Консультации для родителей

Прохоренко Ольга Васильевна

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_nr-patr._v.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города  Москвы  «Школа№138»

               «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация для родителей

                       Подготовила  и  провела

                                                 Муз.руководитель ГБОУ Школа №138

                                      Прохоренко   Ольга   Васильевна

                                          Москва,2022

                                      План

1.Патриотизм - что это такое?

2.Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания        дошкольников.

3. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Патриотизм   в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. 

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни  человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной  среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

    Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов  своего  Отечества.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

Задачи:

- Формировать духовно-нравственное отношение  и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

-Развивать познавательные , художественные и творческие способности через ознакомление с муз. произведениями.

- Побуждать детей выражать свои чувства , эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны. Формирование нравственных ценностей. 

 -Формирование толерантного отношения к сверстникам, и  людям других национальностей.

-Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений  искусств.

 Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Я, стараюсь работать в тесном контакте со всеми педагогами ДОУ.

Вместе с педагогами мы решаем, какую музыку использовать на  праздниках, досугах,  как ее лучше преподнести детям. Я использую на занятиях, праздниках, музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми детям.

Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего  народа, а впоследствии и  других народов мира. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, на праздниках,досугах.  Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.

В своей работе я использую аудио и видео записи народной музыки, звучание оркестра  народных инструментов. Рассказываю, что такое «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор», что песни, сказки, прибаутки,  люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Рассказываю детям о выдающихся русских композиторах: М.И. Глинке, П.И. Чайковском, Н.А. Римском-Корсакове, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:

- развитию первоначальных певческих навыков у детей;

- очень эффективны в качестве распевания.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Также  использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях.

Часто использую и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким  и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Использую  музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам.. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар .  «Мамина улыбка»муз.Е.Цыброва,  «Мамина  песенка»муз. М.Парцхаладзе. Они звучат в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День матери, который проводится в ноябре.

Еще одна тема, над которой работает наш коллектив, это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. В начале года проводился досуг « Мой любимый город –Москва» Рассказываю детям о Москве, о том,  что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Здравствуй, Осень!», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта»,  «Масленица». На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами  народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к истории родного города.

Чувство любви к  природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

 Я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День Защитников Отечества».Этот праздник очень любят ребята. Песни  легко запоминаются детьми. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!».  Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам, в музеи.

Только совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания  педагогами   нашего дошкольного учреждения, будет давать  результаты:

- музыка  прочно войдет  в быт детей, займет  значительное место в их жизни.

- у детей сформируется   представление об этнокультурной  картине мира, народных традициях и обрядах;

- родители  и  дети  станут  активными  участниками праздников и досугов.

Используемая литература:

1.Алешина Н.В «Патриотическое воспитание дошкольников»  

-М, ЦГЛ, 2005

2.Антонов Ю.Е., ЛевинаЛ.В. «Как научить детей любить Родину»

 -М,  «Аркти»;2003

3.Журнал Дошкольное воспитание «Природа, творчество, красота»№7,2002

4.Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»-М,: Владос, 2001

5.Интернет  ресурсы.

6.Презентация .

7.Аудио-записи  песен .