Статья по психологии. Козонкова Т.В. Дискуссия как инструмент развития личности и одна из воспитательных практик в пространстве взросления школьников: опыт, проблемы, перспективы.

Козонкова Татьяна Валентиновна

Выпускник школы, обладая определённым набором знаний, умений не всегда может грамотно и убедительно выстроить свою речь, отстоять своё мнение и нередко в споре выражает неуважение к мнению оппонента. В общественной и образовательной практике существует множество форм передачи знаний и обмена мнениями. На наш взгляд дискуссия – это самый демократический способ донести до школьников необходимую важную информацию, повлиять на ход их мыслей и научить, не навязывая своего мнения. В дискуссии могут принимать участие от двух до 15 человек. В моей практике оптимальное количество участников – от 6 до 12 человек. При таком количественном составе есть возможность услышать мнение каждого участника и уделить достаточно внимания высказанному каждым. Мы со школьниками используем различные формы дискуссий: мозговой штурм, дебаты, психологический суд. Очень хорошо приглашать в дискуссию ребят из разных классов. В нашей школе я организовала 3 дискуссионных команды. Например, мы готовили с 10-классниками дебаты с элементом соревнования между 7-м и 8-м классами. 10-классники были и моими соведущими и членами жюри. Все опытные ведущие дискуссии прекрасно знают одну простую истину: импровизация на дискуссии и ощущение, что всё идёт на самом мероприятии «как по маслу» - это качественная и кропотливая подготовка. Например, подготовка темы «Система школьного образования и её влияние на личность» заняла у нас с 10-классниками 3 недели. Предложенные 10-классниками вопросы были предварительно продуманы и согласованы со мной, как с ответственным за ведение дискуссии педагогом, а на самом мероприятии были восприняты «на ура», потому что были предложены не от лица педагога, а от лица старшеклассников, более близких 7 и 8-классниками по возрасту. Обмен мнениями в формате дискуссии создаёт площадку для обсуждения актуальных для подростков тем. Ребята сами предлагают спорные и интересные темы дискуссий. Подростковый возраст с точки зрения психологии – это возраст, когда твоё мнение пока ещё не воспринимается всерьёз, для родителей и педагогов подросток –ещё ребёнок и «не дорос» до серьёзных тем, «яйца курицу не учат» и всё в том же духе, а для себя, изнутри подросток уже – не ребёнок, появляются собственные желания и мысли, не инициированные взрослыми, собственные порой «острые» взгляды, которые просятся к высказыванию и обсуждению со сверстниками и со старшими. Например, обсуждая тему школьного образования и его влияния на личность, ребята коснулись вопросов буллинга в школе, отметили, что важен более тщательный отбор педагогов для работы в школах с точки зрения их психологической подготовки и знания психологии детей разного возраста, а если смотреть с государственной позиции, то дополнительное финансирование сферы образования может изменить в умах молодёжи, выбирающей свою будущую профессию, выбор профессии педагога по остаточному принципу. Слушая ребят в формате дискуссионной площадки, понимаешь, насколько важно давать им возможность думать и высказывать свои мысли, любые мысли, иногда «непереваренные», а иногда даже бунтарские. Умело организованная взрослым, педагогом площадка для «выплеска» подобных никем нежданных и непрошенных появившихся у подростков идей, мыслей, мнений позволяет их вовремя скорректировать и направить в конструктивное русло. Уважительное отношение педагога к мнению подростка воспитывает у него авторскую жизненную позицию и предлагает ему перенять концепцию ассертивного поведения. При подготовке к дисскуссионному обмену мнениями школьники вынуждены «перелопатить» море информации, чтобы собрать доказательную базу для подобранных их командой аргументов, многократно обсудить и переформулировать аргументы, чтобы позиция команды была твёрдой. Подобный поиск информации и процесс подготовки повышает их мотивацию к познанию, прививает навыки формулирования и выражения своих мыслей, аппелирования к мыслям известных личностей и историческим фактам, а также развивает умение выступать перед аудиторией и грамотно аргументировать свою позицию. Из воспитательных задач, которые выполняет дискуссия, это - навык слушать, не перебивая, уважительного отношение к мнению, с которым ты не согласен, чувство «плеча» и ответственности перед командой, в составе которой школьники выступают на дискуссионных турнирах. С точки зрения развития личности дискуссия помогает привить навыки самодисциплины, навыки тайм-менеджмента, повышает самозначимость и самооценку подростка через создание благоприятной психологической атмосферы во время обмена мнениями, обучает технике активного слушания и использованию необходимых в дискуссии речевых приёмов. Итак, мы можем с полной уверенностью порекомендовать этот формат работы именно с подростками, так как дискуссия создаёт полноценные условия для их социализации и личностного роста.