Подготовка руки дошкольника к письму

Топычканова Татьяна Николаевна

На этой странице собран методический и практический материал для подготовки дошкольников к освоению письменных навыков в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://vk.com/shdr.online

Школа двигательного развития

Нормализация напряжений в кисти при рисовании и письме

Вопрос: почему так важна нормализация напряжений в кисти при рисовании и письме?

Дети часто сильно сжимают карандаш и даже не понимают, напряжена рука или нет, комфортно им или нет, они не умеют пока это определять. При этом, зачастую им кажется, что хват, который мы пытаемся им поставить, для них неудобен. В итоге мы думаем, что мы чего-то добились, а потом ребёнок возвращается к прежнему хвату, и проваливается в привычное высокое напряжение, которое и затрудняет и замедляет письмо, и вызывает быстрое утомление вплоть до истощения.

Причин привычки у детей к большим усилиям при рисовании и письме много, но, одновременно, простейшая, повсеместно распространенная, и легко устранимая и надежно приводящая к скованности в кисти – неадекватные для детей пишущие инструменты, которые они осваивают задолго до школы и, благодаря которым, формируют и привычку сильно давить на бумагу и сильно сжимать пишущие инструменты, и формируют неэффективные для письма хваты.

Рассмотрим график из статьи Häger-Ross C, Rösblad B. Norms for grip strength in children aged 4–16 years. Acta Pædiatr 2002; 91: 617–625. Stockholm. ISSN 0803-5253

Нормализация напряжений в кисти при рисовании и письме, изображение №1

На нем показана сила произвольного сжатия цилиндрическим хватом (им мы держимся, например, за поручни в транспорте) у детей разного возраста.

Что мы можем увидеть на этом графике?

Сила кисти четырехлетних примерно вдвое меньше чем у семилетних, у семилетних меньше чем у шестнадцатилетних примерно в пять раз, а у десятилетних – примерно втрое. Ну и мы не сильно ошибемся, если предположим, что сила кисти шестнадцатилетних вдвое меньше чем у взрослых. Итого мы получаем следующие отношения: 1:2:3:10:20. То есть сила кисти четырехлетнего ребенка меньше силы кисти взрослого примерно в 20 (двадцать!) раз, семилетнего – в 10 (десять!), а десятилетнего – в 7 (семь!)

При этом четырехлетний ребенок, как правило, уже пару лет как рисует карандашами, получить яркий след от которых непросто даже взрослой рукой. Неудивительно, что в школу он приходит с совершенно зажатой кистью, совершенно не приспособленной для длинных серий разнообразных, быстрых и точных движений.

Каковы последствия? Рассмотрим график из статьи Schwellnus, H., Carnahan, H., Kushki, A., Polatajko, H., Missiuna, C., & Chau, T. (2013). Writing forces associated with four pencil grasp patterns in Grade 4 children. American Journal of Occupational Therapy, 67, 218–227. http://dx. doi.org/10.5014/ajot.2013.005538

Нас интересуют две левые картинки

Нормализация напряжений в кисти при рисовании и письме, изображение №2

Вопрос: как выработать у ребёнка контроль напряжения в кисти?

Дети часто сильно сжимают карандаш и даже не понимают, напряжена рука или нет, комфортно им или нет, они не умеют пока это определять. При этом, зачастую им кажется, что хват, который мы пытаемся им поставить, для них неудобен. В итоге мы думаем, что мы чего-то добились, а потом ребёнок возвращается к прежнему хвату, проваливается в тонус.

Я бы начал с того, что первично у ребёнка отсутствует контроль напряжения, во всяком случае локального. Общий контроль он развивает, когда прыгает, что-то тянет, толкает, а вот локального контроля напряжения фактически нет.

Я помню свои трудности при письме в начальной школе, когда пальцы очень уставали, был продавлен средний палец, на нём был мозоль. Мы тогда железными перьями писали. Позже, занявшись темой, я эти перья достал и понял, что были они достаточно “дубовыми”. При этом от нас требовали писать с нажимом, а продавить их мне и сейчас, взрослой рукой, достаточно сложно. Это значит, что условия, в которые детей ставят при обучении письму, уже очень давно совершенно неадекватные.

Вопрос: многие современные школы и методики предлагают вернуться обратно к перьевым ручкам. Значит, это тоже не совсем правильно?

Это старая идея, что раньше всё было хорошо, а теперь плохо, и надо просто вернуться к старым методикам. Но при этом обычно никто толком не знает этих методик, реализуются скорее “фантазии на тему”. Судя по тому, что я читал, поднять старые тексты людей, которые раньше занимались обучением письму, люди обычно не удосуживаются, и потому делают кучу глупых ошибок. А ведь во второй половине 19-го века было много хороших работ по этой теме, и они сейчас доступны.

В частности, обычно упускают из виду, что исходно писали мягкими перьями, а вот в советское время перья были просто ужасные. Сейчас некоторые производители, по крайней мере на Западе, выпускают перья с разной степенью жёсткости, но у нас их сложно найти, продавцы про такое и не слышали, а авторучек с мягкими перьями вообще не выпускают с тридцатых годов. Но старые-то методики построены под мягкие перья.

Упражнение 1. Смахивание крошек.

Итак, поскольку ребёнок не очень чувствует, что происходит с его кистью (и взрослые, зачастую, тоже), то нам остаются только внешние ориентиры, позволяющие отследить уровень давления. Ребёнок ведь может очень хорошо дозировать усилие, наше дело только создать условия, где ему будет легко увидеть связь между усилием и результатом, и где усилие действительно нужно маленькое. Соответственно, будут полезны любые упражнения, где ребёнок в принципе приобретает опыт малых усилий. Например, гладить салфетку так, чтобы она не двигалась по столу.

Вопрос: например, можно пробовать смахнуть со скатерти крошки, не смахнув её саму? А потом – с салфетки?

Да. Так мы из “глупого” занятия – гладить салфетку – можем получить вполне содержательное. Сначала, конечно, даём очень простую задачу: убеждаемся, что ребенок с голого стола умеет смахивать крошки. Потом предлагаем смахнуть со скатерти или большой жёсткой салфетки (вроде толстой Икеевской), но стремимся к тому, чтобы ребенок и с носового платка мог смахнуть. Это конечно несколько избыточная задача , ведь стол гораздо более скользкий, чем рука, и стоит хоть чуть-чуть превысить усилие – и платок поедет за рукой, но она может заинтересовать ребенка и поможет повысить его ловкость.

Это базовое упражнение, можно другие подобные придумать. Причём это могут быть движения пальцами, могут быть движения ладонью или вообще щёточкой – когда надо что-то счистить с поверхности, которая “поедет”, если приложить чуть большее давление. Причём здесь нужен контроль всей руки, это движение от плеча, тут нужно держать всю руку на весу и хорошо «вывесить» кисть.

Многие дети в этих упражнениях приобретают совершенно новый опыт, потому что обычно при работе за столом они наваливаются на стол, это уже наработанная привычка, как это ни печально. А нам нужно исходно добиваться других “отношений” со столом, без приложения силы. Если у ребёнка вообще трудности с тем, чтобы сидеть и поддерживать позу, мы ему помогаем получить этот опыт, научиться не наваливается на стол, и пытаемся это умение перевести в письмо.

Упражнение 2. Рисование толстой кистью прямых линий.

Порядок тут будет такой. Сперва берём краски, играем с толстой кистью, пытаемся добиться, чтобы ребёнок нормировал давление на кисточку, в рамках рисования. Конечно, на этом этапе нужна кисть с плотным ворсом. Если дадим беличью, ребёнок её тут же продавит, не справится с регуляцией давления. Сначала нужна толстая щетинная кисть, диаметром порядка 1,5 см, круглая. Если кисть плоская, её нужно поворачивать правильной стороной, а это ещё одно, лишнее, в нашей ситуации качество кисти, которое ребёнку нужно контролировать. Форма должна быть “язычком”, не обрезанная, т.е. это художественная кисть, а не чтобы клей мазать. После первичного освоения регуляции давления хорошо брать китайские кисти. Европейская кисть коническая: в середине ворс длинный, по краям короткий. Китайская устроена наоборот: длинный ворс по краям, а в середине короткий. Такая кисть при неправильном использовании начинает мазать по краям, она более требовательная к нажиму, нужно вести кисть без нажима, с наклоном по ходу движения, иначе начинаются проблемы. Такая кисть “не прощает ошибок”, и поэтому провоцирует правильное движение: надавил слишком сильно или не наклонил –кисть сильно расширяется и мажет.

