Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.12 КБ | |
| 34.09 КБ | |
| 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель МО Заместитель Директор МОУ «СОШ№11»
________________ директора по УВР ______________________
Протокол № -------------------------
От « »_______2017 г. « »________2017 г. Приказ № __________
от « »___________2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по предмету «Биология».
Курс по теме:
«Занимательная биология».
7 класс (52 часа)
(26 занятий по 2 часа в неделю)
(общеинтеллектуальное направление)
Составила: Гарбузова Нина Васильевна.
Железногорск
2017 -2018 год
Пояснительная записка.
Программа кружка «Занимательная биология» предназначена для учащихся 7 класса, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Биология» и рассчитана на 2 часа в неделю (теоретическое изучение материала, практическая работа, опыты). Всего 66 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.
Эта программа выполняет несколько функций:
- Углубляет знания по ботанике и зоологии.
- Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии растений и животных.
- Формирует навыки научно – исследовательской деятельности.
- Позволяет подготовить к олимпиадам, конкурсам и переводному экзамену по биологии.
Цели данного курса:
1.Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
2. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
3.Познакомить с основными методами изучения биологии.
4. Повысить экологическую культуру учащихся.
Задачи данного курса:
1.Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
2. Воспитание бережного отношения к природе.
3.Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.
4. Расширение и конкретизация знаний о растениях и животных.
5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений и животных.
6. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.
Основными методами преподавания являются: наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.
Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.
Учащиеся должны знать:
- Что такое природа;
- Особенности организации растительного и животного мира, их многообразие;
- Редкие и охраняемые растения и животные родного края;
- Правила поведения в природе;
- Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
- Этапы исследовательской и проектной деятельности;
- Формы и виды исследовательских и проектных работ;
- Требования к оформлению и презентации.
Учащиеся должны уметь:
1.Пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения биологических явлений;
2. Организовать и провести исследование, выполнить проектную работу;
3. Уметь определять биологические объекты в природе;
4. Оценивать экологическую ситуацию;
5. Выполнять правила поведения в природе;
6. Ухаживать за комнатными растениями ;
7. Участвовать в природоохранных акциях;
8.Работать с научной литературой;
9. Выполнять учебные рефераты, презентации.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Учебно-исследовательские конференции;
- Соревнования, КВН;
3.Демонстрация презентаций, творческих представлений;
4. Участие в конкурсах и олимпиадах.
Календарно – тематическое планирование
№ П/П | Дата | Тема занятий | Количество часов |
1. | Сентябрь | Изучение природы - что это такое? Великие натуралисты. Природа в городе. | 2 часа |
2. | Сентябрь | Строение клетки | 2 часа |
3. | Сентябрь | Деление клетки. | 2 часа |
4. | Сентябрь | Особенности строения растительного организма. | 2 часа |
5. | Октябрь | Фотосинтез. Дыхание и размножение растений. | 2 часа |
6. | Октябрь | Классификация растений. | 2 часа |
7. | Октябрь | Строение и особенности жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных | 2 часа |
8. | Октябрь | Роль водорослей в экосистемах Курской области, их использование в биотехнологии, промышленности и медицине. | 2 часа |
9. | Ноябрь | Отдел Мохообразные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие. | 2 часа |
10. | Ноябрь | Отдел Плауновидные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие. | 2 часа |
11. | Ноябрь | Отдел Хвощевидные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие. | 2 часа |
12. | Ноябрь | Отдел Папоротниковидные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие. | 2 часа |
13. | Декабрь | Отдел Голосеменные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие. | 2 часа |
14. | Декабрь | Отдел Покрытосеменные: роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие | 2 часа |
15. | Декабрь | Строение и типы соцветий. | 2 часа |
16. | Декабрь | Класс Однодольные: семейства Злаковые. Амариллисовые, Луковые. | 2 часа |
17. | Январь | Класс Двудольные: семейства Сложноцветные, Крестоцветные, Бобовые, Крыжовниковые, Берёзовые. | 2 часа |
18. | Январь | Класс Двудольные: семейства Губоцветные, Розоцветные, Гераниевые. | 2 часа |
19. | Январь | Роль животных в биосфере. Принципы классификации животных. | 2 часа |
20. | Январь | Строение и жизнедеятельность простейших. Их роль в экологической системе. | 2 часа |
21. | Февраль | Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. Их роль в экологической системе, практическое значение. Редкие и исчезающие виды, их охрана. | 2 часа |
22. | Февраль | Типы червей. Строение и жизнедеятельность. Их роль в экологической системе, практическое значение. | 2 часа |
23. | Февраль | Тип Моллюски. Строение и жизнедеятельность. Их роль в экологической системе, практическое значение. | 2 часа |
24. | Февраль | Тип Членистоногие. Строение и жизнедеятельность. Их роль в экологической системе, практическое значение. Редкие и исчезающие виды, их охрана. | 2 часа |
25. | Март | Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение, охрана редких и исчезающих видов рыб. | 2 часа |
26. | Март | Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение, охрана редких и исчезающих видов земноводных. | 2 часа |
27. | Март | Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение пресмыкающихся. | 2 часа |
28. | Апрель | Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение птиц. поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение птиц. | 2 часа |
29. | Апрель | Многообразие птиц. | 2 часа |
30. | Апрель | Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение млекопитающих. | 2 часа |
31. | Апрель | Охрана редких и исчезающих видов хордовых. | 2 часа |
32. | Май | Отряды млекопитающих: Хищные, Грызуны, Мозоленогие, Парно - и непарнокопытные. | 2 часа |
33. | Май | Отряды млекопитающих: Хоботные, Ластоногие, Китообразные, Приматы. | 2 часа |
34. | Май | Защита исследовательских и проектных работ. Подведение итогов. | 2 часа |
Итого: | 68 часов | ||
Литература
1. Артамонов, В. И. Редкие и исчезающие растения/ В. И. Артамонов. – М.: ВО Агропромиздат, 1989. – 383с.
2. Артамонов, В. И. Занимательная физиология растений / В. И. Артамонов. – М.: ВО Агропромиздат, 1991. – 336 с.
3.Белоусова, Л. С. Денисова, Л. В. Редкие растения мира / Л. С. Белоусова, Л. В. Денисова. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 340 с.
4. Гесдерфер, М. Комнатное садоводство / М. Гесдерфер. – М.: Молодая гвардия, 1994. – 512 с.
5. Ильин, М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. – Тула: Приокское книжное издательство, 1975. – 96 с.
6. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины / В. В. Петров. – М.: Просвещение. 1991. – 206 с.
7. Смирнов, А. Мир растений /А. Смирнов. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 335 с.
8.Занимательная ботаника / под ред. В. Рохлов, А. Терешов, Р. Петросова. – М.: Аст – Пресс, 1999. – 433 с.
9. Книга для чтения по биологии. Растения. Для учащихся 6 – 7 классов / составитель Д. И. Трайтак. – М.: Просвещение АО Учебная литература, 1996. – 190 с.
10. Полная энциклопедия комнатных растений / под ред. Ю. В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2004. – 319 с.
11. Практикум по цветоводству / под ред. С. А. Потапова, А. А. Чувикова. – М.: Колос, 1984 – 239 с.
12. Приусадебное цветоводство / составитель: В. В. Линь. – М.: Аделант, 2001. – 192 с.
13. Удивительный мир растений / под ред. Г. А. Денисова. – М.: Просвещение, 1981. – 125 с.
14. Агеева И. Д. Весёлая биология на уроках и праздниках. - М.: Сфера, 2005.
15.Алексеев В. А. 300 вопросов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
16. Акимушкин И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич. 1999.
17. Акимушкин И. Причуды природы. – Смоленск: Русич. 1999.
18.Популярная энциклопедия животных. – СПб.: МиМ – Экспрессс, 1997.
19. Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.: Аванта, 2000.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель МО Заместитель Директор МОУ «СОШ№11»
________________ директора по УВР ______________________
Протокол № -------------------------
От « »_______2017 г. « »________2017 г. Приказ № __________
от « »___________2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по предмету «Биология».
