Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills

Анастасия Игоревна Виноградова

Методическая разработка по проведению демонстрационного экзамена.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа обучения «Стандарты проведения Демонстрационного Экзамена WorldSkills Россия» Виноградова Анастасия Игоревна М етодист ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Слайд 2

Знакомство

Слайд 3

Движение Worldskills WorldSkills - это международное некоммерческое Движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству, как в каждой из 76 стран-членов Движения WSI, так в мире в целом.

Слайд 4

Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Официальным представителем Российской Федерации в WorldSkills International и оператором конкурсов по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills на территории нашей страны является Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», учреждённый Правительством Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив. Полномочия учредителей союза от имени Российской Федерации осуществляют Минобрнауки России и Минтруд России. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

Слайд 5

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills

Слайд 7

История возникновения и развития движения WorldSkills в России 2012 Россия вступила в WSI 2013 Россия впервые приняла участие в международном чемпионате WorldSkills International (Лейпциг, Германия) Россия провела первый Национальный финал «по стандартам» WorldSkills International 2014 Россия впервые приняла участие в чемпионате Европы по стандартам Worldskills Проведение первого чемпионата по стандартам Worldskills для специалистов промышленных предприятий и корпораций России по сквозным рабочим профессиям Hi-Tech - Зарождение Juniorskills

Слайд 8

История возникновения и развития движения WorldSkills в России 2015 - Участие России в Чемпионате Мира в Бразилии (Сан-Пауло) по 30 компетенциям Российская команда привезла 6 «медальонов за профессионализм». - Россия получила право проведения в 2019 году в Казани очередного международного чемпионата WorldSkills International. - Руководством страны поставлена задача по внедрению стандартов WSR при проведении сквозной оценки уровня подготовки учащихся системы профессионального образования и специалистов промышленных компаний с госучастием. 2016 Сборная России заняла 1 место в общекомандном зачете по баллам европейского чемпионата Euroskills в Гётеборге, набрав 15 882 балла по всем компетенциям, получив 2 золотые (Электроника, Холодильная техника и системы кондиционирования), 2 серебряные (Графический дизайн, Мобильная робототехника), 1 бронзовую медаль (Системное администрирование), а также 11 медальонов за профессионализм. молодые wcrlci'jkills v . /.1.0

Слайд 9

Поручение Президента Российской Федерации По итогам встречи с Национальной сборной по профессиональному мастерству, состоявшейся 01 сентября 2015 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал перечень поручений Пр-1921 от 22 сентября 2015 г., в том числе: > Подготовка и проведение Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills 2019 в г. Казань > Проведение госкорпорациями отраслевых чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс», а также организация ими ежегодной подготовки команд для участия в международных соревнованиях по стандартам «Ворлдскиллс» > Создание инфраструктуры для массовой подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров по стандартам «Ворлдскиллс» > Реализация мер, направленных на популяризацию и повышение престижа рабочих и инженерных профессий

Слайд 10

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия

Слайд 11

Демонстрационный экзамен Демонстрационный экзамен - форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Слайд 12

SKILL: CNC TURNING eng.worloskills.ru Перспективы внедрения Демонстрационного экзамена в ГИА Электронный паспорт профессионала в личном профиле в системе eSim - сравнение результатов с мировым уровнем компетенций - оценка качества подготовки кадров; - определение точек роста СПО (обр. программы, мат-тех. база, педагогический состав) - Выпускник может получить предложение на работу по итогам экзамена - Предприятие может осуществить подбор сотрудников из числа выпускников - Публичность и открытость проведения экзамена (live трансляции, зрители) молодые woild'jkills

Слайд 13

Г Основные требования к проведению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Контрольно - измерительные материалы на основе заданий Финала IV Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WSR) по компетенциям, входящим в ТОП - 50 профессий и специальностей, включая все модули Организация и проведение демонстрационного экзамена сертифицированным экспертом Союза «Ворлдскиллс Россия» Соответствие площадок проведения требованиям WSR Использование системы оценивания CIS Недопустимость оценки выполнений заданий экспертами, представляющими с экзаменуемым одну образовательную организацию Не допускается проведение экзамена в группах, сформированных из разных учебных групп. Количество участников ДЭ должно быть не менее 70% от количества студентов чебной группы молодые w<3>ljftkills

Слайд 14

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия В 2017 году в пилотном формате: 150 26 субъектов РФ образовательных организаций компетенции УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерац по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9 ПАСПОРТ приоритетного проекта "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий") План достижения показателей проекта Тип показателя Базовое значение Период, год Показатель 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 1. Численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия (тыс. чел. за год) основной 0,5 2,5 10 30 50 2. Количество специализированных центров компетенций в аналнти- 0 85 115 125 175 субъектах Российской Федерации, аккредитованных по стандартам Ворлдскиллс Россия (шт.) молодые world skills профессионалы Russia 6 000 выпускников молодые wGJlctekills ...рV . /31

Слайд 15

Чемпионаты по стандартам WorldSkills Russia - общая информация

Слайд 16

Основные термины на Чемпионате и демонстрационном экзамене : - Кодекс этики - Регламент чемпионата / «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» - Техническое описание компетенции - Конкурсное задание, внесение 30% изменений ( не применяется на ДЭ) - Инфраструктурный лист - «Тулбокс» (Для ДЭ может быть предоставлен организаторами) - План застройки конкурсного участка - План работы площадки (SMP) - Критерии оценки - CIS, 100 бальная и 500 бальная шкалы результатов молодые wo'li jkills

Слайд 17

Функции демонстрационном экзамене: - Главный эксперт (площадки чемпионата) - Технический эксперт площадки

