Нетрадиционная техника рисования «штампами из картонной втулки» как средство развития творческих способностей у детей.

Проблеме развития творческих способностей детей в процессе обучения посвящены фундаментальные теоретические работы Л.С. Выготского, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова, Т.Г.Казаковой и др.

Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. Создавая изображение на листе бумаги, ребенок познает средства изображения, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.

Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». Но усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Необходимо обучать ребенка, не просто показывая приемы работы с разнообразными средствами изображения, но и тесно сотрудничая с ним в процессе деятельности. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит сделать его представления об окружающем мире более ясными, более полными. Это поможет ему воспроизводить в своем творчестве увиденное.

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет педагогу создать оптимальные условия для творческой изобразительной деятельности, в которой дети не ограничены своими умениями, навыками.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными.  В своей работе с детьми мы используем следующие техники нетрадиционного рисования: рисование пальчиками, ватными палочками, ладошкой, поролоновой губкой и т.п.

Одной из современных нетрадиционных  изобразительных техник является рисование «штампами».

Рисование «штампами» – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, помогает сформировать творческую личность. Суть ее заключается в том, что изображение получается с помощью прикладывания штампа с краской к поверхности листа бумаги.  

Штампы можно сделать из различных материалов: из листа поролона или из обычной поролоновой губки; из живых листьев деревьев; из ватной палочки; из картона, плотной бумаги или использовать готовые наборы детских штампов.

В процессе проведения занятия я заметила, что рисование «штампами из картонной втулки» - одна из наиболее любимых детьми техник.         

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить. Из  не получившегося изображения  легко можно придумать что-то новое, поэтому ребенок  обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги»,  начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

Картонная втулка хороша тем, что очень легко принимает любые формы. Вы можете сложить из нее любые геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг, овал и т.д. А еще из втулки легко могут получиться сердечко, звездочка, волна, капелька, молния и т.д. Темы для рисования разнообразны. Это и: праздничный салют, краски осени, забавные зайчата и т.д.

 Рисование «штампами из картонной втулки» играет важную роль для развития творческих способностей детей. Эта работа помогает развить у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоциональную сферу, эстетические чувства. Дети становятся раскованнее, смелее, непосредственнее, получают свободу для самореализации и самовыражения.

 Сегодня ребята из группы «Чевостики»  рисовали картонными втулками весенние цветы для мам.