Воспитательная работа по социализации личности 8 класс

Евлева Олеся Ивановна

Программа воспитательной работы по социализации личности в 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tamatich._evleva_.o.i_8_kl_vospitatel.docx113.82 КБ

Предварительный просмотр:

IMG-20221003-WA0015

I.Пояснительная записка.

        Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Факторов, влияющих на развитие ребенка, много, и все их необходимо учитывать в каждодневной работе, постоянно анализировать, как развивается ребенок, каковы причины его поступков. Все направления воспитательной работы в восьмом классе основаны на личностно ориентированном подходе: внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребенка; на положительные качества ребенка. Система работы нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определенных недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии.

       Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 15 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья  и направленная на развитие личности обучающегося (воспитанника).

      Программа воспитательной работы по социализации личности, разработана на основе следующих документов:

•        Федеральный закон   от 29.12.12г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);

•        Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

•        Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;

На основании программы воспитания КОУ «Исилькуль работы адаптивная школа-интернат».

       Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям с легкой степенью умственной отсталости, более успешной адаптации и интеграции в общество.

       Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.

Цель программы: создание образовательно-воспитательных условий способствующих успешной социализации  школьников с ограниченными возможностями здоровья, их духовному, нравственному, физическому развитию.

Задачи:

- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья.

- Сплочение  коллектива, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, коллективных дел, экскурсий.

- Организация разнообразной, творческой, общественно – значимой деятельности.

- Привитие детям трудовых умений в выполнении поручений и обязанностей, в процессе дежурства.

-Формирование предпосылок трудовой деятельности. Коррекция двигательной активности и моторики, психофизических недостатков средствами труда.

-Знакомство с правилами этикета. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.

-Продолжение работы по формированию нравственных знаний, умений. Регуляция отклоняющего поведения.

-Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к познанию нового.

II.Тематический план.

В рабочей программе выделены 5 разделов: экологическое воспитание, социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, творческое развитие, общешкольные мероприятия, детский час. Программа рассчитана на 1 год обучения 164 ч.

Разделы

Часы

1.

Экологическое воспитание

32ч.

2.

Социальное развитие.

32ч.

3.

Охрана здоровья и жизнеобеспечения

33ч.

4.

Творческое развитие

34ч.

5.

Общешкольные праздники,  детский час.

33ч.

6.

Итог.

164ч.

III. Содержание программы.

1.Экологическое воспитание.

Цель: формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

Задачи.

1. Научить детей правилам общения с природой, познать её;

2. Развивать потребности общения с природой;

3. Развивать умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её;

4. Закрепить положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

5. Учить детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите.

2. Социальное развитие.

 Создание условий для раскрытия индивидуальных, умственных способностей, развития  личности ребенка.

Цель: формирование навыков межличностного и культуры поведения на основе коллективных дел.

Задачи.

  1. Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим.
  2. Научить адекватному общению детей  друг с другом, учить отвечать на недоброжелательные реплики, обращаться к собеседнику по имени, внимательно слушать собеседника.
  3. Закрепить навыки поведения в общественных местах, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.
  4. Учит принимать помощь, поддержку со стороны одноклассников.

3. Охрана здоровья и жизнедеятельности.

Цель. Использовать педагогические технологии и методические приемы; прививать детям понятие здорового образа жизни, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.  

Задачи

1. Формирование у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

2. Санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников;

3. Коррекцию психического здоровья детей;

4. Укрепление здоровья и повышение работоспособности воспитанников;

5.   Воспитание потребности в физических занятиях и привычки к здоровому образу жизни;

 6.    Формирование системы по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом.

4. Творческое развитие

Блок программы воспитательной работы «Творческое развитие» включает развитие основ творческого мышления и воображения на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации, кляксографии, пластилинографии, объемному моделированию, плетению, скручиванию из фольги, по работе с природным материалом.

Цель. Развивать творческий потенциал личности, расширять и повышать культурный уровень ребенка.

