Педагогические науки

Козютенко Светлана Юрьевна

Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни у детей через совместную работу детского сада и семьи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_zozh.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45.

 

                 Консультация для педагогов:

«Формирование здорового образа жизни у детей через совместную работу детского сада и семьи»

                                                                                                                  Составила воспитатель:

                                                                                                                  Козютенко С.Ю.

                                       

                                                    г. Саров 2018 год

 Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений.

 Не секрет, что благоприятные условия развития, воспитания детей дошкольного возраста могут быть реализованы лишь при условиях тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формирование здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

 Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение совместных средств массовой информации способствует повышению санитарно – гигиенических  знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей.

 Важным элементом  семейного воспитания является физическое воспитание, так как оно способствует полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению семейного микроклимата.

 Поэтому, перед педагогическим коллективом ДОУ встала задача возрождения традиций семейного физического воспитания воспитания.

 

Работа по данной проблеме велась по 3 направлениям:

работа с педагогами детского сада, целью которой было ознакомиться с существующими  здоровьесберегающими технологиями, изучить опыт работы других детских садов.

работа с родителями по пропаганде семейного физического воспитания,

поддержка их по приобщению детей к ЗОЖ;

работа с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, создании условий для приобщения детей к ЗОЖ через организацию предметно – развивающей среды, использование ресурсов социокультурной среды.

 

 Кроме этого нами были определенны пути решения задач по формированию представлений, а впоследствии и навыка детей вести ЗОЖ, которому способствует предметно-развивающая среда в детском саду. Именно микро и макросреда, в которой живет и действует малыш, в значительной степени способствует его физическому и социокультурному развитию. В детском саду отдельно выделены и функционируют дополнительные помещения:

- физкультурный зал;

- бассейн;

-медицинский блок (который состоит из: процедурный кабинет, изолятор, медицинский кабинет)»

- уголки двигательной активности в группах.

 Для повышения профессиональной компетентности педагогов по формированию у детей здорового образа жизни и возрождению семейного физического воспитания, мною были составлены и проведены с педагогами консультации, круглые столы, семинары – практикумы, педсовет. Вместе с педагогами мы искали более эффективные и значимые формы работы с семьями наших воспитанников, активно включали их в педагогический процесс нашего ДОУ: участие в досугах, спортивных праздниках, НОД…

Совместно с творческой группой детского сада были составлены интересные сценарии досугов, праздников, НОД и т.д. Своими наработками мы делились с коллегами на городских методических объединениях.

 Перед тем, как определить направления работы с родителями, мы провели среди них анкетирование по вопросу укрепления здоровья наших воспитанников в семьях, и отношение родителей к семейному физическому воспитанию. Родителям было предложено ответить на вопросы следующих анкет: «Как мы укрепляем здоровье в семье» и « Формы и виды физической активности родителей».

Выводы.

Обобщая результаты проведенного исследования, мы отметили, что родители наших воспитанников уделяют достаточно внимания укреплению здоровья своих детей.

-на первом месте стоит соблюдение санитарно – гигиенических норм (94,6%);

- на втором месте – пешие прогулки с детьми на свежем воздухе (92,8%);

-на третьем месте – организация правильного питания -88,8%;

- одному из главных мероприятий по укреплению здоровья детей – закаливанию – 18,6%.

Если обобщить результаты проведенного исследования по второй анкете, мы отметили низкий уровень родительского примера в приобщении детей к здоровому образу жизни. Мнение родителей о ценности ориентации относительно значимости здорового образа жизни и семейного физического воспитания не реализуются ими в повседневной жизни.

13,7% родителей занимаются утренней гимнастикой;

10,5% - оздоровительным бегом;

5,5 – занимаются в оздоровительных группах, секциях;

7% - закаливанием.

А ведь здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от микросоциума, который его окружает. И это обстоятельство должно налагать на родителей большую ответственность.

 Проведенное исследование по проблеме семейного физического воспитания и здорового образа жизни помогло нам определить пути и формы работы с родителями по данной проблеме.

1.Аналитические формы и методы:

  • анкетирование;
  • мониторинг;
  • тестирование.

Выявляются запросы и интересы родителей, которые формируются в процессе анкетирования,  выявляются знания родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.
Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффективность работы, проводится в мае. Тестирование помогает сделать родителям определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях
2.Информационные формы и методы:

  • оформление фотовитрин – 1 раз в 2 месяца;
  • папок – передвижек – 1 раз в месяц;
  • проведение презентаций – 1 раз в месяц;
  • составление памяток - буклетов для родителей – 1 раз в месяц;
  • показ видеоролика.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, учителя – логопеда, медицинских работников, инструктора по физической культуре.

3.Образовательные формы и методы:

  • беседы;
  • семинары-практикумы – 1 раз в месяц;
  • вечера вопросов и ответов;
  • групповые и индивидуальные методические рекомендации – 1 раз в месяц;
  • спортивные и физкультурные праздники и развлечения – 1 раз в 2 месяца;
  • творческие конкурсы и выставки.

Каждый месяц был объединен одной темой: сентябрь – здоровье, зож; октябрь – витамины и минералы; ноябрь- закаливание; декабрь – дыхательная гимнастика; январь – зимние забавы; февраль – профилактика и коррекция плоскостопия; март – профилактика и коррекция искривления осанки; апрель – профилактика и коррекция нарушений зрения; май – движение – основа жизни.

 Принципы выбора таких форм и тем работы с родителями:

  1. Принцип активности (выбранные формы требуют объединения усилий и совместных действий);
  2. Принцип значимости (выбранные формы актуальны и принимаемы);
  3. Принцип оптимальности (следование желаниям родителей).

     

В результате проведенной такой работы с родителями можно сделать выводы:

1.Состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача изменилось в хорошую сторону:

— сократилось количество пропущенных дней по причине болезни одним ребенком;

- сократилось количество заболеваемости;

- изменения в группах здоровья, патологии развития.

                                 

2. Отношение детей и родителей к здоровому образу жизни поменялось  (появился интерес и к совместным спортивным соревнованиям, праздникам; родителей и детей в ДОУ, дети и родители рассказывают и приносят фотографии, о том как они занимаются с детьми дома, как проводят выходные на природе, лыжной базе, катке, спортивных площадках возле дома и т.д.. 

3.Вырос показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (видно из книги отзывов и предложений).

 Роль детского сада в формировании педагогической культуры семьи является главной, поскольку детский сад – первое звено системы общественного воспитания, с которым вступает в контакт родители. Они вправе ожидать от педагогов всесторонней педагогической помощи. Значит, надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, интересна, содержательна. Главное условие, которое должно выполняться при реализации этого плана – это системность и последовательность.

Формы работы с семьями воспитанников.

- Оформление в групповых родительских уголках, на стенде «Со спортом мы дружны» советы, рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни, папки – передвижки.

- «Дни открытых дверей» с организацией открытых НОД с участием

родителей: «Путешествие в лес», «Дает силы нам всегда витаминная еда».

- Участие в родительских собраниях, круглых столах.

-Участие в спортивных праздниках, развлечениях: «Папа, мама, я – дружная спортивная семья», «В гостях у светофора».

- «Дни здоровья»;

-Привлечение родителей к участию в природоохранных и

здоровьесберегающих акциях.

- Круглые столы по обмену опытом семейного физического воспитания;

- Совместные выпуски экранов здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».

- Консультации для родителей: «Формы и виды закаливания детей», «Активный отдых, как средство здорового образа жизни», « Вкусная и здоровая пища».

   В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

 Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

 Цель: оздоровительной работы в детском саду  является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья воспитанников ДОУ.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.

 

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

         Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

         Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

         Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

         Формирование культурно-гигиенических навыков.

         Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

         Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

2.Правильное питание. 

В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

         Обеспечение баланса

         Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

         Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка.

3.Рациональная двигательная активность.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. 

Средства двигательной направленности

Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна);

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

         Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

         Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

         Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

         Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

          

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

 

  4.Закаливание организма  

 Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

  5. Соблюдение правил личной гигиены

  Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

     Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

     Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

     Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

    Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей.

 

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников ДОУ

1.Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья

2.Воспитывать навыки здорового поведения

3.Любить двигаться 

4.Есть побольше овощей и фруктов

5.Мыть руки после каждого загрязнения

6.Быть доброжелательным

7.Больше бывать на свежем воздухе

8.Соблюдать режим.

9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

11.Вырабатывать навыки правильной осанки

12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

13.Развивать художественный интерес.

      Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей являются родители.  И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.