Практикум для педагогов «Методы и приёмы ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей»

Коваленко Наталья Михайловна

Цель представленного практикума: внедрение в практику педагогов ДОО  методов и приёмов технологии ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов «Методы и приёмы ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей».

Цель: внедрение в практику педагогов ДОО  методов и приёмов технологии ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.

Задачи:

1. Обучить педагогов методам и приемам ТРИЗ, для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.

 2. Помочь внедрить технологию ТРИЗ  в педагогический процесс.

3. Способствовать раскрытию творческого потенциала через  использование ТРИЗ - технологии.

4. Мотивировать педагогов на самостоятельный поиск и использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.

Содержание практикума для педагогов «Методы и приёмы ТРИЗ для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности детей».

Этапы мероприятия

Организующая роль педагога-психолога

Действия педагогов

Мотивация к учебной деятельности

- Дошкольное образование является первым  обязательным уровнем общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к профессиональной компетентности педагогов в дошкольной организации.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Важное внимание уделяется проблемам становления дошкольника как субъекта детских видов деятельности. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия (Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО).

Успешность реализации этих задач зависит от готовности педагогов к выбору из существующего многообразия содержания, способов и инновационных технологий организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса, с учётом имеющихся условий и возможностей.

Одной из таких новых педагогических технологии творческой ориентации стала технология ТРИЗ,

Слушают.

разработанная на основе теории Г.С. Альтшуллера (теории решения изобретательских задач), способный качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. - Средство работы с детьми – педагогический поиск. - Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» - Занятие - не форма, а поиск истины» (С.В.Гин, А.А.Нестеренко, Т.А.Сидорчук, И.Н.Мурашковска и др.)

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Какие методы и приёмы вы используйте в своей

педагогической деятельности?

- Какие задачи ООП можно решить, используя данные методы?

Делается вывод.

 Делятся опытом из своей практической деятельности.

Выявление места и причины затруднения

- Из беседы с педагогами и анкетировании, можно сделать вывод, что большинство из них считает, что  развитие творческого воображения происходит только в продуктивных видах деятельности детей, таких как рисование, аппликация, конструирование. На сегодняшнем практикуме, я хочу показать, какие методы и приёмы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения в коммуникативной деятельности.

Слушают.

Построение проекта выхода из затруднения

 Давайте познакомимся с основными играми.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Ряд картинок (слайд)

- Отгадайте какую картинку я загадала, сужая поле поиска вопросами.

Ответ только “ да” или “нет”, пока не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в

Практикум по играм на развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности детей посредством ТРИЗ.

 объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Поднимаю карточку с изображением белого домика, называете положительные качества объекта, затем поднимаю карточку с изображением черного домика, перечисляете отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы: на черного зайца легче охотиться лисе . Особенно его хорошо видно на снегу .

Теперь ему только под землей надо жить . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .).

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Этот метод позволяет не только развивать

воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева…

- Используя МФО, объедините признаки 2 предметов и получите новый, фантастический.

«Мы похожи»

В сказочном грибочке – теремочке живет “книга”. Вы должны придумать предметы, которые будут похожи на книгу, и доказать это.

Например:   окно – оно как книга имеет прямоугольную форму;  капуста – у неё много листочков, и у книги тоже;  учитель – рассказывает, дает знания и книга тоже;  мышка – шуршит за углом и листочки книги шуршат, когда их переворачиваешь; муравьи – их много когда они ползают по земле, и в книги буквы похожи на муравьев.

Особый этап работы «педагога – тризовца» – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Что произошло дальше?

Спасательные ситуации в сказкахТакой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. “Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на

- знакомые сюжеты. Давайте пофантазируем.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Каждая команда рассказывает сказку по новому.

Сказки от “живых” капель и клякс.

Педагогам раздают рисунки – кляксы.

- На что похожи ваши  кляксы?

- Кого или что напоминает?

 - Обведите или дорисуйте  кляксу.

- Сочините сказку используя образ “живой” капли - кляксы.

- Дополните ваш рисунок, чтобы получилась иллюстрация к придуманной сказке.

Реализация построенного проекта

-Какие из перечисленных методов, на ваш взгляд наиболее эффективные и вы хотели бы попробовать в деятельности с детьми.

- Какие методы вы считаете не интересными в работе с дошкольниками и почему?

Говорят отзывы о предложенных методах.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Использование адаптированных методов и приёмов ТРИЗ  для развития творческого воображения в коммуникативной деятельности даёт несомненные преимущества (слайд):

-в активизации коммуникативной деятельности детей;

-в создании мотивационных установок на проявление творчества;

-в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

-повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

-осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

-гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. 

Закрепляют и обобщают информацию

Самостоятельная работа педагогов с самопроверкой по эталону

Предлагается разбиться на 2 команды.

Команды друг другу придумывают по аналогии игру на  развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности и проводят её.

Предлагают свои варианты игр и игровых приёмов по выше предложенной аналогии.

Включение в систему знаний и повторение

Каждая команда делает заключение какие задачи ООП можно решить через предложенные игры. Содержание слайда:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполнила задания…

Обобщение полученных знаний.

Рефлексия учебной

деятельности.

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смогла…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Педагоги по кругу высказываю

т своё впечатление о проведённом мероприятии одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.