Задачи

1. Формирование умений высказывать оценочные суждения о произведениях искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

2. Развитие у детей художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в творческой работе;

3.  Развитие у детей аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;

4.  Развития умений ориентироваться в задании, планировании работы и последовательности его выполнении;

5.  Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющих действий;

6.   Содействие направленному и трудовому воспитанию;

Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов:

1.  Объемное моделирование, склеивание и вырезание из бумаги;

2.   Работа с текстильным материалом;

3.   Работа с картоном;

4.   Работа с фальгой;

5.   Работа с природным материалом.

6.  Работа с нитками.

7. Работа с салфетками.

С целью обогащения представлений детей используется наглядно-дидактический материал (картины, иллюстрации, натуральные предметы).

                                 IV. Результаты освоения программы

Компетенции, связанные с экологическим воспитанием человека в окружающей среде.

-бережно относиться к окружающему миру;

-понимать законы природы;

-стремиться заботиться, ухаживать за окружающими природными объектами, проявлять заботу о них;

- выполнять экологические правила;

- следовать правилам природы;

-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

-формирование представлений о природе как универсальной ценности;

-развиты устойчивые познавательные интересы к окружающему миру природы;

-развиты представления о различных методах познания природы;

-сформирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

-вовлечены учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения

Компетенции, связанные с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира.

-делать добро, дарить радость людям;

-оценивать свои поступки;

-уважительно относиться к человеческому труду;

-с любовью относиться к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школе, к малому уголку Родины;

-поступать на основе знаний правил личной безопасности;

-бережно, уважительно относиться к старшему поколению, природе, историческим ценностям;

- поступать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

-давать положительную характеристику прошлым событиям;

- выполнять экологические правила;

-знакомиться с праздниками своего народа;

-уметь следовать правилам поведения и нормам этикета в различных ситуациях: в школе, в столовой, на улице, в транспорте, в общественных местах;

-сформированы такие качества, как любовь к матери, семейному дому;

-знаком с названием школьного детского объединения, его флаг, символику.

Компетенции, связанные с физическим развитием и укреплением здоровья.

-стремиться к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств;

-отказаться от соблазна табака, проявив силу воли, настойчивость;

-использовать правила безопасности на воде;

-ориентироваться в расписании движения транспорта, конструктивно вести себя на дорогах;

-пользоваться правилами поведения в экстремальных ситуациях;

-пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;

-распознавать лекарственные и ядовитые растения;

-использовать знания для бережного отношения к органам зрения, слуха, осанки;

-применять на практике простейшие комплексы упражнений для физического развития, правила закаливания.

        Компетенции, связанные с трудовой, творческой деятельностью.

-совершенствовать композиционные навыки на примере построения сюжета;

-подбирать гармоничное сочетание цветов в декоративном рисовании;

-выполнять работы по образцу, использовать приемы складывания бумаги;

-составлять композиции из природного материала;

-комбинировать различные приемы, декоративные вырезания с бумагой различных цветов;

-правильно ухаживать за одеждой;

-выполнять ремонт одежды;

-поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне;

-выполнять работы по обслуживающему труду;

-уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах;

-этикет и культура общения в жизни современного человека.

V. Учебно-методическое обеспечение

Научно-методическая литература

  • Азарова Ю.П. Искусство воспитывать. - М.,1987.
  • Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
  • Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
  • Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). - М.; 1999.
  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
  • Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В. Цветкова. - М.: Просвещение,2006
  • Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

Литература для учащихся

  • 1.Ильин А.Л.Рассказы о том, что тебя окружает. Откуда приходят вещи. - М.,2007
  • 2.Ликум АВсе обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 2006.
  • 3.Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 2008.
  • Внеклассное чтение 4-5 класс, Издательство «Самовар». Серия «Школьная библиотека», 2016

                VI. Материально-технические средства для реализации программы.

Освоение программного материала предлагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучение для создания материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью:

Демонстрационные и печатные пособия:

-магнитная доска;

-наборное полотно;

-разрезные карточки;

демонстрационные карточки;

-настольные развивающие игры;

-иллюстрации к русским народным сказкам;

-наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия.

Технические средства обучения

-персональный ноутбук;

-многофункциональное устройство;

-интерактивная доска;

-документ-камера;

-мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержащие программы.

VII.Материально - техническое обеспечение

Материальное обеспечение:

спортинвентарь: спортивная форма, мячи, кегли, обручи, скакалки, лыжи, коньки, санки.
Нитки шерстяные, мулине, пластилин, цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, белая бумага, салфетки цветные, клей, раздаточные карточки: животные, домашние животные, овощи, насекомые, фрукты ,цветы, деревья , птицы, транспорт. Иллюстрации времена года. Образцы поделок для трудовой деятельности. Природный материал.

Инструменты: карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенки, ножницы.

Календарно-тематическое планирование

Понедельник

Экологическое  развитие

Вторник

Социальное  развитие

Среда

Творческое  развитие

Четверг

Охрана  здоровья

Пятница

 Профориентация

                                                                                               I четверть.

 

01.09                

 День Знаний. «Сентябрь раскрасил школьный двор цветами и улыбками».

  02.09  

Безопасность. «Правила поведения на улице, дороге»  Беседа – практикум.

 05.09

«Это земля – моя и твоя»  Экскурсия-наблюдение

  06.09  

 8 сентября. Международный день грамотности.    

07.09                          

«Мои впечатления о лете »  Рисование.

08.09                

 «Как построить здоровое тело»  Тематическая беседа

09.09            Тематическая беседа . Самые модные «Дизайнер одежды»

 12.09      

 «Красная книга Омской области»  Тематическая беседа

13.09  Международный день Мира. Изготовление  Голубя  мира. «Мужеству жить в веках»

14.09          

 «Букет»   Наклеивание на основу сухоцветов.

15.09    

«Сильные, умелые, ловкие и смелые» Эстафеты.

16.09  

 Тематическая беседа . Профессия «Кинолог»  

19.09

Тематическая беседа.«Моя малая Родина!»                          

20.09        Тематическая беседа.

«Устав – основной закон школы»

21.09                        

« Царица- осень » Аппликация, составление композиции.

22.09                  

«В здоровом теле- здоровый дух Экскурсия!»

23.09  

Тематическая беседа . Профессия «Столяр»          

26.09                

 «По лесным тропинкам». Беседа по рассказам писателя.

27.09                       «Добрыми делами славен человек». Тематическая беседа.

28.09      

Изготовление поздравительной открытке к дню пожилых людей. «Твори добро»  

29.09                        

 « Культура правильного питания» Беседа практикум.

30.09

Тематическая беседа . Профессия «Плотник»

03.10                    

« Чудеса Осени» (составление осенних букетов)

04.10                    

« Традиции моей семьи» Сюжетная игра.

05.10                  

«Уж небо осенью дышало» Акварель.

06.10                               Тематическая беседа           «С огнем играть опасно!»

07.10      

Развиваем внимание, необходимое для профессии.  (Виды тестов корректурной пробы).

10.10   Всероссийский урок энергосбережения «Вместе ярче»

11.10     «Опрятность, аккуратность в одежде» Беседа – практикум

12.10                                      «Храм» Гратография.

13.10                    

 « Алкоголь- шаг в пропасть» Тематическая беседа.

14.10

Тематическая беседа . Профессия «Маляр»

17.10      

«Экология и энергосбережение» Тематическая беседа

18.10        

«Учимся видеть друг в друге хорошее» Ситуационная игра.

19.10                    

 «В лесной чаще» Работа с бросовым материалом.

20.10                

Что такое экологически чистые продукты?

21.10    

Тематическая беседа . Профессия «Штукатур»

 24.10      

 Родные просторы

Беседа

25.10                        « Безопасность в сети Интернет». Правила безопасного общения.

26.10            

«Чашка »         Папье – маше.

27.10                            «Умей сказать – нет!»        

28.10          

 Деловая игра «Будем партнерами».

II четверть

07.11 «Экологический калейдоскоп» Проектная деятельность.

08.11                                                         «Лень и трудолюбие»

Игра – путешествие в мир профессий.

09.11                

 «Эти забавные животные»

Работа с текстильным материалом.

10.11   Легкоатлетическое многоборье, посвященное памяти тренера –преподавателя Обл ДЮСАШ    Еремина А.И.

11.11

 Тематическая беседа . Профессия «Овощевод»

14.11  

Викторина.

