Консультации для родителей

Елена Геннадьевна Глазкова

Уважаемые родители! Предлагаю вам несколько актуальных тем по вопросам воспитания, образования и развития ваших детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ко всей стране, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест - с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, посёлке. Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству советских людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, их ведут к памятникам героев.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, посёлку и родной стране.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, посёлку,  родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Для того, чтобы с малых лет растить патриотов, воспитатели должны ясно представлять себе, в чём состоит своеобразие патриотизма ребёнка- дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском саду. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей. Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду - это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.

Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Безопасность детей на дороге. Фликеры»

Осень- это время года, когда в городе резко возрастает количество дорожных происшествий с участием детей. Это и возвращение детей, расслабленных летними каникулами, и родителей, утративших бдительность после летнего отдыха. поэтому именно осенью в городе стартует акция "Зелёный огонёк".

Детский сад проводит огромную работу по обучению детей правилам дорожного движения : в каждой группе есть зоны "Дети и дорога". Тематика ознакомления детей с правилами дорожного движения находит своё отражение во всех видах деятельности.

Но только родители своим личным примером ежедневными беседами, закреплением полученных знаний, смогут перевести эти правила в норму поведения ребёнка.

Огромное значение для детей и родителей имеет участие в проводимых городом мероприятиях, акциях, мастер-классах, где сотрудники ГИБДД рассказывают, показывают детям и родителям ситуации, в которых учат выполнять правила дорожного движения.

Особый интерес у родителей вызывают ФЛИКЕРЫ. Ведь дни становятся всё короче, и водителю трудно разглядеть ребёнка на неосвещённом пространстве.

Фликеры можно не только купить, а гораздо интереснее и полезнее сделать своими руками из светоотражающей самоклеящей плёнки.

Куда прикреплять светоотражатели-фликеры для детей

Фликеры особенно актуальны осенью, вечером и в пасмурную погоду. Цветовая гамма аксессуаров разнообразна, а дизайн удовлетворит даже самых капризных детей и не испортит внешнего вида вещей.

Вариантов размещения фликеров немало : верхняя одежда;;запястье;детская коляска;велосипед или самокат;санки.

В каком количестве крепить световозвращающие элементы

Оптимальный вариант для пешехода – четыре фликера : на руках, ремне и рюкзаке. Несмотря на то, что светоотражатели больше похожи на яркий аксессуар, пользу его невозможно переоценить: по статистике появление фликеров в шесть раз сократило число ДТП с участием детей.

Как сделать светоотражатель своими руками?

 Обеспечить безопасность на дороге для детей можно их же собственными руками. В такой поделке нет ничего сложного, а для ребенка светоотражатель, созданный собственноручно, наверняка, станет более значимым, чем тот, который вы могли приобрести в магазине. И случайно забыть дома то, над созданием чего он так старательно трудился, будет намного сложнее. Изготовить необычный фликер, обеспечивающий безопасность детей на дорогах, можно в домашних условиях или в детском саду.

Чтобы сделать отражатель своими руками, понадобятся:

самоклеящая светоотражающая плёнка; линейка; удобные детские ножницы; простой карандаш.

Этапы работы:

-выбрать с детьми трафареты-шаблоны для фликера.

-обвести на самоклеящей плёлке карандашом

-вырезать ножницами по контуру

-приклеить на брелок, одежду или велосипед.

Фликер, изготовленный собственноручно, не просто порадует ребенка, он обеспечит его безопасность на дороге! Однако, полагаться только на светоотражающие элементы не стоит. Уберечь детей от опасности поможет активная профилактическая работа!

Сохранить жизнь и здоровье детей - значит обеспечить будущее не только семьи, но и государства. Обеспечение безопасности дорожного движения- государственная задача, решать которую должны не только сотрудники ГИБДД, педагоги, но и родители. Главная роль семьи в данном процессе заключается в том, чтобы как можно раньше научить ребёнка безопасному поведению на улице.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Советы по обучению чтению дошкольников».

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

Овладение звукобуквенными обозначениями

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного гнозиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

Послоговое чтение

На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

Становление ситетических приёмов чтения

Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звукослоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение.

Синтетическое чтение

Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Советы по обучению чтению дошкольников

  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.
  • Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
  • Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ или рэ…
  • На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения.
  • Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
  • Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Большое внимание уделяется выбору произведений для пересказа.

При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объём произведения, чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Этим требованиям отвечают произведения К. Ушинского, В Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирёва, на которые я опираюсь в своей работе. Тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

- высокая художественная ценность произведения;

- идейная направленность;

- динамичность, образность изложения, чёткость и последовательность развёртывания действия;

- объём пересказа;

- словарно-грамматическая наполняемость текста.

Обследование, проводимое мною, показало хорошую динамику детей по обучению пересказу и перспективность данного вида работы.

Но самым большим доказательством являются дети, их желание и умение красиво и связно говорить.

Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах.

Взрослый должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Важным приемом являются вопросы взрослого. То есть после того, как прочитали текст, можно предложить ребенку ответить на вопросы по содержанию рассказа, например, кого встретила Красная шапочка в лесу, почему волк сказал девочке, чтобы она пошла по длинной дороге, что случилось потом. Такие вопросы помогут ребенку лучше понять содержание рассказа, запомнить последовательность событий. Некоторые вопросы, а может разъяснения самого взрослого (если ребенок затрудняется ответить) помогают ребенку понять значение непонятных слов (невод, закат, рассвет, роса и пр) или выражений (у страха глаза велики, золотые руки, светлая голова).

Важно дать нравственную оценку героям произведения: трусливый или храбрый, простодушный или хитрый, ленивый или трудолюбивый. В конце подводится итог: чему учит нас рассказ или сказка, разъясняется скрытый смысл произведения.

Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Важно перед началом пересказа текста ребенком, прочитать весь рассказ еще раз. Повторное чтение поможет ему лучше запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание предмета, внешнего вида героя и т. д., отдельные предложения, интересные в языковом плане, обогащающие их речь.

Итак, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. В дальнейшем они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связной речи детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Дорога домой с пользойповторяем и закрепляем».

Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Но каждый день дорога от детского сада домой и обратно можно провести с пользой. Играя в игры, ребёнок повторяет и закрепляет пройденный материал с воспитателями, логопедом. В процессе игр развиваются память, внимание, восприятие, связная речь.

Такие «дорожные» занятия сближают детей и родителей. Дети чувствуют, что они не безразличны родителям. А самое главное - ребёнок и не догадывается, что это не просто игра, это игра-занятие.

 «Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например, все красные, зеленые, или круглые и т. п.).

«Скажи наоборот». Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро – ночь, солнце – луна, твёрдый — мягкий, зима-лето и т. д.

«Четвертый лишний». Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и сказать почему. Например: дерево, дом, машина, дорога; дерево, цветок, кустарник, камень и т. п.

«Назови признак». Предложить ребенку назвать признаки весны, лета, осени, зимы, воды, растений и т. д.

«Посчитаем». Сколько машин попалось навстречу; сколько домов стоит справой стороны дороги, с левой стороны; сколько колёс у машины. 

«Сколько этажей в доме?» найти самый высокий и низкий дом.

 «Назови слово на заданный звук» например «Д» дом, дерево, дорога и т. д. ; машина, магазин…

 «Прочитай». Можно прочитать вывески на домах.

 «Отгадай слово». Предложите ребёнку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, быстрая и т. д.

«Что мы делаем?» к дому идём, в дом заходим, из дома выходим.

«Что делает машина?» Машина едет, подъедет, объедет, заедет.



Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей на тему:

«Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет»

Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые

игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы

добираетесь до дома.

Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет (рекомендации для

родителей)

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в

творческих играх.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что

они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении

задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и

упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой

задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в

игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения

словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок

научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть

ежедневно.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по

ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим

словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово,

а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

         бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

 "Традиции русской народной культуры в семейном воспитании"

 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине...

Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пусть

в его сердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский. 

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.  Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к русской народной  культуре  уже сейчас в дошкольном возрасте.

 Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные  чувства, развивать духовность

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа  надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций,

забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими

 поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.).

 В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка.

В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка  утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых.  Традиция пересчитывания  в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами,  возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие,  и  в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Уважаемые родители!

Мы вас призываем побольше, рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т.д.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему :

«Обучение детей основам правильного поведения на дороге»

Уважаемые родители!

Дети не способны правильно оценивать обстановку. В первую очередь это связано с тем, что ребенок неспособен видеть издалека приближающиеся транспортные средства. Дети лучше ориентируются в том, что происходит вблизи. Поэтому очень важно воспитывать в детях потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными.

Прогуливаясь с детьми, необходимо им проговаривать и объяснять всё, что происходит, учить определять опасность, обучать детей не совершать ошибки, в результате которых могут возникнуть аварийные ситуации. Делайте следующее:

наблюдайте вместе с детьми за тем, как работает светофор, комментируйте, что означает тот или иной цвет (например, «…Ты знаешь, почему были выбраны именно эти цвета светофора? Красный цвет это цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в дождь, и в туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный цвет. Они предупреждают других участников движения об опасности и требуют уступить им дорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещает движение. Он словно говорит«Стой! Путь закрыт!» Зеленый цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зеленый сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит«Путь открыт! Смело вперед!»);

встретив на прогулке дорожные знаки, обратите внимание детей на них, расскажите им, что они обозначают и для чего они нужны;

периодически проверяйте усвоил ли ребенок то, как нужно поступать в тех или иных случаях на дороге, прежде чем совершать какое либо действие, например перейти дорогу, спросите у ребёнка как будет правильно поступить в данной конкретной ситуации;

заметив какие либо нарушения, совершаемые пешеходами или водителями, обязательно обратите внимание детей на эти действия, подчеркните, что они нарушают и какие последствия могут быть.

Научите детей определять скрытые риски. Некоторые считают, что аварии на дорогах – случайность. Однако это убеждение ошибочно. Большая часть происшествий – это последствие нарушений правил безопасности поведения на дорогах. Расскажите детям, какие существуют типичные опасные дорожные ситуации, почему на первый взгляд ситуация кажется безопасной.

Обратите внимание детей, на то, что недостаточно зелёного сигнала светофора, для того, чтобы начать движение через дорогу. Обязательно необходимо убедиться в том, что нет движущихся машин. Каждый пешеход, прежде чем переходить дорогу должен прислушаться и посмотреть по сторонам, убедиться в том, что ему ничего не угрожает.

Очень важно, чтобы остановившиеся машины не нарушали видимость. Стоящий автомобиль может стать причиной неправильного восприятия дорожной ситуации, скрыть за собой опасность – движущийся с большой скоростью автомобиль. Даже если Вы очень спешите, никогда не нарушайте правила. Пользуясь общественным транспортом не обходите его сзади или спереди, обязательно переходите дорогу по ближайшему пешеходному переходу.

Учите детей не перебегать дорогу, не отпускать руку взрослого. Помните, что дети познают окружающий их мир иначе чем взрослые, они постоянно отвлекаются для того, чтобы что-то рассмотреть или послушать. Поэтому крепко держите детей за руки, следите за их поведением. Не пересекайте дорогу на красный, даже если нет машин. Переходите дорогу не спеша, ориентируясь на изменение ситуации.

Никогда не оставляйте детей без присмотра, не позволяйте им играть вблизи дороги.

Дети в дошкольном возрасте обязательно должны знать: как необходимо передвигаться по улице, для чего служит тротуар, почему нельзя переходить дорогу на роликах, самокатах, скейтбордах и тому подобных средствах передвижения, как двигаться, если тротуара нет, особенности движения машин (при дожде или гололедице, о том, что машина не останавливается мгновенно).

Уважаемые родители, расскажите им обо всех опасностях на дорогах, скрывающихся на дорогах, периодически проверяйте всё ли им понятно и способны ли они применять полученные знания на практике.