Практикум для педагогов «Методы и приёмы ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей»
Цель представленного практикума: внедрение в практику педагогов ДОО методов и приёмов технологии ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов «Методы и приёмы ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей».
Цель: внедрение в практику педагогов ДОО методов и приёмов технологии ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.
Задачи:
1. Обучить педагогов методам и приемам ТРИЗ, для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.
2. Помочь внедрить технологию ТРИЗ в педагогический процесс.
3. Способствовать раскрытию творческого потенциала через использование ТРИЗ - технологии.
4. Мотивировать педагогов на самостоятельный поиск и использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.
Содержание практикума для педагогов «Методы и приёмы ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей».
Этапы мероприятия | Организующая роль педагога-психолога | Действия педагогов |
Мотивация к учебной деятельности | - Дошкольное образование является первым обязательным уровнем общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к профессиональной компетентности педагогов в дошкольной организации. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Важное внимание уделяется проблемам становления дошкольника как субъекта детских видов деятельности. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия (Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО). Успешность реализации этих задач зависит от готовности педагогов к выбору из существующего многообразия содержания, способов и инновационных технологий организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса, с учётом имеющихся условий и возможностей. Одной из таких новых педагогических технологии творческой ориентации стала технология ТРИЗ, | Слушают. |
разработанная на основе теории Г.С. Альтшуллера (теории решения изобретательских задач), способный качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. - Средство работы с детьми – педагогический поиск. - Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» - Занятие - не форма, а поиск истины» (С.В.Гин, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук, И.Н.Мурашковска и др.) | ||
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | - Какие методы и приёмы вы используйте в своей педагогической деятельности? - Какие задачи ООП можно решить, используя данные методы? Делается вывод. | Делятся опытом из своей практической деятельности. |
Выявление места и причины затруднения | - Из беседы с педагогами и анкетировании, можно сделать вывод, что большинство из них считает, что развитие творческого воображения происходит только в продуктивных видах деятельности детей, таких как рисование, аппликация, конструирование. На сегодняшнем практикуме, я хочу показать, какие методы и приёмы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения в коммуникативной деятельности. | Слушают. |
Построение проекта выхода из затруднения | Давайте познакомимся с основными играми. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала” Ряд картинок (слайд) - Отгадайте какую картинку я загадала, сужая поле поиска вопросами. Ответ только “ да” или “нет”, пока не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в | Практикум по играм на развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности детей посредством ТРИЗ. |
объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др. Игра “Черное-белое” Поднимаю карточку с изображением белого домика, называете положительные качества объекта, затем поднимаю карточку с изображением черного домика, перечисляете отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д. Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример “Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” Ответы: на черного зайца легче охотиться лисе . Особенно его хорошо видно на снегу . Теперь ему только под землей надо жить . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .). Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать |
воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева… - Используя МФО, объедините признаки 2 предметов и получите новый, фантастический. «Мы похожи» В сказочном грибочке – теремочке живет “книга”. Вы должны придумать предметы, которые будут похожи на книгу, и доказать это. Например: окно – оно как книга имеет прямоугольную форму; капуста – у неё много листочков, и у книги тоже; учитель – рассказывает, дает знания и книга тоже; мышка – шуршит за углом и листочки книги шуршат, когда их переворачиваешь; муравьи – их много когда они ползают по земле, и в книги буквы похожи на муравьев. Особый этап работы «педагога – тризовца» – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Что произошло дальше? Спасательные ситуации в сказкахТакой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. “Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…” Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на | ||
- знакомые сюжеты. Давайте пофантазируем. Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”. Каждая команда рассказывает сказку по новому. Сказки от “живых” капель и клякс. Педагогам раздают рисунки – кляксы. - На что похожи ваши кляксы? - Кого или что напоминает? - Обведите или дорисуйте кляксу. - Сочините сказку используя образ “живой” капли - кляксы. - Дополните ваш рисунок, чтобы получилась иллюстрация к придуманной сказке. | ||
Реализация построенного проекта | -Какие из перечисленных методов, на ваш взгляд наиболее эффективные и вы хотели бы попробовать в деятельности с детьми. - Какие методы вы считаете не интересными в работе с дошкольниками и почему? | Говорят отзывы о предложенных методах. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Использование адаптированных методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности даёт несомненные преимущества (слайд): -в активизации коммуникативной деятельности детей; -в создании мотивационных установок на проявление творчества; -в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; -осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; -гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. | Закрепляют и обобщают информацию |
Самостоятельная работа педагогов с самопроверкой по эталону | Предлагается разбиться на 2 команды. Команды друг другу придумывают по аналогии игру на развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности и проводят её. | Предлагают свои варианты игр и игровых приёмов по выше предложенной аналогии. |
Включение в систему знаний и повторение | Каждая команда делает заключение какие задачи ООП можно решить через предложенные игры. Содержание слайда: сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я выполнила задания… | Обобщение полученных знаний. |
Рефлексия учебной деятельности. | я поняла, что… теперь я могу… я почувствовала, что… я приобрела… я научилась… у меня получилось … я смогла… я попробую… меня удивило… мне захотелось… | Педагоги по кругу высказываю т своё впечатление о проведённом мероприятии одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде. |
