Словарные диктанты в 10 кл

Это контрольные словарные диетанты для обучающихся в 1 полугодии. Они проверяют знания школьников по темам:  н и нн в словах разных частей речи, правописание не со словами разных частей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарные диктанты в 10 классе
словарный диктант №1

Эксплуатация, эрудированный, эмансипация, эффективный, юный, юннат, аккуратно,бешеный, будущий, прозрачным соком, где-то очень далеко, приближалось исподволь,
готовясь вдруг высунуться, на похолодевшей за ночь дороге, за невысокой цепочкой гор,
нехоженая дорога, еще не засохшие травы, преисполнено счастьем и красотой, вскоре
завиднелись, еще не ухоженные сады, незнакомыми запахами, за давно не крашенным
забором, приезжий зверинец, с невиданными зверями, ни разу не видел, серо-пепельный
слон, раскачивающий хоботом, насилу покинули город, очутились на той запыленной
дороге, как ни в чем не бывало, неодолимым сном.

словарный диктант №2
Молчаливый, страстный, необозримо широка, в бесконечную даль, долина, равнина, сгорьким шепотом, прокатилась тяжелая слеза, не шевелился, скошенный луг,
заиндевевшая по краям, в мерцании ледяных лучиков, пыльца цветущей полыни, аромат
остывающего спелого жита, далеко внизу, необузданным потоком, изредка где-то позади,
груженые поезда, у пересекавшей дорогу речушки, стелющаяся растительность, в мягком
шорохе, по-сыновьи обнять землю, ничего особенного, за неимением другой дичи, в
начале сентября, бесчисленное множество, вдоль пруда, не были в состоянии.
словарный диктант №3
С неспокойной совестью, с безмолвным раскаянием, не думал с ним уже когда-нибудь
увидеться, непременно хотел помириться, испуганные нашим неожиданным появлением,
всех подстреленных уток, стрелял вовсе не отлично, собирались вернуться, неприятное
происшествие, заряжать ружья, багровыми полосами, не считает сверхъестественным и
необъяснимым, с начала христианства, преемственность двух культур, способствовало
распространению, на заре цивилизации, не без основания предполагают, в течение
короткого времени, ничто не преграждало, наши прародители.

словарный диктант №4
Костный мозг, косный ум, словесный портрет, устный ответ, шествовать по сцене,шефствовать над школой, изысканные яства, явственный звук, слать привет, стлать
постель, ровесник, сверстник, без преувеличения можно сказать, превзошли все ожидания
ученых, небезызвестных раскопках, в продолжение десяти лет, сверхинтересные грамоты
на бересте, беспрецедентное открытие в археологии, оригинальная предыстория, частные письма с забавными прибаутками, коммерческие записи,
распоряжения, завещания, небезынтересные записи, многовековые традиции.

словарный диктант №5
Сузить, сэкономить, сагитировать, предъюбилейный, добьемся, шампиньон, необъятный,трехъязычный, адъютант, бульон, двухъярусный, пьеса, как будто усиливалось, ветреный
день, с подветренной стороны, непрестанно гудит в какую-то скважину снизу, что-нибудь
сверху, обветренное лицо, с обындевевшими ресницами, что-то кричал, не разобрать было
ничего, приободрить меня, рассчитывал на скорое окончание путешествия, расчеты его не
оправдались, претерпевал эти неудобства, не покидало ощущение, предпринятая поездка
вовсе не безопасна, не тянул свою безыскусную песню, ничего не видно.

словарный диктант №6
Цивилизация, иллюстрация, иллюминация, демонстрация, экспедиция, преградить,претерпеть, преобладать, преодолеть, призадуматься, привлечь, непроницаемый мрак,
ветряная мельница, серебряные колокольчики, на пол-аршина, непрерывно въезжать,
насилу дождался, потчевали чаем, ожег себе язык, нисколько не мешало, разговаривать
по-дружески, непреодолимая дрема, навеянная теплом, валяные сапоги, ничего не
слышал, ни пререканий ямщиков, ни перешептывания хозяев, наутро накормили незваных
гостей, вяленая оленина, стреляные зайцы, печенной в золе картошкой.

словарный диктант №7
Необыкновенно хороша, как будто я потерял их навсегда, кто-то яростно кричал,
недалекий лес, с непрерывной угрозой, полуразвалившийся дом, под чьими-то тяжелыми
и бесшумными шагами, внезапно разъярившись, бешено мчится, обгоревшим сверху
абажуром, в течение долгого здешнего лета, свежо и по-домашнему деловито,
непрошеных гостей, расстилаются рыбачьи сети, на полированных булыжниках, по
разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, разорванную пелену, капитаны
рыболовецких баркасов, беспрерывной серебряной струйкой.

словарный диктант №8
Сельскохозяйственный, западноевропейский, дальневосточный, южноафриканский,
карело-финский, литературно-художественный, агитационно-массовая, словарно-
техническая, песчаный берег, брошенная мелиораторами труба, масляная краска,
каменные ступени, мощеные и асфальтированные улицы, в мире гигантских сооружений и
нескончаемых реклам, контуры современных катакомб, неповторимый ландшафт,
продвигаться в глубь территории, в непромокаемых курточках, веснушчатый мальчуган,
диковинный рогатый жук-олень, по прибытии в город.

