Полезный материал для наших родителей

Кузина Вера Павловна

 Уважаемые родители, я очень благодарна Вам за сотрудничество в нашем нелёгком деле воспитания и развития маленьких несмышлёнышей, очень любимых всеми нами детей. Будьте добры, посмотрите эти публикации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики в быту

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины, апельсины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.  Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.


15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Включать и выключать свет.

18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

19. Перелистывать страницы книги.

20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

21. Скручивать полотенце  в рулон.

22. Составлять книги на полку.

23.Собиратьи складывать  шахматы, домино, лото  в коробку.

24. Выбирать камешки из грунта для посадки, из песочницы.

25.Выбирать ракушки из песка на берегу моря, реки, озера.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет»

Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

Мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);

Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических навыков штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.

У детей, которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым (процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– доставание бусинок ложкой из стакана;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

– втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

– прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

– сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Памятка для родителей.

Правила работы с рабочими тетрадями дома.

1. Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен горбиться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и др.

2. Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет падать слева.

3. Следить за тем, как ребенок держит ручку или карандаш, «щёпотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак.

4. Кисть и локоть не должны зависать над столом.

5. Ребенок должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.

6. Время работы не должно превышать 7 – 10 минут.



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?

К счастью, не все дети тяжело переживают новый в своей жизни этап — начало посещения

дошкольного учреждения. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются в детском саду

дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром

внимания взрослых), дети из семей, в которых ребенок является полноправным партнером

по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой для них и не образцом

для педагогических экспериментов.

Если ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как

после периода адаптации ребенок уже не будет так расстраиваться из-за ухода родителей.

Следует проанализировать, так ли переживает малыш, если в сад его приводит не мама,

а папа или другой член семьи. Нужно спросить у воспитателя, как долго после ухода мамы

ребенок плачет. Если сразу же, как только оказывается в группе, ребенок перестает плакать,

то маме можно спокойно отправляться на работу, поскольку слезы были для мамы, а малыш

чувствует себя совсем неплохо.

Если воспитатель сообщает, что ребенок плачет еще долго после ухода родителей, нужно

узнать, какие занятия и какие игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний:

интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с другими детьми. Тогда

по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное

событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем говорить надо даже в том

случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может ответить.

Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить

малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него предмет: игрушку, книжку,

предмет, принадлежащий маме.

Прощаясь утром с ребенком, родителям следует вести себя спокойно и уверенно. В противном

случае ребенок может уловить беспокойство и будет расстраиваться, и плакать еще больше.

Нельзя позволять ребенку манипулировать родителями и из-за слез и капризов

оставлять его дома, а не вести в сад.

Зная, что малыш трудно переживает каждое утро разлуку с близкими, родителям

можно накануне вечером придумать и отрепетировать несколько вариантов

прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное

поглаживание по спинке и др. Это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей, а со

временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.

Даже если родители устали после работы, раздражены, им нужно не показывать это

ребенку. Как бы он не был мал, он обязательно «прочитает» это состояние. Малышу

необходимо чувствовать, что момент встречи с ним для родителей праздник. Пусть

родители похвалят ребенка, поцелуют, сходят после сада с ним в парк или

на игровую площадку.

А.И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возможность после детского сада

побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. А вечером дома устроить

небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого

следует похвалить ребенка за проведенный день в саду при всех участниках этого

праздника.

Все это поможет ребенку понять, что его любят, ждут его прихода из детского сада,

гордятся им. Скорее всего подобная доброжелательная обстановка поможет ребенку

быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время

утреннего расставания с родителями.

Итак:

Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства

и растерянности.

Попросите других членов семьи отводить ребенка в детский сад.

Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет.

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.

Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из сада.

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке, дайте ему

возможность подвигаться, поиграть, побегать.

Устройте семейный праздник вечером.

Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

Будьте терпеливы.

Рекомендации родителям «Как правильно учить с детьми стихотворение»

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это

развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и,

наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает

найти внутреннюю гармонию... Но в тоже время большинство из нас, с ужасом

вспоминает, что это была за пытка — выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол

по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром,

с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для

некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно

нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком,

читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки

из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым

запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще

всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам,

как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности,

возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ No 1.

Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его

с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше.

Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается»,

«Наша Таня громко плачет».

Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему

и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным

возрастом для заучивания стихотворений является 4–6 лет.

Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.

И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение,

а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем  памяти.

Способ No 2.

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать

возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать

на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А.

Барто, К. Чуковского.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным —

размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет,

но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять

технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для

кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет

мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ No 3.

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа!

В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые родители

приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Учить стихотворение лучше

индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребенок,

не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ No 4.

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком

должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть.

Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова

и объяснить их.

Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно,

расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто

написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это

стихотворение.

Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие

поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный

красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще

раз. Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения.

И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ No 5.

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно

несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм

стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности

присущи не только взрослым, но и дошкольникам. Существуют разные методы заучивания

стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый

из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете

сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.

Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ No 6.

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение.

Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте

эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе

с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это

замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.

ЖЕЛАЕМ, ВАМ УСПЕХА!

При организации питания ребенка дошкольного возраста следует

учитывать следующее:

-  не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;

-  научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;

-  можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры

(несколько маленьких глотков);

-  если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать

ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с

мякотью, фруктовое пюре, кефир, но не : сладкий чай, булочки, сладкое

печенье, бутерброды, конфеты, варенье;

-  если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар

шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не:

компоты, кисели, сладкие напитки;

- не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не

помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое

самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо,

нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не

следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.

- Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими

репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все

должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки

сложное дело.

-  Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.

-  Не фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних

случаях, когда это опасно для здоровья).

Очень важно помнить, что:

-  каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том,

что это именно для него;

-  каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных,

если салатов, то свежеприготовленных;

-  почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт. Необходимо обратить

на него внимание ребенка, это поможет развить аппетит;

-  лучший способ приготовления еды - на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую

ценность продукта, принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса,

парадонтоза, колита, дисбактериоза и др.;

-  пища для ребенка дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;

-  внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная

атмосфера – все это помощники хорошего аппетита.