Реализация программы "Социокультурные истоки"

Ибрагимова Майна Зейнудиновна

Реализация программы "Социокультурные истоки"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Приказ ДОУ Об утверждении плана мероприятий по реализации программы «Социокультурные истоки»207.41 КБ
PDF icon Перспективный план по реализации программы «Социокультурные истоки» для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 года)391.57 КБ
PDF icon Перспективный план по реализации программы «Социокультурные истоки» для детей младшего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)396.3 КБ
PDF icon Перспективный план по реализации программы «Социокультурные истоки» для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)395.74 КБ
PDF icon Перспективный план по реализации программы «Социокультурные истоки» для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)392.42 КБ
PDF icon Семинар «Приобщение детей к русской народной культуре через проектную деятельность»1.2 МБ
PDF icon описание опыта развитие речи посредством фольклора773.32 КБ
PDF icon Методическая разработка мероприятия (занятия) для воспитанников "Матрешки - дружная семья"513.64 КБ
PDF icon Проект "Добрая забота"885.36 КБ
Microsoft Office document icon Проект "Береза - символ России"141.5 КБ
PDF icon Выступление на ГМО "Народная тряпичная кукла"397.55 КБ
PDF icon Мастер-класс для педагогов "Развитие речи посредством народного творчества"772.19 КБ
PDF icon Конспект занятия на ГМО (развитие речи) "Мир маминых увлечений"779.35 КБ
PDF icon Сборник речевых игр на основе фольклора1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Буратино»

Проект  «Береза – символ России»

Разработали:

Воспитатель

 Ибрагимова М.З.

г. Когалым, 2021 г.

Оглавление

  1. Введение.
  2. Цель, задачи.
  3. Ресурсы для реализации проекта.
  4. Формы и методы реализации.
  5. Этапы реализации.
  6. Результаты и выводы.
  7. Критерии оценки результатов реализации проекта.
  8. Продукты реализации.
  9. Заключение.
  10. Список литературы.
  11. Приложение.

Белоствольная березка –

Символ Родины моей.

Нету  деревца другого

Сердцу русскому милей.

Н. Меркушова

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Наблюдая за детьми, обратили внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах. По результатам анализа познавательного развития детей выявили, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

Была выявлена проблема:

- недостаточность знаний у дошкольников об окружающем мире природы.

Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае дерева берёзы) для людей, для братьев наших меньших, для других растений, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем. Красавицей русских называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах.

Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, возникла мысль создать проект с детьми о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети еще в  младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.

 Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.  Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Проект позволит нам не только больше узнать о берёзе, как о растении, но и понять, почему она является символом России. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Образ берёзы окружает нас повсюду. Береза используется в промышленном производстве и медицине. Люди, уехавшие в другие страны, скучают именно по берёзкам. А почему? Чем же важна берёза для человека? Почему она занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? На все эти вопросы нам бы очень хотелось найти ответ и доказать, что берёза – одно из самых лучших растений в мире. 

Этим и обусловлена экологическая направленность проекта.

Актуальность проекта:

в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Хотелось бы, чтобы дети почувствовали с чего начинается Родина,  научились увидеть всю красоту природы и самым ярким примером в этом будет береза. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа.

Тип проекта: познавательно-игровой
Вид проекта: творческий, исследовательский
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный ,1 год

Участники: дети, педагоги, родители

Предмет исследования: береза
Образовательная область: познавательное развитие (экологическое образование).

Цель проекта:

- формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе - как о символе России.

Задачи: 

Образовательные:

1.Сформировать  представления детей о:

• жизни березы как живого существа (оно растет, развивается, размножается, может быть здоровым, больным);

• строение березы, функции  и назначении его частей (корень, кора, ствол.);

• развитие березы;

• влияние света, тепла, воды на рост березы;

• изменение жизнедеятельности березы в разные времена года;

• связи березы с другими живыми организмами;

• экологически грамотное поведение человека с природой.

2.Расширить представление об образе березы в живописи  и музыке. 

Развивающие:

1.Развивать у детей познавательный интерес.

2.Развивать творческие способности детей; воображение, внимание, память, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
3.Развивать чувства патриотизма и любви к Родине (
Береза — это символ страны, национальное дерево (как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки»).

4.Развивать речь, обогащение словаря.

Воспитывающие:

1.Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

2.Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, интерес к русскому народному творчеству.

3.Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Ресурсы: 
Интеллектуальные: 
1.  Администрация МАДОУ;
2.  Педагоги, педагог-психолог, музыкальный руководитель;
3. Дети среднего дошкольного возраста;
4.  Родители воспитанников (законные представители).

Материальные: 
1. Библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;
2. Материалы и инструменты для художественного творчества;

3.  Дидактические, настольно-печатные игры и упражнения;
4. Оборудование для экспериментирования и труда;
5.  Плакаты и демонстрационный материал по данной теме;
6.Картины и фотографии с видом березовой рощи и предметов из бересты; 7.Репродукции картин Исаака Левитана «Березовая роща»,А.И.Куинджи «Стволы березы»,И.И.Шишкин «Березовый лес» и др.

8.Презентации.

9. Космический, пластичный песок.

10. Интерактивная доска, мольберт.

11. Костюмы для детей.

Формы и методы реализации проекта:

1. Организованная образовательная деятельность.

2. Художественное творчество.

3. Наблюдения.

4. Беседы.

5. Чтение художественной литературы.

6. Рассматривание тематического альбома, репродукции картин.

7. Взаимодействия с семьёй.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный:

-Составление плана проекта, определение сроков  реализации;
-Разработка конспектов занятий, бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий,  наблюдений на прогулке;

- Разработка сценария открытого  мероприятия «Береза  - символ России»; 
-Подготовка  иллюстративного материала: альбомов « Всё о берёзке»,

« Берёза в русской живописи», « Рассказы и сказки  о берёзе»; 
-Подборка  загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы;

-Подбор по теме: песен, танцев, музыкальных композиций, этюдов;

-Слушание музыкальных произведений.  Разучивание песен и танцев;

-Оформление  уголка «Береза русская моя».

Взаимодействие с родителями воспитанников:
- Ознакомление  родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей в реализации проекта;
- Подготовка  наглядных консультаций по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»;
- Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе»;
- Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица», мини музея «Береза Русская моя»;
- Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»;

- Практические задания  (изготовление поделок из бересты);
- Совместные мероприятия (изготовление поделок, разучивание хороводов, участие в развлечении);

- Развлечение  «Люблю березку русскую» - апрель месяц.

2 этап - основной.
Деятельность педагога: 
1.  Беседы;
2.  Познавательные рассказы воспитателя;
3.  Интегрированные занятия; («Береза символ – России», «Русская красавица»);
4.  Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки,
  загадки, поговорки о берёзе);

5.Создание условий и подготовка материала для творчества детей:

- использование иллюстративного материала (альбомы « Всё о берёзке»,

«Берёза прекрасна во все времена года», «Береза – в русской живописи», плакаты, карточки, открытки);

6.Создание  развивающей  среды:

-оформление уголка «Береза - русская моя».

7. Использование интерактивной доски.

8.Организовать работу с родителями.

Деятельность детей: 
1. Экспериментирование;
2.  Речевые игры, описательные рассказы;
3.  Дидактические игры;
4. Игра по модели строения дерева;
5. Подвижные игры;
6. Игры с мячом;
7.  Художественно-продуктивная деятельность (ручной труд, аппликация, рисование, лепка,);
8. Театрализованная, музыкальная, деятельность;

Интеграция образовательных областей.

Направления в соответствии с ФГОС:
1. Познавательное развитие.
«Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке
«Почему березы белые?» - беседа
«Береза - символ России» -  открытое мероприятие

2. Художественно-эстетическое развитие
Изготовление панно из березовых листьев.

Рисование:
«Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина
«Люблю березу русскую»

«Осенняя береза»

Рисование с элементами лепки:

 «Пробуждение березы»
«Березовая роща» - изготовление панно на срезе березы с применением соленого теста.
«Люблю русскую красавицу» - оформление альбома

Лепка березы и пластичного песка. 

Пластилинография «Береза весной»

Аппликация (смешанная техника) «Красавица- березка»

Слушание музыкальных произведений.
«В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой)
«Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)
«Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)
«Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)

 Разучивание песен и танцев.

3.Познавательно – исследовательская деятельность (экспериментирование) 
«Какой стороной дышат листья?»
«Вода в жизни Березы»
«Для чего дереву почки?» - исследование
Выбор березки  на территории детского сада. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. Исследование бересты под лупой.

Экспериментирование со звуками «Шелест листвы».
4. Речевое развитие.
Подбор и выставка художественной литературы о березе;
Чтение: «Берёзка» Л.И. Горошкина; « «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе»; Л.Н Сурнина« Три берёзки под окном» Г Н Рахимов;  П. Воронько «Береза».

Разучивание пословиц, поговорок.
Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза». С.А Васильева «В белых платьицах подружки», Р. Рождественский «Чуть солнце пригрело откосы», Прокофьев А. «Люблю берёзку русскую»

К.Паустовский «Подарок» - чтение книги;

5. Социально – коммуникативное развитие
Дидактические  игры: «Найди листок, какой покажу», «Волшебная палочка», «Сложи березку во все времена года», «Найди листок березы»,  «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом?», «Части березы».
Игра по модели строения березы.
Подвижные игры: «Карлики – великаны»,  «Раз, два, три - к березе беги».
Труд в природе. 
Укрывание дерева первым слоем «одеяла» из опавших листьев.
Укрывание дерева вторым слоем «одеяла» из снега.
Взаимодействие с родителями воспитанников:

Познакомили родителей с целью и задачами проекта.

-родители организовывают целевые прогулки в парк,

где обращают внимание детей на красоту березы во все времена года, проводят наблюдение за изменениями в природе.

Подобран иллюстративный материал, открытки, фотоматериал, вырезки из газет и журналов, загадки, пословицы и поговорки, сказки, песни о березе

 Совместно с детьми собирали  природный материал для изготовления поделок на выставки:

-выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка» 

-практические задания (изготовление поделок из бересты);
Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья)
«Наш воскресный выходной»- экскурсия семьи в березовую рощу, походы на турбазы.
Изготовление кормушек.
Памятка «Береги зеленого друга»
Рекомендации для родителей «Березкины слезки»

Изготовление  коллажа « Русская красавица»

Организация  в группе мини музея «Береза Русская моя».

Совместные мероприятия (разучивание хороводов, участие в развлечении

«Люблю березку русскую» - апрель месяц);

3 этап – заключительный: обобщение  и анализ результатов работы,

формулировка выводов.

 

Ожидаемый  результат:

- у детей сформировано   чувство гордости за свою Родину,

- любовь к родной природе, бережное, заботливое отношение к деревьям,

- желание заботиться о природе, оказывать посильную помощь.

Критерии оценки результатов по диагностике.

- Формирование первичных представлений об особенностях природы (содержание представлений определяется образовательной программой).

- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира (содержание представлений определяется образовательной программой).

Мониторинговые показатели:

Высокий уровень: имеет четкие, информативные представления; в представлениях отражает эпизоды собственного опыта.

Средний уровень: имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низкий уровень: представления недостаточно дифференцированные; отрывочно отражает собственный опыт с помощью взрослого или не отражает.

На начало учебного года:

Обследовано: 25 детей.

В –   7чел. (28%)

С – 14 чел. (56%)

Н – 4 чел. (16%)

На конец учебного года:

Обследовано детей: 25

В –   15 (60%)

С – 10 (40%)

Н – 0 (0%)

Продукт проекта: 

1.Мини-музей «Берёза- русская» (созданный совместно с родителями);
2.Альбом «Люблю русскую красавицу»,
3.Выставка детских поделок, аппликаций;
4.Фотоколлаж семейной экскурсии в березовую рощу;
5. Библиотека художественной литературы о березе;
6. Костюмы для театрализованной деятельности (изготовленные с помощью родителей);

7.Конкурс кормушек.
8. Дидактические игры, пособия.

9.Иллюстративный материал.

10. Лэпбук – изготовление (интерактивная папка) «Белоствольная береза».


Заключение:
 Реализация проекта « Береза – символ России» научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы.  Они  приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали кору березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние почек и листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.  Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к берёзке.

 Вывод: по итогам работы было выявлено, повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

Литература:

  1. К.Ю.Белая. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  3. О.В. Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением».-М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  4. А.Д. Жариков. Растите детей патриотами. М., 1980.
  5. Интернет ресурсы:
  6. Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
  7.  Л.А. Кондрыкинская. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  8.   И.А. Кузьмин, О.С.Абрамова. И.П.Сильвестрова. Рекомендации по применению программы. «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Москва, 2015
  9. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой М.: Мозаика-Синез.,2015.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: