Программы, рецензии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskiy_tanets_fgt_1.docx96.89 КБ
Microsoft Office document icon istoriko-bytovoy_tanets_1.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

Дополнительная  предпрофессиональная  

общеобразовательная программа

в области хореографического искусства

«хореографическое творчество»

Предметная область

ПО.01.Хореографическое исполнительство

                 Примерная программа по учебному предмету

                    ПО.01.УП.04.КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Нижневартовск 2014

«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Горина Н.В.

______________

(подпись)

дата утверждения

Разработчик – Стребкова Алена Николаевна, преподаватель          хореографических дисциплин.

Рецензент –

Рецензент –

Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета;

-Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-Цель и задачи учебного предмета;

-Методы обучения;

-Связь с другими предметами;

-Ожидаемые результаты освоения программы;

II. Содержание учебного предмета

-Сведения о затратах учебного времени ;

-Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.Формы и методы контроля, система оценок

-Критерии оценок;

V.Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.Списки  рекомендуемой методической литературы

-Список рекомендуемой методической литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа по учебному предмету «Классический танец» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического  искусства «Хореографическое творчество».

Классический танец является фундаментом  обучения для всего комплекса       танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры. В этом его главное воспитательное значение.

Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств с учетом обеспечения преемственности образовательных программ в области хореографического искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Программа направлена на духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности, а также создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства, воспитание подготовленного зрителя, способного к обоснованному эстетическому суждению, владеющего навыками самостоятельного исполнительства.

Программа предусматривает организацию творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий: конкурсов, фестивалей, мастер-классов,  концертов,  театрализованных представлений  и участия в них, посещений  учреждений культуры и организаций;

- организацию творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей культурно-регионального компонента.

Все программные требования разработаны с учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала, с учетом требований учебных планов нового поколения.  

         Срок реализации программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6,6 лет до 9 лет, составляет 8 лет.

Срок реализации программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

     Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Программа  откорректирована.

1. В программу классического танца было включено изучение пальцевой техники, а именно:

-первый год обучения- releve (I, II, V поз.); pas echappe; pas de bourree с переменой ног.

-второй год обучения-pas suivi; pas suivi en turnant;  pas couru.

-третий год обучения- releve( VI поз.);  pas echappe double; pas sus-sous; pas de bourree; assamble soutenu; поворот soutenu

-четвертый год обучения- pas glissade; temps lie (вперед и назад); sissone simple.

-пятый год обучения-pas jete; pas echappe на позы; pas glissade en turnant; подготовка к pirouette en dehors et en dedans.

-шестой год обучения- pas echappe на одну ногу; pas jete с продвижением; tours pique en dehors et en dedans;  pirouette  en dehors et en dedans( V, II, IV поз)

- седьмой год обучения - pas echappe на одну ногу; pas jete с продвижением; tours pique en dehors et en dedans;  pirouette  en dehors et en dedans( V, II, IV поз).

2.  Маленькие позы epoulment croisee et efacee

- II port de bras

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Классический танец»:

Классы/количество часов

3-8 классы

9 класс

Количество часов

(общее 6 лет)

Количество часов

(в 1 год)

Максимальная нагрузка (в часах)

1023

165

Количество часов на аудиторную нагрузку

1023

165

Общее количество часов на аудиторные занятия

1188

Классы

3

4

5

6

7

8

9

Недельная аудиторная нагрузка

6

5

5

5

5

5

                    5

Консультации

(для учащихся 3-8 классов)

48

(8 часов в год)

8

Цель – развитие двигательных функций и формирование балетной осанки через обучение специальным упражнениям классического экзерсиса, выявление одаренных детей в области соответствующего вида  искусства с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

Задачи

  • Развитие двигательных функций: выворотности ног, подъема стопы, гибкости корпуса, танцевального шага.
  • Исправление некоторых недостатков в осанке, а именно сутулость, ассиметрии лопаток, увеличения прогиба в поясничном отделе.
  • Постановка рук, корпуса, головы- основы равновесия и апломба.
  • Овладение навыками координации движений, ориентировкой в пространстве.

Задачи: на дополнительный год обучения:

  • Знание и выполнение объема учебной программы
  • Овладение комплексом, начальных профессиональных навыков
  • Соответствие академическому исполнительскому стилю.

Связь с другими предметами.

Основные виды танцевальной деятельности обусловлены спецификой  образовательного процесса в ДШИ и заключаются в обратных  связях, т. е. в переходе от индивидуальной деятельности на уроке к коллективной в ансамбле, что  также способствует развитию личности обучающихся, динамике их  изменений  и  творческого роста.

Совершенствование различных форм учебно-воспитательного процесса  предполагает  также связь учебного материала уроков по классическому танцу с предметами теоретического цикла школы искусств такие как, беседы о  хореографическом  искусстве, предметами по музыке, а также с другими предметами хореографии. Так, например, не возможно изучение народно-                      сценического танца  или  современного без постановки  корпуса,  рук, ног, не изучив элементы классического танца. Это  важно и необходимо для  осуществления всестороннего  эстетического  воспитания обучающихся, расширения  их  кругозора, формирование у них духовной  культуры, для  гармоничного  развития  человека современного общества, в котором  развивается наука, совершенствуются  различные технические  средства  и  которое  невозможно  вне формирования  познавательных интересов  обучающихся. Обучение по данной программе  развивает и активизирует  у обучающихся творчество, что является первоначальной  ступенью  творческой деятельностью  взрослого человека.

Ожидаемые результаты освоения программы:

- наличие у обучающегося интереса к хореографическому искусству, самостоятельному классическому исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий  использовать классический танец, для достижения наиболее профессионального исполнительства;

- знание  профессиональной терминологии ;

 - навыки музыкально-пластического интонирования;  

- навыки публичного выступления;

-наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.

Содержание учебного предмета «Классический танец»

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец» на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Срок обучения 8(9) лет

Распределение погодам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторных занятиях (в неделю)

-

-

6

5

5

5

5

5

5

Общее максимальное количество часов  по годам (аудиторные занятия)

-

-

198

165

165

165

165

165

165

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

-

-

1023

165

-

-

1188

Консультации (часов в год)

-

-

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

48

8

56

Учебно-тематический  план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета, в том числе из расчета максимальной учебной нагрузки , а также аудиторных занятий.

 

Первый  год  обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Практич-е занятия

1.

Экзерсис у станка

62

62

62

2.

Экзерсис на середине

62

62

62

3.

Вращения

26

26

26

4.

Allegro

46

46

46

5.

Контрольные  мероприятия

2

2

2

6.

Итого

198

198

Содержание

Первый год  обучения

Основной задачей   первого  года  обучения  является  постановка корпуса, рук, ног,  головы  в  процессе  усвоения  основных движений классического  тренажа у  станка  и  на  середине,  развитие  элементарных  навыков  координации  движений.

  1. Экзерсис  у  станка

   1.Demi  et grand  plie   I, II,V  позиции.

   2.Battement   tendu :  а)из  V  позиции

                        б) с  demi  plie

                        в) с   pur  le  pied

     3. Battement   tendu  jete с  piques.

     4. Rond  de  jambe  par terre.

     5.   Battement  foundu  на  450.                                        

     6.  Battement   frappes  на  450.

      7.Подготовка  к   rond  de  jambe  en lair.

      8. Battement  retires.

      9. Battement   releve  lent  на  900.

      10. Grand  battement  jete  c  I,  V  позиций .

2. Экзерсис  на  середине

  1. Demi  et grand  plie   I, II,V  позиции.

  2.Battement   tendu :  а)из  V  позиции

                       б) с  demi  plie

                       в) с   pur  le  pied

    3. Battement   tendu  jete с  piques.

    4. Rond  de  jambe  par terre.

    5.   Battement  foundu  на  450.                                        

    6.  Battement   frappes  на  450.

    7.Подготовка  к   rond  de  jambe  en lair.

     8. Battement  retires.

     9. Battement   releve  lent  на  900.

  10. Grand  battement  jete  c  I,  V  позиций .

3.Вращения

1. Поворот в  5  позиции  на  двух  ногах  на  1800,  3600.

2.Подготовка   к chaine.

3.Tour  soutenu.

4.Allegro

1. Temps  sauté  I, II, V  позициям.

2. Petit   pas  echappe.

3. Changment  de pied.

4. Pas  assamble (в  сторону)

5. Sissonne  simple.

5. Упражнения на пальцах.

1.releve (I, II, V поз.);

2.pas echappe;

3.pas de bourree с переменой ног.

Годовые требования

По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:

-основные требования  классического танца;

-названия движений( французская терминология), их перевод и значение;

Владеть:

-постановкой корпуса, рук, ног, головы;

-элементарной координацией движений.

Учебно-тематический  план

Второй  год  обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Практич-е занятия

1.

Экзерсис у станка

48

48

48

2.

Экзерсис на середине

48

48

48

3.

Вращения

21

21

21

4.

Allegro

46

46

46

5.

Контрольные  мероприятия

2

2

2

6.

Итого

165

165

Содержание

Второй год  обучения

Основной задачей  второго  года обучения является  закрепление   навыков  исполнения  упражнений  экзерсиса, полученных  в предыдущем  году  обучения,  постепенно усложняя  их,  добавляя новые  элементы классического  танца ( вattement   developpes, рas  jete и  т. д.) Большой  акцент  делается  на  устойчивость  и выразительность  исполнения упражнений.

1.Экзерсис  у  станка

1.Demi  et grand  plie   I, II,V  позиции.

2.Battement   tendu  с  переходом  по  4  позиции; с переносом  тяжести корпуса с  ноги  на  ногу.              

              3. Battement   tendu  jete  balansoir.

               4. Rond  de  jambe  par terre  на  450.

               5.   Battement  foundu  на  450,  battement  soutenu.                                    

               6.  Battement   frappes  на  450(double,  petit  battement).

               7.  Rond  de  jambe  en lair.

               8. Battement   developpes.

               9. Battement   releve  lent  на  900.

             10. Grand  battement  jete  c  I,  V  позиций .

2. Экзерсис  на  середине

 1. Demi  et grand  plie   I, II,V  позиции.

  2.Battement   tendu  с  passé  par  terre.

                       б) с  demi  plie

                       в) с   переходом  с  ноги  на  ногу.

    3. Battement   tendu  jete с  piques.

    4. Rond  de  jambe  par terre.

    5.   Battement  foundu  на  450(double).                                      

    6.  Battement   frappes  на  450(double).

    7.  Rond  de  jambe  en lair.

     8. Battement   developpes.

    9. Port  de  bras(I,  II,  III).

  10. Grand  battement  jete  c  I,  V  позиций .

3.Вращения

1. Поворот в  5  позиции  на  двух  ногах  на  1800,  3600.

2. Chaine.

3.Tour  soutenu.

4.    Подготовка    к  pirouette  en dehors  et  en  dedans(2;5 позиции).

4.Allegro

1. Temps  sauté  I, II, V  позициям.

2. Petit   pas  echappe,  double  pas  echappe.

3. Changment  de pied.

4. Pas  assamble (в  сторону)

5. Sissonne  simple.

6.Pas  jete.

7.Pas  chose

5. Упражнения на пальцах.

pas suivi;

pas suivi en turnant;  

pas couru.

Годовые требования.

Обучающиеся  должны знать:

-подготовительное движение рук-preparation;

-уровни подъёма ног;

-прыжки с двух ног на две;

-владеть координацией движений;

-владеть устойчивостью

Учебно-тематический  план

Третий  год  обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Практич-е занятия

1.

Экзерсис у станка

48

48

48

2.

Экзерсис на середине

48

48

48

3.

Вращения

21

21

21

4.

Allegro

46

46

46

5.

Контрольные  мероприятия

2

2

2

6.

Итого

165

165

Содержание

Третий год  обучения

На  третьем  году  обучения  закрепляется  азбука  классического  танца,  ускоряется  темп  в  исполнении  экзерсиса .  Основными  задачами  обучения  являются:  выработка  навыков  правильности  и  чистоты  исполнения, закрепление  устойчивости,  развитие  координации, выразительности, воспитание  силы  и  выносливости.  Вводятся полупальцы,  увеличивается  нагрузка  в  экзерсисе  на середине  зала  (позы,arabesque).

1.Экзерсис  у  станка

1.Demi  et grand  plie   I, II, IV, V  позиции.

2.Battement   tendu  с  переходом  по  4  позиции; спереносом  тяжести корпуса с  ноги  на  ногу.              

              3. Battement   tendu  jete  balansoir.

               4. Rond  de  jambe  par terre  на  450.

               5.   Battement  foundu  на  450,  battement  soutenu  на  полупальцах.                                    

               6.  Battement   frappes  на  450(double,  petit  battement)  на  полупальцах.

               7.  Rond  de  jambe  en lair ,  temps  releve.

               8. Battement   developpes(  attitude, grand  rond,  большие  позы).

               9.III  port  de  bras   с  растяжкой.

             10. Grand  battement  jete   по  позам.

2. Экзерсис  на  середине

    1. Temps  lie  par  terre  с  перегибом  корпуса.

  2.Battement   tendu  в  позах  croisse,  effaceе.

                       б) с  demi  plie

                       в) с   переходом  с  ноги  на  ногу.

    3. Battement   tendu  jete в  позах  croisse,  effaceе.

    4. Rond  de  jambe  par terre  с  обводкой  и  port  de  bras.  

    5.   Battement  foundu  на  450(double)  в  позах  croisse,  effaceе.                                      

    6.  Battement   frappes  на  450(double) в  позах  croisse,  effaceе.

    7.  Rond  de  jambe  en lair.

     8. Battement   developpes в  больших  позах,arabesque.

    9. Port  de  bras(I,  II,  III,  IV).

  10. Grand  battement  jete  balancse.

3.Вращения

1. Поворот в  5  позиции  на  двух  ногах  на  1800,  3600.

2. Chaine.

3.Tour  soutenu.

4.   Pirouette  en dehors  et  en  dedans(2;5 позиции).

5.Tour  piqe.

6.Tour  degajes.

4.Allegro

1. Temps  sauté  I, II, V  позициям.

2. Petit   pas  echappe,  double  pas  echappe.

3. Changment  de pied.

4. Pas  assamble (в  сторону)

5. Pas  glissad.

6.Pas  jete.

7.Pas  de  chat.

