Консультация для родителей

Терехова Евгения Александровна

ТРЕНАЖЕРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В последнее время в дошкольных учреждениях, и в нашем в том числе, стали появляться различные физкультурно-оздоровительные тренажеры. Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности. Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитии ребенка.

Применение тренажеров наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя таким образом свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются тренажеры, укрепляющие разные группы мышц (простые и сложные).

Простые:

  • "Эспандер" (для мышц плечевого пояса);
  • "Диск "Здоровье" (для укрепления мышц туловища и ног);
  • Гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса); 
  • Массажёры "Колибри" (профилактика плоскостопия, проведение массажа ступней ног); 
  • Мячи-массажеры (для массажа разных частей тела); 
  • Резиновые кольца (для развития мышц кистей рук); 
  • Массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия); 
  • Гимнастические ролики (для развития координационного аппарата);
  • Гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).

Сложные:

  • "Тяга верхняя"; 
  • «Тяга нижняя"; 
  • "Гребля"; 
  • "Брусья опорные";
  • "Скамья наклонная"; 
  • "Велотренажер"; 
  • "Жим ногами"; 
  • "Бегущая дорожка".

Данные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:

-        имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;

-        учитывают особенности образного восприятия дошкольников;

-        позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;

-        доступны всем детям, независимо от их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);

-        моделируют такие движения как бег, прыжки, подлезания и др.;

-         соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на физкультурных занятиях. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.

Занятия с тренажерами должны оказывать тренирующее воздействие на организм. Известно, что тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне частоты сердечных сокращений (ЧСС) 140 – 160 ударов в минуту у детей 5 – 7 лет. Верхняя граница изменения ЧСС находится в пределах 160 – 180 ударов в минуту. Как правило, нагрузки при этом должны быть кратковременными (длительность непрерывной работы – 2-3 минуты).

Методика занятий с использованием тренажеров разного типа со старшими дошкольниками

Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.

Основные задачи:

1. Тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста нагрузок. 

2. Укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру. 

3. Удовлетворение естественной потребности в разных формах ДА. 

4. Развитие общей выносливости и физических качеств. 

5. Овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.

Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками проводятся 2 раза в неделю. Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или небольшой подгруппой (5-6 чел).