Слайд 18

Основные термины WSR: - Демонстрационный экзамен - Региональный чемпионат - Отборочный тур на Национальный чемпионат - Финал России - Отраслевые чемпионаты - Финал России для предприятий - HiTech - Система сквозного мониторинга - Специализированный центр компетенций (СЦК) - Межрегиональный центре компетенций (МЦК)

Слайд 19

Структура чемпионатов WorldSkills Россия Национальный финал России «Молодые профессионалы» (WorldSkills Россия)» Финал России для отраслей промышленности HiTech

Слайд 20

Скил ТИМ • обеспечение деятельности «Скилл тим» • подготовка национальной сборной • организациятренирг соревнованиях V Заместитель Международного эксперта составление программ и проведение тренировок и практических занятий участие в международных соревнованиях и тренировках рекомендации международному эксперту для составления рейтинга участников организация работы площадок застройка и оборудование площадок обеспечение тренировочного процесса контроль поставки оборудования Технический администратор площадки организационная работа сборной и «Скил тим» взаимодействие с иностранными экспертами участие в международных соревнованиях трансфер технологий и лучших практик технические задания и закрывающие документы планы тренировок методические пакеть Международный \ закупки/аренда аккредитация МЦК рейтинг участников эксперт J площадка проведения тренировок обеспечение тренировочного процесса.- - Руководитель тренировочного полигона МЦК развитие компетенции в России пакеты конкурсной документации трансляция международного опыта профстандарты и образовательные программы распределение экспертов РЧ формирование экспертного сообщества обучение и сертификация стандарты РЧ работа на форуме аккредитация СЦК Менеджер компетенций - Эксперт с чемпионатным опытом ~\ главные эксперты на чемпионатах и ДЭ участие в подготовке конкурсной документации работа в рамках экспертного сообщества, в том числе на форуме участие в аккредитации СЦК 37 РУБРИКА ИЛИ РАЗДЕЛ

Слайд 21

Структура Компетенций WorldSkills Россия: > «Номерные» компетенции - компетенции, входящие в список Чемпионата Мира; > Компетенции, входящие в список чемпионатов Европы; > RU -Компетенции.

Слайд 22

Подготовка чемпионатов и демонстрационного экзамена WorldSkills

Слайд 23

Skill Management Plan Содержит ежедневный план работы площадок , который содержит все активности, происходящие на площадке чемпионата на каждый день отдельно. SMP вывешивается в распечатанном виде на каждой площадке. «С»-Кодировка дней чемпионата: С1 - «С» - соревнования, «1» - первый день соревнований; С-3 - третий день ДО соревнований; С+1 - первый день ПОСЛЕ соревнований.

Слайд 24

SMP, применяемый для Демонстрационного экзамена , может отличаться по функционалу дней. В частности, функционал дней С-2 и С-1 может быть объединен в дне С-1. Важно, чтобы выполнялся принцип предоставления ВСЕМ участникам возможности ознакомления с рабочими местами и оборудованием в течение времени, указанного в регламентирующих документах (например, в документе «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия»)

Слайд 25

Подготовка Демонстрационного экзамена Мероприятия За 3 месяца Определяются главные эксперты на площадку Формируется экспертная группа за 2 месяца После уточнения количества участников экзамена по компетенциям Направление в адрес ЦПДЭ списка студентов и выпускников, сдающих демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия. ЦПДЭ организует регистрацию всех заявленных участников в системе eSim, а также обеспечивает заполнение всеми участниками личных профилей не позднее чем за два месяца до начала экзамена. Информирует о зарегистрированных участников о сроках и порядке проведения демонстрационного экзамена Главным экспертом разрабатывается и утверждается схема расстановки и комплектования рабочих мест на каждую площадку. Ответственность за обеспечение площадок оптимальными средствами и необходимой инфраструктурой для проведения демонстрационного экзамена по каждой компетенции в соответствии с техническими описаниями и инфраструктурными листами несет ЦПДЭ

Слайд 26

Подготовка Демонстрационного экзамена этап Мероприятия За 1 месяц Полная документация по ОТ и ТБ размещается на официальном сайте ЦПДЭ За 2 дня до начала экзамена Главным экспертом проводится контрольная проверка площадки на предмет соответствия всем требованиям, фиксируется факт наличия необходимого оборудования. За 1 день Экспертной группой производится дооснащение площадки (при необходимости) и настройка оборудования Распределение рабочих мест участников на площадке в соответствии с жеребьевкой Инструктаж по охране труда и технике безопасности Подготовка участниками рабочих мест, ознакомление с оборудованием и тестирование

Слайд 27

Пакет конкурсной документации для чемпионатов по стандартам WorldSkills молодые wdfWjkills

Слайд 28

Основными регламентирующими документами демонстрационного по стандартам WorldSkills являются 4 документа : - Кодекс этики; Методика организации демонстрационного экзамена - Техническое описание компетенции; - Конкурсное задание чемпионата.

Слайд 29

В случае невозможности принять решение, руководствуясь указанными документами, решение принимается коллегиально и оформляется Протоколом

Слайд 30

Вспомогательные документы: - План застройки конкурсной площадки - Инфраструктурный лист - Критерии оценки

Слайд 31

Техническое описание компетенции. Документ, определяющий рамки знания и навыков, которыми должен обладать конкурсант конкретной компетенции Основано на актуальных и доступных широкому кругу профессионалов передовым технологиям на момент его разработки и актуализации. Актуализируется один раз в год на Национальном чемпионате. В актуализации принимают участие сертифицированные эксперты. Целью актуализации Технического описания является включение в него новых актуальных технологий, получивших распространение в рамках данной компетенции, а также расширение рамок компетенции за счет включения знаний и навыков, используемых специалистами смежных профессий

Слайд 32

Инфраструктурный лист Список всего необходимого оборудования, инструмента, расходных материалов, офисного оснащения и принадлежностей, необходимых для работы площадки. Все позиции, указанные в Инфралисте, предоставляются организаторами чемпионата.

Слайд 33

«Тулбокс» Список инструмента и расходных материалов, который должен (или имеет право) привезти с собой участник. Список «тулбокса» указывается в Техническом описании компетенции.

Слайд 34

Конкурсное задание • Документ (или набор документов), который подробно описывает задачи, стоящие перед конкурсантами на площадке в рамках Чемпионата. • Конкурсное задание должно четко доносить до конкурсантов суть и правила выполнения всех действий • Конкурсное задание имеет уровень сложности очень высокий даже для профессионала

Слайд 35

Конкурсное задание Для Национального чемпионата разрабатывает группа сертифицированных экспертов под руководством Менеджера компетенции. За основу для «номерных» компетенций берется, как правило, Конкурсное задание с последнего Чемпионата Мира. Разработка начинается и заканчивается в сроки, указанные в Техническом описании.

Слайд 36

Конкурсное задание Конкурсное задание состоит из модулей. Количество модулей может быть от 3 до 9. Каждый модуль имеет свой вес в баллах Общее время на выполнение 100% Конкурсного задания должно быть в пределах от 15 до 22 часов. Составление Конкурсного задания и его обнародование происходит согласно Техническому описанию компетенции

Слайд 37

Конкурсное задание В Конкурсном задании, как правило, подробно указываются все процедуры, которые должен выполнить конкурсант. Если необходимо, КЗ должно снабжаться рисунками, чертежами и схемами.

Слайд 38

Конкурсное задание В Конкурсное задание могут быть включены точки СТОП, которые означают, что конкурсант должен остановить выполнение конкурсного задания и позвать экспертов для оценки. Если конкурсант вынужден остановить выполнение задания на время оценки, это время не учитывается в общем времени, отведенном на выполнение задания.

Слайд 39

Рекомендованное Конкурсное задание - для Региональных чемпионатов разрабатывает Менеджер компетенции совместно с сертифицированными экспертами. Оно основывается, как правило, на Конкурсном задании с последнего Национального чемпионата. -Единое и разработано для ВСЕХ региональных чемпионатов. -Для Пилотного проекта Демонстрационного экзамена применяется пакет конкурсной документации, согласованный с Союзом ВСР. Изменение документации экспертами на ДЭ ЗАПРЕЩЕНО!

Слайд 40

Схема оценки Конкурсного задания - это набор Критериев для оценки качества выполнения Конкурсного задания и мастерства конкурсантов. - Критерии оценки - это набор аспектов для измерения навыков и квалификации конкурсантов. - Критерии составляются таким образом, чтобы максимально точно и корректно измерить уровень владения конкурсантом навыками и знаниями, необходимыми для профессионала высшего класса.

Слайд 41

Схема оценки Конкурсного задания • Элементарная позиция критериев - аспект. • Чем больше аспектов и чем меньше вес каждого аспекта, тем точнее можно оценить уровень выполнения конкурсного задания. • Однако слишком большое количество аспектов может затянуть процесс оценки. Поэтому их количество и вес регламентирован. • Количество аспектов должно находиться в пределах от 50 до 300 позиций в сумме по всем модулям. Оптимально - от 75 до 250.

Слайд 42

Аспекты Аспекты бывают объективными и субъективными. Вес одного аспекта не должен превышать 2-х баллов. Общий вес аспектов для всех модулей Конкурсного задания не может превышать 100 баллов. Объективные аспекты- измеряемые. Они оцениваются группой из 3-х экспертов. Объективные аспекты по сути могут быть бинарными или дискретными.

Слайд 43

Аспекты Бинарные аспекты подразумевают оценку «да» или «нет». То есть, либо аспект выполнен, либо нет. Например: - вес аспекта =1,5 балла - наименование аспекта «Все болты затянуты с необходимым усилием» - данные «10 болтов , усилие 10Н/м» Дискретные аспекты имеют условия частичного выполнения. Например: - вес аспекта =2 балла - наименование аспекта «Все болты затянуты с необходимым усилием» - данные «10 болтов, усилие 10Н/м)». - условие «Вычесть 1 балл за каждый незатянутый с необходимым усилием болт».

Слайд 44

Субъективные. Аспекты - не измеряемые (например, «красиво», «эстетично», «вкусно», «профессионально» и т.п.). Они оцениваются группой из 5-х экспертов. Для оценки используются карточки с оценками от 1 до 10

Слайд 45

В общем случае шкала от 1 до 10 означает: 10 = шедевр, крайне редкий результат 9 = отлично, качество выше индустриального уровня 8 = очень хорошо, качество на высочайшем индустриальном уровне 7 = хорошо, качество на стандартном индустриальном уровне. 6 = удовлетворительно, качество в нижних пределах индустриальных стандартов 5 = качество на уровне ниже индустриальных стандартов, но у участника есть хороший навык и достаточные знания по выполнению оцениваемых процедур. 4 = есть хорошие теоретические знания по выполнению процедур, но нет достаточных навыков. 3 = нет навыков, знания на среднем уровне. 2 = нет навыков, знания на низком уровне. 1 = отсутствуют знания и навыки.

Слайд 46

Judgment* аспекты: не измеряемые, но: - оцениваются группой из 3-х экспертов; - имеют четыре варианта оценок 0, 1, 2, 3; - оцениваются по процедуре субъективной оценки; - разница между оценками не должна быть больше 1. *получите консультацию у вашего Менеджера компетенции

Слайд 47

Judgment* оценки: 0 - отсутствует опыт, отсутствуют знания либо не было попытки. 1 - есть знания и понимание специфики профессии. Качество приемлемо для использования. 2 - есть знания и опыт, качество на высоком профессиональном уровне. 3 - шедевр, крайне редкий результат. *получите консультацию у вашего Национального эксперта.

Слайд 48

Правила судейства

Слайд 49

Общие Правила

Слайд 50

Правила принятия решений Любые решения принимаются в соответствии с Методикой организации и проведения демонстрационного экзамена, Кодексом этики, Техническим описанием профессии, Конкурсным заданием.

Слайд 51

Правила принятия решений Решения, не регламентированные вышеуказанными документами, принимаются коллегиально экспертным сообществом и оформляются Протоколом.

Слайд 52

Правила принятия решений Никто, включая Главного эксперта, не имеет права принимать решения единолично, если это не регламентировано документацией демонстрационного экзамена и такие решения могут повлиять на оценку участников.

Слайд 53

Основные ценности WorldSkills Основными ценностями WorldSkills являются Справедливость и Актуальность. Стандарты WorldSkills стоят на службе этих ценностей и не должны им противоречить.

Слайд 54

Правила судейства на площадке

Слайд 55

Главный эксперт площадки Главный эксперт площадки организовывает работу экспертов на площадке, распределяет судейские роли, контролирует соблюдение правил экспертами, участниками и иными лицами, имеющими доступ на площадку. Главным экспертом на демонстрационном экзамене может быть только сертифицированный эксперт.

Слайд 56

Технический эксперт площадки Технический эксперт площадки не участвует в судействе. Он должен занимать максимально нейтральную позицию по отношению ко всем участникам и не имеет права присутствовать при процедуре судейства. Любые исключения из этого правила должны быть прописаны в Регламенте чемпионата и в любом случае не могут нарушать Кодекс этики и базовые принципы Актуальности и Справедливости.

Слайд 57

Судейские жюри Экспертами судейских жюри могут быть эксперты, прошедшие обучение Главным экспертом по правилам оценки перед жюри составляются из экспертов, чемпионатом и компетентные в профессии. Судейские аккредитованных на площадке (эксперты конкурсантов, независимые эксперты).

Слайд 58

Эксперты-компатриоты и Независимые эксперты

Слайд 59

Независимые эксперты Эксперты, не имеющие на площадке данной компетенции своего участника и не имеющие заинтересованности в победе определенного кандидата. Как правило, это эксперты из действующих предприятий / коммерческих организаций, имеющие высокую квалификацию и опыт работы в реальном секторе экономики.

Слайд 60

Эксперт-компатриот: Эксперт, аккредитованный на чемпионате для сопровождения своего участника. Компатриот - «соотечественник», т.е. из одной организации с участником и, таким образом, заинтересованный в его победе. Эксперты-компатриоты не допускаются на площадку проведения ДЭ. Эксперт в группе оценивания (эксперт жюри) из одной образовательной организации, что и оцениваемый участник, является Экспертом-компатриотом по отношению к участнику из своей учебной организации и в отношении судейства и общения к нему применяются правила для Эксперта-компатриота.

Слайд 61

Правила использования записывающих устройств на площадках Возможность и правила использования любых записывающих устройств, включая рукописные, могут быть регламентированы Особыми правилами работы площадки (Skill Specific Rules)

Слайд 62

Правила оценки судейскими группами (экпертной группой): - оценка производится назначенной при процедуре распределения судейских ролей группой экспертов; - оценка может быть произведена только после того, как участник закончил выполнение модуля/задания или по достижении точки «СТОП»; - при оценке должны присутствовать все эксперты группы; -- выставленные оценки визируют своими подписями все эксперты данной группы; - Участник не имеет права присутствовать при оценке, если только это не определено Конкурсным заданием или Техническим описанием.

Слайд 63

Правила оценки Субъективных критериев: - субъективная оценка производится до проведения процедуры оценки объективных критериев, чтобы объективная оценка не повлияла на мнение судей; - оценка производится группой из 5 (пяти) экспертов; - оценка производится путем выставления каждым из пяти экспертов оценки по 10-ти бальной шкале. Для этого используются карточки с цифрами от 1 до 10; - разница в оценках не должна составлять более 4 баллов. В случае разницы более 4 баллов, Главный эксперт должен дать дополнительные пояснения группе по правилам судейства субъективных критериев и группа должна переголосовать; - выставленные оценки вносятся в бланки субъективных оценок CIS; - при внесении оценок в систему CIS, система убирает самую низкую и самую высокую оценку, из остальных 3-х оценок она вычисляет среднее арифметическое, делит его на 10 и умножает на вес критерия.

Слайд 64

Правила оценки Объективных критериев: - оценка производится группой из 3 (трех) экспертов после завершения процедуры оценки Субъективных критериев; - оценка должна заключаться в однозначном определении выполнения либо невыполнения / частичного выполнения каждого объективного аспекта в соответствие с информацией в бланке оценки; - объективные критерии не допускают неоднозначности их толкования, т.е. всегда должны быть указаны точные параметры и правила начисления баллов за их соблюдение.

Слайд 65

Кто может находиться на конкурсной площадке? На конкурсной площадке могут находиться только аккредитованные лица, а также лица, нахождение которых согласовано Главным экспертом. Никто не имеет права обращаться к участникам во время выполнения ими конкурсного задания, за исключением главного эксперта.

