Самообразование

Чурбакова Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя группы №3 «Непоседы»

Чурбакова Елена Михайловна

на 2023-2024 учебный год

           

Тема: «Социализация детей с РАС через дидактическую игру»

Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактической игры для социализации ребёнка.

Задачи:

Повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогический опыт;

Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;

Внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр для всестороннего развития детей;

Создание соответствующей предметно-пространственной среды;

Приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

Предполагаемый результат: 

Ребенок с РАС:

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с РАС. 

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с РАС.

Воспитатель:

Формирование навыков общения с ребёнком с РАС.

Сплочение детского коллектива.

Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

План работы

Формы работы

Содержание работы

Сроки

Работа с

документами, программами.

Подбор и изучение научно - методической литературы

Сентябрь – октябрь 2023г

Подготовка консультаций для родителей

Октябрь – декабрь 2023г

Изучение методической литературы по теме.

Сбор необходимого инвентаря и оборудования

Систематически

Разработка дидактического материала

Систематически

Организационно-педагогическая работа

В течении года

Самореализация.

Подведение итогов. Оформление результатов по теме самообразования

Апрель – май 2024г

Итог:

Онлайн - марафона для специалистов и родителей в рамках Всероссийской недели распространения информации об аутизме

курсы повышения квалификации: «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: технологии работы для педагогов»

Апрель

Апрель - Июнь



Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования

 воспитателя Чурбаковой группа №3д\с Колокольчик.

2022-2023

Тема:«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  • Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  • Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  • Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.
  •  «Развивающие игры для детей 2-7 лет»/авт.-сост.Е.Н Михина. Волгоград:        Учитель 2013г
  • Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 1-2 лет».  Методическое   пособие-2-ое  М.:ТЦ Сфера,2014.
  •  Е.И Соляник «Развивающие игры для детей раннего возраста»-СПб.:ООО «Издательство «Детство пресс»,»2014
  • Печора К.Л, «развиваем детей раннего возраста»:Современные прблемы и их решения в ДОУ и семье.-М.:ТЦ Сфера,2012.
  • КРОХА:метод.рекомендации к прграмме воспитания развития детей раннего возраста в условиях дошкол.учреждений/Г,Г,Григорьева,И,Н Бушуева, Г,В,Груба и др.- 2-е изд.-М.:Просвещение,2013.

Изучение статей в журналах:

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»

 

 

В течение года

 

 

 .

 

2

Практический этап

С  детьми

С педагогами

С родителями

СРОКИ

Игры в период адаптации: Игры с пирамидками ,вкладыши, матрешка

1.Изучение опыта педагогов ДОУ (открытые занятия, семинары - практикумы, и т п)

1.Консультация для родителей «Игры в период адаптации»

Сентябрь

В течение года

Дидактические игры:    Подбери по цвету,

Подбери по форме, картинки - половинки

1. Изучение методик и технологий педагогов в Интернет сообществе.

2. Фото-выставка «Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста»

1. Презентация для родительского собрания «Игры в адаптационный период»

2.Родительское собрание на тему «Первый раз в детский сад»

Октябрь

В течение года

Настольные: мозаика, шнуровка, игры с прищепками, собери бусы

1. Выставка картотек  по игровой деятельности: «Подвижные игры»; «Пальчиковые игры»; «Дидактические игры»; « Игры с водой»; «Умный малыш»; «Игры на развитие восприятие цвета» и

1.Консультация для родителей: «Играйте вместе с детьми»

2.Памятка для родителей: «Играйте дома в подвижные игры»

Ноябрь

Занимательный столик, домик с фигурами ,конструктор  крупный, лабиринты

1.Консультация для педагогов: «Подвижные игры с детьми раннего возраста»

1.Консультация для родителей «Дидактические игры в детском саду и дома»

Декабрь

Д,и «Подбери колеса к машине», «Куклы собираются гулять», «Занимательный кубик»

1. Консультация для педагогов  " Значение сенсорного воспитания для детей раннего возраста"

1.Рекомендации для родителей « Пальчиковые игры дома»

Январь

«Подбери по цвету», «Большой- маленький»

«Много или мало»

1. Фото- выставка для педагогов «Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста»

1.Консультация для родителей «Пальчиковый театр своими руками»

Февраль

1 Презентация «Развивающие игры для детей раннего возраста»

1.Советы для родителей: «Игры перед сном»

Март

1. Презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста» (из опыта работы)

1.Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей с раннего детства»

Апрель

1. Презентация «Творчески, с выдумкой» (оформл игров уч лет)

1.Участие родителей в изготовлении пособий для игр

Май

                                                                   ФОРМЫ РАБОТЫ

                                                ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ

  1. Дети научатся определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
  2. Дети научатся сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия.
  3. Дети смогут определять количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливать соответствие (на 3-4 предметах)
  4. Сформируются навыки самостоятельной деятельности.
  5. Разовьются у детей творческие способности, наблюдательность, внимание.
  6. Разовьется мелкая моторика рук.


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2021-2022  уч. год воспитателя старшей группы

Чурбаковой Елены Михайловны

Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста

Цель:

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Работа с детьми

Методическая работа

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь 2021г. Техника: печать листьями

Тема: Изображение подсолнуха в нетрадиционной технике (печать листьями) с элементами аппликации из природного материала

Задачи:

-Научить детей изготавливать подсолнухи, используя в одном рисунке разные способы изображения для создания выразительного образа, учить новым способам работы с уже знакомыми материалами;

- Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

- Закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – печать листьями;

- Воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения в рисовании и аппликации, используя выразительные средства; воспитывать навыки организации и планирования работы;

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Первичная диагностика художественных способностей.

Октябрь 2021 г. Техника: монотипия

Тема: рисование в технике монотипии «Бабочки»

Задачи:

- Обучать навыкам симметричного отпечатывания;

- Продолжать формировать навыки рисования акварельными красками, пользоваться кистью, побуждать детей использовать яркие цвета;

- Закреплять знания о цветах и их оттенках;

- Развивать творческое воображение, творческую активность, развивать чувство цвета, формы, композиции;

- Воспитывать положительный эмоциональный отклик от создания картины, желание рисовать в данной технике.

Консультация «Ребенок не умеет рисовать. Правда и вымысел»

Ноябрь 2021г. Техника: пластилинография

Тема: занятия по пластилинографии «Снегири на веточках»

Задачи:

- Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии

-  Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску)

- Закрепить приемы скатывания. Расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки.

-  Развивать композиционные навыки.

- Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Январь 2022г. Техника: рисование солью

Тема:  Занятие по изодеятельности с использованием «солевого» рисования «Зимнее путешествие»

Задачи:

- Познакомить детей с новой техникой рисования – рисование солью;

- Закрепить умение детей аккуратно использовать клей при работе;

- Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

- Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания пейзажа с помощью разнообразных техник и материалов.

Мастер класс (совместное занятие с родителями) «Я могу» (обучение родителей приемам совместной работы с детьми, на примере одной их техник нетрадиционного рисования)

Февраль 2022г. Техника: пуантилизм (рисование ватными палочками)

Тема: Рисование в технике пуантилизм «Зимушка-зима»

Задачи:

- упражнять детей в рисовании предметов круглых форм с помощью ватной палочки;

- учить выполнять рисунок в определённой последовательности (первый круг - большой, второй - меньше, третий - ещё меньше) ;

-учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках;

-показать приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды (шапка, шарфиков) ;

-развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций;

- развивать аккуратность;

-воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию (ватные палочки)

Мастер-класс «Техника пуантилизм. Возможности и резервы техники в детском саду»

Март 2022г. Техника: Рисование на мятой бумаге

Тема: Рисование на мятой бумаге «Подснежник»

Задачи

закрепить умения детей классифицировать репродукции картин по жанрам живописи (пейзаж, портрет);

• познакомить с техникой рисования на мятой бумаге;

• развивать мелкую моторику пальцев рук (сминание бумаги) ;

• учить детей рисовать подснежник, опираясь на схему;

• закрепить знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;

• развивать умение детей пересказывать сюжет сказки «12 месяцев»;

• воспитывать умение видеть красоту живой природы, бережное отношение к ней;

Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. «Развиваем воображение рисуя»

Апрель 2022г. Техника: нанесение акварельной краски «по-мокрому», рисование мятой бумагой

Тема: рисованию с использованием нетрадиционной техники «Цветочная поляна»

Задачи:

- воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира;

- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

- закрепить понятие «пейзаж»;

- учить изображать фон рисунка, используя метод нанесения акварельной краски «по мокрому», чередуя оттенки неба – от темно-синего до голубого, травы –от светло-зеленой до темно-зеленой;

- учить рисовать, используя технику рисования мятой бумагой (прижимание бумажных комочков к листу) ;

- учить дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали изображаемого (лепестки цветов,стебельки, тем самым завершая эстетическую картину;

- развивать внимание и аккуратность, эстетический вкус;

- побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркое многообразие цветущего луга

Май 2022г.

Творческая выставка лучших детских работ.

Итоговая диагностика художественных способностей детей старшей группы. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Родительское собрание на тему «Значение нетрадиционных техник рисования в развитии мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста» (по итогам работы за год)

Представление материалов по итогам реализации плана самообразования на педсовете.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное управление города Когалым «Колокольчик»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя

2020 - 2021 г.

Информационная справка

Ф.И.О. Чурбакова Елена Михайловна

Должность: Воспитатель

Стаж педагогической работы: 5 лет.

Стаж работы в данном образовательном учреждении: 2 года

Квалификационная категория: Соответствие занимаемой должности

Награды, звания, дата награждения:

Задачи:

1. Продолжать работу по здоровье сберегающей деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни в рамках реализации ФГОС ДО.

2. Создание условий, обеспечивающих приобщение дошкольников к национальной истории и культуре, традициям семьи, общества и государства, развитию духовно - нравственные основ и ценностей у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

3. Обеспечение условий для развития кадрового потенциала в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Актуальность:

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.

Задачи профессионального развития:

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Раскрыть значение нетрадиционной техники изображения в процессе создания детских рисунков.

3. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

4. Учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

5. Изучить необходимую справочную и методическую литературу.

6. Развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус.

7. Развивать навык работать с разным изобразительным материалом.

8. Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

по развитию профессиональной компетентности

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Ожидаемые результаты:

Формы представления результатов педагогической деятельности воспитателя

Самообразование

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

2. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий.

3. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Сентябрь - Апрель.

Сентябрь – Апрель

Сентябрь - Апрель

Развитие профессиональных компетенций.

Разработка дидактических материалов, наглядностей

Участие в методической работе ОУ

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Октябрь – Май.

Повышение качества обучения

Публикации в интернете.

Работа в профессиональном сообществе

Курсы повышения квалификации по теме.

Ноябрь - Май

Развитие профессиональных компетенций в условиях ФГОС

Создание предметно - развивающей среды в группе.

Выставки детских работ для родителей.

Памятки.

Консультации.

Вывод: 

1. Разовьются у детей творческие способности, наблюдательность, внимание.

2. Разовьется мелкая моторика рук.



Предварительный просмотр:

Чурбакова Елена Михайловна

План самообразования воспитателя на тему:

«Занимательные математические игры в старшем дошкольном возрасте».

Срок: в течение 2019 - 2020 учебного года.

Цель:

  1. Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте.

Задачи: 

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2). Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3). Провести анализ эффективности проделанной работы.

Актуальность темы: Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Для того чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также - суждения и умозаключения. Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация Работа с детьми дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

Перечень вопросов по самообразованию:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы.
  2. Разработка программно - методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  3. Проектная и исследовательская деятельность.
  4. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов.
  6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно - воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  1. Оформить в группе уголок «Математический сундучок».
  2. Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр.

Форма самообразования: индивидуальная

План работы:

1. Развлечения: «Путешествие в страну математика»; «Теремок»;

«Веселая семерка»; «Мы считаем, мы решаем».

2. Самообразование:

1) Курсы повышения квалификации.

2) Изучение ФГОС.

3) Изучение психолого - педагогической литературы.

4) Составление плана развлечений по ФЭМП.

5) Оформить в группе уголок «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК».

6) Изучение педагогического опыта других педагогов.

7) Разработка картотек игр по ФЭМП.

3. С педагогами:

1) Просмотр открытых занятий по ФЭМП (средняя, старшая, подготовительная группы).

2) Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.

4. С родителями:

1) Родительское собрание «Развитие логического мышления у дошкольников».

2) Консультация: «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома».

3) Памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 5-6 лет».

4) Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры».

5) Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.