Публикации методических материалов

Татьяна Федоровна Лобачева

1. Данный проект - рекомендация предназначен для  преподавателей фортепиано. В нем  обобщен опыт мастеров-педагогов фортепианного искусства и собственный 50-летний опыт работы в обучении игре на фортепиано. В проекте отражены педагогические принципы и методы освоения  приемов и способов фортепианной игры​. Главной целью проявления педагогического мастерства служит развитие самостоятельности  обучающихся, развитие их способности в  дальнейшем уметь ставить перед собой творческие задачи, разрешать их, принимать самостоятельные решения. ​

2. Реферат "Развитие технических навыков учащихся на основе этюдов Карла Черни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_lobacheva.docx60.77 КБ
PDF icon referat.pdf494.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска

«Детская школа искусств №2»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ-РЕКОМЕНДАЦИЯ

Индивидуальное обучение в классе фортепиано, направленное на развитие самостоятельности обучающихся

Автор проекта: Лобачева Татьяна Федоровна, преподаватель по классу фортепиано

г. Нижневартовск 2020

Содержание

Краткая аннотация проекта 3

Обоснование необходимости проекта 3

Цели и задачи проекта 4

Основное содержание проекта 5

Педагогика – воспитание, образование, обучение 5

Индивидуально-психические особенности личности обучающегося 6

Элементарные музыкальные способности 7

Возрастные особенности и особенности различных психических процессов 8

Особенности типа высшей нервной деятельности и их учет при обучении______________________________________________________13

Система методов и приёмов работы с учётом индивидуально-психологических особенностей 13

Начальное индивидуальное обучение 14

Методы первоначального индивидуального обучения 14

Работа над техникой 15

Принципы развития музыкального мышления 15

Систематизация процесса звукового выучивания 19 Слушание кантилены ___________________________________________20

Слушание полифонии __21

Ресурсы проекта 23

Партнеры проекта, целевая аудитория, план реализации проекта

ожидаемые результаты и соц. эффект, перспектива дальнейшего

развития __________________________________________________25

Литература 25

Краткая аннотация проекта

Подготовленность юного музыканта после окончания учебного заведения является решающим критерием его уровня культурно-художественного развития, позволит ему употребить знания и умения, полученные за годы обучения в музыкальной школе в его дальнейшей творческой деятельности.

Главной целью проявления педагогического мастерства служит развитие самостоятельности обучающихся, развитие их способности в дальнейшем уметь ставить перед собой творческие задачи, разрешать их, принимать самостоятельные решения. Важное значение при построении процесса обучения имеет учёт индивидуальных способностей учащихся: типа высшей нервной деятельности, физического состояния, здоровья, особенностей познавательной деятельности, свойств памяти, мышления и восприятия информации.

В проекте представлен комплекс индивидуально-психологических особенностей детей, влияющих на обучение игре на фортепиано и приёмы их выявления, а также описана система методов и приёмов индивидуального обучения детей по классу фортепиано, способствующих развитию самостоятельности у обучающихся.

Обоснование необходимости проекта

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны для включения в социально - ценностную деятельность. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие и индивидуальность. В результате, выходя на самостоятельную дорогу, закончивший обучение должен уметь перед собой ставить творческие задачи и разрешать их. Становится очевидным, что главной задачей преподавателя становится подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности и дальнейшему творческому росту. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам обучающийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную траекторию своего развития.

Данный проект рассматривает систему обучения детей в классе фортепиано, ориентированную на развитие и воспитание самостоятельности обучающегося.

Ценность такого подхода к обучению детей, прежде всего в том, что он ориентирован на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В нем заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические и возрастные особенности, темперамент, специфику интересов, потребностей и способностей индивида.

Цели и задачи проекта

Главной целью данного проекта является разработка индивидуально-ориентированной системы обучения детей в классе фортепиано, направленной на развитие самостоятельности обучающегося.

Задачи реализации проекта:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме проекта;

2. Систематизировать и обобщить полученные данные;

3. Определить индивидуальную траекторию личностного развития каждого ребенка в классе фортепиано, направленную на развитие самостоятельности обучающегося;

4. Создать психолого-педагогические условия, способствующие осуществлению задач развития и воспитания самостоятельности на занятиях в классе фортепиано.

5. Систематизировать методы и приёмы индивидуального обучения детей по классу фортепиано, направленного на развитие самостоятельности обучающегося.

Основное содержание проекта

Проблемы развития индивидуальности обучающегося и воспитание его самостоятельности связаны сильнейшим образом. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Особенность педагогики сегодняшнего дня - ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала. Обучаемый становится не только объектом педагогического процесса, но и субъектом.

Понятие педагогики включает в себя воспитание, образование, обучение. Воспитание определяется как социально направляемый, регулируемый процесс формирования и развития личности в соответствии с общественными идеалами.

Слово "образование" характеризует содержательную педагогическую сторону ("образованный музыкант", "музыкально-образовательный процесс"). Не случайно "образование" сродни "образу", что означает вид, облик, живое наглядное представление о ком-либо или о чем-либо.

Активная познавательная деятельность ребенка-школьника стимулируется переживанием между знанием и незнанием, между наличным уровнем подготовки и теми новыми познавательными задачами, которые возникают в процессе обучения. Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы педагог умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у обучающихся этих внутренних противоречий и таки образом стимулировал их активность в данном виде деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и установки как стимулы ее активной деятельности. Потребность – означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает. Недостаток знаний или опыта для решения возникшей проблемы вызывает у развивающейся личности стремление; потребность в учении. Большой движущей силой активности и развития обучающегося является интерес.

Обучение имеет более узкий смысл - передача обучающемуся необходимых знаний, умений, навыков, а учебный процесс должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у обучающихся интереса к музыке и расширению из общемузыкального кругозора.

Задачей педагога является создание условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность ученика на основе саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями и с учетом его индивидуальных способностей.

Начиная работу с учеником по обучению его игре на фортепиано, педагог должен, прежде всего, изучать его индивидуально-психологические особенности, интересы и способности.

При внимательном, чутком, вдумчивом отношении к ученику у педагога должно складываться отчётливое представление об ученике, как о личности, обладающей свойственными только ей особенностями. Проникнуть в психологию каждого из учеников педагог сумеет только в том случае, если захочет разобраться в своём воспитаннике. Педагогу важно предвидеть реакцию ученика в том или другом случае, суметь представить естественный для него ход мышления. Тогда знание характера, достоинств и недостатков учащихся, среды, условий, в которых он живёт, его интересов, взглядов может помочь педагогу найти «ключ» к каждому ученику и приобрести его доверие, подскажет как правильно руководить его работой и направлять его развитие.

К важнейшим индивидуально-психологическим особенностям личности, влияющим на обучение игре на фортепиано, относятся:

- элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма);

- возрастные особенности и особенности различных психических процессов (ведущий вид деятельности, внимание, память, воображение),

- особенности типа высшей нервной деятельности;

- анатомо-физиологические особенности строения руки.

Элементарные музыкальные способности.

Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность.

В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психические функции. Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство размера, чувство тональности и т. п., Б.М. Теплов отмечал ладовое чувство, способность к слуховому представлению, чувство ритма.

По мнению Б.М. Теплова музыкальная одаренность - это качественное своеобразие сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью.

Н. А. Ветлугина делит музыкальные способности па музыкально-эстетические и специальные. К первым она относит: 1) художественное воспитание, 2) воспроизведение музыкального произведения, 3) творческое воображение, 4) оценочность восприятия. К специальным - звуковысотный и ритмический слух.

Под «музыкальным слухам» в широком значении этого термина Б. М. Теплов понимал звуковысотный слух - способность различения звуков по высоте. Выявление состояния звуковысотного слуха у детей проводится методом сравнения звуков, несколько отличающихся по высоте.

Ладовое чувство - способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу.

Элементарные проявления ладового чувства можно определить по следующим признакам: узнавание ребенком знакомой ему мелодии; определение законченности или незаконченности мелодии, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звук - отличие грустной (минорной) мелодии от веселой (мажорной).