Слайд 66

Условия работы участников Никто не имеет права прикасаться, рассматривать, фотографировать (и т.п.) работу участника, а также его инструмент и оборудование, если это не предусмотрено конкурсными процедурами и не прописано в конкурсной документации. В случае выхода инструмента участника (инструмент из «тулбокса» участника) из строя, отремонтировать инструмент может только сам участник Другим экспертам, включая технического, запрещено ремонтировать инструмент участника. Инструмент, предоставляемый организаторами (указанный в ИЛ), ремонтируется техническим экспертом. Участник не может присутствовать при процедуре оценки, если это не предусмотрено конкурсными процедурами и не описано в конкурном задании!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА Виноградова Анастасия Игоревна Методист ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Слайд 2

1992 год Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15.01.96 г. Федеральным законом от 13.01.96 г. № 12-ФЗ с изменениями на 22.08.2004 г.) 1995 год ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212)

Слайд 3

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Внешкольное воспитание Внешкольное образование

Слайд 4

Первые формы внешкольной работы 30-е годы XVIII столетия - организован литературный кружок в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге. Воспитанники издают журнал «Праздное время, в пользу употребленное».

Слайд 5

Первые формы внешкольной работы 30-е годы XVIII столетия - организован литературный кружок в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге. Воспитанники издают журнал «Праздное время, в пользу употребленное». 1897 г. - Пречистинские рабочие курсы (И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов и др.) конец XVIII столетия – создан первый детский парк по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I

Слайд 6

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков. Первый детский парк был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Слайд 7

Первые формы внешкольной работы Конец XVIII столетия – создан первый детский парк по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Слайд 8

Первые детские массовые мероприятия В апреле 1898 года в харьковском парке провели первый в России школьный праздник древонасаждения, в котором участвовали 28 народных училищ города.

Слайд 9

Первые теоретические работы по внешкольному образованию Просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.Н.Медынский и др. ). Первой теоретической разработкой внешкольного образования стала книга Василий Порфирьевич Вахтерова "Внешкольное образование народа ", вышедшая в 1896 году. Наиболее последовательную работу по систематизации всей имеющейся информации по внешкольному образованию проделал В.И. Чарнолуский . К.Д. Ушинский Н.И. Пирогов В. П. Вахтерова В.И. Чарнолуский.

Слайд 10

Первые внешкольные объединения (клубы) любителей естествознания, искусства и техники возникали только по "величайшему повелению"… «... более в употреблении кружки. Это некоторым образом, произведения нашего национального характера, который еще дичится общественной жизни и смотрит домой…» (Ф.М. Достоевский) * * * *1904 г. - клуб для детей (техническое творчество) *1905 году - кружок интеллигентов "Детский труд и отдых"

Слайд 11

Воскресные школы – в них изучали более широкий круг предметов, чем в казенных школах. Рабочие курсы – программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе, например, Пречистинские курсы. Народные чтения – преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная проблематика. Формы внешкольного образования в России (60-70-е гг. 19 века):

Слайд 12

Первые формы внешкольной работы 1897 г. – Пречистинские рабочие курсы (И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов, АЛ.В.Собинов и др.)

Слайд 13

1918 г. - Станция юных любителей природы (г. Москва) Для истории дополнительного образования детей в России огромное значение имели педагогические концепции создателей первых экспериментальных внешкольных учреждений - С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко.

Слайд 14

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934), – известный педагог экспериментатор, автор многих трудов по проблемам воспитания. Роль С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко в становлении форм внешкольной работы с детьми. Александр Устинович Зеленко (18711953) — русский и советский инженер-архитектор и педагог. Сотрудничал с С. Т. Шацким в организации подростковых клубов. После 1917 года — организатор музеев, просветитель.

Слайд 15

С. Т. Шацкий и А.У. 3еленко создали в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад, которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). «Дневной приют для приходящих детей»

Слайд 16

Культурно-просветительное общество « Сеттльмент » С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А.У. Зеленко здании.

Слайд 17

Общество « Сеттльмент » Цель общества: удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Педагогическая концепция : необходимость создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью; усвоение практически значимых для жизни детей знаний; отношения между педагогами и детьми как отношения между старшими и младшими товарищами; воспитание товарищества, солидарности, коллективизма; организация детского самоуправления. B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей.

Слайд 18

Изначально внешкольное образование детей и взрослых не входило в государственную систему народного образования и объединяло такие формы как публичные лекции, вечерние школы, народные библиотеки и театры, народные университеты, профессиональные курсы, повторительные классы, т.е. – все, что связано с просветительской деятельностью .

Слайд 19

Кредо российского педагогического сообщества конца Х I Х - начала ХХ веков признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; направленность образования и воспитания на самоактуализацию, саморазвитие и самоорганизацию учащегося в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической); трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер "самодостаточной самобытности"; ориентация на субъект - субъектные отношения между педагогом и учащимися; акцентирование важности расширения границ свободы развивающегося субъекта с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив; подчеркивание активно - деятельностной роли учащегося в многообразном процессе учения и обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях.

Слайд 20

Реализация этих принципов возможна в педагогической среде, где доминирует право ребенка на свободный выбор и самоопределение "...Только при свободе можно избежать обычного явления: вызывания отвращения к предметам, которые в свое время и свободно были бы любимы. Только при свободе возможно узнать, к какой специальности ученик имеет склонность, только свобода не нарушает воспитательного влияния" (Л. Толстой).

