Педагогам

 Филиппова Марина Марисовна
Умные люди — лучшая энциклопедия.
Гёте И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Методика работы с картами В. Я. Проппа»

Цель: ознакомление и изучение карт Проппа, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

План семинара-практикума:

  1. Этапы работы с картами Проппа.
  2. Значение карт Проппа.
  3. Практические задания для педагогов.

Ход проведения семинара-практикума

Теоретическая часть.

 Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты. «Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества - он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт. Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать, и добавлять остальные карты.

На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. (Слайд 8)

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

Давайте попробуем сочинить свою сказку, количество используемых карт не ограничено. Жили были Иван да Марья. Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать. А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее. А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка- это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже- Марьей, и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка – кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Мораль сказки - слушайся мужа.

 В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников - иллюстраторов, оформителей, декораторов.

Значение карт Проппа:

 1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре- самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории). Желаю успехов!!!!(Слайды 3- 7)

Практическая часть.

1 задание.  «Составь слово из слогов и отгадай сказку».

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

Кашечрохав  («Хаврошечка»).

Боклоко  («Колобок»)

Зоркомо  («Морозко»)

Очвокамйюд  («Дюймовочка»)

Дыродйом  («Мойдодыр»)

Гукароснеч  («Снегурочка»)

Комерет  («Теремок»)

Щеинакатар  («Тараканище»)

Задание 2.

Участники должны вспомнить название сказки.

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)

- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)

- Об общежитии для зверей. («Теремок».)

- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)

- О деревянном мальчике. («Буратино».)

- О трудолюбивой девочке. («Золушка».

Задание 3. Добавлялки.

Участники должны продолжить чистоговорку.

• Ра – ра – ра --- во дворе …. (у нас гора).

• Ло – ло – ло --- греет …. (солнышко тепло).

• Ры – ры – ры --- летят… (синие шары).

• Ор – ор – ор --- спеет…. (красный помидор).

• Ши – ши – ши --- гуляют …(наши малыши).

• За – за – за --- в поле… (бегает коза).

• Ла – ла – ла --- на пути ….(у нас скала).

• Ор – ор – ор ---. острый …. (топор).

• Лы – лы – лы --- наши девочки… (милы).

• Сы – сы – сы --- у папы… (нашего усы).

 Задание 3

В конце хочу вам предложить с помощью карт Проппа сочинить свою сказку.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 56»

Семинар - практикум

«Методика работы с картами

В. Я. Проппа»

C:\Users\sad56\Desktop\slide_06.jpg

Подготовила:

старший воспитатель

Филиппова М. М.

Оренбург 2022 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 56»

Семинар – практикум

«Правила соблюдать – беду миновать!»

Подготовила:

старший воспитатель

Филиппова М. М.

Оренбург 2021 г.

«Правила соблюдать – беду миновать!»

Задачи: через практическое занятие показать, каким образом формируются базовые знания в области дорожного движения; познакомить с современными игровыми формами в работе с детьми по изучению ПДД.

Форма проведения: практическое занятие.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, ноутбук, аудиозаписи, листы бумаги по количеству участников, жезл, зонт, плащ с капюшоном, форма инспектора, удостоверения пешехода.

Ход:

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Наш семинар-практикум сегодня посвящен современным игровым формам в работе с детьми по изучению ПДД.

Мы живём сегодня с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся…. Одна секунда… Много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная.

Это страшно, когда дети гибнут от рук террористов, но не менее страшно, если ребенок гибнет на дороге в результате безответственности взрослых.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Упражнение «Тонкая бумага»

Ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги внимательно слушают то, что говорит ведущий, и выполняют указания.

Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

Ведущий задает вопросы:

У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Как вы думаете, каков смысл задания?

Ведущий подводит к выводу:

Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если мы сами не соблюдаем эти правила, можете быть уверены, что и наши дети их нарушат.

Несмотря на то, что проще рассказать правила дорожного движения (так и делает большинство, правильнее это делать в форме игры в силу возрастных особенностей дошкольников. А закреплять их на улице, во время прогулок, поездок.

