающей группе оказываются дети  разного возраста и разного уровня развития. В связи с этим дети подразделяются на подгруппы: сильную, среднюю и слабую. С детьми слабой  группы ведется индивидуальная работа, тогда, как дети из сильной и средней групп посещают подгрупповые занятия (по 4-6 человек) и лишь по мере необходимости занимаются индивидуально.

  В процессе обучения детей с ЗПР ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому индивидуальные занятия я составила в системе дидактических игр. Игра непосредственно может быть включена в занятия, являясь средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала, а также использоваться при организации самостоятельной деятельности дошкольника. В ходе этих игр осуществляется личностно – ориентированные воздействия взрослого с ребенком и детей между собой. Ребенок не замечает, что идет обучение – он перемещается по кабинету, работает с игрушками, картинками, …

Я стараюсь строить индивидуальную работу так, чтобы вся система организации занятия воспринималась ребенком, как естественное продолжение его игровой деятельности.

Ребенок – дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется примериванием и зрительной ориентировкой. У детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Дети плохо овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют хаотически.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, и сформировать устойчивый зрительный образ. Поэтому знакомство с цветом связываю с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. Восприятия цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой. В начале при определении цвета с детьми использую примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или не одинаковость. Дети с ЗПР часто не видят даже такого сходства или различия, и приходится довольно длительно работать над этим. И только когда дети научились определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения или приложения, перехожу к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов. На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. Игры: «Цветные кубики», «Найди цветочек для бабочки», «Привяжи ленточки к шарам», «Спрячь мышку от кошки»…………….

Восприятие формы. В процессе действий с предметами дети учатся различать их форму. Поэтому первые игры и упражнения основываю на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Способом ориентировки здесь являются пробы. В дальнейшем ребенок вычленяет форму зрительно. Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок его не запомнит, он не станет образом представления. Игры: «Спрячь мышку», «Чей домик», «Почтовый ящик», «Найди свою пару», «Угадай чего не стало»……………..

Восприятие величины. Величину так же, как и форму, ребенок учится различать практически. В процессе с игрушками наши дети только постепенно начинают выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривание у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Игры: «Спрячь матрешку», «Кто скорее свернет ленту», «Пирамидки», «Запомни и найди»……………..

Восприятие пространства и ориентировки в нем. Особое и важное место отвожу ориентировке в пространстве листа бумаги. При ориентировке в пространстве листа бумаги ребенок должен понять, что лист- это определенное ограниченное пространство, имеющие свой верх и низ, середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Представления о пространстве так же, как и представления о форме, цвете, величине предмета в целом формируются на основе достаточно развитого пространственного восприятия. Действительно, невозможно представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея достаточно четких представлений о самом предмете. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаимном расположении его частей. Игры: «Что нарисовано?», «Дорисуй», «Чего не хватает?»………

Во время занятия создаю и поддерживаю у ребенка радостное настроение. Укрепляю их веру в себя, хвалю, глажу по руке. Эмоционально и искренно радуюсь малейшему успеху, предлагаю порадоваться за себя. Именно, поэтому на занятиях часто предлагаю детям похлопать в ладоши после правильного выполнения задания.

Особая роль в деле познавательного развития ребенка принадлежит родителям. Без их помощи и поддержки все усилия педагогов не достигнут желаемого результата, поэтому важно заинтересовать родителей в развитии ребенка, научить их искренне радоваться самому маленькому его успеху. На первом сентябрьском собрании я знакомлю родителей с особенностями развития детей с ЗПР, даю рекомендации, как работать над каждым разделом программы, рекомендую завести тетрадь домашних заданий, чтобы работа по обучению детей стала совместной: дефектолог обучает детей на занятиях, а родители закрепляют пройденный материал дома. Объясняю родителям важную роль в том, что программные задачи в основном будут реализовываться в дошкольном учреждении, но представления детей необходимо подкреплять. Поэтому рассчитать на успех воспитания может только тот, кто будет помогать своим детям дома.



Предварительный просмотр:

«Нейробика – как метод индивидуализации развития детей с ОВЗ»

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому я  предлагаю Вам познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

Мозг человека уникален и представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Левое полушарие, логическое, оно носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, развитие речи. А правое полушарие, творческое, регулирует координацию движений, восприятия пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое.

При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Деннисону – американскому доктору философии, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга».