«Чудо - птицы»

15.11                   Международный день толерантности. «Толерантность – путь к миру»

16.11                      «Животное»

Торцевание.

17.11

«Безвредный  табак не бывает»

Видеофильм, тематическая беседа.

18.11

Тематическая беседа . Профессия «Цветовод»

21.11    

«Кладовая земли»

Виртуальное путешествие.

22.11        

Беседа.« Горькая» правда или « сладкая» ложь.

23.11                             Поделка для мамы: «Моя мама лучше всех!»

24.11                          

« Культура правильного питания»

Тематическая беседа.

25.11 Профессиональные качества личности.

28.11        

«Судьба планеты в ваших руках»

Тематическая беседа.

29.11                  

«В стране законов»

Беседа.

30.11                        

« Зима»

Работа с бросовым материалом.

01.12    

Тематический час «Быть здоровым - здорово!»

02.12  

Беседа.    

Здоровье и профессия.

05.12                                  «Почемучкина поляна.»  Викторина.

06.12 Международный день прав человека. Урок правовой грамотности «Права человека»

07.12                        «Новогодние очки»

Вырезание из картона и украшение бисером.

08.12                      

« Спортивные развлечения» Эстафеты.

09.12  

Тематическая беседа . Профессия «Облицовщик»                

12.12                        

 « Экология леса и здоровье человека»

Проектная деятельность.

13.12  Информационный час «России верные сыны»  ко Дню неизвестного солдата.

14.12      

«Гирлянда» (Новогодняя  игрушка)

Вырезание и соединение деталей.

15.12                     «Чтобы старость была в радость»    Тематическая беседа.        

16.12      

Ценности профессионала.

19.12                                    «Стон Земли» Тематическая беседа.

20.12                  

 «Я ищу себя. Моя будущая профессия». Деловая игра.

21.12       Мастерская Деда Мороза. «Объёмная снежинка». Вырезание и склеивание деталей.

22.12                   «Обморожения и их степени» Тематическая беседа.

23.12

Тематическая беседа . Профессия «Плиточник»

26.12        

 «Редкие и охраняемые животные» Викторина.

27.12 «Взаимоотношения детей и родителей»

Тематическая  беседа.

28.12        

 « Инфекционные заболевания»

Тематическая беседа.

               

                 

III четверть

09.01

10.01                      

11.01                      «Сказочный мотив»Вырезание и наклеивание деталей.

12.01            

 Футбол на снегу.

Соревнования между старшеклассниками.

13.01

Тематическая беседа . Профессия «Слесарь»

16.01              «Зима полна серебра»   Экологическое наблюдение.  

17.01        «Добрые дела»

Мы помогаем малышам.

18.01  Аппликация.    Помощь малышам.

19.01                     « Инфекционные заболевания» Тематическая беседа.

20.01

Тематическая беседа . Профессия «Швея»

23.01              

День зимующих птиц в России. «Покормите птиц зимой».

24.01   «Сталинградская победа» Тематическая беседа.

25.01          

 «Кролик» (Символ года») Торцевание.  

26.01        

«Лыжные гонки» Эстафеты.        

27.01                    

Я – профессионал.

(Упражнение).

30.01                                                  «Волшебница вода »

(Опыты с водой)

31.01               «Карманные деньги»

Экскурсия

01.02                    

 « Ветка ели»

Кляксография  (Раздувание)

02.02

Тематическая беседа «Простудные заболевания»              

03.02    

 Тематическая беседа . Профессия «Оформитель»

06.02      

 «Природа не прощает ошибок» Просмотр учебного фильма.

07.02    

«Подросток и конфликт» Беседа - практикум

08.02            

 «День святого Валентина» (открытка)

09.02          

 «Смотр строя и песни»

10.02

Тематическая беседа . Профессия «Автослесарь»  

13.02              

«Зима волшебница»  Викторина.

14.02          

Воины-интернационалисты нашего района.

15.02                            «Поздравительная открытка.»

16.02  

«Стихийные бедствия и безопасность человека.» Тематическая беседа.

17.02                  

«Я ищу работу». Посещение сайта службы занятости Исилькульского МР.

20.02  

 «Особенности слуха у животных и человека»

21.02                              «Я в мире, мир во мне». Что такое милосердие? Тематическая беседа.

