Инновационная деятельность на базе КФУ

«Формирование  творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС  ООО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peshkova_vystuplenie_seminar_fgos.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей учащихся

на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС ООО

Пешкова Марина Алексеевна

учитель изобразительного искусства МБОУ лицея № 2

 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Предмет «Изобразительное искусств» по государственному учебному плану реализуется в школе за три года по одному часу в неделю (105 часов). Я понимаю, что за это время в классе из 25-30 человек трудно получить настоящих художников. Но я и не ставлю перед собой такую цель. В первую очередь я задумываюсь над тем, как развить заложенные в ребенке творческие, художественные способности, как помочь ему найти самого себя.  Как и любой другой процесс - творческое начало необходимо формировать в детях, развивать и совершенствовать. А для этого недостаточно только логического мышления. Как известно, в процессе творчества активно работает правое полушарие мозга. В современном мире задействовано в основном вербальная система общения и левое «логическое» полушарие. Наши дети имеют достойные знания по основным предметам, научились решать тестовые задания, но они испытывают затруднения при применении этих знаний на практике, при генерировании свои идеи в жизнь. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют, как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей. Активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта».  Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход, уделяется большое внимание социализации личности ребёнка и в качестве главных одобряемых характеристик отмечаются: «способность к достижению цели» и «социальная активность школьника».  Процесс социализации происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Таким образом одним из механизмов формирования системно-деятельностного подхода в основной школе может стать проектная деятельность.

        Е.С.Полат определила на каких предметах лучше всего «работает» метод проектов.  Она разделила учебные предметы по своей целевой направленности на две большие группы:

  • Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Это такие предметы как русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
  • Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегрированный и (или) прикладной характер. Кроме того они все тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы как: иностранные языки, информатика, изо, технология.

Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

В соответствии с ФГОС по предмету изобразительное искусство введения метода проектов не только допускается, но и требуется как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность.

      Вот уже не первый год основным методом обучения для меня становится проектная деятельность школьников, которая подразумевает:

  • Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в организации проектной деятельности школьников;
  • Широкое использование межпредметных связей и личностного опыта ученика в раскрытии и развитии его индивидуальных творческих способностей.

Использование современных ЦОР и ИКТ для меня является как наиболее естественный способ формирования УУД. И важным элементом в учебном процессе считаю необходимо дать возможность детям их грамотно применять, развивать ИКТ компетентность:

  • Программа «Microsoft Paint» —активно используется на уроках в 5-7 классах. Другие, более профессиональные программы подобны этому графическому редактору, поэтому Paint является ступенькой в мир компьютерной графики.
  • Среди программ по 3d-моделированию «Google SketchUp» отличается максимальной простотой в работе и особенно удобна для начинающих пользователей. В программе большие возможности для проектной деятельности учеников.
  • Adobe Photoshop удобен для редактирования картинки с использованием готовых изображений. Ребята с увлечением выполняют такие проекты как «Чистое слово» - говори правильно, создание головоломок «Найти 10 отличий», проект «Геральдика» - которые имеют выход за рамки урока. Как мне известно, ученики 7в класса провели классный час совместно с родителями по теме «Герб моей семьи», где дети используя работы выполненные на уроках изо, с честью и достоинством защищали свой семейный герб.

 На уроках изобразительного искусства ребята используют различные техники исполнения: рисование, аппликацию, лепку, компьютерную графику, техническое творчество. Такой широкий спектр продиктован возрастными особенностями школьников. Частая смена видов деятельности, разнообразие форм и методов работы, увлекательные задания, поощрение каждого -  создает ситуацию успеха, а главное, сюрпризность каждого образовательного шага.  Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Подростки 5-7 класс обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Для успешной работы учащихся необходимо создать специальные условия:

  • Образовательная среда
  • Материально-техническое обеспечение должно быть современным и в полном объеме соответствовать ФГОС.
  • Необходимо продумать систему оценивания.

В качестве методической помощи учителю рекомендую:

  • Овладеть технологией проектирования,
  • Перейти из предметной «зашоренности» в надпредметное,
  • Необходимы новые формы организации образовательного процесса.

   Традиционные наши проекты это проект снежного городка, проект здания, проект интерьера и экстерьера здания. Они выполняются в рамках урока, всеми без исключения учениками.  Например идея создание серии развивающих игр для детей школьного возраста «Архитектурное наследие Республики Татарстан» (победитель конкурса «50 инновационных идей для РТ») возникла на уроке при разработке проекта здания. Ребята выполняли развертки Спасской башни и Сююмбике. Модели получились эффектными и нам пришла мысль по тиражированию данных объектов. Это очень перспективная разработка хорошего технологического уровня. Макет-копия башен в масштабе из бумаги и картона. При выполнении разверток– возникла необходимость изучения компьютерных программ таких как Автокад и Компас, после создания чертежей– вновь проблема - как выполнить цветовое решение - вручную –это не серьезно- интерфейс изученных программ не позволяет сделать это качественно и на должном уровне. Вновь поиск и изучение еще одной профессиональной программы «КОРАЛ ДРО» инструментарий которой способен нам помочь имитировать каменную кладку комплекса. Для презентации нашего проекта на Международном финале соревнований школьных компаний «Достижения молодых» в Швейцарии появилась необходимость овладения английским языком и т.д.  Интересные проекты имеют продолжения во внеурочной деятельности. Мы вместе с детьми ставит все новые и новые задачи, что способствует совершенствованию уровня образованности и ученика и меня как учителя. Наш девиз: «Помоги мне сделать это самому». Великий труд - создать такие условия, когда у ребенка возникает внутренняя потребность самому осваивать и узнавать мир вокруг себя.