8. Sissonne  ouvert 450.

9. Sissonne в   I  arabesque.

5. Упражнения на пальцах.

releve( VI поз.);  

pas echappe double;

pas sus-sous;

 pas de bourree;

 assamble soutenu;

поворот soutenu

Годовые требования

По окончанию третьего года обучения обучающиеся должны знать:

-правила исполнения основных движений классического танца;

-понятия croisse,  effaceе;

-прыжки с двух ног на одну;

Владеть:

-навыками устойчивости в позах классического танца;

-силой ног и выносливостью.

Учебно-тематический  план

Четвертый год  обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Практич-е занятия

1.

Экзерсис у станка

48

48

48

2.

Экзерсис на середине

48

48

48

3.

Вращения

21

21

21

4.

Allegro

46

46

46

5.

Контрольные  мероприятия

2

2

2

6.

Итого

165

165

Содержание

Четвёртый год  обучения

 Основными  задачами  четвёртого  года  обучения являются:   повторение  и закрепление  материала  за  пятый  класс,  проверка  точности  исполнения пройденных  движений,  выработка  устойчивости  на  полупальцах, дальнейшее  развитие  силы  и  выносливости  за  счёт  ускорения  темпа  и  увеличения  нагрузки  в  упражнениях  экзерсиса.  Большое  внимание  уделяется  технике  вращения  у  станка  и  на  середине, усложняются  прыжки.

1.Экзерсис  у  станка

                 1.Demi  et grand  plie   I, II, IV, V  позиции.

                   2. Battement   tendu в  позах  croisse,  efase.

                   3. Battement   tendu  в  позах  croisse,  efase.

                   4. Rond  de  jambe  par terre  на  450  на  полупальцах.

                   5.   Battement  foundu  на  450,  battement  soutenu  на  полупальцах( tombe).                                    

                   6.  Battement   frappes  на  450(double,  petit  battement)  на  полупальцах.

                   7.  Rond  de  jambe  en lair ,  temps  releve.

                   8. Battement   developpes(  attitude, grand  rond,  большие  позы).

                   9.III  port  de  bras   с  растяжкой,IV port  de  bras.

                 10. Grand  battement  jete   по  позам, grand  battement  jete  developpes.

2. Экзерсис  на  середине

   1. Temps  lie  par  terre  с  перегибом  корпуса.

  2.Battement   tendu  в  позах  croisse,  efase

                       б) с  demi  plie

                       в) с   переходом  с  ноги  на  ногу.

    3. Battement   tendu  jete в  позах  croisse,  efase, ecarte.

    4. Rond  de  jambe  par terre  с  обводкой  и  port  de  bras( I,  II,  III,  IV,  V,  VI).  

    5.   Battement  foundu  на  450(double)  в  позах  croisse,  efase, ecarte.

    6.  Battement   frappes  на  450(double) в  позах  croisse,  efase, ecarte.

    7.  Rond  de  jambe  en lair.

     8. Battement   developpes в  больших  позах,arabesque.

    9. Port  de  bras(I,  II,  III,  IV, V, VI).

  10. Grand  battement  jete  balancse, balainsouar.

   11. Pirouette  en dehors  et  en  dedans(II,  IV,  V позиции).

     12. Pas de  bourree ( все  виды).

    3.Вращения

1. Поворот в  5  позиции  на  двух  ногах  на  1800,  3600.

2. Chaine.

3.Tour  soutenu.

4.   Pirouette  en dehors  et  en  dedans(2;5;4 позиции).

5.Tour  piqe.

6.Tour  degajes.

4.Allegro

1. Temps  sauté  I, II, V  позициям.

2. Petit   pas  echappe,  double  pas  echappe.

3. Changment  de pied.

4. Pas  assamble (в  сторону)

5. Pas  glissad.

6.Pas  jete.

7.Pas  de  chat.

8. Sissonne  ouvert 450,900.

9. Sissonne в   I  arabesque.

10. Sissonne  ferme 900.

11. Sissonne  tombe.

12.Grand  pas  assamble.

5. Упражнения на пальцах.

pas glissade;

temps lie (вперед и назад);

 sissone simple.

Годовые требования.

По окончанию четвертого  года обучения обучающиеся должны знать:

-уровни положений рук в больших и маленьких  позах;

-ракурсы исполнения движений;

Владеть:

-устойчивостью в статике;

-техникой вращения;

-профессиональным вниманием;

-самоконтролем;

Уметь:

-грамотно и музыкально исполнять движения.

Учебно-тематический  план

Пятый год  обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Практич-е занятия

1.

Экзерсис у станка

48

48

48

2.

Экзерсис на середине

48

48

48

3.

Вращения

21

21

21

4.

Allegro

46

46

46

5.

Контрольные  мероприятия

2

2

2

6.

Итого

165

165

Содержание

Пятый год  обучения

В  седьмом классе закрепляется  программный  материал шестого  класса, продолжается  работа  над  чистотой, свободой  и  выразительностью  исполнения  с  использованием  более  сложных  сочетаний  движений. Наряду  с этим, в задачи  обучения  входят:  подготовка  к  tours  в  больших  позах  и  ознакомление  с  техникой  их  исполнения, изучение  больших  прыжков. Большая  часть уроков отводится занятиям  на  середине. Общий темп  урока ускоряется. Более сложно  и  разнообразно  музыкальное  сопровождение.

1.Экзерсис  у  станка

                1.Demi  et grand  plie   I, II, IV, V  позиции.

                 2. Battement   tendu в  позах  croisse,  efase.

                 3. Battement   tendu  в  позах  croisse,  efase.

                4. Rond  de  jambe  par terre  на  450  на  полупальцах.

                 5.   Battement  foundu  на  450,  battement  soutenu  на  полупальцах( tombe).                                    

                 6.  Battement   frappes  на  450(double,  petit  battement)  на  полупальцах.

                 7.  Rond  de  jambe  en lair ,  temps  releve.

                 8. Battement   developpes(  attitude, grand  rond,  большие  позы).

                 9.  III  port  de  bras   с  растяжкой,IV port  de  bras.

               10. Grand  battement  jete   по  позам, grand  battement  jete  developpes.

               11.Поворот   fouette  en  dehors  et  en  dedans на  450, 900.

              Pas  jete.

                12. Tours на 450, 900.

2. Экзерсис  на  середине

 

  1. Temps  lie  на  900.

  2.Battement   tendu  в  позах  croisse,  efase (en  tournant).

  3. Battement   tendu  jete в  позах  croisse,  efase, ecarte (en  tournant).

 4. Rond  de  jambe  par terre  с  обводкой  и  port  de  bras( I,  II,  III,  IV,  V,  VI),  en  tournant.

  5.   Battement  foundu  на  450(double)  в  позах  croisse,  efase, ecarte.

  6.  Battement   frappes  на  450(double) в  позах  croisse,  efase, ecarte (en  tournant).

 7.  Rond  de  jambe  en lair.

  8. Adajio.

  9. Port  de  bras(I,  II,  III,  IV, V, VI).

  10. Grand  battement  jete  balancse, balainsouar.

   11. Pirouette  en dehors  et  en  dedans(II,  IV,  V позиции).

   12. Pas de  bourree ( все  виды).

   

3.Вращения

1. Поворот в  5  позиции  на  двух  ногах  на  1800,  3600.

2. Chaine.

3.Tour  soutenu.

4.  Pirouette  en dehors  et  en  dedans(2;5;4 позиции).

5.Tour  piqe.

6.Tour  degajes.

4.Allegro

1. Temps  sauté  I, II, V  позициям.

2. Petit   pas  echappe,  double  pas  echappe.

3. Changment  de pied.

4. Pas  assamble (в  сторону)

5. Pas  glissad.

6.Pas  jete  с  продвижением.

7.Pas  de  chat.

8. Sissonne  ouvert 450,900.

9. Sissonne в   I  arabesque.

10. Sissonne  ferme 900.

11. Sissonne  tombe.

12.Grand  pas  assamble.

13. Grand  pas  jete.

5. Упражнения на пальцах.

pas jete;

 pas echappe на позы;

 pas glissade en turnant;

подготовка к pirouette en dehors et en dedans.

Годовые требования.

По окончанию пятого  года обучения обучающиеся должны знать:

-движения-связки;

-закономерности переходов рук из одного положения в другое;

-элементы художественной окраски движений;

Владеть:

-ощущением позы, ракурса, пространства;

-быстротой запоминания комбинаций;

-развитой силой и выносливостью;

-танцевальной манерой, пластикой классического танца.

Учебно-тематический  план

Шестой год  обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Практич-е занятия

1.

Экзерсис у станка

48

48

48

2.

Экзерсис на середине

48

48

48

3.

Вращения

21

21

21

4.

Allegro

46

46

46

5.

Контрольные  мероприятия

2

2

2

6.

Итого

165

165

Содержание

Шестой год  обучения

В  восьмом  классе закрепляется  программный  материал седьмого  класса, продолжается  работа  над  чистотой, свободой  и  выразительностью  исполнения  с  использованием  более  сложных  сочетаний  движений. Наряду  с этим, в задачи  обучения  входят:    четкое исполнение tours  в  больших  позах , изучение  больших  прыжков. Большая  часть уроков отводится занятиям  на  середине, комбинации составляются технически сложнее с  танцевальными элементами. Общий темп  урока довольно динамичный. Более сложно  и  разнообразно  музыкальное  сопровождение.

1.Экзерсис  у  станка

 1.Demi  et grand  plie   I, II, IV, V  позиции.

 2. Battement   tendu в  позах  croisse,  efase, ecartee.

 3. Battement   tendu  в  позах  croisse,  efase, ecartee.

 4. Rond  de  jambe  par terre  на  450  на  полупальцах, grand rond de jambe jete.

 5.   Battement  foundu на 450,90° battement  soutenu на полупальцах( tombe)          

         45°,90°.                                                                                                      

 6.  Battement   frappes  на  450(double,  petit  battement)  на  полупальцах,

       battement  battu.

 7.  Rond  de  jambe  en lair ,  temps  releve,   tour temps  releve.

  8. Battement   developpes(  attitude, grand  rond,  большие  позы).

  9.  III  port  de  bras   с  растяжкой, IV-VI  port  de  bras.

  10. Grand  battement  jete   по  позам, grand  battement  jete  developpes.

  11.Поворот   fouette  en  dehors  et  en  dedans на  450, 900.

  12. Tours на 450, 900.

2. Экзерсис  на  середине

         

  1. Temps  lie  на  900, temps  lie с  pirouette.

  2.Battement   tendu  в  позах  croisse,  efase, ecarte  (en  tournant).

  3. Battement   tendu  jete в  позах  croisse,  efase, ecarte (en  tournant).

 4. Rond  de  jambe  par terre  с  обводкой  и  port  de  bras( I,  II,  III,  IV,  V,  VI),  en  tournant.

  5.   Battement  foundu  на  450 (double), 90°  в  позах  croisse,  efase, ecarte.

  6.  Battement   frappes  на  450(double) в  позах  croisse,  efase, ecarte (en  tournant).

 7.  Rond  de  jambe  en lair.

  8. Adajio.

  9. Port  de  bras(I,  II,  III,  IV, V, VI).

  10. Grand  battement  jete  balancse, balainsouar.

 11. Pas de  bourree ( все  виды).

   

3.Вращения

1. Поворот в  5  позиции  на  двух  ногах  на  1800,  3600.

2. Chaine.

3.Tour  soutenu.

4. Pirouette  en dehors  et  en  dedans(2;5;4 позиции).

5.Tour  piqe.

6.Tour  degajes.

7. Tours  в  больших  позах.

8.Renverse.

9. Tours на  attitudes.

10. Fouette.

4.Allegro

1. Temps  sauté  I, II, V  позициям.

2. Petit   pas  echappe,  double  pas  echappe.

3. Changment  de pied.

4. Pas  assamble (в  сторону)

5. Pas  glissad.

6.Pas  jete  с  продвижением.

7.Pas  de  chat.

8. Sissonne  ouvert 450,900.

9. Sissonne в   I  arabesque.

10. Sissonne  ferme 900.

11. Sissonne  tombe.

12.Grand  pas  assamble.

13. Grand  pas  jete.

14.Pas  fouette.

15. Pas  jete  entrelace.

16.Pas  ballone.

17.Pas  ballotte.

18.Pas faie.

19. Saut de basque.

5.Упражнения на пальцах.

pas echappe на одну ногу;

pas jete с продвижением;

 tours pique en dehors et en dedans;  

pirouette  en dehors et en dedans( V, II, IV поз)

Годовые требования.

По окончанию шестого   года обучения обучающиеся должны знать:

-терминологию классического танца;

-метроритмические раскладки исполнения движений;

Владеть:

-правильной балетной осанкой;

-культурой исполнения;

-техникой прыжка;

-устойчивостью в динамике;

-навыками музыкально-пластического интонирования;

-хореографической памятью;

Уметь:

-работать в ансамбле.

Учебно-тематический  план

Седьмой год  обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Практич-е занятия

1.

Экзерсис у станка

48

48

48

2.

Экзерсис на середине

48

48

48

3.

Вращения

21

21

21

4.

Allegro

46

46

46

5.

Контрольные  мероприятия

2

2

2

6.

Итого

165

165

Содержание

Седьмой год  обучения

Наряду с повторением ранее пройденных движений осваиваются и более сложные формы.          Многие движения исполняются с полуповоротом на одной ноге. Все движения экзерсиса у станка исполняются в более быстром темпе.  Музыкальное оформление урока становится более сложным. Допускается большое использование нотного материала, особенно при музыкальном оформлении adajio, упражнений на пальцах, прыжков.

Одновременно развивается согласованность в работе всех частей двигательного аппарата тела, мягкость, лигированность исполнения движений в комбинированном задании.

1.Экзерсис  у  станка

  1. Battement  double fondu c tombe вперед и назад .
  2. Battement fondu на 90о .
  3. Battement battu на effase, сroise .
  4. Rond  de  jambe  par terre  на  450  на  полупальцах, grand rond de jambe jete.
  5. Grand rond de jambe developpe на полупальцах из позы в позу en dehors et en dedans .
  6. Developpe tombe во всех направлениях.
  7. Grand battement jete balance .
  8. Мягкий battement  во все позы с подъемом на полупальцы.
  9. Flic – flac en tournant en dehors et en dedans.
  10. Поворот   fouette  en  dehors  et  en  dedans на  450, 900.
  11.  Port de bras с ногой на 90о
  12. Rond  de  jambe  en lair ,  temps  releve,   tour temps  releve.

                   

2. Экзерсис  на  середине

Большое внимание уделяется адажио, исполняемому в больших и в ускоренных темпах. Большое адажио усложняется за счет разных вращательных движений, туров в больших позах, маленьких и больших прыжков.  

Изучение туров с различных приемов, разных видов fouette. Продолжение работы над техническим совершенством движений. Методической точностью, танцевальностью, музыкальной выразительностью исполнения.

  1. Temps  lie  на  900, temps  lie с  pirouette.

  2.Battement   tendu  в  позах  croisse,  efase, ecarte  (en  tournant).

  3. Battement   tendu  jete в  позах  croisse,  efase, ecarte (en  tournant).

 4. Rond  de  jambe  par terre  с  обводкой  и  port  de  bras( I,  II,  III,  IV,  V,  VI),  en  tournant.

  5.   Battement  foundu  на  450 (double), 90°  в  позах  croisse,  efase, ecarte.

  6.  Battement   frappes  на  450(double) в  позах  croisse,  efase, ecarte (en  tournant).

 7.  Rond  de  jambe  en lair.

  8. Adajio.

  9. Port  de  bras(I,  II,  III,  IV, V, VI).

  10. Grand  battement  jete  balancse, balainsouar.

 11. Pas de  bourree ( все  виды).

   

3.Вращения

1. Поворот в  5  позиции  на  двух  ногах  на  1800,  3600.

2. Chaine.

3.Tour  soutenu.

4. Pirouette  en dehors  et  en  dedans(2;5;4 позиции).

5.Tour  piqe.

6.Tour  degajes.

7. Tours  в  больших  позах.

8.Renverse.

9. Tours на  attitudes.

10. Fouette.

4.Allegro

1. Temps  sauté  I, II, V  позициям.

2. Petit   pas  echappe,  double  pas  echappe.

3. Changment  de pied.

4. Pas  assamble (в  сторону)

5. Pas  glissad.

6.Pas  jete  с  продвижением.

7.Pas  de  chat.

8. Sissonne  ouvert 450,900.

9. Sissonne в   I  arabesque.

10. Sissonne  ferme 900.

11. Sissonne  tombe.

12.Grand  pas  assamble.

13. Grand  pas  jete.

14.Pas  fouette.

15. Pas  jete  entrelace.

16.Pas  ballone.

17.Pas  ballotte.

18.Pas faie.

19. Saut de basque.

20. Assemble battu.

21. Eshape battu.

22. Jete battu.

23. Royale.

5.Упражнения на пальцах.

pas echappe на одну ногу;

pas jete с продвижением;

 tours pique en dehors et en dedans;  

pirouette  en dehors et en dedans( V, II, IV поз)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета        «Классический танец»,        который

определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

знание балетной терминологии;

знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

знание средств создания образа в хореографии;

знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;

умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

навыки музыкально-пластического интонирования;

навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

навыки публичных выступлений.

Формы и методы контроля, система оценок.

 Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Классический танец»:

-текущий  (уроки,  технические  зачёты, наблюдение  за  работой  на  уроке.)

-промежуточный  ( контрольный  урок)

-итоговый  ( экзамен  в  виде  показательного  выступления.)

 Текущая аттестация проводится с целью контроля  за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Промежуточная аттестация по предмету «Классический танец» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

-качества реализации образовательного процесса;

-степени теоретической и практической подготовки по классике;

-сформирования у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

График проведения промежуточной аттестации: дифференцированные зачеты в полугодиях: 5, 7, 9, 11, 13, 15 то есть в конце 3, 4, 5, 6, 7 классов и в конце первого полугодия в 8 классе. В конце 8 класса (14 полугодие) проводится экзамен.

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Итоговый экзамен в 8 классе проводится в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

Содержание экзаменационных материалов разрабатывается преподавателем, обсуждается на заседании отдела и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Экзамен проходит в виде показательного выступления.

Экзамен принимается всеми  преподавателями хореографического отделения, в том числе и  преподавателем, который вел предмет.

Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена по предмету, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».  

По классическому танцу  проводятся консультации с целью  подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ.  

Критерии оценки.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами ( как техническом плане, так ив художественном);

3(«удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Контрольные требования на разных этапах обучения.

По  окончанию  первого  года обучения  обучающиеся  должны:

-грамотно и  музыкально  исполнять  экзерсис  классического  танца, вращения, allegro;

-уметь координировать движения головы, рук  и  ног;

-знать  терминологию  классического  танца  по  пройденному материалу.

По  окончанию  второго  года обучения  обучающиеся  должны:

-уметь  владеть техникой классического   экзерсиса;

-владеть   устойчивостью     при  исполнении  экзерсиса  на  середине;

-уметь  исполнять  то  или  иное  па  эмоционально, выразительно  в  разных  темпах;

-иметь  навык  в  исполнении  вращений.

По  окончанию  третьего  года обучения   учащиеся  должны:

-уметь  владеть техникой классического   экзерсиса;

-владеть   устойчивостью     при  исполнении  экзерсиса  на  середине;

-владеть  выразительным,  танцевальным  исполнением ;

-иметь  навык  в  исполнении  вращений;

- владеть  координацией  в  быстром  темпе.

По  окончанию  четвёртого  года обучения   учащиеся  должны:

-уметь  владеть техникой классического   экзерсиса;

-владеть   устойчивостью     при  исполнении  экзерсиса  на  середине на  полупальцах;

-владеть  выразительным,  танцевальным  исполнением ;

-иметь  навык  в  исполнении  вращений;

- владеть  координацией  в  быстром  темпе;

-иметь  выносливость  при  исполнении  Allegro.

По  окончанию  пятого  года обучения   учащиеся  должны:

-уметь  владеть техникой классического   экзерсиса;

-владеть   устойчивостью     при  исполнении  экзерсиса  на  середине ;

-владеть  выразительным,  танцевальным  исполнением ;

-иметь  навык  в  исполнении  вращений;

- владеть  координацией  в  быстром  темпе;

-владеть  техникой  исполнения   больших  прыжков.

По  окончанию  шестого  года обучения   учащиеся  должны:

-уметь  владеть техникой классического   экзерсиса;

-владеть   устойчивостью     при  исполнении  экзерсиса  на  середине на  полупальцах;

-владеть  выразительным,  танцевальным  исполнением ;

-иметь  навык  в  исполнении  вращений;

- владеть  координацией  в  быстром  темпе;

-владеть  техникой  исполнения   больших  прыжков  и  tours  в  больших  позах.

По  окончанию  седьмого (дополнительного) года обучения   учащиеся  должны:

-знать балетную терминологию;

-знать  особенность постановки корпуса, рук, ног, головы;

-знать  особенность построения основных комбинаций классического танца;

-ориентироваться в пространстве, чувствовать ансамбль;

-осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и  исполнения  хореографического произведения;

-с  точностью  выполнять  экзерсис  классического  танца;

-применять  теоретические  знания  в  исполнительской  практике;

-владеть координацией движений  в  различных  темпах;

-владеть быстротой  запоминания  комбинаций.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Урок классического танца рекомендуется проводить 3 раза  в неделю по- 2 академических часа в третьем классе , 2 раза в неделю по- 2 часа и один раз по-1 академическому часу в остальных классах согласно учебному плану.

Занятие должно состоять из подготовительной, основной и заключительной частей и включать  соответствующие разделы по мере их освоения (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro).

Экзерсис у станка исполняется в начале урока и из основных его задач является разогрев мышц, суставов, связок. Упражнения  классического экзерсиса изучаются постепенно. Сначала - в медленном темпе , удобном для выработки внимания, памяти, эластичности ног и т. д., затем-с ускорением темпа.

Новые упражнения изучаются в «чистом виде» , затем комбинируются в различных сочетаниях с другими. Все упражнения исполняются поочередно с правой и левой ноги.

На начальных этапах обучения экзерсису у станка отводится большая часть времени урока, впоследствии время для исполнения экзерсиса у станка сокращается за счет ускорения темпов исполнения и соединения отдельных движений в комбинации.

Одной из основных задач  экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью, для чего необходимо правильное распределение центра тяжести корпуса на двух или одной ноге.

На начальных этапах обучения экзерсис на середине зала используется не в полном объёме. Исполнение упражнений переносится на середину  по мере их усвоения у станка, поэтому желательно, чтобы они исполнялись в «чистом виде» или в простейших сочетаниях (не более 2-х движений).

            По мере усвоения новых элементов у станка, увеличивается объём материала на середине зала. Вводится  epaulement и часть движений исполняется в различных положениях  epaulement.

На более поздних этапах обучения количество упражнений на середине зала сокращается за счет соединения движений в комбинации.

           Особый раздел урока классического танца - allegro. Его главная задача-овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Изучение allegro следует начинать после того, как освоена постановка корпуса и выработана определённая сила и выворотность ног  в demi-plie. Прыжки начинают изучать лицом к станку затем переносят на середину зала.

           Таким образом, полный уро к постепенно развёртывается в своём объёме по мере освоения материала. В начале обучения обучающиеся делают только экзерсис  у станка и на середине зала, соответственно программе. Усложнение в урок вносит изучение поз, на основе которых строятся элементарные adagio, направленные на приобретение устойчивости. Постепенно все упражнения экзерсиса у станка переносятся на середину зала и исполняются в  epaulement.

Новые упражнения в программе каждого года обучения сначала изучаются «в чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими упражнениями. Последовательность упражнений в экзерсисах обязательна.

   При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:

-постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;

-чередовать упражнения быстрые и медленные;

-темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением;

-следить за свободным дыханием и самочувствием обучающихся.

Основные методы работы преподавателя на уроке классического танца - показ движений и словесное объяснение. Они являются главными  проводниками  требований преподавателя  к обучающимся.

Эти два важнейших метода-показ и объяснение - связаны с одним из центральных моментов обучении: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками.

Используя современные направления работы  преподаватель,  опираясь на данную программу,  должен  сформировать эстетические вкусы обучающихся на лучших балетных образцах, а также осуществить подготовку наиболее способных детей к поступлению в высшие учебные заведения культуры.

Педагог  должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе обучающихся, творчески  решать   вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс. При этом главная задача – поиск методов работы, которые обеспечат в сложных , специфических  условиях работы хореографических отделений школ искусств высокое качество обучения.

Номера,  построенные на основе классического танца и входящие в программу учебной практики, концертных выступлений и т. д. не должны превышать возможностей обучающихся и программы соответствующих классов.

  1. Список методической литературы
  1. Базарова Н., Мей В.«Азбука классического танца» - СПб:«Планета музыки», 2010
  2. Базарова Н.П. «Классический танец»СПб:«Лань»,«Планетамузыки»,2009
  3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси»и«Респекс»,1996
  4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
  5. Ваганова А.Я.«Основы классического танца» - СПб: «Лань»,2007
  6. ВасильеваТ.И.«Балетная осанка»Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
  7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» Л.:«АРТ». 1992
  8. Головкина С.Н.«Уроки классического танца в старших классах
  • М., Искусство, 1989
  1. Звездочкин В.А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки»,

2011

Калугина О.Г.«Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011

  1.  Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 1981
  2.  Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 1986
  3. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978

Красовская В.М. Агриппина        Яковлевна Ваганова. — Л.:"Искусство", 1989

  1.  Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. — М.: "Аграф", 1999
  2. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,1967
  3. Покровская Е.Г.        «Принципы сочинения учебной комбинации у

палки по классическому танцу»/ Методическое пособие для

преподавателей. Харьков, 2010

  1. Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981

 ТарасовН.И.        «Классический танец.        Школа мужского

исполнительства» - М.: Искусство,1987

  1.  Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань»,

2009

  1. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986

Учебно-методические материалы, используемые при реализации и освоения учебного предмета:

-балетные залы площадью не менее  75 кв.м (на 12-14 обучающихся);

-напольное покрытие пригодное для танца (деревянный пол или специализированное  линолиумное  покрытие);

-балетные станки длиной не менее 25 погонных метров вдоль трёх стен;

-зеркала размером 7мх2м на одной стене;

-раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей;

-рояль или пианино;

-музыкальный центр;

-помещения для работы со специализированными  материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый  видеозал);

-иллюстрации с позами классического  танца;

-стенды с  терминами классического  танца;

-костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических  выступлений.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программа по учебному предмету

В.01. ИСТОРИКО – БЫТОВОЙ ТАНЕЦ

Нижневартовск 2014

«Рассмотрено» методическим советом МАОУДОД г.Нижневартовска «ДШИ №2»

«Утверждаю»

Директор: Горина Н.В.

Дата

Подпись:

Разработчик программы: Стребкова А.Н. – преподаватель хореографических дисциплин

 Рецензент -

Рецензент -

Структура программы учебного предмета

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

• Срок реализации учебного предмета;

• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

• Форма проведения учебных аудиторных занятий;

• Цель и задачи учебного предмета;

• Обоснование структуры программы учебного предмета;

• Методы обучения;

• Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• Учебно-тематический план;

• Годовые требования. Содержание разделов и тем;

3.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

• Критерии оценки;

5.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

• Методические рекомендации преподавателям;

6.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

• Список методической литературы.

• Список учебной литературы.

• Средства обучения.

Пояснительная записка

Учебная общеобразовательная программа в предметной области «Хореографическое творчество» по предмету «Историко-бытовой танец» разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства и «Положения о порядке и формам проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программа в области искусств (утверждено Министерством культуры Российской Федерации  от 09.02.2012 №86).

Программа предназначена для хореографических отделений детских школ искусств, сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа составлена на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств рекомендованной МКРФ (1983г.)

Направленность программы:

Рабочая программа по историко- бытовому танцу имеет художественно- эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее хореографическое образование.

Актуальность программы:

Формирование культуры поведения современного человека, средствами хореографического искусства: культура поведения и общения, навыки вежливости, умение вести себя в обществе, быть элегантным, корректным.

Педагогическая целесообразность:

Построение программы основано на следующих основных принципах: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами ( от простого к сложному), систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса. Без соблюдения этих правил историко-бытовой танец теряет силу воздействия как средство эстетического воспитания.

Новизна:

Новизна данной программы заключается в том, что на основе пройденных элементов историко- бытового танца в программу включены учебные танцевальные композиции, которые сопровождаются краткой характеристикой эпохи, стилевыми особенностями и манерой исполнения танцев.

Цель - знакомство с танцевальной культурой различных исторических   эпох, эстетическое воспитание детей, развитие творческой гармонично развитой личности.

Задачи:

 -научить  грамотно и выразительно выполнять элементы историко-бытового танца;

- развить - знания о графическом рисунке, умения ориентироваться в пространстве;

-воспитать понятия о танцевальном этикете и взаимоотношения в паре.

Программа рассчитана на два года при семилетнем обучении для обучающихся 9-10лет.

Занятия проходят в форме групповых, согласно учебному плану:

  1. класс- 2часа в неделю;
  2. класс - 2 часа в неделю;

Ожидаемые результаты:

По прохождению всего курса   обучающиеся должны уметь: -грамотно и выразительно исполнять танцевальные композиции 16-19 вв; -применять теоретические знания в исполнительской практике; -передать характер и манеру исполнения;

владеть:

-координацией движений в различных темпах; -быстротой запоминания комбинаций; -правилами этикета в паре и ансамбле.

Для осуществления контроля выполнения программы существуют следующие формы:

-текущий (уроки, технические зачёты, наблюдение за работой на уроке, уровень выполнения самостоятельных заданий.)

-промежуточный (контрольный урок, участие в конкурсе и т.д.) -итоговый (экзамен в виде показательного выступления).

Учебно-тематический план

Первый год обучения Третий класс

1.

Полонез

8

1

7

2.

Вальс

8

1

7

3.

Полька

6

1

5

Контрольные мероприятия

2

2

Итого:

68

1.Элементы историко-бытового танца

№ п/п

Наименование темы

Количество часов (всего)

Из них(количество часов)

Теория

Практика

Положение корпуса, головы

2

1

1

Позиции ног, положение рук

4

1

3

Port de bras

4

1

3

Поклоны и реверансы

4

1

3

Шаги в историко-бытовом танце

6

1

5

2.Характерные танцевальные движения

Pas полонеза

4

1

3

Pas balanse

4

1

3

Pas вальса

б

1

5

Pas couru

2

1

1

Pas de basques

4

1

3

Pasgaloppe, pas польки

4

1

3

Содержание.

I. Элементы историко-бытового танца.

Изучение историко-бытового танца начинается с элементов самых простейших танцевальных форм. В отличие от классического и характерного танца учащимся здесь не приходится осваивать технически сложные движения и комбинации. Но изучение простейших поз, шагов, поклонов и положений корпуса представляет известные трудности.

В первый год обучения историко-бытовой танец не только знакомит с программой данного предмета, но и начинает формировать будущего актера. И это, пожалуй, самое сложная и ответственная часть курса.

1. Положение корпуса и головы.

В историко-бытовом танце приняты те же положения корпуса и головы, что и в классическом танце- epaulement croisee, efface, en face. Корпус необходимо держать прямо, плечи опущенными, голова чуть приподнята.

2. Позиции ног, позиции и положения рук.

Позиции ног те же, что и в классическом танце - 1-2-3-4; кроме 5 но менее выворотные.

Позиции  рук  характерные  для   бытового  танца  -   1-2-3   -классические позиции и подготовительное положение. Положение рук в паре:

  • руки накрест
  • за две руки (2 позиция)
  • за одну руку (променадное положение, характерное для полонеза)
  • за одну руку, стоя лицом друг к другу (3 позиция)

3. Port de bras

Port de bras - это упражнение для рук. Здесь могут использоваться любые вариации, на различные музыкальные темпы: 2/4; 3/4; 4/4.

Port de bras может соответствовать тому или иному танцу и комбинироваться с поклонами и реверансами.

3. Поклоны и реверансы.

Поклоны и реверансы - играют огромную роль в историко-бытовом танце. Они являются частью этикета. Исполнению их во все времена уделялось огромное значение, по ним судили о мере воспитанности.

Поклон и реверанс имеют несколько значений: приветствие, приглашение к танцу, выражение благодарности, как элементы танца.

4. Шаги в историко-бытовом танце.

Существует несколько видов шагов:

  1. бытовой шаг (естественный)
  2. танцевальный шаг (шаг с вытянутого носка)
  3. pas glisse (скользящий шаг)
  4. шаг menu (легкий шаг на низких полупальцах)
  5. pas eleve (подъемный шаг)
  6. pas chasse (двойной скользящий шаг, состоит из двух pas glisse)

II. Характерные танцевальные элементы.

1.        Pas полонеза - исполняется на 3/4.

Этому движению характерно: торжественность, горделивая осанка и не сложный шаг.

2.        Pas balance — мягкое покачивание из стороны в сторону. В
г©тличие от классического pas balance, в историко-бытовом
танце отсутствует четкое sur le cou-de-pied. Активно участвует
корпус, что усиливает движение покачивания. Все делается
слитно и непрерывно.

  1. Pas вальса — разучивается сначала соло, потом в парах. Вальс исполняется в три pas, в два pas и по кругу. Так как вальс в два pas построен на pas chassc, необходимо следить за тщательностью скольжения. Движение нужно выполнять слитно, плавно. Голова поворачивается по ходу движения.
  2. Pas couru — мелкий бег, исполняется на низких полупальцах. Pas couru - преимущественно женское движение, но может исполняться и мужчинами. Корпус при исполнении этого движения должен оставаться неподвижен; должно создаваться впечатление, будто танцующие летят вперед, не касаясь пола.
  3. Pas de basques - исполняется в двух направлениях: с продвижением вперед и назад. Используется это движение при исполнении вальса.
  4. Pas польки - это движение исполняется на полупальцах с невысоким подскоком. Характер этого движения задорный и веселый. Pas польки исполняется с продвижением вперед и назад, боковое и с вращением (соло).

I.   Учебные танцевальные композиции.

1. Полонез.

Этот танец получил широкое распространение в XVIII-XIX веках. Его обязательно исполняли на балах. Этому способствовали торжественное шествие, горделивая осанка, внимание к даме. Торжественное открытие танцевального бала начиналось с полонезу

На первом году обучения предполагается простейшая композиция, состоящая из основного шага и построенная на рисунке.

2. Вальс.

Вальс как бальный танец возникает в конце XVIII века, но слава к нему пришла в XIX веке и связана с появлением прекрасной музыки, создаваемой для танца лучшими композиторами. Особое внимание в этом танце следует обратить на музыкальность исполнения.

Строится свободная композиция состоящая: из «дорожки»,раз balance , поклонов и реверансов.

3. Полька.

Бальный танец полька возник на основе чешского народного танца в 40-х гг. XIX века. «Poulka» - по-чешски означает полшага, чем определяется характер танца. Новый увлекательный танец имел шумный успех.

ИТОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

По окончанию первого года обучения на контрольном уроке учащиеся должны показать:

  1. грамотное исполнение характерных танцевальных элементов
  2. умение передать манеру исполнения танцев «Полонез», «Вальс», «Полька»
  3. умение ориентироваться в пространстве и коллективе
  4. иметь понятие о графическом рисунке танцев

Учебно-тематический план

Второй год обучения (Четвёртый класс)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов (всего)

Из них(количество часов)

Теория

Практика

1.

Положение корпуса, головы

2

1

1

2.

Позиции ног, положение рук

4

1

3

3.

Port de bras

4

1

3

4.

Виды шагов

2

1

1

2. Формы chasse

1.

1, II формы chasse

2

1

1

2.

II, IV формы chasse

2

1

1

3.

Double chasse

2

1

1

З.Характерные танцевальные элементы

1.

Pas menuet

2

1

1

2.

Balance

2

1

1

3.

Pas grave

2

1

1

4.

Pas de bourre suivi

2

1

1

5.

Pas gala

2

1

1

6.

Coup de talon

2

1

1

7.

Pas boite

2

1

1

8.

Pas coupe

2

1

1

9.

Заключение простое, одинарное

2

1

1

4. Танцевальные композиции

1.

Менуэт

4

1

3

2.

Гавот

6

1

5

3.

Алеман

6

1

5

4.

Миньон

4

1

3

5.

Падеграс

4

1

3

6.

Шакон

4

1

5

7.

Мазурка

6

1

8.

Контрольные мероприятия

2

2

Итого:

68

Содержание.

Прежде чем перейти к изучению нового материала по историко-бытовому танцу, необходимо повторить и закрепить основные элементы, для того чтобы учащиеся могли лучше и быстрее освоить более сложную программу.

На втором году обучения учащиеся должны работать в паре, ориентироваться в пространстве и коллективе, четко исполнять движения в различных ритмах.

II. Формы

Существует четыре формы chasse. Они являются основными элементами французской кадрили, лансье, гавота и других бальных танцев. Сочетание форм chasse позволяет создавать композиции в линиях, по кругу, в колоннах. Композиции развивают ловкость, координацию, хореографическую память, умение сохранять стиль и манеру.

Каждая из форм chasse имеет две разновидности, которые называют формами «А» и «Б».

Разновидность «А» соответствует закрытому повороту - en dedans; разновидность «Б» соответствует открытому повороту - en dehors.

III. Характерные танцевальные элементы.

  1. Pas menuet - это основной шаг танца «Менуэт» XVII века. Исполняется на низких полупальцах вперед, назад и в повороте.
  2. Balance - это движение названо balance , но позже его стали именовать «реверансом». Оно служило как бы заключительным движением других па и никогда не повторялось одно за другим. Исполняется влево и вправо.
  3. Pas grave — один из элементов Менуэта. Танцевальный словарь характеризует это движение как шаг, исполняемый подчеркнуто важно и горделиво. Оно придает менуэту своеобразный характер.

Pas grave может исполняться в начале менуэта, как до, так и после balance.

4.        Pas de bourree suivi - это мелкий перебор ногами на
; полупальцах. В основном; это движение используется при
- исполнении бытового танца XIX века - Алеман.

  1. Pas gala — это летящее движение, исполняется в быстром темпе. Особую красоту придают короткие, динамические подскоки, удлиненность позы за счет вытянутого носка, поворотов корпуса и положения рук и головы. Рекомендуется сочетать pas couru и pas gala.
  2. Coup de talon - мужское па бальной мазурки. В комбинации его может исполнять и женская половина. «Голубец» в паре исполняется лицом друг к другу.
  3. Pas boite (хромой шаг)- это па могут исполнять как кавалеры, так и дамы, но у мужчин оно встречается чаше. Pas boite может исполняться вперед, назад, а главное - с вращением solo и в паре.
  4. Pas coupe - режущий шаг. Движение похоже на pas boite, но в pas coupe шаг производится не проходящий, а таким образом, что одна нога как бы «подрезает», подбивает другую.
  5. Заключение.

В отличие от характерного танца, в котором имеется много различных форм заключений, в историко-бытовом танце изучается два вида: простое заключение и одинарное.

IV. Танцевальные композиции.

1.        Менуэт.

Менуэт - один из самых популярных танцев XVI-XVII вв., он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Менуэт возник из французского крестьянского бранля.

Любимым танцем королевского двора этот танец становится при короле Людовике XIV.

 В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.

Композиция строится на рисунках, основных движениях и
позировках.        

2.        Гавот.

Гавот завоевывает одно из самых видных мест среди бытовых танцев на рубеже XVII-XVIII вв. Это галантный, жеманный и манерный танец - стиль рококо в хореографии. В этом танце усложняется танцевальная лексика. Его основными движениями стали не только pas chasse, pas balance, pas glissade, но и pas assemble, pas jete, pas emboite.

3. Алеман.

Алеман иначе называют «вальс втроем». Он исполняется кавалером и двумя дамами. Движения его состоят из легких глиссирующих шагов pas chasse вперед и pas de bourree suivi. Особое значение имеет рисунок сплетенных рук танцующих.

4. Миньон.

Бальный танец конца XIX в. Состоит этот танец из pas balance, скользящих шагов и вальса.

Танец исполнялся мягко и спокойно.

5. Падеграс.

Это танец XIX в., прост по лексике. Состоит из различных позировок, шагов с переходом через plie , и графических рисунков.

6. Шакон.

Парный бальный танец конца XIX века. Сочетание красивых поз, простота движений и в то же время почти балетная, грациозность вырабатывают изящную манеру у танцующих. Танец исполняется мягко и плавно. В основном он построен на движениях менуэта и гавота.

7. Мазурка.

Родина этого танца - Польша.

Мазурка - стремительный и динамичный танец, требующий большой тренировки, умения красиво сочетать различные па и фигуры. Начинался танец променадом - движением танцующих по кругу зала.

Композиция строится на различных графических рисунках с использованием характерных движений: заключения; pas couru; pas gala; coup de talon; pas boite; pas coupe.

Итоговые требования.

В целях комплексной проверки развития учащихся, в конце учебною года проводится контрольный урок, на котором оцениваются знания, умения и навыки каждого ученика.

На контрольном уроке учащиеся должны показать:

  1. танцевальные композиции старинных танцев 16-19 вв.
  2. навыки грамотного и выразительного исполнения программных движений и танцев.
  3. умения координировать движения рук, ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе.
  4. взаимоотношения в паре и ансамбле.
  5. умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
  6. умение передать характер и манеру исполнения того или иного танца.
  7. умение анализировать исполнение друг друга.

Методическое обеспечение рабочей программы учебного предмета:

-иллюстративный материал к урокам историко - бытового танца;

-обеспечение конкурсов (положения, требования к конкурсным произведениям по хореографическому искусству Окружного, Российского, Международного уровней.)

-видео материал (фрагменты из балетов).

Примерный список образцов хореографического наследия:

1.Детский танец из балета Л. Делиба « Фадетта», постановка Л.Лавровского.

2.Вальс из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», постановка М.Петипа в обработке Ю.Григоровича.

3.Классический менуэт из оперы В. Моцарта «Дон Жуан», постановка М. Петипа. 4.Полонез из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

5.Мазурка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», постановка М. Петипа.

б.Танец с подушками {танец рыцарей) из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», постановка Л. Лавровского.

Перечень рекомендуемой литературы по учебному предмету для

педагогических работников:

  1. О.В. Кветная «Историко-бытовой танец», 1997г. Т.Б. Нарекая «Историко-бытовой танец»Д996г.
  2. СЛ. Фадеева, Т. Н. Неугасова «Теория и методика преподавания историко-бытового танца»,2000г.
  3. М.В.Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»,1987г.
  4. Е.В.Конорова «Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства», 1936г.

Перечень рекомендуемой литературы по учебному предмету для

обучающихся:

  1. М.В.Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»,1987г. О.В. Кветная «Историко-бытовой танец», 1997г.

Используемая литература при составлении рабочей программы:

  1. Т.Б. Нарекая «Историко-бытовой танец»,1996г.
  2. СЛ. Фадеева, Т. Н. Неугасова «Теория и методика преподавания историко-бытового танца»,2000г.
  3. М.В.Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец»,1987г.