Консультации для педагогов


Предварительный просмотр:

Как организовать музыкально-дидактические игры в группе не имея специального образования и оборудования.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству. Уже в раннем возрасте дети живо откликаются на музыку весёлого, бодрого характера. Это даёт возможность педагогам вовлекать детей в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, её восприятие, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т. д. В педагогической практике с этой целью много лет применяют музыкально-дидактические игры. Они, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него двигательную, зрительную и слуховую активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Музыкально-дидактическая игра является эффективным средством развития музыкальности детей.

Сенсорное музыкальное развитие происходит наиболее успешно при специально организованном воспитании и обучении. Усвоение детьми способов сенсорных действий при правильной их организации приводит к активизации музыкального переживания ребенка. Под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия, имеется в виду:

а) различение свойств музыкальных звуков

б) различение их выразительных соотношений

в) качество обследования музыкальных явлений. Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.  Формируя музыкальную эталонную систему  детей, мы создаём благоприятные условия для развития музыкальных способностей.

В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Игра включает в себя обучающую задачу, действие, правила и результат. Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. (Схема №1 «Работа над музыкально-дидактической игрой)) На практике, однако, игра не выходит за рамки музыкального занятия. Результаты тестирования показали, что большинство воспитателей испытывает трудности при организации музыкально-дидактических игр в группе. Не имея специального образования, очень сложно  оценить правильность выполнения задания детьми. Многие игры подразумевают умение педагога владеть музыкальным инструментом, ведь настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл. Однако, без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию. Проанализировав сложившуюся ситуацию мы пришли к выводу о необходимости создания системы, при которой отсутствие специального образования воспитателей,  а также специального оборудования и пособий не являются препятствием для организации музыкально-дидактических и музыкально-сенсорных игр в группе. Такой системы, при которой воспитатели и дети получат возможность придумывать новые музыкально-дидактические и музыкально-сенсорные игры по аналогии со знакомыми, на основе приобретённого  опыта, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, природные объекты, игровые пособия и игрушки, составляющие предметную развивающую среду.

         Нами разработана картотека музыкально-дидактических игр для детей разных возрастов, доступных для организации их воспитателями, не имеющими специального образования. При организации игр используется предметно-развивающая среда группы: музыкальное оборудование, содержащееся в музыкальных уголках групп; конструкторы различных модификаций; самодельные шумовые музыкальные инструменты; ИЗО-материалы; физкультурный инвентарь; природный материал; посуда и кухонная утварь; все виды игрушек.  (Схема №5, «Оборудование, используемое при организации музыкально-дидактических игр в ДОУ» ) Музыкально-дидактические игры планируются и проводятся следующим образом. Один раз в месяц дети знакомятся с новой музыкально-дидактической игрой. Воспитатель в течение месяца планирует её проведение не реже одного раза в недёлю. Помимо этого раз в неделю планируется знакомая детям музыкально-дидактическая игра под руководством воспитателя. Воспитатель также побуждает детей включать музыкально-дидактические игры в свободную деятельность. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.

Музыкально-дидактические игры организуются в утренние и вечерние часы, на прогулке (в тёплое время года), на занятиях по развитию речи, во время праздников и развлечений, в свободной деятельности детей. Важное значение музыкально-дидактические игры имеют для развития детей коррекционных речевых групп. Многие развивающие задачи (звукообразование, дыхание, чувство ритма, темп) для них общие. Огромное количество музыкально-дидактических игр включено в занятия по логоритмике.

Музыкально-дидактические игры, в зависимости от цели и содержания игры, могут носить групповой, подгрупповой или индивидуальный характер. Игры «Музыкальный ёжик», «Весёлые молоточки», «Музыкальная лесенка» лучше организовывать индивидуально или с небольшими подгруппами детей (2-4 человека). Игры «Тихо - громко- очень громко», «Совушка-сова», «Кто как ходит», «кукла пляшет, кукла спит» - можно проводить с группой или большими подгруппами детей (6-10 человек).

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Возникающие при организации музыкально-дидактических игр в группе трудности, вопросы и проблемы вам всегда готовы помочь разрешить музыкальные руководители ДОУ и старший воспитатель. Мы всегда готовы провести для вас индивидуальные консультации, дать необходимые рекомендации.



Предварительный просмотр:

Как организовать музыкально-звуковую среду группы, как сделать её развивающей и комфортной для детей.

Мы называем воздушное пространство пятым океаном. А музыку, по аналогии, могли бы назвать шестым, ведь так же, как человек не может существовать в безвоздушной среде, так не может он существовать без среды музыкальной. Музыка повсюду, как воздух. Мы можем любить её или не любить, но жить вне музыкальной среды мы не можем.

У музыки две основные функции: выразительная и изобразительная. Психолог Теплов выделяет выразительную функцию, как главную и пишет, что восприятие музыки является основным источником чувственного  познания мира. Наиболее активно человек познаёт мир в дошкольном детстве. Очень важно в этот момент, двигаясь от ступени к ступени на пути самосовершенствования запустить вечный двигатель: от восприятия к творчеству, от творчества к самовыражению, от самовыражения к стремлению обогащать чувственного познания через все виды искусства. Путь этот бесконечен, но начало  свое он берет в раннем детстве. Будет ли этот путь подобен спирали, всякий раз выводящей человека на более высокий уровень развития, замкнется ли в круг, или оборвется, не успев начаться – зависит от того, какие взаимоотношения установятся между ребенком и музыкальной средой создаваемой нами.

Из современной музыкальной среды, к сожалению, почти исчезли произведения музыкальной классики. Такая среда не способна создавать необходимые условия для гармоничного развития музыкального восприятия ребёнка.

Для того чтобы музыкальный язык стал вторым родным, необходимо создание музыкальной развивающей среды в семье и ДОУ на самых ранних этапах развития детей.

Вечные ценности… Казалось бы, чего проще: каждый человек хочет видеть своего ребёнка успешным и счастливым. Однако год от года планка «успешности» поднимается всё выше и выше. Новое время требует всё больше качественных показателей развития ребенка. И конечно во все времена музыкальному развитию отводилось особое место в системе формирования личности человека.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности в рамках музыкального воспитания. Оно является составной частью эстетического восприятия. Развитие эстетического восприятия у детей – одна из целей в процессе развития личности. Однако так ли важно на самом деле развивать эстетическое восприятие. Каковы его истинные цель и значение?

Л.С. Выготский доказывает не научность трех приписываемых эстетике целей: познания, чувства и морали. В результате исследований он приходит к выводу, что человеческие возможности превосходят его действительную деятельность. Что человек способен за всю свою жизнь осуществить лишь очень малую часть своих возбуждений, которые возникают в нервной системе. Разницу, между потенциальным и реальным в жизни человека всецело покрывает творчество. Процесс эстетического восприятия Л.С. Выготский определяет, как повторные и воспроизведенные процессы творчества. Иными словами, развивая эстетическое восприятие детей, мы ведем их к наиболее полной и яркой реализации духовных потребностей личности. Давайте будем откровенны: многие ли из наших детей в будущем станут поэтами, художниками, музыкантами. Очевидно, очень не многие. Развитое эстетическое восприятие способно поставить их на одну ступень с Моцартом или Вивальди и таким образом подарить  им радость творчества.

Музыкально-звуковая развивающая среда организуется исходя из следующих принципов:

·         Принцип взаимодействия. Создание развивающей музыкальной среды осуществляется совместно силами детского сада и семьи.

·         Принцип взаимозаменяемости. Способность компенсировать потери, при временном отсутствии одной  или нескольких элементов структуры

·         Принцип доступности. Простота в работе с музыкальным материалом для всех участников процесса, независимо от музыкальной образованности.

·         Принцип целостности. Интеграция в различных видах деятельности детей.

·         Принцип разумной умеренности. Не перегружать детскую психику непрерывно звучащей музыкой.

·         Принцип немедленного реагирования.  Дети должны иметь возможность доступа к музыке в момент возникающей необходимости

Рассмотрим каждый из  принципов подробнее.

Принцип взаимодействия. Создание развивающей музыкальной среды осуществляется совместно силами детского сада и семьи. В детском саду этим занимаются музыкальный руководитель и воспитатели групп, в семье главная роль принадлежит родителям. Родители должны знать, какую музыку слушают дети в детском саду, какие методы, приёмы, формы организации используют педагоги. В свою очередь педагоги должны иметь представление о музыкальных вкусах, пристрастиях и потребностях каждой семьи. Для успешного взаимодействия необходим постоянный обмен информацией о возникающих трудностях, потребностях, идеях, новинках. Для установки подобного контакта необходимо создание доброжелательной доверительной обстановки в коллективе детей, педагогов, родителей.

Принцип взаимозаменяемости. Создатели современных образовательных программ зачастую обходят стороной проблему человеческого фактора. Иногда возникают ситуации, когда по тем или иным причинам музыкальный руководитель временно отсутствует. Создание развивающей музыкальной среды способно частично компенсировать отсутствие музыкальных занятий за счёт использования групповой фонотеки с музыкальной классикой, а также за счёт использования музыкальной классики в повседневной жизни группы, на занятиях и пр. Не секрет, что даже при идеальной работе педагогов с родителями невозможно добиться того, чтобы во всех без исключения семьях слушание музыкальной классики стало частью жизни, семейной традицией. Музыкальная среда детского сада компенсирует этот пробел.

Принцип доступности. Подавляющее большинство педагогов и родителей, согласно проведённому анкетированию, понимает необходимость использования музыкальной классики в процессе развития ребёнка. Однако, ссылаясь на то же анкетирование, они объясняют отсутствие музыки в семье недостатком знаний в данной сфере и отсутствием музыкального материала в семейной и групповой фонотеке.

Наличие музыкальной развивающей среды решает эту проблему путём создания фонотеки группы таким образом, что её использование становится доступным и педагогам, и родителям, независимо от образования.

Принцип целостности. Использование произведений музыкальной классики в процессе творческой деятельности, чтения художественной литературы играет благоприятную роль в процессе развития эстетического восприятия у детей. Наличие музыкальной развивающей среды предполагает использование музыкальной классики во всех видах деятельности детей.

Принцип разумной умеренности. Наличие классической музыки в группе не должно стать самоцелью. Необходимо помнить, что музыкальная среда может быть насыщенной, в исключительных случаях - интенсивной, но никогда не должна быть навязчивой и агрессивной.

Принцип немедленного реагирования. Музыка в развивающей среде должна быть доступна детям, как карандаши и пластилин. Воспитатель должен чутко реагировать на возникающие желания детей гласные и негласные. Возникающий интерес не должен оказаться без внимания и поддержки, потребность в музыке – без ответа.

Организаторами музыкальной развивающей среды в группе являются воспитатели. Они, работая с детьми в тесном контакте, принимают решение о том, когда использование музыки будет наиболее эффективным, благоприятным и целесообразным. Роль музыкального руководителя в данном случае заключается в координации работы воспитателей в этом направлении.

Классическая музыка может используется воспитателями на занятиях по ИЗО, чтению художественной литературы, ознакомлению с окружающим. Музыка помогает создать необходимое настроение, наиболее полно и ярко раскрыть черты художественного образа, предметов и явлений. В данном случае музыка является одним из инструментов для достижения тех или иных педагогических задач, напрямую с музыкой не связанных. Всякий раз воспитатели самостоятельно принимают решение, когда и в каких занятиях присутствие её необходимо, ведь классическая музыка не является обязательным элементом каждого занятия. Да и в процессе занятия она звучит непродолжительное время, для того, чтобы не отвлекать детей от самого занятия и не перегружать их нервную систему.

Фоновое слушание музыки – одна из форм организации слушания музыки детьми. Долгое время единственно возможной формой организации слушания музыки считалось произвольное слушание с последующей беседой педагога с детьми. Жизнь показала, однако, что, применяя подобный подход, мы сдаём свои позиции в процессе формирования детского музыкального восприятия популярной современной музыке.         Она, непрерывно звуча,  становится для детей естественной музыкальной средой. Фоновое слушание музыки призвано исправить сложившийся перекос. Основой фонового слушания является непроизвольное восприятие музыки у детей. Это обусловлено особенностями развития детского восприятия. Очевидно, что уровень развития восприятия различен в разные возрастные периоды. На первоначальной стадии процесс восприятия носит эффективный характер. Затем начинают формироваться межфункциональные связи. Развитие восприятия сопровождается образованием новой психической системы. Дальнейшее развитие восприятия базируется на приобретенных ранее системах образов и функций. Важно отметить, что в процессе развития первоначальные элементарные перцептивные функции не исчезают. В процессах восприятия они играют важную, хоть и не главную роль.

В первой и во второй младших группах фоновое слушание включает в себя непрограммные произведения музыкальной классики: концерты, симфонии, сонаты различных композиторов. Главное требование к музыке, в данном случае, она не должна носить тревожный, агрессивный или ярко выраженный печальный, скорбный характер.

Начиная со средней группы в процесс фонового слушания помимо непрограммных, больших по объёму произведений, включается музыка, которую дети слушали на музыкальных занятиях, и другие произведения соответствующего характера и тематики.

Процесс фонового слушания не предусматривает специальной беседы педагога с детьми о музыке. В данном случае инициаторами общения выступают дети. Если у них возникает интерес, и они задают вопросы о звучащем произведении, педагог поддерживает беседу, отвечает на вопросы, высказывает собственное положительное отношение к музыке. Иногда музыкальные образы побуждают детей к творчеству. В этом случае задачей воспитателя является помощь детям в реализации возникших идей. Одним из важнейших условий в процессе организации музыкальной развивающей среды в группе является доступность музыки для детей в том смысле, что они должны иметь к ней доступ в момент возникающей необходимости. Неважно, просят ли воспитателя об этом напрямую или он сам почувствует это по настроению детей.

Музыка, какой бы прекрасной она не была, не может звучать непрерывно, для того, чтобы не перегружать нервную систему детей. В каждом конкретном случае воспитатель самостоятельно принимает решение, в какой режимный момент или вид деятельности включить музыку. Это может быть утренний приём детей, подготовка к занятиям, одевание на прогулку, игры, самостоятельная деятельность, укладывание на дневной сон. Музыка того или иного характера используется воспитателем с учётом того, какой цели он хочет достичь: успокоить или взбодрить детей. Для удобства использования тонизирующую музыку и музыку для релаксации мы записываем на две разных кассеты. В любом случае используется музыка специально подобранная для фонового слушания в группе.      

Главными людьми для детей являются их родители. Дети копируют  родителей, в том числе, и отношение к музыке. В большинстве семей предпочтение отдаётся современной популярной эстрадной музыке. При всеобщем уважительном отношении к классике и высоко оценивая её необходимость в формировании музыкальных пристрастий ребёнка, родители признались, что музыку такую дома не слушают, поскольку «не понимают» её. Организация развивающей музыкально-звуковой среды ДОУ должна способствовать популяризации произведений музыкальной классики среди родителей.

Организация музыкальной развивающей среды в детском саду поможет нам разрешить противоречия, возникающие в процессе работы над развитием восприятия музыки у дошкольников. Музыкальные руководители обеспечат педагогам и родителям необходимую методическую поддержку для организации развивающей музыкально-звуковой среды в группе и дома. Это, в свою очередь, должно придать процессу развития детского музыкального восприятия систематический постоянный характер, что, по мнению психологов, является одним из важнейших условий успешного развития восприятия. Организация музыкально-звуковой развивающей среды с учётом возрастных особенностей детей, а именно преобладание непроизвольного восприятия над произвольным, помогает нам, не перегружая психику детей, сделать процесс развития восприятия музыки лёгким и незаметным. Используя в равной мере детскую, классическую, популярную музыку разных лет и т.д. в различных видах деятельности, возможно удастся избежать возникновения у детей стереотипа о классической музыке как о чём-то непонятном, сложном, чужом, а потому неприятном. Наличие в детском саду музыкально-звуковой развивающей среды поможет нам, не вступая в противоречия с современной музыкальной культурой, сделать музыкальный язык вторым родным для детей. Безусловно, важно развивать специальные музыкальные навыки, такие как пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах, не стоит забывать при этом, что сами по себе, в дошкольном возрасте, они рассматриваются нами не как самостоятельные виды искусства, а являются методами развития музыкального восприятия у детей. Высокий уровень развития музыкального восприятия является необходимым признаком гармонично развитой личности, её воспитание – есть главная цель современной педагогики.



Предварительный просмотр:

Значение музыки в режимных моментах.

          Уважаемые коллеги! Мы с вами, воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом».  

Музыкальный репертуар для звучания фона совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:

создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.

ИТАК:  В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка? (ответы педагогов)

Утренний прием

-Утренняя гимнастика

Вовлечение детей в образовательную деятельность

-НОД

Подготовка ко сну (засыпание)

Пробуждение (подъем)

-Закрепление песен, хороводов

-Музицирование в свободной деятельности

Релаксация

Повторение песен и хороводов

( Вместе с воспитателями определить, где режимные моменты, а где непосредственно образовательная деятельность)

Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной , в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

1. Утренняя зарядка.

Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.

Например на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет».

На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года». и т.д.

3.Наблюдения на прогулке.

Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней.

Например, наблюдение за птицами -  «Птичка», «Зима прошла»; за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще..», «Солнышко лучистое» и т.д.

4. После сна тоже можно включать  спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись .

В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.

Подбор музыкальных произведений

В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.

Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

2.        Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка  не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

3.        В  детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

4.        Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

          Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей.( СD «Моцарт для малышей»)

( Раздать подборку музыкальных произведений для режимных моментов)

             Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться  воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Примерный перечень музыкальных произведений:

Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский  «Клоуны», «Петя и волк»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

И. Гайдн  «Серенада»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Рубинштейн «Мелодия»

Г. Свиридов  «Военный марш»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини  «Менуэт»

Э. Григ   «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон  «Песня без слов»

В. Моцарт  «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс  «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», « Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка "Камаринская".

В.-А. Моцарт "Турецкое рондо"

А. Дворжак  «Славянский танец»

Ф. Лист  «Утешения»

Д. Шостакович «Романс».

Р. Шуман  «Май, милый май!»

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»

И. Бах  «Ария из сюиты № 3»

А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

В.-А. Моцарт "Реквием".

К. Сен-Санс "Карнавал животных." « Лебедь»

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс "Вальс № 3".

Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде".

Т.Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен  «Лунная соната»

Э. Григ  «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков  «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен  «Ноктюрн соль минор»

Г. Свиридов  «Романс»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.Чайковский. "Времена года"

Детские песни:

1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин,  М.Минков).

5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).

6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков).

7. «Лучики надежды и добра» (ел.и муз. Е. Войтенко).

8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

А также др. песни В.Шаинского, А.Рыбникова, Г.Гладкова, Е.Крылатова, Г.Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классическая музыка в обработке для малышей. Разнообразные колыбельные. И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и дт.д.)

Вывод:  Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.