«Нейробика – это зарядка для ума!». Она представляет собой комплекс специально подобранных упражнений, которые помогают детям легче учиться. Определенные движения и прикосновения активизируют работу головного мозга, способствуют интеграции его полушарий, которые начинают работать более согласованно, создается доступ к тем участкам мозга, которые прежде были недоступны.

Практическая значимость упражнений заключается в следующем: 

  • Профилактика соматических заболеваний (нарушения зрения, активации работы мышц, развитие слуха);
  • Улучшают ритмику организма;
  • Развивают самоконтроль и произвольность;
  • Выполнение симметричных и асимметричных движений;
  • Соблюдение равновесия;
  • Подвижность плечевого пояса, и ловкость рук и кистей;
  • Растяжки  нормализуют гипертонус  и гипотонус;
  • Способствуют расслаблению  и  снятию напряжения;
  • Повышают продуктивную работоспособность;
  • Стимулируют развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • Формируют уверенность в себе.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8,5 лет. Таким образом приступать к выполнению гимнастики необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться Нейробика.

Огромная польза и привлекательность «Нейробики» состоит в ее простоте и практичности, поэтому ее можно выполнять в любое время и в любом месте. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время занятия.

В нашем детском саду есть группа детей с нарушением ОДА.

Работая с данной категорией детей, я использую комплекс упражнений «Нейробика» в индивидуальной работе. Данные упражнения прописаны у каждого ребенка в образовательных маршрутах.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил. Для детей дошкольного возраста следует проводить гимнастику так, чтобы участникам было весело и интересно.

  • Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения;
  • На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Лучше сделать меньше, но качественнее;
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом, в медленном темпе от 3 до 5 раз.
  •  Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.  В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 2-3 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
  • Продолжительность не  более  5-7  минут;
  • Для постепенного усложнения упражнений можно ускорить темп выполнения движений.

Уважаемые коллеги приведу несколько наиболее эффективных упражнений из комплекса «Нейробика».

 «Кулак – ребро – ладонь» оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятия новой информации. Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения заданий.

 «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках чтения и письма, усвоения новой информации. А еще снимает боль в пояснице и подтягивает мышцы живота.

«Активация рук» эти упражнения  помогают улучшить внимание.

 «Ленивые восьмерки» эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине, укрепляют связь «рука-глаз».

 «Двойные каракули» помогают улучшить внимание, развивают творческое мышление.

 «Двойные рисунки» это упражнение полезно для развития навыка письма и решения задач.

 «Слон» - это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий.

 «Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. Снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу.

 «Мнимая слепота» - упражнение на внимание и концентрацию.

 «Рабочая рука» развивает точность движения рук, мелкую моторику.

«Правая - левая» развивает тактильные ощущения.

Дорогие педагоги, Вам были представлены, упражнения которые направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. И вам я коллеги рекомендую использовать комплекс упражнений «Нейробика» в своей работе. Ведь развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.



Предварительный просмотр:

Специфика работы с детьми с глубокой умственной отсталостью: приемы и методы работы

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с педагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, это – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач работы с тяжело умственно отсталыми обучающимися:

Развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения и коррекция их недостатков.

Формирование правильного поведения. Трудовое обучение, физическое воспитание, самообслуживание.

Применение адекватных программ и методов, приемов обучения глубоко отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида преподаются как общеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, математика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших классах - социально-бытовая ориентировка.

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже сIV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Наиболее приемлемы при работе практические, наглядные и словесные методы.

Наибольший результат в работе с детьми дает наглядно – практический метод. Данный метод способствует осмысленному овладению речью, развитию пространственных представлений, формированию и развитию пространственного мышления.

Основные требования к методике обучения тяжело умственно отсталых обучающихся:

  • Использование игровой формы как доминирующей.
  • Использование эмоций
  • Использование подражательности

Организация постоянной активной практической деятельности обучающихся с конкретными предметами.

В учебной работе с тяжело умственно отсталыми детьми словесные методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них к младшему школьному возрасту все еще остаются безречевыми. Это означает, что речь педагога, не может являться для обучающихся средством познания окружающего мира, инструкции и объяснения учителя не выполняют своей регуляторной функции. Позднее значение словесных методов возрастает, но и в дальнейшем они будут играть лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам обучения.

Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

I Игры с крупой и манкой

1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. 

2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие

это упражнение помогает развить:

 -Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию

3. Упражнение сортировка различных зерен

Такое упражнение развивает у ребенка:

- Внимание, усидчивость

4. Упражнение «сухой бассейн»

Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)

Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.

Упражнение рисование песком (манкой)

Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации. 

Существуют 3 вида упражнений:

1. Рисование щепоткой

Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

2. Рисование кулачком

3. Рисование пальцем

II. Игровые технологии

 Среди разновидностей игровых технологий мы наиболее часто используют «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.    

Основная цель данных упражнений – научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Музыкальное сопровождение используется для стимуляции двигательной и эмоциональной активности детей.     

Упражнения методики стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры. Но их отличие от ЛФК в том, что большая статика выполнения, более игровой характер, введение элементарных, доступных детям навыков концентрации и релаксации, дыхательные упражнения.

Главные требования к движениям – плавность и ритмичность.

Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.

  1. Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,

технология Марии Монтессори

Украшение рисунков пуговицами, монетами

Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Упражнения которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка

«Шнуровка»

Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.

Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.

Игры с прищепками

Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.

Игры со шнурками.

Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений.

Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, сделали следующие выводы:

эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.

Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелыми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Вместе играем, внимание развиваем»

Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Некоторым детям подготовительной группы хочется иметь школьную форму, портфель, школьные принадлежности, а другим интересно узнать что-то новое. Но иногда детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно.

Непроизвольным вниманием дети обладают в самом раннем возрасте: это внезапный звук, свет, движение, оно помогает ориентироваться в пространстве.

Произвольное внимание появляется, когда человек специально сосредоточивается на чём - либо. Вот тогда и включается воля, умение себя организовать. Детям это бывает трудно, поэтому, чтобы привлечь их внимание педагоги прибегают к непроизвольному вниманию: хлопнуть в ладоши, ударить в бубен, позвонить в колокольчик, пригласить в «гости сказочный персонаж». Но удержать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, тем более детям. А процесс обучения в школе требует от детей в первую очередь произвольного внимания, которое необходимо тренировать.

Человеческая психика — гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности — учим мыслить, понимать, иметь собственное мнение.

Каждый ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного предмета на другой, степенью активности и утомляемости. Любое качество можно развить, только потолок у каждого свой, и мы, взрослые должны повысить уровень его интеллектуальной активности. Нельзя постоянно подавлять инициативу и волю ребёнка. Напротив, бесконтрольный ребёнок не умеет организовать своё внимание, у него нет такого опыта. Таких детей часто характеризуют в школе: «способный, но невнимательный». Чтобы дети в школе не испытывали на неинтересном уроке муки удержания своего ускользающего внимания, необходимо постоянно тренировать произвольное внимание.

Игры- которые помогают тренировать внимание:

«Угадай, что изменилось

На столе стоят игрушки или предметы. Ребёнок закрывает глаза, предмет убирают (добавляют, меняют на другой). Открыв глаза ребенок рассказывает что изменилось.

«Кто во что одет?»

Ребенок закрывает глаза и его просят описать, как одеты подруги и друзья. Сколько цветов на окне? Кто привёл сегодня твоего друга в детский сад? Что в руках держала девочка, которую мы встретили?

 «Найди отличия»

Кто больше найдёт отличий при рассматривании двух картинок.

«Пантомимические этюды»

Детям предлагается пройти так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старушка, солдат и т. д.

«Отражение чувств»

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» какую- нибудь фразу: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.

«Выполни в темноте»

Играющий в течении 1-2 минут рассматривает и запоминает расположение предметов на столе. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берёт те предметы, которые называют ему.

«Построй в темноте»

Играющий строит одной рукой из кубиков высокий столбик, до тех пор, пока он не развалится. Чем выше постройка, тем большее количество очков получает играющий.

«Дедушка Водяной»

Водящий в центре круга с завязанными глазами сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, произнося слова: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой? Ты сиди и не молчи, пока не скажем: «раз, два, три!» Дети останавливаются, а водящий «водяной» встает и идет вытянув руки. Наткнувшись на кого- нибудь из детей он угадывает кто это, ощупав причёску и одежду ребёнка. Если он отгадал, то водящим становится тот ребёнок.

«Кто увидит больше всех?»

Любая репродукция картины (например: В.Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван - царевич на сером волке». Можно также использовать пейзажи и натюрморты). Картина вывешивается перед детьми и предлагается рассказать, что на ней изображено.

Каждый педагог стремится к постпроизвольному вниманию. Такое внимание не требует волевого усилия (как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как непроизвольное). Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в тоже время организует деятельность ребёнка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие, мышление, память. Постпроизвольное внимание — даёт интерес к происходящему, самое выгодное для детей и для педагогов: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию.



Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации г. Юрга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида  № 28 « Ромашка»

 Выступление на семинаре - практикум

«Досуговые и познавательные формы работы в ДОУ»

             

 Подготовила:

учитель-дефектолог

Сивина О.В.

 

Юрга 2021г.

«Досуговые и познавательные формы работы в ДОУ»

 

 На сегодняшний день очень актуален вопрос о взаимодействии детской образовательной организации с семьей. В связи с этим, у педагогов, встает вопрос  поиска новых современных подходов к организации взаимодействия ДОУ  с семьей. Члены семьи могут разнообразить жизнь дошкольного учреждения, внести свои идеи, свой вклад в образовательный процесс и в жизнь своего ребенка.

Семья, это  самое главное, что есть у ребенка. Именно в семье, закладываются основы личностных качеств ребенка. Ребенок в семье приобретает первоначальный опыт общения, первые манеры поведения, глядя и копируя родителей. Именно в семье возникает чувство доверия к миру и людям. А на почве доверия к людям и появляются такие качества, как любознательность, познавательная активность, любопытство и многие другие личностные качества ребенка. Ребенок себя представляет, каким он хочет быть, каким он бы хотел себя видеть, и какой он есть на самом деле? Эти все представления о самих себе складываются под влиянием взрослых, сверстников и в окружении семьи. Поэтому, родителям и педагогам нужно организовать деятельность и общение с ребенком, таким образом, чтобы у ребенка формировалось уверенность в себе, уверенность  в своих возможностях, положительное отношение к окружающему миру и ценностям семьи.          

Сегодня, педагоги придумывают разнообразные методы и формы вовлечения семьи в обучение и воспитание детей, т.е в педагогический процесс дошкольной организации. Главная идея взаимодействия педагога с родителями - это сотрудничество! Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению  взаимоотношений.

Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. Традиционные коллективные познавательные формы работы с родителями:

  • родительские собрания
  •  родительские посиделки, клубы 
  •  тематические и индивидуальные      консультации
  •  семинары-практикумы 
  •  педагогические беседы  с родителями
  • тренинги, вечера вопросов и ответов
  • открытые занятия 
  •  педагогическая библиотека

Укрепление семейных отношений и взаимодействие педагога и родителей могут проходить через совместные досуги.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества:

  • праздники, развлечения
  •  спортивные развлечения 
  •  театрализованные представления 
  •  совместное творчество 
  •  участие родителей в конкурсах
  • участие в выставках
  • экскурсии

Проведение досуговых мероприятий способствуют укреплению детского организма, создается положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. В совместной деятельности выявляются скрытые таланты детей. Теплым отношением и общением в совместном досуге дети приобретают уверенность в себе и в своих силах. К досугам в ДОУ  можно отнести: Встреча  Нового года,   праздник мам, Масленица, спортивные праздники, соревнования, семейные театры. На всех этих мероприятиях, родители так же как и дети,  являются участниками.  Родители играют, поют, танцуют, читают стихи.  

Ребенок не может существовать вне семьи или в несемейной системе, поэтому дошкольное  учреждение и семья должны быть открыты друг для друга. Педагоги должны понимать и объяснять родителям, что семья и семейная среда жизненно важна для ребенка.  Потому, вовлечение родителей в педагогический процесс и их заинтересованное участие важно для их собственного ребенка. Когда ребенок  раскрывает свои  таланты и свои  способности, тогда ребенок растет здоровым уверенным в себе, умным и счастливым.

И в  дальнейших планах работы нашей группы с родителями это:

  • Участие выставках, фотовыставках  и др.
  • Внедрение родительского опыта:

                «Что умеют наши мамы/папы»

  • Привлечение родителей в театральные постановки  группы.

Педагог  должен поддерживать стремление родителей развивать творческую деятельность ребенка в детском саду и дома. Организовывать семейные посещения музеев, в детском саду организовывать выставки семейного творчества. В любом взаимодействии педагога и родителей важным критерием становится, что родитель не пассивный наблюдатель, а активный участник процесса.

Результат совместной работы:

  • Создание комфорта в группе
  • Легкое общение
  • Взаимопонимание
  • Активное участие родителей в жизни группы
  • Мотивация педагогов к новым идеям

Берегите друг друга!
Добротой согревайте! 
Берегите друг друга, 
Обижать не давайте.
Берегите друг друга, 
Суету позабудьте
И в минуту досуга, 
Рядом вместе побудьте!

Спасибо за внимание!