Слайд 21

Детский сад на Большой Пироговской, 1910-1912, Архитектор - А.У. Зеленко

Слайд 22

Детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» В 1911 г. была открыта летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой). . Уборка сена в колонии «Бодрая жизнь» в 1925 году / Здание колонии Бодрая жизнь. Ныне не сохранилось

Слайд 23

Детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» В организации этой колонии активное участие принимала Валентина Николаевна Шацкая. С.Т.Шацкий с колонистами колонии "Бодрая жизнь" в Калужской области.

Слайд 24

На рисунке Юрия Николаевича Скаткина изобажены постройки периода1920-1930гг.

Слайд 26

Константин Николаевич Венцель (1857-1947) Педагог, теоретик и пропагандист свободной школы и свободного воспитания: вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил; стремление к освобождению ребенка от всякого внешнего воздействия; представление полного простора самодеятельности и инициативы ребенка; преобразование дисциплинарной жесткости, однообразия и формализма школьного режима обучения во благо развития каждого ребенка: "ребенок должен получать столько знаний, сколько желает и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость." В русле педоцентризма разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском "Доме свободного ребёнка" (1906-09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал "Декларацию прав ребёнка" (одну из первых в мире, 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. С начала 20-х гг. отошёл от педагогической деятельности. В 20-30-е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

Слайд 27

Венцель К.Н. статья "Идеальная школа будущего" Сформулирован основной педагогический метод: «метод освобождения в ребенке творческих сил», «творческой воли ребенка или сознательной творческой активности». «Идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить от одного предмета к другому по собственному усмотрению и желанию и брать сколько ему понадобиться»

Слайд 28

«Дом свободного ребенка» - учреждение нового типа с основным предназначением организации жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры Ребенок приходил бы туда для того, "чтобы жить полной жизнью", для труда, игры, "свободного общения с товарищами и взрослыми, которые могут поделиться с ним знаниями и духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собой и над маленькой общиной, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее." Это учреждение "серьезного, торжественного отношения к жизни и ее задачам", где ребенок "приучится работать над задачами жизни", где интеллектуальное образование, учение стоят не на первом месте, а «входят только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент».

Слайд 29

Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г.) Каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий. Заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство. Каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Каждый ребенок есть самостоятельная личность. Каждый ребенок имеет право выбирать себе воспитателей. Ребенок в свой свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Свобода ребенка заключается в возможности делать все, что не вредит другим людям. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Религиозное воспитание детей должно быть свободно. Каждый ребенок пользуется правом создавать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым. Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаем, которые точно сформулированных в законе.

Слайд 30

Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) педагог, деятель народного образования разработчик рациональной педагогики : все составляющие части и вопросы педагогики связаны в одно целое на основе идеи развития . ключевая идея новой педагогики - развитие личности воспитанника на основе его собственного стремления: «ни один ребенок не тождественен с другими. Каждый из них не копия, а оригинал»…

Слайд 31

Павел Петрович Блонский (1884-1941) педагог и психолог, ведущий теоретик педологии Идеальный образ будущей народной школы: школа «должна быть ярко - гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача - создать чуткого к человеческой жизни человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих братьев. Она должна говорить человеку о человеке». Построить педагогический процесс нельзя без знания: возрастных, индивидуальных возможностей детей, уважения к личности ребенка, его потребностям и интересам, двух главных принципов - поэтапного, последовательного развития и целостного подхода к ребенку .

Слайд 32

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) 1. Все неудачи в работе с детьми связаны с невнимательным отношением к природным свойствам каждого ребенка и незнанием детской среды. 2. Создание особой детской среды (КЛУБ). 3. Составляющая детской среды – ИГРА. 4. Идея трудовой школы. 5. Разработка новых образовательных программ. 1905 – создал первые в России клубы для детей 1906 - организовал общество "Сеттльмент" 1909 - руководил обществом «Детский труд и отдых» 1911 - организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" 1919-32 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию НКП РСФСР 1932-34 директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР

Слайд 33

Новаторский опыт С.Т. Шацкого Новаторский опыт С.Т. Шацкого – это идеи о том, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Детская жизнь во внешкольных учреждения должна основываться на интересах детей.

Слайд 34

Новаторский опыт С.Т. Шацкого С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Слайд 35

Чарнолуский Владимир Иванович (1865-1941) В справочнике представлены: нормативные основы, инструкции, правила, список разнообразных просветительских обществ, публичных библиотек, музеев, народные театры и университеты фамилии частных лиц, которые в той или иной степени ставили для себя цели деятельности по удовлетворению образовательных запросов населения 1905 г. - справочник "Внешкольное образование" (Петербург)

Слайд 36

Евгений Николаевич Медынский (1885-1957) Внешкольная работа - это сфера образования взрослого человека на протяжении всей его жизни и она требует специального научного осмысления Медынский Е.Н. различает : - педагогику, как науку о воспитании детей в дошкольный период и время школьного обучения; - теорию внешкольного образования. ______________________________ 1913 - "Внешкольное образование, его организация, значение и техника« 1915 - "Методика внешкольного образования" 1923 - "Энциклопедия внешкольного образования"

Слайд 37

Евгений Николаевич Медынский "Внешкольное образование никакою школою заменено быть не может... чем выше обучение школьное, тем больше потребность внешкольного образования, и, следовательно, ни о какой замене и дополнении речи быть не может. Ведь логически ясно, что выше основание (в данном случае школа), тем менее оно требует дополнения, и если бы внешкольное образование было только заменой школы, то при наличности последней оно становилось бы ненужным, если бы оно было только дополнением школы, то школа высшая оставляла бы менее места для внешкольного образования, чем школа начальная и средняя."

