Кружок декоративно-прикладного искусства "Этюд"

 

Кружок "Этюд"

Декоративно-прикладное искусство.

Пояснительная записка.

 

Актуальность, целесообразность и особенности программы

Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Роспись (по дереву и ткани) рассматривается как один из видов народного творчества. Занятия художественной росписью, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с народным искусством очень важна для общего художественного развития ребят.

Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. Итогом обучения будут служить творческие задания, в которых должны проявиться инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Программа курса по выбору «Этюд» способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, получаемых ими на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. Содержание курса дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать своими руками прекрасные авторские, эксклюзивные вещи.

Данная программа ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному и декоративно- прикладному искусству, развивая творческое воображение и мышление; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, а также научить самой технологии росписи.

В предложенных уроках особое внимание уделяется в развитии творческих умения и навыков. Дети овладевают различными приемами изобразительного искусства и реализуют свои творческие замыслы. Данная программа позволяет более подробно познакомить учащихся с различными техниками и материалами, которые используются в батике.

Возраст детей: 11-12 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год

Режим занятий: 2 часа в неделю

Формы занятий: теоретико-практические, практические, творческие занятия.

Итоги реализации программы: участие в школьных и районных выставках, проектах, выполнение подарочных работ.

Методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный (демонстрация плакатов, таблиц), репродуктивный, частично-поисковый (решение проблемной ситуации, созданной педагогом), исследовательский как вид проблемного обучения (выполнение творческого задания), с использованием современных образовательных технологий.

Цель:

Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву и ткани.

Задачи:

Главная практическая задача обучения в кружке – это овладение элементарными основами техники, приемами и навыками росписи.

  1. Познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного искусства.

  2. Воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского народа.

  3. Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.

  4. Формировать навыки кистевого письма.

  5. Воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.

  6. Развивать творческие способности обучающихся через создание самостоятельных художественных изделий.

 

Содержание курса.

I раздел

 

1. Урало-сибирская роспись (32 часа)

Введение (2 часа)

Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение. Композиция. Инструменты и материалы для художественной росписи по дереву.

Практическая работа:

- выполнение упражнений по цветоведению и композиции.

Учащиеся должны знать:

  • историю росписи по дереву в России;

  • основные законы композиции;

  • цвета и гармоничное сочетание их в росписи;

  • способы подготовки древесины под роспись.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать различные виды композиций и их цветовые решения.

Работа над росписью по урало-сибирским мотивам (30 часов)

История росписи. Техника. Элементы и орнаменты росписи.

Индивидуальная и коллективная работа. Эстетическое оформление работ. Практическая работа:

- выполнение простейших элементов урало-сибирской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик);

- самостоятельная работа по росписи деревянных предметов и работ-импровизаций.

Учащиеся должны знать:

  • историю урало-сибирской росписи;

  • основные цвета урало-сибирской росписи;

  • элементы орнамента.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать работы урало-сибирской мастеров среди других произведений декоративно-прикладного искусства;

  • выполнять простейшие элементы урало-сибирской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики) и узоры «травка», «листочки», «ягодки», «цветы», «фрукты», «орнамент».

  • составлять композицию по урало-сибирским мотивам на основе изученных элементов.

 

II раздел

 

2. «Батик» - роспись по ткани. (36 часов)

Технология «Батик» (2 часа)

Зарождение искусства батика; история его возникновения России. Основные виды художественной росписи ткани. Основы композиции в батике, колорирование. 

Практическое применение в жизни

Материалы и инструменты

Правила техники безопасности

Подготовительные работы (2 часа)

Подготовка к росписи.

Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Правила наводки резерва. Практические занятия и работа с резервом.

Основы цветоведения

Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Символические цвета. Практические занятия. Изготовление образцов палитры (цветовой карты).

Основы холодного батика (20 часов)

Основы горячего батика(12 часов)

 

Техники и приёмы в батике

Роспись на шелке — одна из наиболее вос­требованных и эффектных техник в деко­ративном искусстве. Роспись на шелке отли­чается от традиционного батика — создания красочных композиций на ткани с помощью различных приемов: способом нанесения красителя, а вместо воска используются дру­гие материалы: резерв, солевой раствор. Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись.

