Научно-методическая работа

Лежнёв Александр Владимирович

Формирование выводов и результатов в области преподавания конкретной образовательной дисциплины

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

        «Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятия материала, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по - разному им оперируя и т.д.». и психологи, и методисты, и учителя словесности, давно преподающие русский язык и литературу, считают, чтобы «процесс прочного усвоения знаний» шел изо дня в день, а ученик смело поднимался по ступенькам лестницы, ведущей в мир русской словесности, чувствовал себя на ней уверенно, педагогу необходимо немало поработать, подумать, как, каким образом вел и ведет он объяснение нового материла, организует закрепление, проверку знаний. Чего греха таить, частенько словесник из урока в урок применяет одни и те же элементы: проверка домашнего задания, опрос, объяснение, закрепление, задание на дом. И все это по одной и той же схеме, те ми же приемами и методами, что вчера, полгода назад. И как тут не вспомнить великого К.Д. Ушинского, считавшего, что «губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении». Да, необходимо разнообразие. Нужно, особенно в 5-6 классах, чтобы на уроках жила занимательность не на правах падчерицы, а на правах хозяйки большого дома.

        Принцип занимательности на уроках русского языка – один из ведущих в методике преподавания этой науки в средней школе. И здесь сошлемся на авторитет М.Р. Львова: «Занимательность в общении – фактор повышения интереса к знаниям по языку». Известный ученый считает, что занимательность реализуется в процессе обучения использованием различных занимательных материалов, игр, иллюстративного материала, демонстраций, художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.

        Занимательность используется практически на любом этапе урока. Она хорошо «вписывается» и в проверку домашнего задания, и объяснение нового материала. Не покажется она лишней и при проведении тренировочных упражнений и организации работы по развитию речи и практической стилистике. Опытный учитель отыщет место занимательности при групповой и индивидуальной работе с неуспевающими учащимися. Даже при ведении рукописных ученических словариков занимательность будет уместна. «но занимательность, - утверждает Л.Д. Эрниязова в статье «Занимательность на уроках русского языка», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (1985 г. №6), - не равна интересу. Занимательность относится не столько к психическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству вещей, явлений, предметов, воздействующих на интерес, возбуждающих его. Свойства эти проявляются в новизне, неожиданности, странности, несоответствии прежним представлениям».

        Такой новизной на уроках русского языка является использование лингвистических миниатюр, сказок, стихотворений, «броских» фраз и т.п. Так, когда спустя месяц после изучения темы «Буквы ё-о после шипящих в корне слова» (орфограммы № 14), учащимся был предложен словарный диктант, в котором были в основном слова на это правило, то из 30 учащихся, писавших его, ошибся только один (новый в данном коллективе): пятиклассники, записывая слова, вспомнили нехитрое стихотворение, где используются слова – исключения:

        Слышу шорох, вижу шов,

        Не найду лишь капюшон.

        Где пропал, где спрятан он?

        А крыжовник под окном

        Разбросал стальные ветки

        До зелененькой беседки.

Не знают затруднений пятиклассники при определении звонких и глухих согласных, применяя с широко известной фразой «Степка, хочешь щец? – Фи» и эту «Щеки, чаша, цех спят. Фу!», где все согласные являются глухими.

        Не ошибаются и в последовательности падежей, ибо запомнили с претензией на рифму фразу «Иван рубил дровишки, веревки, толь, пальтишки», где первая буква слова помогает ученику вспомнить название падежа и его место в «рабочем строю».

        Хорошо «вписываются» в урок лингвистические сказки. Покажем на конкретных примерах, как их можно использовать на том или ином уроке.

        Орфограмма №11 («Буквы З и С на конце приставок») – одна из наиболее трудных. Пятиклассники (и не только они) часто допускают ошибки в написании слов с этими согласными на конце приставок. При объяснении данной темы может использоваться следующая сказка.

        Две подруги.

        Жили-были в стране Азбука Зи-зи и Се-се. Крепко дружили, словно сестры родные. Идет Зи-зи, к примеру, в гости, обязательно пригласит подругу. Выросла на участке у Се-се изумительная клубника, и Се-се первое лукошко на заре отнесла Зи-зи. И радость, и горе, что иногда заглядывало тоже к ним, делили девушки поровну.

И славился в стране красивый и умный парень Степка. О таких, как он, говорят: золотые руки.

Заглянул однажды Степка в дом к Се-се. Вышла хозяйка, поклонилась и пригласила гостя к столу:

Степка, хочешь щец?

—Фи, повертел носом Степка, а потом подумал да и остался обедать: очень ему Се-се понравилась. Всем взяла и умом, и статью.

—Будь всегда со мной, предложил чуть позже Степка девушке руку и сердце.
         Согласилась Се-се и улыбалась пареньку лучистыми глазами. Вскоре узнала об этом Зи-зи, обиделась. И не просто обиделась, а стала всюду говорить, что Се-се глухая, и соседи у нее глухие, и Степка глухой, и ничего Се-се не умеет готовить, кроме щец. Подущаешь, нашел жену! Вот она, Зи-зи, голосистая, звонкая, ей бы за Степку замуж. Она бы из него Степку враз бы сделала
без врачей обошлась бы и глухим бы не был. Она так размышляла вслух, и звонкий ее голосок был слышен по всей округе колокольчиком звенела Зи-зи. Что и говорить, приятный голос у этой девушки.

Так и расстались подруги. А Се-се со Степкой живут дружно и до сегодняшнего дня, хоть немало с тех пор прошумело дождей и съедено наваристых щец. Бывшие подруги встречаются редко, но в стране той их вспоминают. Даже правило такое есть. Вот послушайте и запомните хорошенько: приставках на - З/-С) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими С.” Вот так-то.

Сказку вспоминаем и на следующем уроке: дети ее охотно пересказывают, а пересказ, как известно, является средством контроля за тем, как понят учениками тот или иной материал. Смысл повторения и в том, чтобы вспомнилось правило, предупредилось забывание, продолжала развиваться устная речь учащихся, совершенствовались знания и навыки. К сказке “Две подруги” возвращаюсь на уроках работы над ошибками, когда она несколько сотрется (что вполне естественно) в памяти пятиклассников. Да и потом: сказка тот жанр, который детям очень нравится, а учитель должен помнить мудрое высказывание В.А. Сухомлинского: “Сказка
это колыбель мысли”. Охотно сочиняют подобные сказочки и сами школьники.

При работе над орфограммой № 34 (“Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик”) тоже помогает сказка, где главными героями являются суффиксах Ек и Ик. Слушая ее, а затем пересказывая, учащиеся вдумываются в содержание этого произведения и выводят правило, которое сверяют с напечатанным в школьном учебнике. Вот текст сказочки “Ек и Ик”.

         В удивительной стране Имя Существительное как-то встретились два суффикса. Одного звали Ек, а второго – Ик. Что и говорить, редкие имена дали родители своим сыновьям. В раннем детстве суффиксы друг к другу прикипели сердцем, всегда ходили вместе, а еще иногда и ползали. И те, с кем Ек и Ик общались, становились меньше и их величали ласково: Василёчек, дружочек, Орешек, Самолетик, Зайчик. Повстречался однажды им Ключ. Ик, став рядом, похлопал премудрое создание по плечу, и тот мгновенно превратился в Ключик. По дороге важно катился Мяч. Поприветствовал краснопузого великана Ик, и Мяч на глазах у всех стал Мячиком.
Стройный зеленоглазый Карандаш и неуклюжий Пузырь, торопясь по вечно важным делам, тоже остановились в дружеской компании. Ик поздоровался с Карандашом. Тот, не успев произвести и нескольких фраз, стал Карандашиком. А с Пузырем беседовал Ек.
Суффикс захохотал над его неуклюжим видом. Пузырь, естественно, обиделся. И вот уже нет Пузыря, Пузырька обижать не станешь. Да и самому Еку обидно, да и жаль терять половину такого коротенького имени, когда общается с тем или иным существительным. Характером он, наверно, не вышел. Постоянно так. Остановится с кем поздороваться, тот начинает склоняться, и первая буковка в имени Ека исчезает. Не верите?

Послушайте: Пузырек Пузырька, Сыночек Сыночка. А с другом - иное. Ик крепко стоит на ногах при склонении. Нужен пример? Пожалуйста! Носик Носика, Мячик Мячика.

Про друзей ученые правило придумали. И вам его знать посоветуем. Чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и -ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.

Следующую сказку можно использовать при изучении разрядов имен прилагательных по значению (6 класс). Она помогает школьникам понять, что по значению и форме прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные. Учащиеся получают представление о каждом разряде.

Такие разные сестрицы.

- Ну надо же! Надо же! До чего дожила, говорила мать Морфология, вот нет младшенькой доченьки, и дела никакого нет. Ты бы, средненькая дочка, милое мое Относительное прилагательное, и ты бы, старшенькая, Притяжательное прилагательное, выручили старуху. Вон сколько у нас сегодня гостей в горнице!
           