словарный диктант №9
Давно не езженные колеи, крашеный забор, раненого казака, с ревом бешеным, поставням свешенным, сосновый саженый лес, кучи стреляных гильз, несколько
некрашеных табуретов, скрип немазаных колес, непрошеная слеза, некошеный луг, на
оккупированной территории, коваными копытами, взволнованные голоса, священный
долг, расстались с нашей компанией, роскошные долины и леса, выжженной травой, на
испещренном по краям, тянулись бесконечной вереницей, длинные серые облака,
неподалеку от нас, незадолго перед тем, карабкались вверх, через полчаса.
словарный диктант №10
Ни в коем случае, во что бы то ни стало, вследствие этого, безветренная погода,изломанные рассеянные остатки, пропитанного насквозь, лианы дикого винограда,
непроницаемые шатры, проникнуть внутрь какого-нибудь шатра, совершенно не видное
снаружи дерево, как будто кто-то открывал солнечные лучи, бесспорные вещи, крепко-
накрепко сжал, грустное чувство, выжженный луг, из полувысохшей грязи, на
истоптанной земле, сбитом набок, напряженное и бессмысленное созерцание,
полуразметанные крыши домов, не представляет отрадного зрелища



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

ТЕМА: Контрольная работа

по творчеству И. А. Гончарова, А. Н. Островского, И.С. Тургенева

Цели: проверка и контроль знаний учащихся

Тип урока: контрольный

Оборудование: тетрадь, раздаточный дидактический материал

Ход урока

I. Организационный момент

II. Инструктаж

III. Выполнение работы

1. И. С. Тургенев написал:

А) «Записки охотника» Б) «Записки на манжетах» В) «Записки врача» Г) «Записки из Мертвого дома»

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/12/07/s_5c0a264fb4e88/1019774_1.png

2. Споры героев романа "Отцы и дети" велись вокруг разных вопросов, волновавших

общественную мысль России (найдите лишнее):

А) Об отношении к дворянскому культурному наследию

Б) Об искусстве, науке

В) О системе поведения человека, о нравственных принципах

Г) О положении рабочего класса

Д) Об общественном долге, о воспитании

3. Деталь в портрете Базарова, выявляющая род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

4. Кого из героев романа можно назвать «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

5. Узнайте персонажей романа по следующим характеристикам:

I) Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой

аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет.

3) Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям.

тип «уходящего барства».

4) Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами,

нигилист.

а) Евгений Базаров б) Аркадий Кирсанов в) Павел Петрович г) Николай Петрович

1-б), 2-в), 3-г), 4-а)

6. Узнайте героя романа по портретному описанию:

«Длинное и худое [лицо], с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (Базаров)

7. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

а) А. И. Герцену б) В. Г. Белинскому в) Н. А. Некрасову г) Другому лицу

8. Вспомните, кому из персонажей романа принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества, одним словом, — исправьте общество, — и болезней не будет».

а) Аркадий Кирсанов б) Н. П. Кирсанов в) Е. В. Базаров г) П. П. Кирсанов

9. От какой болезни умирает Базаров, заразившись при вскрытии умершего мужика?

а) чума б) ветрянка в) тиф г) дифтерия

10. Узнайте героя романа по портретному описанию:

«На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное четким и легким резом, являло следы красоты замечательной». (Павел Петрович Кирсанов)

11. Распределите персонажей романа соответственно их социальному положению:

1) «Эмансипе» а) Е. Базаров

2) Русский аристократ б) Кукшина

3) Полковой лекарь в) В. И. Базаров

4) Студент-барич г) А. Н. Кирсанов

5) Студент-демократ д) П. П. Кирсанов

1-б), 2-д), 3-в), 4-г), 5-а)

12. Создавая роман, И. С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что обозначает этот термин?

А) Противостояние персонажей литературного произведения

Б) Учение, ставящее в центр мироздания человека, считающее человека "венцом природы»

В) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов

13Какое любимое занятие Ильи Обломова

А) чтение книг; Б) бывать в гостях; В) лежать на диване.

14. В чем заключается идеал счастья Ильи Обломова?

А) в бурной деятельности; Б) в сытой и спокойной жизни; В) в работе

15. В чем заключается главная черта обломовского характера?

А) в доброте; Б) в любви к окружающим; В) в бездеятельности

16. Кто из героев романа «Обломов» противопоставлен Обломову?

А) Ольга, Б) Тарантьев, В) Штольц

17. Что отражено в истории Обломова?

А) жизнь отдельно взятого человека; Б) русская жизнь; В) противопоставление жизни Обломова и Штольца

18. Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

19. Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются:

А) Тихон Б) Дикой В) Кабаниха Г) Кулигин

20. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

А) Духовной силы и смелости Б) Духовной слабости и бессилия В) Моментного эмоционального взрыва

21. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие действующим лицам пьесы:

А) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

1. Кабаниха 2. Катерина 3. Феклуша

А-2, Б-3, В-1

22. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

23. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены

практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр Б) Малый театр В) «Современник» Г) Большой театр.

24. Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»?

- В чем проявляется самодурство Дикого?

- Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?

IV. Итог урока

- С какими трудностями вы встретились?

- Как их преодолевали?

V. Домашнее задание

Выбрать тему, составить план, подобрать материалы к сочинению по роману Тургенева «Отцы и дети»