Тесты

Круглова Наталия Юрьевна

Помощь при диагностировании реебёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник для определения ведущей руки

Каждый ответ "только правой" оценивается в +2 балла;
ответ "чаще правой" - в 1 балл;
ответ "любой рукой" - 0 баллов;
"только левой" - в -2 балла.
Все баллы суммируются.

Обследуемого просят продемонстрировать каждый раз манеру исполнения.

Изобрази, пожалуйста:

  1. Какой рукой ты пишешь?
  2. Какой рукой рисуешь?
  3. Какой рукой бросаешь мяч?
  4. Какой рукой складываешь башню из кубиков?
  5. Какой рукой бьешь молотком?
  6. Какой рукой режешь ножницами?
  7. Какой рукой расчесываешься?
  8. Какой рукой стираешь ластиком нарисованное?
  9. Какая рука сверху, когда ты апплодируешь?
  10. Какой рукой держишь ложку во время еды?
  11. Какой рукой раздаешь карты, лото?
  12. Какой рукой держишь зубную щетку?

Показатели:

от 24 до 17 баллов - выраженная праворукость;
от 16 до 9 баллов - слабая праворукость;
от +8 до -8 баллов - одинаковое владение правой и левой рукой;
от -9 до -16 баллов - слабая леворукость;
от -17 до -24 баллов - выраженная леворукость.



Предварительный просмотр:

ОЦЕНИТЕ СПОСОБНОСТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ПОНИМАТЬ СКАЗАННОЕ

Прочитайте вопросы, соответствующие возрасту Вашего ребенка, проставьте ответы (да, нет).

РОЖДЕНИЕ

Слушание и восприятие:

Слышит ли ребенок речь?

Пугается ли он или плачет от шума?

Просыпается ли он от громких звуков?

Речевое развитие:

Приятно ли ребенку издавать звуки?

Издает ли он звуки, когда Вы играете с ним, смотрите на него, перестаете смотреть и смотрите снова?

Оценка результатов

0-3 МЕСЯЦА

Слушание и восприятие:

Поворачивает ли ребенок голову, когда Вы смотрите на него?

Улыбается ли он, когда Вы говорите с ним?

Кажется ли Вам, что ребенок узнает Ваш голос и перестает плакать, если Вы обращаетесь к нему?

Речевое развитие:

Повторяет ли ребенок разнообразные звуки (воркует ли)?

Можно ли по характеру плача понять, что хочет ребенок?

Улыбается ли ребенок при виде Вас?

Оценка результатов

4-6 МЕСЯЦЕВ

Слушание и восприятие:

Реагирует ли ребенок на слово "нет"?

На изменения в тоне голоса?

Начинает ли он оглядываться, услышав новые звуки, например, звонок в дверь, шум пылесоса, лай собаки?

Замечает ли ребенок игрушки, издающие звуки?

Речевое развитие:

Лепечет ли ребенок, произнося различные звуки, например, Б, В, Т?

Дает ли ребенок понять (жестом или лепетом), если хочет чего-то еще?

Издает ли ребенок булькающие звуки, когда остается один?

Оценка результатов

7-12 МЕСЯЦЕВ

Слушание и восприятие:

Понимает ли ребенок слова, обозначающие названия часто употребляемых предметов (чашка, вода, игрушка)?

Выполняет ли он требование "Иди сюда"?

Понимает ли, что обозначает "Хочешь еще?"

Нравится ли ребенку играть в "ладушки", "сороку-белобоку"?

Откликается ли он на свое имя?

Прислушивается ли он к разговору?

Речевое развитие:

Пытается ли ребенок подражать звукам?

Использует ли ребенок речевые звуки вместо крика, чтобы привлечь внимание?

Произносит ли он цепочки слогов?

Начинает ли он произносить слова типа мама, папа, дай, нет, пока (слова могут произноситься нечетко).

Оценка результатов

1-2 ГОДА

Слушание и восприятие:

Показывает ли ребенок по просьбе части тела?

Выполняет ли простые команды "Кати мяч", "Обними куклу", "Найди ботинки"?

Слушает ли простые стихи, сказки, потешки, песенки?

Показывает ли по просьбе изображения на картинках?

Речевое развитие:

Начинает ли ребенок задавать вопросы, например, "Где кошка?"

Появляются ли простые предложения, например: "Дай пить"?

Появляются ли в его речи новые звуки?

Говорит ли он больше с каждым месяцем?

Оценка результатов

2-3 ГОДА

Слушание и восприятие:

Выполняет ли он двухступенчатую инструкцию, например: "Куклу положи спать, а мишке дай суп"?

Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой-маленький, верх-низ?

Различает ли "домашние звуки": телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?

Речевое развитие:

Просит ли ребенок у Вас то, что ему нужно?

Может ли он назвать словами практически все?

Появились ли у него предложения, состоящие из двух-трех слов?

Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?

Оценка результатов

3-4 ГОДА

Слушание и восприятие:

Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате?

Включает ли он радио или телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?

Отвечает ли на вопросы: "кто?", "что?", "где?", "почему?"

Речевое развитие:

Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду? Пересказывает ли то, что ему читают?

Произносит ли он правильно большинство звуков?

Понимают ли речь ребенка посторонние?

Пользуется ли он предложениями, состоящими из трех-четырех слов?

Оценка результатов

4-5 ЛЕТ

Слушание и восприятие:

Все ли понимает ребенок из того, что он слышит дома и в детском саду?

Все ли родные и близкие, воспитатели, знакомые считают, что ребенок слышит хорошо?

Нравится ли ему, когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?

Речевое развитие:

Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?

Все ли звуки он произносит правильно?

Пользуется ли он предложениями, состоящими из пяти-шести слов?

Считаете ли Вы, что его речь грамматически правильно оформлена?

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Если на все вопросы Вы ответили "да" - ХОРОШО - восприятие и речевое развитие соответствует возрасту.

В Ваших ответах встречается:

Одно-два "нет" - ВНИМАНИЕ - есть основание для беспокойства.

Три и больше "нет" - ДЕЙСТВУЙТЕ - Вашему ребенку может быть необходима помощь специалистов. Проконсультируйтесь у педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.



Предварительный просмотр:

Схема оценки уровня развития навыков крупной моторики

Ходьба по узкой поверхности

Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см, придерживаясь за руку взрослого.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см без поддержки за руку.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 см, придерживаясь за руку взрослого.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 см без поддержки за руку.
Ходит по узкой доске длиной не менее 2 м и шириной 20 см, приподнятой над землей на 15-20 см.

Ходьба по наклонной поверхности

Держась за руку взрослого, поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).
Самостоятельно поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).
Держась за руку взрослого, спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона около 30 градусов).
Самостоятельно спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).

Ходьба по ступеням

Поднимается на порожек высотой 10-15 см, держась за руку взрослого.
Самостоятельно поднимается не порожек высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия.
Спускается с порожка высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия.
Поднимается на порожек высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия.
Спускается с порожка высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия.
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила.
Спускается по лестнице приставным шагом, держась за перила.
Поднимается по лестнице переменным шагом, держась за перила и чередуя ноги.

Бег

Быстрым шагом проходит от 5 до 10 м с поддержкой за обе руки.
Быстрым шагом проходит не менее 20 м с поддержкой за одну руку.
Быстрым шагом с поддержкой за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона.
Быстрым шагом без поддержки за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона.
Быстрым шагом проходит не менее 10-15 м, взмахивая одной или двумя руками для придания себе скорости.
Быстрым шагом проходит около 30 м, ритмично взмахивая одной или двумя руками для придания себе скорости.
Пробегает около 30 м.

Прыжки

Выполняет пружинистые движения на пружинящей поверхности на носочках, держась обеими руками за руки взрослого или опорную поверхность:
от одного до пяти раз подряд;
десять или более раз подряд.
Время от времени подпрыгивает, выполняя пружинистые движения на батуте, держась обеими руками за опору. Подпрыгивает на батуте несколько раз подряд, держась обеими руками за опору.
Время от времени подпрыгивает на полу, держась обеими руками за опору.
Подпрыгивает на месте на полу несколько раз, держась обеими руками за опору.
Спрыгивает со ступеньки высотой около 15 см, держась за руки взрослого.
Подпрыгивает на месте, стоя на полу и без поддержки за руки.
Прыгает вперед на 10-15 см без поддержки.
Перепрыгивает через линию на полу или натянутую на полу веревочку.
Спрыгивает со ступеньки высотой 5 см без поддержки.
Спрыгивает со ступеньки высотой 10 см без поддержки.
Спрыгивает со ступеньки высотой 20 см без поддержки.
Спускается по лестнице, держась за перила и чередуя ноги.

Бросание, ловля, метание

Двумя руками отбрасывает в неопределенном направлении легкий мяч среднего размера.
Двумя руками отбрасывает мяч среднего размера, направляя его к партнеру по игре.
Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния около 1 м.
Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния не менее 2 м.
Ловит двумя руками мячи разного веса, размера и фактуры, меняя положение тела с учетом траектории их полета.
Метает одной рукой маленький мяч в неопределенном направлении.
Метает одной рукой мячи разного веса и фактуры в заданную сторону.
Метает маленький мяч, попадая им в цель, диаметром не менее 50-70 см.

Оценка навыков мелкой моторики

Захват

Использует указательный жест.
Преимущественно использует ладонно-пальцевый захват.
Использует щепотный захват.
Использует пинцетный захват.

Запястье

Поворачивая предметы, двигает всей рукой.
Поворачивая предметы, двигает предплечьем и запястьем.
Поворачивая предметы, может изолированно действовать запястьем.

Манипулирование мелкими предметами

Берет, удерживает и помещает в емкость крупные бусины (диаметр бусины - около 3 см, диаметр отверстия - около 5 см).
Аккуратно ставит на стол и друг на друга кубики небольшого размера.
Опускает простые объемные геометрические фигуры в соответствующие отверстия.
Опускает в прорезь плоские предметы (монеты, пуговицы и т.д.)
Используя щепотный захват, продевает толстую проволоку в отверстие бусины диаметром около 3 см.
Нанизывает на толстую проволоку крупные бусины (диаметр бусины - 2,5-3 см, диаметр отверстия в бусине - около 1 см).
Нанизывает бусины диаметром около 2,5-3 см на толстый шнур.
Разворачивает завернутый в бумагу или фольгу предмет диаметром около 2,5-3 см.

Подготовка руки к письму

Рисование вертикальных, горизонтальных линий и кругов

Калякает по бумаге, перемещая руку в вертикальном направлении.
Калякает по бумаге, перемещая руку в горизонтальном направлении.
Калякает по бумаге, перемещая руку по кругу.
Рисует вертикальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует горизонтальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует округлые линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует вертикальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Рисует горизонтальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Рисует круг с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.

Закрашивание поверхностей

Беспорядочно калякает по бумаге формата А4.
Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 10х10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 5х5 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивает фломастером или толстым мелком нарисованную на бумаге простую предметную фигуру размером не менее 10х10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.

Источник:
Серия "Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития". Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна Даунсайд ап.

Комментарий
С помощью этой схемы удобно отслеживать развитие малыша. Фиксируйте результаты теста через определенный промежуток времени, например, раз в месяц. Если у малыша есть задержка в развитии, то ваш "дневник" пригодится при взаимодействии со специалистами - ортопедом, инструктором ЛФК, логопедом, дефектологом.
Наталья Ильина, дефектолог



Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Первый месяц жизни

Второй месяц жизни

Третий месяц жизни

Четвертый месяц жизни

Пятый месяц жизни

Шестой месяц жизни

Седьмой месяц жизни

Восьмой месяц жизни

Девятый и десятый месяцы жизни

Одиннадцатый и двенадцатый месяцы жизни

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Коснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.
  2. Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец тотчас, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.
  3. Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов. Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.
  4. Если поведение ребенка беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно около его кровати. Ребенок должен успокоиться, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки.
  5. Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается платком, повешенным над кроваткой или на вашу вытянутую руку. Глаза ребенка задерживаются на свете несколько секунд.
  6. Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени.
  7. Кусочком ваты делайте движения прочищения носа (без прикосновения к слизистой носа). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею.
  8. Ребенок лежит на животе, ручки в согнутом положении по обеим сторонам головы. Ребенок может поднять голову вверх хотя бы на один момент.
  9. После того как ребенок пососал немного, соска или грудь отнимается. Ребенок придвигает голову к соске, груди или рожку и пытается схватить его ртом.

В возрасте одного месяца на обращение взрослого к ребенку у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка может появляться и раньше, уже на 2-й неделе. При общении со взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.

ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Ребенок автоматически должен повернуть голову в направлении звука.
  2. Реакции на отдельные раздражители ясно отличаются друг от друга. На шум трещотки ребенок начинает бурно реагировать, двигая руками и ногами, на непрерывно звучащий свисток ребенок успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у него неудовольствие, а удары по дереву - наморщивание лба. Звуковое раздражение не должно превышать 30 секунд.
  3. Если положить ребенку на лицо пеленку, то он будет делать неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки не сможет.
  4. Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая его голову, отпустите немного руку. Ребенок будет удерживать голову прямо несколько секунд. А лежа на животе он уже хорошо держит голову.
  5. Ребенок, находясь в беспокойном состоянии, успокаивается, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.
  6. Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить ребенка, но грудь или рожок не даете. Ребенок реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.
  7. Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от лица ребенка, перемещайте это кольцо в продольном направлении. В ответ наблюдается согласованное движение его глаз: они то поднимаются, то опускаются вниз.
  8. Теперь вы совершаете круговые движения красного кольца. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будете быстро приближать кольцо к лицу ребенка - вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно - реакцию общего оживления.
  9. При общении с ребенком наблюдается ответная улыбка, реакция "оживления", появляются первые спонтанные вокализации.

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, то он будет следить взглядом за ней.
  2. Ребенка носят по комнате (его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты). Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит на них. Времы выполнения этого теста - 2 минуты.
  3. Ребенок лежит на животе. Сбоку (25 см от ребенка) гремит погремушка. Ребенок поворачивает голову в сторону погремушки.
  4. В положении лежа на животе ребенок должен удерживать голову в течение 30 секунд.
  5. Когда вы разговариваете с ребенком, то он на вас смотрит внимательно, реагирует улыбкой, появляется гуление, комплекс "оживления".
  6. Ребенок лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая исчезает из поля зрения ребенка, но при этом он продолжает смотреть в течение нескольких секунд вслед исчезнувшей игрушке.
  7. Лежа на животе ребенок сможет опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору.
  8. Если подвесить игрушку над ребенком в пределах досягаемости, то случайно натолкнувшись на нее, ребенок замирает на некоторое время.
  9. Склонившись над ребенком, изменяете мимику своего лица, ребенок имитирует эту мимику.
  10. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой непосредственно около кроватки, но несколько ниже, так, что ребенок не может ее видеть, и одновременно с другой стороны показываете ребенку игрушку (она не находится в направлении его взгляда). После того как ребенок поворачивается то туда, то сюда, он окончательно поворачивается в сторону к игрушке.
  2. Когда ребенок находится в хорошем настроении, подержите мячик около его рук. Ребенок начинает водить рукой по мячу. Движения его медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним.
  3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Ребенок может проследить глазами за движениями игрушки с одной стороны на другую.
  4. Если сделать неподвижный упор из одеяла, то ребенок в положении лежа на животе будет как бы отталкивать этот упор руками и ногами.
  5. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т.д.
  6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение ребенка сразу изменяется: он наморщивает лоб, искривляет рот, плачет, удивляется, появляется двигательное оживление и другие реакции.
  7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает погремушку в руке, не теряя ее сейчас же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.
  8. Ребенок узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении со взрослыми.
  9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот и сможет попить из ложки.
  10. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Если ребенку дать в руку погремушку, то он будет ее рассматривать очень внимательно. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.
  2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
  3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.
  4. Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.
  5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно.
  6. Ребенок уже хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.
  7. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони выпрямленных рук.
  8. Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа на спине сможет перевернуться на живот.
  9. Ребенок уже может долго сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо.
  10. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные ("а", "э", "ю", "я"), может повторять звуки, подражая взрослому.

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.
  2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.
  3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который который удерживает его за пальцы, сможет сесть.
  4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица - от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д.
  5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.
  6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом "оживления".
  7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.
  8. Появляются первые признаки лепетной речи - малыш даже может произносить отдельные слоги.
  9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.
  10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Обратите внимание на эмоциональные проблемы ребенка от рождения до шести месяцев:

- безразличие к кормлению, к человеческому голосу и игре;
- подергивание лица и рук;
- постоянное нарушение сна.

Если наблюдается хотя бы один симптом, следует обратиться к специалисту.

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку греметь погремушкой, которую он может достать при повороте.
  2. Вы держите ребенка на коленях, сидя за столом. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол.
  3. Вы стоите у кроватки ребенка и не выказываете никакого внимания, избегая встретиться с ним взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т.д.
  4. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом.
  5. Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок следит взглядом, поворачивается за игрушкой.
  6. Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Ребенок, оставаясь в этом положении, освобождается от пеленки руками.
  7. Спросите у ребенка, где находится какой-либо предмет (предмет должен находиться постоянно в определенном месте, и вы неоднократно называли его). На ваш вопрос ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет.
  8. Ребенок может по вашей просьбе показать нос, глаза и т.д. другого человека. В лепете появляются звукосочетания типа: "дай-дай-дай", "та-та-та".
  9. Хорошо ползает (много и быстро, в разных направлениях). Встает на колени, встает с поддержкой руками.
  10. Настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а добравшись до него, радуется.

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

  1. К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигаться с места - откатиться, отодвинуться и т.д. Может сам садиться, лодиться, вставать, переступать у опоры.
  2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку.
  3. Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом - на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.
  4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.
  5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.
  6. На глазах у ребенка вы отбираете у него игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку.
  7. Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками.
  8. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографии.
  9. Долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).
  10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.

ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

  1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.
  2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.
  3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.
  4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в "ладушки", "дай ручку" и т.д., а на вопрос "где?" и просьбу "дай" отыскивает повсюду нужный предмет.
  5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.
  6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова "иди", "сиди", "лежи" и другие.
  7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.
  8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.
  10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

ОДИННАДЦАТЫЙ И ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

  1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.
  3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки.
  4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.
  6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  9. Выполняет первые простые поручения, понимает слово "нельзя", очень хорошо ориентируется в помещении.
  10. К концу года произносит особые "слова", понятные только матери и ребенку: например, "бах" - падение, "фа" - шапка, и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: "кис-кис", "ав-ав", "дай", "бай".

Обратите внимание на факторы эмоционального неблагополучия ребенка от шести месяцев до года (при наличии хотя бы одного фактора следует обратиться к специалисту):

- постоянное вредное для себя поведение;
- неумение имитировать звуки и жесты;
- общая апатия;
- постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми.