Учитель года России - 2022

 Торгова Галина Борисовна

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока  русского языка в 3 классе.

Тема урока «Работа с текстом. Определение рода имен  существительных».

Урок закрепление.   Связь с другими предметами - литературное чтение.    

Фрагмент урока  построен в соответствии  с формированием функциональной грамотности на уроках русского языка с применением концепции «4К»

 Начало урока заинтересовывает учащихся в выполнении заданий, так как они не просто выполняют задания, а  помогают героям из мультфильма «Простоквашино».

Мы знаем  четыре составляющих концепции «4К». Это креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация. Все составляющие концепции  прослеживаются на данном уроке.

Креативность проявляется как при восстановлении последовательности фрагментов текста, так и при создании собственных текстов. (Задание

« Составь текст из абзацев и продолжи его») А так же  при  оригинальности предложенных идей и умении быстро перестраивать свою деятельность.

Критическое мышление проявляется прежде всего при формировании групп ( Следовало критически  оценить свой уровень знаний и выбрать нужный вариант задания), так как задания были  предложены разного уровня сложности. (Три уровня сложности). А так же  при умении объяснять ход своих мыслей,  умении оценивать надежность утверждений, убедительность доводов, а также при рефлексии: «Чемодан, корзина, мясорубка»

           В ходе урока создаются условия для развития коммуникативных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию собеседника, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения. Работа по  составлению текста и его продолжению  организуется в   группах. Коммуникация проявляется в ходе работы  в группах: желание учащихся участвовать в работе группы, умение сотрудничать,  распределение заданий и ответственности в группах.

         Кооперация, то есть  эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных по составу  командах,   просматривается в ходе урока, когда учащиеся сначала работают в группах, а затем в парах         ( определение рода существительных.  Технология:  «Красный, синий, желтый»).  Учащиеся способны  вести диалог, выполнять задания, соблюдать умение сотрудничать в различных по составу командах.  

Продукт  урока -   письмо с выполненными заданиями героям из «Простоквашино»

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

                                                                                                           Торгова Г.Б.

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                        МБОУ Виткуловская СШ

                                                                                         Сосновского района

                                                                                   Нижегородской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка  с использованием компетенций «4К»

Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков (слайд 2)

Школа берет на себя ответственность и за когнитивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга. В последние несколько лет школьное образование во всем мире отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций или навыков XXI в (слайд 3)

        Способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней -  функциональная грамотность. Леонтьев Алексей .Алексеевич сказал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все  постоянно приобретаемые в течение жизни знания,  умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных  сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью,   наряду  с этим учащиеся  овладевают навыком организации своего рабочего места, навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени;  навыком проверки работы  одноклассника  (слайд 4)

 Составляющие   функционально грамотной личности.
1. Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные  синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости.
2. Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):
– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
– делить текст на структурно - смысловые части;
– самостоятельно ставить вопросы к тексту;
– вести диалог с автором текста;
– отвечать на вопросы учителя по тексту;
– выделять в тексте главное;
– составлять простой план текста;
– составлять таблицу, схему по содержанию текста;
– находить ключевые слова;
– соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);
– озаглавливать текст;
– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

3. Коммуникативные умения:
– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать  свою точку зрения; воспринимать
аргументы собеседника;
– обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);
– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы  делать что-то сообща.

         Для  определения перспектив работы по  теме: «Формирование функциональной грамотности  с использованием  концепции «4К» была проведена входная  диагностическая работа. Которая показала , что уровни распределились так:  27%   - низкий уровень, 36,5 % - средний  уровень и 36,5 –  высокий  уровень.      (слайд 5)  

        Функциональная  грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.

Помимо собственно предметных умений, или грамотностей, предлагаю рамку для умений XXI в., в которой выделяются «инновационные умения» —  критическое мышление и решение проблем, креативность, инновационность , коммуникация.

        Что же такое концепция  «4К»? Расшифровать можно так: Первая «К»-креативность, вторая «К»-критическое мышление, третья «К»-коммуникация и четвертая «К»- кооперация (взаимодействие и сотрудничество) (слайд 6). Почему именно они были выделены в качестве ключевых или основных? Мною проанализирован   ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество. Выделили наиболее часто встречающиеся в них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые должны сформироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое и инновационное или креативное мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими. ( слайд 7)

        Если мы хотим формировать функциональную грамотность на уроках русского языка, и  хотим помочь учащимся развивать эти важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок—это место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде (слайд 8)

         Посмотрим на структуру компетенций/ навыков«4К» и выделим их компоненты. Затем соотнесем эти компоненты с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), действующим сего дня. Основой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К. Поппера: мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных.  Наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация,  общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине» (слайд 9)

        В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько умений. Я приведу широко распространенный перечень, сформулированный группой экспертов. В моем выступлении указаны варианты, которые используются в инструментах, разработанных для оценки уровня сформированности  критического мышления и других навыков группы «4К».  (слайд 10)

        Я буду  придерживаться следующего определения: креативность—способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания (слайд 11)

        «Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, в целом это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации. Но есть и то, что менее очевидно, например, такая постановка вопросов, которая открывает новые варианты решений, или установка таких связей между явлениями, которые становятся вызовом для наших ожиданий и открывают возможность увидеть мир новым образом, с помощью воображения.

 В структуру креативности, представленную в этой модели, внесены:

Коммуникацию и кооперацию, или сотрудничество, при выполнении каких-либо действий в команде описать легче, чем другие составляющие «4К», поскольку эти навыки больше проявляются на внешнем плане и за ними проще наблюдать. Эффективная коммуникация связана с развитием у человека коммуникативной компетентности — «способности выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а так же эффективно использовать  в различных социальных и культурных контекстах (образование, работа, дом и отдых)».

        Коммуникация проявляется в умении ученика задавать вопросы одноклассникам и отвечать на их вопросы понятным для них образом, в случае необходимости обращаться за разъяснением того, что оказывается непонятным в сообщениях или рассуждениях, и, в свою очередь, умении разъяснить свои идеи и предложения.

Структура этой компетенции/ навыка представлена так: (слайд 12)

        В рамках различных компетентностных моделей под кооперацией понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных по составу  командах. Структура этой компетенции/навыка представлена так:( слайд 13)

        Надо подчеркнуть, что каждый раз, предлагая ученикам выполнить задание в группе,  я имею  возможность научить их работать в команде. Этому может помочь повторение с учениками основных правил командной  работы:

- высказываться по очереди и выслушивать каждого; рассматривать все высказанные предложения;

- не давать обидных комментариев на предложения одноклассников;

- обращаться за разъяснением и помощью сначала к членам команды и только потом к другим ученикам или учителю;

- согласованно распределять работу между всеми членами команды;

-при желании определить ответственных за тот ил иной участок работы.

        Умение работать в команде, взаимодействовать и сотрудничать рассматривается как один из важных метапредметных результатов ФГОС. Не менее важна связь ФГОС и с другими навыками XXI в. и их ключевым звеном «4К».

        В свои уроки русского языка я включаю  задания, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности.  Так при изучении темы «Текст. Виды текстов»   обучающиеся расширяют представление о тексте. В ходе урока создаются условия для развития коммуникативных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию собеседника, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Работа организуется в трех группах. Креативность проявляется при подготовке опережающего задания, при самостоятельном поиске ответов, оригинальности предложенных идей и умении быстро перестраивать свою деятельность. Критическое мышление проявляется при умении объяснять ход своих мыслей, обнаруживать нехватку информации, умении оценивать надежность утверждений, убедительность доводов, а также при рефлексии. Для рефлексии на данном уроке я использовала  прием «Чемодан, мясорубка, корзина». На магнитной доске размещены три картинки: чемодан, мясорубка, корзина. Чемодан – беру с собой. Мясорубка – надо обдумать. Корзина – не буду пользоваться этими знаниями. Дети пишут на стикерах  свои мнения и размещают под той картинкой, которую выбрали (слайд14)

        При формировании функциональной грамотности  на уроках русского языка в начальной школе с использованием  концепции «4К»,  я использую такой метод как   "Сам себе эксперт".   На уроке, а это чаще всего уроки перед изложениями, диктантами, проверочными работами, я    формирую группы экспертов по каждому виду заданий. Например,  одна группа экспертов    объясняет  смысл  понятия имени существительного. Данная группа экспертов подбирает примеры , готовит презентацию, предлагает выполнить составленные  задания  ученикам из другой группы. Другая группа экспертов готовит задания по  другим понятиям. На уроке моя  роль - консультант.  Ученики  должны  аргументировать свое мнение, предложить выход из  проблемной ситуации, найти нестандартное решение поставленных задач. Таким образом,  идет процесс  формирования функциональной грамотности, формирование важных жизненных компетенций. Группы оценивают работу друг друга, отмечают сильные и слабые стороны.  Продуктом работы группы может быть буклет с рекомендациями, примерами, памяткой по  изученным темам русского языка, а так же совместным тематическим книгам  (слайд 15)

          Один из приемов концепции «4К»  по формированию функциональной грамотности , который я использую на уроках русского языка –это  «Ромашка  вопросов» или «Ромашка Блума»  (слайд 16)  Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином  Блумом. Мой опыт использования  показывает, что учащиеся   понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Учащиеся могут дать ответ на любой тип вопросов,  а так же  с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов для своих одноклассников.  Работа может быть индивидуальной, парной или групповой (слайд 17)

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение информации.  (Какая это часть речи? Какой знак поставим в конце предложения?)  
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность информации.( Правда ли, что... Если  я правильно понял, то...)

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются        для анализа информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей (Почему  вы считаете, что…?  Почему  можно поставить этот знак в конце предложения?)
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица  БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения  (Что бы произошло,  если...  Чтобы изменилось, если бы  …?  Как,  вы думаете….?)
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. (Как вы относитесь к... ? Что лучше? )
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой ( Где может пригодиться знания о текстах? Для чего…?)

В качестве рефлексии  я применяю на уроках метод незаконченных предложений, синквейн,  матрицу принятия решений (слайд18).

Таким образом, мы увидели, что формирование   функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка  с использованием  концепции «4К» может применяться  любым учителем и в любой школе.

  Формирование функциональной грамотности с применением концепции «4К»  дал положительный результат, что показала итоговая проверочная  работа за первое полугодие этого учебного года. 18% показали низкий уровень(27% в начале года), 19% средний  уровень (в начале года 36,5), 63% - высокий уровень( 36,5  в начале года)  (слайд19)

 Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для  ученика. Поэтому применение   деятельности при формировании  функциональной грамотности с использованием компетенций « 4К»,    позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Если выпускник  начальной школы приобретает указанные выше знания, навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах  (слайд 20)


Предварительный просмотр: