Внеурочная деятельность

Гарбузова Нина Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрена                                  Согласована                           Утверждена

Руководитель МО                        Заместитель                           Директор МОУ «СОШ№11»

________________                         директора по УВР                ______________________

Протокол №                                   -------------------------

От «   »_______2017 г.                  «   »________2017 г.              Приказ № __________

 от «    »___________2017 г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по предмету «Биология».

Курс по теме:

«Занимательная биология».

7 класс (52 часа)

(26 занятий по 2 часа в неделю)

(общеинтеллектуальное направление)

 Составила:  Гарбузова Нина Васильевна.

Железногорск

2017 -2018 год

Пояснительная записка.

Программа кружка «Занимательная биология» предназначена для учащихся 7 класса, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «Биология» и рассчитана на 2 часа в неделю  (теоретическое изучение материала, практическая работа, опыты). Всего 66 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Эта программа выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике и зоологии.
  2. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии растений и животных.
  3. Формирует навыки научно – исследовательской деятельности.
  4. Позволяет подготовить к олимпиадам, конкурсам и переводному экзамену по биологии.

Цели данного курса:

        1.Помочь осознать степень своего интереса к биологии.

        2. Способствовать  развитию интеллектуальных, креативных          способностей учащихся.

        3.Познакомить с основными методами изучения биологии.

        4. Повысить экологическую культуру учащихся.

Задачи данного курса:

1.Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.

2. Воспитание бережного отношения к природе.

3.Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу.

4. Расширение и конкретизация знаний о растениях и животных.

5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся  по изучению растений и животных.

6. Развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

В целом программа кружка  позволяет полнее реализовать  воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.

Основными методами преподавания являются: наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое природа;
  2. Особенности организации растительного и животного мира, их многообразие;
  3. Редкие и охраняемые растения и животные родного края;
  4. Правила поведения в природе;
  5. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  6. Этапы исследовательской и проектной деятельности;
  7. Формы и виды исследовательских и проектных работ;
  8. Требования к оформлению и презентации.

Учащиеся должны уметь:

1.Пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения биологических явлений;

2. Организовать и провести исследование, выполнить проектную работу;

3. Уметь определять биологические объекты в природе;

4. Оценивать экологическую ситуацию;

5. Выполнять правила поведения в природе;

6. Ухаживать за комнатными растениями        ;

7. Участвовать в природоохранных акциях;

8.Работать с научной литературой;

9. Выполнять учебные рефераты, презентации.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Учебно-исследовательские конференции;
  2. Соревнования, КВН;

3.Демонстрация презентаций, творческих представлений;

4. Участие в конкурсах и олимпиадах.  

Календарно – тематическое планирование

№ П/П

Дата

Тема занятий

Количество часов

1.

Сентябрь

Изучение природы - что это такое?

Великие  натуралисты.

Природа в городе.

2 часа

2.

Сентябрь

 Строение клетки

2 часа

3.

Сентябрь

Деление клетки.

2 часа

4.

Сентябрь

 Особенности строения  растительного организма.

2 часа

5.

Октябрь

Фотосинтез. Дыхание и размножение растений.

2 часа

6.

Октябрь

 Классификация растений.

2 часа

7.

               Октябрь

Строение  и особенности жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных

2 часа

8.

Октябрь

Роль водорослей в экосистемах Курской области, их использование в биотехнологии, промышленности и медицине.

2 часа

9.

Ноябрь

Отдел Мохообразные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие.

2 часа

10.

Ноябрь

Отдел Плауновидные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие.

2 часа

11.

Ноябрь

Отдел Хвощевидные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие.

2 часа

12.

Ноябрь

 Отдел Папоротниковидные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие.

2 часа

13.

Декабрь

Отдел Голосеменные: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие.

2 часа

14.

Декабрь

Отдел Покрытосеменные: роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие

2 часа

15.

Декабрь

Строение  и типы соцветий.

2 часа

16.

Декабрь

Класс Однодольные: семейства Злаковые. Амариллисовые, Луковые.

2 часа

17.

Январь

  Класс Двудольные: семейства Сложноцветные, Крестоцветные, Бобовые, Крыжовниковые, Берёзовые.

2 часа

18.

Январь

Класс Двудольные: семейства Губоцветные, Розоцветные, Гераниевые.

2 часа


19.

Январь

Роль животных в биосфере. Принципы классификации животных.

2 часа

20.

Январь

Строение и жизнедеятельность простейших. Их роль в экологической системе.

2 часа

21.

Февраль

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. Их роль в экологической системе, практическое значение. Редкие и исчезающие виды, их охрана.

2 часа

22.

Февраль

Типы червей. Строение и жизнедеятельность. Их роль в экологической системе, практическое значение.

2 часа

23.

Февраль

Тип Моллюски. Строение и жизнедеятельность. Их роль в экологической системе, практическое значение.

2 часа

24.

Февраль

Тип Членистоногие. Строение и жизнедеятельность. Их роль в экологической системе, практическое значение. Редкие и исчезающие виды, их охрана.

2 часа

25.

Март

 Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение, охрана редких и исчезающих видов рыб.

2 часа

26.

Март

Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение, охрана редких и исчезающих видов земноводных.

2 часа

27.

Март

Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение пресмыкающихся.

2 часа

28.

Апрель

Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение птиц. поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение птиц.

2 часа

29.

Апрель

Многообразие птиц.

2 часа

30.

Апрель

Особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение млекопитающих.

2 часа

31.

Апрель

Охрана редких и исчезающих видов хордовых.

2 часа

32.

Май

Отряды млекопитающих: Хищные, Грызуны, Мозоленогие, Парно - и непарнокопытные.

2 часа

33.

Май

Отряды млекопитающих: Хоботные, Ластоногие, Китообразные, Приматы.

2 часа

34.

Май

Защита исследовательских и проектных работ. Подведение итогов.

2 часа

Итого:

68 часов

Литература

1. Артамонов, В. И. Редкие и исчезающие растения/ В. И. Артамонов. – М.: ВО Агропромиздат, 1989. – 383с.

2. Артамонов, В. И. Занимательная физиология растений / В. И. Артамонов. – М.: ВО Агропромиздат, 1991. – 336 с.

3.Белоусова, Л. С. Денисова, Л. В. Редкие растения мира / Л. С. Белоусова, Л. В. Денисова. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 340 с.

4. Гесдерфер, М. Комнатное садоводство / М. Гесдерфер. – М.: Молодая гвардия, 1994. – 512 с.

5. Ильин, М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. – Тула: Приокское книжное издательство, 1975. – 96 с.

6. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины / В. В. Петров. – М.: Просвещение. 1991. – 206 с.  

7. Смирнов, А. Мир растений /А. Смирнов. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 335 с.

8.Занимательная ботаника / под ред. В. Рохлов, А. Терешов, Р. Петросова. – М.: Аст – Пресс, 1999. – 433 с.

9. Книга для чтения по биологии. Растения. Для учащихся 6 – 7 классов / составитель Д. И. Трайтак. – М.: Просвещение АО Учебная литература, 1996. – 190 с.

10. Полная энциклопедия комнатных растений / под ред. Ю. В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2004. – 319 с.

11. Практикум по цветоводству  / под ред. С. А. Потапова, А. А. Чувикова. – М.: Колос, 1984 – 239 с.

12. Приусадебное цветоводство / составитель: В. В. Линь. – М.: Аделант, 2001. – 192 с.

13. Удивительный мир растений / под ред. Г. А. Денисова. – М.: Просвещение, 1981. – 125 с.

14. Агеева И. Д. Весёлая биология на уроках  и праздниках. -  М.: Сфера, 2005.

15.Алексеев В. А. 300 вопросов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.

16. Акимушкин И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич. 1999.

17. Акимушкин И. Причуды природы. – Смоленск: Русич. 1999.

18.Популярная энциклопедия животных. – СПб.: МиМ – Экспрессс, 1997.

19. Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.: Аванта, 2000.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрена                                  Согласована                           Утверждена

Руководитель МО                        Заместитель                           Директор МОУ «СОШ№11»

________________                         директора по УВР                ______________________

Протокол №                                   -------------------------

От «   »_______2017 г.                  «   »________2017 г.              Приказ № __________

 от «    »___________2017 г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по предмету «Биология».

Курс по теме:

«Биология в задачах».

8 класс (68 часов)

(общеинтеллектуальное направление)

 Составила:  Гарбузова Нина Васильевна.

Железногорск

2017 -2018 год

Программа курса внеурочной деятельности

 «Биология в задачах»

для учащихся 8-х классов.

        Курс    "Биология  в  задачах"  ориентирован  на  учащихся 8  классов,  проявляющих

повышенный интерес к изучению биологии и  собирающихся  продолжить  изучение биологии на

углубленном  уровне.  Данный факультатив рассчитан на 68 часов и способствует  углублению и расширению знаний учащихся по курсу Биологии: Животные.  Человек. 8 класс.

Цель:

создание  условий  для  развития  творческих  способностей  учащихся  в  процессе  решения

задач по биологии.

Задачи:

-  использование  задач  открытого  типа  с  предположительно  несколькими  вариантами

возможных  ответов  для  формирования  мышления  учащихся;  расширения  кругозора  т.к.

задачи, как правило, построены на основании документальных данных;

-  демонстрирование нескольких вариантов решения одной и той же задачи для выработки  

умения принятия рационального решения.

      Курс  состоит  из  трех  разделов.  В  первом  -  процесс  планомерного  обучения  решению

познавательных задач у учащихся, накопление опыта самостоятельных действий:

— чтение задачи и анализ ее содержания;

— краткая запись условия задачи;

— поиска плана решения;

— запись решения задачи в другой форме;

— запись ответа;

— изменения вопроса задачи.

     Во втором  рассматриваются  виды познавательных  задач  по степени сложности простые и средние.

     В третьем рассмотрены задачи повышенной сложности.

     Каждый  раздел  начинается  с  изложения  логики  решения  задач  рассматриваемого  в  нем типа.

    Здесь  приводятся  необходимая  информация  в  виде  схем,  таблиц,  текста  и  если  это требуется, алгоритм.

     Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются

 теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся

предлагаются задачи для самостоятельного решения.  Контроль за выполнением проводится

учителем совместно с учениками.

     В  основу  курса  физиологии  человека  и  животных  кладется  представление  о

функционировании  целостного  организма.  При  этом  главный  акцент  сделан  на  изучение

функций,  а  не  структур.  Функциональный  подход  доведен  до  логического  конца,  поэтому

основные  разделы  названы  по  основным  функциям  организма (питание,  дыхание,  выделение,

опора и движение и т. п.).

     В  анатомическом  строении  человека  акцент  сделан  не  столько  на  изучение  отдельных

функций,  сколько  на  взаимодействие  функций  при  обеспечении  целостности  организма  и гомеостаза целого.

     При  рассмотрении  разных  функций  неизбежно  приходится  кратко  повторять  роль  всех

связанных  с  ними  систем,  так  как  в  организме  работа  многих  систем  органов  сопряжена,  а

функции имеют циклический характер. Это обстоятельство позволяет активизировать учеников,

так  как  постоянно  происходит  повторение  изученного  материала  и  рассмотрение  основных

систем органов с разных позиций.  

В конце факультативного курса учащиеся должны уметь решать и составлять задачи:

— составление задачи, аналогичной решенной;

— составление задачи обратной;

—  изменение  некоторых  элементов  задачи,  числовых  данных,  вопроса,  рассматриваемого

явления;

— как внесенные изменения отразятся на решении задачи, ответе, выводах.

       В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностными  результатами  изучения  курса  «Биология  в  задачах»  являются  следующие умения:

     Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

–  осознавать  современное  многообразие  типов  мировоззрения,  общественных,  религиозных,

атеистических,  культурных  традиций,  которые  определяют  разные  объяснения

происходящего в мире;

–  с  учетом  этого  многообразия  постепенно  вырабатывать  свои  собственные  ответы  на

основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

–  учиться  признавать  противоречивость  и  незавершенность  своих  взглядов  на  мир,

возможность их изменения.

      Учиться  использовать  свои  взгляды  на  мир  для  объяснения  различных  ситуаций,  решения

возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

      Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из

максимума), имеющий отношение к своим интересам.

     Использовать  свои  интересы  для  выбора  индивидуальной  образовательной  траектории,

потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

     Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

     Учиться  самостоятельно  выбирать  стиль  поведения,  привычки,  обеспечивающие  безопасный

образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

     Учиться  самостоятельно  противостоять  ситуациям,  провоцирующим  на  поступки,  которые

угрожают безопасности и здоровью.

     Выбирать  поступки,  нацеленные  на  сохранение  и  бережное  отношение  к  природе,  особенно

живой,  избегая  противоположных  поступков,  постепенно  учась  и  осваивая  стратегию

рационального природопользования.

     Учиться  убеждать  других  людей  в  необходимости  овладения  стратегией  рационального

природопользования.

     Использовать  экологическое  мышление  для  выбора  стратегии  собственного  поведения  в

качестве одной из ценностных установок.

     Средством  развития  личностных  результатов  служит  учебный  материал, продуктивные задания учебника, нацеленные на  умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

      Метапредметными  результатами  изучения  курса  «Биология  в  задачах» является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

     Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  проблему  в  классной  и  индивидуальной

учебной деятельности.

     Выдвигать  версии  решения  проблемы,  осознавать  конечный  результат,  выбирать  из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

     Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

     Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

     Работая  по  предложенному  и  самостоятельно  составленному  плану,  использовать  наряду  с

основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

     Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

     Работать  по  самостоятельно  составленному  плану,  сверяясь  с  ним  и  целью  деятельности,

исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

     Свободно  пользоваться  выработанными  критериями  оценки  и  самооценки,  исходя  из  цели  и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

     В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

     Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода

из ситуации неуспеха.

     Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

     Давать  оценку  своим  личностным  качествам  и  чертам  характера  («каков  я»),  определять

направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

     Средством  формирования  регулятивных  УУД  служат  технология  проблемного  диалога  на

этапе  изучения  нового  материала  и  технология  оценивания  образовательных  достижений

(учебных успехов).

Познавательные УУД:

   Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

–  давать  определение  понятиям  на  основе  изученного  на  различных  предметах  учебного

материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

–  обобщать  понятия  –  осуществлять  логическую  операцию  перехода  от  понятия  с  меньшим

объемом к понятию с большим объемом.

     Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

     Создавать  модели  с  выделением  существенных  характеристик  объекта,  преобразовывать

модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

     Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

     Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму

фиксации  и  представления  информации.  Представлять  информацию  в  оптимальной  форме  в

зависимости от адресата.

     Понимая  позицию  другого,  различать  в  его  речи:  мнение  (точку  зрения),  доказательство

(аргументы),  факты;   гипотезы,  аксиомы,  теории.  Для  этого  самостоятельно  использовать

различные  виды  чтения  (изучающее,  просмотровое,  ознакомительное,  поисковое),  приемы

слушания.

    Самому  создавать  источники  информации  разного  типа  и  для  разных  аудиторий,  соблюдать

информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь  использовать  компьютерные  и  коммуникационные  технологии  как  инструмент  для

достижения  своих  целей.  Уметь  выбирать  адекватные  задаче  инструментальные  программно-аппаратные средства и сервисы.

     Средством  формирования  познавательных  УУД  служит  учебный  материал.

Коммуникативные УУД:

    Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

    В  дискуссии  уметь  выдвинуть  контраргументы,  перефразировать  свою  мысль  (владение

механизмом эквивалентных замен).

    Учиться  критично  относиться  к  своему  мнению,  с  достоинством  признавать  ошибочность

своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

    Понимая  позицию  другого,  различать  в  его  речи:  мнение  (точку  зрения),  доказательство

(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

    Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

    Средством   формирования  коммуникативных  УУД  служат  технология  проблемного  диалога

(побуждающий  и  подводящий  диалог)  и  организация  работы  в  малых  группах,  а  также

использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

     Предметными  результатами  изучения  курса  «Биология  в  задачах  »  являются  следующие умения:

-рассмотрение биологических процессов в развитии:

–  характеризовать  элементарные  сведения  об  эмбриональном  и  постэмбриональном

развитии человека.

 – использование биологических знаний в быту:

– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

–  использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно

общаться  (о  человеческих  темпераментах,  эмоциях,  их  биологическом  источнике  и

социальном смысле).

–  объяснять мир с точки зрения биологии:

–  выделять  основные  функции  организма  (питание,  дыхание,  выделение,  транспорт

веществ,  раздражимость,  рост,  развитие,  размножение)  и  объяснять  их  роль  в  его

жизнедеятельности;

– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

–  характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют

координирующую функцию в организме;

–  объяснять,  какова  роль  опорно-двигательной  системы  в  обеспечении  функций

передвижения и поддержания функций других систем органов;

– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

–  объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в

обеспечении нормальной жизнедеятельности;

–  характеризовать  внутреннюю  среду  организма  и  способы  поддержания  ее  постоянства

(гомеостаза);

–  объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль

в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

–  объяснять  важнейшие  психические  функции  человека,  чтобы  понимать  себя  и

окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека

и т.п.);

–  характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях

женщин и мужчин (максимум).

 – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

–  называть  основные  правила  здорового  образа  жизни,  факторы,  сохраняющие  и

разрушающие здоровье;

–  понимать,  к  каким  последствиям  приводит  нарушение  важнейших  функций  организма

(нарушение обмена веществ, координации функций);

– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

– оказывать первую помощь при травмах;

–  применять  свои  знания  для  составления  режима  дня,  труда  и  отдыха,  правил

рационального питания, поведения, гигиены;

– называть симптомы некоторых распространенных болезней

– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.  

 

Содержание программы.

П/П

Дата

Тема

Количество

занятий

Всего

часов

1.

Сентябрь

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса и его структурой.

1

2  

2.

 Сентябрь

Обучение решению познавательных задач. Решение задач.

1

2  

3.

 Сентябрь

Типы задач. Задача с необходимыми данными.

1

2

4.

 Сентябрь

Организм человека. Общий обзор.

1

2  

5.

 Октябрь

Ткани организма. Особенности тканей человека.

2

4

6.

 Октябрь

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.

2

4  

7.

 Ноябрь

 Выявление причин нарушения осанки и развития плоскостопия. Оказание первой помощи при травмах.

1

2

8.

 Ноябрь

Характеристика внутренней среды организма и способы поддержания её постоянства (гомеостаза).

2

 4  

9.

 Декабрь

Кровь и кровообращение. Круги кровообращения. Строение сердца. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

2

4

10.

 Декабрь

Дыхательная система. Лёгкие. Функциональные возможности дыхательной системы.

2

4  

11.

 Декабрь

Приёмы реанимации. Решение задач.

1

2

12.

Январь

Пищеварительная система. Гигиена органов пищеварения.

2

4  

13.

 Январь

Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Решение задач.

1

      2  

14.

 Февраль

Покровные органы. Кожа. Уход за кожей. Болезни кожи. Выделение.  

2

4  

15.

 Февраль

Нервная система. Спинной мозг. Головной мозг.

1

     2  

16.

 Март

Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор. Болезни органов зрения.

2

4  

17.

 Март

 Апрель

Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

2

4  

18.

 Апрель

Врождённые и приобретённые программы поведения. Сон и сновидения.

2

4  

19.

 Апрель

 Май

Воля, эмоции, внимание.

2

4  

20.

 Май

Функция желез внутренней секреции.

2

4  

21..  

 Май

Защита исследовательских и проектных работ.

1

2

22.

 Май

Обобщающий урок. Подведение итогов.

1

2

Итого:

34

68



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрена                                  Согласована                           Утверждена

Руководитель МО                        Заместитель                           Директор МОУ «СОШ№11»

________________                         директора по УВР                ______________________

Протокол №                                   -------------------------

От «   »_______2017 г.                  «   »________2017 г.              Приказ № __________

 от «    »___________2017 г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по предмету «Биология».

Курс по теме:

«Природа жизни».

5 класс (34 часа)

 (общеинтеллектуальное направление)

 Составила:  Гарбузова Нина Васильевна.

Железногорск

2017 -2018 год

Железногорск

2017 -2018 год

Пояснительная записка

Изучение курса «Природа жизни» направлено на углубление знаний учащихся по биологии: ботанике и зоологии.

В основу курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется раскрытию функций растительного и животного организмов в связи со строением, роли их в биогеоценозах и биосфере.

Изучение курса строится с опорой на знания учащихся по природоведению, биологии, географии

Весь материал занятий кружка делится на два раздела:

1. Экология растений;

2. Экология животных.

Изучение этих разделов поможет осознать наиболее трудные вопросы по биологии.

Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие учащихся.

Рабочая программа составлена на основополагающих документах в области образования: «Национальной доктрине образования РФ», законе «Об образовании», конвенции ООН «О правах ребёнка», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Уставе учреждения, основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ №СОШ №3»

Цель курса – формирование экологической культуры школьников,

повышение уровня научных биологических знаний.

Задачи курса:

Обучающие:

1.углубление и расширение знаний учащихся о жизнедеятельности растений и животных.

2.формирование практических умений и навыков по выращиванию растений, по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях и животных для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Воспитательные:

1.формировать ответственное отношение к окружающей среде, активной гражданской позиции в вопросах охраны природы и природопользования;

2. формировать бережное отношение к природе в целом и к отдельным её компонентам;

3. участвовать практически в улучшении экологического состояния окружающей среды;

4. заложить основу экологического воспитания;

5. формировать диалектико – материалистического мировоззрения учащихся

Развивающие:

-развивать логическое мышление.

 Общая характеристика учебного курса

Актуальность данного курса является очевидной. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Несомненно, что решение экопроблем - одна из главных задач сегодняшнего дня.

Существующие программы по эковоспитанию сводятся к констатации фактов по экопроблемам. В свете модернизации современной системе образования особое значение приобретают активные способы деятельности учащихся – исследования, проекты, рефераты и т.д.

Новизна данного курса заключается в том, что он построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции учащихся.

Занятия биокружка окажут большое влияние на формирование научной картины мира, развитие мышления и воспитания школьников.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 1 год с годовым объёмом - 34 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

  1. Личностные:
  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.
  1. Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
  1. Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей

Планируемые результаты изучения курса

Учащиеся должны знать:

особенности строения растений, животных и их основные процессы жизнедеятельности,

разнообразие растений и животных.

- взаимосвязи растений и животных с живой и неживой природы

- приспособленность организмов к среде обитания

- действующие законы, постановления об охране природы

- охраняемых организмов и членов Красной книги Краснодарского края и РФ

- биогеоценозы родного края

- роль организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

работать с микроскопом

работать с таблицами

работать с дополнительной литературой

- выполнять практические работы и их оформлять

- обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности.

Календарно-тематический план

П/П

Дата

Тема

Количес-тво часов

Экология растений (20 ч)

1.

04 Сентября

Экология растений. Экология как наука. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой (Экскурсия)

1

2.

11 Сентября

Свет в жизни растений. Свет как экофактор.

1

3.

18 Сентября

Лабораторная работа №1 «Фотосинтез»

1

4.

25 Сентября

 Тепло в жизни растений. Температура как экофактор.

1

5.

02 Октября

Лабораторная работа №2 «Влияние температуры на прорастание семян».

1

6.

09 Октября

 Вода в жизни растений

1

7.

16 Октября

 Воздух в жизни растений

1

8.

23 Октября

 Почва в жизни растений. (Экскурсия)

1

9.

13 Ноября

Лабораторная работа №3 «Значение почвы в жизни растений»

1

10.

20 Ноября

 Животные и растения

1

11.

27 Ноября

 Влияние растений друг на друга

1

12.

04 Декабря

 Грибы и бактерии в жизни растений

1

13.

11 Декабря

 Сезонные изменения растений (Экскурсия)

1

14.

18 Декабря

 Изменение растений в течение жизни

1

15.

25 Декабря

Практическая работа №1 «Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений»

1

16.

15 Января

 Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

1

17.

22 Января

 Жизненные формы растений

1

18.

29 Января

 Растительные сообщества.  (Экскурсия).

1

19.

05 Февраля

Практическая работа №2 «Изучение состояния сообщества пришкольного участка»

1

20.

12 Февраля

 Охрана растительного мира. Редкие и охраняемые растения.

1

ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ (14 ч)

21.

19 Февраля

Экология животных

1

22.

26 Февраля

Условия существования животных (Экскурсия)

1

23.

05 Марта

Среды жизни

Жилища в жизни животных

1

24.

09 Марта

Лабораторная работа №4 «Условия существования животных»

1

25.

19 Марта

Биотические и абиотические факторы в жизни животных

1

26.

02 Апреля

Свет в жизни животных

1

27.

09 Апреля

Вода в жизни животных

1

28.

16 Апреля

Температура в жизни животных

1

29.

23 Апреля

Кислород в жизни животных

1

30.

30 Апреля

Сезонные изменения в жизни животных

1

31.

07 Май

Лабораторная работа №5 «Сезонные изменения в жизни животных»

1

32.

14 Май

Численность животных

1

33.

21 Май

Практическая работа №4 «Численность животных»

1

34.

28 Май

Изменения в животном мире Земли (Экскурсия)

1

Итого:

34

Учебно–методическое и материально–техническое обеспечение образовательного процесса

  • Лабораторный инструментарий, натуральные объекты, учебные модели, технические и информационно - коммуникативные средства обучения.
  • Методическая литература для учителя
  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.
  3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  • Мультимедийная поддержка курса
  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  • Основная литература для учащихся
  1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • Дополнительная литература для учащихся
  1. Акимушкин И.ИНевидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
  3. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
  5. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
  6. Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова. Правительство Ульяновской области. - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.
  • Интернет-ресурсы
  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы