Психология младшего школьника

Стрельникова Ольга Юрьевна
Снижение уровня межличностной напряженности в
педагогическом процессе в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snizhenie_urovnya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Снижение уровня межличностной напряженности в педагогическом процессе в ГПД.

Воспитательное пространство в ГПД - это среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, а так же это специально организованный образ жизни детей, их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Главная задача воспитателя - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Но какие бы замечательные условия ни были бы созданы, избежать некоторых нетрадиционных конфликтных ситуаций не всегда удается.

Общение детей между собой, детей с учителем, детей с воспитателем - это сложный и многогранный процесс. И те, и другие 1. обмениваются информацией, 2. взаимодействуют друг с другом, 3. воспринимают друг друга и устанавливают взаимопонимание.

Если же интересы в какой - либо области любого из детей не удовлетворены, либо возникли симпатии или антипатии, "рухнула" дружба или сложилась неудобная ситуация, возникает конфликт, разрешить который не всегда удается сразу.

Так вот, чтобы снизить межличностную напряженность в коллективе, воспитатель должен:

1. научить детей правильно распределять роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности;

2. научить детей быть руководителями в групповой деятельности;

3. научить детей подчиняться правилам совместной работы;

4. научить детей умело общаться друг с другом;

5. научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения;

6 научить каждого ребенка быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, в то же время не ущемлять интересов других членов группы;

7. научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей;

8. научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых отношений.

Дети импульсивны и несдержанны, отсюда в любой момент могут возникнуть разногласия, приводящие к вспышке конфликта или чего - то на него похожего. Поэтому очень важно как можно раньше научить детей следовать определенным правилам в спорах и дискуссиях- таким, которые предупреждают возникновение напряженности, тупиковых ситуаций в совместной деятельности. Следовательно, задача воспитателя оказаться вовремя на месте "пожара", вовремя его погасить, постараться направить несовершенные детские отношения в нужное русло. но сделать это надо корректно, без крика и паники, без унижения какого - либо участника процесса. Необходимо выйти из ситуации напряженности не разрушая межличностных взаимоотношений.

2. Способы установления комфортных отношений в группе.

Чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, оставался в ней после уроков, чтобы не чувствовал себя неуютно и одиноко, необходимо создать в ней условия комфорта и благополучия.

Добиться этого можно правильной организацией пространства, в котором находятся дети, и атмосферой покоя и нравственного благополучия.

Правильно организованная работа, комплексный подход в решении учебно - воспитательных задач, оздоровительных и развивающих, основанный на сочетании обязательных видов и форм деятельности со свободно избираемыми самими учащимися по степени предпочтения в соответствии со своими потребностями, и обеспечит пребывание детей в ГПД радостным и желаемым.

Одной из первостепенных задач комфорта является организация и соблюдение режима дня, который является важнейшим фактором здоровья и воспитания детей.

Воспитателю необходимо обеспечить такие условия в ГПД, чтобы каждый ребенок в группе получал бы такие же права, как и группа в целом. А для этого он должен:

  • Изучить интересы, способности и склонности каждого ребенка;
  • Определить положение каждого ребенка в коллективе, среди друзей, характер взаимоотношений с ними;
  • Повысить интерес детей к учебе, уверенность в своих силах и возможностях;
  • Направлять детей, обучать необходимым коммуникативным умениям и навыкам.
  • Воспитать в ребенке способность оставаться в коллективе свободной, независимой личностью.

Но без внутренней глубокой симпатии и любви к детям невозможно добиться положительных результатов в воспитании подрастающего поколения.

Использованная литература:

  1. Немов Р.С., Психология, Владос, 2004г.
  2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Воспитательная работа в начальной школе», ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
  3. Зеньковский В., Психология детства.- М: 1996.