Конспект открытого занятия по теме "Дифференциация звуков Ж - З в слогах, словах" у ребёнка с заиканием

Власова Галина Васильевна

Конспект включает работу над неречевым и речевым дыханием,артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное

Учреждение детский сад № 17 «Рождественский»

Конспект открытого занятия

«Дифференциация звуков [Ж] - [З] в слогах, словах»

у ребёнка с заиканием

Занятие подготовила

учитель – логопед

I квалификационной категории

Власова Г.В.

г. Петровск

2025г.

Тема занятия: «Дифференциация звуков [Ж] - [З] в слогах, словах».

Коррекционно-образовательные цели: закрепление различия звуков [Ж] - [З] в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического восприятия, общей и артикуляционной моторики, нормализация внеречевого и речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушка – перчатка Зайка, две корзинки, предметные картинки на звуки [Ж] - [З]

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы

  1. Динамическая дыхательная гимнастика.

Ребёнок вместе с логопедом выполняет несколько упражнений динамической дыхательной гимнастики:

  • Поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища.
  • Наклонить голову вперёд, расслабляя мышцы.
  • Медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот.
  • Медленное потряхивание вытянутой вперёд ноги, сначала правой, потом левой; руки на поясе.
  1. Традиционные дыхательные упражнения.
  • Подняться на носки, руки вверх – вдох, опуститься – выдох.
  • Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.
  • Отвести локти назад – вдох, поставить руки на пояс – выдох.
  1. Фонационная дыхательная гимнастика.

Логопед. Сейчас будем петь гласные. Носиком вдыхаем и на выдохе поём:

А → у →                 о → а →

А → э →                 о → э →

А → и →                 о → и →

А → о →                 о → у →

  1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

   Ребёнок и логопед садятся за зеркало и выполняют артикуляционные упражнения:

  • «Забор» - «Окно» - «Лопата» - «Мост» - «Холодный ветерок».
  • «Забор» - «Окно» - «Лопата» - «Парус» - «Тёплый ветерок».
  1. Сравнение артикуляции звуков [Ж] - [З].

   Логопед с ребёнком выясняют, что при произнесении звуков [Ж] - [З] органы артикуляции работают по-разному, и звуки произносятся не одинаково. Звук [Ж] – «жужжит», звук [З] – «звенит». Несколько раз ребёнок «жужжит» и «звенит».

  1. Упражнение «Повторюшка».

   Логопед использует игрушку – перчатку Зайчик. Зайчик говорит, а ребёнок повторяет за ним слоги и слова.

За – жа            жа – за              зал – жал

Зо – жо            жо – зо             лужайка – зайка

Зе – же            же – зе              зевать – жевать

Зы – жи           жи – зы             кожи – козы

  1. Игра «Что на З, что на Ж?»

   На доску прикрепляются две корзинки – зелёная и жёлтая. Ребёнку раздают картинки (жаба, жёлудь, зайка, зонт, жуки, зубы). Нужно назвать картинку и положить её в нужную корзинку: на звук [Ж] – в жёлтую, на звук [З] – в зелёную.

  1. Подвижное упр-е «Зима прошла».

Воробей с берёзы     - Ритмично прыгает и хлопает руками по бокам.

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке – Бежит на месте.

Быстрый ручеёк

И не зябнут лапки –      - Ритмично прыгает по кругу сначала по часовой стрелке, Скок, скок, скок!                       - Прыгает против часовой стрелки по кругу.

Высохнут овражки!

Прыг! Прыг! Прыг!

Вылезут букашки –

Чик-чирик!

  1. Игра с мячом «Закончи слово».

Логопед говорит, что он загадал слова, а ребёнку нужно отгадать их, закончив слово нужным слогов – ЖИ или ЗЫ.

АРБУ …                КО …               У …

ГАРА …                МОР …           ГРО …

НО …                    Е …                  ДИКОБРА …

  1. Игра «Скажи наоборот».

  Логопед просит помочь ребёнку закончить предложения правильно.

Коля тушит костёр, а Петя его … (разжигает).

На складе грузовик загружают, а около магазина его … (разгружают).

Мама сложила раскладушку, а папа её … (разложил).  

Одна машина въезжает в гараж, а другая из него … (выезжает).

Бабушка замораживает ягоды, а мама их … (размораживает).

  1. Итог работы.

Логопед. Отлично. Ты справился с моим последним заданием.

Логопед предлагает вспомнить, что ребёнок делал на занятии, а потом оценивает работу ребёнка.