Курс по теме:
«Биология в задачах».
8 класс (68 часов)
(общеинтеллектуальное направление)
Составила: Гарбузова Нина Васильевна.
Железногорск
2017 -2018 год
Программа курса внеурочной деятельности
«Биология в задачах»
для учащихся 8-х классов.
Курс "Биология в задачах" ориентирован на учащихся 8 классов, проявляющих
повышенный интерес к изучению биологии и собирающихся продолжить изучение биологии на
углубленном уровне. Данный факультатив рассчитан на 68 часов и способствует углублению и расширению знаний учащихся по курсу Биологии: Животные. Человек. 8 класс.
Цель:
создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе решения
задач по биологии.
Задачи:
- использование задач открытого типа с предположительно несколькими вариантами
возможных ответов для формирования мышления учащихся; расширения кругозора т.к.
задачи, как правило, построены на основании документальных данных;
- демонстрирование нескольких вариантов решения одной и той же задачи для выработки
умения принятия рационального решения.
Курс состоит из трех разделов. В первом - процесс планомерного обучения решению
познавательных задач у учащихся, накопление опыта самостоятельных действий:
— чтение задачи и анализ ее содержания;
— краткая запись условия задачи;
— поиска плана решения;
— запись решения задачи в другой форме;
— запись ответа;
— изменения вопроса задачи.
Во втором рассматриваются виды познавательных задач по степени сложности простые и средние.
В третьем рассмотрены задачи повышенной сложности.
Каждый раздел начинается с изложения логики решения задач рассматриваемого в нем типа.
Здесь приводятся необходимая информация в виде схем, таблиц, текста и если это требуется, алгоритм.
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются
теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся
предлагаются задачи для самостоятельного решения. Контроль за выполнением проводится
учителем совместно с учениками.
В основу курса физиологии человека и животных кладется представление о
функционировании целостного организма. При этом главный акцент сделан на изучение
функций, а не структур. Функциональный подход доведен до логического конца, поэтому
основные разделы названы по основным функциям организма (питание, дыхание, выделение,
опора и движение и т. п.).
В анатомическом строении человека акцент сделан не столько на изучение отдельных
функций, сколько на взаимодействие функций при обеспечении целостности организма и гомеостаза целого.
При рассмотрении разных функций неизбежно приходится кратко повторять роль всех
связанных с ними систем, так как в организме работа многих систем органов сопряжена, а
функции имеют циклический характер. Это обстоятельство позволяет активизировать учеников,
так как постоянно происходит повторение изученного материала и рассмотрение основных
систем органов с разных позиций.
В конце факультативного курса учащиеся должны уметь решать и составлять задачи:
— составление задачи, аналогичной решенной;
— составление задачи обратной;
— изменение некоторых элементов задачи, числовых данных, вопроса, рассматриваемого
явления;
— как внесенные изменения отразятся на решении задачи, ответе, выводах.
В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Биология в задачах» являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,
атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения
происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из
максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный
образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно
живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология в задачах» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Биология в задачах » являются следующие умения:
-рассмотрение биологических процессов в развитии:
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном
развитии человека.
– использование биологических знаний в быту:
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно
общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и
социальном смысле).
– объяснять мир с точки зрения биологии:
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его
жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют
координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций
передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в
обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства
(гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль
в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и
окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека
и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях
женщин и мужчин (максимум).
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и
разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма
(нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил
рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Содержание программы.
