Русский язык

Жагло Наталья Викторовна

Конспекты, презентации, КИМы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc64 КБ
Microsoft Office document icon urok2.doc55 КБ
Microsoft Office document icon tema.doc1.74 МБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы -ец, -иц-" (Программа "Начальная школа XXI века") с приложением

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 


Цели:

  1. Познакомить с правописанием суффиксов –ец, -иц, отработать алгоритм применения правила;
  2. Развивать умение классифицировать, умение высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ), умение делать выводы;
  3. Воспитывать чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи

Оборудование: мультимедийный аппарат, карточки со словами, индивидуальные карточки для дифференцированного задания, “ромашки” для рефлексии

Литература:

  1. Программа четырёхлетней начальной школы, издательский центр “Вентана-Граф”, 2012 г.
  2. С. В. Иванов “Русский язык”, издательский центр “Вентана-Граф”, 2012 г.
  3. М. И. Кузнецова, тетрадь №2 “Пишем грамотно”

Ход урока

Этап

Содержание урока

Примечание

1.

* Оргмомент.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 


3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 


5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 


7.

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 


10.

 

 

 

11.

12.

 

 

 

 

13.

- Садитесь. Начнём урок.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас немножко необычный день: к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их.

- Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит.
- А теперь начнем работать.

- Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

Минутка чистописания:

- Ребята, у вас в тетрадях дан образец написания сочетания букв. Под образцом напишите такое же сочетание.

- Что вам напомнило это сочетание букв?

- А какие ещё суффиксы вы знаете? Допишите их до конца строки. Подчеркните те сочетания, которые, по-вашему мнению вы написали очень красиво.

- На какие группы можно распределить эти слова (слова-карточки на доске)

Бельчонок, ключик, лужок, братец, лисенок, замочек, язычок, сестрица, медвежонок, лужица, мудрец.

- Какие слова остались?
- Что вы можете о них сказать?

Сообщение темы и цели урока:

- На уроке мы познакомимся с правописанием суффиксов –ец, -иц
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями:

Путь 1. Взять готовое правило.
Путь 2. Самим вывести это правило.

- Каким путём мы пойдём? Почему?
- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
- Итак, мы сами изобретем правило.
- На что мы обращаем внимание при написании суффиксов?
- Может быть, эти знания пригодятся нам сейчас?

Поисковая работа:

- Поработайте в группах и определите, в каких случаях пишутся суффиксы -ец и –иц
- Так, когда же пишется суффикс –ец, а когда -иц

Работа с учебником. Чтение правила

Физкультминутка

- Мне радостно осознавать, что мы смогли вместе сделать столько открытий. Когда говорю “радость” – то представляю светлое, разноцветное, например - радугу.

- Давайте попробуем до неё дотронуться. Встаньте, пожалуйста.

Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
В стороны их разведём,
И над головой сомкнём.
А потом быстрей-быстрей
Хлопай – хлопай веселей!

Составление алгоритма (коллективно):

- Что необходимо сделать сначала?

(Выделить корень)

- Всегда ли нужно проверять написание суффиксов -ец и –иц?
- Что мы слышим в безударном положении?

Следующий шаг…

- Кто повторит алгоритм?

Проверка первичного усвоения знаний:

- Откройте учебник на стр. 21, упр. 1
- Поставьте ударение в словах и подчеркните буквы слабых позиций.
- Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов -ец и –иц?
- Проверять нужно только, когда гласная в суффиксе стоит в слабой позиции.
-Назовите эти слова (красавица, лужица, курица, умница)
- Применяем алгоритм.
- Какие слова можно было бы дописать в первый столбик?

Упражнение для закрепления нового материала:

- Это упражнение мы будем выполнять в парах.
- Что значит работать в паре?

* думаю сам
* обсуждаю с товарищем
* говорю классу

- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении?
- Обратите внимание на 2 столбик. Что интересного вы заметили?
- Помните, что после суффикса –иц нужно писать окончание -а.
- Какие слова вы написали с суффиксом -ец и какие с суффиксом –иц?

Проверка усвоения нового материала:

- Настал важный момент нашего урока: проверим себя.
- Прочитайте пословицы.
- Как вы понимаете их значение?

Выпишите пословицы, в которых встретились слова с суффиксами -ец и –иц (по вариантам).

- Выполните дополнительные задания на карточках.
- Прочитайте пословицу. Назовите слова с суффиксами -ец и -иц
- Почему написали этот суффикс?
- Назовите слова с ударением на втором слоге
- Какой частью речи являются эти слова?
- Кто не смог справиться с заданием?

Тест 

  1. Старец (-иц) –
  2. Медведица (-иц) +
  3. Колодец (-ец) +
  4. Улица (-ец) –
  5. Мельница (-иц) +

Домашнее задание: записать 10 слов на правописание суффиксов -ец и -иц

*Итог.

- Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?
- Что на уроке было интересным?

- Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты)

- Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока.

Рефлексия:

- Перед вами лежат лепестки ромашки.

-Возьмите только один лепесток:

  1. Если я могу определить суффикс, беру жёлтый лепесток;
  2. Если затрудняюсь – беру белый лепесток

Слайд №1 

 

Психологический настрой на урок, направленный на установку контакта учащихся друг с другом.

 

 

Развитие каллиграфических навыков.

 

 


Актуализация опорных знаний

 

 

 

Проблемная ситуация

 

Слайд (цели урока)

Включение детей в ситуацию выбора, метода решения проблемы

 

 

 

 

 

Слайд(об открытии)

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд (алгоритм)

 

 

 

(На доске схематично изображён алгоритм)

 

 

 

Слайд для проверки упр. 1

Вывод

 


Тетрадь №2, упр.1, стр.5

Повторение правил работы в паре

 

 

 

Взаимопроверка тетрадей

 

Слайд (пословицы)

 

Дифференцированная работа

Проверка выполненной работы

 

 

Проверка дифференцированной работы

 

Оценивание знаний(ответы–на доске)

 

 

 

 

 

 

На доске - ромашка




Предварительный просмотр:

Тема урока: Времена глагола. Повторение.

Класс:  4

Учитель:Жагло Н.В.

Цели урока:  

1. Обобщить знания о временах глагола.

2. Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать глагол среди других частей речи, определять род, число, время глагола.

3.Воспитывать внимание, дружбы, взаимовыручки.

Оборудование:

ИКТ, презентация, яблоня, рисунки яблок, цветов, листьев для детей.

Структура урока

                            Содержание урока

        Примечание

Орг. момент





















Каллиграфическая работа


Словарная работа











Введение в тему урока

















Обобщение знаний о временах глагола.































Итог урока







Рефлексия урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи, а о какой вы мне скажите сами, отгадав кроссворд.

-О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

Урок сегодня у нас будет необычный, мы отправимся в страну Глаголию, в город Глагольск. Мы с вами повторим всё что знаем о временах глагола.

Дорога у нас будет непростая , встретится много трудностей, а что нужно для того чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка).

- Правильно только вместе, только дружно можно преодолеть все испытания.

- Но что бы ни заблудиться, нам нужен клубочек. Василиса Премудрая даст нам клубочек, если мы выполним задание.

-Прочитайте пословицу.

-Как вы её понимаете?

Старая дружба и в воде не горит и в воде не тонет.

- С помощью каких слов в пословице показано, что происходит с дружбой?

-К какой части речи относятся эти слова?

-Сделайте синтаксический разбор предложения.

Итак, отправляемся в путь дальше, перед нами река «Словарная», что бы её пройти нужно разгадать ребусы.

-Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нужно выполнить следующее задание.

-Время…. Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни , сутки, года).

В. И. Даль так объясняет это слово: «Время это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

- Какие пословицы со словами время вы знаете?

Фонетический разбор (устно), время- 2сл, 2гл,2 согл, 5б, 5зв.

- Сегодня разговор пойдёт не о простом времени, а о времени глагола.

Инсценировка

Учительница спросила Лентяйкина.

-Если я говорю:

« Я умываюсь, ты умываешься,

он умывается, мы умываемся,

вы умываетесь, они умываются».

Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь ответил:

-Утро!

-А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы?

- А в каком времени ещё могут употребляться глаголы? На какие вопросы отвечают?

Продолжаем путь, а впереди нас пещера.

Определить время глагола.

На доске стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А.Плещеев «Весна».)


Идём дальше и попадаем в дремучий лес.

Как  ( возникнуть) мосты? Может, буря (свалить) дерево, оно (упасть) и (соединить берега).Человек (увидеть) и (понять), что может сам построить мост. Он  (срубить) дерево и (положить) там, где ему нужно. Это (стать) началом мостостроения.

- Глаголы данные в скобках , поставить и записать в прошедшем времени.

В лесу мудрой считается сова. Она предлагает поработать с учебником.

С.68 у. 38

- А сейчас мы с вами немного поговорим о нашем будущем.

-А какое сейчас время года? А где же весна?

Как можно сказать что она уже близко? (весна уже на носу)

-Вот сейчас мы с вами поговорим о весне.(фильм о весне).

На доске слова: светит, греет, пригревает, пробуждается, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

Написать 2-3 предложения ( приметы весны)

Вот мы с вами и в городе. Там нам предстоит ещё узнать много интересного и нового о глаголе.

Что такое глагол?

Как изменяется глагол?

В каких временах может употребляться глагол?



Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды-яблоки.

Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, листочек.


Готовность класса.


Слайд 1-8







Слайд 9

Настрой на урок

воспитание дружбы


Слайд 10






Выработка каллиграфического почерка, синтаксический разбор.


Слайд11


Слайд 12




повторить словарь









фонетический разбор





инсценировка







Слайд 13-14


повторение материала о временах глагола






Слайд 15





задание на карточках




Слайд 16



Слайд 17


Работа по учебнику



Слайд 18

Просмотр фильма о приметах весны

Составление предложений о приметах весны.








Слайд 20




Ребята выходят к доске и прикрепляют, то что считают нужным.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ек-, -ик-"

Цели:

  1. познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
  2. совершенствовать навык работы с тестами;
  3. учить делать умозаключения, находить выход из затруднения;
  4. создавать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), персональные компьютеры, учебник «Русский язык. 2 класс» под редакцией С.В. Иванова, часть I, рабочие тетради.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Актуализация.

1. К сегодняшнему уроку я просматривала задания в учебнике и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься.

Синий колокол качается в поле. (Слайд № 2)

Какую фактическую ошибку вы заметили в тексте данного предложения?

Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку?

Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение.

Какое предложение теперь получилось? (Слайд №3)

Какая часть слова участвовала в образовании новых слов?

И это не случайно, ведь дорога через поле привела нас к воротам Города Потерянных Суффиксов. (Слайд №4)

Попробуем найти эти суффиксы.

2. На воротах висит замок, который можно открыть, только лишь уменьшив его размеры. (Слайд №5)

Как это сделать?

Чем можно открыть такой маленький замочек? (Слайд №6)

Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.

Колокол, синий.

Колокол – колокольчик, синий – синенький.

Синенький колокольчик качается в поле. (Записывают в тетради)

Суффикс.

Учащиеся выделяют суффиксы  -еньк-, -чик-, определяют их значение.

Образовать однокоренное слово с уменьшительным значением - замочек.

Замочек можно открыть маленьким ключиком.

II

Проблемный вопрос.

В обоих словах в безударном слоге слышится звук [и]. Какая часть слова содержит орфограмму? (Слайд №7)

А какими буквами обозначается этот звук в данных словах? В каких словах пишутся суффиксы -ек- и –ик?-

Разбирают слова по составу, выделяют суффикс.

Учащиеся высказывают предположения.

III

Выход из затруднения.

Проверим, чьи предположения были наиболее близки к истине.

Изменим форму данных слов, подставив перед ними слова «нет» или «много» (Слайд №8)

При помощи картинки-подсказки попробуйте сформулировать правило правописания суффиксов -ек-, -ик-.

Проверим правильность нашего вывода. (Слайд №9)

Нет ключика, много ключиков.

Нет замочка, много замочков.

Если при изменении формы слова гласная в суффиксе «убегает», пишется гласная е, а если остаётся, пишется гласная и.

IV

Физминутка.

Советую прервать активную мыслительную деятельность, заменив её активной физической.

Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
А чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.

(Разминка для рук)

На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили,
Повертели и открыли.

Разминку проводят сами учащиеся, так как она им знакома.

V

Закрепление во внешней речи.

Применим данное правило на практике. (Слайд №10)

  1. столик – нет столика;
  2. человечек – нет человечка;
  3. сыночек – нет сыночка;
  4. садик – нет садика.

(Дети записывают слова в два столбика, комментируя письмо, выделяют суффиксы)

VI

Самостоятельная групповая работа.

В ходе самостоятельной групповой работы вам предстоит найти потерянные суффиксы, ответив на вопросы теста «Правописание суффиксов» и выполнив практическое задание в учебнике «Русский язык» на странице 117 из упражнения 2. По итогам работы каждый получит по две оценки: за теоретический и практический блок.

Класс делится на две группы: одна работает за компьютерами, другая – в тетради. Время работы – 7 минут. Затем группы меняются местами.

При работе за компьютером учащиеся имеют возможность не только сразу проверить правильность выполнения теста, но и исправить возможные неправильные ответы (тест тренировочный).

Практическое задание проверяется по итогам работы. (Слайд №11)

VII

Итог урока. (Слайд №12)

Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке?

Как проверить написание суффиксов -ек-, -ик-?

Обозначьте обе оценки, полученные на уроке, на полях тетради (первая оценка – за тест, вторая – за практическую работу).

Суффиксы –ек-, -ик-.

Учащиеся воспроизводят правило.

VIII

Домашнее задание.

Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Учебник «Русский язык», страница 118, упражнение 4.

А Город Потерянных Суффиксов не прощается с вами, а говорит до свидания, ведь нас ждут встречи с новыми суффиксами. (Слайд №13)

Учащиеся просматривают задание, задают вопросы по его выполнению, записывают задание в дневники.