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Чувство ритма определяется путём воспроизведения заданных ритмических рисунков, различных по сложности.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Возрастные особенности и особенности различных психических процессов

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.

Младший школьный возраст. Поступив в школу у ребенка меняется привычный для него режим, отношения с людьми. Ребенок становится учеником. Процесс учения привлекает новизной деятельности, это определяет добросовестное отношение обучающихся к учению. И на первых порах они воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества выполненной работы. Дети считают, что они стараются, значит хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает ребенка еще больше стараться. Родители хвалят за хорошие отметки и ребенок испытывает чувство радости. Задача педагогов и родителей закрепить положительное отношение к этому процессу. Младший школьный возраст – время, когда происходят существенные изменения в развитии внимания, идет развитие всех его свойств, увеличивается объем, развиваются навыки переключения и распределения. Младшие школьники легче запоминают то, что им интересно, ново, эмоционально ярко окрашено, что произвело наибольшее впечатление, на достаточно высокий уровень выходит воображение, поэтому деятельность должна носить максимально творческий характер и быть оптимально трудной, на пределе возможностей ребенка.

Знакомясь с новым учеником, учитель оценивает его индивидуальные возможности - общее и физическое развитие, строение, приспосабливаемость к инструменту, музыкальную память, слух, реакцию на различную по характеру музыку.

Учитывая возрастные особенности эмоциональности психических процессов младших школьников, рекомендуется включать в репертуар ребенка яркие по эмоциональной окраске произведения, доступные его пониманию, например «Баба Яга», «Тихая песня» Игнатьевых, «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков» Чайковского и т.п.

Важным моментом на данном этапе обучения является режим труда и отдыха ребёнка на каждый день. Тесная взаимосвязь с родителями ученика, посещение ими занятий на первом этапе обучения помогает наиболее качественно выполнить домашнее задание с учётом требований педагога.

Сухомлинский писал: "То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, а тем более в зрелом возрасте.

С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью её самостоятельности. В начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности - от более низкого, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную работу, до более высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается новый материал. С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростков заметно усиливается сознательное отношение к учению.

Исследования психологов установили, что мотивы учения у подростков представляют собой сложную структуру, в которой воедино слиты широкие глобальные мотивы, собственно познавательные мотивы и личные мотивы, связанные со стремлением к успеху и самостоятельности.

Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к неудачам и школьник делает вид, что к успехам в учении совершенно безразличен и равнодушен, даже бравирует этим. Очень важно вооружить подростков рациональными приёмами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

В процессе овладения учебным материалом не только обогащается жизненный опыт и расширяется кругозор, но и формируются и развиваются интересы подростков. В этом процессе наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий. Поэтому трудно однозначно оценить возрастные особенности интересов подростков. Они могут быть самыми различными.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и мышление. Основная характеристика этого возраста - усиление познавательной стороны этих функций. Возрастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное, активное отношение к окружающему, развивается творческое мышление. В первую очередь начинают ярко проявляться музыкальные, художественно-изобразительные, литературно-творческие способности. Задача педагогов - всемерно развивать уже проявившиеся способности, создавать условия для активного формирования интересов и способностей учеников.

По сравнению с младшим школьным возрастом здесь явно заметен иной уровень интересов, он гораздо шире. Изучение основ наук, большая степень умственной зрелости подростка, расширяющие его кругозор, вовлекают в сферу интересов подростков всё новые и новые области жизни и деятельности людей.

Интересы подростка становятся не только широкими, но и более глубокими и содержательными. В то же время, с увеличением учебных нагрузок и требований к подростку, изменяется его отношение к обучению. Порой интерес снижается, учащиеся склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

В подростковом возрасте ребёнок продолжает развиваться как физически, так и умственно. Он более осмысленно сравнивает свои достижения с достоинствами других детей. Если он видит в чём-то своё превосходство, то это вызывает у него положительные эмоции, что можно использовать для повышения интереса к игре на фортепиано. Например, можно предложить родителям подростка приглашать его друзей в гости и устраивать небольшие соревнования и конкурсы, которые будут включать игру на фортепиано. Обязательно найдутся дети, которые оценят умение подростка играть двумя руками. Можно показать другу, как играется знакомая мелодия и научить его.