Вопрос: получается, что такую кисть нельзя давать ребёнку сразу? Сначала надо порисовать что-то круглой кистью, хотя бы заборы, сформировать первичный контроль нажима, а потом брать более капризную кисть?

Да.

Вопрос. А ещё, наверное, можно учиться контролировать давление в одной точке, при отдельном прикосновении?

Упражнение 3. Рисование точек кистью с разным нажимом.

Да. Точки здесь очень важны. Мы первично создаём условия, при которых вся рука не давит на поверхность. Например, при сметании с поверхности крошек. Кисть просто удерживает свою позу и не давит на поверхность. Дальше создаём общее движение кисти. Длинное движение художественной кистью с изменением положения кисти. При движении вправо-влево это пронация-супинация предплечья, при движении вверх-вниз сгибание-разгибание кисти. При этом меняется и конфигурация кисти, и это изменение плавное, небольшое, растянутое во времени, помогающее освоить правильную позу кисти, правильный хват. Но мы хотим, чтобы давление быстро менялось это необходимо для письма, и тут нужны короткие штрихи или точки. Придумываем задание, где в одном месте нужны точки побольше, в другом – поменьше. Скажем, это будут следы животных: маленькие точки – это белка пробежала, большие точки – это волк прошёл, разница должна быть значимой по смыслу. А если давление неравномерное, можно сказать, что у ребёнка “волк в слона превратился”. Это ситуация, когда требуется ещё только самое простое движение кисти, а нажим уже автоматизируется хорошо. Получаем большое количество повторов с управлением силой нажима. Только после этого мы уже можем предлагать ребёнку варьировать толщину линий.

Упражнение 4. Рисование кистью линий с меняющимся нажимом.

Можно рисовать ствол дерева: верхушка тонкая, а чем ниже, тем он толще. Или морковку нарисовать одним движением кисти: сверху толстая, а кончик тонкий. Здесь ребёнок приобретает опыт контроля нажима в разных ситуациях.

Дальше нужно уменьшать кисточку, переходить на мягкие кисти, они не дают такой сенсорной отдачи какую даёт щетинная кисть. При этом от ребёнка требуется гораздо меньшее давление, правильное движение совершается скорее за счёт того, что рука его “помнит”, за счёт собственной координации, контроля дистанции до листа, а не благодаря сопротивлению кисти. Задача здесь уйти от опоры на давление, которое раньше было основой для построения координации.

Упражнение 5. Закрашивание фона мелком/кирпичиком пастели.

Если с мягкой кистью получается – это хороший признак, значит, и с карандашом будет получаться прилично. Вообще, когда нужно двигаться дальше, от красок к твёрдым материалам, есть хороший переходный вариант. Это лучше делать на мелках, на кирпичиках пастели. Это придумали вальдорфцы: они закрашивают весь лист слабеньким тоном – не уголком, а ребром кирпичика.

Я на этом этапе всех уговариваю использовать вот такой приём. Берём лист оргалита, у него одна сторона гладкая, другая – шершавая. Кладём бумагу на эту шершавую сторону. Если проводишь по ней мелком при этом – остаётся точечный след. Бумага при рисовании все время немножко смещается и это позволяет получать смешение цветов. Легко получаются красивые бледные переходы, создаётся красивый фон. А потом, уже на этом фоне, можно рисовать что-то. Кроме того, в процессе создания фона прорабатывается размерность листа.

Это хороший переходный вариант, с небольшим давлением. Пока кирпичики свежие, их ребра острые, это можно сделать с очень небольшим давлением. Подобные игры со сплошным закрашиванием и получением фона можно устроить и с обычными мелками. Ребёнок почти не давит на мелок, получает бледное закрашивание и в итоге создаёт фон, на котором потом он сможет рисовать. Это делается довольно быстро, потому что быстрыми движениями, и если на этом не застревать, то ребёнку не скучно.

Упражнение 6. Рисование бруском штрихов с разной силой нажима.

Но это всё занятия с висящей кистью, то есть рука всегда на весу. Только если всё идёт хорошо, и удаётся добраться до тонкой беличьей кисточки, то рука уже опирается на поверхность. Но если ребенок, по каким-либо причинам, не освоил маленькую мягкую кисточку, дальше перед нами все равно стоит задача перехода от висящей в воздухе руки, к руке,, лежащей на поверхности. При этом переходе радикально меняется мышечная группа, реализующая нажим: у руки в воздухе это мышцы плеча, а у лежащей на поверхности руки это мышцы предплечья. Есть два основных варианта, за счёт чего может реализовываться нажим: это либо пронация-супинация, либо сгибание-разгибание кисти. И нам надо заново проработать этот опыт низкого давления свисящей в воздухе руки, нормированного, в первую очередь, мышцами локтевого сустава и перевести в опыт пронации-супинации, сгибания-разгибания кисти и, желательно, сгибания-разгибания пальцев. Я для этого предлагаю использовать специальные упражнения, в которых ребёнок именно таким образом контролирует ситуацию

Например, тот же брусок/кирпичик. Его можно держать, как мы держим ложку. Черенок ложки лежит на среднем пальце и прижат сверху большим пальцем. Держать брусок даже удобнее, он точно ложится на средний палец, охватывается указательным и прижимается большим. Такое положение обеспечивает давление изолированно за счёт пронации. Без пронации надавить на брусок фактически невозможно, и никаким другим способом давления не добьёшься, оно регулируется только напряжением мышц-пронаторов. Очень удобно.

Если, при этом, кисть лежит на ребре ладони, то давление реализуется, в первую очередь, пронаторами.. Если же делаешь короткие штрихи по оси предплечья, развернув кисть ладонью вниз, то давление реализуют, в основном, сгибатели кисти. Когда ребёнок выполняет такие штрихи работают сгибатели пальцев, и обязательно участвует большой палец. При этом пальцы не загружены схватыванием, потому что кирпичик упирается в основание указательного пальца.

Если мы будем работать с яркостью линии, и сможем показать ребёнку, что это даёт дополнительные возможности в рисовании, то в этом упражнении ребёнок будет развивать регуляцию напряжения по всем основным направлениям: пронация-супинация, сгибание и разгибание кисти, и освоит самое важное для письма движение, реализуемое лишь сгибанием-разгибанием пальцев, в том числе большого -- движение вдоль предплечья. И всё это до карандаша, пользуясь мелками-блоками (например, Stockmar) или деревянными кирпичиками со вставкой круглого мелка на месте одного из коротких ребер. У деревянного кирпичика, правда, есть минус, – нельзя рисовать ребром, в остальном все то же самое.

Упражнение 0. Самораскрашивание.

В обычной детской деятельности очень мало задач, требующих регуляции давления. Ведь она требуется, в основном, при скользящих движениях, которые ребенок начинает использовать практически только в рисовании и поэтому совершенно не удивительно, что он начинает рисовать с большим давлением и быстро вводит это в привычку. Поэтому желательно заранее, до начала рисования, создавать условия для освоения регуляции давления, и самое простое – это освоение самооглаживание.

Ребенку предлагается красить поверхность собственного тела, разными веществами – более плотными (глина) и более мягкими (пена), это требует приложения разных усилий. Проще всего посадить ребёнка в ванну и предложить ему разные варианты самораскрашивания: глину, краску – кому что нравится. Чтобы он мазал себя сам, мы его мазали и т.д. По сути, это игра с грязью – то, к чему дети все рвутся. И в той же ванне ребёнка можно поставить и показать ему как можно мазать стенку над ванной. Это даёт ребёнку попробовать маховые движения с большим следом, причём вне зрительного контроля, поскольку движение руки при этом выходит за рамки поля зрения. Ребёнок слишком близко к поверхности, чтобы видеть всё, что делает рука. Здесь ребёнок ловит связь между силой давления и ощущением и выбирает оптимальную для себя силу давления, чтобы эффективно мазать, сохраняя комфортные тактильные ощущения.

О смешении техник.

Это упражнение, теоретически, предшествует остальным, но мы не обязаны придерживаться строгой последовательности, можно делать разные упражнения параллельно.

Возможен и смешанный рисунок пастелью и карандашом, это красиво и осмысленно: например, облака рисуем пастелью, а птичек на их фоне – карандашом. А деревья и листья на них – кисточкой, почему нет, это хорошо смотрится.

Также я всех уговариваю, хотя редко это удаётся реализовать, пробовать рисунок кистью по рельефу. Это очень полезно для развития моторики. В идеале это делается в керамической мастерской, но если она недоступна, можно сделать самим. Лепим рельеф из пластилина, огораживаем картонкой и заливаем гипсом. Пластилин потом убирается легко, и мы получаем гипсовый слепок с рельефа. Когда проводишь акварелью по этому рельефу, получается роскошный яркий цвет, потому что гипс хорошо отражает свет, лучше бумаги, и хорошо впитывает краску и получается в итоге красивая вещь. Это интересно, особенно если не красить всё одним цветом, а пытаться раскрасить по заранее продуманному плану. Так же можно любые трёхмерные объекты раскрашивать: например, картонный домик. При этой деятельности от ребёнка требуется совершенно другой уровень координации из-за резкого усложнения контроля дистанции. Нужно форму и глазами видеть, и рукой чувствовать. Приходится адаптироваться не к плоскости, а к сложному рельефу, подстраивать под него положение пишущего инструмента. Мало ведь уметь адаптировать к поверхности свою кисть, нужно ещё адаптировать к ней кисть с инструментом, а это сложнее, и это отдельный навык.

Переход к рисованию карандашом

Важно понимать, что, когда мы даём все эти задания ребёнку, он уже обычно имеет большой опыт рисования фломастером, он уже много пытался иметь дело с твёрдыми карандашами. У него уже есть привычный паттерн взаимодействия с графическим инструментом. И паттерн этот сильно отличен от того, что мы так старательно пытаемся сформировать. У него уже есть готовый работающий навык. Поэтому он может прекрасно рисовать мягкой кисточкой, ровно как мы хотели, а потом берёт шариковую ручку и тут же сжимает пальцы насмерть. И очень нетривиальная задача этот навык заменить.

Поэтому очень важно изначально давать ребёнку адекватные его возможностям пишущие инструменты. Мы не даём ему дешевую шариковую ручку, потому что она требует жёсткого давления. Если уж ручку давать, то гелевую. Мы не даём твёрдые карандаши, потому что это тупик. Чем дольше ребёнок пользуется твёрдыми карандашами (а ими пользуются все повсеместно сейчас), тем тяжелее ему потом дается письмо, тем хуже он потом пишет.

Выглядит так, что принятые в современном социуме практики как будто нарочно созданы для того, чтобы ребёнок никогда не научился нормально писать. В частности, давление, которое требуется для работы с обычной ручкой или обычным карандашом, во много раз превышает допустимое для детской кисти. И всё, этого достаточно, чтобы навык не мог нормально сформироваться.

Когда к ребёнку в руки попадает карандаш (а практически одновременно на сегодняшний день ему в руки попадёт и шариковая ручка), мы сталкиваемся с тем, что эти пишущие инструменты требуют большого давления на них, чтобы оставлять яркий след. Кисть ребёнка перегружается, формируется целый ряд навыков, связанных с графической деятельностью и привязанных к привычному давлению в ней, от которых впоследствии очень сложно уйти. Поэтому мы предлагаем с самого начала давать ребёнку мягкие карандаши и гелевые, а не шариковые ручки, чтобы избежать впоследствии этих трудноразрешимых проблем.

Жёсткое схватывание первично нормально для неосвоенных предметов. Мы поступаем так же, когда берём в руки незнакомый нам инструмент. Но если инструмент качественный, он позволяет нам довольно быстро уйти от этого избыточного давления. Исходно это схватывание формируется на том этапе, когда контроль позы кисти ещё не налажен. Мы ориентируемся на ощущения от предмета, а не на контроль движения этим предметом. Т. о., поначалу даже при качественном инструменте и адекватных задачах это жёсткое удержание, особенно в младшем возрасте, вполне нормально, ничего страшного в нём нет. Тем не менее, мы должны отслеживать эту проблему, чтобы выйти к нормальному контролю и удержанию предмета, создавать способствующие этому ситуации.

Упражнение 6. Движение карандаша в кисти без изменения позы кисти: вращение, скольжение вперёд-назад.

Чтобы уйти от такого жёсткого удержания, есть два способа. Во первый, мы пытаемся выстроить игры, в которых карандаш,, сохраняя своё линейное положение относительно кисти, в этой кисти перемещался. Для этого одной рукой мы держим карандаш, а другой прокручиваем его и/или двигаем вперед-назад. Пальцы при этом сохраняют позу удержания, но не фиксирует предмет, т.к. его держит в это время другая рука, задача удержания снимается с рабочей руки, за ней остается лишь задача сохранения позы удержания. При этом, перемещаемый карандаш норовит эту позу нарушить и это способствует ее закреплению.

Таким образом контроль карандаша с напряжений мышц передается контролю их длины, и, соответственно контролю конфигурации кисти. При этом ребёнок простраивает позу кисти: пусть фиксированную, других требований к ней у нас пока нет.

Упражнение 7. Адаптация позы кисти к движению карандаша в разных направлениях.

Второе, что мы предпринимаем: удерживая в руке карандаш, мы, сначала другой рукой, пытаемся направить его в разные стороны: вниз-влево-вправо-вверх. Это, в свою очередь, требует модификации позы кисти, тех координаций, которые позже будут использоваться для письма. В этих условиях они легко запускаются.

Если до этого у ребёнка был опыт рисования кистью, и мы смогли добиться того, чтобы он наклонял кисть по ходу движения при рисовании, то это встаёт достаточно легко. Если этого не было, будет несколько сложнее. Вероятно нам самим надо будет удерживать карандаш за кончик и поворачивать его в пространстве поначалу. Мы берём на себя задачу удержания и перемещения и, фактически, оставляем ребёнку лишь задачу адаптации к новому положению карандаша, и с некоторого момента, обычно эта адаптация ему удаётся.

Дальше мы предлагаем ребёнку этим карандашом указывать в разных направлениях: покажи окно, покажи потолок и т.п., устраиваем какую-то игру, в которой ему будет интересно такую задачу решать. Например, делаем вид, что не понимаем, о чём ребёнок говорит, пока он на этот предмет не укажет.

Это два базовых приёма, которые помогают убрать жёсткое удержание.

Вопрос: значит, если эти два упражнения ребёнок освоил, то при рисовании на листе это жёсткое удержание уже не будет срабатывать?

Оно может и должно срабатывать в привычных для ребенка задачах, т.к. здесь вступает в действие другой тип построения программы действий. Соответственно избежать этого можно, найдя непривычные задачи, например, если ребенок будет рисовать и писать на ткани, вспомним игры с салфетками. У нас не должно быть при этом претензий к точности движения, она будет набираться постепенно. Ну и далее, чтобы жесткого схватывания не происходило, мы должны ставить перед ребёнком графические задачи, адекватные уровню имеющихся у него графических навыков.

Например, не должно быть задач повторения еще неосвоенных в самостоятельном рисовании контуров, которые распространены в прописях. Ведь у ребёнка просто нет моторной программы воспроизведения подобных контуров, и при попытке их воспроизвести мы сразу с большой надёжностью получаем скованность руки. Вообще не должно быть задач на высокую точность движения, хотя должна быть его мягкая провокация. Ведь точность графики набирается ребенком лишь постепенно и с очень индивидуальной скоростью.

Отступление про размеры карандаша. Конечно, ещё важно отслеживать, что сам предмет должен иметь правильную форму. Карандаш не должен быть треугольным, не должен быть толстым. Чтобы это понять, надо самому взрослому взять в руки толстый карандаш и сравнить ощущения с обычным тонким карандашом. Тогда мы заметим, чтобы такой карандаш даёт более интенсивные ощущения в руке, но манипулировать им значительно труднее. Но наш обычный, тонкий карандаш уже толстый для детской руки! Вообще толщина ручек и карандашей была оптимизирована примерно к началу 20-го века. Я находил каталоги того времени, где было безумное количество вариантов формы, длины и толщины ручек и карандашей. Производители экспериментировали вовсю, но потом всё это вымерло, фактически осталась одна-единственная версия карандашей, которую производят все производители: круглая или шестигранная форма и вполне определённая толщина. Это не случайно, это связано с тем, как устроена человеческая кисть.

Вопрос: если ребёнок успешно освоил карандаш, при переходе к ручке проблем возникать не будет?

Небольшие проблемы могут возникать. Карандаш всё же создаёт ощутимое сопротивление движению, и это создаёт значительную поддержку при организации действия. Хорошая (а не дешевая шариковая) ручка же скользит совсем легко. Если у ребёнка есть опыт обращения с кисточкой, он достаточно легко решает эту проблему. Если же нет, да, рука может “запереться” именно за счёт потери ощущения трения и завязанного на это трение контроля. Это очень заметно с фломастерами: при переходе на них тоже сразу растёт давление.

Решение задачи ухода от контроля движения через трение может потребовать некоторых усилий. Обычно предлагаешь задачки на попадание быстрым баллистическим движением с постепенным изменением формы этого движения. Если в лоб, то, например, попадать из точки в точку по дуге, немножко меняя ее радикс с каждым повтором движения. Следим, при этом, за сохранностью внутрикистевых движений.



Предварительный просмотр:

Упражнения, игры и эстафеты, способствующие подготовке дошкольников к овладению графикой письма на занятиях по физической культуре.

Большинство упражнений являются комплексными и одновременно решают несколько частных задач специальной физической подготовки дошкольников к овладению графикой письма. В связи с этим разделение упражнений условное — по признаку преимущественного развития координации движений, пространственных представлений, чувства ритма или «ручной умелости».

4.1. Координация движений

  1. Бег наперегонки из разных исходных положений (стоя
    на коленях, сидя по-турецки, лежа на спине и т. п.).
  2. Бег с изменением направления по сигналу.
  3. Челночный бег с 3, 4, 5 кубиками; длина одного отрезка — 4—5 м
  1. Прыжки с одной ноги на другую по кружкам («слалом») (рис. 2).
  2. Спрыгивание с повышенной опоры — прыжки в глубину (рис. 3):
  • в круг диаметром 30—40 см на точность приземления;
  • с поворотом на 90° влево, вправо;
  • с хлопком во время полета;
  • с поворотом и приземлением в круг;
  • с хлопком и приземлением в круг;
  • с поворотом и хлопком;
  • с поворотом, хлопком и приземлением в круг;
  • с ловлей мяча, брошенного руководителем.

6. Пробегание через катящийся обруч .

7.Балансирование гимнастической палкой на ладони правой и левой руки.

8.Прокатывание мяча в воротики.

9. Прокатывание мяча по гимнастической скамейке.

10. Броски мяча в «окно» после отскока от пола .

11. Броски мяча в горизонтальную мишень (корзину)

12. Бросание мячей навстречу друг другу.

13. Метание в вертикальную мишень.

14. Набрасывание колец.

15. Метание малого мяча.

16. Полоса препятствий.

Игры

1. «День и ночь». Поперек зала проводятся две линии на расстоянии .2 метра друг от друга. Группа делится на две команды. Одна команда — «день», другая — «ночь». У противоположных сторон зала обозначаются «дома» команд (очерчиваются линией, кладутся гимнастические маты). Команды строятся вдоль своих линий лицом друг к другу. По показу руководителя все дети выполняют упражнения: наклоны, прыжки, махи руками, ногами и т. п. Неожиданно руководитель дает команду. Если он говорит: «День!», то дети команды «ночь» убегают в свой «домик»,  а дети команды «день» стараются их догнать и «осалить» (дотронуться рукой) раньше, чем они забегут в «дом». Подсчитывается количество детей, пойманных командой «день». Если руководитель командует: «Ночь!», то убегает команда «день», а команда «ночь» догоняет. Снова подсчитывается количество «осаленных».

2. «Удочка». На полу мелом обозначается круг. Дети становятся вдоль линии на небольшом расстоянии друг от друга. В центре круга — руководитель. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан мешочек с песком. Длина шнура соответствует радиусу начерченного круга. Играющие внимательно следят за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы мешочек не

 коснулся ног. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад, выходит из круга и временно выбывает из игры.' Ребенок, вышедший за линию круга во время вращения мешочка, также выбывает из игры (рис. 16).

3. «Охотники и утки». На полу зала обозначается круг. Группа делится на две команды — «охотники» и «утки». «Утки» заходят в круг, «охотники» располагаются вдоль линии по кругу с внешней стороны. За линию «охотникам» заходить не разрешается. Перебрасывая мяч друг другу, «охотники» стараются попасть в «уток». «Утки» убегают и уворачиваются от мяча. «Утка», которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. По сигналу руководителя «охотники» подсчитывают выбитых «уток». Команды меняются ролями .

4.        «Охотник и зайцы» (Салочки с мячом). Из группы выбирается один ребенок — «охотник», остальные дети — «зайцы». У охотника* в руках мяч. По команде руководителя «зайцы» разбегаются по поляне, а «охотник» бегает за ними и бросает мяч, стараясь попасть им в «зайца» («осалить»). «Заяц», в которого попал мяч,  становится «охотником», а отыгравший «охотник» — «зайцем».

5.        «Змейка». На полу зала устанавливаются два ряда кеглей; расстояние между рядами 3 метра, дистанция между кеглями — 2 метра. В игре участвуют двое детей. У каждого играющего в руках средний мяч и гимнастическая палка. По команде «Марш!» игроки начинают катить мяч при помощи палок, обводя им кегли то справа, то слева «змейкой». Побеждает тот, кто первый докатит мяч до линии финиша, не сбив ни одной кегли.

6. «Сбей кеглю». В середине зала параллельно устанавливаются две гимнастические скамейки на расстоянии 2—3 метра друг от друга. Группа делится на две команды. Каждая команда встает в колонну по одному у конца своей скамейки. У каждого играющего в руках мяч. На противоположном конце каждой скамейки ставится кегля. По команде «Марш!» направляющие обеих команд, а за ними все играющие по очереди бросают мяч так, чтобы он, катясь по скамейке, сбил кеглю. Если кегля сбита, команде засчитывается очко, а играющий быстро ставит кеглю на место, подбирает мяч и становится в конец своей команды. Следующий играющий может бросать мяч, как только кегля будет установлена на место. Если кегля не сбита, играющий подбирает мяч и становится в конец своей команды. Команда, набравшая 10 очков первой, побеждает.

Эстафеты «Перемени предмет». Команды выстраиваются в 2 колонны. На расстоянии 5—7 метров напротив команд кладется по обручу. У первых номеров в руках кегля или кубик. По команде «Марш!» первые номера добегают до своего обруча, ставят в центр кеглю, берут обруч, бегом возвращаются назад, передают обруч второму номеру и встают в конец своей команды. Второй номер, получив обруч, добегает до кегли, кладет сверху обруч, берет кеглю, бегом возвращается назад, передает кеглю третьему номеру и встает в конец своей команды. Третий номер повторяет действие первого, и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.

«Хоккеисты». Прокатывание мяча при помощи палки.

«Футбольная». Прокатывание мяча ногами.

«Баскетбольная». Ведение мяча (отбивание мяча от пола с продвижением вперед).

«Самый ловкий». Бег с преодолением препятствий (например, бег по гимнастической скамейке, подлезание под воротики, прыжки из обруча в обруч).

«Передай мяч». Команды садятся на пол в затылок друг другу, ноги врозь. У первого играющего в руках мяч. Напротив команд на расстоянии 5—7 метров стоит по кегле. По команде «Марш!» первый номер поднимает руки вверх и передает мяч назад — второму, второй — третьему и так далее, пока мяч не окажется в руках последнего. Последний игрок с мячом в руках вскакивает, бежит до кегли, обегает ее, возвращается к своей команде, поворачивается, садится (ноги врозь) перед первым игроком, поднимает руки с мячом вверх и передает мяч назад. Эстафета продолжается до тех пор, пока первый номер не окажется снова впереди и не поднимет руки с мячом вверх.

7. «Посадка картошки». Напротив команд обозначаются мелом три крестика — на расстоянии 2, 4 и 6 метров от старта — и ставится кегля на расстоянии 8 метров от линии старта. У первых номеров в руках три мешочка с песком — «картошка». По команде «Марш!» первые номера раскладывают мешочки на крестики, обегают кеглю, возвращаются к своей команде, дотрагиваются рукой до руки второго играющего и встают' в конец команды. Вторые номера собирают «картошку» — забирают мешочки с крестиков, обегают кеглю, возвращаются к своей команде и передают мешочки («картошку») третьему номеру, а сами встают в конец своей команды. Третий номер повторяет действия первого, и так далее, пока первый номер не вернется на свое место.

4.2. Пространственные представления

Упражнения

Ходьба спиной вперед.

Ходьба до заданной точки с закрытыми глазами. На расстоянии 3—4 метров от играющего ставится кегля. Ребенку предлагается запомнить расстояние до кегли. После этого играющему завязываются глаза и он двигается по направлению к кегле. Когда он считает, что дошел до кегли, то останавливается и пытается взять кеглю. Руководитель развязывает ему глаза и оценивает, насколько правильно ребенок выполнил задание.

3.        Ходьба с закрытыми глазами по кругу. Играющий встает около кегли. Ему завязываются глаза. После этого он пытается пройти по кругу и остановиться около кегли. Руководитель снимает повязку и вместе с ребятами оценивает, насколько точно играющий выполнил задание.

4.        Ходьба шеренгами по 5—6 человек. Группа делится на команды по 5—6 человек. Команды вызываются по очереди. Играющие строятся в шеренгу и по команде «Марш!» начинают движение в шеренге от линии старта до линии финиша. Задача — пройти, сохранив построение в шеренгу. Побеждает команда, сумевшая удержать строй.

Игры  «Найди свое место». Группа строится в одну шеренгу. Детям предлагается запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по залу, по команде «Становись!» быстро строятся на своих местах. После того как они хорошо запомнят свое место, им предлагается построиться на своем месте, но заняв другое положение (например, сидя по-турецки лицом к окну или стоя на скамейке на одной ноге и т. п.).

«К своим флажкам». Группа делится на три команды. В командах выбираются капитаны. Каждая команда образует круг. Капитаны встают в центр своего круга, взяв в руку флажок. Флажки разного цвета. Играющие запоминают, какого цвета флажок у их команды. По знаку руководителя дети разбегаются по залу, на месте остаются только капитаны. Как только руководитель скажет: «Закрыть глаза!» — играющие приседают и закрывают глаза руками. В это время капитаны разбегаются по залу и встают на другие места. После слов руководителя: «К своим флажкам!» — играющие открывают глаза, поднимаются, находят своего капитана и бегут строиться вокруг него. Побеждает команда, которая построится быстрее.

«Следопыт». В игре участвуют двое детей: один — «следопыт», другой — «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!». После того как «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.

Эстафеты

1. «Зебра». Гимнастические палки устанавливаются параллельно на равных расстояниях — как пешеходный переход «зебра». Напротив каждой команды на дистанции 6—8 метров руководитель укладывает на полу по две гимнастические палки параллельно на расстоянии 15—20 см друг от друга. Рядом с каждой командой в корзине или тумбе находятся остальные палки. _ Задача каждого члена команды — быстро взять одну палку, подбежать к лежащим на полу палкам и положить свою так, чтобы она расположилась параллельно им и на таком же расстоянии. Постепенно образуется дорожка — «зебра». Командный результат определяется по быстроте построения дорожки и ее качеству. Оценка качества производится при обязательном участии детей всех команд. Для лучшей организации перед началом эстафеты только направляющие держат в руке палку. Положив палку на дорожке «зебра», они подбегают к корзине, берут одну палку и, передав ее очередному участнику своей команды, становятся в конец колонны. Очередные играющие выполняют такие же действия.

2. Эстафета с гимнастическими палками для составления фигур.

3. Эстафета с обручами «Цветок».

4. Эстафета «Солнышко».

5. Эстафета с кубиками. Основу всех игровых заданий в эстафетах составляет главное требование к участникам — правильно изобразить фигуры из предметов (гимнастических палок, обручей, кубиков) в условиях ограниченного времени. Форма фигур, количество лепестков цветка, лучей солнышка зависят от численного состава команд. Для быстрой организации эстафет руководитель должен иметь схемы всех вариантов, изображенные на листах картона. После деления детей на команды руководитель показывает фигуру, которую нужно составить из трех, четырех, пяти и более предметов (в зависимости от количества детей в каждой команде).

6. Эстафета «Найди цифре место» с цветными кубиками для составления ряда цифр. Для эстафеты необходим набор больших (с ребром 7 см) кубиков (по 6 кубиков на команду). Каждая грань кубика окрашена в один из шести цветов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый. На гранях, окрашенных одним цветом, наклеены белые цифры от 1 до 6. Таким образом, все одноцветные грани имеют свой цифровой ряд и комбинация цветов и цифр каждого кубика не повторяется. Команды выстраиваются в колонны у старта. На расстоянии 5—7 м от стартовой линии напротив каждой команды укладываются бумажные полоски длиной 42—45 см (6 кубиков по 7 см), окрашенные в один из указанных цветов (для каждой команды свой цвет). Направляющие команд получают по кубику. Остальные пять кубиков каждой команды находятся в обручах, лежащих около бумажных полосок врассыпную. По сигналу руководителя направляющие команд бегут к своим полоскам и ставят кубик так, чтобы верхняя грань соответствовала цвету полоски, и на то место, где в цифровом ряду должна находиться соответствующая цифра. Например, если на верхней грани оказалась цифра «1» — то первым слева, если «6» — то крайним справа, если «3» — то у середины, ближе к левой стороне. Затем ребенок берет любой кубик из своего обруча и, возвращаясь к своей команде, передает его следующему (второму) участнику, а сам встает в конец колонны. Команда-победитель определяется по быстроте установки всех кубиков при условии правильного порядка цифр и соответствия цветов граней и полоски. Точность выполнения задания определяется руководителем вместе с участниками эстафеты.

4.3. Чувство ритма  

Упражнения

Ходьба под счет, под бубен, под метроному изменением темпа. Ходьба с хлопками на заданный счет (+ означает хлопок):

а)        +        +        + +

б)        +        -        + -

в)        +        +        - -

г)        +        +        + -

д)                -        + -

е) сочетание вариантов а—б, б—в и др.

Ходьба в соответствии с заданным ритмическим рисунком.

Прыжки через длинную скакалку.

Пробегание под вращающейся длинной скакалкой.

Прыжки через длинную скакалку с заданием: со сменой ног; на одной ноге; с поворотами; вдвоем, втроем; с закрытыми глазами; с хлопками и т.д. Прыжки через короткую скакалку. Прыжки через короткую скакалку с заданием: в быстром темпе; в медленном темпе; с двойным прокручиванием скакалки на один прыжок; с вращением скакалки назад;  с крестным положением ног; со скрестным положением рук.

9.        Ритмическая гимнастика. Развивающие программы и Программы совершенствования по танцевально-ритмической гимнастике и музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников 3—4, 4—5, 5—6, 6—7 лет, разработанные на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена кандидатом педагогических наук Фирилевой Ж. Е. и кандидатом педагогических наук Сайкиной Е. Г. Игры

1. «Паровоз». Дети встают в колонну по одному и кладут руки на пояс впередистоящего. По команде «Поезд отправляется!» группа начинает движение в обход по залу. Руководитель задает темп движения хлопками или ударами в бубен. Сначала темп медленный, потом все быстрее и быстрее. Когда дети пройдут круг и приблизятся к месту отправления «поезда», руководитель постепенно замедляет темп до полной остановки. После этого следует команда: «Поезд прибыл на станцию „Луговая” (или „Цветочная" и т.п.)» Дети расходятся по залу (гуляют по перрону, едят мороженое). По команде «Поезд отправляется!» дети быстро занимают свои места, и игра начинается снова.

Эстафеты1. «Пять прыжков». Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды рисуется мелом круг диаметром 40—50 см, в каждый круг кладется скакалка. По команде «Марш!» первые участники команд добегают каждый до своей скакалки, делают пять прыжков через скакалку, кладут скакалку обратно в круг, бегом возвращаются к своей команде, дотрагиваются рукой до второго играющего, после чего встают в конец колонны. Второй участник эстафеты повторяет действия первого, и т.д., пока все члены команды не выполнят задание и направляющий не окажется на своем месте. Во время эстафеты руководитель внимательно следит, чтобы все участники выполнили по пять прыжков на скакалке.

2. «Передай скакалку». Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 3—4 метров от линии старта напротив каждой команды ставится по кегле. В руках у направляющих скакалки. По команде «Марш!» первые участники бегут, перепрыгивая через скакалку, обегают свою кеглю, добегают, перепрыгивая через скакалку, до своей команды, передают скакалку следующему участнику и встают в конец колонны.

Упражнения «для пальчиков»

 «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же — пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

«Руки здороваются». Пальцы правой руки дотрагиваются до ' пальцев левой руки по очереди: сначала большой палец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным.

«Оса». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же — указательным пальцем левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

«Маленькая волна». Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волнообразные движения кистью с продвижением руки вправо; то же — левой рукой.

«Большая волна». Кисти рук на уровне лица, ладонями книзу, пальцы переплетены. Правое плечо поднимается вверх, затем поднимается правое предплечье, а правое плечо опускается, далее поднимается правая кисть с одновременным опусканием правого предплечья. Затем поднимается левая кисть одновременно с опусканием правой, и так волнообразное движение передается с правой руки на левую и обратно.

«Муравейник». Кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются; беспорядочное движение пальцами.

«Дельфин». Правая рука согнута в локте, кисть на уровне плеча. «Дельфин» ныряет в волну: волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев (нос «дельфина»); то же левой рукой; то же двумя руками (два «дельфина»).

«Хвост рыбки». Руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Волнообразные движения кистями: правая кисть опускается — левая поднимается, левая кисть опускается — правая поднимается.

«Моторчик». Пальцы рук сцеплены перед грудью. Вращательные движения кистями.

«Прятки». Руки согнуты в локтях, кисти, сжатые в кулак, — на уровне головы. Разжать кулаки, пальцы растопырены («пальчики появились»), сжать кулаки («пальчики спрятались»).

«Улитка». Большой, безымянный пальцы и мизинец сжаты, указательный и средний подняты вверх («рога улитки»). Правая рука изображает «улитку», которая ползет по левой руке; то же — левой рукой по правой руке. «Фонарики». Руки согнуты в локтях, кисти повернуты ладонями вперед слева и справа от головы. В таком положении дети поочередно сжимают и разжимают кисти, имитируя мигание фонариков.

«Собачка». Рука согнута в локте перед грудью ладонью к груди, согнуты указательный палец («глаз») и большой («ухо»). Дети сгибают и разгибают большой палец («собачка шевелит ушами»), сгибают и разгибают указательный палец («собачка моргает глазами»), выполняют отведение и прижимание мизинца («собачка лает»). Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.

«Лягушка». И. п. — ладонь прижата к полу; счет «раз» — сжимая кисть, ребенок, удерживая кончики пальцев на месте, продвигает вперед лучезапястный сустав; счет «два» — лучезапястный сустав прижимается к полу, а пальцы выпрямляются вперед. Движение повторяется 5—6 раз.

«Змея». Правая рука вытянута вперед, ладонь вертикально; волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи; то же левой рукой. Пальчиковые гимнастики по плану лексических тем.

Упражнения с предметами

«Катись, мячик». И.п.— сидя на пятках, опустить руки с мячом вниз. Перебирая пальцами правой руки, прокатывание мяча справа вокруг себя за спину; перехватывание за спиной мяча левой рукой; прокатывание мяча слева вокруг себя вперед, перебирая пальцами левой руки; перехватывание перед собой мяча правой рукой. Упражнение повторяется 2—3 раза в одну сторону, затем 2—3 раза в другую.

 «Вертушка». Вращение обруча малого диаметра (50 см), поставленного вертикально, пальцами правой руки; то же левой рукой.

 Упражнения с лентами: «Круги»; «Змейка»; «Серпантин»; «Змей Горыныч» и т. п.  

Игры

1. «Космонавты». До начала игры на полу по краям зала раскладываются обручи малого диаметра. Обручей должно быть на 3—5 штук меньше, чем играющих. В начале игры дети с руководителем строятся в круг в середине зала и начинают готовить ракеты к полету в космос: проверяют работу двигателя (упражнение «Моторчик»), заливают горючее (упражнение «Большая волна»), проверяют сигнальные огни (упражнение «Фонарик»). Затем берут с собой в космос собачек Белку и Стрелку (упражнение «Собачка»), После этого руководитель спрашивает: «Ракеты готовы?». Дети отвечают хором: «Готовы!» Все берутся за руки и, двигаясь шагом по кругу, произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, На такую полетим.

Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

После слова «нет!» руководитель начинает отсчет: «Раз, два, три, четыре...» Неожиданно для детей руководитель командует: «Пуск!» Дети разбегаются и стараются занять место в ракете (встать в обруч). Играющие, которым не хватило мест (ракет), подходят к руководителю в центр зала. Они —«провожающие» на космодроме и машут «космонавтам» руками. По команде руководителя «Взлетаем!» «космонавты» медленно поднимают руки вверх, издавая звук летящей ракеты. По команде «Долетели до Луны, поворачиваем к Земле!» «космонавты» с поднятыми вверх руками медленно поворачиваются вокруг себя. По команде «Приземляемся!» «космонавты» медленно опускают руки, выходят из «ракет» и снова встают в круг вместе с «провожающими». Игра повторяется 2—3 раза. (Ракеты готовятся к полету только в первой игре.)  

2. «Дельфины». Дети и руководитель встают в круг и начинают произносить стихи, одновременно выполняя руками движения.

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины.

Не пугает их волна,

Рядом плещется она.

Проплывает в море кит

 И дельфинам говорит:

«Вы, дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите!»

Раз,  Два, Три, Четыре, Пять —

Надо рыбкам уплывать.

Пока дети произносят заключительные слова, руководитель обходит круг с внешней стороны и на слово «уплывать» останавливается и кладет руки на плечи двоих детей, стоящих справа и слева от него. Они будут «дельфинами», остальные — «рыбками». «Рыбки» разбегаются, а «дельфины» их ловят и уводят в «домик» (очерченное место в углу зала или гимнастический мат). Когда все «рыбки» (или большинство) будут пойманы, игра начинается сначала3. «Совушка». В одном из углов зала очерчивается гнездо. В гнезде находится водящий — «совушка». По команде «День!» остальные играющие бегают по площадке. По команде руководителя «Муравьи!» дети изображают муравьев, которые бегают по дорожкам '(упражнение «Муравьи»); по команде «Лягушки!» — изображают лягушек (упражнение «Лягушка»); по команде «Улитки!» — изображают улиток (упражнение «Улитка»); по команде «Осы!» — изображают ос (упражнение «Оса»); по команде «Змеи!» — изображают змей (упражнение «Змея») и т.п. Как только руководитель скажет: «Ночь!» — играющие замирают на месте. «Совушка» вылетает из гнезда, медленно летит, машет крыльями и смотрит, не пошевелится ли кто. Того, кто пошевелится, «совушка» уводит к себе в гнездо. После того как в гнезде соберутся все пошевелившиеся, «совушка» выбирает из оставшихся одного, который и становится «совушкой» в следующей игре. Руководитель командует; «День!», новая «совушка» уходит в гнездо, а играющие разбегаются по залу, и игра начинается снова.

Эстафеты

1. «Цветные квадраты». Для эстафеты требуются 2—3 набора маленьких (с ребром 2,5—3 см) кубиков. В каждом наборе по 16 кубиков с разноцветными гранями (красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая, белая). Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды кладется по обручу, а в них — наборы кубиков, рассыпанных в беспорядке. Команды строятся, и руководитель, кто какой цвет будет собирать. Например, первые — красный, вторые — синий, третьи — зеленый, четвертые — желтый, пятые — коричневый, шестые — белый. Если в команде больше участников, то седьмые снова собирают красный и т.д. По команде «Марш!» первые участники добегают до своих обручей, быстро, поочередно переворачивая каждый кубик, ставят их красной гранью кверху и собирают из них квадрат. Затем бегом возвращаются к своей команде, касаются рукой второго участника и встают в конец колонны. Вторые номера выполняют те же действия, только построить они должны синий квадрат. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание и направляющие вернутся на свои места.

2. «Составь слово». Для эстафеты необходимо иметь 3—4 набора кубиков с буквами (ребро кубика 7 см) и полоски бумаги со словами из 3, 4, 5, 6 букв. Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды укладывается полоска бумаги со словом; рядом с полосками в малых обручах находится соответствующее количество кубиков с буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики в обруче, находят нужную первую букву, устанавливают кубик под первой буквой на полоске так, чтобы буква была на верхней грани, бегом возвращаются назад, дотрагиваются до руки второго участника и встают в конец своей колонны. Вторые участники устанавливают вторую букву, и так далее. По окончании эстафеты руководитель вместе с детьми подходят к сложенным словам и оценивают действия команд. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно. Подбор слов осуществляются с учетом численного состава команд. Варианты проведения эстафеты с двумя командами:

  • обе команды составляют одно слово;
  • команды составляют разные слова, но с одинаковым количеством букв;

команды, состоящие из 6 человек, собирают два слова по три буквы, из 7 человек — слово из трех букв и слово из четырех букв и т.д



Предварительный просмотр:

Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

СОДЕРЖАНИЕ ДОБУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ БУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими принципами обучения письму по системе Д.Б. Эльконина являются:

§   Формирование лингвистических знаний и умений учащихся, начиная с добуквенного периода;

§   Осознанность обучения;

§   Ориентированность при обучении не на букву, а на звук, фонемный анализ.

Общую структуру обучения грамоте по системе Д.Б.Эльконина можно разделить на два периода: первый – предактивный (добуквенный), включает 30 занятий, и второй – активный (буквенный), включает 90-100 занятий.

Основная цель добуквенного периода – подготовка к формированию графического навыка и к овладению звуковым анализом слова. В течение этого периода ребёнок:

§   Учится правильно сидеть, держать ручку и тетрадь;

§   Осваивает необходимые для дальнейшего обучения графические действия;

§   Выполняет простейшие графические элементы.

Цель буквенного периода – формирование графического навыка и письма – технического навыка правильного написания букв и их сочетаний, параллельно с которым идёт усвоение норм графики и орфографии.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

История отечественной методики обучения письму прошла путь от словевного до буквенного письма. Письмо, которому учат в нашей школе, - это русское курсивное письмо.

Этапы развития письма: рисунок → рисунок-символ → знак-символ (буква).

Многие дети, которым трудно научиться писать, « не любят» рисовать. При этом речь идёт не о рисовании творчестве, когда ребёнок фантазирует, а о рисовании определённых фигур, о срисовывании. В таких случаях схематическое изображение оказывается сложным, а иногда и невыполнимым заданием. Эти трудности связаны с развитием зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций.

Обучение письму и овладение письмом ценны как элемент овладения письменной речью, как способ передачи собственной мысли.

Чисто механическое письмо не имеет большого смысла: это техника записи мысли.

Психолог А.Р.Лурия провёл исследования, позволившие понять природу возникновения письма, его эволюции у ребёнка. Оказалось, что дети 3-4 лет ещё не умеют «записывать» фразы, но в 4-5 лет они «записывают» фразы рисунком, имеющим смысл, обозначающим то, что нужно запомнить.

Что и как рисуют дети?

В 1-1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3-4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

Большое значение имеет:

§   Чем рисует ребёнок,

§   Насколько правильно выполняются графические движения.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.

Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

На начальном этапе обучения письму дети должны:

§   Усвоить понятие о буквах – графических знаках;

§   Научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движений и т.д.

§   Правильно дифференцировать звуки;

§   Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.

Готовность к обучению письму включает сформированность:

§   Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;

§   Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;

§   Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;

§   Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:

I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.

II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.

Объективной закономерностью начального этапа обучения является раздельное написание каждого графического элемента.

Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме.

Временная структура – это соотношение времени отдельного движения и пауз между движениями.

Способность различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как их необходимо расположить, - первый шаг в обучении письму.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на оценку качества самого движения, возможность определить «правильно - неправильно». В определении «правильно – неправильно» основное значение имеет зрение, зрительный контроль.

Основная задача учителя на первых этапах формирования навыка определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления.

Необходимо научит видеть строку, её середину, анализировать и уметь определять расстояние, мысленно выделять для каждой буквы её «клеточку» и располагать в ней букву. Величина строки должна быть удобной для выполнения круговых и поворотных движений. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения.

Важнейшим элементом обучения письму является звукобуквенный анализ, который осуществляется тоже осознанно.

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения определяются тем, насколько успешно прошёл первый этап.

Формирование навыка завершается к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению.

СОДЕРЖАНИЕ ДОБУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

Работа делится на 10 шагов. Каждый шаг содержит систему заданий и действий, которые должен освоить ребёнок.

Правила, которые необходимо соблюдать при работе детьми на этом этапе обучения:

§   При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность следования инструкции.

§   Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель: что будем делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите;

§   Убедитесь, что ребёнок понял инструкции;

§   Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;

§   Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;

§   Не забывайте, что дети 6 лет лучше усваивают учебный материал в игре, но не используйте тактику соревнований;

§   Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 мин;

§   При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения и только затем делать следующее движение;

§   Если у ребёнка возникают трудности, если ребёнок напряжённо держит ручку, очень нервничает, выполнять сложные графические движения ещё рано. Не настаивайте, не подчёркивайте неловкость, неумение ребёнка.

Перед тем как ребёнок начнёт писать, он должен уметь:

§   Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

§   Правильно держать карандаш;

§   Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический почерк.

Гигиенические правила, которые должен ребёнок выполнять при письме:

§   Парта, стол и стул должны соответствовать его росту;

§   Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же – на расстоянии 7-10 см от линии края стола;

§   Туловище следует держать прямо. Не сгибая не вперёд. Ни в стороны, не опуская плечи;

§   Грудь не должна касаться стола;

§   Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, стопа стоит на полу;

§   Голова должна быть слегка наклонена вперёд, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30см от тетради. Попросите ребёнка сесть прямо, пусть он положит руки на стол и вытянет пальцы. У кончиков пальцев должна лежать тетрадь при письме и книга при чтении;

§   Локти пишущего ребёнка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища;

§   Крышка стола во время письма должна быть наклонной.

Первый шаг добуквенного периода обучения – учимся правильно сидеть.

Правильная поза при письме:

§   Сидеть прямо;

§   Опираться спиной на спинку стула;

§   Не опираться грудью на стол;

§   Ноги держать прямо, стопы – на полу;

§   Туловище, голову, плечи держать ровно;

§   Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;

§   Свет при работе падает слева у правши и справа – у левши.

Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку.

Если ребёнок работает правой рукой, попросите его положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть наклонить её вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди.

Если вы учите леворукого ребёнка, то следует объяснить ему, что тетрадь должна быть сдвинута к левой руке и наклонена вправо.

При письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, при этом ручка не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Расстояние от конца стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. цвет пасты – тёмно-синий, тёмно-фиолетовый.

Оптимальная длина ручки – 15 см.

При письме левой рукой действуют те же правила, но ручка берётся чуть выше, практически без прогибания указательного пальца.

Третий шаг – учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Сначала учим ребёнка ставить точки, затем – стрелочки, указывающие направления движения руки. Самое главное – зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании – линии должны быть разными (длина штриха выбирается самостоятельно). Необходимо, чтобы движение начиналось в нужной точке и ребёнок научился различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях.

На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения.

Закрепляется понимание того, где на листе бумаги верх, низ, справа, слева, сбоку, что значит « вести руку направо, влево, вверх, вниз». Трудными для понимания детей оказываются закругления.

Четвёртый шаг – учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные.

Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать, - очень важный этап подготовки к письму.

Почему? Параллельность всех штрихов придаёт письму чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения.

Объясните и покажите, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз image001.png, горизонтальные линии – слева направоimage002.png.

Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

Нарушение параллельности нужно показывать наглядно:

§   Параллельные (не пересекаются)image003.png

§   Непараллельные (пересекаются) image004.png

При выполнении упражнений необходимо чётко определить задачи работы: не просто «заштрихуй», а «заштрихуй, используя штрихи определённого наклона, линии на разном расстоянии» и т.д.

Пятый шаг – учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые.

При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки, на правильность опоры кисти. Рисование полуовалов – важный компонент подготовки к письму. Незавершённость фигуры, необходимость соотнести её высоту и ширину, ориентировка в пространстве – всё представляет сложность для ребёнка. Выполнение этих элементов будет способствовать определению ширины элементов и букв, а также отработке сложнокоординированных поворотных движений в разных направлениях.

Шестой шаг – учимся рисовать круги и овалы.

При выполнении овалов и кругов следует обратить внимание на их различие. При письме букв пишутся именно овалы. Главное зафиксировать внимание детей на том, что при рисовании этих элементов точка начала движения является и точкой его окончания.

На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль, закрути спираль.

Седьмой шаг – учимся рисовать зигзаги.

Эти задания позволяют научить ребёнка свободно передвигать руку по строке. Лучше, если графические элементы будут крупными. Это могут быть волны, облака, дорожки с горками. Сначала можно попробовать «проехать» по «широкой дорожке», а потом «по узкой».

Восьмой шаг учимся писать элементы печатных букв.

Эта работа начинается со знакомства детей с алфавитом, понятием шрифта, с анализа разных вариантов письма печатных букв. Всё это позволяет выделить основные элементы, из которых конструируются буквы. Конструировать буквы можно из разных деталей: счётных палочек, спичек, шнурка и т.д.

Важными компонентами этого шага являются:

§   Понятие о рабочей строке, в которой пишется буква, её нижней и верхней границе, срединной линии.

§   Фиксация внимания детей на высоте и ширине букв.

C:\Users\Анастасия\Desktop\image005.png

Необходимо привлечь внимание детей к точке начала и точке окончания движения, зафиксировать принцип параллельности всех прямых линий. В ходе работы дети осознают, что графические движения – это элементы букв.

Девятый шаг – учимся писать печатные буквы.

Задание «Допиши печатные буквы» способствует:

§   Закреплению зрительного образа буквы;

§   Совершенствованию системы двигательных координаций, позволяющей писать детали печатных букв чётко, правильно и без выраженного напряжения;

§   Улучшению зрительно-моторной координации.

Точка начала движения и стрелочки помогают детям сформировать правильную траекторию движений при письме.

Десятый шаг – учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.

Шаг строится на основе:

§   Осознанного выполнения графических движений;

§   Совершенствования зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций;

§   Способности к анализу и синтезу;

§   Произвольной регуляции внимания;

На начальном этапе каждый элемент букв при курсивном письме выполняется как отдельное действие, за которым обязательно следует пауза. В русском курсивном письме этих элементов немного:

§   Прямая черта: «/»;

§   Черта с закруглением внизу вправо

§   Черта с закруглением вверху и внизу

§   Овал

§   Правый и левый полуовалы

§   Точки и петли

§   Начальный элемент букв Л, М, Я

§   Элементы, выходящие за строку вверх: image006.png

§   Элементы, выходящие за строку вниз:image007.png

Необходимым компонентом этого шага является объяснение движения руки при выполнении элементов букв. Инструкция должна быть простой, однозначной, пошаговой, с чёткими ориентирами точки начала и точки окончания движения. Авторы предлагают такую схему объяснения:

§   Словесная инструкция;

§   Словесная инструкция + показ действия;

§   Повторение инструкции ребёнком;

§   Самостоятельное замедленное выполнение действия ребёнком под собственную инструкцию;

§   Анализ качества выполнения буквенного элемента при фиксации внимания на правильных образцах.

Целесообразно выделять только правильные образцы.

Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв, выделения общих элементов, нахождения сходства и различия в соотношении элементов.

Задания « Выдели элементы букв».

§   Заглавные буквы пишутся в большой строке, строчные в рабочей малой строке.

§   Точкой обозначается начало движения, стрелочкой – направление движения.

§   Наклон при письме достигается наклонным положением тетради.

§   Специальной тренировки и объяснения требуют слова « закругляем, закругляем влево, вправо, чуть-чуть не доводя».

§   Обязательно отметьте и зафиксируйте внимание на точке окончания движения при письме каждого элемента.

В процессе изучения элементов букв ребёнок должен освоить основные правила красивого и чёткого письма:

§   Все графические элементы должны быть одинаковой высоты и ширины;

§   Элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз;

§   Расстояние между элементами букв и буквами в слове должно быть одинаковым;

§   Все линии при письме должны быть параллельными;

§   Прямые линии при письме должны быть ровными.

Выделим основные требования к письму в подготовительный период – то, чему нужно научиться ребёнку:

1.        Правильно сидеть;

2.        Правильно держать ручку;

3.        Выучить буквы;

4.        Чётко дифференцировать строку, уметь писать буквы в строке;

5.        Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;

6.        Уметь выполнять основные элементы букв:

§   вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые;

§   овалы;

§   линии с закруглением внизу, вверху;

§   хорошо различать и писать вертикальные элементы;

§   выполнять связные ритмические движения;

§   копировать сочетания извилистых линий, например, скопировать простейшие иероглифы;

§   копировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;

§   различать буквы, написанные курсивным письмом.

СОДЕРЖАНИЕ БУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

Второй активный период обучения – обучение курсивному письму.

Его цель – научить детей одновариантному, стабильному письму строчных и прописных букв.

Курсивное письмо – это связные ритмические тонкокоординированные движения. Можно выделить два основных вида движений. Черта с закруглением внизу вправо лежит в основе начертания следующих букв:

image008.png

На первый взгляд овалы – это иной вид движения, но при выполнении овалов видно их сходство с написанием линий. Есть буквы, включающие овал как основу – image009.pngили как элементы - image010.png

В русском алфавите есть группа букв, в которых нарушена естественная траектория движений при написании овалов – в; есть зеркальные полуовалы – х, ф, э, ж; есть буквы, не имеющие аналогов, - з.

Сначала дети учатся писать все буквы, обозначающие гласные звуки, причём буквы вводятся парами (а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е). На эту работу отводится 14-16 уроков. Дети закрепляют знания о мягких и твёрдых согласных, которые получили на этапе звукового (добуквенного) анализа.

Чтобы не разрывать целостный образ каждой буквы, элементы выделяются пунктиром. Стрелочки указывают направление движения.Звуковые схемы в прописи позволяют провести двойное сравнение печатных и письменных букв.

После изучения букв, обозначающих гласные звуки, вводятся буквы, обозначающие согласные звуки. Изучение новой буквы начинается с поэлементного анализа и способа выполнения строчной буквы, её сочетаний, даже каждый её элемент пишутся отдельно.

Перед написанием слов необходимо проанализировать способы связи букв в слове.

Задание «Вставь пропущенную букву»,«Напиши слова письменными буквами»

Задания «Составь и напиши слова» позволяют конструировать, собирать слова, составлять их, используя различные сочетания букв, слогов, буквосочетаний. Эти задания дают возможность:

§   закрепить осознанность восприятия целого слова, его чтения и написания;

§   закрепить правила о буквосочетаниях;

§   сделать процесс письма более творческим, интересным, а отработку техники письма компонентом, направленным на формирование письменной речи.

Скорость письма не может быть критерием успешности освоения навыка на начальном этапе обучения (в букварном периоде).

Анализ временной структуры движений при письме леворуких детей свидетельствует о более продолжительной паузе между отдельными движениями при выполнении элементов и букв, что затрудняет звукобуквенный анализ, замедляет процесс выполнения письменных заданий.

По окончании буквенного периода можно провести конкурс «Мастер-каллиграф». Итогом работы может быть сочинение на тему «Как я научился писать».