Слайд 38

ПРИНЦИПЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ развитие, всеобщность и добровольность индивидуализация и дифференциация духовная самостоятельность широкая самодеятельность организационная самостоятельность общественность планомерность в создании сети учреждений адекватность условиям и потенциалу конкретной местности локализация и целостное изучение

Слайд 39

Профессиональные и личностные качества педагога "До сих пор внешкольные учреждения обслуживались самоучками..." - быть основательно знакомым с общей теорией внешкольного образования и ясно осознавать его задачи, сущность и значение; - знать основные методы внешкольной работы и уметь связать в стройную систему деятельность различных учреждений; - знать психологию для того, чтобы уметь отвечать запросам и интересам каждого, учитывать индивидуальность обучающегося; - иметь широкое общее образование и быть готовым ответить на любой вопрос, так как ему приходится руководить образованием большого количества людей, у которых степень развития и направление интересов различны; - владеть техникой и методикой проведения мероприятий.

Слайд 40

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПОСЛЕ 1917 г. На внешкольные учреждения переносится воспитательная работа с населением (детьми и взрослыми) в свободное от основной учебы или работы время: трудовое, нравственное, идеологическое, физическое. Макаренко А.С., Шацкий С.Т, Луначарский А.В., Крупская Н.К. и др.

Слайд 41

А.В. Луначарский «…есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не простым времяпрепровождением. ... Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т.д., сделать все это доступным населению, чтобы оно могло учиться и учить тому, как нужно учиться, чтобы оно могло отдавать свою душу, отдавать все ценное в общую сокровищницу".

Слайд 42

Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882-1960) "Школа социально - индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых" (1921 - 1925 гг.) - создание для воспитанников напряженной атмосферы творческой интеллектуальной познавательной деятельности. - принцип "эмоциональной насыщенности организованного воспитательного процесса" или обязательность органичного включения красочности, событийности, художественной выразительности всех педагогических средств с целью непосредственного воздействия на развитие чувств детей; - принцип свободы детей , развивающий их инициативу и самостоятельность.

Слайд 43

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - создание детского коллектива как воспитательной среды , содружество ребят разного возраста, объединенных творческим производительным трудом, но с четкой сознательной дисциплиной; - создание у стойчивых отношений взаимопонимания и доброжелательности между воспитанниками и воспитателями; - создание коммунарской методики воспитания , направленной на формирование и творческое развитие коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых; - создание детского самоуправления как школы развития личности.

Слайд 44

Крупской Н.К. проводилась мысль о необходимости контроля внешкольной работы со стороны школы и пионерской организации: "очень важно, чтобы школа за всем смотрела, чтобы внешкольное дело не шло каким - то самотеком..." "Внешкольник" № 4, 1929 "Внешкольную работу мы не можем рассматривать вне пионерской организации. Внешкольная работа только в том случае оправдывает свое назначение, когда она служит целям пионерского движения. ... Пионеры должны быть основными ее организаторами. Отдел народного образования не должен проводить никакой внешкольной работы, не согласованной с местным бюро юных пионеров. Отрядам же надо скорее искоренить имеющийся недостаток в чрезмерном замыкании на своей работе."

Слайд 45

ТЕОРЕТИКИ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Василий Александрович Сухомлинский - педагога и директора Павлышской средней школы Кировоградской области, ученого и гуманиста Иванов Игорь Петрович - инициатор коммунарской методики, доктора педагогических наук, профессора

Слайд 46

Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной и воспитательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта , включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Слайд 47

Дополнительное образование детей вчера и сегодня: Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы сеть УДОД (в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч таких учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе 8,7 тыс. учреждений системы образования); занятые дополнительным образованием дети (более 8 млн. детей); работающие специалисты (270 тысяч педагогических работников - педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, тренеров-преподавателей, социальных педагогов, воспитателей, вожатых, методистов); профессиональные конкурсы («Сердце отдаю детям» и др.); периодические издания (журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование» и др.).

Слайд 48

Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.97 N 212) регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений ДОД Статья 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее – учреждение) — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения : обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга

Слайд 49

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормативно-правовое обеспечение деятельности отделений дополнительного образования детей Санкт-Петербург 2017 Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга Виноградова Анастасия Игоревна Методист Отдела конкурсов профессионального мастерства ГБНОУ ДУМ СПБ Семинар

Слайд 2

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

Слайд 3

МИССИЯ ФГОС-4: < … .> единство образовательного пространства РФ как совокупности всех институтов и программ образования , преемственность основных образовательных программ, включая программы общего, высшего и дополнительного образования .

Слайд 4

Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства РФ №1726-р 4 сентября 2014г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» I этап – 2014-2017 гг., II этап – 2018-2020 гг. Основные направления развития дополнительного образования: • Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ • Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ • Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ • Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей • Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования • Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства • Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей • Развитие неформального и информального образования

Слайд 5

Концепция развития дополнительного образования детей Ориентация содержания: Формирование и развитие творческих способностей Удовлетворение индивидуальных потребностей Формирование образа жизни Обеспечение воспитания Профессиональная ориентация Создание условий для личностного развития Социализация и адаптация к жизни Основания для проектирования и реализации: вариативность, модульность, открытость, сетевой характер, соответствие особенностям, режим освоения и др.

Слайд 6

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р Направления развития воспитания: Развитие социальных институтов воспитания Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций Воспитание как стратегический приоритет - основа для воспитания - формирование основных ценностных ориентиров . Постановка воспитательных целей и задач: - Социальная адаптация - Социальная автономизация личности Результат: Социальная активность, готовность к социальным действиям Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Постановление правительства РФ от 30.12.2015г. №1493 «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» Закон Санкт-Петербурга, принят ЗАКС СПб 29.06.2016г.

Слайд 7

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №613н Применяется с 01.01.2017 г. Внедрение перенесено на 01.01.2018 г.

Слайд 8

Педагог-организатор Методист Педагог дополнительного образования Требования к образованию и обучению 1. Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно- педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 1. Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 1. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат , направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися 2. Высшее педагогическое образование - магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 2. Высшее педагогическое образование - магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 2. Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися 3. Высшее образование - специалитет или магистратура ; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 3. Высшее образование - специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых 3. При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года Требования к опыту практической работы При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются Для старшего педагога дополнительного образования - стаж работы по специальности не менее двух лет Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

Слайд 9

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Шесть слабых сторон : умения и знания, связанные с информатизацией психолого-педагогические знания знания и умения работы с детьми с особыми образовательными потребностями здоровьесберегающие технологии формирование компетентностей неумение пользоваться системой оценивания процесса и результатов деятельности учащихся.

Слайд 10

Необходимые умения Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) 0 Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования 1 Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) 2

Слайд 11

Дополнительное образование в свете Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступил в силу 01.09. 2013 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2017) Гл. 1, ст. 2 ПОНЯТИЯ : • Образование • Воспитание • Обучение • Образовательная программа • Дополнительное образование • Учебный план • Направленность • Инклюзивное образование • Адаптивная образовательная программа • Качество образования • Участники образовательных отношений

Слайд 12

Гл. 1, ст . 2: « Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» Гл.2, ст.10, п. 2: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование , дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» Гл.10, ст.75, п.1.: « Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»

Слайд 13

Статья 33 конкретизация определения «обучающиеся» Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации. Учащиеся - лица, осваивающие программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Слайд 14

Статьи 12, 32, 75 дополнительное образование может предоставляться и иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность , а также частными предпринимателями, при наличии соответствующей лицензии Статья 23, п. 3.1 организация дополнительного образования - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

Слайд 15

статья 12, п.5 Программы дополнительного образования, в соответствии с Законом, «самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией», т.е. содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения – это зона ответственности организации, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительные общеобразовательные программы в соответствии со ст.12, п.4 подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные (в сфере искусств, физической культуры и спорта). Образовательные программы могут реализоваться «посредством сетевых форм» (ст.13,п.1; ст. 15), а также могут использоваться « дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» (с.13,п.2; ст.16).

Слайд 16

Статья 2, п.25 Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Глава 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». Для учреждений дополнительного образования особенно актуальны статьи 77 и 79, касающиеся обучения лиц с выдающимися способностями и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья 29 Обеспечение информационной открытости образовательной организации

Слайд 17

Локальные акты образовательной организации Локальные акты образовательной организации - система правовых документов, основанных на нормах законодательства, изданных компетентными органами управления образовательного учреждения и регулирующих отношения внутри данного учреждения. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном ее Уставом (ст. 30, п.1) Устав (ст. 25, ст. 30, п.2) Локальные акты издаются в разных формах: положения, приказы, инструкции, правила.

Слайд 18

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования • Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - направленности - режим работы образовательной организации особенности организации образовательного процесса работа с детьми с ОВЗ; Разъяснения к приказу Минобрнауки от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»: - продолжительность занятий - режим занятий - максимальный объем нагрузки - особенности зачисления

Слайд 19

• Постановление правительства РФ от 15.11.2017 №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности и мониторинга их дальнейшего развития» всероссийская система выявления и поддержки одаренных детей всероссийский реестр одаренных детей мониторинг развития одаренных детей требования к конкурсным мероприятиям Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования

Слайд 20

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования • Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам», разъясняющий специфику оформления договора об оказании платных образовательных услуг с заказчиками, а также права и обязанности исполнителя, заказчика и обучающегося • Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Слайд 21

Национальная доктрина образования в Российской Федерации - определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. … российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием,…детям оно предоставляется на бесплатной основе. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. - …стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования».

Слайд 22

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одна из основных задач: - «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы - развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей; - организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей; - повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Слайд 23

Проектирование дополнительных общеобразовательных программ Классификация программ Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2, ст.12, п.4; гл. 10, ст. 75, п. 2) Порядок проектирования Федеральный закон № 273-ФЗ (гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4). Условия реализации - Федеральный закон №273-ФЗ (гл. 2, ст. 13, п.1,2,3,9 ст. 14, п.1, 5, 6; гл.4, ст.33, п.1; ст.34, п.1), - СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41); Характеристика программ Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1, ст.2, п.9). Содержание программ - Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1ст.2,п.25,гл.10, ст.75, п. 1 , п. 4), - Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей//Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Организация образовательного процесса - Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2,ст.15, ст16, ст.17, п. 2,п.4,п.5; гл.10, ст.75, п. 2, п.3) - СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41); Учебный план Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1, ст.2, п.22). Целеполагание - Федеральный закон №273-ФЗ (гл.10.ст.75, п.1), - Концепция развития дополнительного образования детей//Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р - Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Организационные условия Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2, ст.13, п.3).

Слайд 24

Концепция развития дополнительного образования детей Специфика программ дополнительного образования Ориентация на продуктивную деятельность Получение социального опыта Развитие коммуникативных умений Создание мотивирующей образовательной среды Стимулирование самостоятельной деятельности (саморазвития) Обновление программ Целеполагание Прогнозирование результатов Выбор методик Построение процесса организации обучения Разработка компонентов программы

Слайд 25

Содержание программ должно быть ориентировано на:

Слайд 26

Содержание программ должно быть ориентировано на:

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!