№ П/П | Дата | Тема | Количество занятий | Всего часов | ||
1. | Сентябрь | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса и его структурой. | 1 | 2 | ||
2. | Сентябрь | Обучение решению познавательных задач. Решение задач. | 1 | 2 | ||
3. | Сентябрь | Типы задач. Задача с необходимыми данными. | 1 | 2 | ||
4. | Сентябрь | Организм человека. Общий обзор. | 1 | 2 | ||
5. | Октябрь | Ткани организма. Особенности тканей человека. | 2 | 4 | ||
6. | Октябрь | Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. | 2 | 4 | ||
7. | Ноябрь | Выявление причин нарушения осанки и развития плоскостопия. Оказание первой помощи при травмах. | 1 | 2 | ||
8. | Ноябрь | Характеристика внутренней среды организма и способы поддержания её постоянства (гомеостаза). | 2 | 4 | ||
9. | Декабрь | Кровь и кровообращение. Круги кровообращения. Строение сердца. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | 2 | 4 | ||
10. | Декабрь | Дыхательная система. Лёгкие. Функциональные возможности дыхательной системы. | 2 | 4 | ||
11. | Декабрь | Приёмы реанимации. Решение задач. | 1 | 2 | ||
12. | Январь | Пищеварительная система. Гигиена органов пищеварения. | 2 | 4 | ||
13. | Январь | Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Решение задач. | 1 | 2 | ||
14. | Февраль | Покровные органы. Кожа. Уход за кожей. Болезни кожи. Выделение. | 2 | 4 | ||
15. | Февраль | Нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. | 1 | 2 | ||
16. | Март | Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор. Болезни органов зрения. | 2 | 4 | ||
17. | Март Апрель | Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 2 | 4 | ||
18. | Апрель | Врождённые и приобретённые программы поведения. Сон и сновидения. | 2 | 4 | ||
19. | Апрель Май | Воля, эмоции, внимание. | 2 | 4 | ||
20. | Май | Функция желез внутренней секреции. | 2 | 4 | ||
21.. | Май | Защита исследовательских и проектных работ. | 1 | 2 | ||
22. | Май | Обобщающий урок. Подведение итогов. | 1 | 2 | ||
Итого: | 34 | 68 | ||||
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена Согласована Утверждена
Руководитель МО Заместитель Директор МОУ «СОШ№11»
________________ директора по УВР ______________________
Протокол № -------------------------
От « »_______2017 г. « »________2017 г. Приказ № __________
от « »___________2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по предмету «Биология».
Курс по теме:
«Природа жизни».
5 класс (34 часа)
(общеинтеллектуальное направление)
Составила: Гарбузова Нина Васильевна.
Железногорск
2017 -2018 год
Железногорск
2017 -2018 год
Пояснительная записка
Изучение курса «Природа жизни» направлено на углубление знаний учащихся по биологии: ботанике и зоологии.
В основу курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется раскрытию функций растительного и животного организмов в связи со строением, роли их в биогеоценозах и биосфере.
Изучение курса строится с опорой на знания учащихся по природоведению, биологии, географии
Весь материал занятий кружка делится на два раздела:
1. Экология растений;
2. Экология животных.
Изучение этих разделов поможет осознать наиболее трудные вопросы по биологии.
Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие учащихся.
Рабочая программа составлена на основополагающих документах в области образования: «Национальной доктрине образования РФ», законе «Об образовании», конвенции ООН «О правах ребёнка», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Уставе учреждения, основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ №СОШ №3»
Цель курса – формирование экологической культуры школьников,
повышение уровня научных биологических знаний.
Задачи курса:
Обучающие:
1.углубление и расширение знаний учащихся о жизнедеятельности растений и животных.
2.формирование практических умений и навыков по выращиванию растений, по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях и животных для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Воспитательные:
1.формировать ответственное отношение к окружающей среде, активной гражданской позиции в вопросах охраны природы и природопользования;
2. формировать бережное отношение к природе в целом и к отдельным её компонентам;
3. участвовать практически в улучшении экологического состояния окружающей среды;
4. заложить основу экологического воспитания;
5. формировать диалектико – материалистического мировоззрения учащихся
Развивающие:
-развивать логическое мышление.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность данного курса является очевидной. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Несомненно, что решение экопроблем - одна из главных задач сегодняшнего дня.
Существующие программы по эковоспитанию сводятся к констатации фактов по экопроблемам. В свете модернизации современной системе образования особое значение приобретают активные способы деятельности учащихся – исследования, проекты, рефераты и т.д.
Новизна данного курса заключается в том, что он построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции учащихся.
Занятия биокружка окажут большое влияние на формирование научной картины мира, развитие мышления и воспитания школьников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 1 год с годовым объёмом - 34 часа
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
- Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей
Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся должны знать:
- особенности строения растений, животных и их основные процессы жизнедеятельности,
- разнообразие растений и животных.
- взаимосвязи растений и животных с живой и неживой природы
- приспособленность организмов к среде обитания
- действующие законы, постановления об охране природы
- охраняемых организмов и членов Красной книги Краснодарского края и РФ
- биогеоценозы родного края
- роль организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом
- работать с таблицами
- работать с дополнительной литературой
- выполнять практические работы и их оформлять
- обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности.
Календарно-тематический план
П/П | Дата | Тема | Количес-тво часов |
Экология растений (20 ч) | |||
1. | 04 Сентября | Экология растений. Экология как наука. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой (Экскурсия) | 1 |
2. | 11 Сентября | Свет в жизни растений. Свет как экофактор. | 1 |
3. | 18 Сентября | Лабораторная работа №1 «Фотосинтез» | 1 |
4. | 25 Сентября | Тепло в жизни растений. Температура как экофактор. | 1 |
5. | 02 Октября | Лабораторная работа №2 «Влияние температуры на прорастание семян». | 1 |
6. | 09 Октября | Вода в жизни растений | 1 |
7. | 16 Октября | Воздух в жизни растений | 1 |
8. | 23 Октября | Почва в жизни растений. (Экскурсия) | 1 |
9. | 13 Ноября | Лабораторная работа №3 «Значение почвы в жизни растений» | 1 |
10. | 20 Ноября | Животные и растения | 1 |
11. | 27 Ноября | Влияние растений друг на друга | 1 |
12. | 04 Декабря | Грибы и бактерии в жизни растений | 1 |
13. | 11 Декабря | Сезонные изменения растений (Экскурсия) | 1 |
14. | 18 Декабря | Изменение растений в течение жизни | 1 |
15. | 25 Декабря | Практическая работа №1 «Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений» | 1 |
16. | 15 Января | Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений | 1 |
17. | 22 Января | Жизненные формы растений | 1 |
18. | 29 Января | Растительные сообщества. (Экскурсия). | 1 |
19. | 05 Февраля | Практическая работа №2 «Изучение состояния сообщества пришкольного участка» | 1 |
20. | 12 Февраля | Охрана растительного мира. Редкие и охраняемые растения. | 1 |
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ (14 ч) | |||
21. | 19 Февраля | Экология животных | 1 |
22. | 26 Февраля | Условия существования животных (Экскурсия) | 1 |
23. | 05 Марта | Среды жизни Жилища в жизни животных | 1 |
24. | 09 Марта | Лабораторная работа №4 «Условия существования животных» | 1 |
25. | 19 Марта | Биотические и абиотические факторы в жизни животных | 1 |
26. | 02 Апреля | Свет в жизни животных | 1 |
27. | 09 Апреля | Вода в жизни животных | 1 |
28. | 16 Апреля | Температура в жизни животных | 1 |
29. | 23 Апреля | Кислород в жизни животных | 1 |
30. | 30 Апреля | Сезонные изменения в жизни животных | 1 |
31. | 07 Май | Лабораторная работа №5 «Сезонные изменения в жизни животных» | 1 |
32. | 14 Май | Численность животных | 1 |
33. | 21 Май | Практическая работа №4 «Численность животных» | 1 |
34. | 28 Май | Изменения в животном мире Земли (Экскурсия) | 1 |
Итого: | 34 | ||
Учебно–методическое и материально–техническое обеспечение образовательного процесса
- Лабораторный инструментарий, натуральные объекты, учебные модели, технические и информационно - коммуникативные средства обучения.
- Методическая литература для учителя
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
- Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.
- Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Мультимедийная поддержка курса
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
- Основная литература для учащихся
- Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Дополнительная литература для учащихся
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
- Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова. Правительство Ульяновской области. - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.
- Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