а) техника холодного батика

Работа в технике холодного бати­ка дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фраг­мент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно.

Обязательное наличие контура придает произведениям, выполнен­ным в этой технике, дополнитель­ную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным усло­вием. Именно в технике холодного ба­тика расписывают платки на тек­стильных фабриках. Рисунок печата­ют резервирующим составом на ма­шине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стек­лянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас.

Пошаговый пример выполнения работы.

В качестве материала для работы лучше взять подходящие по раз­меру обрезки хлопчатобумажной тка­ни или шелка.

При определении размера контура следует помнить, что с каждой сто­роны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспорту. Например, если панно в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму. Рисунок переведите на ткань. Выполним панно «Бабочка» в трех колористических решениях, ко­торые условно назовем «утро, пол­день, вечер».

Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, кото­рым вы будете пользоваться, обяза­тельно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слег­ка касаясь поверхности ткани рабо­чим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бу­маги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало ли­нии будет четким и аккуратным. За­кончите линию, просто повернув тру­бочку рабочим концом вверх.

Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает на­сквозь и не растекается. Затем при­ступайте к обведению линий размет­ки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо.

Проведите параллельные и пер­пендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже нало­женный резерв.

Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лам­пой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной сто­роны.

Таким же образом обведите рису­нок всех работ. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закон­чив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закрой­те баночку с резервом, предваритель­но выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензи­ном или уайт-спиритом с помощью насаженной на вер­хний конец резиновой груши. Пока резерв сохнет, проветрите по­мещение.

Колорит работы «утро» свет­лый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой по­ляну. Для получения краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг. Сумерки по­пробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера.

Имейте в виду, что после высыха­ния красители станут более светлы­ми. Чтобы предвидеть конечный ре­зультат, капните на поля ткани крас­ку каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот уча­сток залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же на­чать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко ус­траним в процессе дальнейшей ра­боты.

Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, что­бы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попро­буйте устранить дефект. После промывки лучше продол­жать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет бу­дет более светлым. Для более быст­рого высыхания воспользуйтесь фе­ном.

Если вы расписываете одновре­менно несколько одинаковых изде­лий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях.

Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фраг­мент одним цветом. Цвета, прекрасно, ­но смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, за­тем другую близким цветом, но ино­го оттенка. Капля спирта, нанесенная на кра­ситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накла­дывать один краситель поверх другого.

Готовую роспись оставьте высы­хать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчерк­нуть некоторые участки более тем­ным цветом. Роспись для панно не нужда­ется в запаривании. Прогладь­те. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа:

«Классический» — со­здается методом навод­ки резервирующих ли­ний, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получа­ется рисунок, напомина­ющий витраж, и распи­сывается в один слой;

«Многослойный» — создается также по вит­ражному принципу, но при этом использует­ся несколько наложений цветовых тонов друг на друга;

«Незамкнутая графика» расписывается без ис­пользования замкнутых плоскостей, в этой тех­нике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

б) свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники:

«Акварельная техни­ка» — ткань расписыва­ется по «сырому» с подсушиванием в опре­деленных местах и при­менением спиртового эффекта, а также росписи специальными пороло­новыми кистями по «су­хому»;

«Трафаретная техни­ка» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллон­чиков для распыления красителя.

«Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом.

в) узелковая техника Узелковая техника очень разнообразна. При различном складывании ткани и обработке краской получаются своеобразные интересные рисунки. В узелковой технике так же используются вкладывание мелких предметов: пуговиц, камушек, бусинок и т.д. г) технические приемы Растяжка одного цве­та позволяет выполнить плавный переход раз­ной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Роспись по «сырому»— технический прием, позволяющий создавать различные узоры. Солевая техника – технический прием, при котором на подкрашенную сырую ткань наноситься соль или мочевина. При высыхании появляется эффект капель. Часто используется в морской тематике.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий труда. Помещение, в котором занимаются дети, должно быть сухим, хорошо отапливаемым, достаточно освещенным. В кабинете должен представлен полный спектр наглядно-методического обеспечения для класса изо. Художественные кисти, экранно-звуковые и гипсовые пособия позволят создать в школьном кабинете изо по-настоящему творческую обстановку. Все предоставленное оборудование для класса изо должно отвечает нормативным документам.

Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждому рабочему месту хорошо бы стол-тумбочку, где хранились бы ткань и необходимые для росписи приспособления.

Перед руководителем всегда стоит вопросы о материале и инструментах, с которыми работаю дети.

Перейдем к рассмотрению этих вопросов.

Первые, пробные работы по росписи на ткани лучше делать на не дорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующей состав.

На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекается быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани.

Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура – специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности.

Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состояние. Для росписи подойдут кисти с мягким волосом, также необходимы кисти из щетины различных номеров.

Для росписи холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек с носиками различного диаметра.

Необходимо также резервирующий состав, парафин, соль и мочевина, для создания специальных эффектов на ткани.

В росписи используется красители предназначенные специально для росписи по ткани.

а) инструменты и материалы (более подробное описание).

Перед тем как приступить к работе, вам придется приобрести или изготовить следующий набор инструментов:

раздвижная рама;

стеклянные трубочки;

кисти;

формочки для краски или маленькие баночки;

шаблон.

Из материалов вам понадобятся:

шелковая ткань;

резерв;

краски;

соль;

мочевина;

спирт.

Раздвижная рама — применяется для качественного натяжения расписы­ваемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех дере­вянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими зака­ленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что поз­воляет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разрабо­танной автором, предусмотрены спе­циальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают сопри­косновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.

Баллончики для распыления красителя — применяются в свобод­ной росписи для нанесения красителя на шелк.

Стеклянные трубочки

Стеклянные трубочки - приме­няются для качественной паводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на сле­дующее:

угол наклона носика должен быть в пределах 110-115°;

диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм;

трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.

Кисти:

кисти для росписи применяют­ся круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: ко­лонок, ушной волос, синтетика.

Формочки для краски — применя­ются для составления колера для роспи­си определенного цвета и тона. Наибо­лее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

Ткань:

Шелковая ткань — предпочтение отдается китайскому не аппретирован­ному 100%-му шелку различной плот­ности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обра­щать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодно­сти ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем со­ставе синтетических примесей и при­годен для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На та­кой ткани вы никогда не получите качественную роспись.

Шаблон — перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончатель­ным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправ­ления существенно повлияют на каче­ство вашей работы. По контурам шаб­лона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкну­тых плоскостей, подобно витражу, что­бы цвета в процессе росписи не сме­шивались между собой.

Резерв — состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барь­ером для красителя в процессе роспи­си, что позволяет создавать по задан­ному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Рецепт резерва:

резиновый клей 100 мл; парафин 20 г; бензин 100 мл; канифоль 2 г.

Способ приготовления резерва:

  1. Парафин измельчите, добавьте ре­зиновый клей, бензин и канифоль.

  2. Тщательно перемешайте компо­ненты и разогрейте смесь на водяной бане (~ 90º С) до получения однородной массы. После того как резерв остынет до комнатной температуры, его можно использовать для росписи.

  3. Для получения черного или лю­бого другого цвета добавьте в резерв типографскую или обезжиренную мас­ляную краску. Чтобы обезжирить мас­ляную краску, выдавите ее из тюбика на газету и оставьте на несколько часов. Газета впитает масло, а краску, предва­рительно растворив в небольшом количестве бензина, можно добавлять в бесцветный резерв. Для лучшего со­единения компонентов цветной резерв вновь подогрейте на водяной бане.

  4. Если резерв загустел, добавьте в него очищенный бензин и тщательно перемешайте.

  5. В магазинах художественных ма­териалов можно приобрести резерв производства различных иностранных фирм, предварительно детально озна­комившись с инструкцией по приме­нению и назначению выбранного вами состава. Главное, на что нужно обра­тить внимание, — резерв должен вы­полнять свою основную резервирую­щую функцию, а не декоративную.

Хранить резерв необходимо в полотно закрытой таре. Резерв, приготовленный в домашних условиях, долго не хранится, и его желательно использовать к течение месяца. Но время работы с резервом необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.

Очистка трубочки после окончания работы:

  1. После окончания работы из стек­лянной трубочки выдуйте резерв с по­мощью спринцовки в емкость для его хранения.

  2. После этого тщательно промойте трубочку в бензине с помощью сприн­цовки, последовательно втягивая и выду­вая жидкость.

Краски — используются специаль­ные для росписи по шелку и делятся на два вида:

краски, которые закрепляются паром (профессиональные);

краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Соль

Соль — часто применяется в роспи­си для создания различных живопис­ных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн. Мочевина — также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свой­ствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнитель­ного отбеливания.

Спирт

Спирт — применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.

б) подготовка к росписи

Прежде чем приступать к росписи, необходимо натянуть шелк на раму и нанести на него рисунок будущей росписи при помощи шаблона.

  1. Раздвижную раму с помощью вин­товых креплений соберите под нужный вам размер.

  2. Натяните шелк на раму с помо­щью специальных натяжных крючков. Вначале шелк натягивается по четырем углам.

  3. Затем на натяжные крючки нако­лите одну из сторон ткани, а противо­положную натягивайте, постепенно за­крепляя на раме. Повторите процедуру с оставшимися краями. При правиль­ной натяжке поверхность шелка долж­на быть тугой и гладкой, без складок и провисаний.

  4. Шаблон расстелите на рабочем столе рисунком вверх, накройте его ра­мой с натянутым шелком и прикрепите к ткани с помощью булавок или скотча.

  5. Аккуратно перенесите рисунок на ткань, используя карандаши средней мягкости (Н. НВ, В). Шаблон прекрас­но виден сквозь шелк, и вам не соста­вит груда перенести на ткань контур рисунка.

  6. Раму с натянутым шелком и наве­денным карандашом рисунком уста­новите в горизонтальном положении на плоскости стола. Снизу к раме на ли­пучке прикрепите бруски, которые при­поднимут ее от стола на необходимое расстояние. Это исключит соприкосно­вение шелка и плоскости стола во время росписи.

в) запарка

Роспись на шелке, независимо от тех­ники исполнения, необходимо запа­рить. В результате запарки краситель закрепляется на шелке, цвет стано­вится насыщенней и глубже, роспись не выцветает и не боится воды, на шел­ке появляется благородный блеск, и он прекрасно драпируется. Все это прида­ет росписи законченный вид, особен­но при создании утилитарных изделий.

  1. Прежде чем приступать к процес­су запарки (закрепления), убедитесь, что краситель полностью соединился с тканью: для этого после окончания росписи должно пройти не менее суток. Процесс запарки в домашних условиях довольно сложный и непредсказуемый, но, если следовать всем рекомендациям автора, вполне доступный. Чтобы запар­ка была качественной, необходимо правильно подбирать материалы, используемые в росписи, а также строго следовать технологии. Используйте для росписи только 100%-й шелк, без примесей, и профессиональные красители для закрепления паром.

  2. Полностью удалите воск со всей поверхности росписи, прогладив ткань утюгом через газету. Если вы работали с применением солей, очистите поверх­ность от остатков соли. Приступая к запарке, необходимо учитывать погодные условия. Во время дождя не рекомендуется запаривать, так как атмосферное давление низкое, что отрицательно влияет на процесс.

  3. На столе в один слой расстелите газетную бумагу. Поверх бумаги распо­ложите расписанную ткань так, чтобы бумага выступала по краям примерно на 10 см. Закройте ткань еще одним слоем газетной бумаги. Если у вас нет газетной бумаги, вы можете использо­вать обычные газеты, напечатанные в одну краску (черно-белые). В этом случае кладите их внахлест, так, чтобы вся поверхность была закрыта.

  4. Начиная от ближней к вам сторо­ны, загните край росписи вместе с га­зетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7 см шириной. Слегка при­жмите линию сгиба. Повторяйте про­цедуру, постепенно сворачивая роспись вместе с бумагой, до тех пор, пока у вас не получится многослойная поло­ска. С каждого края полученной полос­ки отмерьте примерно по 6-7 см и за­гните края. Продолжайте сворачивать полоску в своеобразный «рулет», пока не дойдете до середины. Полученный сверток-«рулет» обвяжите льняным или хлопчатобумажным шпагатом.