Сегодня мы с вами познакомимся с рядом игр, в которые можно играть с детьми. И первая игра называется «Передай жезл».

Игра «Передай жезл»

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

А сейчас, я хочу предложить Вам разобрать вопросы, возникшие из практических ситуаций, которые происходят на улицах и дорогах.

Практические ситуации:

1. Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.

- Дедушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.

- Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, - ответил дед.

- Да что там учитывать! – настаивал я.

- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!

Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги?

Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т. д.)

2. Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»

Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход?

Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и т. п.

Ведущий: Играя, дети сдают экзамены как взрослые и сейчас я предлагаю Вам пройти экзамены на знание правил дорожного движения.

КВН «Знаю ПДД сам - расскажу другому»

Звучит фонограмма «Мы начинаем КВН».

Мы начинаем КВН, где не будет победителей и побежденных. Мы просто проверим свои знания и поделимся опытом в подготовке детей к пожизненной «профессии» участника движения.

Представляю темы вопросов:

• Перекресток загадок

• Знаки велосипеда

• Самый сообразительный

• Говорящие знаки

• Автомульти

Перекресток загадок

1. Для этого коня – бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется, по дорогам он несется. Автомобиль.

2. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ, это мой… Велосипед.

Знаки велосипеда

1. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? С 14 лет.

2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой? Тормоза.

Самый сообразительный

1. Какой из перечисленных дорожных знаков лишний?

• Прочие опасности;

• Крутой поворот;

• Дорожные работы;

• Обгон запрещен.

2. Какой из перечисленных терминов лишний?

• Матешая высматика (высшая математика);

• Регулиналы сигровщика;

• Знарожный док;

• Чаезжая прость.

Музыкальная пауза

Мы с вами споём отрывок из песни с использованием дорожных знаков.

Пусть бегут неуклюже («Дети»)

пешеходы по лужам, («Пешеходный переход»)

а вода по асфальту рекой, («Питьевая вода»)

И неясно прохожим («Движение направо или налево»)

в этот день непогожий, («Мойка автомобилей»)

почему я веселый такой. («Прочие опасности»)

А я играю на гармошке («Подача звуковых сигналов запрещена»)

у прохожих на виду, («Пешеходный переход»)

К сожаленью, день рожденья («Пункт питания»)

только раз в году… («Тупик»)

Говорящие знаки

1. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

Там иди, где весь народ, там, где знак… Пешеходная дорожка.

2. Затихают все моторы

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

«Близко школа! Детский сад!» Дети.

Автомультики.

1. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? Велосипед.

2. Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-чанга? Кораблик.

Ведущий: Ну, вот и окончилась, наша игра. Все Вы успешно сдали экзамены на знание правил дорожного движения.

Раздается шум дождя и появляется Тетушка-Непогодушка с зонтом и в капюшоне, ничего не видит, наталкивается, скользит.

Тетушка снимает плащ и замечает гостей.

Тетушка-Непогодушка: Здравствуйте, я - Тетушка-Непогодушка, решила погулять по весеннему поселку.

ВедущийДорогие гости, осенью часто идет дождь. Чем опасна такая погода для пешеходов?

Предполагаемые ответы гостей(мешает зонтик, капюшон, дорога скользкая).

Вдруг Тетушка-Непогодушка снимает плащ и превращается в инспектора ГИБДД.

Инспектор ГИБДД:

Молодцы! Вы верно все отвечали!

А теперь, когда вы познали азбуку движения

Я начинаю в пешеходы посвящение!

Посвящение в пешеходы

- На улице быть очень внимательными - обещаю! (все - обещаю)

- Водителей машин не волновать и дорогу на красный свет не перебегать - обещаю! (все - обещаю)

Инспектор ГБДД:

А сейчас я подведу итог.

Правила всем надо знать

Кто б ты ни был стар, иль млад,

Знание правил — ценный клад!

Разрешите вам вручить «Удостоверения пешехода».

Ведущий. Завершить наш мастер-класс мне хочется словами. Философы говорят, что «жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них». Уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.