22.02  

Поздравительная открытка к 23 февраля. «Защитники Отечества»  

                   

23.02                          

24.02

Тематическая беседа . Профессия «Животноводство»          

27.02      

 «Красная книга» Занятие практикум.

28.02 Государственный праздник 8 марта - Международный женский день. Беседа.

01.03

Поздравительная открытка к 8 Марта. Вырезание и наклеивание деталей.

02.03      

Дорожно-транспортная безопасность»

Экскурсия по городу.

03.03    

Тематическая беседа . Профессия «Бетонщик»

06.03 «Экологическая катастрофа»   Просмотр учебного фильма.                            

07.03

Тематическая беседа «Гармония общения»

08.03    

 

09.03    

Профилактика безопасного поведения и сохранения детской жизни «Жить безопасно, здорово!»

10.03        

 Тематическая беседа . Профессия «Егерь»

13.03                                     «Свалки - гигантские гнойники Земли» Тематическая беседа.

14.03                    

В тебе взрослеет гражданин» Тематическая беседа.

15.03      

 «Весёлый щенок» Работа с текстильным материалом.

16.03    

«Дорожно-транспортная безопасность» Викторина.

17.03  

Тематическая беседа . Профессия «Жестянщик»

20.03                                           «Войди в природу другом» Проектная деятельность.

21.03        Инструктаж «Осторожно! Весенний лед!»+ПДД

22.03                            «Цветок». Теснение на фольге.

23.03                      

24.03  

IV четверть

03.04        

«Бытовым отходам – вторую жизнь!». Экологический квест.

04.04                      

« Почетные жители нашего района».  Беседа.

05.04        

«Птичка» Складывание из бумаги.

06.04                

«Бегом за здоровьем»

- Викторина «Мы за здоровый образ жизни»-спортивные соревнования.

07.04 Наблюдательность как профессиональное качество.

10.04                                «Что такое экологически чистые продукты?» Практическое занятие.

11.04                      День космонавтики . Гагаринский урок «Космос- это мы»

 

12.04            

 «Полёт в космос» Объёмное моделирование

Из бумаги.

13.04                    

« В незнакомом месте» (решение ситуационных задач)  Тематическая беседа.

14.04    

 Тематическая беседа . Профессия «Кондуктор»

17.04            

«Увидел скворца – знай: Весна у крыльца». Изготовление скворечников.

18.04            «Доброе слово о себе других» Ситуационная игра.

19.04                      

« Звёздное небо» Наклеивание скатанных шариков из салфеток.

20.04        

     Классный час «Азбука здоровья»

21.04

Тематическая беседа . Профессия «Охранник»

24.04          

 «Солнце, Луна, звезды – источники света». Тематическая беседа.

25.04        

«Правила, обязанности и ответственность ребенка после 14 лет» Тематическая беседа

26.04  «Поздравительная открытка» Составление и наклеивание  цветов из гафрированной бумаги на круглой основе.

27.04                    

« Осторожно, косметика» Практическое занятие.

28.04

Тематическая беседа . Профессия «Пастух»

01.05

02.05

Тематическая беседа « На что клад, если в семье лад!»

03.05

Ремонт книг

04.05

Тематическая беседа

«Подвигу жить в веках!»

05.05

Тематическая беседа . Профессия «Прачка»

08.05  

09.05

10.05    

 «Синичка» Скручивание и плетение из фольги.

11.05      

«Правила дорожные знай и всегда соблюдай» Беседа практикум.

12.05

Тематическая беседа . Профессия «Птицевод»

15.05                      

« Как человек охраняет природу».  Беседа.

16.05              

«День детского телефона доверия» Просмотр. Документального фильма.

17.05  

          Итоговый сбор ДО «Республика «МЫ.

18.05  

Соревнования  «Мы вместе!»      

19.05  

Тематическая беседа . Профессия «Столяр»  

 

22.05                    

« Пожарная безопасность в природе» Тематическая беседа.

23.05  

 «Осторожно! Вода и солнце» Тематическая беседа.              

24.05    

«Лягушка» Складывание из бумаги.

25.05  

«Безопасное  поведение во время летних каникул» Экскурсия.