Творческая группа по реализации задач образовательной области "Речевое развитие"

Бажукова Зинаида Вячеславовна

          ФОП дошкольного образования включает несколько образовательных областей, среди которых речевое развитие, которое отвечает за формирование навыков речевого общения с окружающими.

                      Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель деятельности творческой группы "Речевое развитие" – это поиск и применение нестандартных методов, приёмов и технологий в речевом развитиии дошкольников и внедрение передавого педагогического опыта в педагогический коллектив МДОУ.

 

Состав творческой группы

       

      Зинаида Вячеслвавовна        Анастасия Павловна             Евгения Алексеевна             Ирина Александровна

 

Ссылки на проведенные мероприятия:

1. Как разговорить ребёнка? https://vk.com/wall-209549902_1524

2. Артикуляционная гимнастика https://vk.com/wall-209549902_1931

3. Пальчиковая гимнастика https://vk.com/wall-209549902_1938  

4. Показ образовательной деятельности по теме "Ягоды" https://vk.com/public209549902?w=wall-209549902_1624

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение  1

к ПРОТОКОЛУ № 1 заседания творческой группы

от 11.092024

Рамка для текста тонкая

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида» г. Ухта

https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicdreamy/3734/0b3b07/58/0/4nkpb8soumek8wrh4nk7b8qowmejbwfg4ncpbma.png

https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicdreamy/0891/0b3b07/60/0/4ntpbcsoz5eabwc84n47dyqozmem7wf3rdem8wcy4gb7bx6oz9easegoz9emhegtodemmwfo4n77bqgos9embwcg4nhpbqby4n57bcgosuembwc8rdej7wr6.png

https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicdreamy/0891/0b3b07/60/1/rmekbwfi4gd7bpqosmem7wfirdeabwfo4n57bcsozdeafwfa4n41r.png

https://x-lines.ru/letters/i/cyrillicdreamy/0756/000000/24/0/geadrpbpgeadrpjy4gb7db6oszemdwf74gf7bqjy4n37bxsoso.png

План проведения творческой группой по реализации задач ОО «Речевое развитие» консультаций, практикумов, мастер-классов, участие в педсоветах

на 2024-2025 учебный год.

Форма проведения

Наименование

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

1

Заседание творческой группы № 1

Решение вопросов о составлении плана работы, выбора председателя группы на текущий учебный год. Распределение, между членами группы,  мероприятий,  согласно намеченного плана. Совместная подготовка к выступления

Сентябрь 

Воспитатели

Бажукова З.В.,

Исакова А.П.

Учителя-логопеды Исмаилова Е.А., Рочева И.А.

2

Практикум

«Как учить детей чтению?» с учетом ФОП ДО

Сентябрь 

Учитель-логопед Исмаилова Е.А.

3

Практикум для родителей

 «Как разговорить ребенка?»

Сентябрь

Учитель-логопед Исмаилова Е.А

4

Педагогическая гостиная

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов нейропсихологии

Октябрь

Учитель-логопед Исмаилова Е.А

5

Показ ОД ОО «Речевое развитие»

Подготовка детей к обучению грамоте

Октябрь

Воспитатель Бажукова З.В.

6

Консультация

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Октябрь

Воспитатель Бажукова З.В.

7

Мастер-класс

Формирование словаря дошкольников 4–5 лет с ТНР через развитие тактильно-двигательного восприятия

Октябрь

Учитель-логопед

Рочева И.А.

8

Офлайн мастер-класс

По артикуляционной, пальчиковой гимнастики

Ноябрь

Учителя-логопеды Исмаилова Е.А., Рочева И.А.

9

Практикум

Знакомство с технологиями «Сторитейлинг», «Скрайбинг, «Друдлы»

Ноябрь

Воспитатель Исакова А.П.

10

Заседание творческой группы № 2

Обсуждение проделанной работы (резюмирование). Совместная подготовка к выступлениям: обсуждение интересующих вопросов по подготовке по темам дальнейших выступлений

Декабрь

Воспитатели

Бажукова З.В.,

Исакова А.П.

Учителя-логопеды Исмаилова Е.А., Рочева И.А.

11

Консультация для педагогов и родителей

«Развиваем коммуникативные качества ребенка»

Февраль

Воспитатели

Бажукова З.В.,

Исакова А.П.

12

Мастер-класс

 «Составляем описательный рассказ»

Май

Учитель-логопед

Рочева И.А.

13

Заседание творческой группы № 3

Подведение итогов

Май

Все члены группы

Тематика творческих групп и их состав.

  1. Тема: Формировать у дошкольников нравственно-патриотические чувства, через приобщение детей к  семейным ценностям и культуре родного края.

Состав: Шуплецова Ж.Н., Сорокатая О.В., Лисова С.В., Клочкова Н.В., Слотина В.В.

  1. Тема: Формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Состав: Студенова Е.В., Бакулина А.Н., Алексеева О.Н., Глебова М.Н.

  1. Тема: Реализации задач ОО «Речевое развитие»

Состав: Рочева И.А., Исмаилова Е.А., Бажукова З.В., Исакова А.П.

  1. Тема: Трансформация ППРС в ДОУ с учетом потребностей дошкольников

Состав: Подберезная Ю.В., Бородулина С.С., Зубрилкина Н.Д., Мезенцева А.И., Изъюрова К.А.

План проведения консультаций, практикумов, мастер-классов, участие в педсоветах.

на 2024-2025 учебный год

Форма проведения

Наименование

Сроки

Ответственный

1

Практикум

«Как учить детей чтению?» с учетом ФОП ДО

09

Учитель-логопед Исмаилова Е.А.

2

Педагогическая гостиная  

 «Современный детский сад»

09

Тв.гр № 4

3

Индивидуальные консультации для родителей

вновь поступивших детей «Привыкаем и играем»

09

воспитатели  2 группы

4

Практикум для родителей

 «Как разговорить ребенка?»

09

Тв.гр № 3

5

Педагогическая гостиная

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ

10

Тв.гр.№3

6

Творческая лаборатория

Занятие, как увлекательное дело (в соответствии с ФОП ДО), или обучение с увлечением

10

Тв.гр № 4

7

Консультация

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

10

Тв.гр.№3

8

Мастер-класс

Формирование словаря дошкольников 4–5 лет с ТНР через развитие тактильно-двигательного восприятия

10

Тв.гр.№3

9

Практикум

Знакомство с технологиями сторитейлинг, скрайбинг, друдлы

11

Тв.гр.№3

10

Консультация для родителей с элементами мастер-класса

 «Знакомим детей с историей своей семьи»

11

Тв.гр № 1

11

Офлайн мастер-класс

По артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

11

Тв гр № 3

12

Творческая лаборатория

 «Игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей» (безопасность в д/с и дома)

11

Творч.гр №2

13

Консультация для родителей

 «Безопасность во  время новогодних праздников»

12

Тв.гр.№2

14

Творческая лаборатория

 «Чужие люди, чужие предметы»

01

Тв.гр № 2

15

Практикум

«Прогулка, как лучшее средство для знакомства с природой родного края». «Организация экспериментальной деятельности в данном направлении»

01

Тв.гр № 1

16

Практикум для родителей

 «Прививаем интерес и позитивное отношение к природе коми края»

01

Тв.гр.4

17

Педагогический совет № 2

 «Современные подходы к  формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФОП ДО».

Физкультура и спорт,

Правильное питание

02

Ст восп, тв. гр № 2

18

Круглый стол

Результаты функционирования коворкинг-центра «город друзей» как инновационный способ организации образовательного пространства

02

Тв.гр №4

19

Консультация для педагогов и родителей

«Развиваем коммуникативные качества ребенка»

02

Тв гр № 3

20

Тренинг

Тренинг командообразования и личностного роста «Мы команда»

03

Ст восп

21

Семинар-практикум № 1

Пространство без границ как средство поддержки детской инициативы (выставки детских работ, подвесные модули)

03

Тв гр № 4

22

Практикум

от инструктора по ФИЗО «Как увлечь ребенка спортом»

03

Приглашенный инструктор

23

Семинар-практикум № 2

пространство без границ как средство поддержки детской инициативы  Интерактивный пол)

04

Тв.гр № 4

24

Консультация

 «Организация среды развития и ее рациональное использование в соответствии с темой недели» 

04

Всоп гр № 5,6,7,8,9,10

25

Практикум

 «Организация трудового воспитания в современных условиях» 

04

Тв.гр № 1

26

Консультация для родителей

 «Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника »

05

Тв.гр № 1

27

Мастер-класс

от логопеда «Составляем описательный рассказ»

05

Рочева И.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида» г. Ухта

ПРОТОКОЛ № 1.

от 11 сентября 2024 г.

Заседания творческой группы по реализации задач ОО «Речевое развитие»

Члены творческой группы:

  1. Бажукова З.В. (воспитатель) – председатель группы.
  2. Исакова А.П. (воспитатель).
  3. Исмаилова Е.А. (учитель-логопед).
  4. Рочева И.А. (учитель-логопед).

Список присутствующих на заседании:

  1. Бажукова Зинаида Вячеславовна              
  2. Исмаилова Евгения Алексеевна                
  3. Рочева Ирина Александровна                    

Список отсутствующих на заседании:

  1. Исакова Анастасия Павловна отсутствовала по причине больничного.

Повестка заседания:

  1. Выборы председателя творческой группы на 2024-2025 уч.г.
  2. Составление и согласование плана мероприятий на 2024-2025 уч.г.
  3. Назначение ответственных за проведение мероприятий, согласно составленного плана.

  1. По первому вопросу единогласным решением членов творческой группы было принято решение назначить председателем творческой группы Бажукову З.В.
  2. По второму вопросу членами группы Исмаиловой Е.А. и Рочевой И.А. был составлен план работы на 2024-2025 уч.г. (Приложение 1), с учетом общего Плана проведения мероприятий всех творческих групп детского сада (Приложение 2), и утвержден всеми членами творческой группы: за - единогласно. Также было принято решение о проведении заседаний творческой группы каждый квартал. По необходимости, сроки заседания могут быть изменены.

 Согласование плана мероприятий творческой группы «Речевое развитие» с администрацией детского сада поручено председателю группы – Бажуковой З.В.

  1. По третьему вопросу было принято решение распределить темы мероприятий для выступления (консультации, мастер-классы, практикумы и т.д.) на весь учебный год между членами творческой группы, согласно их желанию, опыту и накопленным знаниям по тематике выступлений (Приложение 1).

Председатель творческой группы:                                      Бажукова З.В.

Члены творческой группы:                                                  Исакова А.П.

                                                                                              Исмаилова Е.А.

                                                                                              Рочева И.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида» г. Ухта

ПРОТОКОЛ № 2.

от 23 января 2025 г.

Промежуточное заседания творческой группы по реализации задач

ОО «Речевое развитие»

Члены творческой группы:

  1. Бажукова З.В. (воспитатель) – председатель группы.
  2. Исакова А.П. (воспитатель).
  3. Исмаилова Е.А. (учитель-логопед).
  4. Рочева И.А. (учитель-логопед).

Список присутствующих на заседании:

  1. Бажукова Зинаида Вячеславовна              
  2. Исмаилова Евгения Алексеевна                
  3. Рочева Ирина Александровна                    
  4. Исакова Анастасия Павловна                    

Повестка заседания:

  1. Анализ проделанной работы согласно плана проведения мероприятий творческой группы за первое полугодие.
  2. Обсуждение организации и проведения запланированных мероприятий на второе полугодие.

  1. По первому вопросу выступила председатель творческой группы Бажукова З.В. с анализом проведённой работы за первое полугодие (с сентября по ноябрь 2024 г.) согласно плану проведения мероприятий творческой группы по реализации задач ОО «Речевое развитие» (Приложение 1 от 11.09.24 г.).

За период с сентября по ноябрь 2024 года членами творческой группы было запланировано 7 мероприятий, из них было проведено 6 мероприятий:

1. Практикум для родителей «Как разговорить ребёнка?». Ответственный: учитель-логопед Исмаилова Е.А. – выполнено 11 сентября 2024 года (ссылка на официальную страницу МДОУ «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-209549902_1524).

2. Практикум «Как учить детей чтению?» с учётом ФОП ДО.   Ответственный: учитель-логопед Исмаилова Е.А. – выполнено 30 сентября 2024 года (конспект практикума отсутствует).

    3. Педагогическая гостиная «Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приёмов нейропсихологии». Ответственный: учитель-логопед Исмаилова Е.А. – не выполнено.

4. Консультация «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста». Ответственный: воспитатель Бажукова З.В. – выполнено 03 октября 2024 года (конспект консультации прилагается).

5. Мастер-класс «Формирование словаря дошкольников 4-5 лет с ТНР через развитие тактильно-двигательного восприятия». Ответственный: учитель-логопед Рочева И.А. – выполнено 14 октября 2024 года (конспект мастер-класса прилагается).

6. Практикум знакомство с технологиями «Знакомство с технологиями «Сторитейлинг», «Скрайбинг», «Друдлы»». Ответственный: воспитатель Исакова А.П. – выполнено 14 ноября 2024 года (конспект практикума прилагается).

7. Офлайн мастер-класс «Артикуляционная гимнастика». Ответственный: учитель-логопед Исмаилова Е.А. – выполнено 18 ноября 2024 года (ссылка на официальную страницу МДОУ «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-209549902_1931).

Офлайн мастер-класс «Пальчиковая гимнастика». Ответственный: учитель-логопед Рочева И.А. – выполнено 19 ноября 2024 года (ссылка на официальную страницу МДОУ «ВКонтакте»: https://vk.com/wall-209549902_1938).

По первому вопросу анализ проведённой  работы за первое полугодие считать удовлетворительным.

Члены творческой группы: за – единогласно.

  1. По второму обсуждали подготовку и проведение предстоящих мероприятий на второе полугодие. Согласно плану мероприятий во втором полугодии запланировано проведение двух мероприятий:
  1. Февраль 2025 года – консультация для педагогов и родителей «Развиваем коммуникативные качества ребёнка». Ответственные воспитатели Бажукова З.В. и Исакова А.П.
  2. Май 2025 года – мастер-класс «Составляем описательный рассказ». Ответственный учитель-логопед Рочева И.А.

 

По второму вопросу приняли решение назначить ответственного воспитателя Бажукову З.В. по подготовке и проведению консультации для педагогов по теме «Развиваем коммуникативные качества ребёнка», а воспитателя Исакову А.П. подготовить материал по данной теме для родителей и опубликовать его на официальной странице МДОУ «ВКонтакте». Срок проведения консультаций до 20 февраля 2025 года.

Помочь ответственному учителю-логопеду Рочевой И.А. в подготовке необходимого материала для проведения мастер-класса для педагогов «Составляем описательный рассказ» и провести его не позднее 20 мая 2025 года.

Члены творческой группы: за – единогласно.

Председатель творческой группы:                                      Бажукова З.В.

Члены творческой группы:                                                  Исакова А.П.

                                                                                              Исмаилова Е.А.

                                                                                              Рочева И.А.



Предварительный просмотр:

504014

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида»

г. Ухта

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ

 «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста»

ФИО докладчика, должность:

Бажукова Зинаида Вячеславовна, воспитатель.

Дата проведения:

03.10.2024 г.

 

2024 г.

 

Слайд № 1. Тема консультации.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поговорить с вами о простой, известной вам и  очень важной  теме «Влияние художественной литературы на развитие речи детей».

Слайд № 2. План консультации.

Я расскажу вам об актуальности данной темы, напомню об основных аспектах характеристики речевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста. Расскажу о том, какое влияние художественная литература оказывает на речь дошкольников, какие средства мы для этого применяем в своей практике, и познакомлю с инновационными методами данной темы. А также рассмотрим вопрос о помощи родителям в приобщении детей к художественной литературе.

Слайд № 3.    Введение в тему (актуальность).

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является в настоящее время одной из актуальных. Современное  общество  получает информацию не из книг, а из сети Интернет; практически исчезла практика семейного чтения. А от этого страдают, прежде всего, дети.

Были проведены исследования с детьми, которые доказывали тот факт, что если детей с младшего возраста не приобщить к чтению книг, то уже в школьном возрасте дети не имеют желания ни слушать, ни читать художественную литературу.

     В связи с этим перед педагогами встает проблема овладения  народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Слайд № 4. Характеристика речевого развития.

Что же касается речи детей, то мы, педагоги, все прекрасно знаем, что в ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.

У детей младшего дошкольного возраста овладение родным языком необходимо как средство общения.

Развитие речи идет в двух направлениях: в младшем возрасте у детей формируется разговорный тип речи (слова, отдельные фразы, не связанные по смыслу предложения). А разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи. Т.е. разговорная речь усовершенствуется и к старшему дошкольному возрасту должна трансформироваться в связную речь, представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т. п. Это необходимо для того, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. К концу дошкольного возраста, при определенных условиях воспитания, ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Слайд № 5. Влияние художественной литературы.

Работа по развитию речи с дошкольниками часто строится на материале художественных произведений. Художественная литература является важным средством развития личности и речи ребенка дошкольного возраста. Произведения литературы также помогают развивать мышление и насытить и направить детское воображение, обогащает его эмоции, показывают ему образцы русского литературного языка, пополняют словарный запас новыми словами, образными выражениями, поэтической лексикой. Художественная литература помогает ребенку дошкольнику использовать готовые языковые формы, при изложении своего отношения к произведению, которое прочитал ему взрослый. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Как и в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте важное значение, для развития речи ребенка дошкольного возраста имеет, тот факт, как воспитатель донесет до ребенка произведение писателя, на сколько выразительно и точно оно будет звучать в исполнении педагога. Также немаловажное значение для восприятия художественного произведения дошкольником имеет показ иллюстрации при чтении и рассказывании. В младшем дошкольном возрасте дети учатся понимать читаемое произведение через комплекс наглядных средств (игра, игрушка, картинка).  Это способствует переходу к умению ребенка младшего возраста воспринимать художественное слово, а детям старшего возраста излагать свои мысли красивой литературной речью.

Слайд № 8. Даже в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» прописано, что одним из направлений в развитии речи является «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». Так же в программе представлен примерный перечень литературных произведений по всем возрастным группам.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно определить, что на развитие речи с помощью художественной литературы влияют такие факторы как отбор книг и произведений для детского чтения, умение педагога донести до ребенка произведение, а также учет возрастных особенностей детей, только в этом случае художественная литература будет положительно влиять на развитие и обогащение речи ребенка дошкольного возраста.

Слайд № 6. Методы и приёмы.

Выстраивая систему работы по развитию речи посредством приобщения к художественной литературе в первую очередь необходима правильно (рационально) организовать речевую развивающую среду в группе.

  1. Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Что моет входить в содержание речевой развивающей среды. Это:

  • Дидактические игры («Составь сказку, рассказ», «Парочки» по сказочным героям, пазлы по сказкам и т.д.).
  • Картотеки и атрибутика для сюжетно–ролевых игр.
  • Различные виды театров (перчаточный, настольный, магнитный, плоскостной, теневой).
  • Раскраски по всем знакомым художественным произведениям.
  • Центр художественной литературы должен быть оснащен произведениями согласно образовательной программе.

  1. Художественное слово в режимных моментах от младшего и до старшего дошкольного возраста.
  2. Театрализованная деятельность. Применение метода драматизации сказок, отрывков художественных произведений, обыгрывание стихов-диалогов. Для поддержания интереса к театральной деятельности организация показа спектаклей для малышей и родителей.
  3. Проектная деятельность.
  4. Систематическое чтение литературных произведений.
  5. Речь воспитателя. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.

Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат!!! Т.к. одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Речь  в общении с детьми любого возраста должна быть выдержана в определенном темпе  и громкости, интонационно выразительна.

Из инновационных методов и технологий влияние художественной литературы на развитие речи ребёнка интересными для меня:

  • Метод «Сказки на изнанку» используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку: злых персонажей делаем добрыми, маленьких – большими, красивых – уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично – это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории.
  • Метод «Салат из сказок» – перемешивание сказочных персонажей и их приключений в один сказочный сюжет. Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и доставляет воображение. Детям важен процесс переписывания, игра, они не думают о результате и художественной ценности.
  • Метод «Моделирования» - замещение реального предмета в деятельности другим знаком, предметом, изображением.

Слайд № 7. Взаимодействие с родителями.

В период, когда ребенок еще в основном является слушателем, роль родителей в его приобщении  к  художественной  литературе  особенно важна. Именно они во многом определяют круг читательских интересов своих детей.      

Необходимо рассказываем родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа,  и другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. Совместное чтение книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Методы просвещения влияния художественной литературы на развитие речи ребёнка следующие:

  • Тематические консультации.
  • Открытый показ образовательной деятельности по речевому развитию на примере художественных произведений.
  • Наглядно-демонстрационный материал (статьи для стенда, папки-передвижки).
  • Информационные видео и презентации в групповом интернет-сообществе или официальном сайте МДОУ.
  • Совместная подготовка и участие в творческих (театральных) конкурсах различного уровня.
  • Совместное оформление газет, коллажей, выставок отражающих значимость семейного приобщения с художественной литературе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69 комбинированного вида » Докладчик: воспитатель Бажукова З.В. г. Ухта, 2024 г.

Слайд 5

ФОП



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение504014

«Детский сад № 69 комбинированного вида»

г. Ухта

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ

«Развиваем коммуникативные качества ребёнка»

ФИО докладчика, должность:

Бажукова Зинаида Вячеславовна, воспитатель.

Дата проведения:

27.02.2025 г.

 

2025 г.

Слайд 1.

Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - это одна из самых важных человеческих потребностей, как у взрослых, так и у детей. Только в общении и в отношениях с другими людьми дошкольник может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности.

Слайд 2.

Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей и педагогов, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.

Слайд 3.

Зачем ребенку коммуникативные навыки? 

  1. Чтобы не быть одиноким. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если ребёнок не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».
  2. Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой ребёнок в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.
  3. Желание общаться. Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Дети этого не умеют мотивировать себя на общение с окружающими.
  4. Знать, как общаться. Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители и педагоги подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т.д.
  5. Умение общаться. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:
  • умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
  • доброжелательность, дружелюбие;
  • умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
  • умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
  • умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
  • умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.

Если ребенок успешно овладел этими навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.

Слайд 4.

О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но мы не будем повторять сложные связи и схемы ученых-психологов и постараемся конкретно поговорить о том, как сами родители и, в первую очередь, мы - педагоги можем научить своих воспитанников правильно и продуктивно общаться. Для этого нам понадобится соблюдать только 6 правил:

  1. Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
  2. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
  3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
  4. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
  5. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
  6. Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

И еще один важный совет – не перегните палку с коммуникабельностью.

Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.

Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Слайд 5.

Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность. Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку.

В какие же игры можно поиграть с детьми в детском саду:

  1. Игры малой подвижности или хоровые игры.
  2. Подвижные игры.
  3. Дидактические игры.
  4. Творческие игры.
  5. Театрализованные игры.
  6. Сюжетно-ролевые игры.

Слайд 6.

Показ видеоролика с примерами всех видов игр с детьми подготовительной логопедической группы.

Слайд 7.

Спасибо за внимание. Творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов МДОУ «Д/с № 69» Февраль 2025 г. Подготовила: воспитатель Бажукова З.В .

Слайд 3

1 2 3 4 5 Чтобы не остаться одному Уметь слушать других Желание общаться Знать, как общаться Умение общаться

Слайд 4

Первый Расширять кругозор Третий Учитывать возрастной фактор Четвёртый Учить находить в каждом что-то положительное Пятый Правило авторитета Шестой Учить уважать желание каждого Второй Учить решать конфликты самостоятельно

Слайд 5

1. Хороводные игры (игры малой подвижности). 2. Подвижные игры. 3. Дидактические игры . 4. Творческие игры . 5. Театрализованные игры. 6. Сюжетно-ролевые.

Слайд 6

Творческих успехов!!!


Предварительный просмотр: