Галкина Надежда Петровна

Система комплексного коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с ОВЗ

Проблемой преодоления недоразвития речи занимались такие крупнейшие учёные как Н.В.Нищева Г. А. Каше, Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, Т.В.Туманова, В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко Г.Г. Голубева.

В основу логопедического воздействия они положили комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

- формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и

  фонематического восприятия;

- формирование звукопроизношения;

- формирование навыков дифференциации звуков;

- формирование звуко-слогового анализа и синтеза слова;

- развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду;

- развитие высших психических функций, необходимых для овладения грамотой (внимание, память, мышление);

- подготовка к обучению грамоте (в старшей группе);

- развитие мелкой моторики рук;

- нормализация оптико-пространственных представлений, развитие зрительного гнозиса;

- обучение послоговому чтению в подготовительной группе;

- подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами.

Таким образом, учёные научно подтвердили, что максимально эффективная коррекция речевых дефектов возможна лишь при многоаспектном подходе к ним.

Комплексный подход к содержанию коррекционно-развивающей работе позволяет сформировать психологическую базу для овладения устной и  письменной речью, способствует профилактике специфических ошибок на письме и при чтении, обусловленных недоразвитием речи.

Программа Т.Е.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»   предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Этими учеными доказано, что обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми. Занятия имеют большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. На каждом занятии в единстве реализуются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные задачи.

Исследовательские работы О.А.Степановой, Е.Л.Борисовой , О.Л. Козыревой, Р.А Кирьяновой, С.О. Подобед также доказывают, что от того, насколько четко спланирован и проведен каждый вид занятий, напрямую зависят ход и результаты всей коррекционной работы. По мнению авторов, логопедические занятия носят комплексный и интегрально-личностностный характер и предусматривают необходимость коррекционно-педагогического воздействия не только на нарушен­ную сторону речи логопата, но одновременно и в целом на все стороны его речи (звуковую, лексико-грамматическую, темпо-ритмическую, мелодико-интонационную, письмо и чтение), на все виды его психической деятельности (познавательной и эмо­ционально-волевой) и социального поведения.

Основным направлением комплексного психолого-педагогического сопровождения Н.В.Нищева считает проектирование и реализация индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Л.А.Боровцова выделила четыре этапа комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

Диагностический этап. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка.

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, строят прогнозы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, состав­ляют индивидуальные планы (программы), распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки исполнения.

Деятелъностный этап. В ходе этого этапа реализуются индивидуальные планы (программы) комплексного сопровождения детей с нарушениями речи. Занятия, проводимые профильными специалистами, предоставляют большие возможности для формирования всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связного высказывания. По рекомендации логопеда специалисты включают игры, упражнения на развитие психологической базы речи, артикуляционной, общей и мелкой моторики, по коррекции личностного развития ребенка.

Аналитический этап. На этом этапе анализируются результаты совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, и определяются дальнейшие перспективы их обучения и воспитания.

По мнению М.А.Поваляевой, важным в комплексном сопровождении детей с ОВЗ является процесс организации психолого-медико−педагогического консилиума в ДОУ. Тщательное комплексное обследовании с учетом личностно-ориентированного подхода позволяет получить количественную и качественную характеристику уровня развития детей, дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить маршрут индивидуальной  коррекционной работы с каждым ребенком.

Другие исследователи (Л.М. Шипицына, О.Н.Костенькова, С.О. Подобед) в своих работах также утверждают, что деятельность ПМПк в ДОУ является системообразующей и осуществляет не только коррекционно-диагностическую, но и методическую, просветительскую, воспитательную работу как с педагогами ДОУ, так и с родителями. Благодаря его функционированию проводятся координация и интеграция деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса.

В работах исследователей подчеркивается, что все специалисты при создании модели заимодействия работают под руководством учителя-логопеда, который являлся организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Взаимосвязь специалистов заключается в логопедизации режимных моментов и занятий.

Вместе с тем, необходимо четко определить и разграничить функции педагогов, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Педагоги, занимающие изучением этой проблемы - С.И.Карпова, В.В.Мамаева, А.В.Никитина выделяют несколько составляющих работы специалистов:

− самоподготовка по актуальным вопросам логопедии и смежных с нею наук, постоянный обмен соответствующей информацией;                                                                  

− совместное обсуждение результатов исследования речевой и неречевой сферы детей, оценка степени «продвижения»;

− обмен профессиональной информацией;

− специальный подбор методик и адаптация приёмов работы;

− включение в свою деятельность адаптированных методов и технологий работы коллег.

М.А.Поваляевой, Н.В.Нищевой, Л.А.Боровцовой, О.С.Гомзяк  были определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

В комплексной системе взаимодействия исследователи каждому специалисту отводят свою сферу профессиональной деятельности.

         Логопед информирует воспитателя и психолога об особенностях речевого развития воспитанников, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалистам в решении их узкопрофильных задач (об особенностях их сенсомоторного развития, восприятия, внимания, памяти, навыков общения, протекания речемыслительных операций и т.д.)

Воспитатель сообщает психологу и логопеду о характере усвоения программного материала воспитанниками, об уровне сформированности у них знаний об окружающем мире, математических представлений, навыков конструирования и реконструирования, моделирования из природного и дидактического материала, навыков рисования и лепки.

Совместно анализируется ход реализации как общеобразовательных, так и коррекционно-развивающих задач, которые помогают преодолевать недостатки сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сфер.

Психолог рассказывает коллегам о том, как развиваются познавательные процессы воспитанников (память, восприятие, внимание различной модальности, мыслительные операции и т.д.); дает рекомендации, направленные на успешное освоение каждым ребенком коррекционной и образовательной программ, информирует о психологических особенностях поведения. Данные логопеда и воспитателя помогают психологу составить полную характеристику эмоционально-личностных особенностей воспитанников. Это в свою очередь помогает определить выбор методов и технологий в реализации индивидуального подхода к ребенку. Подробно методика экспертной педагогической оценки описана В.В.Мамаевой в статье «Экспертная оценка в детском саду» (журнал «Обруч», 2004, №5.).

Значительную роль в коррекционно-образовательном процессе играет использование из арсенала коллег методических средств и приемов по развитию речевой и неречевой составляющих развития ребенка Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников.

В своих работах РомановичО.А. Лизунова Л.Р.Малышева писали, что обеспечение тесной взаимосвязи в работе педагогического коллектива с родителями — важнейший аспект коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

О.В. Бачина, А.П. Самородова определили задачи комплексного взаимодействия логопеда и семьи ребёнка, имеющего нарушения речи:

 создание положительной мотивации родителей к сотрудничеству с логопедом;

обоснование необходимости совместной коррекционной логопедической работы с детьми;

формирование атмосферы общности интересов;

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

По мнению Ж.В. Цуциевой, И.С.Чижовой, Н.Г.Ватаевой, Г.В. Бариновой, совместная работа логопеда с родителями осуществляется в следующих формах: проведение родительских собраний; оформление стендов и уголков в помощь родителям; просмотры открытых фронтальных и индивидуальных логопедических занятий; речевые семейные праздник; консультации; семинары-практикумы; беседы; чтение лекций; анкетирование; проведение семинаров; обучение родителей игровым занятиям.

Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что комплексный подход в устранении речевого нарушения у детй с ОВЗ предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровления  всего организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно- педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Важным в комплексном сопровождении детей с ОВЗ вляется процесс организации психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ. Тщательное комплексное обследовании с учетом личностно-ориентированного подхода позволяет получить количественную и качественную характеристику уровня развития детей, дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить маршрут индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком.

Ученые утверждали, что целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа всего коллектива дошкольного учреждения, осознанная заинтересованность включения в этот процесс семьи — важнейшие аспекты повышения результативности обучения.

Список используемой литературы

 

1.      Бачина О.,В Самородова А.П.. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи // Библиотека журнала «Логопед».- М.: Сфера, 2009

2.      Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. Тамбов 2007

3.      Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей // Научно-методический журнал «Логопед в детском саду».№5, 2017

4.      Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» №1, 2016

5.      Иванова О.Ф. Лакомых С.М. Емельянова Н.И. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. // Научно-методический журнал «Логопед» №3 2017

6.      Карпова C.И., Мамаева В.В., Никитина А.В., Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. // «Логопед в детском саду». 2007.№9

7.      Каше Г. А., Филичева Т. Б.Чиркина Г.В. Про­грамма обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием  речи. М.: Просвещение, 2008.

8.      Костенькова О.Н. Комплексный подход в работе по преодолению речевых нарушений у детей.  // Логопед в детском саду №9-10,2015

9.    ЛепихинаН.Л., Лизунова Л.Р.Малышева Н.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной  работе. // Логопед.№8,2016

10.  Лизунова Л.Р.Малышева Организация единого речевого режима в ДОУ.//Логопед.№3, 2016

11.  Панферова И.В., Филиппова Л.Н., Кулаковская В.И. Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ. // Логопед №4, 2017

12.  Поваляева М. А.Коррекционная педагогика. Взаимодействие специа­листов. Серия «Учебники, учебные посо­бия».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

13.  Подобед С.О., Щербинина Д.К. Комплексный подход к коррекции нарушений речи у детей. // Логопед №1, 2015

14.  Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007

15.  ФурееваЕ.П. Е.В Овчинникова Е.В. Бабина Е.С. Работа учителя- логопеда с семьей, имеющей ребёнка с различными речевыми нарушениями. Логопед в детском саду №8 2008

16.  Цуциева Ж.В. Чижова И.С. Ватаева Н.Г. Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребёнка. Логопед №8 2016

Шипицина Л.М., Хилько А.А.и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб. Изд. «Речь»,2010

Добавить запись

Защита от спам-роботов