Главные вкладки

    Мое портфолио.

     Симонян  Анаит Рафиковна

    Методическая разработка родительского собрания

    Тема: «Новыефедеральные государственные образовательные стандарты»

    Уважаемые родители!

    В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). С 1 сентября 2011 года по новым стандартам предстоит учиться всем первоклассникам. В данном буклете даны ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с ФГОС.

    Зачем поменяли стандарт?

    Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы, - это когда вы выбираете и ищете свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа

    развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра АСМОЛОВА)

    Прошли ли апробацию новые стандарты?Да, наш регион вошел в число 14-ти из 89-ти регионов РФ, участвовавших в апробации ФГОС. В 2007-2009 годах в апробации ФГОС участвовали 28 общеобразовательных учреждений Калининградской области. 14 учреждений г.Калининграда и области перешли на ФГОС НОО c 1 сентября 2010 года. С материалами апробации можно ознакомиться на сайте Калининградского областного института развития образования www.koiro.edu.ru (раздел ФГОС).

    Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004года?

    Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметныхи личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности. Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена рекомендованная программа, на основе которой коллектив школы формирует свою основнуюобразовательную программу начальной школы (далее – ООП). Образовательная программавключает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, нотакже и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения, коррекционную работу сучащимися.

    Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участникамиобразовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна бытьпрописана локальным документом школы, например, при делегировании таких полномочийУправляющему Совету школы Положением о Совете.Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся,прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

    Изменяться ли учебники для начальной школы?Да, содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам.Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония»,«Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2000», «Классическая начальная школа»,«Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегоднорекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказомМинистерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованныхосуществляет школа.

    Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общегообразования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новыйстандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихсяначальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.), все это должно быть прописано восновной образовательной программе школы. В случае, если по вашему желанию в школеорганизовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, чтопредусматривает ООП), тогда услуги оплачиваются родителем согласно заключенномудоговору.

    Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель.Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют неболее 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

    Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебныхчасов в начальной школе?Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов иболее 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели вшколе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счетдобавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урокафизкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3марта 2011 года.

    Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе (5-ти или 6-тидневка)?Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости от реализуемой еюосновной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя недопускается.

    Предусматривает ли новый стандарт увеличение количества учебных предметов вначальной школе?Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика иинформатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культурынародов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования крезультатам обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметовопределяется выбранной моделью обучения, зафиксированой в ООП. Например, длядостижения результатов в предметной области «филология» школы реализуют такиепредметы, как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Этот список можетбыть дополнен такими предметами, как литературное слушание, риторика, дополнительныйиностранный язык. Как правило, набор предметов сформирован группой разработчиковучебно-методических комлектов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.

    С какого класса дети будут изучать иностранный язык согласно новому стандарту?Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языкавводится со 2 класса.

    С какого класса дети будут изучать информатику согласно новому стандарту?Информатика в начальной школе может изучаться как отдельный предмет, может бытьинтегрирована с другими предметами. Так, знакомство с различными видами информацииможет осуществляться на математике, окружающем мире; ввод текста на клавиатуре можетбыть освоен на русском языке. Продолжительность изучения предмета определена основнойобразовательной программой школы.

    Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самымухудшения его здоровья?Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого,школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающиездоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

    Допускается ли работа на компьютере в первом классе?Да, при соблюдении определенных правил. Учитель обязательно чередует такую работу сдругими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительностью времени работыучащихся за компьютером.

    Учитель не ставит оценок в 1-ом классе, правильно ли это?Да, согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется без балльногооценивания и домашних заданий.

    Учитель не задает домашнее задание в 1-ом классе, правильно ли это?Да.

    Должна ли школа обеспечить группу продленного дня?Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру за ребенком и можетбыть организована школой на договорных отношениях с родителями при наличии кадровых иматериально-технических условий в школе.

    Должна ли школа обеспечить горячее питание учащихся?Да, обеспечение учащихся горячим питанием – одно из обязательных условий, которые должнаобеспечить школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или всоответствии с законодательством органами социальной защиты.В 2008-2009 г.г. в Калининградской области большинство школьных столовых былимодернизированы, сделан ремонт помещений, произведено оснащение современнымоборудованием, предназначенным для приготовления здорового и полноценного детскогопитания.

    Сколько детей может обучаться в одном классе?Количество определено СанПиН - до 25 человек.

    Готовы ли учителя работать по новым стандартам?Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование: в предметной области, вовладении методикой и технологиями обучения. По закону об Образовании РФ и нормамитрудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации.Кроме того, Министерством образования Калининградской области организованыдополнительные курсы повышения квалификации в первом полугодии 2011 года для всехучителей будущих первоклассников и заместителей директоров всех школ области.

    Где можно ознакомиться с программами, которые реализует школа на ступениначального общего образования?В самой школе. Все реализуемые в начальной школе программы отражены в основнойобразовательной программе школы. Большинство школ области оперативно размещаетактуальную информацию на своих сайтах в сети Интернет. Адрес школьного порталаКалининградской области www.school.baltinform.ru

    Как выбрать программу обучения для своего ребенка?Все программы обучения начальной школы соответствуют возрастным особенностям детейначального школьного возраста и прошли федеральную экспертизу. Об особенностяхпрограмм вы можете узнать в школе, в сети Интернет, в муниципальных методическихкабинетах, в Калининградском областном институте развития образования.Следует встретиться с будущим учителем, который предложит ту или иную программу,обсудить все волнующие вас вопросы, прислушаться к его рекомендациям. Можно обратитьсяк школьному психологу. Усвоение программы ребенком зависит как от профессионализмаучителя, так и от индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей,особенно в первый, адаптационный период.

    Как узнать, правильно ли учитель учит?Не делайте поспешных выводов. Если вас что-то тревожит, обратитесь к администрациишколы. Также вы можете получить консультации на кафедре дошкольного и начальногообразования Калининградского областного института развития образования, в областномЦентре диагностики и консультирования детей и подростков.

    Для чего проводятся тестирования в первом классе?Тестирование в первых классах не проводится. Также не существует «ЕГЭ» ни для первых, нидля каких классов начальной школы. С 2007 года в Калининградской области проводятсямониторинговые исследования. Они носят диагностический характер. Цель проведения – непроверка знаний и способностей вашего ребенка, а измерение уровня готовности к обучению(проводится в некоторых школах в начале учебного года) и уровня усвоения учебногоматериала, уровня овладения универсальными учебными действиями (проводится во всехшколах в конце первого класса). Данные, полученные в ходе исследований, позволяютобеспечить своевременное оказание педагогической помощи каждому ученику, принеобходимости изменить организацию обучения, внести корректировки в учебные программыкак на уровне школы, так и на уровне региона в целом.Материалы мониторинговых исследований разрабатываются федеральными институтамимониторинговых исследований РФ. Учитель обязан обеспечить нормальный психологическийклимат при проведении процедур мониторинга, он не может ставить оценки за результатымониторинговых работ учащегося, не может разглашать персональную информациюконкретного ребенка.Дополнительную информацию о мониторинговых исследованиях вы можете получить вКалининградском областном институте развития образования, на кафедре дошкольного иначального образования и у проректора по учебно-методической работе.