Не буду, мгновенно завертело носиком Притяжательное прилагательное, образовывать для всех степени сравнения, для всех и для девчонки Таки, и для деда Ивана Ивановича, и для купчихи Анны Степановны. Да, да, если бы только для царя и царевича, вступило в разговор Относительное прилагательное, Хоть я и относительное, но я не хочу, как этого требуешь, мамочка, к ним относиться, не хочу и не могу в том или ином предмете быть в большей или меньшей степени. Жила без этих степеней сравнения 20 лет, еще столько проживу. Меня ни с кем сравнивать не надо. Я (это все знают) красавица.

- И я тоже, похвасталась сестрица.

Что же мне делать? волновалась Морфология. И тут, как это часто бывает в сказках, подоспела матушке помощь. Я думаю, вы догадались, кто это. Ну, конечно, младшенькая дочь, а звали ее Качественное прилагательное.

- Здравствуйте, сестрицы мои ненаглядные! Здравствуй, матушка! Почему в очах своих грусть приютили?

Беда, доченька, чуть не расплакалась Морфология, там, среди гостей, разговор никак не идет без степеней сравнения, да и как требуется прилагательное в краткой форме произнести, люди только руками разводят. Вот сейчас плотник Архип рассказывал, какой дом возвел, но никому ничего ясно из рассказа его не стало мало у Архипа на кончике языка оказалось слов.

Красивейший! сказала младшенькая. Самый высокий в округе. Я Архипу помогу.

- Благодарю, доченька. Как звонок будет голос теперь у мастера!

В таком красивом-красивом доме и, наверное, теплом-теплом век жить можно, продолжала младшая. Я, матушка, плотнику и сложными прилагательными помогу, он этого заслуживает.

- И еще твои сестрицы не хотят дружить с наречиями Очень, Чрезвычайно, Слишком и некоторыми другими.

- Не желаем, сказало Относительное прилагательное. Пусть наша сестричка с ними общается. Мы за это на нее не обидимся.

- Матушка! Не надо беспокоить сестриц. Они сегодня отдыхают, подала голос Качественное прилагательное.

- Сегодня и всегда, настаивали на своем девицы.

- Я, младшенькая, и поработаю. Не беспокойся, я запомнила, что мне делать сегодня.

- Сегодня и всегда, твердили сестры.

- Конечно. Это так приятно добрым людям помогать образовывать степени сравнения и краткую форму имени прилагательного. Не забуду и сложные прилагательные. И наречия Очень, Чрезвычайно, Слишком без внимания не оставлю, пообщаюсь с ними.

- Мы, матушка, с вашего разрешения удалимся,
заторопились Относительное и Притяжательное прилагательные, нам еще кадриль танцевать, а может, и польку.

- Сестрицы мои золотые, очень за вас рада. И я иду к гостям: людям моя помощь требуется.

- Иди, голубушка.

И Качественное прилагательное отправилось в горницу, чтобы люди могли между собой разговоры вести. Давайте и мы заведем дружбу с Качественным прилагательным.

Вот план-конспект урока по теме «Буквы а о в корне -лаг- -лож-”.

Знать: чередование а-о в корнях слов, правило выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными.

Уметь: владеть способом выбора а-о в корне
-л,аг лож-.

Ход урока.

1. Орг.момент.

2. Сигнальный диктант: маршрут, рассвет, березка, цикорий, щучка, съемка, слагать. Какое слово лишнее? Почему “слагать”? На какую тему, о чем можно сложить, написать рассказ, используя данные слова? Составим предложение о походе по родному краю. Записываются предложения: Девочки и мальчики предлагали побывать на родине известного русского композитора. Иные туристы предложили отдохнуть на поляне в Растовом саду.

Какое слово в сигнальном диктанте лишнее? Слагать. Выделим корень слова. Посмотрим, есть ли в записанных на доске и в тетрадях предложениях слова с таким же корнем? Предлагали, предложили. Знаете ли вы, когда в корне букву, а писать, а когда о? Вот этим мы займемся на сегодняшнем уроке.

Знакомиться с новой темой будем со сказки. Как обычно начинаются русские народные сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь Синтаксис и царица Морфология, и должна была у них родиться девочка, так как наследник уже подрастал.
           
Поздравляем, поздравляем, говорили царице. С мальчиком поздравляем.

- Ложь, ответила мать. С глаз долой!

И покинули все дворец, не понимая, что произошло. Подумали: Морфология так сына назвала. Царям не укажешь, как наследников называть. Но через несколько минут у женщины родился еще младенец Похожи друг на друга, как две капли воды, как две песчинки, как два лучика солнца. Никто, даже отец, не мог отличить, кто из них Лож, а кто Лаг (так второго малыша назвали, решили, что если внешне похожи, пусть и именами тоже). Мать, конечно, различала, кто есть кто. Ну, как дети во всем мире плачут всем известно. -Уа, у-ааа. А Лаг плакал: “А-аааа”, Лож плакал: “О-ооо”. Вот ты (обращаемся к ученику) будешь Лаг. Заплачь. А ты выступишь в роли другого брата Лож. Как должен плакать? (Дети показывают). Мать, например, дает им, допустим, конфету, а им есть конфеты не хочется. И что же она слышит? От Лаг? А от Лож? Был в той стране ученый. Он-то, чтобы ребятишки в школе по- меньше в диктантах и записках ошибок делали, вывел из той слезливой истории правило, а потом то правило и в учебник внесли. Не верите? Откроем книгу и прочитаем (с. 175, орф. 18).

Дальше идет работа с учебником; закрепление, подведение итога и дается задание на дом.

Да, не надо забывать о занимательности на уроке русского языка. “Если с первого раза школьное дело детям представится, во-первых, серьезным, во-вторых, интересным, занимательным, утверждал известный педагог Н.Ф. Бунаков в книге “Школьное дело”, если учитель сумеет затем, сумеет как можно чаще повторять такое впечатление в душе маленького ученика накопится масса таких следов, которые в результате дадут представление об учении как о деле важном и занимательном в одно и то же время”.

А.В. Лежнев,
учитель, кандидат педагогических наук



Предварительный просмотр:

                                Урок письма

                                      5-ый класс

                                      Тема:

                             Подготовка к написанию письма личного характера.

                                   Цели урока:

-  показать, как важно в жизни уметь хорошо, правильно выражать свои мысли в письме;   - убедить учащихся в практической значимости их работы;

- научить писать письмо личного характера, соблюдая структуру такого послания;

. научить  выбирать ключевые слова,  применять слова сцепления, использовать  в письме образную речь;

. продолжить развитие мышления, умения рассуждать.

                                    Оборудование:

 Учебник «Русский язык. 5 класс» (авторы – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, П.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба и др.), «Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5 – 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений /Научн. ред. В.В.Бабайцева», репродукции картин («Письмо с фронта» А.И.Лактионова, «Запорожцы» И.Е.Репина), литературные произведения (рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», «Повесть о настоящем человеке» Б.Н.Полевого, повесть Э.Н.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»,  рассказ А.П.Чехова «Ванька»); киносценарий (фрагмент) мультфильма «Трое из Простоквашина»; письма (ксерокопии) бывшего учителя Староюрьевской средней школы Тамбовской области, партизана, офицера, поэта В.И.Шульчева; письма участников Великой Отечественной войны, хранящиеся в местном краеведческом музее и в музее школы, Областная Книга Памяти (восьмой том). Технические средства обучения. Раздаточный материал.

                                                                                       Эпиграф

                                                                       В ящике почтовом вновь просторно:

                                                                       Я давненько писем не писал.

                                                                       Как-то странно, что теперь то норма,

                                                                       Говорят, от писем мир устал.

                                                                       И несут в подъезды почтальоны

                                                                       Меж консервами муку и соль,

                                                                       Тонкие, как иглы, макароны…

                                                                       …Шлите письма, нищий и король!

                                                                                          А.Лежнёв

                                           Ход урока

                                           Основные этапы урока

       1. Организационный момент.

       2.Вступительное слово учителя с элементами беседы. Сообщение темы и целей урока.

         Учитель просит пятиклассников передать содержание объяснительного диктанта (его учащиеся писали накануне), который был создан на основе картины известного художника Александра Ивановича Лактионова (1910 – 1972), лауреата Государственной премии СССР «Письмо с фронта». Учащиеся вспоминают текст.

                           Письмо с фронта.

    Маленький город недалеко от столицы. Здесь проживает семья Королёвых. В начале войны хозяин дома отправился спасать Россию от фашистских захватчиков. Отец часто присылал весточки жене, сыну, дочке. Вдруг переписка оборвалась.

             Что произошло? Радио  сообщало о сдаче немцам городов, сёл, деревень. «Папа  не погибнет»,-  сказал сын. С мальчиком все согласились.

         Однажды к ним заглянул солдат и принёс письмо. Пётр Королёв в тяжёлом бою был ранен, и теперь он лечится в госпитале. Послание стал живо читать мальчик. Рассказ отца слушали внимательно.  Солдата поблагодарили за радостное сообщение, пригласили в дом. Дочь воина сказала: «Мы обязательно победим!» Военный оставил детям горсточку конфет. То был сладкий подарок от отца. (А.Лежнёв)

      На экране репродукция данной картины. Идёт аналитическая беседа по картине.

         3. Работа по теме.

         1) Проверка домашнего задания.

      Учитель просит учащихся привести примеры, когда в литературных произведениях автор использует письмо (письма) и  высказать своё мнение, с какой целью писатель сделал это, назвать картины, где тоже доминирует данная тема.

     Учащиеся  называют быль «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, напоминают сверстникам: офицер Жилин получил  от матери из дома письмо  и решил навестить родительницу, с этого и начинается рассказ.

       На книжную  полку ставится сборник произведений  писателя Л.Н.Толстого.

      О письме в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»  говорит  ученик, объясняя своё  наблюдение тем, что в актовом зале школы видел репетицию сцены, поставленной  старшеклассниками по страницам пушкинского произведения (Татьяна Ларина и няня).

        Ученик говорит, что это было интересное письмо, красивое, написанное почему-то в стихах. Учитель комментирует и это сообщение, объясняя, что в романе (а он написан в стихах) приводится текст  письма и Евгения Онегина к Татьяне.  Несомненно, эти письма играют немаловажную роль в сюжете, в истории любви Татьяны и Евгения.

         Не забыли  дети  о рассказе А.П.Чехова «Ванька».  Девятилетний мальчик, «отданный три месяца тому  назад в ученье к сапожнику Аляхину», пишет письмо «на деревню, дедушке… Константину Макарычу», в нём сообщает о своей тяжёлой жизни. Но  об этом его дедушка никогда не узнает.

          Группа пятиклассников припоминает рассказ о дяде Фёдоре, коте Матроскине, почтальоне Печкине – героях мультфильма «Зима в Простоквашино», где письма тоже несут определенную нагрузку, без них «рассыпается» сюжет.

      Ученик, заранее подготовленный учителем,  выступает с  эмоциональным сообщением об А.П.Маресьеве – герое «Повести о настоящем человеке» Б.Н.Полевого (книга оказывается на выставке). Ученик акцентирует внимание одноклассников на следующий момент: в госпитале письма от матери, от Ольги, с которой лётчик когда-то учился в ФЗУ, отдают Алексею Маресьеву перед  сложнейшей операцией, чтобы морально поддержать бойца. Весточки от близких  людей заставляют Маресьева «хвататься» за жизнь. На экране появляются  работы  народного художника  СССР Н.Н.Жукова,  иллюстратора когда-то очень популярной книги.  

    2)   Достоянием выставки  становится репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы». Очень кратко своими впечатлениями от популярного полотна мастера живописи делится пятиклассник.

     3)   Рассматривают  в течение нескольких минут учащиеся письма, автором которых является Валентин Иванович Шульчев (эти ксерокопии, оживающие на экране, очень хорошего качества; их  передал в Староюрьево А.В.Шульчев, сын поэта и офицера). Учитель обращает внимание детей на то, как красиво писал  и  «строил» каждое послание на малую родину Валентин Иванович. Учитель говорит, что  все дети, занимавшиеся у именитого преподавателя, тоже обладали красивым почерком и призывает  пятиклассников писать письма разборчиво, красиво.

        Вызывают интерес учащихся и письма фронтовиков, текст одного из них зачитывает учитель (можно  это поручить и ученику).  В ходе беседы  учитель подводит детей к мысли:

       это личные письма, у них был адресат; в весточках с войны   содержится информация о  поведении бойца и его товарищей на поле брани;  пишет  красноармеец родственникам о своих переживаниях, проблемах, интересуется, как живёт  семья, что нового в селе,  просит непременно об этом рассказать в ответном послании.

      4. Объяснение нового материала.

       1) Учитель сообщает о видах письма: деловое, официальное, личное, подробно  информирует о композиции  письма личного характера, напоминает о характере материала – такое письмо строится на основе жизненного опыта.

        2) Детям раздаётся памятка «Композиция личного письма» с расшифровкой  его элементов:

         1. Приветствие.

         2. Этикетные фразы-вопросы.

         3. Информация о себе.

         4. Сообщения.

         5. Просьбы, советы, пожелания.

         6. Прощание.

         7. Дата.

        Учитель  указывает  школьникам на основные языковые особенности такого письма: лексику, фразеологию, словообразование, морфологию, синтаксис и пунктуацию.

        3) Затем учащиеся обращаются к учебнику русского языка, читают текст письма  известного русского прозаика Н.А.Островского к матери, фрагмент  из письма героя рассказа  поэтессы О.Ф.Берггольц «Лучший друг» (с. 84), отрывок из  письма А.М.Горького школьникам (с.225).  

       4)  Учитель просит назвать ключевые (опорные) слова, которые, как правило, используются в послании. Такие слова записываются  на доске,  они становятся для учащихся   рабочим материалом: здравствуй, здравствуйте, привет, дорогой друг, подруга,  как поживаешь, во-первых, во-вторых, итак,  здесь, почерк, конверт, пиши почаще, до свидания, до встречи, будь здоров, пожалуйста… Учитель советует  запомнить:  в конце послания принято указывать не только дату написания письма, но и ставить свою подпись, конверт следует подписывать аккуратно, не забывать   про индексы получателя и отправителя.

           5.    Постановка задачи.

        Учитель ставит задачу: написать дружеское послание, используя те знания, что получены сегодня на уроке. Дальше педагог интересуется, кому дети намерены адресовать своё письмо. Школьники отвечают:

          -другу, с которым познакомился в санатории,

         - бывшему однокласснику (живёт теперь в Подмосковье),

         - старшему брату (учится в Тамбовском государственном университете имени Г.Р.Державина),

         --дяде (проходит службу  на Северном Кавказе),

         - подружке (внучка соседки, живёт в Мичуринске),

         - двоюродной сестре (студентка одного из рязанских институтов),

         - крёстной матери (проживает в Сосновском районе Тамбовской области).  

            Естественно, есть и такие воспитанники, которые не знают, кому они хотели бы послать письмо. Учитель предлагает отправить  письмо, например, дяде Фёдору, герою книги Э.Н.Успенского, и  просит этих школьников  открыть «Русскую речь», где напечатан фрагмент киносценария: желательно освежить в памяти содержание повести, мультфильма.

       Итак, адресат есть. На выбор предлагаются следующие темы:

          А) «Яркое событие моей жизни».

          Б) «Хочу рассказать тебе о родном крае».

     1)  Анализ тем.

            Какое событие  школьники считают самым ярким событием своей жизни?

          - Подарок (велосипед, телефон, коньки, лыжи, книга, котёнок, щенок).

         - Поездка в Москву, Тамбов, Мичуринск,  знакомство с достопримечательностями города.

          - Посещение выступления цирковых артистов Санкт-Петербурга (гастроли циркового коллектива проходили в Тамбове, детям приходилось выезжать из Староюрьева в областной центр).

         - Новогодний «огонёк»,  организованный родительским комитетом в данном классном коллективе.

         - Классный час.

Были и такие ответы:

         - Научился ездить на велосипеде, кататься на  коньках, фотографировать.

        Вторая тема. Учащиеся называют те достопримечательности родной земли, о которых они с удовольствием  рассказали бы в письме:

         - Шушпан - море (так в народе именуют Шушпанское водохранилище, одно из самых больших в Тамбовской области).

         - Растов сад (здесь когда-то жил известный русский композитор А.Н.Верстовский,  создатель легендарной оперы «Аскольдова могила», друг А.С.Пушкина и автор 13 музыкальных произведений на стихи гениального поэта).

         - Мемориал «Скорбящая мать».

         - Памятник, сооружённый в честь погибших в Афганистане, в Чеченской Республике.

         - Староюрьевские курганы (памятник археологии, который исследовали в семидесятые годы прошлого века учёные Воронежского государственного университета имени Ленинского комсомола).

         - Староюрьевская средняя общеобразовательная школа (одно из старейших  и красивых учебных заведений Тамбовской области, которому в 2011 году исполнится 125 лет).

        Учитель подчёркивает: край славится не только полями, лесополосами, водоёмами, зданиями и т.п., но прежде всего людьми. На экране  появляется  список, который сопровождают портреты героев (бумажный вариант списка получает каждый ученик):

         - композитор А.Н.Верстовский;  

         - писатель, общественный и государственный деятель А.И.Новиков;

         - адвокат с европейской известностью Ф.Н.Плевако;

         - поэты, педагоги и воины В.И.Шульчев, П.Н.Матюхин, М.М.Мокринский;

         - Герой Социалистического Труда Т.Ф.Куделина, героиня одной из поэм М.А.Румянцевой;  

         - участники Великой Отечественной войны,  Герои Советского Союза А.И.Балясников, Г.А.Сутормин, Г.З.Клишин;

         - Герой России А.И.Кобин;

         - разработчик легендарного кожзаменителя – кирзы,  лауреат Государственной премии СССР И.В.Плотников;

         - член Союза писателей РФ, профессор филологии Тамбовского госуниверситета имени Г.Р.Державина Л.В.Полякова;

         - оперная певица Л. Ю. Терехова;

         - академики Н.П.Бочков,  Н.К.Фролов, А.И.Якжин;

         - сельский плотник и член Союза писателей РФ, лауреат многих престижных литературных премий А.М.Макаров;

         - известный в Тамбовской области животновод и общественный деятель, внучка георгиевского кавалера М.Д.Юдакова.

2) Составление примерного плана письма.

    6.   Самостоятельная  работа учащихся над  письмом на черновике.

    7.    Примеры.

                                                   «Дорогой Антон!

           Спасибо тебе за письмо. С большим удовольствием узнала, что всё у тебя нормально. Так держать, как говорит мой дедушка.

         Ты спрашиваешь, купили ли мне котёнка. Конечно, купили. Это кошечка. Папа  назвал её Мусей. Мне это имя тоже очень понравилось. Такое ласковое, мягкое, красивое.

           Муся ещё совсем маленькая, ей только полтора месяца. У неё маленькая мордочка. Я с удовольствием любуюсь её розовым носом и длинными усами.

          Она очень-очень пушистая, пожалуй, до такой степени, что её придётся причёсывать каждый день, чтобы моя красавица выглядела опрятной.

        Самое главное, Антон, то, что Муся трёхшерстная – рыжая, белая и коричневая. Говорят, что такие кошки  приносят счастье в любой дом.

      Сейчас мама просто в шоке от того, что у нас в доме будет жить кошечка. Мы с папой пытаемся переубедить её, ведь  это крохотное создание не причинит нам вреда. Муся, как говорит папа, внесла в дом немало радостных минут.

          Вот, наверное, всё.      Пиши мне. Расскажи, пожалуйста, Антон, и ты мне о радостном событии своей жизни последних дней.

        До свидания!

                                                                                                                                  Твоя Настя.

12 марта»                

 

2.                                                   «Привет, дорогой Олег!

       Пришла недавно из школы и увидела в почтовом ящике письмо от тебя. Прочла. Баба Лена волнуется за тебя, ведь ты не на курорте, а в армии. Понимаешь?

      Но сначала о своей радости.

       Как-то мне мама сказала, что если я закончу эту четверть без четверок, то мы поедем в Турцию! Наконец-то четверть завершена, и учителя нам выставляют оценки. Я затаили дыхание. «Белёнова -  3,- говорит учитель. – Копылова – 4. Иванова Аня – 5».

         И тут я больше ничего не слышала. Я только слышала крик своей души. Я пришла домой, конечно, в отличном настроении. Сказала маме о том, что сдержала своё слово, что мы должны теперь поехать в Турцию. Эти две недели, которые я провела там, не забуду, кажется, никогда!

          Как ты там, в армии? Баба Лена скоро к тебе приедет. Я с ней передам для тебя турецкие фотографии. Посмотри, но фотки верни с бабушкой. Служи хорошо-хорошо.

         Пока.

                                                                                                                                                       Аня.

12 марта».

  1.                                                    «Привет, Павлик!

  У меня всё хорошо, а у тебя?

  Твоё письмо было такое интересное, что я читал его два раза. И вои я снова решил сегодня тебе ответить.

    Я напишу тебе, Павлик, о самом ярком событии своей жизни последних лет, которое до сих пор помню.

     Однажды, когда я был маленький, у нас жили гуси. Я их очень боялся. И вот в один день, когда гуси были закрыты, я бегал по двору, а гуси с завистью смотрели на меня. Им, наверно, тоже захотелось на свободу. И вот я слышу громкое гагаканье. Я испугался, обернулся и увидел, как гуси бегут на меня. Я побежал о них. Но не так долго бежал, потому что у меня кончились силы. Я упал. Птицы с радостью бросились на меня и начали щипать. Я стал звать на помощь взрослых. Сначала никто не приходил. А когда услышали мой крик, было поздно. Гуси так здорово меня пощипали, что синяки долго не проходили. Кажется, больше недели.

      Вот такая история произошла со мной. Теперь, конечно, я с улыбкой вспоминаю о ней, но тогда мне было не до смеха. Гусей и сейчас обхожу стороной. Кстати, после того печального случая мы перестали водить гусей.

      Были и другие яркие события: получил от родителей долгожданный подарок, увидел настоящий августовский звездопад,  научился хорошо бегать. Но мне почему-то захотелось рассказать тебе, Павлик, о гусиной истории.

       А с тобой что-то подобное случалось?

       Пиши  чаще!

         До свидания!

                                                                                                                                Попов Саша.

!0 марта».

  1.                                             «Здравствуй, дорогой друг!

    Я хочу рассказать тебе о своём родном крае.

Живу я в селе Староюрьеве Тамбовской области. Это райцентр. В районном центре много зелени, протекают неторопливые речки Лесной Воронеж и Шушпанка. Есть и водохранилище, которое мы называем морем. Так и говорим: Шушпан – море. Наши реки богаты рыбой. Говорят, что есть и раки.

   К живописным местам нашего степного района относятся сады: Растов сад и Каньшин сад. Прекрасна и территория бывшей усадьбы композитора, театрального деятеля А.Н.Верстовского.

     Множество родников с целебной водой подарила нам чернозёмная земля. Нескончаемые поля, луга, лесополосы – это тоже достопримечательности нашего небольшого района, расположенного на границе с Рязанской областью.

     А ещё, дорогой друг, мы гордимся земляками. Да, композитор и  крупнейший деятель театра Алексей Николаевич Верстовский появился на свет в имении Селивёрстово, что недалеко от старинного села Мезинец.

       Я назову ещё и поэта Валентина Ивановича Шульчева, бывшего учителя русского языка и литературы нашей школы. Шульчев погиб в Великую Отечественную войну. Это произошло 19 февраля 1943 года. Мы читаем его стихи, некоторые знаем наизусть.

      Есть у нас прекрасные полеводы, педагоги, инженеры, животноводы, врачи. О них мы говорим в школе на классных часах.

       Дорогой друг! Учащиеся  нашей школы постоянно занимают первые места как на районных олимпиадах, так  отличаются нередко и на областных предметных олимпиадах и всевозможных конкурсах. Несколько лет уже действует спортивная школа. Многие мои одноклассники занимаются в музыкальной школе, где  работают прекрасные педагоги. А недалеко от Староюрьева, в Новикове, есть ПУ-7.

         Многие  улицы села украшены цветами. Есть несколько интересных памятников. В минувшем году  во многих сёлах появились обелиски в знак признательности подвига наших земляков в годы минувшей войны. Открыт памятник афганцам и ребятам, погибшим в Чеченской Республике. И ещё. Почти все дома у нас газифицированы.

     Дорогой друг, напиши о своём крае.

    Будь счастлив!

                                                                                                           Оля.

10 марта ».

8. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке? Что повторили? Какова композиция личного письма? Как на письме выделяем обращение?

9. Домашнее задание.

Завершить работу над письмом на черновике, проверить и переписать в тетрадь по развитию речи.

                       Лежнёв Александр Владимирович.

Учитель русского языка и литературы МОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы Староюрьевского района Тамбовской области,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кластер на уроках русского языка

Слайд 2

Кластер (“гроздь”) – графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Слайд 3

Технология составления кластера

Слайд 5

Данный прием позволяет : -Охватить избыточный объем информации; -Учить перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; -Учить осуществлять речевой контроль; -Учить извлекать основную информацию из различных источников; -Развивать диалогическую и монологическую речь; -Обогащать словарный запас; -Экономить время.



Предварительный просмотр:

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо  на уроках русского языка

   Понятие «критическое мышление»

   В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. 

Учитывая новые требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

   Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления.

     Существует множество определений критического мышления. Так, «Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн).

 Авторы данной технологии дают следующее определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами»

Под критическим мышлением И.О.Загашева и С.И.Заира - понимают «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который содержит высокий уровень восприятия, понимания, объективного подхода к окружающей его информации. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности.

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы.

 Особенность технологии критического мышления звучат следующим образом:
Дети  хотят познавать мир, рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть  помощником, умело стимулируя учащихся к  познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, есть необходимость в их изменении.  Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) деятельность для учеников привычная, как и письменные работы.Так  же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему. Работа направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с разным потоком информации;
  • пользоваться различными способами информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • развивать собственное мнение
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты технологии РКМЧП:

  • надпредметный характер;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом.



Предварительный просмотр:

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.

slide_10.jpg