Раздел №1

Тихоновская Марина Владимировна

Дополнительная образовательная программа

вокального ансамбля

«Музыкальная палитра» (базовый уровень)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

вокального ансамбля

«Музыкальная палитра»

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 7–12 лет.        

Срок реализации: 3 год.

Составитель:

Тихоновская Марина Владимировна

учитель музыки ГБОУ школа №1798 «Феникс» г. Москвы;

Москва, 2018

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа вокального ансамбля «Музыкальная палитра»  (базовый уровень) реализуется в художественной направленности.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.  Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.

Новизна   данной программы заключается в том, что в учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения.

Педагогическая целесообразность программы.

Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах  интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.          

Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.

  Цель программы: создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей  через жанр эстрадного вокала.

Задачи образовательной программы: 

  1. Обучающие:

 - научить основам эстрадного вокала, сценического движения.

- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;

- научить приёмам расширения диапазона голоса;

- сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 - 3 голоса, петь в ансамбле согласованно;

-формировать  индивидуальные  способности: голос, слух, пластику, импровизационные данные;

- знакомить с основными вехами  истории эстрадных стилей и их особенностями, с творчеством звёзд мировой вокальной эстрады;

- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой.

2. Развивающие:

 - активизировать творческие способности обучающихся;

-  развить гармонический и мелодический слух;  

-  развить образное мышление и желание импровизировать;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- развить в ученике эмоциональную  устойчивость к публичным выступлениям;

-  развить художественный и музыкальный вкус.

 3. Воспитательные:

 – приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

-  воспитать  самостоятельную творческую личность;

- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;

- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;

- воспитать эмоционально-волевую сферу;

- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.

Отличительные особенности данной программы

 Главное отличие образовательной программы «Музыкальная палитра»» от других программ в том, что воспитание юных вокалистов происходит на репертуаре, который основан на русскоязычных песнях.  Песенный репертуар состоит из патриотических песен, песен советского периода и до, песен современных авторов, джазовых композиций.  Для привития художественного вкуса и эталона звучания на занятиях педагог знакомит учащихся  с лучшими образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки

     Помимо формирования практических навыков в области эстрадного вокала учащиеся приобретают навыки работы с микрофоном, владение сценическим движением.       Содержание программы дополнено Стрельниковской дыхательной гимнастикой, музыкально-ритмическими упражнениями.

     Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть, возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимую для певца эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;

Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Концепция программы.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и концертный репертуар, который основывается на следующих принципах:

  • отбор высокохудожественных вокальных произведений отечественной и зарубежной классики эстрадного искусства, произведений современных композиторов-песенников;
  • исполнение разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;
  • постепенное усложнения, направленное на решение педагогических, технических и художественных задач;
  • учёт музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

Организация образовательного процесса.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для обучения детей от 11 до 17 лет.  

Обучение в студии проходит в форме групповых и индивидуальных занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю:

1 занятие - 1 академический час, 2 занятие – 2 академических часа.

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио.

Формы и режим занятий

       Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.

 

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов классиков, современных композиторов, знакомятся с образцами вокальной музыки.

Занятие-постановка, репетиция, сводная репетиция, на которой отрабатываются концертные номера. Развиваются актерские способности детей.

Открытое занятие, проводится для педагогов, родителей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие - концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников.

Другие формы работы: тематический концерт, творческая встреча, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

 Принципы построения педагогического  процесса:

  • принцип постепенности и последовательности в овладении секретами  эстрадного вокала - от простого к сложному;
  •     принцип единства художественного и технического развития пения;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип гармоничного воспитания личности;
  • принцип доступности;
  • принципы педагогики успеха (Селестен Френе).

   В основу разработки данной программы легли известные педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
  • технология индивидуализации обучения (И. Э. Унт);
  • личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская);
  • технология сотрудничества (Ш. А. Амонашвили).

Прогнозируемые результаты.

Выпускник студии эстрадного вокала должен показать:

I. наличие исполнительского мастерства владение вокальной техникой:  

- уметь точно интонировать на всём диапазоне;

- уметь петь естественно, ровным по тембру голосом;

- уметь свободно пользоваться навыками певческого дыхания;

- уметь грамотно пользоваться резонаторными ощущениями;

- уметь исполнять свою партию в ансамбле в многоголосных произведениях (для ансамбля);

II. владение навыками поведения на сцене:

- взаимодействие с партнёрами по ансамблю (для ансамбля);

- умение красиво двигаться, чувство единства пластики в ансамбле (для ансамбля);

- умение общаться со зрителем;

- ощущение чувства стиля;

- умение работать с микрофонами;

- показать ростки своей индивидуальной манеры пения;

III. уровень раскрытия образа:

- артистизм исполнения;

- свобода исполнения;

- цельность исполнения произведения;

- раскрытие художественных достоинств произведения.

        

Формы подведения итогов:

      Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.

Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.

     Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.

  Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.

Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели   программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей  через жанр эстрадного вокала.

Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.

Учебно-тематический план

     

         №

       п/п

        

             Разделы и темы

программы.

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

Теор.

Прак.

Теор.

Прак.

Теор.

Прак.

Теор.

Прак.

1.

Вводное занятие.

1

   

1

   

1

   

1

   

2.

Постановка голоса.

3

20

2

21

1

22

0

22

3.

Постановка вокального дыхания.

4

13

3

14

2

14

0

14

4.

Пение учебно-тренировочного материала.

2

10

2

10

1

11

1

11

5.

Репертуарная практика.

3

30

2

31

1

32

1

35

6.

Сценическая практика.

3

17

2

18

1

19

1

20

7.

Основы музыкальной грамоты

2

4

2

4

2

5

1

5

8.

Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

 

1

 

1

 

1

 

1

9.

Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

 

1

 

1

 

1

 

1

Итого:

18 

96 

 14

 100

105 

 5

 109

Содержание  программы.

Каждое  занятие в студии эстрадного вокала обязательно предполагает следующие     виды деятельности, образующие его структуру:

  • вокальные распевания, включающие в себя упражнения на выработку правильного дыхания, опоры звука, чистой интонации, артикуляции, вокального строя, грамотного ансамблевого звучания;
  • работа над репертуарными произведениями;
  • просмотр видеозаписей  выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах;
  • ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.
  • просмотр обучающих видеопрограмм (раздел музыка);
  • мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Задачи и особенности каждого года обучения.

I год обучения.

 Цель:

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению.
  • Заложить основы начальных навыков вокального исполнительства.

Задачи:

  •  формирование навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
  • формирование начальных навыков певческой артикуляции;
  • формирование певческой установки;
  • формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне

1-1,5 октав;

  • ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;
  • учимся ритмически – непринуждённо двигаться под заданную мелодию;
  • простые упражнения на развитие координации движений.

                    Содержание учебного материала.

                                         1.Вводное занятие.

       Знакомство учащихся. Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).

       Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

                                           2.Постановка голоса.

         Формируем  правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий  разучиваемых песен.  Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования, активность работы артикуляционного аппарата.

  Певческая установка и навыки певческого дыхания.  Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала.

          Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.

3. Постановка вокального дыхания.

Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении.

Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая свечка», « Кошечка», «Комарик» и др.

        Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой).  Упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания.

4. Пение учебно-тренировочного материала.

Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту (для ансамбля).

Развиваем способность слушать свои ощущения. Контроль за собственным телом с помощью зеркала. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для дикции.  Распевки  на дикцию: «Едет паровоз», «Василек», «Андрей-воробей». Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти)

Вокальные каноны.  Упражнения на развитие гармонического слуха.

5.Репертуарная практика.

Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию.

          Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности. Пение песни по партиям.

         Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, приемлемого для публичного исполнения.

6.Сценическая  практика.

      Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления.

Изучение правил пользования микрофонами.

Этюды и упражнения, направленные на то, чтобы помочь начинающим эстрадным артистам осознать эмоциональную природу собственного «я», развить творческое воображение, фантазию.

7. Основы музыкальной грамоты

Музыкальный звук. Основные характеристики музыкального звука. Учимся слушать звуки. Основные музыкальные жанры  - песня, танец, марш. Высота музыкального звука. Ритм и длительность звуков. Ноты. Нотная азбука. Хор. Унисон. Acapella.

8. Просмотр видеозаписей выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

9.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

Примерный список произведений  для ознакомления с образцами вокальной музыки:

1. Песни из репертуара Большого Детского Хора им. В. С. Попова:

- «Улыбка» - из м/ф «Крошка енот» (В. Шаинский, М. Пляцковский)

- «Когда мои друзья со мной» - из к/ф «По секрету всему свету» (В. Шаинский,

М. Танич)

- «Вместе весело шагаать» - (В. Шаинский, М. Матусовский)

- «Спят усталые игрушки» - (А. Островский, З. Петрова)

2. Песни из репертуара концертного хора хоровой школы им. А. В. Свешникова:

- «На горе то, калина» - (русская народная)

- «Во лузях» - (русская народная)

3. Песни из репертуара театра-студии «Непоседы»:

- «Веселый ветер» - из к/ф «Дети капитана Гранта» (В. Лебедев-Кумач,

И. Дунаевский)

- «Дорога добра» - (Ю. Энтин, М. Минков)

- «Сюрприз» - (Ю. Энтин, М. Минков)

4. Песни из репертуара  театра-студии детской песни «Ладушки»:

- «Гномик» (А. Ермолов)

- «Светит солнышко» (А. Ермолов)

5. Песни из репертуара театра песни «Талисман»:

- «Песенка сладкоежек» (А. Петряшева)

- «Рыжий кот»  (А. Петряшева)

Примерный репертуарный список:

  1. «Дождик» - муз. и сл. Н. Соловьева
  2. «Веселый счет» - муз. и сл. К. Макарова
  3. «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковский
  4. «Веселые нотки» - муз. Е. Цыганкова, сл. О. Рахманова
  5. «Новый год» - муз. А. Иевлев, сл. А. Фомина
  6. «Как красива наша елка»
  7. «Хомячок» - муз. и сл. Л. Абелян
  8. «Ежик – весельчак» - муз. и сл. А Савина
  9. «Наша бабушка» - муз. А. Кудряшов, сл. И. Яворская
  10. «Музыкальный жук» - муз. Е. Цыганкова, сл. О. Рахманова
  11. «Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева
  12. «Манная каша» - муз. и сл. Л. Абелян
  13. «Почемучки» - муз. и сл. Л. Туркиной
  14. «Муравей» - муз. Л. Абелян и сл. В. Степанов
  15. «Во поле береза стояла» - русская народная песня
  16. «Как у наших, у ворот» - русская народная песня
  17. «Мы догоним вас» - попевка - канон
  18. «Спят усталые игрушки» - муз. А. Осторовский, сл. З. Петрова
  19. «Наш край»  - муз. Д. Кабалевский, сл.А. Пришелец
  20. «До свиданья, санки» - муз. Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин
  21. «Главный праздник» - муз. Н. Махамеджанова, сл. Н. Мазанов

II год обучения.

 Цель:

  •  развитие и укрепление параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на протяжении всего диапазона).

Задачи:

  •  развитие  певческого дыхания (развитие навыка пения на опоре);
  • развитие  навыков певческой артикуляции;
  • закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;
  • работа над высокой певческой позицией;
  • сглаживание переходных звуков;
  • формирование ощущения головного и грудного резонирования;
  • развитие навыков звуковедения: пение  легато, нон легато, стаккато;
  • развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;
  • целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
  • работа с микрофоном под фонограмму (-1);
  • упражнения на раскрепощение мышц, освобождение их от зажимов;
  • воспитание пластичности движений и музыкальности;
  • повышение выносливости студийцев  - упражнения аэробного характера.

                         Содержание учебного материала.

                                            1.Вводное занятие.

      Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

                                           2.Постановка голоса.

Певческая установка и навыки певческого дыхания.  «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя!»

        Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. Пение в унисон упражнений и мелодий  разучиваемых песен,  пение упражнений аcapella, упражнений на освоение 2-голосия (параллельное движение 3, 6) – для ансамбля.

        Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Развитие ощущения правильного  резонирования и активности работы артикуляционного аппарата.  Прорабатываем упражнения на развитие гармонического слуха. Каноны.

        Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.

3. Постановка вокального дыхания.

Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.

Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Кошечка» и др.

       Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания (см. приложение). Отработка правильного диафрагматического дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания». Работа над произнесением одной мысли на одном дыхании.

4. Пение учебно-тренировочного материала.

        Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевание как эмоциональная настройка вокалиста. Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания. Проработка упражнений с усложнением и ускорением.  

     Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего.

     Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера” (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля).

         Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись выступления с последующим прослушиванием и просмотром записи.

         Дикция и  правильное голосообразование. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные - "носители" вокального звука. Упражнения на подачу звука.

Упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов. Анализ внутренних ощущений. Упражнения на развитие грудного резонатора. Упражнения на снятие зажимов.

5.Репертуарная практика.

Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию. Выбираем произведения, способствующие развитию и укреплению голоса. Усложняем репертуар: двухголосие; тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

Технические  моменты репертуара. Разучиваем  произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять  дыхание во время сценического  движения.

Художественный этап в отработке репертуара - пение  осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).

Тренинг на эмоции и сценическую речь. Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.

6. Сценическая  практика.

Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды для тренировки  актёрской  природы в разнообразных сценических ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Уметь сочетать пение с  простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.

Грамотная работа с микрофонами. Костюмы, сценические атрибуты, декорации.

7. Основы музыкальной грамоты

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Ритм и длительности звуков. Такт. Тактовая черта. Нотные ключи. Пауза. Темп. Метроном. Мажор и минор. Унисон. Типы голосов.

8. Просмотр видеозаписей выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

9.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

Примерный список произведений  для ознакомления с образцами вокальной музыки:

1. Песни из репертуара Большого Детского Хора им. В. С. Попова:

- «Песня крокодила Гены» - из м/ф «Чебурашка» (В. Шаинский, А. Тимофеевский)

- «Лесной олень» - из к/ф «Ох уж эта Настя» (Е. Крылатов, Ю. Энтин)

- «Детство – это я и ты» - (Ю. Чичков, М. Пляцковский)

- «Улица мира» - (Н. Пахмутова, Н. Добронравов)

2. Песни из репертуара концертного хора хоровой школы им. А. В. Свешникова:

- «Песенка Буратино» - (Н. Пахмутова, Н. Добронравов)

- «Сигнальщики - горнисты» - (Н. Пахмутова, Н. Добронравов)

3. Песни из репертуара театра-студии «Непоседы»:

- «Мы маленькие дети» - из к/ф «Приключения электроника» (Е. Крылатов,

Ю. Энтин)

- «Мама» - из к/ф «Мама» (Ю. Энтин, Ж. Буржоа)

- «Моя Россия» - (С. Паради)

4. Песни из репертуара  театра-студии детской песни «Ладушки»:

- «Солнечные зайчики» (А. Ермолов)

- «Добрые сказки» (А. Ермолов)

5. Песни из репертуара театра песни «Талисман»:

- «Все ли можно сосчитать» (А. Петряшева)

- «Чучело»  (А. Петряшева)

Примерный репертуарный список:

  1. «Осень наступила» - муз. и сл. С. Насауленко
  2. «Зеленые ботинки» - муз. С. Гаврилов, сл. Р. Алдонин
  3.  «Индийский слон» - муз. А. Иевлев, сл. К. Кубилинскас
  4. «Про варенье» - муз. В. Богатырев, сл. В. Жук
  5. «Песенка друзей» - муз. В. Герчик, сл. Я. Аким
  6. «До, ре, ми, фа, соль…» - муз. А. Островский, сл. З. Петрова
  7. «Две капельки» - муз. Е. Зарицкая, сл. М. Пляцковский
  8. «Где был Иванушка» - русская народная песня
  9. «Перепелочка» - белорусская народная песня
  10. «Скок, скок, поскок» - русская народная песня (канон)
  11. «Вместе весело шагать» - муз. И. Шаинский, сл. М. Матусовский
  12. «Паровоз – букашка»  - муз. А. Ермолов, сл. А. Морозов
  13. «Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлев
  14. «Моя Россия» - муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева
  15. «Простая песенка» - муз. В. Дементьев, сл. В. Семернин
  16. «Пешки – ложки» - муз. Ю. Турнянский, сл. В. Приходько
  17.  «Мамочка» - муз. В. Канищев, сл. Л. Афлятунова
  18. «Веселая песенка» - муз. А. Ермолов, сл. В. Борисов
  19. «Что такое Родина» - муз. Е. Цыганкова, сл. О. Рахманова
  20. «Катюша» - муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский

III год обучения.

 Цель:

  •  расширение параметров ансамблевого вокального эстрадного исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся).

 Задачи:

  •  развитие  певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);
  • развитие  навыков певческой артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);
  • развитие тембровых возможностей голоса (развитие и укрепление ощущения своих резонаторов);
  • развитие динамических возможностей голоса;
  • целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;
  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
  • работа с микрофоном под  фонограмму (-1);
  • развитие способности двигаться в музыке и с музыкой;
  • проба самостоятельного сценического оформления номера.

                                        Содержание учебного материала.

                                            1.Вводное занятие.

       Техника безопасности, соответствующая инструкциям образовательного учреждения.  Правила поведения на занятиях и, в целом, в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

                                           2.Постановка голоса.

        Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной вокальной работы.

Певческая установка и навыки певческого дыхания.  Артикуляционный аппарат. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Развитие певческого диапазона до 2 октав.

          Влияние эмоционального настроя на активность нервной системы во время пения.  Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни. Возрастные особенности состояния голосового аппарата.

          Продолжаем работу по выработке навыков резонирования и активности работы артикуляционного аппарата.  Поиск  своей манеры пения и сценического образа.  

          Продолжение работы в упражнениях над унисоном, 2-голосием; упражнения на 3-голосие от унисона, через квинты к трезвучиям; на выравнивание тембров (для ансамбля).

         Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольной песни и запись выступления  с последующим прослушиванием и просмотром записи.

3. Постановка вокального дыхания.

«Искусство пения есть искусство дыхания». Певческое дыхание и развитие всего организма. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.

Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», « Кошечка» и др.

       Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания. Цезуры. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике: «Разрезаем пространство», «Пила», «Скакалка» и др.

4. Пение учебно-тренировочного материала.

Распевания, содержащие дыхательные упражнения, попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей) в различных темпах.

Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.

Развитие вокального слуха - способность слышать и "видеть" работу органов голосообразования. Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Критическое восприятие своего голоса.

Внятная дикция - значимая составляющая хорошей песни. Скороговорки. Чистоговорки.  

Орфоэпия певческая. Снятие зажимов и стимуляция чёткой работы различных мышц и органов. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества.

          Артикуляционная гимнастика (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти). Отличие певческой артикуляции от обычной речи: сила и тембр. Секрет вокальной  кантилены.

         Грудной резонатор и головной резонаторы. Вокальные ощущения зевка, купола.  Вырабатываем устойчивое ощущение резонаторов. Упражнения на выработку ощущений грамотного микста.

         Вокальные каноны; упражнения на развитие гармонического слуха; совершенствуем навыки устойчивого двухголосия - усложнённые вокальные произведения; фрагментарное трёхголосие (для ансамбля).

5.Репертуарная практика.

         Усложняем произведения репертуарного списка для развития и укрепления голоса.  

 Методика разучивания вокального произведения сохраняет свои этапы – слушание песни, её анализ, разучивание и осмысливание текста песни, отработка мелодии песни (отдельных мотивов, ритмических сложностей, нюансов). Способ исполнения – манера пения.

Этюды для развития артистизма. Этюд – средство самовоспитания артиста, исполнителя. Этюд - средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения. Тренинг на эмоции и сценическую речь, отрабатываем навыки актёрского мастерства.

6. Сценическая  практика.

Работа над эстрадным номером: раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, определить его идею, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра.

Актёрское решение исполняемых песен. Уметь сочетать пение с  различными танцевальными движениями.

         «Мелочи» сценического  поведения и концертного костюма исполнителя.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.

          Учащийся должен уметь работать с микрофоном: регулировать положение микрофона относительно рта.

7. Основы музыкальной грамоты

Основы нотного письма. Метр и такт. Темп. Аранжировка. Одноголосие. Полифония. Имитация.  Интервалы. История русской песни.

8. Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

9.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

Примерный список произведений  для ознакомления с образцами вокальной музыки:

1. Песни из репертуара Большого Детского Хора им. В. С. Попова:

- «Погоня» - из к/ф «Неуловимые мстители» (Я. Френкель, Р. Рождественский)

- «Море» -  (Е. Крылатов, Ю. Энтин)

2. Песни из репертуара концертного хора хоровой школы им. А. В. Свешникова:

- «Аве Мария» - (Д. Каччини)

- «Фрагменты из кантаты Д. Перголезе «Stabat Mater» -

3. Песни из репертуара театра-студии «Непоседы»:

- «Неразлучные друзья»

- «Школьное попурри»

4. Песни из репертуара  театра-студии детской песни «Ладушки»:

- «Россия» (А. Ермолов)

- «Осенний блюз» (А. Ермолов)

5. Песни из репертуара театра песни «Талисман»:

- «Мир искусства» (А. Петряшева)

- «Я рисую»  (А. Петряшева)

6. «Волшебник недоучка» - исп. А. Пугачева

7. «Волга» - исп. Л. Зыкина

8. «Луч солнца золотого» - из м/ф «Бременские музыканты (исп. М. Магомаев)

9. «Беловежская пуща» - исп. ВИА «Песняры»

10. «Льдинка» - исп. Л. Долина

11. «О Sole Mio» - исп. Л. О Sole Mio Паваротти

12. «Ария Снегурочки» - из оперы «Снегурочка» (исп. А. Нетребко)

13. «Золушка» - исп. Л. Сенчина

Примерный репертуарный список:

  1. «Здравствуй, школа» - муз. и сл. Н. Тананко
  2. «Мы хомячим» - муз. А. Ермолов, В. Борисов
  3. «Алешка и Наташка» - муз. и сл.  А. Ермолов,
  4. «Добрые сказки» - муз. А. Ермолов, сл. М. Загот
  5. «Далеко от мамы» - муз. и сл. Л. Лелик
  6. «Кукушка» - канон
  7. «Новогодняя колыбельная» - муз. А. Ермолов, сл. В. Борисов
  8. «Новый год» - муз.
  9. «Камертон» - норвежская народная песня (канон)
  10. «Пошла млада за водой» - русская народная песня
  11. «Во кузнице» - русская народная песня
  12. «Кенгуру, точка, ру» - муз. и сл. Ж. Колмогорова
  13. «Музыка» - муз. Г. Струве, сл. И. Исакова
  14. «Маленькая компания» - муз. и сл. А. Циплияускас
  15. «Пых – пых, самовар» - муз. Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин
  16. «Живая музыка» - муз. И-С. Бах – Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин
  17. «Гарри Поттер» - муз. А. Ермолов, сл. Л. Куликова
  18. «Красота спасет мир» - муз. В. Михайлов, сл. В. Пасынсков
  19. «А если б не было войны» - муз. и сл. Л. Марченко
  20. «Дорога добра» - муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин
  21. «Старый, добрый клавесин» - муз. Й. Гайдн
  22. «Джазовый дождик» - муз. и сл. Г. Мошкорина

IV год обучения.

Цель:

  • расширение параметров вокального эстрадного исполнительства (формирование  навыков самостоятельной работы с микрофоном под фонограмму (-1), выявление тембральных особенностей голоса учащихся, развитие динамических возможностей голоса, манера пения).

 Задачи:

  •  развитие навыков певческого дыхания;
  •  развитие навыков певческой артикуляции (дикционная ясность и чёткость синхронного произношения согласных при пении в различных нюансах, темпах, регистрах);
  • работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
  • работа над сценическим движением;
  • развитие навыков звуковедения (совершенствование техники освоенных штрихов в различных нюансах, темпах, регистрах);
  • работа с микрофоном под фонограмму (-1);
  • развитие навыков импровизации в джазовых композициях.

Содержание учебного материала.

                                            1.Вводное занятие.

       Техника безопасности. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении.  

                                           2.Постановка голоса.

          Работа над укреплением и раздвижением границ голосового диапазона, выработкой устойчивого микста, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Вокальные упражнения на разнообразные виды техники, на расширение и сглаживание диапазона, на навык  резонирования.

           Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, глиссандо.

          Продолжаем отрабатывать навыки резонирования и активности работы артикуляционного аппарата в виде вокальных упражнений.  Продолжение работы над многоголосием:  смелое двух и трёхголосие (для ансамбля).

         Пение с микрофоном упражнений и отрывков из сольной песни.

3. Постановка вокального дыхания.

Совершенствуем до автоматизма певческое дыхание – опору звука.  Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники, звукоизвлечения, на формирование ощущения резонаторов.

         Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Автоматическое диафрагматическое дыхание. Комплексы упражнений по дыхательной гимнастике. Распределение дыхания. Работа над сценическим движением.

4. Пение учебно-тренировочного материала.

Распевания на необходимые виды техники. Распевки на дикцию. Микст - упражнения на выработку. Секрет вокальной  кантилены – упражнения.

         Самоконтроль и мышечная память. Упражнения на поиск своей манеры пения и сценического образа.  

         Вокальная "маска".   Вокальные ощущения зевка, купола.  

Вокальные каноны; упражнения на развитие многоголосия: навыки устойчивого двухголосия;  трёхголосие (для ансамбля).

Этюды – тренировка актёрской  природы в разнообразных сценических ситуациях жизни в роли. Исполнение упражнений с мотивами джазового или блюзового стандарта.

5.Репертуарная практика.

В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. Культура, орфоэпия и логика  речи.  Орфоэпия певческая.

         Способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:

пение по партиям, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле; работа над унисоном, мелодическая «речитация»; индивидуальный опрос поющих. Пение  осмысленное и одушевлённое. Поиск своей манеры пения и сценического образа.  

Включаем в репертуарный список произведения джазового или блюзового стандарта, а также произведения зарубежных композиторов на иностранном языке.

          6. Сценическая  практика.

          Практическая работа по созданию эстрадного номера. Актёрское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая раскрепощённость.

Отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность песни. Основными факторами способности создания сценического замысла являются: восприятие, воображение, память, мышление, эмоциональность, непосредственность, выразительность.

          Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией. Продолжается работа с микрофоном под фонограмму (-1).

7. Основы музыкальной грамоты

Строение музыкального произведения. Основные элементы. Динамические оттенки (нюансы). Мелизмы. Знаки сокращенного нотного письма. Жанры музыкальных произведений.

8. Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

9.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

Примерный список произведений  для ознакомления с образцами вокальной музыки:

1. Песни из репертуара Большого Детского Хора им. В. С. Попова:

- «Журавлиная песня» - (Г. Полонский, К. Молчанов)

- «Прекрасное далеко» -  из к/ф «Гостья из будущего» (Ю. Энтин, Е. Крылатов)

2. Песни из репертуара концертного хора хоровой школы им. А. В. Свешникова:

- «Фрагменты из кантаты Д. Перголезе «Stabat Mater»  

3. Песни из репертуара детского музыкального театра «Домисолька»:

- «Волшебная страна» - (О. Юдахина)

- «Парус детства» - (О. Юдахина)

4. Песни из репертуара  театра-студии детской песни «Ладушки»:

- «Гимн музыке» (А. Ермолов)

- «Праздник» (А. Ермолов)

5. Песни из репертуара театра песни «Талисман»:

- «Взгляни на мир» (А. Петряшева)

- «Если мы возьмемся за руки»  (А. Петряшева)

6. «Баллада о солдате» - (исп. И. Кобзон)

7. «Маэстро» - исп. А. Пугачева

8. «Ариозо матери» (исп. Л. Зыкина)

9. «Маленький принц» - (исп. Валерия)

10. «Алеша» - (исп. С. Ротару)

11. «Синяя вечность» - (исп. М. Магомаев)

12. «Queen of The Night» - (исп. W. Houston)

13. «О Sole Mio» - (проект «Три тенора» - П. Доминго, Л. Паваротти, Х. Каррерас)

14. «Blue Suede Shoes» - (исп. E. Presley)

15. «O Holy Night» - (исп. M. Carey)

16. «Замок из дождя» - (исп. Квартет «Кватро»)

17. «Ариозо из оперы «Иоланта» П. И. Чайковский» - (исп. А. Нетребко)

18. «Heal The World» - (исп. M. Jackson  1991)

19. «Let My People Go» - (исп. L. Armstrong )

20. «Michelle» - (исп. Beatles)

21.  «Adagio» - Lara Fabian

Примерный репертуарный список:

  1. «Хорошее настроение»
  2. «Будем вместе» - муз. А. Ермолов, сл. И. Гуляева
  3. «Гимн музыке» - муз. А. Ермолов, сл. С. Пярнянен
  4. «Дружба» - В. Сидоров, сл. А. Шмульяна
  5. «Первая любовь» - муз. А. Ермолов
  6. «Новый день» - муз. А. Ермолов, сл. А. Бочковская
  7. «Среди долины ровные» - русская народная песня
  8. «Венецианская ночь» - муз. М. Глинка, сл. И. Козлов
  9. «Воет ветер» - муз. М. Глинка, сл. В. Забеллы
  10. «Милое лето» - муз. Дворжак – Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин
  11. «Старый рояль» - муз. М. Минков, сл. А. Иванов
  12. «Надежда» - муз. А. Пахмутова, сл. Н. Добронравов
  13. «Будь веселей» - муз. и сл. А. Морозова
  14. «Ромашки для Наташки» - муз. и сл. Ю. Верижников
  15. «Парус мечты» - муз. А. Церпята, сл. А. Гринько и О. Жук
  16. «Обязательно будем жизнь» - муз. Е. Зарицкая, сл. И. Шевчук
  17. «Моя Россия» - муз. и сл. И и Н. Нужины
  18. «Весна Победы» - муз. Н. и И. Нужины, сл. Н. Белянин
  19. «Сон дождя» - муз. О. Наумов, сл. В. Рощин и Е. Карамушка (Из мюзикла «Сон дождя или новые приключения Дюймовочки»)
  20. «Поднимись, Россия!» - муз. и сл. В. Ударцев
  21. «Надежда есть» - муз. и сл. Ж. Колмогорова
  22. «Океан мечты» - муз. А. Ермолов, сл. В. Борисов
  23. «Голуби» - муз. и сл. С. Трофимов


Прогнозируемые результаты.

I год обучения.

В результате первого года обучения учащиеся должны овладеть основами певческого дыхания (спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха), мягкого нефорсированного звука, умением чисто интонировать мелодию, научиться элементарным вокальным упражнениям в медленном темпе с использованием следующих интервалов: малая и большая секунды, терции, октава; петь в унисон (для ансамбля); разучить 4-8 песен различного характера.

Учащийся должен ознакомиться с основами вокального искусства, получить теоретические сведения о гигиене голоса, об артикуляционном аппарате, вокальной стойке. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Уметь ритмично двигаться под музыку, пользоваться своей мимикой.

На отчетном концерте выразительно и образно исполнить 1-2 песни под  фонограмму (-1).

Формирование внутренней самодисциплины: соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, улыбка во время исполнения; для ансамбля: умение работать в ансамбле, умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, внимание друг на друга.

II  год обучения.

В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса до 1,5 октав, выровнять звучность гласных, сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и стремиться исправить их, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность певческого звучания. Правильно формировать гласные звуки и произносить согласные звуки.

 Выработать организованное дыхание, связанное с ощущением опоры. Учащийся должен уметь чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения, освоить навыки элементарного двухголосия (для ансамбля).  Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению. Уметь правильно и артистично двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

         В течение года учащийся должен разучить 4-8 вокальных произведений различного характера и содержания. Исполнить на отчётном концерте ярко, образно, эмоционально 2-3 песни, научиться свободно и эстетично вести себя на сцене, петь в микрофон и общаться со зрителями.

Личностные качества — повышение интереса к занятиям и развитие желания добиваться хороших результатов, проявляя упорство и настойчивость; стремление систематически овладевать теоретическими и практическими знаниями и навыками в области эстрадного вокала; активно участвовать в общественной и культурной жизни коллектива.

III   год обучения.

Учащийся должен свободно пользоваться навыками певческого дыхания:

           - уметь распределить вдох на всю музыкальную фразу;

           - продолжить нарабатывать физические упражнения для укрепления мышц      живота.

Дети должны научиться петь естественно, ровным по тембру голосом, исполнять свою партию в ансамбле в простейших двухголосных произведениях (для ансамбля).

Для наработки резонаторных ощущений и развития дыхания отрабатывать упражнения.

        Знать правила логики речи (нахождение и выделение главного слова, несущего логическое ударение) и применять при исполнении песен. Исполнять песни разного характера, соло и в ансамбле. Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение.  Уметь слышать красоту своего голоса и показать исполнительское мастерство; самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров. Уметь свободно и пластично двигаться во время исполнения вокального номера, представить песню в виде небольшой сценки. Показать слаженное звучание голосов и коллективные органичные движения в ритме песни (для ансамбля).

        В конце учебного года эмоционально - образно исполнить 3 - 4 песен разного характера, пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм (-1).

Личностные качества - обладать необходимыми психологическими качествами вокалиста - актёра: эмоциональность, внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёрам по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощённым и свободным в обыгрывании песни на сцене.

IV   год обучения.

В результате четвертого года обучения учащиеся закрепляют полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны обладать красивым тембром голоса, овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками; показать навыки свободного многоголосного пения, включая импровизационные моменты (подголоски) - для ансамбля.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять эстрадные форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой "минус", уметь самостоятельно работать с текстом произведения, уметь правильно применять микрофон.

Уметь раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. Показать ростки своей индивидуальной манеры пения. Научиться самостоятельно, осмысливать содержание исполняемого репертуара, разрабатывать драматургическое решение образа песни. Показать знание и умение исполнить вокальные произведения различных стилей и жанров, включая джаз.

Личностные качества - обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования вокального мастерства.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:

  1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
  2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;
  3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;
  4. разучивание  -  по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
  5. репетиционные занятия  -  подготовка готовых эстрадных номеров  концертным выступлениям

   Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:

- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;

- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;

-практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;

-  репродуктивный метод: метод показа и подражания;

- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;

- творческий метод: определяет  качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему,  проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.

-  метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

        Учебно-методическое обеспечение программы.

         Материально-техническая база организации занятий должна соответствовать современным требованиям:

помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией;

инструмент (баян, синтезатор) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;

 в студии должна быть доска с нотными линейками, компьютер, проектор, шкафы для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий;

звукоусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами на стойке и радиомикрофонами.

Наличие видео- и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов (эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.;  пение в речевой позиции   С. Риггса;  фонопедический метод В.В.Емельянова; эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип; курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой; видеоуроки педагогов других студий).  

Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, джазовых исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп.

Нотные издания с вокализами, джазовыми этюдами, вокальными произведениями. Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.

Приложение с материалами бесед по различным темам содержания программы.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

  1. Абелян Л. М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательское объединение «Композитор» 1992.
  2. Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательство «Советский композитор» 1989.
  3. Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник для студентов высших учебных   заведений – М. Высшая школа 2002.
  4. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки – М. Издательство «Музыка» 1966.
  5. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / (О.П. Власенко). – Волгоград: Издательство «Учитель» 2007.
  6. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство АСТ 2015.
  7. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-на-Дону Феникс 2015.
  8.  Джазовый вокальный тренинг. Методическое пособие для студентов актерских курсов. - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства 2013.
  9. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. Учебное пособие для ВУЗов – М. Гуманит.изд.центр ВЛАДОС 2003.
  10. Искусство вокала. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. Ровнер В. – СПб. Издательство «Невская НОТА» 2010.
  11. Кабалевский Д. В. Как рассказывать детям о музыке? Книга для учителя – М. «Просвещение» 2005.
  12. Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории – Ростов-на Дону Феникс 2012.
  13. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005.
  14.  Карягина А. В. Современный вокал. Методические рекомендации – СПб. Издательство «Композитор» 2012.
  15. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика – Ростов-на Дону Феникс 2002.
  16. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего возраста – М. АЙРИС-пресс 2007.
  17. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие – Ростов-на-Дону Феникс 2008.
  18. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 3-4 лет – Творческий центр Сфера 2014.
  19. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 4-5 лет – Творческий центр Сфера 2014.
  20. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5-6 лет – Творческий центр Сфера 2014.
  21. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники – М. 2002.
  22. Погребинская М. Музыкальные скороговорки – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2007.
  23.  Поляковой О.  Программа эстрадного коллектива «Глобус» Москва.
  24. Поплянова Е. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Методическое пособие. Учебное пособие - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2009.
  25. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками  – М. Чистые пруды 2006.
  26.  Середа В. П. Каноны. Младшие классы – М. Издательство «Классика XXI» 2009.
  27. Смирнова М.Н. Мониторинг результативности образовательного процесса в эстрадной вокальной студии «Цветные сны» - «Маршрутами профессионального роста»  Сборник материалов по итогам выставки «Аттестационные работы слушателей КПК» Выпуск 1. Санкт- Петербург 2014г.
  28. Франио Г. Роль в ритмике в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. «Советский композитор» 1989.
  29. Щемененко А. В. Топотушки – хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание для детей – Ростов-на Дону «Феникс» 2011.
  30. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие. – М. АЙРИС-пресс 2007.
  31. Ядровской Ю. А. Программа «Студии эстрадного  вокала» 2012г.