Вода от моря до дома

Копцева

Вода от моря до дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_ot_morya_do_doma_koptseva_ea.odt60.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ПРИНЯТA

Решением Педагогического совета

Протокол №__

от «__» _____ 20__ г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № _______ от «__»______20__ г.

Директор ГБНОУ ДУМ СПб

____________________ А.А. Борщевский

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вода от моря, до дома»



Срок освоения:  12 дней

Возраст обучающихся: 14-18 лет




Разработчик: 

Копцева Евгения Александровна

методист





Пояснительная записка

Направленность - естественнонаучная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вода от моря, до дома» разработана с учетом актуальной нормативной базы, направлена на приобщение обущающимися к экологической культуре.

Адресат программы.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 14-18 лет
не имеющих специальной подготовки.

Актуальность реализации.

Данная программа охватывает биолого-техническую область (история водопровода, как вода очищается и попадает к нам домой, как происходит очистка сточных вод), поэтому обучающие пополнят свои знания в области биологии, экологии с помощью понимания взаимодествия человека к водным ресурсам, которые имеют важное значение для сохранения физического и психического воспитания. В рамках реализации данной программы происходит формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, бережному отношение к водным ресурсом через технологическую взаимосвязь.

Уровень освоения – общекультурный.

Объем программы: 36 часов.

Срок освоения программы: 12 дней.

Отличительные особенности.

        Отличительные особенности данной программы заключается в следующем: образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся. Учебные занятия носят характер живого общения, просмотр фильмов, заинтересованного поиска решения проблем под руководством педагога. Обучающие узнают современные технологические проблемы, которые влияют на качество и доступность водных ресурсов. На примере истории возникновения  устройств водных сооруджений объясняется как устроен городской водопровод, как появляется вода и откуда.

Цель.

Осознование у обучающихся важности бережного отношение к водным ресурсам.

Задачи:

Обучающие:

        углубленное изучение темы водоснабжения и водоотведения;

        обучение правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;

развитие практических навыков, необходимых для решения экологических проблем;

вырабатывание способности определять свое место в деле сохранения окружающей среды.

Развивающие:

         развиватие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;

развиватие конструктивного мышления и сообразительности.

Воспитательные:

вовлечение обучающимися  в практическую природоохранную деятельность;

    воспитание чувства личной и коллективной ответственности в принятии решений, направленных на сохранение окружающей среды.

Организационно-педагогические условия реализации

Язык реализации – русский.

Форма обучения - очная.

Особенности реализации - дополнительная общеразвивающая программа  «Вода от моря, до дома» является краткосрочной.

Условия набора в коллектив - принимаются все желающие согласно Устава учреждения и соответствующим локальным актам.

Условия формирования групп: формируются разновозрастные  группы.

Количество обучающихся в группе - наполняемость групп от 15 человек.

Формы организации -   занятие проводится всем составам объединения.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тесты, викторина, экскурсия, проектная деятельность.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

фронтальная: работа педагога со всеми обучающимеся одновременно (беседа, показ, объяснение);

групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь)  в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).

Кадровое обеспечение

Для реализации программы дополнительный специалист не отребуется.

Материально-техническое оснощение

Для реализации программы созданы необходимые условия:

помещение для занятий – просторный кабинет, со столами и стульями по         количеству обучающихся, доска, проектор;

образовательный процесс проходит с использованием средств ИКТ;

канцтовары (бумага белая формата А4, А3, маркеры, авторучки, ножницы, клей, цветная бумага формата А4, А3).

Планируемые результаты освоения

Предметные:

Обучающиеся получат знания в области истории, устройста, систем и принципов  водоотведение и водоснабежения. Освоят понятия: виртуальная вода, водный след, энерогоэффективность, устойчивое развитие и др. Будут уметь проводить простые эксперименты по оценке качества воды, работать с информацией, презентовать результаты персональной и командной работы.

Метапредметные:

Обучающиеся смогут развить память, воображение, речь, навыки критического мышления, социальной коммуникации, публичного выступления.

Личностные:

Обучающиеся смогут сформировать позитивное отношение к вжности бережного отношение в водным ресурсам, осознанно принять идеи устойчивого развития, ответственного природопользования, повысить мотивацию к участию в деятельности по сохранению окружающей среды.


Учебный план


№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Итоговое оценивание

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила охраны труда. Цели и задачи охраны окружающей среды. Просмотр и обсуждение фильма.

3

1

2

Дискуссия.

Вопрос-ответ

Системы и принципы работы водоснабжения. Викторина “Система водоснабжения”.

3

1

2

Дискуссия.

Вопрос- ответ

Водоотведение и очистка сточных вод. Проект “Механическая и биологическая очистка воды”.

3

1

2

Защита проектов

Водоснабжение и водоотведение на  промышленных предприятиях. Тестирование.

3

1

2

Тестировние

Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. 

3

1

2

Дискуссия.

Вопрос- ответ

Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.

3

1

2

Защита проектной документации

Контроль качества природных и сточных вод. Тестирование 

3

1

2

Тестирование

Влияние сточных вод на окружающую среду. Просмотр фильма.

