Материал для моих коллег

Самойлова Ирина Ильнуровна

На этой странице представлены материалы для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya.docx19.39 КБ
Файл test_dlya_diagnostiki_myshleniya_u_doshkolnikov_.docx403.52 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по психологии «Возрастная периодизация по Э. Эриксону»

г.Сатка

2017 год

        Возрастная периодизация Эриксона  –  это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивид".

Возраст

Нормальная линия

Аномальная линия

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. При прогрессивном развитии доверительное отношение ребенка  проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от неё. Главный ритуал –  взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Недоверие к людям. Если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка, рано и резко отлучает от груди, то у него появляется чувство недоверия, страха и подозрительности.

Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, самоконтроль, уверенность   в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.

Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Например, ребенок чувствует как смотрят на него с осуждением,  а он в свою очередь стремится заставить мир не следить за ним или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у него появляются чувство стыда за свои ошибки, неловкость, испачканные руки, возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность.

3. Раннее детство (от 3 до 6 лет)

Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение.

Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

Вина, страх порицания, пассивность. Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания могут тормозить инициативу ребенка, и в результате чего у него будет развиваться  пассивность.

4. Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.

У ребенка появляется выраженное чувство долга, стремление к достижениям успехов. Так же развивается познавательные и коммуникативные умения и навыки. Он ставит перед собой решение реальных задач,  постигает основы трудового и социального опыта, что дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. 

Чувство неполноценности, избегание сложных задач.

Если достижения невелики, ребенок остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 12 до 20 лет)

Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.

Ребёнок привыкает к систематическому обучению, у него появляются четко определенные половые модели для подражания.

Он  самоопределяется в вопросах: каким быть? И кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями - эти факторы мешают развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, неясности цели, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость (интимность), контакты с людьми, забота, милосердие, рождение и воспитание детей.

Для человека важны душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей. Так же главное рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция, избегание людей, трудности характера.

Избегание опыта близости из боязни "потерять независимость" приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Непризнание, первые симптомы отклонений в психике, душевные расстройства возникают под влиянием якобы существующих и действующих в  мире угрожающих сил.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

Творчество, обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей.

Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей, передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Зависимость старшего поколения в семье от младшего

Застой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.

Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности. Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.



Предварительный просмотр:

Тест для диагностики мышления у дошкольников.

        В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. Этот тест предназначен для детей 4-5 лет.

Методика «Времена года».

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих  о  том,  что  на  картинке  изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на  одной-двух  картинках  из  четырех  и  указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

C:\Users\komp\Desktop\учеба колледж\2 сессия\Задания психология\мышление.jpg

Рисунок 1 – Времена года

Методика «Найди отличия»

        Ребенку показывают 2 картинки (рис. 2), на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Оценка:

10 баллов – за отведенное время ребенок показал все различия;

8 баллов - за отведенное время ребенок показал 4 различия;

6 баллов - за отведенное время ребенок показал 3 различия;

4 балла - за отведенное время ребенок показал 2 различия;

2 балла - за отведенное время ребенок показал 1 различие;

0 баллов - за отведенное время ребенок не показал ни одного различия.

C:\Users\komp\Desktop\учеба колледж\2 сессия\Задания психология\мышление1.jpg

Рисунок 2 – Найди отличия

Методика «Раздели на группы».

Ребенку показывают картинку, изображенную на рис. 3, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры синие фигуры, желтые фигуры, большие фигуры, малые фигуры.

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

C:\Users\komp\Desktop\учеба колледж\2 сессия\Задания психология\razdeli-na-gruppy.png

Рисунок 3 – Раздели на группы

Выводы об уровне развития (по среднему результату всех методик):

10 баллов  — очень высокий;

8-9 баллов  — высокий;

6-7 баллов  — средний;

4-5 баллов  — низкий;

0-3 балла  — очень низкий.