Конспекты

Иванова Людмила Милайловна

конспекты занятий и уроков

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСЁЛКА ПРОВИДЕНИЯ»

____________________________________________________________________________

689251Чукотский автономный округ, п. Провидения, ул. Полярная, 17, тел./факс 2-21-90, e-mail: ddt_57@mail.ru

Конспект занятия кружка  Кукольный театр «Петрушка»

по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля"

Тема занятия: Интонация и персонаж кукольного спектакля.

Цель занятия: Формировать интонационную выразительность речи у детей.

Задачи:

  • развивать творческий потенциал каждого участника кружка;
  • обучать умению изображать  эмоции, используя голос, мимику; жесты;
  • формировать коммуникативные качества личности;
  • воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

Репертуар:  сказка «Пасхальный Колобок», отрывок из сказки «Царевна Несмеяна»

Оборудование:  декорации для кукольного театра: «теремок», облака, дорога, «перчаточные куклы  к спектаклю «Пасхальный колобок»; технические средства: компьютер, презентация к сказке «Пасхальный колобок».

Ход занятия:

I. Организационный момент.   Звучит мелодия «Вальс цветов»

Педагог. Прозвучала знакомая нам всем музыка, которая в очередной раз приглашает нас в сказку        .

– Сегодня мы отправимся в гости к сказочным персонажам.

Психологический настрой

– Перед вами несколько лиц.

– Какое настроение выражает каждое лицо?

Ответ детей (спокойное, радостное, грустное, сердитое, плачущее, недовольное, удивленное)

- Какое настроение выберем на урок?

- Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным. Но мимика каждого настроения нам тоже понадобится. И прежде чем мы попробуем изобразить мимику каждого настроения на своем лице, давайте проведем самомассаж.

 Встаньте полукругом ко мне лицом. Каждый получит рамочку. Те, у кого в руках рамочка, будут зеркала. Тот, кто смотрит в зеркала, говорит такие слова: «Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня выражение лица?». Зеркала отражают, то есть повторяют выражение лица того, кто в него смотрится. (Дети по очереди смотрятся в зеркало и показывают какую-то эмоцию, остальные повторяют в зеркалах)

Педагог Молодцы. Прекрасно справились с заданием.

Педагог. Дети, что важно уметь актеру-кукловоду?

Ответ детей – (Нужно научиться «оживлять» и «озвучивать» куклу.)

Педагог. И, конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают нам специальные упражнения и скороговорки.

Артикуляционная разминка:

 «Качели», «Часы», «Рыбка»

Упражнения для голоса:

        Дыхательная разминка:

«Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

        Работа над дикцией:

  1. Произносите текст как Карабас Барабас, как Дюймовочка, как робот.

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

  1. Прочитайте текст сначала очень медленно, затем чуть быстрее, потом очень быстро. Прочитайте текст с восторженной интонацией.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Работа над скороговоркой:

Вспомним, как мы будем произносить скороговорку?

Ответ детей (медленно, проговаривая все звуки в словах, не глотая окончания)

«Крокодил и крокодилиха кормили крошечных крокодилят картофельным пюре».

Педагог: - Ребята, давайте вспомним диалог отца с дочерью из сказки «Царевна Несмеяна» и попробуем расмешить царевну шутками –скороговорками. (Учитель раздает роли и скороговорки)

Итак, актеры, зрители, готовы? Начинаем…

Царь: - Ох-ох-ох -ох! Что же мне делать? Сил уже нет!

Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а-а-а! (горько плачет)

Царь: - Доченька, ну что же ты все плачешь?

Несмеяна: - Хочу и плачу-у-у-у!

Царь: - Что же делать? Народ! Слушай мой указ: « Кто рассмешит – развеселит царевну Несмеяну, получит полцарства в награду!»

Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а!

Педагог: - Царевна, миленькая, неужели вы никогда не смеетесь?

Несмеяна: - Никогда! Зато я часто плачу и капризничаю!

Педагог: - Но ведь так недолго и заболеть! Ничего, это дело поправимое! Мы с ребятами вас сейчас рассмешим!

Дети по очереди произносят скороговорки-небылицы:

- На заборе бабушка жарила варенье, куры съели петуха в это воскресенье…

- Рано утром, вечерком, поздно, на рассвете бабка ехала пешком в ситцевой карете…

- Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота:

- Караул, деревня! Мужики горят! Бабы сарафаном заливать хотят!

- Я сегодня не в порядке, завтра лучше наряжусь:

   Дыни на ноги надену, кукурузой подвяжусь…

- Шла торговка мимо рынка и споткнулась о корзинку,

   И упала в яму – бух! Раздавила сорок мух…

-  Между небом и землей поросенок рылся

    И нечаянно хвостом к небу прицепился…

Царевна (хохочет ): - Ой, не могу-у-у-у-у-у! Умо-о-о-ора-а-а-а-а!!!

Педагог: Ребята, нам удалось рассмешить царевну! И улыбка ей гораздо к лицу!

Педагог. Спасибо, молодцы! А как мы оживляем куклу?

Ответ детей - С помощью рук

Педагог– Чтобы ваши ручки укреплялись и не уставали, а пальчики были подвижными, все вместе сделаем зарядку для наших рук и пальчиков:

«Веревечка», «Лошадки»,»Насосы

II. Актуализация знаний. 

Педагог. Спасибо, молодцы. Приступаем к рассмотрению темы нашего занятия:

 Интонация и персонаж кукольного спектакля. Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной, мы научимся правильно вести диалог, передавать разное настроение особой интонацией, присущей данному персонажу. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль. Так что же такое интонация?

 Интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении.

Педагог. В своей речи мы используем интонацию, в зависимости от ситуации. Если мы говорим радостно, громко, весело– это значит….

Ответ детей: Восклицательная интонация!

Педагог. Удивленно, кого-нибудь спрашиваем – это…

Ответ детей: Вопросительная интонация.

Педагог. Обычная наша речь без всяких эмоций – ….

Ответ детей: Повествовательная речь.

Педагог. Каким тоном речи можно еще говорить?

Ответ детей (ласково, нежно, спокойно, тихо, грубо, громко, медленно, торопливо, сердито.)

III.  Мотивационно-целевой этап.

Педагог - На примере сказки «Колобок», потренируемся применять интонацию к персонажам. Давайте вспомним сказку «Колобок» и подумаем как разговаривает Колобок и звери, которые встретились ему на пути.  Какую интонацию применяет актер к персонажам. Каждый из персонажей подходя к Колобку , говорит одну и ту же фразу. Какую?

Ответ детей. (Колобок, колобок, я тебя съем.)

Педагог. Попробуем эту фразу произнести по-разному. Обратите внимание, каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер, так как у каждого зверька свои характерные особенности. Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев.

Педагог. Что скажете про зайца?

Ответ детей Зайчик трусливый, живет с опаской.

Педагог. Какой тон разговора выберем для зайца.

Ответ детей: Для зайца - говорит удивленно, неуверенно.

Педагог. Волк?

Ответ детей. Волк грубоватый, говорит уверенно, громко.

Педагог. Медведь. Какой он?

Ответ детей. Медведь большой, неуклюжий, никого не боится, ведет себя самоуверенно, говорит низко, неторопливо

 Педагог. И последний наш персонаж - Лисичка?

Ответ детей. Лисичка хитрая, тон ласковый, иногда жалобный.

Педагог. И последний вопрос, который я хочу вам задать: Как ведут себя животные?

Ответ детей. 

Педагог. Чему нас учит эта сказка?

Ответ детей. 

IV. Практическая работа.

Педагог. А теперь приступим к практической части нашего занятия. Попробуем практически проиграть нашу сказку, в речи своей постараемся использовать правильную интонацию, которую мы только что с вами проговорили.

Выберите себе кукол из волшебной коробки. Что это за куклы? Чем они отличаются от обычных кукол?

Ответ детей. Перчаточные куклы отличаются от обычных кукол тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку.

(Дети надевают куклы, исполняют фрагмент сказки «Колобок» голосом выбранного персонажа)

V.  Рефлексия.

Педагог.С помощью чего оживляются персонажи сказки?

Ответ детей (руки и правильно выбранной интонации)

От чего же зависит выбор интонации каждого персонажа сказки.

Ответ детей – (от характера персонажа)

А сейчас, пришло время возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Чем вам понравилось или не понравилось занятие?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу)

VI. Подведение итогов.

Педагог – Вам интересно было на занятии? Занятие мы начали с хорошим настроением. Какое настроение у нас с вами в конце занятия? (Дети показывают смайлики с изображением мимики лица) Спасибо, молодцы,!

Ребята, как вы думаете, какая самая лучшая награда для артиста?

Дети - Аплодисменты зрителей.

Педагог.- Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Подготовила руководитель кружка

Иванова Людмила Михайловна,

2019 – 2020 уч. год



Предварительный просмотр:

МАТУШКА ВЕЛИКАЯ

(электронная презентация)

Сл.1. СВЯТАЯ  преподобномученица Великая Княгиня –

                Елисавета Федоровна Романова.

Сл.2. Родилась 20 октября 1864 года. Была второй дочерью в семье великого герцога  Гессен-Дармштадтского Людовика  IV и принцессы Алисы и по матери приходилась внучкой английской королеве Виктории. Имя Елисавета она получила в честь прапрабабушки – Елисаветы  Тютингской  – родоначальницы Гессенского дома, католической святой с даром чудотворения, которая в богатстве и в бедности помогала людям.

Сл.3. Любящая мать внимательно следила за талантами каждого из семерых детей, воспитывая их на твердой основе христианских заповедей и добродетелей. Она знала об увлечениях своих детей и старалась развивать их таланты. Так у Елизаветы появились Мольберт, кисти и краски. Свой первый рисунок – фиалки в вазе  - она подарила матери.

Сл.4.  Когда  Елизавете исполнилось 14 лет, от дефтирита умерла  4-х летняя  сестра Мария, вслед за ней скончалась и мать, принцесса Алиса.

Пред смертью она завещала дочери всегда и во всем брать пример  со святой Елизаветы Тюренгенской, родоначальницы Генесского дома.         

-Ты носишь имя святой, которая избрала путь самоотречения и любви к ближнему…Помни, в какое бы  время ты  не жила, это самый верный  путь к Богу!»

« Господь благословил труд и бедность , но более всего любовь и сострадание к ближним» - говорила она дочери.

Сл. 5.  «Принцесса Елизавета  росла очень красивой девушкой – высокая, стройная, с прекрасными чертами лица»,- пишет её первый биограф Любовь Миллер. Она была общепризнанной красавицей  Европы. Многие предлагали ей руку и сердце, но все получили отказ. Когда ей исполнилось 19 лет, из России приехал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны.Они подружились, а через какое-то  время Сергей Александрович попросил руки и сердца Елисаветы.

Сл.6. 3 июня 1884 года она стала женой великого князя  Сергея Александровича Романова (дяди Николая II) и принцесса Генесская  Елизавета стала великой  княгиней Елизаветой Федоровной.

« В Петергофе недолго пришлось ждать на станции, скоро подошёл поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей, и словно  солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта»

(Из дневника  великого князя Константина Константиновича)

Елизавете 19 лет. Она в расцвете молодости и красоты, в тесном родстве с императорской семье, и что же она предпринимает по своей инициативе?

        Она идет знакомиться с жилищами крестьян Ильинского. По просьбе юной супруги Сергей Александрович немедленно выписал опытную акушерку для крестьянок,  юная княгиня посещает больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Привозит им еду, одежду.

Сл.7.  В октябре 1888 года Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елисавета  Федоровна посетили Святую Землю, увидели Иерусалим, Гефсиманию с храмом св . Равноапостольной Марии Магдалины.

«Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в  Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира?» - пишет она отцу.

25 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, она перешла в православную веру с именем Елисавета, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи.

В этом же году великого князя Сергея Александровича назначили генерал – губернатором Москвы. С этого момента жизнь великой княгини резко изменилась. У супруги генерал – губернатора появились новые обязанности. По вечерам – приемы, балы, а днем она много занималась благотворительностью - посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей.

Сл.8.  1904 год – началась русско- японская война.

« Можно сказать , нисколько не преувеличивая, что она являлась одним из главных руководителей организации труда на помощь фронту не только в Москве, но и во всем большом округе. Елисавета Федоровна заняла под мастерские все залы Кремлевского дворца. Только один Тронный зал как символ монархии был ею не тронут»

Тысячи женщин трудились там над швейными машинками рабочими столами: на фронт посылались тюки с продуктами, обмундированием, медикаментами, с подарками для солдат – иконками, молитвенниками.

        Великая княгиня Елисавета сформировала несколько поездов, которые шли на Дальний Восток и обратно с ранеными. В Москве устраивала госпитали для раненых, комитеты по обеспечению вдов и сирот.

Сл.9.  4 февраля 1005 года. От взрыва бомбы революционера – террориста погиб Великий князь Сергей Александрович.

Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела своего горячо любимого мужа .

        Раненая в самое сердце , она не думала о себе. Ее мысли были о тех, кто мог пострадать ещё. Первым делом она написала письмо сестре, императрице Александре Федоровне, чтобы та не приезжала на похороны: террористы могли, воспользовавшись моментом совершить покушение на её мужа- императора Николая II. Вечером она навестила раненого кучера. На третий день после смерти мужа она отправилась в тюрьму облегчить душу убийцы мужа и просила его покаяться в содеянном.

Сл.10. «Через некоторое время мы заметили в Великой Княгине некую перемену: она стала живее интересоваться делами склада, взгляд её стал не таким напряженным и далеким от жизни , как будто она нашла какой-то интерес и какую-то цель в жизни» ( Н. Балуева- Арсеьева в кн. «Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елисаветы)

Сл.11.  Этой целью явилось создание общины особого типа. Главное в ней - служение больным, соединенное с исполнением монастырского устава , но без пострига. Она собрала все свои драгоценности , часть отдала в казну, часть – родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители Милосердия.

10 февраля 1909 года Елисавета Федоровна  оставила свой кремлевский дворец и поселилась с несколькими сестрами на Большой Ордынке.

«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я вхожу в более великий мир  - в мир бедных и страдающих» .

Настоятельницу обители называли не иначе как Великая Матушка.Для больных, которых лечили бесплатно , просто Матушкой. Так же звали её обитатели Хитрова рынка, где она собирала сирот и устраивала их в приюты.она устраивала дома призрения для инвалидов и сирот. Каждого, кто нуждался в помощи она почитала «как бы Богом после Бога», в каждом находила что – то хорошее.

Сл.12. В августе 1914 года началась первая мировая война. Вслед за первыми неудачами на фронте начинают расти настроения, направленные противправительства и императорской фамилии.

По Москве поползли слухи, что княгиня – немка тайно поддерживает

 противника, что Марфо – Мариинская обитель превратилась  в центр немецкого шпионажа. Однажды толпа хулиганов забросала камнями машину, в которой находилась Елисавета Федоровна, многие  выкрикивали ругательства, плевали в её сторону. Она не ожидала, что люди того города, которому она служила и которые ещё совсем недавно встречали её с восторгом, могли так перемениться.

Сл.13.  В апреле 1918 года на третий день Пасхи, Елисавету Федоровну и еще двух сестер обители арестовали. По дороге в ссылку Матушка  написала в обитель письмо: «Сплотитесь и будьте как одна душа, вся для Бога, и скажите, как Иоанн златоуст: «Слава Богу за всё!»

20        мая 1918 года их привезли в сибирский город Алапаевск Пермской области.

18 июля 1918 года  ночью узников повезли в направлении деревни Синячихи. За городом , на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление : Великую княгиню и сестру Варвару вместе с некоторыми членами царской семьи  избивая прикладами винтовок, палачи  живыми сбросили  в шахту.  О чем думала Великая княгиня в эти последние мгновения? Как Мария, она уже была с Господом- её пальцы оказались сложенными для крестного знамения. Как Марфа, она заботилась о ближнем: рядом с ней нашли тело великого князя  Иоанна Константиновича с перевязанной головой .Даже здесь , в глубине шахты, израненная и переломанная, она пыталась облегчить страдания ближнего.

Сл.14.  В 1981 году собором архиереев Русской Православной Церкви  за границей,

а в 1992 году и в России архиерейским собором Русской Православной Церкви Елисавета Федоровна  вместе  с инокиней Варварой были причислены к лику святых, их называют  новомучениками.

 Новомученики есть образец мужества и пример для подражания для всех православных  христиан.

 В 1921 году гробы Елисаветы Федоровны и сестры Варвары, после долгих скитаний, перевезли в Иерусалим. Они покоятся в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины.в Гефсимании.

В Москве ,на Большой Ордынке , снова возродилась Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и Марии стоит статуя прекрасной  молодой женщины в монашеском облачении. Рядом с ней всегда цветут фиалки…

Сл.15.  Один лик – посмотрел  только,  и видишь – с неба спустился человек. Ровность, такая ровность, и даже нежность; можно сказать  - от неё живой свет расходится по миру, и мир существует. Иначе задохнуться можно, если жить жизнью этого мира.

         Сл.16.  В 1992 году у старой шахты построили часовню с алтарной частью во имя святой преподобномученицы  Великой княгини Елисаветы.

В часовне проходят службы в дни памяти – 18 июля.

22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об основании рядом с шахтой         мужского монастыря в честь Новомученников  Российских.

Используемая литература:

        Веденяпина Э.А.  Красота. Мешает ли она спасению , «Издательство «Благо»,  2002-112с

        Григорьева Е.  Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна,  ГП « МОК- Центр», М.: при участии изд .«Сатись»

        Марфа и Мария,  журнал- №2, 2003 из воспоминаний матушки Надежды «Великая княгиня  Елисавета Федоровна»

        Пастырь, просветительский журнал  август 2008, К.Авдеев «Знаки святого Онуфрия»

Об  авторе.

        Павлов  Денис Николаевич,      2003 года рождения,  8  класс,

 МБОУ  «Основная  общеобразовательная школа с.Сиреники»

        Домашний адрес: ЧАО,  Проведенский р-н,  с.Сиреники,

        Руководитель : Иванова Людмила Михайловна, учитель начальных классов,  

                                          8-960-098-35-26



Предварительный просмотр:

Иванова Л.М., учитель начальных классов

 село Нунлигран

Классный час во 2 классе  

«Коляда»

Цель: познакомить учащихся младших классов с одной из традиций русского народа

Задачи:

  • Кратко рассказать об истории появления обряда колядования на Руси;
  • С помощью литературной композиции продемонстрировать пример Колядок;
  • Способствовать развитию творческих способностей ребят класса.

СЛ.1 Первые зимние месяцы и рождественский праздник на Руси невозможно представить без колядования.

СЛ.2. Наша Коляда совершалась и ныне совершается накануне Рождества Христова и в Рождественские праздники. От чего происходит коляда и что он значит?

Коляда произошла от польского «Коленда», что значит поздравление.

Колядование вошло в обычай сначала на юге России, а потом распространилось по всей России со значительными изменениями.

СЛ.3. Коляды в России две: одна передРождеством; другая перед Богоявлением, Крещенская или Водокрещей. Первая еще известна под именем богатой, а вторая под именем постной.

В ночь с6 января на 7 января – рождественский сочельник, который подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост, открывал двухнедельные празднества – святки.

СЛ.4. В рождественский сочельник не едят до первой звезды, которая оповещает о рождении Христа.

          СЛ.5. Торжественный ужин не отличается большим разнообразием блюд. Обязательной принадлежностью рождественского стола были кутья и фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов.

СЛ.6. После серьезной части за домашним столом – начиналось святочное веселье. «Пришли колядки – блины да ладки», то есть наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.

СЛ.7.Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.

СЛ.8. На всей территории России был распространен обычай новогоднего обихода домов молодежью или детьми. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:

Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

СЛ.9

Благодаря хозяев за подаренное угощение, колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье:

Дайте коровку,

Мазану головку!

Уж ты ласточка,

Ты касаточка,

Ты не вей гнезд

Во чистом поле,

Ты завей гнездо

У Петра на дворе!

Дак дай ему бог

Полторасто коров

Девяносто быков.

Они на реку идут,

Все помыкивают,

А с реки-то идут,

Все поигрывают

По традиции колядовщики требовали платы, угощения, подчас очень настойчиво:

Нам же, славцам,

Не рубь-полтина, -

Единая гривна,

Пива братыня

Яиц коробица,

Скляница вина,

Бочка квасу,

Морда рыбы,

Блюдо шанег,

Ставец оладий

И масла крыница!

Если хозяйка выносила угощение, благодарили:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Если же ничего не давали, могли пропеть и такое:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа!        

Или:

На двор чертей, на огород червей!

        Сл.10. Сейчас ребята нам покажут пример КОЛЯДОК

После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одаривали. И мы тоже вас приглашаем на чай.в школьную столовую.



Предварительный просмотр:

Иванова Л.М. село Нунлигран

Урок изобразительного искусства в I—II классах

по теме: «Русская матрешка»

Цель:

Познакомить с историей появления матрешки в России,

работой мастеров по росписи деревянной матрешки.

Содействовать развитию творческого воображения и кистевой росписи.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование:

Картины с изображением деревянных расписных матрешек из Загорска, Семенова, Полхово-Майдана, плакаты, бумага в форме вырезанного силуэта матрешки, акварель, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра, тряпочка.

Ход урока

I.Организационная часть.

СЛ.1   - Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку, отгадав которую вы определите тему сегодняшнего урока.

Итак, внимание!

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица-

Для меньшей темница.

- Правильно, матрешка!

 - А знаете ли вы, где и когда впервые появились матрешки?

Знакомство с историей появления матрешки в России.

Первая русская матрешка появилась в конце XIX века. Прообразом ее послужила привезенная из Японии фигура добродушного буддийского мудреца Фукуруму, в котором находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Хоть игрушка и была привезена с далекого острова Хонсю, сами японцы утверждают, что ее выточил безвестный русский монах (приложение № 1)

II. Приобретение новых знаний.

СЛ.2. - Как вы думаете, почему деревянную разъемную куклу, сделанную уже в России, назвали матрешкой?

         В дореволюционной России имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных имен. В его основе лежит латинское слово «mater»- мать. Потому в народе имя Матрена ассоциируется с матерью, причем многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей.

СЛ.3. Первые матрешки изображали девушек в русских сарафанах, с корзинами, серпами, букетами трав и  цветов (приложение № 2)

-Позже на матрешек стали наносить всевозможные жанровые сценки, рассказывающие о временах года, крестьянском быте,

- ярмарках, народных праздниках (приложение № 3)

- Наряду с женскими образцами встречались и мужские персонажи.

СЛ.4 Мастера - матрешечники пытались экспериментировать и с формой игрушки: вытачивали фигуры в виде древнерусского шлема, 

-конусообразные.

Эксперименты продолжаются и в наши дни.

-корейский рисунок

-китайский рисунок

-осетинский

СЛ.5. С символом фирмы, с героями мультфильмов,

- на заказ с фотографиями людей, певцов, артистов

 

СЛ.6  Но эти новшества не прижились (приложение № 4) Но и детям, и взрослым больше пришлось по душе матрешка традиционной формы.

.Матрешка - национальный сувенир России.

-Русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. В качестве сувенира дарят ее гостям из других стран.

-В чем же секрет такого успеха?

…Матрешка во все времена символизировала дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она, добрая посланница этих чувств, живет в наших домах, квартирах и поселяется у зарубежных друзей. Так постепенно из обычной детской забавы она превратилась в сувенир.

СЛ.7.  -Впервые в России матрешки появились в Загорске. Сейчас этот город называется Сергиев Посад, и находится он недалеко от Москвы. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собирались многие знаменитые русские художники. Как-то попала к ним японская деревянная игрушка. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую (приложение № 5)

Вот так и родилась русская матрешка.

- Первую матрешку расписал художник Сергей Малютин. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчиков, последним же был спеленатый малыш. На Загорской матрешке красным, зеленым, синим цветами четко выделены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Край платка и фартука украшала скромная декоративная роспись (приложение № 6)

СЛ.8. Семеновская матрешка расписывалась иначе. Ее можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У семеновской матрешки разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов (приложение № 7)

-Полхов - майданская матрешка появилась на свет сравнительно недавно, в 20-х годах прошлого века. Есть такое большое село в Нижегородской области – Полхов-Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и раскрашивают тарарушки - так называют мастера свои поделки. Занимаются этим делом не одно поколение сельчан.

Голова у Полхов-Майданской матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке задорный вид. Платок на матрешке ярко-красный, юбка фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с желтой сердцевиной, а прямо из-под него – жгучие, кольцами кудри. Лицо у матрешки слегка скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и лукаво так посматривают. Самое яркое пятно – ее фартук, на котором расцветает чудо-букет: на зеленой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды (приложение № 8)

III. Обобщение. Закрепление.

СЛ. 9. сейчас мы с вами попробуем создать свою Матрешку. И наш класс – это художественная мастерская, а мы бригада мастеров. Я не учитель, а старший мастер.

-Почему у вас Матрешки разных размеров?( Игрушка-Матрешка это 8 кукол, вложенных друг в друга)

            ******

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех «матрешками» зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста

Разжимается она

На две половины.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая -

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех

Вот поставленные в ряд

Сестры – куколки стоят

«сколько вас?» -

У них мы спросим,

и ответят куклы:

«Восемь!»

 

Рассмотрим силуэты матрешек и попробуем определить, где могли бы изготовляться, расписываться эти матрешки

  1. Загорская
  2. Семеновская
  3. Полхов-майданская

СЛ.10. На столах у вас лежат Матрешки. Посмотрите на них внимательно. Мы их должны раскрасить. Элементы каких матрешек присутствуют у нашей Нунлигранской Матрешки.

Форма – Полхов-майдан

Платок – Загорск

Лицо – Семеново

Фартук – Полхов- майдан

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Далее учитель предлагает детям расписать матрешку по своему замыслу: загорскими, семеновскими или полхов-майданскими узорами.

CЛ 11. Дети самостоятельно работают.

Готовые рисунки вывешиваются на доске, анализируются, чья роспись лучше и почему. На доске получается яркий, красочный хоровод матрешек. (Выставляются оценки).

V. Итог урока

- С какими видами матрешек мы ознакомились?

-  Чем они отличаются друг от друга?

СЛ. 12. Сегодня матрешка не только национальный сувенир, но и предмет искусства. Ее расписывают профессиональные художники живописцы и мастера народных промыслов. Она стала авторской (приложение № 9)

- На этом наш урок окончен.

Спасибо за работу!