  5. На дно эмалированного ведра положите гальку или керамические черепки и налейте воду слоем пример­но 5-6 см. Привяжите «рулет» к дере­вянной рейке на расстоянии примерно 5 см от нее. Рейку разместите на ведре таким образом, чтобы «рулет» висел в центре на равном удалении от стенок. Основное условие — «рулет» должен не касаться рейки, стенок ведра и находиться как можно дальше от воды. Таким способом можно поместить в ведро несколько «рулетов».

  6. Затем ведро накройте сверху шерстяными одеялами, сложенными в несколько слоев, так чтобы их тол­щина составляла не менее 10 см, и поставьте на газовую плиту на силь­ный огонь. Следите, чтобы концы оде­ял находились от огня на безопасном расстоянии.

  7. Примерно через 15 минут пар пройдя сквозь слои, появится над по­верхностью одеял. Проверьте, чтобы пар не выходил в щели между одеяла­ми и стенками ведра. В этом случае пе­реложите одеяла. Затем убавьте огонь до среднего и оставьте ведро на плите на 1,5-2 часа.

  8. Когда процесс запарки закон­чится, выключите газ и снимите одея­ла. Выньте «рулет», положите его на стол и, развернув бумагу, достаньте рас­писанную ткань. Эти операции прово­дите с предельной осторожностью, по­мните, что все, к чему вы прикасаетесь, будет очень горячим.

  9. После запарки промойте ткань в теплой проточной воде, смывая лиш­ний краситель. После того как вода перестанет окрашиваться, шелк необхо­димо отжать, расстелить на хлопковой подстилке и высушить утюгом.

г) окончательная отделка

После завершения росписи нужно произвести окончательную отделку из­делия. У платков, шалей, палантинов необходимо подшить края. Для станко­вого панно оформление является по­следним и очень важным этапом. Вы мо­жете сделать это любым из методов с применением сухой клейки, разра­ботанных автором.

д) натяжка на подрамник

  1. Роспись должна быть с каждой сто­роны как минимум на 5 см больше под­рамника. Используйте подрамник с бор­тиком по внешнему краю, что исключит его соприкосновение с росписью.

  2. Нанесите на торцевую и заднюю часть подрамника клей ПВА средней консистенции и дайте ему высохнуть в течение 30 минут.

  3. На подрамник с верхней стороны натяните хлопчатобумажную ткань, Для этого к торцу подрамника приложите край ткани и прогладьте максимально разогретым утюгом. В результате ткань приклеится к подрамнику. Метод натяжки на подрамник можно использовать при оформлении панно, выполненных на шелке в любой технике.

  4. Переверните подрамник на 180° и натяните ткань на противоположную торцевую часть подрамника. Прогладь­те утюгом край ткани, приклеивая ее к торцу подрамника.

  5. Затем аналогичным способом на­тяните и приклейте ткань на оставшие­ся две стороны подрамника.

  6. Обрежьте по периметру подрам­ника лишнюю ткань. Шелк — достаточно прозрачный материал, поэтому декоративные росписи лучше выглядят, если под ткань поместить подкладку. Белый фон подкладки сделает роспись более насыщенной по цвету. Следите за тем, чтобы хлопчатобумажная подкладка была хорошо, без складок, натянута на подрамник.

  7. Поверх хлопчатобумажной ткани на подрамник наклейте роспись. Для это­го расстелите расписанный шелк на бе­лой ткани, выровняв контуры росписи.

  8. Поставьте подрамник вертикаль­но на границу расписанной поверхности.

  9. Ткани, загните край и приклейте его к задней стороне подрамника так, как вы это делали с подкладкой.

  10. Переверните подрамник на 180' и, натягивая шелк с определенным усили­ем, приклейте противоположную сто­рону утюгом к задней части подрам­ника.

  11. Затем аналогичным способом натяните и приклейте роспись с остав­шихся двух сторон. При натяжке росписи необходимо следить, чтобы изображение не деформировалось. Чтобы исправить недостатки, можно отклеивать ткань и вновь фиксировать ее утюгам.

  12. Аккуратно заверните на углах с задней стороны подрамника излиш­ки ткани, прогладьте горячим утюгом и закрепите их степлером.

е) наклейка на оргалит, картон

  1. Вырежьте из оргалита пласти­ну необходимого размера и формы, по гладкой стороне загрунтуйте белой водоэмульсионной краской и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

  2. Затем покройте всю загрунто­ванную плоскость клеем ПВА средней консистенции и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

  3. Тщательно удалите воск с распи­санной ткани, как было описано выше, и расстелите роспись лицом вверх на подготовленном оргалите. Роспись на хлопке, выполненную в технике батика, рекомендуется закреплять на оргалите, потому что хлопчатобумажная ткань провисает на подрамнике от перепадов влажности и температуры.

  4. Затем накройте роспись газетной бумагой и прогладьте максимально ра­зогретым утюгом по всей плоскости. Утюг перемещайте медленно, тщатель­но, с нажимом, проглаживая поверх­ность, чтобы ткань приклеилась по всей плоскости.

  5. Обрежьте оформительским но­жом излишки ткани по контуру ор­галита и вставьте готовое изделие в раму.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

1

Урало-сибирская роспись (32 часа)

 

 

Введение

2

 

Работа над росписью по урало-сибирским мотивам

30

2

«Батик» - роспись по ткани. (36 часов)

 

 

Технология «Батик»

2

 

Подготовительные работы

2

 

Основы холодного батика

20

 

Основы горячего батика

12

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

  2. На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

  3. Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.

Рекомендуется работать всегда в фартуке, лучше полиэтиленовом, от него легче отмыть красители. Кроме этого необходимо надеть резиновые перчатки и защитные очки, для предохранения от брызг красителей, кислот и щелочей.

Вообще, при обращении с любым химическим препаратом необходимо надевать резиновые перчатки. Это относится и к кальцинированной соде, которая является сильным щелочным раствором, и отбеливающим растворам, если вы работаете в технике «вытравка».

С порошковыми красителями также следует обращаться крайне осторожно. Избегайте попадания порошка в дыхательные пути, надевайте защитную маску при отмеривании составляющих и при смешивании красителей. Всегда добавляйте сухой краситель в воду, а не наоборот. После того как краситель растворен в воде, маску можете снять. Всегда четко и разборчиво помечайте все емкости с красками и химикатами.

  1. Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.

  2. Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и, особенно, с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.

  3. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне (на водяной бане на хорошо регулируемой электроплитке, чтобы не допускать сильного кипения резервирующего состава) в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары. Если воск начал дымится, убавьте источник тепла и постарайтесь не вдыхать дым. При воспламенении воска накройте пламя жаропрочной крышкой и выключите нагревательный прибор. Имеющийся под крышкой кислород быстро «сгорит» и пламя потухнет. Оставьте кастрюлю с воском охлаждаться. Не поднимайте ее и не пытайтесь передвинуть. Никогда не гасите воспламенившийся воск водой!!

Если горячая капля воска или парафина попадет в холодную воду, брызги могут обжечь кожу, глаза. Если капля воды попадет в кипящий воск, то это может привести к взрыву!!!

Работать следует в защитной маске или респираторе, особенно при приготовлении резервных смесей и при выпаривании воска утюгом в горячем батике. При работе с воском никогда не оставляйте кастрюльку с воском без присмотра.

  1. Не разбрасывайте кнопки и булавки, а также крючки для крепления ткани к раме.

  2. Храните мерные ложечки, банки, чашки, мисочки, кастрюльки и другое оборудование, которое вы используете в работе, отдельно от кухонной посуды и утвари.

Требования безопасности перед началом занятий

  1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.

  2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.

  3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

  4. При слабом зрении надеть очки.

  5. Надеть рабочую одежду – нарукавники, фартук.

Требования безопасности во время занятий

  1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

  2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.

  3. При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.

  4. Не делать резких движений во время работы.

  5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

  6. При работе с красками необходимо применять их по назначению.

  7. Осторожно пользоваться резервирующим составом и разбавители.

  8. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

  2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

  3. При получении травмы немедленно сообщить учителю.

Требования безопасности по окончании занятий

  1. После окончания работы произведите уборку своего места.

  2. Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все инструменты.

  3. Вымойте руки с мылом.

  4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

 

 

Педагогические технологии, применяемые на занятиях

кружка «Этюд»

На современном занятии присутствует не одна, а несколько педагогических технологий, т. к. многие отдельно взятые элементы технологий плавно вписываются в учебный процесс, при организации которого творческий педагог ставит основной целью повысить уровень знаний и развить интерес к изучаемому предмету, практическую направленность умение применять полученные знания (компетентности) в различных ситуациях.

Целью профессиональной деятельности учителя является достижение высокого уровня профессиональной компетентности, требующей освоения современных педагогических технологий, осуществление выбора средств и подходов к организации обучения и воспитания, использования рациональных методов и приемов для достижения оптимального уровня образования, развития и воспитания учащихся, включая возможности внеурочной деятельности.

Воспитательный процесс строится на основе модернизации современной традиционной системы обучения, которая интегрирует ряд элементов различных педагогических технологий, таких как личностно-ориентированные технологии (педагогика сотрудничества), педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативное обучение) и педагогические технологии - на основе эффективности организации и управления процессом обучения (групповые и проектные методы обучения, компьютерные (информационные) технологии и др.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности воспитательного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

На разных этапах обучения изобразительной грамоте применяются разнообразные педагогические технологии, которые работают в синтезе, современное традиционное обучение: с преобладающим объяснительно-иллюстративным методом обучения; игровые технологии, использующие все формы обучения: с созданием игровой формы на уроках, преобладают развивающие, поисковые, творческие, игровые приемы и ситуации; технологии проблемного обучения; система развивающего обучения; педагогика сотрудничества, с академической, клубной, дифференцированной формой обучения. Преобладающий метод – проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая форма; групповые технологии; компьютерные технологии; технология индивидуализации обучения – метод проектов; технологии портфолио; здоровьесберегающие технологии.

Методическая литература.

а) основная литература:

  1. Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись : учебное пособие для вузов / В. С. Бадаев. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 32. с.

  2. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для начального профессионального образования / С. Е. Беляева. - М. : Академия, 2007 - 203 с.

  3. Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для среднего профессионального образования / С. Е. Беляева, [и др.] - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 234 с.

  4. Бодрова, А. Ш. Ментальные основания декоративно-прикладного искусства в традиционной культуре народов Сибири : монография / А. Ш. Бодрова; [под ред. Л. С. Сысоевой] ; Федеральное агенство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 139 с.

  5. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учебное пособие для вузов / Г. М. Логвиненко. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 144 с.

  6. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство : Учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Молотова. - М. : ФОРУМ, 2007. - 272 с.

б) дополнительная литература:

  1. Алферов, Л. Г. Технологии росписи : Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Л. Г. Алферов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 335 с.

  2. Анализ и интерпретация произведения искусства : учебное пособие для вузов / под ред. Н. А. Яковлевой [и др.]. - М. : Высшая школа, 2005. - 549 с.

  3. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учебное пособие для вузов / Р. А. Гильман. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 159 с.

  4. Дудникова, Г. П. История костюма : учебник для средне профессионального образования / Г. П. Дудникова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 349 с.

  5. Козлов, В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий : учебник для вузов / В. Н. Козлов. - Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 261 с.

  6. Орнамент народов Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. - Томск : Издательство ТГУ, 1992. - 146 с.

  7. Пармон, Ф. М. Рисунок и графика костюма : учебник для вузов / Ф. М. Пармон, [и др.]. - Стереотип. изд. - М. : Архитектура- С, 2005. - 207 с.

  8. Плаксина, Э. Б. История костюма. Стили и направления : Учебное пособие для среднего профессионального образования / Э. Б. Плаксина, [и д.р.] - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 221 с.

  9. Работнова, И. П. Русская народная одежда / И. П. Работнова ; НИИ художественная промышленность. - М. : Легкая индустрия, 1964. - 55 с.

  10. Сараева, Ю. С. Роспись по ткани / С. Ю. Сараева. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 160 с.

  11. Сафроненко, В. М. Работа с металлами, пластмассами и стеклом / В. М. Сафроненко. - Минск : Хэлтон, 2003. - 297 с.

  12. Скворцов, К. А. Художественная обработка металла, стекла, пластмассы / К. А. Скворцов. - М. : Профиздат, 2004. - 142 с.

  13. Фокина, Л. В. Орнамент : учебное пособие : учебное пособие / Л.В. Фокина. - изд. 4-е, перераб. и допол. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. - 172 с.

  14. Чебан, В. Узоры и орнаменты для мастера / В. Чебан. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 411 с.