3

1

2

Дискуссия.

Вопрос- ответ

Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения. Игра “Мир воды”.

3

1

2

Дискуссия. Вопрос- ответ.

Эксурсия на производственную экспозицию.

3

-

3

Влияние на человека загрязнений. Просмотр фильма. Викторина  “Человек и вода”.

3

-

3

Дискуссия.

Вопрос- ответ

Итоговое занятие. Проект “Бережное отношение к воде”.

3

-

3

Защита проектов в мини-группах.

Итого:

36

9

27






УТВЕРЖДЕН

Приказом № ____ от ______20___г.

Директор ГБНОУ ДУМ СПб

_________А. А. Борщевский

«____» ___________ 20___ г.



Календарный учебный график


Год

обучения, группа

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Первый год, группа
№ 1

6

12

36

2 раза в неделю по 3 часа*


*Продолжительность академического часа: 45 минут.


Рабочая программа

Занятие №1

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила охраны труда. Цели и задачи охраны окружающей среды. Просмотр и обсуждение фильма.

Теория.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности и правилам охраны труда.

Цели и задачи охраны окружающей среды.

Практика.

Просмотр  и обсуждение документального фильма “Город и вода” (1982 г.).

Форма контроля.

Дискуссия. Вопрос-ответ.

Занятие №2

Системы и принципы работы водоснабжения. Викторина “Система водоснабжения”.

Теория.

История появления водоканала и принциты работы первых очистных сооружений. Современные принципы работы систем водоснабжения, состав, методы очистки и защиты воды. Схема водоснабжения населенного пункта.

Практика.

Обсуждение проблем и решения, связанные с расширением сети водоснабжения и модернизацией существующих систем. Викторина “Система водоснабжения”.

Форма контроля.

Дискуссия. Вопрос- ответ.

Занятие №3

Водоотведение и очистка сточных вод. Проект “Механическая и биологическая очистка воды”.

Теория.

Методы очистки сточных вод, а также утилизация отходов. Принципы работы систем водоотведения, проблемы их модернизации и расширения с учетом увеличения объема производства и численности населения.

Практика

Работа в мини-группах. Проекты. “Механическая и биологическая очистка воды”.

Форма контроля.

Защита проектов.

Занятие №4

Водоснабжение и водоотведение на  промышленных предприятиях. Тестирование.

Теория.

Особенности водоснабжения и водоотведения на промышленных объектах, методы очистки промышленных стоков и решение проблем, связанных с эксплуатацией специализированных систем водоснабжения. 

Практика.

Консультация перед тестированиемПроекты. “Механическая и биологическая очистка воды”.. Зачетное тестирование.

Форма контроля.

Тестирование.

Занятие №5

Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. 

Теория.

Методы эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, включая работу с различными видами оборудования.

Практика.

Обсуждение вопросов организации служб эксплуатации систем водоснабжения, водоотведения и способы производства важнейших работ при эксплуатации водозаборных сооружений, напорных водоводов, распределительных сетей водоснабжения и самотечных водоотводящих сетей, насосных и воздуходувных станций, сооружений по очистке воды для питьевых целей и очистки сточных вод.

Форма контроля.

Дискуссия. Вопрос- ответ.

Занятие №6

Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.

Теория.

Реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, выбор стратегии и методов реконструкции, оценку затрат и рисков.

Практика.

Работа в мини-группах. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.

Форма контроля.

Защита проектной документации.

Занятие №7

Контроль качества природных и сточных вод. Тестирование.

Теория.

Методы очистки и обеззараживания природных вод, а также контроль качества водопроводной воды и сточных вод. 

Практика.

Консультация перед тестирование. Зачетный тест.

Форма контроля.

Тестирование.

Занятие №8

Влияние сточных вод на окружающую среду. Прсмотр фильма.

Теория.

Технологии очистки сточных вод, переработка воды. Содержание органических веществ в сточных водах и их влияние на окружающую среду.

Практика.        

Просмотр и обсуждение фильма “Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой океан.”

Форма контроля.

Дискуссия. Вопрос- ответ.

Занятие №9

Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения. Игра “Мир воды”.

Теория.

Инновационные технологии в управлении водными ресурсами, автоматизация процессов, развитие цифровых технологий.

Практика.

Игра “Мир воды”.

Форма контроля.

Дискуссия. Вопрос- ответ.

Занятие №10

Экскурсия на производственную экспозицию.

Практика.

Экскурсия на производственную экспозицию.

Занятие №11

Влияние на человека загрязнений.

Практика.

Просмотр и обсуждение документального фильма. “Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека.” Викторина “Человек и вода”.

Форма контроля.

Дискуссия. Вопрос- ответ.

Занятие №12

Итоговое занятие. Проект “Бережное отношение к воде”.

Практика.

Групповая проектная деятельность “Бережное отношение к воде”.
Форма контроля.

Защита проектов в мини-группах.

Методические и оценочные материалы.

Методические материалы.

№ п/п

Название темы

(базовые разделы)

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность программы

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила охраны труда. Цели и задачи охраны окружающей среды. Просмотр и обсуждение фильма.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные. Раздаточные.

Дискуссия. Вопрос – ответ.

2

Системы и принципы работы водоснабжения. Викторина “Система водоснабжения”.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные. Раздаточные.

Дискуссия. Вопрос – ответ.

3

Водоотведение и очистка сточных вод. Проект “Механическая и биологическая очистка воды”.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные. Раздаточные.

Защита проектов

4

Водоснабжение и водоотведение на  промышленных предприятиях. Тестирование.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные.

Раздаточные.

Тестирование

5

Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. 

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные.

Раздаточные.

Дискуссия. Вопрос – ответ.

6

Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные. Раздаточные.

Защита проектной документации

7

Контроль качества природных и сточных вод. Тестирование 

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные. Раздаточные.

Тестирование

8

Влияние сточных вод на окружающую среду. Просмотр фильма.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные.

Раздаточные.

Дискуссия. Вопрос – ответ.

9

Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения. Игра “Мир воды”.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные.

Раздаточные.

Дискуссия. Вопрос – ответ.

10

Эксурсия на производственную экспозицию.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные. Раздаточные.

11

Влияние на человека загрязнений. Просмотр фильма. Викторина  “Человек и вода”.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные.

Раздаточные.

Дискуссия. Вопрос – ответ.

12

Итоговое занятие. Проект “Бережное отношение к воде”.

Словесные. Наглядно-демонстрационные.

Практические.

Групповые.

Демонстрационные.

Раздаточные.

Защита проектов в мини-группах.

Оценочные материалы

         В процессе обучения применяется текущий итоговый контроль. Форма входного контроля осуществляется в форме педагогического наблюдения. Форма текущего занятия: тестирование, защита проектов, защита проектной документации, педагогическое наблюдение.

        Итоговый контроль осуществляется на итоговом занятии. Форма итогового занятия: защита проектов в мини-группах.

Диагностическая карта

оценивания результатов (итоговый контроль)

п/п

ФИО

Внимательность

Активность

Лидерство

Коммуникативность

Обратная связь

Работа в команде

Творческий подход

Диагностика уровня знаний и сформированности системы ценностей и уровня экологической культуры обучающихся (понимание взаимосвязей в окружающей среде, связь экологии с другими науками, понимание и знание актуальных экологических проблем).

Уровень результативности

Характеристика уровня результативности

Низкий уровень знаний, умений навыков

обучающийся применяет знания и умения под руководством педагога; для сравнения и классификации объектов и явлений часто использует несущественные признаки; в зависимости от ситуации проявляет утилитарные, познавательные и художественные стремления по отношению к природе; высказывает готовность к природоохранной деятельности, но реализует ее чаще под влиянием ситуации или другого человека; проявляет заинтересованность в охране природы только при наличии личной выгоды; участвует в природоохранных мероприятиях только по требованию или под контролем.

Средний уровень знаний, умений навыков

обучающийся имеет системные знания, осмысленно воспроизводит и использует их при решении нестандартных задач; устанавливает причинно-следственные взаимосвязи, не всегда умеет переносить знания из одной предметной области в другую; преобладают потребности сохранения природной среды, но не всегда проявляется активная гражданская позиция по защите и охране природы; имеется достаточно высокая степень готовности к природоохранной деятельности, которая полностью не реализуется; эмоциональная отзывчивость, ответственное отношение проявляются систематически; в отдельных случаях проявляется активность в природоохранной деятельности.

Высокий уровень знаний, умений навыков

обучающийся имеет системные, глубокие и прочные экологические знания, часто выходящие за пределы изученных учебных программ, применяет их в практической деятельности и при решении нестандартных задач; устанавливает взаимосвязи процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде; деятельность и поведение в природе мотивируется потребностями сохранить и защитить ее; умеет убеждать других в необходимости охраны природы; присутствует высокая степень готовности к природоохранной деятельности и ярко выраженная гуманистическая позиция, ответственность; природоохранная деятельность носит творческий характер; участвует в природоохранной пропаганде и в общественных экологических движениях.


Список литературы

  1. Алексеев Л.С. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА-М, 2016.
  2. Карюхина Т.А., Чурбанова И.Н. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА–М, 2012.
  3. CанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 2001.
  4. Жмаков Г. Н. Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения : учебник для студентов сред.спец. заведений, обучающихся по специальности 2912 "Водоснабжение и водоотведение". - М. : ИНФРА-М, 2011. - 237 с.
  5. Рульнов А. А. Автоматизация систем водоснабжения и водоотведения / А. А. Рульнов, К. Ю. Евстафьев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 205 с.
  6. В.С. Кедров, п.пПальчуков, М.А. Сомов. Водоснабжение и канализация. М., «Стройиздат» 1984г.
  7. М.А. Сомов, Л.А. Квитка Водоснабжение М. ИНФРА-М 2008г.

Интернет-ресурсы:

  1. Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой Океан. - https://yandex.ru/video/preview/3186608478679775933 

  2. Город и вода. Документальный фильм про Санкт-Петербург (1982) - https://yandex.ru/video/preview/16697694427401697026 

  3. Электронная библиотека: http://ru.wikipedia.org