Мои публикации.


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У РЕБЕНКА С ЗПР

Зарецкова Оксана Викторовна
ГБОУ Школа №1391 г. Москва
педагог- психолог


Аннотация
Цель: формировать пространственные представления у ребенка ЗПР, развивать познавательные процессы, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния.
Задачи:
1. Учить ориентироваться на плоскости, закрепить пространственные направления понятия "лево-право", "верх-низ".
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развивать концентрацию внимания.
4. Развивать логическое мышление.
5. Развивать слуховое восприятие.
6. Закрепить последовательность частей суток, учить называть их обобщающим словом.
7. Развивать творческое воображение.
8. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику, регуляция мышечного напряжения.
9. Развить межполушарное взаимодействие.
10. Развивать умение действовать по инструкции.
11. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от упражнений.
12. Расширить кругозор, увеличить словарный запас.

Форма проведения: индивидуальная.
Время проведения: 30 мин
Участники: дошкольник 6,5 лет

Ключевые слова: ребенок

Time: 30 min
Participants: preschooler 6.5 years


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Зарецкова О.В. Формирование пространственно-временных представлений у ребенка с ЗПР // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7739 (дата обращения: 08.06.2018).

1. Приветствие «Здравствуй, друг!» (предложить ребенку показать правую руку и одеть браслет (маркировка руки))

“Здравствуй, друг!” – пожимают друг другу руки. “Как ты тут?” – кладут руку на плечо партнера. “Где ты был?” – берут партнера за ухо. “Я скучал” – прижимают руку к сердцу. “Ты пришел” – разводят руки в стороны. “Хорошо!” – обнимаются.

2. «Части суток»

Расскажи, какая сейчас часть суток, что мы делаем утром, сколько всего частей суток? Назови последовательность. Как одним словом назвать утро, день, вечер, ночь.

3. «Настроение»

С каким настроение ты пришла на занятие покажи, а я догадаюсь ? почему у тебя такое настроение?

Садимся за стол.

4. «Блинчик»

Психолог: «  перед тобой лист ватмана и манка,  нужно из манки сделать блинчик толщеной с  мизинчик, пока  делаешь блинчик, расскажи, какое ощущение вызывает  контакт с манкой?» (холодная, рассыпчатая, мелкая, крупинки, шероховатая)

6. Упражнение «Необычные следы»

Психолог предлагает ребятам оставить на блинчике разнообразные следы:

“Идут медвежата” – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

“Прыгают зайцы” – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

“Ползут змейки” – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

“Бегут жучки-паучки” – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых

Делаем разные виды дождя, солим на ладошку.

 7. Упражнение на развитие координации движений

  • Психолог предлагает набрать в две руки манки и нарисовать кружки,
  • Затем одновременно двумя руками нарисовать пальчиками кружки (как называется этот пальчик?)
  • Положить одну руку на манку и выполнить задание : «кулак, ладонь, ребро»

8. Упражнение «Пальчиковые походы»

Психолог предлагает  сжать пальцы в кулак, выпрямить два пальчика и с  закрытыми глазами и отправится в поход на поиски пуговички. Ребенок может рассказывать, что он испытывает.

9. сделать квадрат из манки

Упражнение «Разложи камушки»

Оборудование: 6 разных марблс. 3 –одинаковых.

Разложить так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось  одинаковых камушек.

10. «Кто быстрее»

А сейчас мы будем снимать камушки по одному, пока не останется один. Но надо правильно ответить на вопрос.

У коровы – теленок, а у лошади- ….жеребенок,

У собаки- щенок, а у  овцы –….ягненок.

Птица- летает                                                 машинка- игрушка

Рыба- ……плавает                                          роза – …..цветок

 

Сахар- сладкий                                              грибы – лес

Лимон-….кислый                                          морковь- ……огород

 

Камень – твердый                                        хлеб- кушать

Вата -….мягкая                                               книги – …..читать

 

Высокий – низкий, длинный- короткий, утро- ночь, близко- далеко /

молчать – говорить, чистый-грязный, горячий – холодный, смеяться –плакать, белый-черный,

 -в комнате погас свет, потому что….

-если в комнату принести кусочек льда, то…

- мальчик моет руки, потому что….

 

Физминутка «Летел лебедь..»

Летел лебедь
По синему небу
Читал газету
Под номером…

11. Упражнение «Муха»

Психолог предлагает ребенку разделить квадрат на 9 клеточек. Взять понравившийся камень и передвигать его по инструкции взрослого: «Одна клеточка вверх, две в право….» если камень выходит за пределы клеточки сказать -СТОП

12. Упражнение «Четвертый лишний»

Посмотри на картинке три предмета можно назвать одним словом, а одна картинка к ним не подходит какая? Положи на нее камушек. (например, кошка, лось, волк, белка)

13. Упражнение «Разложи пуговицы»

Психолог просит расставить игрушки по схеме, а потом назвать, что где находится. (в правом верхнем углу красная пуговица, в нижнем левом углу синяя пуговица)

14. Упражнение «На что это похоже?»

Психолог с помощью клея-карандаша на картоне рисует фигуры. Просит ребенка насыпать на картон манки, отряхнуть лишнюю манку и сказать на что похожи эти фигуры (треугольная стрелочка – на зонт, на крышу в песочнице, на дорожный знак…)

15. Рефлексия.

«Что тебе больше всего понравилось на занятии?

16. Ритуал прощания.

Стоя, вытягиваем руки, кладем ладошками друг на друга: «1,2,3,4,5 скоро встретимся опять».

  


Библиографический список

  1. СеменовичА.В. « Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза»,Генезис 2015
  2. Тарарина Е. «Песочная терапия» https://www.youtube.com/watch?v=Prqv2DJra9Q