Очень полезно приглашать на концерты в музыкальную школу одноклассников. Если подросток увидит, что занятия на фортепиано имеют практический смысл, он более будет старательно заниматься в музыкальной школе.

Очень важно внимание родителей к занятиям на фортепиано подростком. Внимание и похвала со стороны окружающих - стимул к занятиям на фортепиано. Организованная внеклассная работа дает возможность детям дополнительных выступлений. Это: классные часы, концерты-лекции для родителей, одноклассников, шефские, по знаменательным датам, жанровые, и др.

На данном возрастном этапе важную роль играет обучение педагогом ребенка рациональным способам работы над произведением:

- при заучивании произведения на память предлагается проанализировать форму произведения, отдельно каждую часть произведения в тональном плане, ритмический рисунок, принципы соотношения частей произведения, их сходства и различия;

- выделить в произведении отдельные эпизоды, которым необходимо уделять больше внимания при заучивании, показать эффективные приёмы работы;

- включать в занятия регулярное прослушивание произведений композиторов-классиков, которые включены в индивидуальный репертуар. Это позволит повысить интерес к работе над произведением и быстрее справиться с трудностями;

- включить в репертуарный план ребёнка произведение, которое пока не соответствует его возможностями, но является желанным для исполнения, что стимулирует деятельность самого ученика.

Особенности типа высшей нервной деятельности и их учет при обучении игре на фортепиано

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным. И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: силу возбуждения и неуравновешенность; уравновешенность и неуравновешенность этих процессов; подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

1. Сильный, неуравновешенный - соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости.

2. Сильный, уравновешенный, подвижный - соответствует сангвиническому темперамент. Сангвиники способны к активной работе с максимальной нагрузкой. В индивидуальный репертуарный план, с учётом музыкальных способностей этих детей, необходимо включать произведения высокой сложности, яркие по эмоциональной окраске. Публичные выступления стимулируют таких детей к дальнейшей активной работе за инструментом и побуждают к изучению более сложного репертуара.

3. Сильный, уравновешенный, инертный - соответствует флегматическому темпераменту. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. Дети-флегматики нуждаются в постоянном родительском контроле, четком соблюдении режима дня. В индивидуальный репертуарный план необходимо включать произведения, способные активизировать деятельность ребёнка, вызвать в нём эмоциональный отзыв на исполняемую музыку. Важным моментом в работе с флегматиком является постановка конкретной цели перед ним, например,-получить желаемое произведение при выполнении и решении тех или иных поставленных задач.

4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. Не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей, часто тоскуют, грустят. Репертуарный план такого ребёнка может быть составлен из желаемых им произведений доступных с учётом его способностей и уровня музыкального развития. На уроках педагогу необходимо постоянно создавать для ребёнка ситуацию успеха, чаще хвалить его.

Начальное индивидуальное обучение юных пианистов – удивительно живой творческий и очень индивидуальный процесс.

Важно выбрать путь обучения, когда педагог стремится развить в ученике способность эмоционального восприятия музыки, научить слушать и слышать, формировать его музыкальные представления, то есть создать вокруг ученика атмосферу музыки, играя ему яркие, образные, разнохарактерные пьесы. Приучить слушать его их неравнодушно, вникать в смысл исполняемой музыки. Петь с ним любимые детские песни под аккомпанемент педагога, давать небольшие попевки, которые он выучивает тут же на уроке.

Хорошо давать разные загадки, двигаться в различных темпах. Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления, занятия все больше увлекают ребенка. Восприятие музыки углубляется, развивается любовь к музыке. Очень важно педагогу осторожно перенести эту любовь на занятия за инструментом, постараться сделать этот переход постепенным.

Прекрасно выразил эту мысль Г.Г. Нейгауз: “Я считаю, что надо начинать с главного – музыки. Ребенок без души может сыграть несколько нот, но можно научить его играть с самого начала выразительно, взяв какую-нибудь народную мелодию , и, если она веселая, научить его играть весело, а если печальная – печально».

В средних и старших классах поддержать интерес учащихся к работе над техникой помогает метод изменения ритма и силы звука в этюдах и гаммах. Дети, особенно это важно для меланхоликов, учатся быстро переключаться с медленного на быстрый темп и наоборот, а так же на быструю смену ритма. У детей с тенденциями к зажимам, рука успевает расслабляться на медленных группах звуков. Такие упражнения следует применять в работе над этюдами и виртуозными пьесами, а также отдельными пассажами, встречающимися в произведениях. Постоянная смена темпа и ритма учит быстро мыслить, быстро реагировать на подобные эпизоды в пьесах, произведениях крупной формы.

Всякая техническая работа за фортепиано приносит пользу лишь тогда, когда учитель и ученик имеет довести исполнение упражнений и этюдов, до пределов возможности, и только в то случае, когда педагог сможет заинтересовать ученика этой работой. При исполнении гаммы начать игру медленно и тихо, с постепенным ускорением и усилением до пределов возможности. Обычно ритмические способы работы над гаммами, упражнениями и этюдами, всегда интересны детям всех типов высшей нервной деятельности и возрастных особенностей.

Принципы развития музыкального мышления

Самостоятельность и активность музыкального мышления обучающегося невозможно развить без использования анализа и обобщений в преподавании. Следует стремиться систематизировать познания ученика, привить ему ряд общих признаков исполнения, отношения к музыке. Руководствуясь этими принципами, обучающийся сумеет разобраться в новом произведении, будет знать как планировать занятия, с чего начинать работу, планировать исполнительские задачи. Потому во время занятий с обучающимися. разбирая произведения, анализируя встречающиеся трудности . педагогу приходится обобщать свои указания на разнообразных музыкальных примерах. Педагог должен помочь обучающемуся постигнуть взаимосвязь явлений, воспитать умение свободно ориентироваться в изучаемом материале. Для развития мышления обучающегося и расширения его кругозора важно не только количественное накопление сведений (привлечение нового и сходного материала, проведение сравнений и аналогий), но главным образом сам метод анализа произведений: важно суметь внутри целого увидеть логику взаимодействия частей или элементов выразительности, зависимость от смысла и строения пьесы.

Анализу и обобщению в музыкально-педагогической работе поддается почти всё. Но есть сторона, которая подчас кажется необъяснимой. Это - эмоциональная. интуитивная сторона, которая наиболее трудна для всестороннего исследования. Однако, и она подвержена педагогическому воздействию. Педагог воспитывая вкус обучающегося, влияет тем самым на его интуицию, стихийные проявления эмоциональности уступают место глубокому чувству.

В течение многих лет педагог проходит с обучающимся различные произведения, одни – более, другие – менее подробно. В ходе этих занятий обучающийся приобретает музыкальную и пианистическую культуру. Умению слушать себя, мыслить, анализировать свои достижения и ошибки, должен научить обучающегося педагог. В сложнейшем многогранном и многостороннем процессе обучения должно проявляться индивидуальное отношение к обучающемуся. Направление работы в каждый данный момент развития, умение построить урок, подбор репертуара – все это вытекает из понимания специфики развития обучающегося, его способностей. При этом неуклонность профессиональных требований педагога не исключает возможность дать обучающемуся известную свободу, особенно в вопросах толкования. Если обучающийся, даже мало подвинутый, имеет свое личное отношение к изучаемой музыке, пусть заметного лишь в отдельных выразительных интонациях, то педагог должен бережно его сохранять, помогая выявить целое и довести замысел до логического его завершения. При этом сфера проявления индивидуального должна оставаться, по выражению Л.А. Мазеля, в пределах “объективной меры художественного мышления” своего ученика.

Изучение музыкального произведения заключается в последовательном приближении к возможно более высокому качеству исполнения. Этот процесс можно расшифровать так: играя, пианист слышит музыку, услышав – чувствует, думает, обретает исполнительские желания, захотев – играет снова уже по-иному: снова слышит - уже больше, лучше; чувствует полнее, хочет нового, большего. В этом непрерывном действии – процессе зреет понимание музыки.

Чем лучше играет обучающийся, тем больше получает, слушая свою игру – это способствует развитию эмоциональности обучающегося. Внутреннее слышание становится яснее, исполнительские намерения приобретают большую определенность.

Это первая и очень важная функция слуха - активное и ясное слышание своего исполнения на внутреннее музыкальное представление, которое существует в сознании. Вторая функция – критическая, контролирующая. Даже малоопытному исполнителю необходимы не только в наличии в сознании музыкального образа, но обязательно умение услышать, соответствует ли реально звучащее тому, что задумано. Это очень важно в самостоятельной работе, так как в ней единственным контролером качества игры является слух. Услышав неточность, учащийся будет работать, стараясь улучшить исполнение, при воспитании навыка слушания педагог встречается со многими трудностями. Главное – заключается в том, что слушание своей игры требует постоянной напряженности внимания. Такая собранность дается обучающимся не легко, особенно она трудна ученикам, которые быстро утомляются. При усталости внимание обучающегося рассеивается, и в его домашней работе это часто происходит раньше, чем он успевает выучить урок. Ложно понимаемая добросовестность заставляет его продолжать его заниматься все с меньшей степенью сосредоточенности. Так ученик привыкает играть невнимательно, не слушая себя.

Умение слушать себя, процесс слухового выучивания всех деталей, поиски звукового воплощения – все это создает внутренние слуховые представления обучающегося, так, в процессе работы и под влиянием слушания своей игры уточняется звуковой замысел.

Когда произведение еще детально не изучено, учащийся, играя в подвижном темпе, успевает осознать лишь отдельные моменты звучания, сознание отстает от слуха, учение не может заметить все подробности, он не успевает этого сделать. Отсюда и вытекает потребность изучения произведения в медленном темпе. Так называемая “рассматривание произведения в лупу” (выражение Г.Г. Нейгауза) – это и есть слуховое сознательное ознакомление с произведением.

Играя отдельно какой-либо голос, мотив, последовательность аккордов, учащийся знакомится с ними, изучает их, получает частные звуковые представления, эти элементы для него становятся своего рода “действующими лицами”, уже существующими, но не имеющими окончательного исполнительского решения.

После предварительной работы по изучению текста становится возможным собрать отдельные знакомые элементы воедино. При исполнении крупного исполнения учащийся сможет сначала в медленном темпе, а потом и в быстром следить за деталями. В результате образуется не самое первое, но и не окончательное внутренне слуховое представление данного отрывка. Так, в постоянной слуховой активности, создается слышание деталей и, соединяя элементы произведения в целое, ученик познает взаимоотношения и взаимодействия различных деталей.

Активное вслушивание рождает мысли и чувства, которые, не застывая в какой-то определенной точке, постоянно меняются, становясь глубже, ясней, точней.

Систематизация процесса звукового выучивания. У учащихся на первых этапах изучения пьесы слушание музыки и своей игры происходит стихийно. Поэтому многое в произведении оказывается незамеченным, недослушивается. Требования педагога, призывающего слушать себя, оказывается декларативным, если слуховое внимание ученика не было должным образом и вовремя направлено. Исходя из этого, сознательное и целенаправленное слушание должно происходить уже одновременно с разбором произведения. После первого прочтения текста начинается детальная работа над произведением. Поэтому приходится сначала концентрировать внимание на чем-нибудь одном, и затем постепенно множить элементы музыкальной ткани, слушаемые одновременно.

Процесс слухового выучивания можно разделить на несколько составных частей:

слушание мелодий, ее тембровой окраски, выразительности и плавности, дослушивание в ней долгих звуков, умение найти «центр тяготения», и соотношение силы звука в различных мотивах, то есть поиски нюансировки мелодии и работа над фразировкой;

слушание сопровождения, его ровности, точности и выразительности звучания;

слушание мелодии и сопровождения вместе, сопоставление силы и тембра звука основной мелодической линии и аккомпанемента в гамофонно-гармоническом изложении;

слушание полифонических элементов музыкальной ткани – подголосков, контрапунктических сопровождений, диалогических построений фактуры, а также равноправных голосов (их соотношения) в полифонических произведениях;

вслушивание в гармоническую структуру произведения, в его модуляционный план, слушание единой линии сквозного гармонического развития;

слушание при исполнении – здесь важно умение распределить внимание, направить его на все ранее прослушанные отдельно элементы музыкальной ткани.

Большое значение имеет создавшееся к этому времени в сознании ученика внутреннее слуховое представление произведения и умение сопоставить свое действительное исполнение с этим внутренним, уже достаточно ясным и точным звуковым образом.

Такое распределение «слуховых задач» по группам – условное. Взаимосвязанные элементы музыкальной ткани могут быть неотделимы в исполнении. Мелодическая линия, несущая в себе гармонию, гармоническая последовательность или модуляция, заключающая яркий выразительный подголосок и др. В конечном счете, исполнение зависит от внутреннего слухового исполнения, которое и побуждает искать звуковую характерность и динамические и ритмические нюансы.

Слушание кантилены. “Мелодия – это звучащая в одном голосе музыкальная мысль” – Л. Мазель. Именно содержательность мелодий и осмысленность интонирования способствует восприятию ее как единого целого. Чуткость слуха к нюансировке воспитывается годами. Она получает уже тогда, когда учащийся прислушивается к затухающему звучанию, играя начальные упражнения. Работая над произведением, постоянно приходится учить мелодию отдельно. Главная цель в этой работе – почувствовать характер мелодии, понять ее выразительный смысл и найти форму исполнения. Конкретно пианистические задачи заключатся в поисках характерного тембра звуков и ее нюансов, ритмической организации, фразировки, темпа. Есть разные способы приподнять мелодию и выделить ее – это игра разными штрихами, специальное укрепление пальцев. При этом важно представление тембра мелодического звука, отличного от всех остальных.

В искусстве слушания и ведении мелодической линии можно отметить следующие важные моменты: умение дослушать долгий звук и соединить его с последующим.

Прослушивание широких интервалов, умение внутренним glissando заполнить интервал и соединить далекие звуки; умение найти гибкость ритма и динамики в равномерно подвижных мелодиях.

Слушание полифонии. В широком смысле слова фортепианная музыка вся полифонична. Первое, чего нужно добиваться от ученика при прохождении двухголосных полифонических произведения (инвенции И.С.Баха) умения услышать и провести мелодическую линию каждого голоса. Для этого каждый голос приходится учить так как учат мелодию, выявляя его характерность, добиваясь необходимого звучания, выразительной фразировки. Для того, чтобы действительно слышать оба голоса при соединении следует работать концентрируя в начале внимание и слух на одном из них. Играются оба голоса, но по-разному: верхний, на который направлено внимание – F, espressivo, нижний – pp – ровно. Голоса играются как бы разными исполнителями, но активное внимание, активное слушание без особого усилия направляется на тот голос, который исполняется более выпукло. Затем переносить внимание на нижний голос. При занятиях таким способом в наименьший срок можно достигнуть хороших результатов. Играя потом оба голоса как равноправные, обучающийся равно слышит выразительное течение каждого голоса. Полифоническое произведение, выученное таким способом лучше запоминается, кроме того, такая работа дает хорошую техническую выучку.

Метод выявления простого из сложного может облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание ученика на одних заданиях, допуская при этом приблизительное выполнение других. Например, можно контролировать метрику, высотность, аппликатуру.

Методы показа в зависимости от уровня способности ученика формы показа могут быть различными. Преувеличенный показ активизирует образно-эмоциональное восприятие музыки.

В методе сравнения этом приеме могут быть использованы близкие детям конкретно-образные сопоставления данного задания с другим, уже усвоенным ранее. Например, ритмо-интонационный образ марша будет более воспринят учеником в сравнении с уже ранее играемым вальсом.

Важнейшей задачей, стоящей перед педагогом, является овладение учащимся звуком - это, прежде всего, полная свобода и гибкость руки-плеча, предплечья, запястья, кисти.

Метод подушечного легато в работе над звуком - умение ощущать клавишу «до дна» - это создает протяжный, наполненный опертый звук, при этом никогда не следует давить на клавишу, всячески избегать лишних движений, особенно локтя и кисти.

Чтобы помочь ученику разобраться в тембральных красках, поможет метод предслышания, необходимо составить представление о звуке, соответствующему характеру произведения и его динамики.

Таким образом, подключив воображение ученика различными методами и приемами, учитель добивается того, что звук появляется только тогда, когда ученик услышал его внутренним слухом.

Конкретные педагогические приемы и формы обучения, которые на практике применяет преподаватель музыкальной школы, бесконечно разнообразны. Неправильно отнести одни из этих приемов, только к начальным ступеням образования, другие - к высшим, одни считать применимыми в занятиях со средними и малоспособными учениками, другие с талантливыми.

Каждый ученик идет своим путем, задача педагога определить последовательность и степень трудностей заданий, обусловленных характером, способностями, индивидуальным восприятием музыки обучающегося, следовать принципам индивидуального обучения, направленного на развитие самостоятельности обучающегося.

Ресурсы проекта

1.Обеспечение организационных условий (разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием).

2.Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта).

3.Обеспечение кадровых условий (педагогический опыт работы в учреждении дополнительного образования – 50 лет).

4.Программное обеспечение для нововведения (образовательная рабочая программа «Музыкальный инструмент – фортепиано»).

5.Организационные ресурсы (участие в концертах отдела, школы, концертах класса, сольных концертах).

6.Обеспечение материально-технических условий (наличие оборудованного кабинета: фортепиано, пространство для движений, аппаратура для прослушивания записей исполнителей).

7.Наличие у преподавателя педагогических компетенций (методический доклад “О развитии технических навыков обучающихся на основе этюдов К. Черни”, реферат на тему “Изучение многоголосной музыки как основа воспитания и обучения пианистов”, открытый урок “Работа над полифонией в старших классах”, владение технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).

Партнеры проекта

- Управление культуры г. Нижневартовска

- Администрация и педагоги МАОУДОД г. Нижневартовска.

Целевая аудитория

Основная целевая аудитория, на которую рассчитан проект - это преподаватели, в том числе молодые специалисты школы искусств.

План реализации проекта

Распространение педагогического опыта через:

- педагогические сообщества г. Нижневартовска;

- открытые уроки педагога;

- обмен опытом в рамках посещения уроков коллег.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Для педагогов ДШИ — использование опыта индивидуально-ориентированной системы обучения детей в классе фортепиано, направленное на развитие самостоятельности учащихся, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей.

Для обучающихся в ДШИ - повышение интереса к обучению игре на фортепиано, повышение самооценки и уверенности в себе каждого ребёнка.

Для родителей обучающихся в ДШИ - удовлетворенность родителей обучением собственных детей и условиями их пребывания в школе, повышение заинтересованности родителей в жизни школы.

Перспектива дальнейшего развития

Продолжить детальную разработку вопросов, связанных с подготовкой обучающихся к самостоятельной работе, расширить диапазон исследования индивидуально-психологических особенностей детей через изучение психологической и методической литературы, посещение мастер-классов, открытых уроков, обмена опытом.

Литература

1. Нейгауз Г.Г.. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1982.

2. Кременштейн Б., Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М., 2003.

3. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М., 2002.

4.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.,2004.

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,2000.

6.Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Начальная школа 2005. №7.

7.Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 2000.

8.Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.

9.Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 2003. - №5

10.Гуревич К.М. Индивидуально - психологические особенности школьников. - М., 1998

11.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

12.Конев А.Н. Индивидуально - типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. - М., 1998.

13.Любомудрова И. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1991.

14.Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.,1987.

15.0вчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.,1990.

16.Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис. Челябинск, 1998.

17.Перельман Н. В классе рояля. С-П. 1976 П.Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. - М., - 2002.

18.Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся. Начальная школа. 2007. № 1.

19.Савшинский А.. Работа пианиста над музыкальным произведением.М.1975.

20.Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,1990.

21.Фейгин О. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М. 1986.

22.Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. Начальная школа. 1990. №6.

23.Как научить играть на рояле. Первые шаги. Мастер-класс/ Под ред. С.В. Грохотова – М., 2006.


Предварительный просмотр: